Хаим Фархи
Хаим Фархи | |
---|---|
Хаим Фархи Хаим Фарахи | |
![]() Художественное впечатление | |
Рожденный | 1760 |
Умер | 21 августа 1820 г. (60 лет) |
Причина смерти | Убийство |
Национальность | Османская |
Другие имена | Хаим Эль Муаллим |
Род занятий | Главный советник, финансовый визирь и фактический правитель Акры. |
Работодатель | Ахмад аль-Джаззар |
Старый ишув |
---|
![]() |
Ключевые события |
Ключевые цифры |
|
Экономика |
Филантропия |
Сообщества |
Синагоги |
Похожие статьи |
Хаим Фархи иврит : חיים פרחי , Хайим Фархий ; арабский : حيم فرحي , также известный как Хаим «Эль Муаллим — советник ) ( ») (1760 — 21 августа 1820 еврейский правителей Галилеи во времена Османской империи до его убийства в 1820 году. [ 1 ]
Фархи был главным советником Джаззар-паши , османского губернатора, базирующегося в Акре , чьи прихоти включали ослепление Фархи и оставление ему физических шрамов. До своего убийства в 1820 году, спровоцированного собственным протеже Фархи Абдуллой-пашой , Фархи был финансовым визирем и фактическим правителем Акры. После убийства Абдулла-паша приказал бросить тело Фархи в море и конфисковал все его имущество. [ 2 ] Два брата Фархи, Солиман и Рафаэль, жившие в Дамаске , организовали осаду Абдуллы-паши в Акре, чтобы отомстить. [ 2 ]
Почитаемый среди евреев как Хахам Хаим из-за его обширных знаний Талмуда . [ 3 ] Фархи происходил из известной семьи торговцев и банкиров в Дамаске. [ 1 ] Он распространил свою защиту на еврейские общины Земли Израиля, особенно на общины Тверии и Цфата , которые находились под юрисдикцией губернаторов Сидонского вилайета . Почитаемый за свою власть и богатство, как евреи, так и европейские христиане рассказывали истории о его богатстве и влиянии. [ 1 ]
Историческая справка
[ редактировать ]После османского завоевания Леванта у мамлюков в 1516 году Галилея вошла в состав ее империи. Обширные территории Азии , Северной Африки и Юго-Восточной Европы управлялись почти автономно местными губернаторами. В частности, Левант раскололся на многочисленные враждующие центры власти. [ 4 ]
Предполагалось, что власть над « Санджаком Акры » (примерно современный север Израиля) будет исходить от власти Дамаск провинции и ее Валиса . В 18 веке влиятельный местный лидер Захир аль-Умар фактически разорвал связи с империей и инициировал широкомасштабные реформы, улучшая дорожную инфраструктуру и безопасность, а также поощряя христианских и еврейских купцов селиться в этом районе и возрождать торговлю.
После Кучук-Кайнарджийского договора подписания с Россией 21 июля 1774 года султан Абдул-Хамид I стремился восстановить суверенитет Турции, напав на Дахер и заблокировав порт Акра. Его войска подняли восстание и убили своего лидера. В 1775 году к власти пришел турецкий офицер боснийский мамлюк Ахмад аль-Джаззар , и турки восстановили контроль над северными районами страны. [ 5 ]
Захир аль-Умар активно поощрял переселение евреев и лично пригласил Хайима бен Якоба Абулафию из Измира поселиться в Галилее. Раввин, родившийся в Хевроне , который в то время входил в Иерусалимский Мутассарифлик (губернаторство/округ), вернулся в 1740 году и был принят Захиром со всеми почестями. Он поселился в Тверии , которая была восстановлена из разрушенного состояния. Была построена впечатляющая синагога, построены дороги и основаны еврейские сельскохозяйственные поселения в Пекине , Шефа-Амре и Кафр-Ясифе . Эта политика продолжалась и при Ахмаде аль-Джаззаре. [ 5 ]
Существование сильной местной власти обеспечивало соблюдение закона и предотвращало бандитизм бедуинов на дорогах. Захир был одним из самых толерантных и эффективных местных лидеров и в равной степени отправлял правосудие мусульманам, христианам и евреям. [ 5 ] Так было во времена Захира и аль-Джаззара, которые превратили Галилею в регион, привлекавший как арабов из Сирии и Ливана , так и евреев с востока и запада.
Советник Аль-Джаззара
[ редактировать ]
Хаим Фархи родился в уважаемой и древней еврейской семье в Дамаске . Его отец Саул основал банковский бизнес, который процветал до такой степени, что на протяжении почти столетия расширял контроль над финансами, банковским делом и внешней торговлей Сирии. [ 6 ] [ 7 ] Вместе с другими членами семьи Фархи работал финансовым агентом в районе Дамаска. [ 8 ] Современные источники часто упоминают эту семью как «настоящих правителей Сирии». [ 9 ]
Возможно, они также выступали посредниками между еврейской общиной и властями, пытаясь облегчить налоговое бремя, возложенное на евреев Цфата . Фархи сменил своего отца на посту банкира правителя Дамаска. Он приобрел широкое влияние на турецкое правительство и стал советником Ахмада аль-Джаззара , правителя Акры. Вероятно, это произошло из-за его интриг, приведших к казни предыдущего советника Михаила Сакруджа, купца-христианина из Шефа-Амра . [ 10 ]
Аль-Джаззар был жестоким и жестоким правителем, о чем свидетельствует его титул «аль-Джаззар», что означает «Мясник». Он часто находил предлог для жестоких нападений. В разное время он вырвал Фархи правый глаз, отрезал нос и правое ухо. [ 11 ] Знаменитая иллюстрация того времени (см. выше) изображает аль-Джаззара, сидящего на суде перед своим еврейским советником с повязкой на глазу .
Победа над осадой Наполеона
[ редактировать ]

Именно во время правления аль-Джаззара, в 1799 году, французский генерал и будущий император Наполеон Бонапарт пытался завоевать провинцию Дамаск. В феврале Наполеон и его армия прибыли с юга, захватили Яффо и убили 2000 турецких пленных . Затем они двинулись на север, захватили Хайфу и Изреельскую долину и осадили Акру. Войска Аль-Джаззара, отказываясь сдаваться, выдерживали осаду полтора месяца. Британские военно-морские силы под командованием адмирала Сиднея Смита пришли на защиту города, а эксперт по артиллерии флота Антуан ДеФелипу перебросил против сил Наполеона артиллерийские орудия, которые британцы перехватили у французов на море.
Фархи сыграл ключевую роль в обороне города. Будучи советником и правой рукой аль-Джаззара, он непосредственно руководил ходом сражения с осадой. В кульминационный момент штурма осаждающим удалось пробить брешь в стенах. Понеся большие потери при попытке открыть вход, солдаты Наполеона, пытаясь проникнуть в город, обнаружили, что Фархи и ДеФелипу тем временем построили вторую стену, на несколько футов глубже в городе, где находился сад аль-Джаззара.
Обнаружение этой новой постройки убедило Наполеона и его людей в том, что вероятность их взятия города минимальна. Осада была снята, и Наполеон отступил в Египет.
Некоторые считают, что заявление, приписываемое Наполеону во время войны, согласно которому он обещал вернуть землю евреям, если ему удастся добиться успеха в завоевании Палестины (Южной Сирии), было призвано привлечь внимание Фархи и предать своего хозяина путем переключив свою поддержку на французов. Однако Наполеон никогда не проявлял особого интереса к привлечению евреев Османской Сирии во время своей кампании туда. [ 12 ] хотя в его отчете о военной кампании говорится, что среди сирийских евреев ходили слухи, что после того, как Наполеон взял Акру, он пойдет в Иерусалим и восстановит храм Соломона . [ 13 ]
Участие в еврейских делах
[ редактировать ]Фархи оказывал поддержку еврейским иммигрантам, которые совершили алию и поселились в Цфате и Тверии, включая хасидов , перушим и мааравим , предлагая помощь с их налоговым бременем. За время его пребывания в должности еврейское население Акры выросло до 800 человек. Еврейский квартал в Тверии также значительно вырос, поскольку раввин Ицхак Абулафия, назначенный Фархи губернатором и секретарем Цфата и Тверии, расширил свои границы за счет приобретения значительного участка у Сулеймана-паши в 1805 году. [ 1 ]
Убийство
[ редактировать ]После смерти аль-Джаззара в 1804 году его мамлюк Сулейман-паша стал пашаликом Акко . При нем евреи пользовались, по словам одного путешественника, «полной религиозной свободой» и были освобождены от значительных штрафов, которые они часто были вынуждены платить при аль-Джаззаре, и были обязаны платить только обычный харадж . [ 14 ] Сулейман продолжал работать с Фархи и нанимал его так же, как это делал его собственный отец. Сулейман правил регионом до своей смерти в 1819 году, когда он завещал свою власть приемному сыну Фархи, Абдулле-паше ибн Али , сироте бея . преждевременно умершего [ 15 ] Однако Абдулла решил избавиться от своего приемного отца Фархи. Когда Фархи узнал об этом решении, он отказался бежать, полагая, что такое действие поставит под угрозу его собратьев-евреев в королевстве.
21 августа 1820 года солдаты появились в резиденции Фархи в Акре , объявив его предателем. Они схватили и задушили его, а также обыскали его дом. Его семье было отказано в разрешении похоронить его тело. Имущество семьи было экспроприировано, а тело Фархи было брошено в море. Семья бежала в Дамаск; Жена Фархи, не выдержав тягот путешествия, умерла по дороге, в Цфате .
Затем Абдулла заставил евреев Акры и Цфата полностью выплатить всю задолженность по налогам, которую они должны были бы получить, если бы благодаря добрым услугам Фархи они не были освобождены от уплаты налогов на протяжении многих лет. [ 15 ]
Убийство Фархи ускорило то, что один недавний историк города назвал «первым, серьезным… экзистенциальным кризисом» для Акры. [ 16 ]
Возмездие
[ редактировать ]Когда слухи об убийстве Фархи достигли Дамаска, его братья Саломон, Рафаэль и Моисей поклялись отомстить за него. С этой целью они наняли турецких офицеров в Дамаске и Алеппо , написали Чалаби Кармоне, влиятельному еврею Константинополя , с просьбой к султану о справедливости и запросили фирман на этот счет. Кармона получил от Великого муфтия Константинополя шейха уль-Ислама , высшего религиозного авторитета Османской империи , фирман, требующий от губернаторов Дамаска, Алеппо и двух других пашей предоставить свои войска трем братьям для осуществления правосудия против Абдуллы. [ 15 ]
В апреле 1821 года братья Фархи прибыли с большим войском в Акко Санджак. Сначала они завоевали Галилею , разгромив армии Абдаллы, посланные им навстречу, и назначив новых правителей, чтобы лишить его власти в каждом завоеванном ими регионе. Когда они наконец достигли Акры, они осаждали ее 14 месяцев. Во время осады старший брат Саломон был отравлен (по некоторым данным, зарезан) эмиссарами Абдаллы, а оставшиеся в живых братья, отчаявшись в осаде, отошли со своими войсками в Дамаск.
Наследие
[ редактировать ]Резиденция Фархи до сих пор стоит в Акко, но закрыта для посетителей. [ 17 ] В Акре также есть площадь в его честь в старом секторе города.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Бартель, Израиль. «Гаарец и Иудея». В Бен-Наа, Ярон; Хелд Дилахроза, Михал (ред.). Старое испанское поселение в Земле Израиля (на иврите). Институт Бен-Цви по изучению израильских общин на востоке Яд Бен-Цви и Еврейский университет. п. 16. ISSN 1565-0774 .
- ^ Jump up to: а б «Главная страница организации Фархи» .
- ^ Михаил Мишака, Убийство, хаос, грабеж и грабеж: История Ливана в 18 и 19 веках, тр. У.М.Такстон-младший, SUNY, Олбани, Нью-Йорк, 1988, стр.49.
- ^ Эфраим Карш Исламский Империализм: История , Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон, 2007 г., стр.95.
- ^ Jump up to: а б с Исайя Фридман, Германия, Турция, сионизм 1897–1918 , Transaction Publishers, Нью-Брансуик, Нью-Джерси (1977) 1998, стр.26
- ^ Люсьен Губбей, Солнечный свет и тень: еврейский опыт ислама , Другая пресса, Нью-Йорк (1999) 2000 стр.130
- ^ Томас Филипп, Семья Фархи и меняющееся положение евреев в Сирии, 1759–1860 , в «Ближневосточных исследованиях», № 20, октябрь 1984 г., стр. 37-52 passim
- ^ Ицхак Бен-Цви, Эрец-Исраэль под властью Османской империи , 2-е изд. Иерусалим (иврит), 1966, стр. 319–22, 339–43, цитируется Норман А. Стиллман, «Евреи арабских стран: история и справочник» , Еврейское издательское общество Америки, Филадельфия, 1979, стр. 338, № 7. [Основной задачей финансового агента или саррафа было предоставление денег в долг или выполнение роли гаранта в финансовых и коммерческих операциях в рамках османской экономики. Они действовали как обычные торговые банкиры в любой экономике. На этой позиции преобладали немусульмане, в основном армяне, евреи и католики. (Явуз Сезар, Роль Саррафи в османских финансах и экономике в восемнадцатом и девятнадцатом веках , Колин Имбер и Кейко Киётаки (ред.). Границы османских исследований: государство, провинция и Запад , том 1, 2005. IB Таурис, Лондон и Нью-Йорк стр.61-76, стр.66.)]
- ^ Исайя Фридман, Германия, Турция, сионизм 1897–1918 , Transaction Publishers, Нью-Брансуик, Нью-Джерси (1977) 1998, стр.26.
- ^ Томас Филипп, Акко: Взлет и падение палестинского города, 1730–1831 , издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк, 2002, стр. 161
- ^ Убийство, хаос, грабеж и грабеж: история Ливана XVIII и XIX веков Михаила Мишаки (1800-1873) . Перевод Уиллера М. Такстона-младшего. Издательство Государственного университета Нью-Йорка . 1988. с. 50. ISBN 1438421990 . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Генри Лоуренс, Вопрос о Палестине: изобретение святой земли, 1799–1922 , Файард, Париж, 1999, стр.18.
- ^ Франц Коблер, Наполеон и евреи , Masada Press, Иерусалим, 1975, стр.51.
- ^ Джон Льюис Буркхардт , Путешествие по Сирии и Святой Земле , Лондон, 1822, стр. 327-8, перепечатано в Нормане А. Стиллмане, Евреи арабских стран: история и справочник , Еврейское издательское общество Америки, Филадельфия, 1979, стр. .338-9.
- ^ Jump up to: а б с Франко, Моис (1973) [1897]. Очерк истории израильтян Османской империи от истоков до наших дней (на французском языке). Хильдесхайм: Г. Олмс. стр. 130–131.
- ^ Томас Филипп, Акко: Взлет и падение палестинского города, 1730–1831 , издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк, 2002, стр. 90
- ^ «Дом Хаима Фархи – Старый Акко» . www.oldakko.co.il . Проверено 17 мая 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Авраам Йери, «Воспоминания о земле Израиля» (זכרונות ארץ ישראל), изданные отделом по делам молодежи сионистской Гистадрута, 1947 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Семейная история ФАРХИ
- Хаим «Эль Муаллим» Фархи
- Les Farhi de Damas (на французском языке)
- Портрет Хаима Фархи
- Генеалогия Хаима