Джейкоб Вейл
Якоб Бен Иуда Вейль , позже известный как Махарив ( иврит : יעקב בן יהודה ווייל ), был немецким раввином и посеком , который, как один из ришоним , был активным талмудическим авторитетом в первой половине пятнадцатого века. [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Главным учителем Вейля был Якоб Мёлин (Махарил), который рукоположил Вейля в раввинат и назначил его раввинатом в Нюрнберге и основал там ешиву . [2] Вейль, однако, поначалу не принял эту позицию, чтобы не обидеть старшего ученого Соломона Коэна (также известного как Залман Кац), который был назначен раввином этого города задолго до этого. [3] И это несмотря на то, что сам Вейль постановил, что раввин не имеет пожизненного пребывания в должности (Responsa, № 151). Однако к 1422 году Вейль служил в Нюрнберге. [2]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Позднее Вейля призвали в раввинат Эрфурта ; и собрания повсюду, признавая его авторитетом, обращались к нему со своими проблемами. Среди раввинов, адресовавших ему вопросы, — раввин Иссерлейн (Махарья) и его ученик раввин Исраэль из Брно . Вейль одобрял пилпулистический метод только как помощь в учебе, но выносил юридические решения исключительно на основе логики. [3] (Респонса, № 164). По словам историка Генриха Греца , Вейль умер до 1456 года.
Вейль был особенно суров к современным раввинам, которые считали себя обладателями особых привилегий, выходящих за рамки прав мирян, заявляя в ответе (№ 163), что ни один раввин его времени не имел таких прерогатив и, более того, ни один человек не мог быть считался ученым ( Талмид Хакам ) в талмудическом смысле. [3] Несмотря на свою скромность и веру в ценность мира, когда он почувствовал, что в этом возникла необходимость, Вейль не пожалел своего пера. После того, как его тесть отказался выплатить долг человеку, который заплатил выкуп за его тещу, Вейль постановил, что «поскольку я близок к этому делу, я обязан принять меры и аннулировать его злой указ (не чтобы отдать долг), чтобы в Израиле не произошло несчастья и не закрылась дверь для творящих добрые дела и не было осквернено имя неба... и если он не подчинится этому строгому правилу, то он должен быть прокляты, отлучены от церкви и отделены от всего святого» (Отв. № 148).
Из сочинений Вейля только сборник мнений и решений «Шеэлот у-Тешубот» ( Венеция , 1549; [4] переиздано в Ханау , 1610 г. [5] ), сохранилось. К этой работе было добавлено приложение под названием «Шехитот у- Бедихот », содержащее правила убоя и осмотра забитого скота. Эти правила считались авторитетными более поздними раввинами, выдержали семьдесят одно издание и стали предметом различных комментариев и дополнений. [3]
Личность
[ редактировать ]Отказ Вейля принять главного раввината в Нюрнберге проиллюстрировал две стороны личности Вейля: его глубокое смирение и желание избежать ненужной конфронтации и конфликтов. Обычно он подписывал свои ответы «малыш, Якоб Вейль».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Розенсвейг, Бернард (1975). Ашкеназское еврейство в переходный период . Ватерлоо, Онтарио: Издательство Университета Уилфрида Лорье. п. 11. ISBN 978-0889200227 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Якоб Бен Иегуда Вейль» . Энциклопедия.com . Проверено 14 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д
Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Исполнительный комитет редакции и Якоб Залель Лаутербах (1901–1906). «Вейль, Джейкоб» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
Еврейской энциклопедии Библиография :- Штайншнейдер , Кат. Бодл. столбцы. 1258 -1265;
- Бенджакоб , Озар ха-Сефарим , № 99, с. 558 ; № 385, с. 570 ;
- Фуэнн , Кенесет Исраэль ;
- Михаил , Ор ха-Хайим , № 1061;
- Грец , бизнес viii. 309 и последующие, 313 и последующие.
- ^ Якоб Вейль (1549 г.). Ше'элот у-Тешубот Вопросы и ответы (на иврите). Венеция . Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ Якоб Вейль (1610 г.). Ше'элот у-Тешубот Вопросы и ответы (на иврите). Ханау . Проверено 10 марта 2023 г.