Леви бен Авраам бен Хайим
Раввин Леви бен Авраам бен Хайим ( ивр . לוי בן אברהם בן חיים מווילפראנש ) был французским энциклопедистом; поборник либеральной партии Прованса в борьбе за изучение светских наук; родился в Вильфранш-де-Конфлан , Руссильон , между 1240 и 1250 годами; умер в Арле или недалеко от него вскоре после 1315 года. [1]
Биография
[ редактировать ]Он происходил из ученой семьи. Его отец, Авраам бен Хаим, был синагогальным поэтом и раввином в Нарбонне , но около 1240 года он уехал, чтобы окончательно поселиться в Вильфранше. Дядя Леви, Рувим бен Хаим, также, как и его дед, был учёным. Сыном этого Рувима бен Хаима, вероятно, был Самуил бен Рувим из Безье, который принял сторону Леви, хотя и напрасно, в его конфликте с ортодоксальной партией в Провансе. Сам Леви был дедом по материнской линии философа Леви бен Гершона из Баньольса .
Жизнь
[ редактировать ]Леви бен Авраам изучал Библию и Талмуд, а также светские науки и вскоре был вовлечен в рационалистическое течение того времени. Одним из его учителей был некий раввин Яаков, которого он называет своим авторитетом в астрономических объяснениях и которым, возможно, был Якоб бен Махир ибн Тиббон. Вероятно также, что Леви обучался у своего дяди Рувима бен Хаима, из которого он цитирует объяснение Быт. 3. [2]
Леви покинул родной город (вероятно, из-за бедности, угнетавшей его почти на протяжении всей жизни), остался на короткое время в Перпиньяне , а затем отправился в Монпелье , где в 1276 году занимался литературными занятиями и заработал скудно живут преподаванием языков и чтением лекций. В разгар споров по поводу изучения светских наук он находился в Нарбонне, в доме богатого Самуила Эскалета , который был выдающимся поэтом и ученым. Леви наслаждался его гостеприимством до тех пор, пока, поддавшись давлению противостоящей стороны, в лице Шломо ибн Адерета , Самуил из Эскалеты не попросил своего гостя уйти. Последний затем нашел убежище у своего кузена Самуэля бен Рубена в Безье. [3] но преследовался, видимо, и там. Он был отлучен от церкви ортодоксальной партией, однако после окончания конфликта в 1315 году он нашел покой и покой в Арле, где оставался до своей смерти. Некоторые отождествляли его с Леви Перпиньянским, которого Иуда Москони в своем суперкомментарии к Аврааму ибн Эзре характеризует как одного из самых выдающихся ученых. [4]
Работает
[ редактировать ]Штейншнайдер указывает, что большая часть научных работ, написанных на арабском языке, стала доступна в переводах на иврит в первой половине тринадцатого века, а во второй половине того же века вся область знаний стала освещаться в энциклопедиях. . Леви бен Абрахам написал два таких энциклопедических труда, которые показывают диапазон знаний образованного провансальского еврея-рационалиста того периода. Первый из них — «Батте ха-Нефеш веха-Лехашим», название которого взято из Ис. iii. 20. Это дидактический по тону сборник различных наук, состоящий из десяти глав и 1846 строк, с несколькими пояснительными примечаниями и предисловием, также написанный прозой. В предисловии к этому сочинению, которое часто встречается в рукописях, Леви демонстрирует полезность своего сборника, указывая на трудности, которые приходится преодолевать тем, кто плохо знаком с общей литературой, чтобы приобрести познания в науках, которые разбросаны по разным книгам. Он давно вынашивал мысль о составлении энциклопедии, но его всегда удерживал страх, что эта задача окажется ему не по силам; наконец, в 1276 году в видении ему была обещана сила, после чего он начал работу в Монпелье.
Энциклопедия.
[ редактировать ]Леви был вынужден по характеру работы ограничиться изложением заключений главных авторитетов, в частности Маймонида, за которым он следует шаг за шагом. Ч. я. касается этики. В параграфах, посвященных истории распространения знаний, автор выражает точку зрения, что греки и арабы заимствовали почти всю свою научную культуру от древних евреев, - теория, которая оправдывала включение греко-арабских идей в Библию (Штайншнейдер ). Следующие главы посвящены логике (ii), Творению (iii), душе (iv), пророчеству и мессианскому периоду (ст.; пришествие Мессии произойдет в 1345 году), мистической теме. о « Меркаве », божественном престоле-колеснице (VI), числах (VII), астрономии и астрологии (VIII), физике (IX) и метафизике (X). После того, как сам автор счел необходимым снабдить сложные стихи пояснительными примечаниями (которые встречаются не во всех рукописях), Соломон де Лунас, вероятно тождественный Соломону бен Менахему Прату (или Порату), написал около 1400 г. комментарий к «Батте ха-Нефеш веха-Лехашим».
"Ливиат Чен"
[ редактировать ]Второй работой Леви стала «Ливиат Чен» или «Сефер ха-Колель», «обширная книга» (энциклопедия). Даты ее начала и завершения неизвестны, но она, должно быть, была написана до начала упомянутой выше полемики. Он разделен на два «столпа», названных «Иахин» и «Вооз» (по 3 Царств, VII, 21), первый из которых содержит пять трактатов, а второй — один. Поскольку полная рукопись этой работы до сих пор не обнаружена, любой анализ ее содержания, естественно, ненадежен. По мнению Штейншнейдера, его шесть трактатов таковы: (1) логика или арифметика (?); (2) геометрия; (3) астрономия и астрология; (4) физика (?), психология и «теория интеллекта»; (5) метафизика; (6) теология, пророчество, тайны Закона, вера и Творение. В третьем трактате, наиболее полном (Paris MS. No. 1047; Vatican MS. No. 383; Neubauer, "Cat. Bodl. Hebr. MSS." No. 2028, и additamenta), астрологические сочинения Авраама ибн Эзры за ними рабски следуют, и делается предсказание, что Мессия появится в 1345 году. Последний, или богословский, трактат, дошедший до нас в Оксфорде, [5] Парма, [6] и Рим, [7] естественно, имел больший тираж и из-за рационалистического толкования Священного Писания автором вызвал гораздо большее сопротивление, чем другие разделы работы, которые не преследовали ничего оригинального и включали только то, что можно было найти где-либо еще.
Учение, которое Леви бен Авраам обнародовал как пером, так и устно, хотя и не было оригинальным у него, естественно, вызвало гнев ортодоксов. В его руках Авраам и Сарра стали символами «материи» и «разума»; четыре царя, против которых Авраам пошел войной, представляли четыре способности человека; Чудеса Иисуса Навина интерпретировались символически: они не были реальными событиями; возможность сверхъестественного откровения подвергалась сомнению; были и другие подобные учения, отравлявшие наивно доверчивый и религиозный ум.
Оппозиция его взглядам
[ редактировать ]Недовольство православными впервые проявилось в Нарбонне, где Леви проживал в доме Самуила Эскалетского. Не имело большого значения, что Леви «в целом был очень сдержан и общался только с теми, кто разделял его взгляды». [8] и что не было достоверно известно, следует ли его причислить к правоверным или к еретикам; а также то, что он всегда отвергал дона Видаля Крезеаса, который, хотя и выступал против его учения, был его личным другом и часто, но тщетно, просил его предоставить ему его сочинения. Столь же бесполезно было соблюдение им церемониального закона и его претензии на то, что он занимается философскими вопросами только ради того, чтобы иметь возможность справиться с еретиками ( там же, № 14). Бедность вынудила Левия, «родившегося под несчастливой звездой», преподавать в этот опасный и критический период и тем самым распространять свое учение. Поэтому Шломон ибн Адерет, тогдашний поборник ортодоксальной партии, чувствовал себя обязанным напасть на этого «архиерея, осужденного всеми голосами». « Мусульманин мне гораздо дороже, чем этот человек, — писал он, — который не стыдится открыто заявить, что Авраам и другие патриархи перестали существовать как реальные личности и что их место заняли философские понятия... Леви и его приверженцы — враги не только иудаизма, но и всякой позитивной религии». [9] В своем ответе на письмо Леви, в котором последний пытался оправдаться от выдвинутых против него обвинений, Шломон ибн Адерет дружески советовал Леви ограничиться талмудическими науками; Левий явно не хотел этого делать и таким образом навлек на себя отлучение.
Леви расширил и переработал свой «Ливиат Чен» в сентябре 1315 года в Арле, а рукопись [10] был открыт Штейншнейдером. [11]
Помимо этих произведений Леви написал еще три — «Содот ха-Тора», «Сефер ха-Текуна» и астрологический трактат. «Содот ха-Тора» (Парижский рукописный номер № 1066), которая, вероятно, представляла собой изложение тайн, содержащихся в Десяти заповедях, и написанную до 1276 года, считается утерянной, но, вероятно, она была включена в исправленная форма в его «Ливиат Чен». «Сефер ха-Текуна» по астрономии и хронологии состояла из сорока глав и была написана в 1276 году. Трактат по предсказательной астрологии озаглавлен «Шаар ха-Арбаим бе-Кохот ха-Кокабим», «сороковой глава» предыдущей книги, хотя она представляет собой отдельную работу. Они были отредактированы одновременно. Большая зависимость от астрологических взглядов Авраама ибн Эзры, показанная в этом трактате, позволяет предположить, что это может быть сборник, который, как говорят, Леви составил из работ Ибн Эзры. Все эти более мелкие трактаты, похоже, были просто подготовкой к «Ливиат Чэнь», в котором они используются.
![]() |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Леви бен Авраам бен Хаим» . Энциклопедия.com . 16 апреля 2024 г. Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Ватикан MS. cxcii. 56б
- ^ см. «Минхат Кенаот», № 41.
- ^ см. «Журнал» Берлинера, iii. 148 [евр. часть, с. 41]
- ^ Нойбауэр, «Кот. Бодл. Евр. MSS». Мы 1285, 2023 г.
- ^ МС. Росси Нет. 1346
- ^ Ватикан MS. № 2893
- ^ "Минхат Кенаот", № 121.
- ^ там же. № 14; см. Дж. Перлес, «Р. Саломо бен Авраам бен Адерет», с. 25
- ^ Ватикан MS. № cxcii.
- ^ "Евр. Библ." 1869, с. 24
Библиография
[ редактировать ]- Кармоли, «Израильтянка Франции», с. 46;
- А. Гейгер, в Озаре Нехмаде, ii. 94 и последующие;
- то же самое в Хе-Халух, ii. 12 и последующие;
- Грец, бизнес VII. 219, 223;
- Гросс, в ежемесячном журнале, 1879 г., стр. 428;
- То же, Gallia Judaica, стр. 83, 199, 329, 465;
- Ренан-Нойбауэр, «Французские раввины», стр. 628 и последующие, 658 и последующие;
- Дж. Перлес, Р. Саломо бен Авраам бен Адерет, стр. 13, 22 и последующие, 70;
- Штайншнейдер, Эрш и Грубер, Encyc. раздел II., часть 43, стр. 294 и последующие. (где дана вся предыдущая литература по теме).
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Леви бен Авраам бен Хайим» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.