Башир Шихаб II
Башир Шихаб | |
---|---|
![]() Портрет Башира Шихаба II | |
Эмир Горного Ливана | |
Царствование | Сентябрь 1789 г. - октябрь 1840 г. |
Предшественник | Юсуф Шихаб |
Преемник | Башир Шихаб III |
Рожденный | 1767 Газир , Сидон Эялет , Османская империя |
Умер | 1850 г. (82–83 года) Стамбул , Османская империя |
Супруг | Шамс Шихаб (м. 1787–1829) Хисн Джихан (м. 1833–1840) |
Проблема | Касим Халил Аминь Маджид Саада (дочь) Сауд (дочь) |
Династия | Династия Шихабов |
Отец | Касим Шихаб |
Религия | Маронит-католик |
Шихаб Башир : بشير الثاني الشهابي, romanized: Bashīr al-Thānī al-Shihābī, also spelled Bachir Chehab IIII [ 1 ] –1850) [ 2 ] был ливанским эмиром , правившим Горным Ливанским эмиратом в первой половине XIX века. Родившийся в ветви семьи Шихабов , которая обратилась из суннитского ислама , религии предыдущих шихабитских эмиров, он был единственным маронитским правителем эмирата Горный Ливан. [ 3 ]
Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Башир родился в 1767 году в Газире , [ 4 ] [ 5 ] деревня в Кесерван районе Горного Ливана . Он был сыном Касима ибн Умара ибн Хайдара ибн Хусейна Шихаба из династии Шихабов . [ 6 ] который был избран в супер-налоговую ферму Горного Ливана другой знатью друзов , также известной как Эмират Горного Ливана , когда их родственники-друзы, династия Маан, умерла без наследника в 1697 году. Хотя семья Шихабов была якобы мусульманкой-суннитом , некоторые члены семьи обратились в маронитскую католическую церковь . Башир был одним из первых членов своей большой семьи, родившихся христианином. [ 7 ]
В 1768 году, когда Башир был еще младенцем, умер его отец Касим. [ 6 ] Мать Башира снова вышла замуж, и ему и его старшему брату Хасану доверили опеку воспитателей и нянек. [ 5 ] Дети выросли в бедности и не пользовались привилегиями княжеского происхождения; [ 5 ] их ветвь семьи была относительно бедной. [ 7 ] У Башира и Хасана с детства развилось чувство недоверия, которое заставило их опасаться своих товарищей и членов собственной семьи. [ 5 ] Руководство ветвью семьи Касима взял на себя Хасан. Последний имел репутацию жестокого и отстраненного человека. [ 5 ] Тем временем Башир превратился в хитрого, упрямого и умного оппортуниста, который умел лучше контролировать свой характер и скрывать свою бессердечность. [ 5 ] Он искал богатства, работая со своим двоюродным братом Эмиром Юсуфом в Дейр-эль-Камаре , виртуальной столице Горного Ливана, где он также получил образование. [ 7 ] Личные качества Башира сделали его ведущей фигурой при дворе Шихаби, где он участвовал в политических интригах. Его деятельность в Дейр-эль-Камаре привлекла внимание Касима Джумблата, главного противника Юсуфа. [ 8 ] который стремился поставить Башира во главе эмирата. [ 9 ] задали вопрос по этому поводу Когда шейхи Джумблата , Башир ответил уклончиво, но оставил место для переговоров; его нерешительность была результатом его финансового кризиса. [ 9 ]
Брак и дети
[ редактировать ]
Финансовое состояние Башира II изменилось в 1787 году, когда его отправили в Хасбайю для инвентаризации активов дяди Юсуфа по материнской линии, [ 9 ] Башир ибн Наджм, [ 10 ] сын Наджма Шихаба, лидера мусульман-суннитов, ветви клана, базирующейся в Хасбайе. [ 10 ] Юсуф убил Башира ибн Наджма за поддержку восстания против него, возглавляемого братом Юсуфа Ахмадом. [ 9 ] Во время назначения Башира II в Хасбайе он женился на богатой вдове Башира ибн Наджма Шамс. [ 9 ] [ 10 ] Она была также известна как «Хубус» и «Шамс аль-Мадид», последнее из которых переводится с арабского как «солнце долгого дня». [ 10 ] Башир II ранее встречался с Шамс во время охоты в Кфар-Набрахе , но в то время ее отец, Мухаммад Шихаб, устроил ее замуж за Башира ибн Наджма, его племянника. [ 10 ] От последнего у Шамса были сын по имени Насим и дочь по имени Хаддудж. [ 10 ] Хотя Башир II был христианином, а Шамс был мусульманином, члены семьи Шихаб обычно вступали в брак внутри семьи и с кланом друзов Абу'л-ламы, независимо от религии. [ 11 ] В результате женитьбы на Шамсе Башир II приобрел значительное состояние. [ 9 ] Позже у Шамса родилось трое сыновей: Касим, Халил и Амин (перечислены в порядке рождения). [ 11 ]
В 1829 году Шамс умерла, и Башир построил для нее мавзолей, расположенный в садах Бейт-эль-Дина. [ 12 ] После этого друг Башира из Сидона по имени Ибрагим аль-Джавхари отправился искать Баширу новую жену. [ 13 ] Аль-Джавхари уже знал в Стамбуле черкесскую рабыню по имени Хисн Джихан. [ 13 ] Она была дочерью некоего Абдуллы Афруза аль-Шаркаси, но была похищена турецкими работорговцами и продана некоему Луман-бею, который, как известно, обращался с ней как с дочерью. [ 13 ] Аль-Джавхари предложил Баширу жениться на Джихане. Башир согласился, но также поручил аль-Джавхари купить ее и трех других рабынь на случай, если Джихан его не удовлетворит. [ 13 ] В 1833 году аль-Джавхари привез в Башир Джихана (тогда ему было 15 лет) и трех других рабынь, Кулхинар, Шафкизар и Марьям. [ 13 ] Последний был очарован Джихан, женился на ней и построил для нее дворец в Бейт-эль-Дине. [ 14 ] Джихан была мусульманкой, и Башир перед свадьбой обратил ее в маронитскую церковь. [ 13 ] [ 15 ]
По словам современных летописцев того времени, Джихан вела затворническую жизнь и покидала свое жилище только полностью скрытой, была любящей женой Башира, имела на него значительное влияние и славилась своим волшебством и благотворительной деятельностью среди жителей Горного Ливана. [ 14 ] Она стала известна как Саадат ас-Ситт , что переводится как «Ее Превосходительство, госпожа». [ 14 ] У Джихана от Башира было две дочери, Саада и Сауд. [ 14 ] Остальные рабыни из Стамбула были выданы замуж за родственников или соратников Башира; Кулхинар была замужем за сыном Башира Касимом, Шафкизар была замужем за родственником Башира Мансуром Шихабом из Вади Шахрура, а Марьям была замужем за некой Ага Нахра аль-Бишилани из Салимы . [ 13 ]
Правило
[ редактировать ]Присоединение
[ редактировать ]Башир появился на политической сцене Горного Ливана в середине 1780-х годов, когда в 1783 году он оказался вовлеченным во внутрисемейный спор по поводу руководства эмиратом Шихаби. [ 16 ] В этом споре Башир поддержал эмиров Исмаила и Сайида-Ахмада Шихаба против эмира Юсуфа, который в конечном итоге одержал победу, когда могущественный османский губернатор Сидона Ахмад - паша аль-Джаззар подтвердил свой контроль над налоговыми фермами Горного Ливана после того, как Юсуф пообещал ему взятка в размере 1 000 000 кыршей . [ 16 ] Впоследствии Башир помирился с Юсуфом. [ 16 ] Однако пять лет спустя аль-Джаззар попытался получить взятку в долг от Юсуфа, но выплата крупной суммы не состоялась, и аль-Джаззар переключил свою поддержку на соперника Юсуфа, Али Шихаба, сына Исмаила. [ 16 ] Али, который стремился отомстить за смерть Исмаила, находившегося под стражей Юсуфа, и Юсуф мобилизовали своих союзников и столкнулись друг с другом в Джубб-Джаннине , где силы Юсуфа были разбиты Али и аль-Джаззаром. [ 16 ] Юсуф бежал во внутренние районы Триполи и был вынужден просить шейхов-землевладельцев-друзов назначить ему замену. [ 16 ] При ключевой поддержке клана Джумблат Башир был выбран друзскими шейхами своим хакимом . [ 16 ] Для друзов-шейхов Горного Ливана хаким обозначал вождя-принца, который служил их посредником в отношениях с османскими властями и номинально имел политическую, военную, социальную и судебную власть над их делами. [ 17 ] Башир отправился в штаб-квартиру аль-Джаззара в Акре , куда в сентябре 1789 года ему официально передали налоговые фермы Горного Ливана. [ 16 ]
Тем временем Юсуф пытался восстановить себя в эмирате Шихаби, мобилизовав своих сторонников в Библосе и Бшарри , в то время как Башир пользовался поддержкой клана Джумблат (его главного покровителя среди друзов) и аль-Джаззара, которые одолжили ему 1000 своих албанских и Магрибские солдаты. [ 16 ] Силы Башира решительно разбили партизан Юсуфа на холмах Мунайтара, но Юсуф сбежал, получив прикрытие от османских губернаторов Триполи и Дамаска . [ 16 ] Однако позже Юсуф был приглашен в Акко аль-Джаззаром по уловке последнего и фактически находился под арестом по прибытии в город. [ 16 ] В то время как аль-Джаззар рассматривал возможность стравливать Юсуфа и Башира друг с другом, вымогая взятки для налоговой фермы Горного Ливана, Баширу удалось убедить аль-Джаззара, что Юсуф вызывает раздор между кланами друзов, и впоследствии аль-Джаззар решил казнить Юсуфа в 1790. [ 16 ]
Несмотря на победу над Юсуфом, друзские шейхи фракции Язбаки (соперники фракции Джумблатти) сумели убедить аль-Джаззара передать налоговые фермы Горного Ливана от Башира племянникам Юсуфа, Кадану и Хайдару. [ 18 ] Вскоре после этого Джирджи Баз, мудабир (управляющий) сыновей Юсуфа Хусейна и Саада ад-Дина, убедил Кадана и Хайдара передать сыновьям Юсуфа налоговую ферму Джубайль. [ 18 ] Башир и его союзник шейх Башир Джумблат противостояли этой ситуации, успешно предотвратив сбор Каданом и Хайдаром налогов, которые они были обязаны доставить в Аль-Джаззар. [ 18 ] Последний оказал эмиру Баширу и шейху Баширу поддержку против База, сыновей Юсуфа и их Имада (ведущего клана фракции Язбаки) и сторонников Аби Накада. [ 18 ] Баширу удалось насильственно восстановить себя в качестве хакима , но к 1794 году аль-Джаззар снова переключил свою поддержку на База и сыновей Юсуфа после того, как Башир, очевидно, ограбил аль-Джаззара в своих налоговых платежах в том же году. [ 18 ] Это продолжалось недолго, поскольку аль-Джаззар вернулся к Баширу в 1795 году после того, как против База было подано множество жалоб. [ 19 ]
Конфликт с аль-Джаззаром
[ редактировать ]В 1797 году Баз восстановил добрые отношения с аль-Джаззаром, приведя к нему сыновей Юсуфа, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Аль-Джаззар использовал свою потенциальную поддержку сыновей Юсуфа как способ заставить Башира платить больше налогов или рискнуть потерять свои налоговые фермы в Горном Ливане. [ 20 ] В то же время Эмир Башир решил устранить своих противников Аби Накада и с этой целью вступил в сговор с Джумблатами и Имадами. [ 20 ] Эмир Башир пригласил шейхов Аби Накада в покои советников своего дворца в Дейр-эль-Камаре, где Башир Джумблат и шейхи Имада устроили засаду и убили всех пятерых. [ 20 ] [ 21 ] Согласно современному источнику, эти убийства фактически означали, что «имя Накада было стерто». [ 21 ]
Отношения между аль-Джаззаром и Баширом испортились в 1799 году, во время осады Наполеоном двухмесячной Акры . Аль-Джаззар призвал Башира предоставить силы для защиты Акры, но Башир проигнорировал набор войск. [ 20 ] Аль-Джаззар был в ярости: [ 20 ] и хотя Башир занимал в конфликте строго нейтральную позицию, аль-Джаззар обвинил его в отправке французским войскам провианта. [ 22 ] Впоследствии он вынудил Башира покинуть Горный Ливан, отправив экспедиционный корпус, чтобы помочь Базу изгнать Башира из Дейр-эль-Камара. [ 20 ] Башир вместе с шейхом Баширом и многими своими товарищами-шейхами Джумблатти покинули Дейр-эль-Камар и направились на север, в Аккар и район Крак -де-Шевалье ( аль-Хусн ). [ 22 ] После этого эмир Башир написал письмо с призывом к Королевского флота офицеру сэру Сидни Смиту , чьи бомбардировки французских войск сыграли ключевую роль в принуждении к выводу французов из Палестины , использовать свои офисы в имперских османских властям, чтобы вернуть его на Горный Ливан. [ 22 ] Смит положительно отреагировал на его просьбу, пришвартовал свой корабль в порту Триполи и встретился с Баширом, который затем сопровождал Смита на встречу с великим визирем Османской империи Кором Юсуфом Зияуддином-пашой в аль-Арише . [ 22 ] Кор Юсуф находился в аль-Арише, командуя османской сухопутной армией, чтобы отбить Египет у французов. Башир сообщил Кору Юсуфу о своей ситуации с аль-Джаззаром, и великий визирь отнесся к нему хорошо. [ 22 ] который после этого издал указ, предоставляющий Баширу финансовую власть над Горным Ливаном, Вади аль-Таймом , долиной Бекаа и мусульмане-шииты , где доминируют Джебель-Амилем . [ 20 ] В рамках этой договоренности Башир будет независим от губернаторов Сидона, Триполи и Дамаска и будет передавать налоговые поступления непосредственно имперскому правительству. [ 20 ] Однако это важное назначение было омрачено отсутствием у Башира фактического контроля над закрепленными за ним землями, которые аль-Джаззар в значительной степени передал сыновьям Юсуфа и Базу. [ 20 ]
В 1800 году эмир Башир призвал к единству с Базом, написав ему: «Как долго будут продолжаться эти бои, в которых мы теряем людей, а наша земля опустошена?» [ 23 ] Баз согласился тайно встретиться с Баширом, и они заключили сделку без ведома аль-Джаззара, согласно которой Башир будет контролировать друзские районы Горного Ливана и Кесерван, где доминируют марониты, в то время как сыновья Юсуфа будут контролировать северные районы, такие как Джубайль и Батрун . [ 20 ] [ 24 ] Башир пообещал соблюдать соглашение, присягнув на Коране и Евангелии . [ 25 ] Башир также нанял База в качестве своего мудабира , заменив маронитский клан Дахда в качестве своего традиционного поставщика мудабира . [ 20 ] Аль-Джаззар был возмущен, когда соглашение стало очевидным, и поддержал фракцию Язбаки против нового союза между Базом, Эмиром Баширом и шейхом Баширом Джумблатом. [ 20 ] В течение следующих четырех лет Язбаки, возглавляемые кланом Имад, спонсировали конкурирующего эмира Шихаба с целью узурпировать эмират, но каждый раз терпели неудачу. [ 20 ] Большинство шейхов-друзов осудили клан Имада в 1803 году и присоединились к эмиру Баширу. [ 20 ] Аль-Джаззар умер в 1804 году, и в конечном итоге ему наследовал его бывший мамлюк (освобожденный раб-солдат) Сулейман-паша аль-Адиль .
Консолидация власти
[ редактировать ]После ослабления давления со стороны Сидона после смерти аль-Джаззара, Эмир Башир почувствовал себя менее зависимым от База в сохранении власти. [ 26 ] Тем временем Баз утверждал свое влияние в Горном Ливане и часто действовал вразрез с Баширом. [ 27 ] в обход полномочий последнего. [ 26 ] Баз также сформировал союз с маронитским патриархом Юсуфом ат-Тийяном , к огорчению шейхов-друзов, которые воспринимали растущую власть База как представителя маронитского политического подъема, который рос за счет шейхов-друзов, многие из которых (включая шейха Башира Джумблат), боялся База. [ 26 ] Друзы также были оскорблены тем, что власть База возникла благодаря его покровительству со стороны их повелителя, Эмира Башира. [ 26 ] Последний тоже был разгневан растущим влиянием База на османских губернаторов и чувствовал себя особенно униженным отменой Базом межевания Кесервана по заказу Эмира Хасана (брата Башира) и другими унижениями, связанными с обращением База с Эмиром Хасаном. [ 26 ] Башир организовал убийство База, наняв для совершения этого акта боевиков-друзов из фракций Джумблатти и Язбаки. [ 26 ] Таким образом, 15 мая 1807 года Баз попал в засаду и был задушен по пути к резиденции Башира, в то время как партизаны-друзы Башира оккупировали Джубайль, убив брата База, а также захватив и ослепив сыновей Юсуфа. [ 26 ] После этого Башир направил гарантии лояльности губернаторам Триполи и Сидона. Башир также оказал давление на патриарха ат-Тийана, чтобы тот ушел в отставку. [ 26 ]
Уничтожив сыновей База и Юсуфа, Эмир Башир укрепил свою власть над Горным Ливаном. [ 28 ] В 1810 году Сулейман-паша передал Баширу в пожизненную аренду налоговые округа Шуф и Кесерван. [ 26 ] фактически сделав его пожизненным правителем Горного Ливана. [ 29 ] [ а ] Более того, Сулейман-паша после этого будет обращаться к Баширу в своей переписке с почетным титулом «гордость благородных князей, власть над великими лордами, наш благородный сын, эмир Башир аль-Шихаби». [ 29 ] Обстоятельствами, ограничивавшими его власть в то время, были ежегодные налоговые поступления из-за Сулеймана-паши и доминирование клана Джумблат над другими шейхами-друзами, которых Шейх Башир защищал от введения дополнительных налогов Эмиром Баширом. [ 28 ]
Маронитское крестьянство не имело такой защиты от дополнительных наложений Башира, отчасти из-за потери элитных маронитских деятелей, таких как Баз и Патриарх Тийял, а также из-за упадка власти маронитов Хазена мукатаджи. [ 28 ] (дочерние налоговые фермеры, [ 17 ] которые фактически были феодальными феодалами ). [ 31 ] Маронитское крестьянство разочаровалось в Эмире Башире из-за наложенных на него дополнительных налогов, в то время как Маронитская церковь все больше злилась на сокрытие Эмиром Баширом своей маронитской католической веры. [ 28 ] На поведение Башира повлияла политическая обстановка того времени, в течение которой Османское государство вновь подтвердило демонстрацию своего суннитского исламского благочестия, чтобы противостоять пуританским суннитам из племени ваххабитов , которые поставили османов в неловкое положение, вырвав контроль над Меккой в 1806 году. [ 28 ] Одновременно с подавлением османами восстания ваххабитов в 1818 году и с тем, что шейх Башир открыто представил себя мусульманином-суннитом, Эмир Башир поручил членам клана Шихаб публично соблюдать Рамадан , чтобы не подвергать себя критике со стороны своего главного союзника-друза. [ 28 ] Публично приняв участие в мусульманском празднике, Эмир Башир глубоко оскорбил Маронитскую церковь. [ 28 ]
Подавление восстаний маронитов
[ редактировать ]В 1819 году Абдулла-паша сменил Сулеймана-пашу на посту губернатора Сидона из Акко и при вступлении в должность потребовал от Башира дополнительных налогов в виде 1 000 000 дирхамов . [ 32 ] Башир понял, что это попытка Абдуллы разжечь конфликт между ним и жителями Горного Ливана, и стремился разрядить напряженность в отношениях с Абдуллой-пашой. [ 32 ] С этой целью Башир послал своего мудабира (советника эмира, получившего социальный ранг шейха) Бутруса Карами для посредника в его деле с Абдуллой, на что последний ответил мобилизацией своих войск и налаживанием связей с соперниками Башира-шихабитами. [ 32 ] Башир уступил требованию Абдуллы, и чтобы собрать средства для выплаты, Башир ввел двухлетний аванс по джизье (подушный налог для немусульман) и харадж (земельный налог) маронитским крестьянам Матна , Кесервана, Батруна. и Джубайль. Он исключил друзов мукатаджи из тех же налогов. [ 28 ] [ 32 ] Башир также передал Абдулле-паше дополнительную плату в размере 50 000 дирхамов маронитским крестьянам. [ 32 ]
В ответ на налоговые сборы Башира маронитский патриарх Юсуф Истифан собрал около 6000 маронитских крестьян на саммит у ручья Антелиас , что положило начало движению аммии (народного восстания). [ 33 ] В Антелиасе крестьяне согласились отвергнуть дополнительные навязывания Башира и назначили вукала (делегатов; пой. вакиль ) от каждой из своих деревень, чтобы они представляли их интересы. [ 33 ] Аммия . получила поддержку вождя язбаков Али Имада, двух эмиров из клана Шихабов и шиитских шейхов [ 33 ] Абдулла-паша, намеревавшийся изгнать Башира из Горного Ливана, также поддержал крестьян в их требованиях не платить ничего, кроме традиционных ежегодных налогов. [ 32 ] Столкнувшись с этим сопротивлением, Башир отправился в добровольное изгнание в Хауран под защитой губернатора Дамаска Эялета Дервиша-паши. Эмира Башира сопровождали шейх Башир Джумблат и ряд эмиров из кланов Арслан и Абул-лама. [ 34 ] Фракция Язбаки, с благословения Абдуллы-паши, приступила к назначению двух мусульманских эмиров-суннитов из ветви Рашайя клана Шихабов, Хасана и Салмана, преемниками эмира Башира 14 апреля 1819 года. [ 35 ]
К 1820 году Османская империя вступала в войну с Россией и пыталась подавить греческое восстание в Морее , что побудило Блистательную Порту (Османское имперское правительство) отдать приказ Абдалле-паше укрепить прибрежные города Сирии и разоружить христиан в его провинции. . [ 35 ] Абдулла-паша считал, что только Эмир Башир способен выполнить эту задачу, и стремился освободить место для своего возвращения в Горный Ливан. [ 35 ] Для этого Абдулла-паша приказал Хасану и Салману немедленно выплатить ему 1 100 000 дирхамов, что, казалось бы, было непреодолимым сбором. В то же время союзники Эмира Башира в Горном Ливане подорвали Хасан и Салман, а Эмир Башир вошел в Джеззин , в окрестностях Дейр-эль-Камара. Из-за этих факторов Хасан и Салман в конечном итоге согласились уйти в отставку в пользу Башира после посредничества Уккала (религиозных лидеров друзов). [ 35 ] Согласно соглашению, достигнутому 17 мая 1820 года, среди жителей Горного Ливана должен был быть проведен референдум по вопросу руководства эмиратом. [ 35 ] Однако до проведения референдума Абдулла-паша восстановил власть Башира при условии, что он будет собирать джизью для Блистательной Порты. [ 35 ]
Крестьяне-марониты и священнослужители Джубайля, Бшарри и Батруна решили оказать вооруженное сопротивление навязываниям Башира и заручились поддержкой шейхов-шиитов Хамаде. [ 35 ] Крестьяне начали собираться в Лехфеде , Хакиле и Эхмедже , а жители деревни-шииты собрались в Рас-Мишмише. [ 33 ] Они выбрали вуккал для своих округов, призвали к финансовому равенству со своими коллегами-друзами и объявили восстание против Эмира Башира. [ 33 ] Среди ведущих вуккалов был историк Абу Хаттар аль-Айнтурини, который продвигал идею о том, что эмират Шихаби является проводником маронитской солидарности. [ 33 ] Эмир Башир заручился поддержкой шейхов Башира и Хамуда Абу Накада. [ 33 ] [ 35 ] С помощью бойцов-друзов Эмир Башир заставляет маронитов на севере Горного Ливана подчиниться его приказам. [ 35 ] Этот эпизод усилил растущую пропасть между все более напористой маронитской общиной и друзами мукатаджи и крестьянами. [ 33 ] По мнению историка Уильяма Харриса, « аммия , которая выражала несоответствие между амбициями Башира II и интересами все более сплоченного сообщества большинства, была важным шагом на пути к современному Ливану. Она представляла собой первое крестьянское выражение идентичности и первое требование автономии для Гора Ливан». [ 33 ]
Война с Дамаском и раскол с друзами
[ редактировать ]В 1821 году Башир оказался втянутым в спор между Абдуллой-пашой и Дервиш-пашой. последнего Кризис усугубился, когда мутасаллим (заместитель губернатора / сборщик налогов) долины Бекаа совершил набег на Аммик , когда жители последнего не разрешили ему войти в деревню. [ 35 ] Башир попытался выступить посредником в споре, и Дервиш-паша дал понять о своей готовности уступить традиционную юрисдикцию Дамаска над долиной Бекаа Сидону Эялету Абдуллы-паши. [ 35 ] Абдулла-паша отказался от этого предложения и потребовал, чтобы Башир взял на себя управление долиной Бекаа. [ 35 ] Башир принял эту задачу, хотя и с неохотой, и под командованием его сына Халила силы Башира быстро завоевали регион. [ 35 ] Впоследствии Абдулла-паша сделал Халила мутасаллимом долины Бекаа. [ 35 ] В ответ Дервиш-паша мобилизовал поддержку фракции Язбаки и ряда шихабитских эмиров, чтобы восстановить контроль Дамаска над этой территорией. Однако силы Дервиш-паши потерпели поражение на Антиливанском хребте и в Хауране. [ 36 ]

Блистательная Порта была обеспокоена действиями Абдуллы-паши и эмира Башира против Дамаска и направила Мустафу-пашу, губернатора Алеппо Эялета , чтобы подкрепить Дервиша-пашу и помочь ему победить Абдуллу-пашу. [ 36 ] Мустафа-паша отправил эмиссара в Горный Ливан, чтобы объявить об императорском указе, увольняющем Башира из налоговых ферм Горного Ливана и повторно назначающем Хасана и Салмана. [ 36 ] После этого Мустафа-паша, Дервиш-паша и лидеры друзов Язбаки убедили шейха Башира дезертировать от эмира Башира в обмен на замену Хасана и Салмана Аббасом Асадом Шихабом, что официально произошло 22 июля 1821 года. [ 36 ] Силы губернатора при поддержке друзов приступили к осаде штаб-квартиры Абдуллы-паши в Акко, а 6 августа эмир Башир покинул Горный Ливан и направился в Египет морем, потеряв поддержку своего самого важного союзника, шейха Башира. [ 36 ] Однако у Эмира Башира появился новый, могущественный союзник в лице практически независимого губернатора Египта Мухаммеда Али . [ 36 ] В то же время Абдулла-паша также обратился за поддержкой к Мухаммеду Али, который видел в Эмире Башире и Абдулле-паше ключ к подчинению Османской Сирии своей гегемонии. [ 36 ] Мухаммед Али убедил Блистательную Порту помиловать Башира и Абдаллу-пашу и снять осаду Акры в марте 1822 года. [ 36 ]
В обмен на поддержку Мухаммеда Али Башир согласился мобилизовать по запросу 4000 боевиков, находящихся в распоряжении Мухаммеда Али. [ 36 ] Прежде чем вернуться в Горный Ливан, эмир Башир приказал шейху Баширу выплатить крупную сумму в 1 000 000 пиастров в обмен на помилование, но вместо этого шейх Башир предпочел добровольное изгнание в Хауран. [ 37 ] Оттуда шейх Башир начал подготовку к войне с эмиром Баширом. [ 37 ] Шейх Башир заключил союз со своим соперником-друзом Али Имадом, главой фракции Язбаки, кланом Арслан, хазенскими шейхами Кесервана и шихабскими эмирами, которые выступали против правления Эмира Башира. [ 37 ] С 7000 вооруженных сторонников Шейх Башир вошел в Бейт-эль-Дин, продемонстрировав силу, чтобы заставить Эмира Башира примириться с ним. [ 37 ] Эмир Башир продолжал настаивать на том, чтобы шейх Башир выплатил полную компенсацию за свое предательство, что спровоцировало безуспешные попытки посредничества со стороны различных друзов и маронитских шейхов, а также маронитского епископа Абдуллы аль-Бустани из Сидона. После этого Эмир Башир и Шейх Башир приготовились к войне. [ 37 ]
Эмир Башир потерпел неудачу, когда столкнулся с войсками шейха Башира 28 декабря 1824 года. [ 37 ] Абдулла-паша отправил 500 албанских нерегулярных формирований на помощь эмиру Баширу. Однако эта потеря была отменена после того, как 2 января 1825 года [ 37 ] По прибытии подкрепления эмир Башир начал атаку и разгромил силы шейха Джумблата возле штаб-квартиры последнего в Мухтаре . [ 37 ] После этого шейх Башир и Имад бежали в Хауран, а эмир Башир помиловал сдавшихся вражеских боевиков. [ 37 ] Впоследствии Имад и Шейх Башир были схвачены силами губернатора Дамаска, Имад был казнен без суда и следствия, а Шейх Башир отправлен под стражу Абдуллы-паши в Акко. [ 37 ] По просьбе Мухаммеда Али, который стремился обеспечить беспрепятственную реорганизацию Горного Ливана эмиром Баширом, Абдулла-паша казнил шейха Башира 11 июня. [ 37 ]
Централизация и переход к маронитскому духовенству
[ редактировать ]Эмир Башир приступил к реорганизации налоговых ферм (виртуальных феодальных владений) Горного Ливана, чтобы укрепить позиции своих оставшихся союзников-друзов и лишить своих врагов базы финансовой власти. [ 37 ] Таким образом, Джумблаты были уволены из налоговых округов Шуф, Харруб, Туффа, Джеззин, Джебель-ар-Рихан, а также из восточных и западных регионов долины Бекаа, которые были перераспределены между сыном Башира Халилом, Талхуками, а также Насифом и Хаммудом Абу Накадом. . [ 37 ] Кроме того, были разрушены личные резиденции и сады шейхов Джумблата и Имада. [ 37 ] Кампания Башира побудила многих друзов уехать в Хауран, чтобы избежать потенциального возмездия. [ 37 ]
Чтобы централизовать свое правление над эмиратом (в отличие от предыдущего двустороннего режима с шейхом Баширом), Эмир Башир взял на себя контроль над законодательной и судебной властью, установив определенный правовой кодекс, основанный на законах шариата Османского государства. [ 31 ] состоявших в основном из друзов Более того, он передал юрисдикцию по гражданским и уголовным делам от мукатаджи, , трем специальным кудахам (судьям; пойте. кади ), которых он назначил лично. [ 31 ] Таким образом, он назначил кади в Дейр-эль-Камаре в Шуфе, который в основном курировал дела друзов, и двух маронитских священнослужителей, которые базировались в Газире или Зуке Микаэле в Кесерване и Згарте на севере Горного Ливана соответственно. [ 31 ] Хотя новый правовой кодекс был основан на шариате, Башир не стремился отменить глубоко укоренившееся обычное право, а куда в своих судебных решениях обычно полагались на местные обычаи и ссылались на шариат только как на последнее средство. [ 31 ]
Союз Эмира Башира с Мухаммедом Али и его ссора с Шейхом Баширом, с согласия которого Эмир Башир мог управлять Горным Ливаном в течение предыдущих двух десятилетий, стали важным поворотным моментом в политической карьере Эмира Башира. [ 36 ] Потеря Эмиром Баширом поддержки друзов и последующее разрушение их феодальной власти проложили путь к укреплению его связей с Маронитской церковью. [ 31 ] Более того, Башир рассматривал маронитское духовенство как естественную альтернативу замене друзов в своей новой, высокоцентрализованной администрации. [ 31 ] В то же время ему стало легче принимать христианскую веру, поскольку он больше не зависел от поддержки друзов. [ 38 ] Патриарх Юсуф Хубайш приветствовал вышеупомянутые события. [ 38 ]
Между 1825 годом и своей кончиной в 1840 году Башир назначил маронитских патриархов, епископов и священников более низкого ранга главными функционерами своей администрации и советниками. [ 39 ] По сути, маронитские священнослужители, которые долгое время доминировали в религиозных и светских аспектах маронитской жизни, приобрели привилегии, которые друзы -мукатаджи ранее сохраняли вместе с Баширом и его предшественниками-шихабитами. [ 39 ] Священнослужители более низкого ранга, в частности, получили поддержку Башира, чтобы помочь им подняться по иерархии Маронитской церкви в обмен на их поддержку и их усилия по укреплению лояльности и любви к Баширу среди маронитского крестьянства. [ 39 ] Эти священнослужители также были в авангарде усилий по устранению эксцессов, навязанных маронитским арендаторам со стороны их лордов-друзов и влияния последних в налоговых округах в целом. [ 39 ] Тем временем оставшиеся друзы -мукатаджи продолжали служить лидерами общины друзов, которая все больше возмущалась господством маронитов в ущерб власти друзов. [ 38 ] В результате этой ситуации межобщинная напряженность между друзами и маронитами еще больше возросла. [ 39 ] На протяжении всего этого периода османское правительство разрешало Баширу покровительствовать маронитскому господству в Горном Ливане. [ 38 ]
Пик могущества под властью Египта
[ редактировать ]Мухаммед Али стремился аннексировать Сирию и в качестве предлога для вторжения в регион опубликовал список жалоб на Абдуллу-пашу, который, в свою очередь, получил поддержку султана Махмуда II . [ 40 ] Последний заставил муфтия Стамбула издать фетву (исламский указ), объявлявшую Мухаммеда Али неверным, в то время как Мухаммед Али приказал шарифу Мекки издать фетву , осуждавшую Махмуда II за нарушение шариата и провозглашавшую Мухаммеда Али спасителем ислама, впоследствии установив сцена для войны между Египтом и Стамбулом . [ 41 ] Под командованием сына Мухаммеда Али Ибрагима-паши египетские войска начали завоевание Сирии 1 октября 1831 года, захватив большую часть Палестины, а затем осадили Абдуллу-пашу в Акре 11 ноября. [ 41 ] На фоне этих событий Башир столкнулся с дилеммой, поскольку и Абдулла-паша, и Ибрагим-паша отправили эмиссаров с просьбой о его поддержке. [ 41 ]
Поначалу Башир колебался в выборе стороны, но однажды он получил известие, что Ибрагим-паша готов мобилизовать шесть своих полков, чтобы опустошить Горный Ливан и его прибыльную шелковую промышленность , и что сыновья шейха Башира Джумблата Ну'ман и Саид добились своего. в лагерь Ибрагим-паши, чтобы присягнуть на верность, Башир уступил место египтянам. [ 41 ] В конце концов он пришел к выводу, что Мухаммед Али был сильнее и прогрессивнее, чем Блистательная Порта, и считал, что рискует потерять свой эмират, бросив вызов египтянам. [ 38 ] Более того, его союзники-марониты и мелькиты также отдавали предпочтение Египту из-за его центрального положения в торговле Восточного Средиземноморья и религиозного эгалитаризма Мухаммеда Али. [ 42 ] Тем временем, по приказу Блистательной Порты, мутасаллимы Бейрута и Сидона, а также вали Триполи и Алеппо поддержали Абдуллу-пашу и предупредили знатных лиц Горного Ливана поступить аналогичным образом. [ 41 ] Башир пытался сплотить своих союзников и соперников-друзов, таких как Хамуд Абу Накад и несколько шейхов Джумблат, Талхук, Абд аль-Малик, Имад и Арслан, на сторону Мухаммеда Али. [ 43 ] Вместо этого они присоединились к османской армии, мобилизовавшейся в Дамаске под командованием сераскира ( главнокомандующего) Мехмеда Иззета-паши. [ 43 ] Последний издал указ, осуждающий Башира как мятежника и заменяющий его Нуманом Джумблатом. [ 44 ]
Союз основных кланов друзов с османами вынудил Башира и дальше полагаться на свою растущую базу власти маронитов. [ 44 ] Впоследствии он поручил епископу Абдалле аль-Бустани назначить маронитского военного командира в каждом округе, но делать это осторожно, чтобы не спровоцировать негативную реакцию друзов. [ 44 ] Маронитским командирам было поручено собирать налоги, за что традиционно отвечали в основном друзы- мукатаджи , а также вооружать маронитских крестьянских бойцов для подавления друзского инакомыслия в Горном Ливане. [ 44 ] Одновременно с этим Башир также атаковал или захватил имущество проосманских друзов- мукатаджи . [ 44 ] 21 мая 1832 года египетские войска захватили Акру. После этого Ибрагим-паша приказал Баширу и патриарху Хубайшу подготовить свои войска, состоящие в основном из маронитов, к нападению на Дамаск. [ 44 ] Войсками Башира командовал его сын Халил, и вместе с египетской армией они без сопротивления захватили Дамаск 16 июня, а затем разгромили османскую армию в Хомсе 9 июля. [ 44 ] Халил ранее сражался вместе с Ибрагим-пашой в Акре и Иерусалиме . [ 44 ] Халил и его войска также участвовали в победе Египта при Конье на юго-западе Анатолии 27 декабря. [ 44 ]
После завоевания Сирии Мухаммед Али начал усилия по централизации в регионе, упразднив эялеты (провинции) Дамаск, Алеппо, Триполи и Сидон (включая Горный Ливан) и заменив их единым губернатором, базирующимся в Дамаске. [ 45 ] Однако благодаря своему тесному союзу с Мухаммедом Али, [ 42 ] Башир сохранял свою прямую власть над эмиратом Горный Ливан. [ 46 ] предотвращая попадание страны в зависимость от египетской бюрократии, которая централизовала власть в остальной части Сирии. [ 42 ] Более того, ему предложили пост губернатора «Арабистана» (территории Сирии), но он отказался взять на себя руководство регионом, который затем был передан Мухаммаду Шариф-паше. [ 46 ] В 1832 году Мухаммед Али наградил Башира, расширив юрисдикцию последнего, включив в нее Джебель Амиль, которую Башир передал своему младшему сыну Маджиду. [ 47 ] северный налоговый округ Кура и портовые города Сидон и Бейрут. [ 48 ] Последний стал коммерческим центром шелковой промышленности Горного Ливана, преемником Акры в качестве политического центра сирийского побережья и основной резиденцией египетских чиновников, европейских консулов, а также купцов-мусульман-христиан и суннитов. [ 42 ] Баширу была доверена полицейская власть над горой Ливан и равнинами вокруг Дамаска. [ 48 ] Расширение его юрисдикции обогатило Башира увеличением доходов до такой степени, что его дань из Сирии была в четыре раза больше, чем дань Мухаммеда Али. [ 48 ]
В рамках усилий Мухаммеда Али по централизации сбор налогов был официально передан от мукатаджи назначенцам центральных властей в 1833/34 году. [ 46 ] Башир воспользовался этой мерой, конфисковав поместья мукатаджи и назначив своих родственников мутасаллимами различных налоговых округов. [ 48 ] Таким образом, он назначил Халила в Шаххаре, Касима в Шуфе, Амина в Джубайле, сына своего брата Хасана Абдуллу в Кесерване, своего двоюродного брата Башира в Туффе и своего соратника Хайдара Абу'л-ламу в Матне. [ 48 ]
Подавление восстаний по всей Сирии
[ редактировать ]Башир подавил несколько восстаний против призыва Мухаммеда Али на военную службу и политики разоружения в горных регионах по всей Сирии на службе Ибрагим-паши. Из-за поддержки Баширом Мухаммеда Али его силам и союзникам в Горном Ливане было разрешено сохранить оружие. [ 49 ] Первым крупным подавленным восстанием было крестьянское восстание в Палестине . [ 49 ] во время которого Мухаммед Али послал Баширу приказ выступить против Сафада , одного из центров восстания. [ 50 ] Соответственно, Башир повел свои войска к городу, но, не дойдя до него, предъявил повстанцам ультиматум с требованием сдаться. [ 50 ] Повстанцы отправили некоего шейха Салиха аль-Таршихи для переговоров об условиях с Баширом, и в конечном итоге они согласились сдаться после очередной встречи с Баширом в Бинт-Джебейле . [ 50 ] Друзские силы Башира под командованием его сына Амина. [ 49 ] 18 июля без сопротивления вошел в Сафад, предоставив возможность вернуться перемещенным жителям из еврейского квартала. [ 51 ] Между 1834 и 1835 годами войска Башира под командованием Халила и его родственников также участвовали в подавлении восстаний в Аккаре , Сафите , Крак-де-Шевалье и восстания алавитов в горном районе Латакии . После подавления различных восстаний сопротивление разоружению и призыву на военную службу со стороны администрации Мухаммеда Али было подавлено на несколько лет. [ 49 ]
Положение Мухаммеда Али в Сирии снова пошатнулось в 1838 году, во время восстания друзов в Хауране , которое привлекло поддержку Джумблата и Имад-шейхов Горного Ливана и Вади-ат-Тайма. [ 49 ] Шихабским эмирам Хасбайи, Ахмаду и Саад ад-Дину, было поручено подавить повстанцев-друзов в Вади-ат-Тайме во главе с Шибли аль-Урианом, а Баширу было приказано мобилизовать христианские силы в апреле. [ 52 ] Башир выполнил просьбу Ибрагим-паши о наборе войск, организовав силы под руководством своего внука Махмуда, которые впоследствии были отправлены для подкрепления Ахмада и Саад ад-Дина в Хасбайе. Войска Башира попали в засаду, устроенную силами друзов под командованием конкурирующих эмиров-шихабов Башира Касима и Али из Рашая . [ 52 ] Халил и его христианские войска позже пришли на помощь Махмуду, вынудив Шибли бежать в Хауран. Позже в июле Халил и Ибрагим-паша разгромили силы Насир ад-Дина Имада и Хасана Джумблата. [ 52 ] Месяц спустя Ибрагим-паша и Шибли договорились о прекращении восстания, согласно которому друзы будут освобождены от призыва в армию, барщины и дополнительных налогов. [ 52 ] Христиане Горного Ливана были вознаграждены за поддержку Ибрагима-паши раздачей 16 000 винтовок. [ 52 ] К концу восстания напряженность между христианами и друзами еще больше обострилась, поскольку эти две секты в основном воевали на противоположных сторонах. [ 52 ]
Османы и британцы воспользовались сильно ослабленными позициями Египта в Сирии из-за тяжелых потерь войск и квалифицированных офицеров во время восстания 1838 года. [ 52 ] После двух лет дипломатических споров между Мухаммедом Али, османами, Великобританией, Францией и Россией, османско-европейский альянс начал военные действия против контроля Мухаммеда Али над Сирией. [ 53 ] Друзы и христианские соперники Башира и диссиденты его правления в Горном Ливане были окружены вниманием и вооружены по инициативе британского министра иностранных дел лорда Пальмерстона . [ 54 ] При британско-османской поддержке союз шейхов Горного Ливана, включающий кланы Абу Накад, Абу'л-Лама, Хазен , Шихаб, Хубайш и Дахда , Ханджар аль-Харфуш, Ахмад Дагир, Юсуф аль-Шантири и Абу Самра Ганим, 27 мая 1840 года поднял восстание против Башира и Ибрагим-паши. [ 54 ] Баширу удалось временно подавить восстание, конфисковав имущество у повстанцев, угрожая и предложив снижение налогов непричастным шейхам-друзам в обмен на их поддержку. [ 55 ] Большинство друзов не присоединились к восстанию на его ранней стадии из-за его преимущественно маронитского или прохристианского руководства, базирующегося в Матне, Кесерване и Сахиле. [ 56 ] К 13 июля Башир сообщил египетским властям, что восстание подавлено, и выдал 57 лидеров и участников восстания, в том числе Хайдара Абу'л-Ламу и Франсиса аль-Хазена, которые были сосланы в Верхний Египет . [ 56 ] Башир также приказал своим сыновьям и подчиненным командирам собрать оружие повстанцев и передать большую его часть своему союзнику и родственникам Саад ад-Дину из Хасбайи. [ 56 ]
Падение и изгнание
[ редактировать ]Европейский союз, состоящий из Великобритании , Пруссии , России и Австрии, поддержал османов и через британского консула в Бейруте Ричарда Вуда пытался убедить Башира отступить от Мухаммеда Али в августе 1840 года. [ 57 ] Это произошло после того, как Вуд, на которого османы возложили ответственность за урегулирование дел в Горном Ливане, победил патриарха Хубайша с гарантиями, что османы будут уважать привилегии Маронитской церкви в Горном Ливане. [ 57 ] Ранее французский консул сообщил Баширу, что французские экспедиционные войска должны были высадиться в Бейруте, чтобы поддержать Ибрагима-пашу, который к тому времени содержал силы в 33 000 солдат в Горном Ливане под командованием Сулеймана-паши. [ 57 ] Башир сохранил свою лояльность Мухаммеду Али и отклонил в общей сложности три предложения Вуда перейти на сторону османов, включая предупреждение британского дипломата лорда Понсонби о том, что Башир должен «поспешить вернуться к своему [долгу] перед султаном». [ 57 ] Третье предложение Вуда содержало предупреждение о том, что британско-османские силы вот-вот начнут нападение на египтян в Сирии. [ 57 ]
Тем временем племянник Башира Абдулла Шихаб из Кесервана перешел на сторону османов. [ 57 ] вместе с шейхами Хазена и Хубайша после того, как османы предложили компенсировать им и их подчиненным налоговые льготы за их восстание против Башира за несколько месяцев до этого, и после того, как стало понятно, что французская поддержка Мухаммеда Али ограничивается дипломатической сферой. [ 58 ] Абу Самра и марониты Батруна, Джубайля, Бшарри и Куры также дезертировали от османов. [ 58 ] Союзные европейские и османские силы начали морскую бомбардировку Бейрута 11 сентября, в то время как силы двоюродного брата Башира, Башира Касима из Рашая, атаковали силы Сулеймана-паши в Бейруте, Сидоне и Акре. [ 56 ] Пока Ибрагим-паша направлялся к Горному Ливану с севера Сирии, союзные войска разместили штаб в Джунии , к северу от Бейрута, и начали раздавать оружие повстанцам Башира Касима. [ 56 ] К 25 сентября союзные войска захватили Бейрут, Сидон и Хайфу , Тир , отрезав войскам Ибрагим-паши доступ к морю Египта. [ 58 ]
Все еще не имея возможности добиться бегства Башира, султан Абдулмеджид I 8 октября издал фирман (императорский указ) о замене Башира Баширом Касимом. [ 57 ] После неудачной попытки привлечь на свою сторону друзских шейхов, пообещав им полный контроль над Кесерваном, [ 59 ] Ибрагим-паша бежал, а Башир сдался османам 11 октября. [ 60 ] Башир предложил османам четыре миллиона пиастров для изгнания во Францию, но его предложение было отклонено. Вместо этого ему был предоставлен выбор между изгнанием на Мальту или в Лондон . [ 60 ] Башир выбрал первое. [ 60 ] и уехал из Бейрута на Мальту, взяв с собой Джихана, всех своих детей и внуков, своего мудабира Бутроса Караму, епископа Истифана Хубайша, Рустома База и 113 вассалов. [ 14 ] После одиннадцатимесячного пребывания на Мальте они снова отправились в Стамбул. [ 14 ] Башир оставался в Стамбуле до своей смерти в 1850 году. Он был похоронен в армянской церкви в Галатском районе города. [ 14 ]
Наследие
[ редактировать ]
Башир был сильнейшим из великих эмиров Шихабитов, но его сорокалетнее правление вместе с внешним давлением со стороны османских имперских и провинциальных властей, а также европейских держав привело к гибели эмирата Шихабитов. [ 18 ] [ 61 ] Башир сверг традиционную систему управления в Горном Ливане, практически уничтожив феодальную власть друзов и маронитов мукатаджи . [ 61 ] светское маронитское руководство, [ 18 ] и политическая сила руководства друзов в целом, которая долгое время составляла источник власти эмирата. [ 61 ] Правление Башира одновременно привело к развитию сектантства в политике Горного Ливана. [ 61 ] Впервые это проявилось во время маронитского движения аммии против налоговых поборов Башира в 1820 году. [ 62 ] и/или с ликвидацией Баширом Башира Джумблата и последующим развитием маронитского духовенства в качестве новой опоры власти для замены мукатаджи, состоящих в основном из друзов . [ 61 ] Казнь Джумблата наделила Башира неоспоримой политической властью в Горном Ливане и была совершена по политическим соображениям, но была воспринята сообществом друзов как попытка христианина уничтожить друзов. [ 61 ] Народные чувства сектантской вражды обострились во время египетского правления, когда Башир использовал боевиков-маронитов для подавления восстаний друзов, а позже использовал боевиков-друзов для подавления восстаний маронитов к концу египетского периода. [ 63 ] Историк Уильям Харрис резюмирует, что Башир внес вклад в создание современного государства Ливан , написав:
Хорошо это или плохо, и какова бы ни была его личная ответственность, полвека Башира II положили начало современному Ливану. К ним относятся идея автономного ливанского образования, идентификация населения с сектантским сообществом выше лояльности местным лордам, народное общинное политическое представительство и межконфессиональная напряженность. [ 18 ]
Башир также отменил еще один аспект «общественного договора» в Горном Ливане, «служа интересам чужаков против интересов своего народа». По словам ливанского историка Лейлы Фаваз , [ 61 ] Более того, его зависимость от османских губернаторов Сидона и его активное участие в их политической борьбе с другими губернаторами Османской Сирии превратили Горный Ливан в «пешку региональной политики, находящейся вне его контроля». [ 64 ] Историк Цезарь Э. Фарах утверждает:
Без внутренних планов Башира, которые облегчили египетскую оккупацию Сирии, Ливан, вероятно, не стал бы в 1840 году армией великих держав. Хотя Башир, возможно, и не создавал этот вопрос, он все же превратил страну в точку опоры для разрушения османского правления в сирийских провинциях. Он не только положил конец главенству своего дома, но и подготовил страну к тому, чтобы она стала яблоком раздора, брошенным народам Запада. [ 63 ]
Сегодня семья Шихаб (также пишется «Чехаб») продолжает оставаться одной из выдающихся семей Ливана. Третий президент Ливанской Республики Фуад Шехаб был членом семьи, происходящей из базирующейся в Газире маронитской линии Хасана, брата Башира II. [ 65 ] как и бывший премьер-министр Халед Чехаб , который происходил из мусульманской суннитской ветви семьи, проживающей в Хасбайе. [ 66 ]
Памятники
[ редактировать ]
Одним из самых примечательных памятников Башира является дворец Беййтеддин в Бейт-эд-Дине , строительство которого он начал сразу после прихода к власти в 1788 году. [ 67 ] Легенда гласит, что Башир наградил архитектора, отрезав ему руки, чтобы сохранить свой дворец единственным в своем роде. [ 68 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ эль Хазен, Мелек. «Хазены и Шихабы (1697–1840)» . Де Хазен . Проверено 25 января 2016 г.
- ^ «Башир Шихаб II» . Британника . Проверено 26 июня 2017 г.
- ^ Муса, Матти (2005). Марониты в истории . Горгиас Пресс. п. 283. ИСБН 9781593331825 .
- ^ Этередж, Лаура С. (2011). Сирия, Ливан и Иордания Британская энциклопедия, Inc. п. 136. ИСБН 9781615303298 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кросс 1992, с. 58.
- ^ Jump up to: а б Фарах 2000, с. 766.
- ^ Jump up to: а б с Хайраллах 1996, с. 83.
- ^ Рустум, Эй Джей (1960). «Башир Шихаб II» . В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Брилл.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кросс 1992, с. 59.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хайраллах 1996, стр. 125–126.
- ^ Jump up to: а б Мишака, с. 23.
- ^ Хайраллах 1996, с. 126.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хайраллах 1996, с. 27.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хайраллах 1996, с. 128.
- ^ Два 1984, с. 617.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Харрис 2012, с. 124.
- ^ Jump up to: а б Харрис 2012, с. 117.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Харрис 2012, с. 131.
- ^ Харрис 2012, стр. 131–132.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Харрис 2012, с. 132.
- ^ Jump up to: а б Макдиси 2000, с. 35.
- ^ Jump up to: а б с д и Мишака 1988, с. 47.
- ^ Мишака 1988, с. 48.
- ^ Мишака 1988, стр. 48–49.
- ^ Мишака 1988, с. 49.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Харрис 2012, с. 133.
- ^ Муса, Матти (1986). Марониты в истории . Издательство Сиракузского университета. п. 284. ИСБН 9780815623656 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Харрис 2012, с. 134.
- ^ Jump up to: а б Мишака 1988, с. 57.
- ^ Уффорд 2007, с. 100.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фарах 2000, с. 11.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фарах 2000, с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Харрис 2012, с. 135.
- ^ Фарах 2000, стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Фарах 2000, с. 8.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Фарах 2000, с. 9.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Фарах 2000, с. 10.
- ^ Jump up to: а б с д и Харрис 2012, с. 136.
- ^ Jump up to: а б с д и Фарах 2000, с. 12.
- ^ Фарах 2000, стр. 12–13.
- ^ Jump up to: а б с д и Фарах 2000, с. 13.
- ^ Jump up to: а б с д Харрис 2012, с. 137.
- ^ Jump up to: а б Фарах 2000, стр. 13–14.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Фарах 2000, с. 14.
- ^ Фарах 2000, стр. 14–15.
- ^ Jump up to: а б с Фарах 2000, с. 15.
- ^ Харрис 2012, с. 138.
- ^ Jump up to: а б с д и Фарах 2000, с. 16.
- ^ Jump up to: а б с д и Фарах 2000, с. 22.
- ^ Jump up to: а б с Сафи, Халед М. (2008), «Территориальное сознание во время палестинского восстания 1834 года» , Роджер Хикок (редактор), « О временах и пространствах в Палестине: потоки и сопротивления идентичности» , Бейрут: Presses de l'Ifpo, ISBN 9782351592656
- ^ Либер, Шерман (1992). Мистики и миссионеры: евреи в Палестине, 1799–1840 гг . Университет Юты Пресс. п. 215. ИСБН 9780874803914 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фарах 2000, с. 23.
- ^ Фарах 2000, стр. 30–32.
- ^ Jump up to: а б Фарах 2000, с. 35.
- ^ Фарах 2000, стр. 36–37.
- ^ Jump up to: а б с д и Фарах 2000, с. 37.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фарах 2000, с. 41.
- ^ Jump up to: а б с Фарах 2000, с. 42.
- ^ Фарах 2000, стр. 42–43.
- ^ Jump up to: а б с Фарах 2000, с. 43.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фаваз 1994, с. 19.
- ^ Фарах 2000, с. 51.
- ^ Jump up to: а б Фарах 2000, с. 46.
- ^ Фаваз 1994, с. 20.
- ^ Мальсанье, Стефан (2011). Фуад Шехаб (1902–1973). Забытая фигура в истории Ливана (на французском языке). Картала Издания. п. 45. ИСБН 9782811133689 .
- ^ Престон, Пол; Партридж, Майкл; Япп, Малькольм, ред. (1997). Британские документы по иностранным делам - отчеты и документы из конфиденциальной печати министерства иностранных дел: Восточные дела, апрель 1945 г. - декабрь 1945 г. Университетские публикации Америки. п. 78. ИСБН 9781556556715 .
- ^ Швайри, Раиф (16 февраля 2016 г.). Бейрут на берегу залива: Альфред Никола, Луизиана и создание современного Ливана . СУНИ Пресс. п. 17. ISBN 9781438460963 .
- ^ «4 великих дворца, которые стоит посетить этим летом» . Ливанский путешественник . 4 июня 2018 года . Проверено 9 октября 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Абу Иззеддин, Нейла М. (1993). Друзы: новое исследование их истории, веры и общества . Брилл. ISBN 9789004097056 .
- Дау, Бутрос (1984). История маронитов: религия, культура и политика . Бутрос Дау.
- Фара, Цезарь Э.; Центр ливанских исследований (Великобритания) (2000). Политика интервенционизма в Османском Ливане, 1830–1861 гг . ИБ Таурис. ISBN 9781860640568 .
- Фаваз, LT (1994). Повод для войны: гражданский конфликт в Ливане и Дамаске в 1860 году . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520087828 . Проверено 16 апреля 2015 г.
- Харрис, Уильям (2012). Ливан: История, 600–2011 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195181111 .
- Хайраллах, Шерин (1996). Сестры мужчин: ливанские женщины в истории . Институт женских исследований в арабском мире.
- Макдиси, Уссама Самир (2000). Культура сектантства: сообщество, история и насилие в Османском Ливане девятнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520922792 .
- Мишака, Михаил (1988). Убийство, хаос, грабеж и грабеж: история Ливана XVIII и XIX веков Михаила Мишаки (1800–1873) . Перевод Такстона, Уиллера Макинтоша. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780887067129 .
- Салиби, Камаль (1992) [впервые опубликовано в 1965 году]. История Ливана с 17 века до наших дней [ Новая история Ливана ] (на французском языке). Перевод Бесс, Сильви (2-е изд.). Бейрут: Науфал. ISBN 9782906958128 .
- Аффорд, Летиция В. (2007). Паша: Как Мехмет Али бросил вызов Западу, 1839–1841 гг . МакФарланд. ISBN 9780786428939 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с эмиром Баширом Шихабом II, на Викискладе?
- Люди XVIII века из Османской империи
- Люди XIX века из Османской империи
- 1767 рождений
- 1850 смертей
- Переходит в восточный католицизм из ислама
- Арабские люди из Османской империи
- Марониты из Османской империи
- Эмиры Горного Ливана
- Ливанские принцы
- Ливанские марониты
- Ливанские бывшие мусульмане
- Участники сирийского крестьянского восстания (1834–1835 гг.)
- Арабские люди 18 века
- Арабские люди 19 века
- Семья Шихаб