Исаак бен Шешет
Часть серии о |
Еврейская философия |
---|
![]() |
Исаак бен Шешет Перфет (или Барфат) (1326–1408) ( иврит : יצחק בן ששת ) был испанским авторитетом Талмуда , также известным под своим акронимом Риваш ( ריב"ש ). Он родился в Валенсии и рано поселился в Барселоне , где учился в школе Ниссима Жеронского .
Жизнь
[ редактировать ]Исаак был потомком по отцовской линии Шешета Бенвениста и потомком Азриэля Жеронского через бабушку своего отца по отцовской линии. Хотя Исаак еще в молодости приобрел всемирную репутацию талмудического авторитета и галахические к нему со всех сторон обращались запросы, он вел частную жизнь, зарабатывая себе на жизнь торговлей, пока ему не исполнилось около пятидесяти лет, когда он был вынужден принять должность раввина . Вместе с шестью другими выдающимися людьми Барселоны, среди которых был его младший брат Иуда бен Шешет и его учитель Ниссим бен Рубен , он был брошен в тюрьму по ложному обвинению. После оправдания он принял раввинство Сарагосы ; но неприятности еще ждали его. К горю, вызванному смертью его брата Иуды и зятя, добавилось еще и раздоры в общине, разжигаемые даяном Иосифом бен Давидом . В результате Исаак принял менее важного раввината Калатаюда ; но когда он собирался покинуть Сарагосу, лидеры этой общины уговорили его остаться. Однако мир недолго оставался ненарушенным, и Исаак поселился в Валенсии, где руководил талмудической школой.
Пробыв некоторое время в Милиане , он поселился в Алжире , где был принят с большим почетом.
Некий испанский беженец, поселившийся в Алжире до него, стремился стать главой общины и, увидев в Исааке соперника, начал его преследовать. Чтобы дать Исааку власть, необходимую для действий против этого человека, Саул ха-Коэн Астру убедил правительство назначить Исаака раввином Алжира. Но это завоевало для него еще более могущественного врага в лице Симеона бен Земы Дюрана , который не одобрял никакого вмешательства со стороны правительства в дела раввината.
Несмотря на эти события, алжирские евреи очень почитали Исаака, и паломничества к его могиле до сих пор совершаются в годовщину его смерти, которая произошла в 1408 году. Его надгробие было восстановлено общиной Алжира в 1862 году. На нем изображена еврейская элегия. , составленный Аббой Мари ибн Каспи, и следующая французская надпись: «Ce Monument a été restauré par la communauté Israelite d'Alger en I'honneur du Rabbin Isaac bar Chichat, né en Espagne, décédé à Alger en 1408, dans sa 82». Алжир, 11 августа 1862 года». Однако точность даты его смерти, указанной в этой эпитафии, подвергается сомнению некоторыми учеными, которые с некоторой уверенностью заявляют, что Исаак умер как минимум год спустя.
Работает
[ редактировать ]Исаак был автором 518 респонсов , которым придают большое галахическое значение такие люди, как Джозеф Каро , Иаков Бераб и многие другие. Они также имеют большое историческое значение, поскольку отражают условия еврейской жизни в четырнадцатом веке. В некоторых из них можно найти подробности жизни автора; но, к сожалению, невозможно проследить их в хронологическом порядке, поскольку первоначальный порядок ответов был изменен редакторами.
Хотя Исаак был очень строг в своих галахических решениях, он был далек от ограниченности взглядов. Ему нечего сказать против светского знания; он не одобряет изучение Аристотеля только потому, что последний исповедовал веру в вечность материи и отрицал провидение Божие. Исаака Ответы свидетельствуют о глубоком знании философских сочинений своего времени. В одном из них (№ 118) он объясняет разницу между мнением Леви бен Гершома и Авраама бен Давида Поскьера о свободе воли и высказывает свои собственные взгляды на этот сложный вопрос. Он показывает себя решительным противником Каббалы . Его учитель говорит, что Исаак никогда не говорил о сфирот , и Исаак цитирует слова одного из философов. [1] который упрекает каббалистов в том, что они верят в десять (сфирот), как христиане верят в Троицу . [2]
Исаака Ответы были впервые опубликованы под названием «Шеэлот у-Тешубот » в Константинополе в 1546–1547 годах. Новый сборник респонсов был опубликован под названием «Шелот у-Тешубот ха-Рибаш ха-Хадашот» Дэвидом Френклом в Мункасе . Помимо этого, он написал повести по Талмуду , которых больше нет. Они упоминаются им в его респонсе (№ 106), а некоторые из них, по трактату Кетубот, цитируются Бецалелем Ашкенази в «Шитта Мехуббесет» . Азулай говорит, что видел рукопись, содержащую комментарий к Пятикнижию Исаака бен Шешета .
Ссылки
[ редактировать ] В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Исаак бен Шешет Барфат (РиБаШ)» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Имеет следующую библиографию:
- Дэвид Конфорте , Хоре ха-Дорот, с. 26а;
- Азулай , Шем ха-Гедолим, i.100;
- Джованни Бернардо Росси , Словарь, с. 291;
- Зунц , журнал, с. 132;
- Генрих Гретц , владелец бизнеса VIII.34;
- Моисей Шорр , в Хе-Халух , i.28;
- Мориц Штайншнейдер , кот. Бодл. полковник 1155;
- Генрих Яулюс , в ежемесячном журнале, 1875 г., стр. 320;
- Атлас, в Ха-Кереме, i.1-26;
- Блох, в REJ viii.288;
- Кауфманн, в ежемесячном журнале, 1882 г., стр. 86; 1883, с. 190;
- Fuenn , Keneset Yisrael, s.v.