Jump to content

Иуда бен Самуил Регенсбургский

Раввин Иуда Хе-Хасид
(Йегуда ХеХасид)
Персональный
Рожденный
Йеуда, сын Рава Шмуэля

1150
Умер 22 февраля 1217 г. (66–67 лет) ( 1217-02-22 )
Религия иудаизм
Дети Моисей Залтман
Родитель
  • Шмуэль (отец)

Иуда бен Самуил Регенсбургский (1150 – 22 февраля 1217 г.) [1] [2] ), также называемый Иегуда ХеХасид [3] или «Иуда Благочестивый» на иврите , был лидером Хасидеи Ашкеназ , движения еврейского мистицизма в Германии, которое считалось отличным от хасидского движения 18-го века, основанного Баал Шем Товом . [4]

Иуда родился в небольшом городке Шпейер в современной земле Рейнланд-Пфальц в Германии в 1150 году, но позже поселился в Регенсбурге в современной земле Бавария в 1195 году. Он написал большую часть «Сефер хасидим» («Книга благочестивых»), а именно: а также работа о гематрии [5] и Сефер Хакавод (Книга Славы), последняя утеряна и известна только по цитатам, сделанным из нее другими авторами. Его наиболее выдающимися учениками были Элазар Рокич , Исаак бен Моисей из Вены, автор «Ор Заруа», а также, возможно, Моисей бен Якоб из Куси (согласно Хиде ).

Биография

[ редактировать ]

Иуда происходил из старой семьи каббалистов из Северной Италии , обосновавшейся в Германии. Его дед Калоним бен Исаак Старший был ученым и парнасом в Шпейере (умер в 1126 г.). Его отец Самуэль , которого также называли ХеХасидом «Благочестивым», ХаКадошем «Святым» и ХаНаби «Пророком», [6] был президентом бет -мидраша в Шпейере, и от него Иуда вместе со своим братом Авраамом получил свое раннее наставление. Самуэль [7] умер, когда Иуда был еще молод. [8] Около 1195 года он покинул Шпейер и поселился в Регенсбурге (Ратисбон) из-за «несчастного случая». [9] – наиболее вероятно обвинение в ритуальном убийстве 13 февраля 1195 г. (см., например, Израиль Юваль: Два народа в твоем чреве (2006), стр. 171) и последующее преследование, которому подверглись евреи Шпейера. [2]

Он основал ешиву в Регенсбурге и набрал много учеников. Среди прославившихся были Елеазар из Вормса , автор « Рокеаха» ; Исаак бен Моисей из Вены , автор книги «Ор Заруа» ; и Барух бен Самуэль из Майнца, автор «Сефер ха-Хокма» . Елеазар в нескольких отрывках обращается к своему учителю с выражением высочайшего уважения, например, «отец мудрости». [10] [2]

У Иуды остался один сын, Моисей Залтман. [11] автор комментариев к нескольким частям Библии. [12] Некоторые ученые полагают, что этот Моисей Залтман, Златман или Блатман на самом деле был раввином Моисеем бен Йоэлем из Регенсбурга. [13] Ошибочно предполагалось, что у Иуды было еще два сына, Аарон. [14] и Дэвид. [15] [2]

Он умер в субботу Захор.

Иуду хе-Хасида часто путают с Иудой бен Исааком Мессером Леоном из Парижа. [16] которого также называют Хехасидом , что является не чем иным, как почетным титулом, обычным в его эпоху. встречаются французские слова Тот факт, что в «Книге благочестивых» и что она отражает французские условия, побудил Греца также приписать ее авторство Иуде сэру Леону Хехасиду. Но причины, приведенные Грецем, несостоятельны. [2]

Легенды его жизни

[ редактировать ]

Легенда описывает Иуду как превосходного лучника, который в восемнадцать лет не знал ежедневных молитв. Однако когда к нему внезапно пришло просветление, он совершил много чудес. Он вернул плодовитость молодой замужней женщине. Говорят, что пророк Илия принимал участие в трапезе Седера и был замечен им в синагоге . Он чудесным образом предотвратил крещение еврейского ребенка и знал точный год искупления Израиля. Он поддерживал связь с епископом Зальцбургским и выступал в качестве провидца у герцога Регенсбургского . [17] [2]

Сочинения

[ редактировать ]

Довольно трудно определить, в чем состоял новый и важный отправной пункт, приписываемый ему легендой, поскольку мрак, охвативший его произведения, столь же непроницаем, как и окружавший его жизнь. Мы мало знаем о его изучении Талмуда. галахическое произведение « Ган Босем »; Иногда в качестве его цитируется [18] его решение можно найти в книге Самсона бен Садока « Сефер Ташбаш» , § 219: [19] [20] в Исааке бен Моисее из Вены в «Ор Заруа» и в Меира Ротенбурга ; сборнике респонсов [21] и его можно найти в переписке со знаменитыми галахистами своего времени. [2]

Его комментарий к Торе, записанный его учениками после лекций, был известен только по цитатам в более поздних комментариях. [22] [2] Тем не менее, в 1975 году раввин И.С. Ланга опубликовал комментарий Иуды к Пятикнижию , но он был вынужден опубликовать второе подвергнутое цензуре издание из-за заявлений об интерполяциях и изменениях, внесенных в состав Торы (к Быт. 48:20; Лев. 2:13; [23] [24] Эран Визель утверждал, что эти утверждения были сделаны р. Моше Зальтманом, сыном р. Иуды хе-Хасида, а не самим Иудой. [24]

Литургия

[ редактировать ]

Он сочинял литургические песни, но подлинность приписываемых ему песен сомнительна. Что касается его «Шир Хайичуд» (семь частей; восьмая называется «Шир ха-Кавод» ), напечатанного в Тингене в 1560 году: [25] существует очень большое расхождение во мнениях, и вопрос об ее авторстве до сих пор не решен. По мнению Цунца, [26] она кажется искренней, как и его молитва Йехабе Димати и его селиха Гадоль Йихудха Элохим Бейисраэль . Более вероятно, по данным источников, [27] его отец, или некий Самуил Хаззан, мученически умерший в Эрфурте в 1121 году, составил « Шир ха-Йихуд» , а сам Иуда написал к нему комментарий. [28] Несколько молитв ошибочно приписываются Иуде; например, Цунц ошибочно приписывает ему алфавитную техинну Эзкера Йом Моти . [29] Он также написал комментарии к некоторым частям ежедневных молитв и к Махзору. [30] [2]

Иуда собрал записи о путешествиях своего соотечественника Петахии Регенсбургского , хотя и не полностью и без всякого порядка. [31] Его главное литературное произведение было этическим и мистическим. Несомненно подлинным является его «Сефер ха-Кавод» , о котором упоминают его ученики. Хотя есть некоторые сомнения, [32] Принято считать, что человеком, написавшим этическое завещание Цаваат Рабби Иегуда Хехасид , напечатанное в 1583 году и переведенное на иудео-немецкий язык в Праге, семнадцатый-восемнадцатый века, был Харав Иегуда ХеХасид Шапиро. [33] В этом завещании содержались постановления относительно умерших (§§ 1–15), строительства домов (§§ 16–21), брака (§§ 22–32), запрещения браков между сводными братьями и сестрами, а также между двоюродными братьями и сестрами, а также различные обычаи и обычаи. суеверные предписания (§§ 33-конец). [2]

Он также был учеником одного из авторов «Тосафота» и учителем Меира Ротенбургского . [34] Он также обучал Исаака бен Моисея из Вены (автора « Ор Заруа ») и Моисея бен Якоба из Куси (автора « Семага »). [34] Некоторые говорят, что все пункты завещания были написаны Святым Духом . [35] Некоторые комментарии заходят так далеко, что утверждают, что ни один из библейских пророков не достиг его уровня. [36] Многие люди очень бережно относятся ко всем пунктам, перечисленным в завещании. [37] Некоторые говорят, что тому, кто неосторожен с предметами цаваа , придется дать шум и хешбон (отчет). [36] Причина, по которой завещание обычно не вносится в Шулхан Арух , заключается в том, что опасности, упомянутые в нем и Гемаре, являются реальными опасностями, в то время как пункты в завещании не являются реальными опасностями, а вещами, от которых следует дистанцироваться. [38]

Иуде также приписывают астрологический труд «Гематриот» . [39] переданный его учениками и увиденный Хаимом Азулаем и Сефер ха-Хохмой , о молитвах, обычаях и написании свитков Закона. [2]

Сефер хасиды

[ редактировать ]

Основной труд, с которым связано имя Иуды, — «Сефер Хасидим» . Книга содержит этические, аскетические и мистические учения, смешанные с элементами немецкого народного верования. «Сефер Хасидим» не является единым произведением и не является продуктом одного автора. [2] Частично его приписывают Самуилу Шпейерскому и Елеазару Вормсскому , а также самому Иуде.

Точную важность Иуды бен Самуила определить довольно сложно. Рядом с официальной, догматической религией Синагоги всегда существовала мистика, более обширно и глубоко занимавшаяся личным отношением человека к Богу, которая порой находилась в оппозиции к религии Синагоги. Мистицизм Иуды находился на такой стадии противостояния; поэтому он недооценивал изучение Галахи и допускал заметные отклонения от общепринятых религиозных практик. Он стремился углубить чувство преданности и благочестия и подчеркивал важность изучения Библии, а не изучения Талмуда. Он мистически относится к молитве, считая ее более важной, чем учеба. На самом деле именно он ввел теософию среди евреев Германии. Случайные цитаты из его «Сефер ха-Кавод» отражают основные моменты его взглядов. [2]

Иудейские мыслители уже давно считали, что концепция личных отношений с Господом несовместима с Его духовной природой. Поэтому Иуда и его школа, хотя и не первые, различали Божественное Существо ( Эцем ) и Божественное Величие ( Кавод ). Божественное Существо, называемое также Кадушшахом , обитает на западе, невидимое для людей и ангелов. Божественное Существо превосходит все человеческое восприятие. Когда Бог открывает Себя людям и ангелам, Он является в образе Божественного Величия. Таким образом, Божественное Величество, обитающее на востоке и созданное из божественного огня, удерживает божественный престол, верный своей природе, представляя человеческим глазам Божественное Существо. Трон задрапирован с юга, востока и севера, в то время как он открыт на запад, чтобы позволить отражению Божественного Существа, обитающего на западе, сиять на нем. Его окружают небесные легионы ангелов, воспевающие славу Создателя. [40] [2]

Не имея философского образования, обычного для испанских евреев (хотя он был знаком с Ибн Эзрой , Саадией , некоторыми караимами и, возможно, Маймонидом ), Иуда не свел свои мистико-теософские теории к системе, и поэтому их трудно исследовать. Его интеллектуальное значение в целом неясно. [41] Цунц говорит о нем: «Оправдать все благородное в человеческих стремлениях и высочайших стремлениях израильтян, а также открыть сокровенные истины, на которые ссылаются Священные Книги, казалось, было конечной целью ума, в котором поэтические, моральные , и божественные качества слились воедино». [42] [2]

  1. ^ Озар Тоб , 1878, с. 045; Берлинер, Журнал , 1876, с. 220; Керем Хемед , vii. 71 [ошибочно 1216]; Бен Чананджа , iv. 248 [ошибочно 1213]
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Кауфман Колер и Макс Шлёссингер (1901–1906). «Иуда бен Самуил хе-Хасид из Регенсбурга» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Его библиография:
  3. ^ «Цийон Кевер Махарши в Украине найден оскверненным [ФОТО]» . Ешивамир . 29 апреля 2018 г.
  4. ^ «Иуда бен Самуэль: немецкий еврейский мистик» . britannica.com . Проверено 10 октября 2019 г.
  5. ^ возможно, назван Сефер Гематрийот
  6. ^ Соломон Лурия , Респонса , № 29
  7. ^ см. А. Эпштейна в Ха-Горене , iv. 81 и далее.
  8. ^ там же, Еврейские древности в Вормсе и Шпейере, в Monatschrift , xli. 41, 42
  9. ^ Моисей Минц, Responsa, No. 76
  10. ^ Париж MS. Нет. 772, л. 73а; комп. Эпштейн в Monthly , xxxix. 459
  11. ^ Эпштейн, lcp 449, примечание 7.
  12. ^ см. Шиллер-Сзинесси, Cat. МСС. . . . Университетская библиотека, Кембридж , с. 159
  13. ^ Эфраим Орбах, Хаали Тосаф, с. 208
  14. ^ Лурия, ЖК
  15. ^ Штайншнейдер, Евр. Библ. iv. 98; Berliner's Гросс, в журнале Magazine , т.е. 106; Брюлля Ежегодник ix. 45; Эпштейн, ООО
  16. ^ Хоре ха-Дорот , Шалшелет Габбала , Юхасин , Шем ха-Гедолим
  17. ^ Еллинек, BH vi. 139; Грюнбаум, Еврейско-немецкая хрестоматия , с. 385; Брюлля Ежегодник ix. 20
  18. ^ комп. Зунц, З.Г. с. 162
  19. ^ Самсон бен Садок . кроссворд (на иврите). § 219 . Проверено 12 августа 2022 г.
  20. ^ Цунц, ЖК 566
  21. ^ Цунц, Литератургия. п. 298
  22. ^ Цунц, З.Г. с. 76 и др.; Луццатто, Керем Хемед , vii. 71; Озар Тоб , 1878, с. 045
  23. ^ Израиль М. Та-Шема, О библейской критике в ашкеназе в средние века, стр. 273, Исследования Кнессета: исследования раввинистической литературы в средние века, Том 1: Ашкеназ.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эран Визель, 'Р. Иуда ХеХасид или Р. Моше Зальтман: кто предположил, что стихи Торы были написаны после времен Моисея?, Журнал иудаики 66 (2015), стр. 97–115.
  25. ^ Штайншнейдер, Кат. Бодл. Нет. 3313; переведен на немецкий язык в книге С. Хеллера «Настоящие еврейские мелодии» (под ред. Кауфмана)
  26. ^ История литературы п. 300
  27. ^ см . Сидур Хегион Лев , стр. 529, Кенигсберг, 1845 г.
  28. ^ Ландсхут, «Аммуде ха-Абода» , стр. 77; Эпштейн, в Ха-Горене , iv. 98
  29. ^ Штайншнейдер, ЖК; Ландсхут, ООО
  30. ^ Цунц, ЖК 301; комп. также Epstein, LC, стр. 91, 95 и след.
  31. ^ Цунц, в « Маршруте Ашера Бенджамина Туделского» , ii. 253
  32. ^ комп. Мозес Брюк, Раввинские церемониальные обычаи в их происхождении , стр. 68 и последующие, Бреслау, 1837; Абрахамс, Этические завещания, в JQR iii. 472
  33. ^ Мойше Довид Лебовиц. «Завещание рава Иегуды Хахасида» (PDF) . Галахически говоря . Том. 3, нет. 7. Архивировано из оригинала (PDF) 8 июля 2011 г.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шивим Темарим стр. 1-1б, Толдот Рабби Иегуда ХеХасид
  35. ^ Милей Д'Часидута, с. 39
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шулхан Хатохар 260:3
  37. ^ Юфей Лелеев 3: YD 240 и другие.
  38. ^ Шива Энаим Эйн 3
  39. ^ Азулай, Шем ха-Гедолим , II., № 27.
  40. ^ Эпштейн, в Ха-Хохере , ii. 37 и далее.
  41. ^ комп. Гудеманн, Геш. стр. 153 и последующие, 167 и последующие; Еврей. Энцикл. iii. 465, св Кабала
  42. ^ Цунц, З.Г. с. 125
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ece6d5d62f13b6cf1cdbb52a0b0114ca__1721275320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/ca/ece6d5d62f13b6cf1cdbb52a0b0114ca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Judah ben Samuel of Regensburg - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)