Иуда бен Самуил Регенсбургский
Раввин Иуда Хе-Хасид (Йегуда ХеХасид) | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | Йеуда, сын Рава Шмуэля 1150 |
Умер | 22 февраля 1217 г. | ( 1217-02-22 )
Религия | иудаизм |
Дети | Моисей Залтман |
Родитель |
|
Иуда бен Самуил Регенсбургский (1150 – 22 февраля 1217 г.) [1] [2] ), также называемый Иегуда ХеХасид [3] или «Иуда Благочестивый» на иврите , был лидером Хасидеи Ашкеназ , движения еврейского мистицизма в Германии, которое считалось отличным от хасидского движения 18-го века, основанного Баал Шем Товом . [4]
Иуда родился в небольшом городке Шпейер в современной земле Рейнланд-Пфальц в Германии в 1150 году, но позже поселился в Регенсбурге в современной земле Бавария в 1195 году. Он написал большую часть «Сефер хасидим» («Книга благочестивых»), а именно: а также работа о гематрии [5] и Сефер Хакавод (Книга Славы), последняя утеряна и известна только по цитатам, сделанным из нее другими авторами. Его наиболее выдающимися учениками были Элазар Рокич , Исаак бен Моисей из Вены, автор «Ор Заруа», а также, возможно, Моисей бен Якоб из Куси (согласно Хиде ).
Биография
[ редактировать ]Иуда происходил из старой семьи каббалистов из Северной Италии , обосновавшейся в Германии. Его дед Калоним бен Исаак Старший был ученым и парнасом в Шпейере (умер в 1126 г.). Его отец Самуэль , которого также называли ХеХасидом «Благочестивым», ХаКадошем «Святым» и ХаНаби «Пророком», [6] был президентом бет -мидраша в Шпейере, и от него Иуда вместе со своим братом Авраамом получил свое раннее наставление. Самуэль [7] умер, когда Иуда был еще молод. [8] Около 1195 года он покинул Шпейер и поселился в Регенсбурге (Ратисбон) из-за «несчастного случая». [9] – наиболее вероятно обвинение в ритуальном убийстве 13 февраля 1195 г. (см., например, Израиль Юваль: Два народа в твоем чреве (2006), стр. 171) и последующее преследование, которому подверглись евреи Шпейера. [2]
Он основал ешиву в Регенсбурге и набрал много учеников. Среди прославившихся были Елеазар из Вормса , автор « Рокеаха» ; Исаак бен Моисей из Вены , автор книги «Ор Заруа» ; и Барух бен Самуэль из Майнца, автор «Сефер ха-Хокма» . Елеазар в нескольких отрывках обращается к своему учителю с выражением высочайшего уважения, например, «отец мудрости». [10] [2]
У Иуды остался один сын, Моисей Залтман. [11] автор комментариев к нескольким частям Библии. [12] Некоторые ученые полагают, что этот Моисей Залтман, Златман или Блатман на самом деле был раввином Моисеем бен Йоэлем из Регенсбурга. [13] Ошибочно предполагалось, что у Иуды было еще два сына, Аарон. [14] и Дэвид. [15] [2]
Он умер в субботу Захор.
Иуду хе-Хасида часто путают с Иудой бен Исааком Мессером Леоном из Парижа. [16] которого также называют Хехасидом , что является не чем иным, как почетным титулом, обычным в его эпоху. встречаются французские слова Тот факт, что в «Книге благочестивых» и что она отражает французские условия, побудил Греца также приписать ее авторство Иуде сэру Леону Хехасиду. Но причины, приведенные Грецем, несостоятельны. [2]
Легенды его жизни
[ редактировать ]Легенда описывает Иуду как превосходного лучника, который в восемнадцать лет не знал ежедневных молитв. Однако когда к нему внезапно пришло просветление, он совершил много чудес. Он вернул плодовитость молодой замужней женщине. Говорят, что пророк Илия принимал участие в трапезе Седера и был замечен им в синагоге . Он чудесным образом предотвратил крещение еврейского ребенка и знал точный год искупления Израиля. Он поддерживал связь с епископом Зальцбургским и выступал в качестве провидца у герцога Регенсбургского . [17] [2]
Сочинения
[ редактировать ]Раввинские эпохи |
---|
Довольно трудно определить, в чем состоял новый и важный отправной пункт, приписываемый ему легендой, поскольку мрак, охвативший его произведения, столь же непроницаем, как и окружавший его жизнь. Мы мало знаем о его изучении Талмуда. галахическое произведение « Ган Босем »; Иногда в качестве его цитируется [18] его решение можно найти в книге Самсона бен Садока « Сефер Ташбаш» , § 219: [19] [20] в Исааке бен Моисее из Вены в «Ор Заруа» и в Меира Ротенбурга ; сборнике респонсов [21] и его можно найти в переписке со знаменитыми галахистами своего времени. [2]
Его комментарий к Торе, записанный его учениками после лекций, был известен только по цитатам в более поздних комментариях. [22] [2] Тем не менее, в 1975 году раввин И.С. Ланга опубликовал комментарий Иуды к Пятикнижию , но он был вынужден опубликовать второе подвергнутое цензуре издание из-за заявлений об интерполяциях и изменениях, внесенных в состав Торы (к Быт. 48:20; Лев. 2:13; [23] [24] Эран Визель утверждал, что эти утверждения были сделаны р. Моше Зальтманом, сыном р. Иуды хе-Хасида, а не самим Иудой. [24]
Литургия
[ редактировать ]Он сочинял литургические песни, но подлинность приписываемых ему песен сомнительна. Что касается его «Шир Хайичуд» (семь частей; восьмая называется «Шир ха-Кавод» ), напечатанного в Тингене в 1560 году: [25] существует очень большое расхождение во мнениях, и вопрос об ее авторстве до сих пор не решен. По мнению Цунца, [26] она кажется искренней, как и его молитва Йехабе Димати и его селиха Гадоль Йихудха Элохим Бейисраэль . Более вероятно, по данным источников, [27] его отец, или некий Самуил Хаззан, мученически умерший в Эрфурте в 1121 году, составил « Шир ха-Йихуд» , а сам Иуда написал к нему комментарий. [28] Несколько молитв ошибочно приписываются Иуде; например, Цунц ошибочно приписывает ему алфавитную техинну Эзкера Йом Моти . [29] Он также написал комментарии к некоторым частям ежедневных молитв и к Махзору. [30] [2]
Иуда собрал записи о путешествиях своего соотечественника Петахии Регенсбургского , хотя и не полностью и без всякого порядка. [31] Его главное литературное произведение было этическим и мистическим. Несомненно подлинным является его «Сефер ха-Кавод» , о котором упоминают его ученики. Хотя есть некоторые сомнения, [32] Принято считать, что человеком, написавшим этическое завещание Цаваат Рабби Иегуда Хехасид , напечатанное в 1583 году и переведенное на иудео-немецкий язык в Праге, семнадцатый-восемнадцатый века, был Харав Иегуда ХеХасид Шапиро. [33] В этом завещании содержались постановления относительно умерших (§§ 1–15), строительства домов (§§ 16–21), брака (§§ 22–32), запрещения браков между сводными братьями и сестрами, а также между двоюродными братьями и сестрами, а также различные обычаи и обычаи. суеверные предписания (§§ 33-конец). [2]
Он также был учеником одного из авторов «Тосафота» и учителем Меира Ротенбургского . [34] Он также обучал Исаака бен Моисея из Вены (автора « Ор Заруа ») и Моисея бен Якоба из Куси (автора « Семага »). [34] Некоторые говорят, что все пункты завещания были написаны Святым Духом . [35] Некоторые комментарии заходят так далеко, что утверждают, что ни один из библейских пророков не достиг его уровня. [36] Многие люди очень бережно относятся ко всем пунктам, перечисленным в завещании. [37] Некоторые говорят, что тому, кто неосторожен с предметами цаваа , придется дать шум и хешбон (отчет). [36] Причина, по которой завещание обычно не вносится в Шулхан Арух , заключается в том, что опасности, упомянутые в нем и Гемаре, являются реальными опасностями, в то время как пункты в завещании не являются реальными опасностями, а вещами, от которых следует дистанцироваться. [38]
Иуде также приписывают астрологический труд «Гематриот» . [39] переданный его учениками и увиденный Хаимом Азулаем и Сефер ха-Хохмой , о молитвах, обычаях и написании свитков Закона. [2]
Сефер хасиды
[ редактировать ]Основной труд, с которым связано имя Иуды, — «Сефер Хасидим» . Книга содержит этические, аскетические и мистические учения, смешанные с элементами немецкого народного верования. «Сефер Хасидим» не является единым произведением и не является продуктом одного автора. [2] Частично его приписывают Самуилу Шпейерскому и Елеазару Вормсскому , а также самому Иуде.
Мистика
[ редактировать ]Точную важность Иуды бен Самуила определить довольно сложно. Рядом с официальной, догматической религией Синагоги всегда существовала мистика, более обширно и глубоко занимавшаяся личным отношением человека к Богу, которая порой находилась в оппозиции к религии Синагоги. Мистицизм Иуды находился на такой стадии противостояния; поэтому он недооценивал изучение Галахи и допускал заметные отклонения от общепринятых религиозных практик. Он стремился углубить чувство преданности и благочестия и подчеркивал важность изучения Библии, а не изучения Талмуда. Он мистически относится к молитве, считая ее более важной, чем учеба. На самом деле именно он ввел теософию среди евреев Германии. Случайные цитаты из его «Сефер ха-Кавод» отражают основные моменты его взглядов. [2]
Иудейские мыслители уже давно считали, что концепция личных отношений с Господом несовместима с Его духовной природой. Поэтому Иуда и его школа, хотя и не первые, различали Божественное Существо ( Эцем ) и Божественное Величие ( Кавод ). Божественное Существо, называемое также Кадушшахом , обитает на западе, невидимое для людей и ангелов. Божественное Существо превосходит все человеческое восприятие. Когда Бог открывает Себя людям и ангелам, Он является в образе Божественного Величия. Таким образом, Божественное Величество, обитающее на востоке и созданное из божественного огня, удерживает божественный престол, верный своей природе, представляя человеческим глазам Божественное Существо. Трон задрапирован с юга, востока и севера, в то время как он открыт на запад, чтобы позволить отражению Божественного Существа, обитающего на западе, сиять на нем. Его окружают небесные легионы ангелов, воспевающие славу Создателя. [40] [2]
Не имея философского образования, обычного для испанских евреев (хотя он был знаком с Ибн Эзрой , Саадией , некоторыми караимами и, возможно, Маймонидом ), Иуда не свел свои мистико-теософские теории к системе, и поэтому их трудно исследовать. Его интеллектуальное значение в целом неясно. [41] Цунц говорит о нем: «Оправдать все благородное в человеческих стремлениях и высочайших стремлениях израильтян, а также открыть сокровенные истины, на которые ссылаются Священные Книги, казалось, было конечной целью ума, в котором поэтические, моральные , и божественные качества слились воедино». [42] [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Озар Тоб , 1878, с. 045; Берлинер, Журнал , 1876, с. 220; Керем Хемед , vii. 71 [ошибочно 1216]; Бен Чананджа , iv. 248 [ошибочно 1213]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Кауфман Колер и Макс Шлёссингер (1901–1906). «Иуда бен Самуил хе-Хасид из Регенсбурга» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Его библиография:
- Юлиус Фюрст , Библ. я. 169;
- С. А. Вертхаймер , Сефер Лешон Хасидим , две части, Иерусалим, 1899;
- Рейфманн, в Огар Тоб , 1885, стр. 26 и след.
- ^ «Цийон Кевер Махарши в Украине найден оскверненным [ФОТО]» . Ешивамир . 29 апреля 2018 г.
- ^ «Иуда бен Самуэль: немецкий еврейский мистик» . britannica.com . Проверено 10 октября 2019 г.
- ^ возможно, назван Сефер Гематрийот
- ^ Соломон Лурия , Респонса , № 29
- ^ см. А. Эпштейна в Ха-Горене , iv. 81 и далее.
- ^ там же, Еврейские древности в Вормсе и Шпейере, в Monatschrift , xli. 41, 42
- ^ Моисей Минц, Responsa, No. 76
- ^ Париж MS. Нет. 772, л. 73а; комп. Эпштейн в Monthly , xxxix. 459
- ^ Эпштейн, lcp 449, примечание 7.
- ^ см. Шиллер-Сзинесси, Cat. МСС. . . . Университетская библиотека, Кембридж , с. 159
- ^ Эфраим Орбах, Хаали Тосаф, с. 208
- ^ Лурия, ЖК
- ^ Штайншнейдер, Евр. Библ. iv. 98; Berliner's Гросс, в журнале Magazine , т.е. 106; Брюлля Ежегодник ix. 45; Эпштейн, ООО
- ^ Хоре ха-Дорот , Шалшелет Габбала , Юхасин , Шем ха-Гедолим
- ^ Еллинек, BH vi. 139; Грюнбаум, Еврейско-немецкая хрестоматия , с. 385; Брюлля Ежегодник ix. 20
- ^ комп. Зунц, З.Г. с. 162
- ^ Самсон бен Садок . кроссворд (на иврите). § 219 . Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ Цунц, ЖК 566
- ^ Цунц, Литератургия. п. 298
- ^ Цунц, З.Г. с. 76 и др.; Луццатто, Керем Хемед , vii. 71; Озар Тоб , 1878, с. 045
- ^ Израиль М. Та-Шема, О библейской критике в ашкеназе в средние века, стр. 273, Исследования Кнессета: исследования раввинистической литературы в средние века, Том 1: Ашкеназ.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эран Визель, 'Р. Иуда ХеХасид или Р. Моше Зальтман: кто предположил, что стихи Торы были написаны после времен Моисея?, Журнал иудаики 66 (2015), стр. 97–115.
- ^ Штайншнейдер, Кат. Бодл. Нет. 3313; переведен на немецкий язык в книге С. Хеллера «Настоящие еврейские мелодии» (под ред. Кауфмана)
- ^ История литературы п. 300
- ^ см . Сидур Хегион Лев , стр. 529, Кенигсберг, 1845 г.
- ^ Ландсхут, «Аммуде ха-Абода» , стр. 77; Эпштейн, в Ха-Горене , iv. 98
- ^ Штайншнейдер, ЖК; Ландсхут, ООО
- ^ Цунц, ЖК 301; комп. также Epstein, LC, стр. 91, 95 и след.
- ^ Цунц, в « Маршруте Ашера Бенджамина Туделского» , ii. 253
- ^ комп. Мозес Брюк, Раввинские церемониальные обычаи в их происхождении , стр. 68 и последующие, Бреслау, 1837; Абрахамс, Этические завещания, в JQR iii. 472
- ^ Мойше Довид Лебовиц. «Завещание рава Иегуды Хахасида» (PDF) . Галахически говоря . Том. 3, нет. 7. Архивировано из оригинала (PDF) 8 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шивим Темарим стр. 1-1б, Толдот Рабби Иегуда ХеХасид
- ^ Милей Д'Часидута, с. 39
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шулхан Хатохар 260:3
- ^ Юфей Лелеев 3: YD 240 и другие.
- ^ Шива Энаим Эйн 3
- ^ Азулай, Шем ха-Гедолим , II., № 27.
- ^ Эпштейн, в Ха-Хохере , ii. 37 и далее.
- ^ комп. Гудеманн, Геш. стр. 153 и последующие, 167 и последующие; Еврей. Энцикл. iii. 465, св Кабала
- ^ Цунц, З.Г. с. 125