Джейкоб Бераб
Раввин Джейкоб Бераб | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | 1474 |
Умер | 3 апреля 1546 г. | ( 1546-04-03 )
Религия | иудаизм |
Похороненный | Старое еврейское кладбище Цфата |
Старый ишув |
---|
![]() |
Ключевые события |
Ключевые цифры |
|
Экономика |
Филантропия |
Сообщества |
Синагоги |
Похожие статьи |
Якоб Бераб ( иврит : יעקב בירב ), также пишется Берав или Бей-Рав, известный как Махари Бейрав (1474 – 3 апреля 1546), был влиятельным раввином и талмудистом, наиболее известным своей попыткой вновь ввести классическую семиху (рукоположение).
Биография
[ редактировать ]Бераб родился в Македе недалеко от Толедо, кастильская Испания, в 1474 году. Позже он стал учеником Исаака Абоава . После изгнания евреев из Испании он бежал в Фес в Марокко, которым правил Ваттасид . [ 1 ] Еврейская община Феса, состоящая из 5000 семей, выбрала его своим раввином, хотя ему было всего восемнадцать лет. [ 2 ] : 298б Оттуда он отправился в Тлемсен , тогдашний главный город Берберийских штатов . Там еврейская община, состоящая из 5000 семей, выбрала его своим раввином, хотя ему было всего восемнадцать лет. [ 2 ] : 298б Свидетельством огромного уважения, которое ему оказывали, служат следующие строки Авраама Гависона, цитируемые в Исайи Берлина : «Омер ха-Шиха» «Не говори, что светильник Закона больше не горит в Израиле! Иаков Бераб вернулся — однажды больше среди нас он пребывает!"
Неизвестно, как долго Бераб оставался в Алжире ; но до 1522 года он был в Иерусалиме . Там, однако, социальные и экономические условия были настолько тяжелыми, что он не задержался надолго, а отправился со своими учениками в Египет . [ 3 ] [ 4 ] Несколько лет спустя (1527 г.) Бераб, теперь довольно обеспеченный, проживал в Дамаске ; [ 2 ] : 117а в 1533 году он стал раввином в Каире ; [ 2 ] : 33а и несколько лет спустя он, кажется, наконец поселился в Цфате , где тогда проживала крупнейшая еврейская община в Османской Сирии . Именно там Берабу пришла в голову смелая идея, сделавшая его знаменитым, — создание центральной духовной еврейской власти.
План рукоположения
[ редактировать ]У Бераба был план восстановления старого семиха «раввинского рукоположения». Вероятно, в его дальнейшие планы входило восстановление синедриона . Моделью Бераба был синедрион танаитских времен, который состоял из людей, которые могли проследить свое посвящение до Моисея ; однако более тысячи лет таких людей не существовало, и семиха была утеряна.
По словам Луи Гинзберга , предприятие Бераба было частью более широкого мессианского видения. В этот период, говорит Гинзбург,
люди с богатым воображением и сентиментальностью думали, что приближается обещанное мессианское время; они рассматривали свои великие страдания как процесс очищения, как חבלי משיח , эсхатологические «родильные муки» мессианской эпохи». Эти надежды «предоставляли нужному человеку прекрасную возможность создать для евреев признанную центральную власть, духовный – а возможно, со временем и политический – по своему характеру. Нет сомнений в том, что этим человеком был Бераб; он был самым важным и почитаемым талмудистом на Востоке и был наделен настойчивостью, доходящей до упрямства. [ 5 ]
По мнению других, целью плана Бераба было разрешение определенных галахических трудностей. В частности, существовала проблема возвращения марранов в иудейскую веру, и чтобы освободить их от божественного наказания, некоторые раввины Земли Израиля рассматривали возможность применения к ним наказания маккота , которое может назначить только Синедрион. Об этой проблеме пишет Джейкоб Бераб в своей «Респонсе» .
Маймонид учил, что если мудрецы в Земле Израиля согласятся посвятить одного из себя, они смогут это сделать, и что человек по их выбору сможет затем посвятить других. Хотя мнению Маймонида противостояли Нахманид и другие, ученые в Цфате доверяли Берабу и не сомневались, что с раввинской точки зрения против его плана не может быть выдвинуто никаких возражений.
Рукоположение 1538 г.
[ редактировать ]В 1538 году двадцать пять раввинов собрались в Цфате и рукоположили Бераба, дав ему право рукоположить любое количество других раввинов, которые затем сформировали Синедрион. В беседе в синагоге Цфата Бераб защищал законность своего рукоположения с точки зрения Талмуда и показал природу предоставленных ему прав. Услышав об этом событии, большинство других еврейских ученых выразили свое согласие, а тем немногим, кто не одобрял нововведение, не хватило смелости противостоять Берабу и его последователям.
Затем Бераб рукоположил еще нескольких раввинов, в том числе главного раввина Иерусалима Леви ибн Хабиба , раввина Джозефа Каро , Моисея бен Иосифа Трани и Йосефа Сагиса. Джозеф Каро позже был рукоположен в сан раввина Моше Альшиха , а Альшич рукоположил Хайима бен Йозефа Витала около
Спор с ибн Хабибом
[ редактировать ]Чтобы завоевать расположение евреев Иерусалима , Бераб первым делом воспользовался своим новым саном и рукоположил главного раввина Иерусалима Леви ибн Хабиба . Поскольку последний в течение многих лет был личным противником Бераба, и у них было много споров относительно раввинских решений и одобрений, рукоположение Бераба ибн Хабиба показывает, что он ставил общее выше личных интересов. Более того, условия, в которых Бераб официально объявил о рукоположении ибн Хабиба, были доброжелательными. Поэтому Бераб не ожидал сопротивления с этой стороны; но он ошибся. Его рукоположение не успокоило, а скорее стимулировало личную неприязнь Ибн Хабиба. Он считал оскорблением своего достоинства и достоинства Иерусалима то, что столь важное изменение было произведено без консультации с иерусалимскими учеными. Он не удовлетворился устным протестом, а направил послание ученым Цфата, в котором изложил незаконность их действий и заявил, что нововведение сопряжено с риском для раввинистического иудаизма, поскольку Синедрион может использовать свою суверенную власть. вмешиваться в календарь.
Хотя тон Леви ибн Хабиба был умеренным, между строк можно было прочитать, что он выступал против человека Бераба, а также против его работы. Иллюстрацией этого служат замечания ибн Хабиба, когда он подробно утверждал, что ученые Цфата не были квалифицированы для рукоположения, поскольку они не были беспристрастными в этом вопросе, и когда он намекнул, что Бераб не достоин передавать посвящение. . Бераба удивила опасность, перед которой теперь стояло его предприятие; и, озлобленный личными нападками Ибн Хабиба, он не мог придерживаться чисто объективного опровержения, а предался персоналиям. В ответ на замечание ибн Хабиба о том, что священное посвящение должно исходить не только из учености, но и из святости, Бераб ответил: «Я никогда не менял своего имени: среди нужды и отчаяния я шел Божьим путем»; [ 2 ] : 298б тем самым намекая на тот факт, что в юности ибн Хабиб прожил год в Португалии как христианин под вымышленным именем.
Раздор между Берабом и ибн Хабибом теперь стал полностью личным, и это плохо повлияло на план; ибо у Бераба было много поклонников, но мало друзей. Более того, жизнь Бераба оказалась под угрозой. Рукоположение было представлено османским властям как первый шаг на пути к восстановлению еврейского государства, и, поскольку Бераб был богат, османские чиновники не проявили к нему особого милосердия, чтобы присвоить его богатство. Берабу пришлось на некоторое время отправиться в Египет, но хотя каждая минута промедления могла стоить ему жизни, он задержался достаточно долго, чтобы рукоположить четырех раввинов, чтобы во время его отсутствия они могли продолжать выполнять функцию рукоположения. Тем временем число последователей ибн Хабиба увеличилось; и когда Бераб вернулся, он обнаружил, что его план безнадежен. Его смерть несколько лет спустя положила конец спору, который постепенно привел большинство еврейских ученых к враждебной позиции по вопросу о рукоположении.
Положительно известно, что Джозеф Каро и Моисей бен Джозеф ди Трани были двумя из четырех человек, рукоположенных Берабом. Если двумя другими были Авраам Шалом и Исраэль бен Меир ди Куриэль , то Каро был единственным, кто воспользовался своей привилегией для рукоположения другого, Моисея Алшиха, который, в свою очередь, рукоположил Хаима Виталя . Таким образом, рукоположение можно проследить на протяжении четырех поколений.
За исключением некоторых коротких публикаций в произведениях других, единственной из многочисленных когда-либо опубликованных работ Бераба была его «Шелот у-Тешубот» («Вопросы и ответы»), респонса, Венеция, 1663 г.; но амстердамское издание раввинского Танаха (1724–28) содержит примечания Бераба к Книге Исайи и Книге Иеремии .
Постановления
[ редактировать ]- Бераб считал португальских conversos — евреев, насильно обращенных в христианство, — оставшимися евреями, несмотря на их обращение и последующие поколения. [ 6 ]
- только дети, рожденные от еврейской жены одного из обращенных В споре о наследстве Бераб постановил, что право на наследование имеют . Дочери его фламандской наложницы, которые остались христианками и не обратились в иудаизм, считались нееврейками и, следовательно, не имели права на наследство. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гедалия ибн Иехия Испанец, Шалшелет Ха-Каббала , Иерусалим, 1962, стр. 145 (иврит)
- ^ Jump up to: а б с д и Леви ибн Хабиб , «Респонса»
- ^ Палестинское письмо, датированное 1522 годом, в Лунце, «Иерусалим», iii. 98
- ^ Авраам Яри, Игрос Эрец Исроэль , Тель-Авив, 1943, с. 171 (иврит).
- ^
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «БЕРАБ, ИАКОВ [Б. МОИСЕЙ?]» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Jump up to: а б Голдиш, Мэтт (2008). Еврейские вопросы: ответы на сефардскую жизнь в период раннего Нового времени . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 98, 127–128. ISBN 978-0-691-12264-9 .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «БЕРАБ, ИАКОВ [Б. МОИСЕЙ?]» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Его библиография:
- Азулай , Шем ха-Гедолим, изд. Вильна, И. 86;
- Дэвид Конфорте , Коре ха-Дорот, см. Указатель в изд. Кассель;
- Фрумкин, Даже Иерусалим, стр. 34–40, Вильно, 1874;
- Фуэнн , в Ха-Кармеле , ii. 486–494, 576–580;
- То же, Кенесет Исраэль, стр. 539, 540;
- Генрих Гретц , владелец бизнеса евреев, 3 изд., ix. 12, 200-298;
- Йост, бизнес иудаизма и его сект, iii. 128, 129;
- Михаил, Ор ха-Хайим , с. 1069;
- Мориц Штайншнейдер , кот. Бодл. полковник 1194;
- Джозеф Зеднер , кот. иврит Книги Брит. Муз. стр. 307;
- Зунц , ЗГ, стр. 250, 531.
Важнейшим источником информации для спора о рукоположении является Леви бен Якоб ибн Хабиб , Респонса, стр. 277а, 328а, Венеция, 1565;
- С.П. Раббиновиц , Мозаики Голы, см. Указатель.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1474 рождения
- 1546 смертей
- Кастильские евреи XV века
- Марокканские раввины XVI века
- Раввины в Цфате
- Сефардские раввины из Османской Палестины
- Евреи изгнаны из Испании в 1492 году.
- Сефардские евреи из Османской Палестины
- Раввины XVI века из Османской империи
- Похороны на Старом еврейском кладбище в Цфате.