1834 г., разграбление Цфата.
Разграбление Цфата (1834 г.) | |
---|---|
Часть арабского крестьянского восстания | |
![]() Карта Сидон Эялет в пределах Османской империи | |
Родное имя | ביזת צפת בשנת תקצ"דУвольнение Цфата в 2016 году |
Расположение | Цфат , Османская Сирия (ныне Израиль ) |
Координаты | 32 ° 57'57 "N 35 ° 29'54" E / 32,96583 ° N 35,49833 ° E |
Дата | 15 июня 1834 г. (1 месяц и 2 дня) | - 17 июля 1834 г.
Цель | евреи |
Тип атаки | Погром |
Преступники | Арабы и друзы |
Старый ишув |
---|
![]() |
Ключевые события |
Ключевые цифры |
|
Экономика |
Филантропия |
Сообщества |
Синагоги |
Похожие статьи |
Разграбление Цфата в 1834 году ( иврит : ביזת צפת בשנת תקצ"ד , 5594 AM ) было месячным нападением на еврейскую общину Цфата в Сидонском Эялете Османской империи во время крестьянского восстания в Палестине . Оно началось в воскресенье. 15 июня (7 Сивана ), на следующий день после еврейского праздника Шавуот , и длился 33 дня. [1] [2] Это было описано как спонтанное нападение на беззащитное население во время вооруженного восстания против правления Ибрагима-паши в Египте , османского губернатора. [3] [4] Это событие произошло во время вакуума власти , когда Ибрагим-паша боролся за подавление более широкого восстания в Иерусалиме . [5]
Отчеты о мероприятии, длившемся месяц, рассказывают о крупномасштабных грабежах. [6] а также убийства и изнасилования евреев и разрушение домов и синагог друзами и мусульманами. [7] Многие свитки Торы были осквернены [3] и многие евреи были тяжело ранены. [8] [9] Некоторые авторы охарактеризовали это событие как погром или «погромоподобное». [10] [11] Сотни людей покинули город, ища убежища в сельской местности или соседних деревнях. Ливанские войска друзов подавили беспорядки по приказу Ибрагима-паши после вмешательства иностранных консулов. Зачинщики были арестованы, а затем казнены в Акре .
Прелюдия
[ редактировать ]Цфат издавна был населен евреями Мустаараби . Он стал каббалистическим центром с 1540-х годов, когда здесь поселились студенты, привлеченные учениями таких мудрецов, как Моисей бен Якоб Кордоверо . [12] К 1830-м годам в городе проживало около 4000 евреев, что составляло не менее половины населения. [13] На протяжении всей своей истории евреи Цфата, хотя и поддерживались Блистательной Портой , были объектом репрессивных поборов со стороны коррумпированных местных чиновников. В 1628 году друзы захватили город и, удерживая его несколько лет, ограбили местную общину, а еврейское население сократилось по мере переселения евреев Цфата в Хеврон и Иерусалим. [14] [15] и снова при разрушении Цфата в 1660 году . Присоединение Палестины в 1831 году к египетской Османской провинции Мухаммедом Али сделало жизнь относительно более безопасной, чем это было при османах. [16] Однако в 1833 году при приближении Ибрагим-паши еврейский квартал Цфата был вновь разграблен друзами, хотя жителям удалось бежать в пригороды. [17]
Год спустя, в 1834 году, было объявлено о введении новых законов о налогообложении и введении воинской повинности, в результате чего были призваны феллахи в египетскую армию , которые также были разоружены местной знатью. Евреи и христиане должны были быть освобождены от политики разоружения. [18] Эта новость была встречена всеобщим гневом. Сами друзы Галилеи, воспользовавшись слабостью контроля над своей территорией, весной подняли восстание. [7] и к ним присоединилось массовое восстание феллахов, которые возмущались сотрудничеством местных евреев с египтянами. [19] [20] Цфат серьезно пострадал в результате иерусалимского землетрясения 1834 года в мае того же года, и после восстания вспыхнули нападения на более слабых жителей палестинских городов, а именно на евреев и христиан. [21] [22] Именно в этой обстановке был развязан грабеж Цфата, в результате чего многие евреи стали искать убежища среди дружественных арабов в соседнем городе Эйн-Зейтим . [23] Один рассказ, пересказанный несколькими евреями Цфата 25-летнему Александру Уильяму Кинглейку , посетившему его в 1835 году, [24] обвинили в инциденте нетерпимые разглагольствования местного мусульманского священнослужителя по имени Мухаммад Дамур. В отчете говорилось, что в начале 1834 года Дамур публично предсказал, что 15 июня «истинно верующие восстанут в справедливом гневе против евреев и отнимут у них золото, серебро и драгоценности». [25]
Атака
[ редактировать ]
В отчете Неофита, монаха Храма Гроба Господня , описывается разграбление города, а также аналогичные события в Рамле , Лидде , Яффе , Акре и Тверии , отмечая, что преступники «грабили евреев, живших в этих городах. , как сообщается, огромной собственности, потому что некому было оказать сопротивление». [26]
В отчете раввина Йозефа Шварца за 1850 год говорилось, что «было унесено все, что можно было вывезти, даже бесполезные предметы; коробки, сундуки, пакеты, даже не открывая их, утаскивали; и ярость, с которой эта толпа напала на их беззащитные жертвы были безграничны... [Преступники] были в полной безопасности и не подвергались беспокойству, поскольку они узнали, что Абраим Паша в настоящий момент был настолько занят в Иерусалиме и его окрестностях своими врагами, что не мог войти в Галилею. " [5]
Один анекдот предполагает, что беспорядки были преднамеренными и организованными местным мусульманским священнослужителем-антисемитом. [25] Согласно анекдотам, рассказанным Кинглейку, когда наступило 15 июня, Мухаммад Дамур явился собравшейся мусульманской толпе и призвал их исполнить свое пророчество. Кинглейк упоминает только случаи грабежей, написав, что «самое одиозное из всех безобразий - обыск женщин с низменной целью обнаружения таких вещей, как золото и серебро, спрятанных при них, было совершено без стыда». [25] Сообщение Кинглейка — единственное свидетельство, в котором упоминается личное участие местного мусульманского священнослужителя.
Другие сообщения предполагают, что нападение было более жестоким. Исаак Фархи (ум. 1853) описал, как несколько евреев были убиты и изнасилованы во время нападения. Мужчин, женщин и детей отобрали одежду, а затем избили. Некоторые бежали в окрестные поля и оставались обнаженными, «как дикие звери», пока опасность не миновала. [27] [ нужен лучший источник ] 12-летний Джейкоб Сапфир был среди беженцев, нашедших убежище в соседней деревне Эйн аль-Зейтун при помощи сочувствующего арабского шейха . [ нужна ссылка ] Он описывает, как первые три дня им нечего было есть и как сорок дней они прятались в страхе за свою жизнь. После этого они обнаружили, что их дома полностью разграблены и опустошены; «Не осталось даже маленьких кувшинов, дверей или окон». [28] Менахем Мендель Баум , видный член ашкеназской общины, опубликовал книгу ( Корот ха-`итим ли-йешурун бе-Эрец Исраэль , 1839), в которой ярко подробно изложил свои воспоминания. Он описывает агрессивное нападение, в том числе один инцидент, когда группа пожилых евреев, в том числе набожные раввины, была безжалостно избита, когда они прятались в синагоге. [29] появилась статья В мае 1934 года в газете «Гаарец» палестинского историка и журналиста Элиезера Ривлина (1889–1942), в которой подробно описывалось событие, произошедшее 100 лет назад. В его статье, основанной на аналогичных свидетельствах из первых рук, рассказывается о том, как главе общины Исраэлю Шкловскому угрожала жизнь, а на другого раввина, сбежавшего в горы в поисках убежища в пещере, напали и положили на него глаз. выколот. Ривлин утверждает, что многие евреи были забиты до смерти и тяжело ранены. Были разрушены тринадцать синагог и около 500 свитков Торы. [23] ценные старинные книги, принадлежавшие раввину XIV века Исааку Авоаву I. Также были потеряны Еврейские дома были разграблены и подожжены, когда грабители искали спрятанное золото и серебро. [30]
Некоторым евреям удалось бежать в близлежащую крепость и продержаться там несколько недель. Толпа безуспешно пыталась прорваться в здание, чтобы добраться до беглецов. [ нужна ссылка ] В источниках не указывается, сколько евреев погибло. [31] Кажется, их было немного, хотя сотни были ранены. [31]

Единственная еврейская типография в Палестине и многие экземпляры Библии были уничтожены. Прошло три года, прежде чем пресса снова заработала. [32] Исраэль Бак , основавший типографию в Цфате, получил рану на ноге, из-за которой он надолго хромал. [33] Среди выдающихся людей, отдавших свою жизнь, помогая другим, были раввины Лейб Коэн, Шалом Хаят и Мендель из Камница, которые бродили по улицам, не опасаясь, что нападавшие вернут маленьких детей их матерям, спасая жертв физически и эмоционально и хороня их. мертвый. [30] [34]
Подавление и последствия
[ редактировать ]Раввин Джозеф Шварц отметил справедливость: как только спокойствие было восстановлено, армия Ибрагима-паши арестовала и казнила ряд преступников, а также применила суммарное правосудие в отношении многих подозреваемых, чтобы обеспечить возвращение украденного имущества:
Самые уважаемые мусульмане Зафеда и его окрестностей были арестованы как виновники беспорядков, а некоторые из них впоследствии были публично казнены, а все, что удалось найти из украденного имущества евреев, было возвращено. Каждому еврею верили, когда он говорил, что узнает среди грабителей того или иного араба. Обвиняемого таким образом немедленно арестовывали и наказывали ударами, пока он, наконец, не сознался и не отдал свою добычу. Даже многие из самых богатых и респектабельных арабов были арестованы, закованы в цепи и наказаны по одному лишь утверждению очень бедного и простого еврея. Слово еврея приравнивалось к приказанию высшей власти, и к суровому наказанию применялись сразу, без предварительного расследования, без каких-либо оснований и доказательств. Таким образом была обнаружена большая часть украденного имущества; поскольку многие, чтобы не подвергаться насилию друзов, сдавали все по собственному желанию. Теперь евреи должны были, по приказу паши, посредством вмешательства консулов составить правильный список всего, что они потеряли и всего, что они упустили, и указать истинную ценность этого и передать его. к Абраиму Паше через европейских консулов. [5]
Ценой огромных усилий Израилю Шкловскому удалось разослать письма иностранным консулам в Бейруте и сообщить им подробности бед, постигших евреев, многие из которых были подданными иностранных государств. Их жалобы побудили Ибрагима-пашу послать своего -ливанского христианина-маронита союзника Башира Шихаба II , эмира Горного Ливана , для восстановления порядка. Когда 17 июля 1834 года Башир и его войска вошли в Цфат, беспорядки сразу же прекратились. [ нужна ссылка ] Он позаботился о том, чтобы евреи были защищены от вреда, и преследовал виновных. Большинство повстанцев бежали, но тринадцать главарей вместе с губернатором города были схвачены, преданы суду и публично повешены в Акре . [3] [35] Евреи вернулись в свои дома и собрали немногочисленные оставшиеся вещи. По мнению Лёве [ нужны разъяснения ] расследования понесенный ущерб составил 135 250 пиастров . [17] Консулы пытались собрать денежные суммы в качестве компенсации своим подданным и составляли списки нанесенного ущерба. [30] Когда Ибрагим-паша вернулся, он наложил на окрестные деревни компенсацию, но пострадавшие получили лишь 7% от стоимости ущерба. [17] Лишь небольшая часть украденного имущества была возвращена. [36]
См. также
[ редактировать ]- 1517 г. нападения на Цфат
- 1660 г. разрушение Цфата.
- Битва при Хевроне
- 1838 г. Нападение друзов на Цфат.
- 1929 беспорядки в Палестине
Ссылки
[ редактировать ] В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто |title=
( помощь )
- ^ Блох, Авраам П. Один в день: антология еврейских исторических годовщин , 1987. с. 168.
- ^ Луи Финкельштейн (1960). Евреи: их история, культура и религия . Харпер. п. 679 . Проверено 17 февраля 2012 г. Раввин Исаак б. Соломон Фархи сообщает, что грабеж продолжался 24 дня.
- ^ Jump up to: а б с Мартин Сикер (1999). Изменение формы Палестины: от Мухаммеда Али до британского мандата, 1831–1922 гг . Издательская группа Гринвуд. п. 13. ISBN 978-0-275-96639-3 .
Однако вскоре восстание утратило свою первоначальную цель и превратилось в кровавые беспорядки и бесчинства, направленные против еврейского населения. Беспорядки были наиболее серьезными в Цфате, где нападения и вандализм вынудили многих евреев бежать в соседнюю деревню Эйн-Зетим или переехать в Иерусалим. В ходе терактов только в Цфате было уничтожено около 500 свитков Торы. Беспорядки продолжались до тех пор, пока не прибыл контингент друзов из армии Ибрагима, чтобы остановить насилие. Губернатор Цфата и тринадцать зачинщиков были взяты в плен, преданы суду и казнены.
- ^ С. Альмог (1988). Антисемитизм на протяжении веков . Опубликовано издательством Pergamon Press для Международного центра по изучению антисемитизма имени Видаля Сассуна при Еврейском университете в Иерусалиме. п. 218. ИСБН 978-0-08-034792-9 .
Однако нападения на евреев Цфата и Иерусалима в 1834 году, хотя и были частью всеобщего восстания, были лишь незначительными эпизодами в кампании, гнев которой был направлен в первую очередь против египетского завоевания.
- ^ Jump up to: а б с Шварц 1850 .
- ^ Натан Шур (1992). Двадцать веков христианского паломничества на Святую Землю . Издательство Двир. п. 128.
В Галилее еврейская община Цфата в течение месяца подвергалась дикой оргии грабежей со стороны своих мусульманских соседей.
- ^ Jump up to: а б Довид Россофф, Цфат: Мистический город. Издательство Фельдхайм, 1991 г. ISBN 978-0-873-06566-5, стр. 149 и далее: Друзская резня в Цфате
- ^ Авраам Яари; Исраэль Шен; Исаак Галеви-Левин (1958). Доброе наследие: мемуары, описывающие жизнь еврейской общины Эрец Исраэль с XVII по XX век . Отдел молодежи и Хехалуца Сионистской организации. п. 37.
Восстание вспыхнуло 15 июня 1834 года. Арабские жители деревни вместе с горожанами вооружились и напали на евреев, насилуя их женщин и разрушая их синагоги. Беспорядки в Цфате продолжались 33 дня, но в Иерусалиме, Хевроне и Тверии закончились раньше.
- ^ Эбигейл Грин (2010). Мозес Монтефиоре: еврейский освободитель, имперский герой . Издательство Гарвардского университета. п. 119. ИСБН 978-0-674-04880-5 .
Во время восстания арабского крестьянства против Мехмеда Али в 1834 году жители окрестных деревень разграбили еврейский квартал, нападали и убивали мужчин, насиловали женщин, грабили и разрушали их дома.
- ^ Рональд Флоренс (2004). Кровавый навет: Дамасское дело 1840 года . Университет Висконсин Пресс. п. 47. ИСБН 978-0-299-20280-4 . Проверено 17 февраля 2012 г.
Еврейские погромы в Цфате происходили в 1834 и 1838 годах.
- ^ Габриэль Баер (2012). «Структура турецких гильдий и ее значение для социальной истории Османской империи» . Феллах и горожанин на Ближнем Востоке: исследования по социальной истории . Рутледж. п. 322. ИСБН 978-1-136-27872-3 .
Во время того же восстания феллахи ограбили евреев Тверии и Цфата «как сообщается, огромного имущества, поскольку некому было оказать какое-либо сопротивление». Очевидец ярко описал погромное нападение жителей деревни Верхней Галилеи на евреев Цфата 15 июня 1834 года. Евреев сорвали с одежды и выгнали из города, оставшиеся женщины и молодые люди были изнасилованы, имущество евреев были разграблены, а их святыни осквернены.
- ^ Саймон Шама , Принадлежность: История евреев, 1492–1900, Bodley Head 2017, стр. 99: «За очень несколько лет улицы и дома Цфата, ниспадающие на красивые холмы, были заселены пылкими молодыми каббалистами, не желавшими иметь ничего общего с давно осевшими арабоязычными евреями-мустаараби, а вместо этого присоединились к новым мудрецы, подобные Моисею Кордоверо».
- ^ Моше Маоз (1975). Исследования Палестины в период Османской империи . Магнес Пресс. п. 67. ИСБН 9789652235893 .
До 1837 года население Цфата увеличивалось. Значительное количество источников сообщает о численности населения в 7000–8000 человек, из которых половина, а то и более половины составляют евреи.
- ^ Джером Р. Верлин, Израиль 3000 лет,, [ постоянная мертвая ссылка ] Павильон Пресс, 2010, с. 167.
- ^ Луи Финкельштейн Евреи: их история - 1960 «В 1628 году друзы напали на Цфат. Мулхим, брат Фахр-ад-Дина, взял город и разграбил евреев, многие из которых бежали, спасая свою жизнь. В 1633 году паша Дамаска разгромил Фахр-ад-Дина, и Цфат снова почувствовал на себе тяжелую руку завоевателя. После поражения Мулхима евреи вернулись в Цфат, снова под турецким правлением, но снова недолго наслаждались миром».
- ^ Сикер, с. 12
- ^ Jump up to: а б с Цфата Еврейская энциклопедия .
- ^ Гудрун Кремер , История Палестины: от османского завоевания до основания государства Израиль, Princeton University Press, 2011.
- ^ Барух Киммерлинг (2010). Столкновение идентичностей: исследования в израильском и палестинском обществах . Издательство Колумбийского университета. п. 68. ИСБН 978-0-231-14329-5 .
- ^ Джефф Халпер , Между искуплением и возрождением: еврейский ишув Иерусалима в девятнадцатом веке, Routledge , 2019 ISBN 978-0-429-72223-3
- ^ Гудрун Крамер; Грэм Харман (2011). История Палестины: от османского завоевания до основания государства Израиль . Издательство Принстонского университета. п. 68. ИСБН 978-0-691-15007-9 .
- ^ Мартин Сикер, с. 12
- ^ Jump up to: а б Мартин Сикер, с. 13
- ^ Введение в Эотена: следы путешествий, принесенных домой с Востока, Northwestern University Press, 1997
- ^ Jump up to: а б с Александр Уильям Кинглейк (1864). «XXIV: Пророк Дамур». Эотен . Харрисон. стр 291–295 . . Проверено 17 февраля 2012 г. ( Веб-издание опубликовано Университетом Аделаиды, Южная Австралия )
- ^ Анналы Палестины, 1821–1841 , С. Н. Спиридон, в: Журнал Палестинского восточного общества, том 18, 1938 г., «Тем временем феллахи Наблуса [Шхема] и других районов предприняли несколько смелых движений на равнинах вокруг Рамлеха. и Лидду [Лод], где они разграбили все дома. Феллахи также осадили Яффу и Птолемаиду [Акко на иврите, Акра на английском языке] и захватили Тивериаду и Цфат. Они ограбили евреев, живших в этих городах, в огромных количествах. собственности, как сообщается, ибо некому было оказать сопротивление»
- ^ Бат Йеор (2002). Ислам и зиммитуд: место столкновения цивилизаций Университет Фэрли Дикинсон Пресс. п. 119. ИСБН 978-0-8386-3943-6 . Проверено 17 февраля 2012 г.
- ^ Джейкоб Сапфир . Эвен Сапир (I:1–2) 1866 г.
- ^ Менахем Мендель Баум. Корот Ха-Эйтим (иврит), Вильнюс, 1839 г.
- ^ Jump up to: а б с Элиэзер Ривлин. Великое разграбление Цфата: 15 июня – 17 июля 1834 г. Архивировано 25 августа 2010 г. в Wayback Machine , «Гаарец» (22 мая 1934 г.).
- ^ Jump up to: а б Тюдор Парфитт (1987). Евреи в Палестине, 1800–1882 гг . Королевское историческое общество; Бойден Пресс. стр. 57–63.
- ^ Исраэль М. Та-Шма (1975). Еврейская книга: исторический обзор . Кетер Паб. Дом Иерусалим. п. 117. ИСБН 978-0-7065-1389-9 .
В 1834 году бедуинские крестьяне напали на еврейский квартал в Цфате, и нанесенный ими ущерб остановил прессу на три года.
- ^ Джефф Халпер (1991). Между искуплением и возрождением: еврейский ишув Иерусалима в девятнадцатом веке . Вествью Пресс. п. 86. ИСБН 978-0-8133-7855-8 . Проверено 17 февраля 2012 г.
В течение следующего года или больше все шло хорошо. Пресса процветала, и у Бака было около тридцати рабочих. Затем, в 1834 году, случилась катастрофа. Друзы Галилеи восстали против Ибрагима-паши. Вместе с арабами, которые возмущались сотрудничеством евреев с египтянами, они напали на еврейскую общину Цфата как раз в тот момент, когда евреи в Иерусалиме подвергались нападениям. В течение нескольких дней продолжались грабежи и убийства, пока Ибрагим-паша наконец не подавил восстание. Сам Бак получил травму левой ноги, из-за которой он хромал до конца жизни. Еще более болезненным был ущерб, нанесенный бунтовщиками его прессе.
- ↑ Schur , Nathan. Toldot Tzefat , Tel Aviv: Am Oved; Dvir, 1983, pp. 189-193.
- ^ Шерман Либер (1992). Мистики и миссионеры: евреи в Палестине, 1799–1840 гг . Университет Юты Пресс. п. 215 . ISBN 978-0-87480-391-4 .
- ^ Довид Россофф (2001). Там, где небо касается земли: еврейская жизнь в Иерусалиме от средневековья до наших дней . Издательство Фельдхайм. п. 183. ИСБН 978-0-87306-879-6 .
Библиография
[ редактировать ]- Карагила, Сви (1983). «Самуэль бен Исраэль Перец Хеллер описывает разграбление Цфата в 1834 году» (PDF) . Кафедра (на иврите). 27 : 109–116. Архивировано из оригинала (PDF) 17 декабря 2010 года . Проверено 19 февраля 2012 г.
- Шварц, Джозеф. (1850). Описательная география и краткий исторический очерк Палестины . А. Харт. стр. 403–407.