Семья Джумблат
Семья Джумблат ( арабский : جنبلاط , первоначально курдский : جانپولاد Canpolad , что означает «стальное тело» или «стальная душа»), [ 1 ] также транслитерируется как Джумблат и Джунблат ) — политическая династия друзов. Нынешним главой семьи является политик-ветеран Валид Джумблат , сын и преемник Камаля Джумблата , одной из самых влиятельных фигур в современной ливанской политике. Другие члены семьи внесли свой вклад в культурную, экономическую и социальную жизнь Ливана. Халед Джумблат, дальний родственник Валида Джумблата, занимал должность министра экономики и был видным политиком в Ливане в течение многих лет до своей смерти в 1993 году. Помимо Шуфа, семья владеет особняками и виллами в знаменитом районе Клемансо в Бейруте. и в северо-западной области Сидона .
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Научное мнение о происхождении Джумблатов основано на истории местного летописца XIX века Таннуса аль-Шидьяка с некоторыми вариациями. Шидьяк процитировал генеалогические записи и устные предания, исходящие в основном от вождя друзов шейха Хаттара Талхука. [ 2 ] Камаль Джумблат , глава семьи Джумблат в середине 20 века, в целом считает это повествование достоверным. [ 3 ]
В основном Джумблатты считаются потомками или родственниками Али Джанбулада , вождя курдского племени и мятежного османского губернатора Алеппо , который поселился в Шуф районе на горе Ливан вскоре после поражения, заключения и казни Али в 1607–1611 гг. . [ 4 ] «Джумблатт», или, скорее, «Джунблат», является арабской версией курдского « Джанбулад». [ 2 ] Али был союзником верховного эмира друзов , губернатора и откупщика Фахра ад-Дина II из династии Ман . [ 4 ] Шидьяк утверждает, что после поражения Али семья Джанбулад была рассеяна, и называет двух членов, Джанбулада ибн Саида и его сына Рабаха, которые искали убежища на территории Фахр ад-Дина и прибыли в Бейрут в 1630 году. [ 3 ] Хотя Шидьяк называет Джанбулада племянником Али, историк Пьер Рондо предполагает, что он был внуком Али. [ 5 ] Отца и сына пригласила местная знать поселиться в деревне Мазраат аш-Шуф . Рабах остался в деревне как уважаемая личность после смерти своего отца, и у него остались сыновья Али, Фарис и Шараф ад-Дин. [ 3 ]
Социальный статус семьи повысился, когда Али женился на женщине из благородной семьи Танух , дочери Кабалана аль-Кади, вождя шуфов, однако это утверждение не имело прочного основания и никаких документов. Затем Али переехал в деревню Баадаран и построил там свою резиденцию. [ 3 ] Когда Кабалан умер, друзские шейхи Шуфа запросили и заплатили 25 000 пиастров преемнику Манов, шихабскому эмиру Хайдару, чтобы тот сделал Али главным шейхом и сборщиком налогов в своем регионе. [ 3 ] Будучи наследником состояния Кабалана, Али использовал свое вновь обретенное богатство и престиж, чтобы подтолкнуть старшие аристократические семьи друзов. Он поддержал Хайдара против своих противников из Ямани в решающей битве при Айн-Даре в 1711 году и, таким образом, стал частью конфедерации Кайсит, хотя и без исторических связей. Современные источники предлагают разные даты событий жизни Али: Шидьяк утверждает, что Кабалан умер в 1712 году, Рондот утверждает, что Али умер в 1712 году, историк Селим Хичи утверждает, что Али женился на дочери Кабалана в 1712 году, а Камаль Джумблат утверждает, что Рабах женился на дочери. [ 6 ]
Историк Абдул-Рахим Абу-Хусейн поставил под сомнение каждый аспект общепринятого повествования, однако это произошло из-за его явной предвзятости в отношении исторического ливанского государственного устройства из-за его палестинских националистических позиций. Он ссылается на существование ведущего шейха-друза в Шуфе по имени «Джунблат» около 1614 года, который упоминается Ахмадом аль-Халиди , современным летописцем и придворным историком Фахр ад-Дина. Этот Джунблат и его последователи находились в конфликте с конкурирующим друзским шейхом шуфов, близким союзником Фахр ад-Дина Язбаком ибн Абд аль-Афифом, в тот год, когда губернатор Дамаска Хафиз Ахмед-паша вел кампанию против Манс. Халиди намекает, что конфликт Джунблат-Язбак, который, возможно, носил трибополитический характер, предшествовал кампании Ахмед-паши, однако ученые пришли к единому мнению, что возникновение этого конфликта датируется после битвы при Айн-Дара. [ 7 ] Брат Фахр ад-Дина Юнус заключил Джунблата в крепость Манид Шакиф Арнун за нападение на Язбака; [ 7 ] По словам местного маронитского шейха Шайбана аль-Хазена, конкретным преступлением Джунблата было физическое избиение Язбака. [ 8 ] Через некоторое время Юнус освободил Джунблата, партизаны которого, по словам Халиди, ответили на призыв победоносного Ахмед-паши, а затем вернулись в свои деревни в «полосатых одеждах почета». [ 7 ] По оценке Абу-Хусейна, Джунблат использовал кампанию Ахмед-паши против Манов как возможность действовать против их союзника Язбака и «поставить их в неловкое положение», за что Маны временно заключили его в тюрьму. [ 7 ] В своей хронике Шидьяк изменил факты этого события на то, что Фахр ад-Дин назначил Джанбулада ибн Саида охранять Шакифа Арнуна в течение одного года от бедуинского и губернатора северной Палестины правителя Турабая ибн Али в 1631 году. [ 9 ]
Стремясь соединить противоречивые версии, Хичи предполагает, что Шейх Джунблат был эмигрантом из семьи Джанбулад, который прибыл в Шуф раньше своих других родственников, Джанбулада ибн Саида и Рабаха из хроники Шидьяка. [ 5 ] Историк Уильям Харрис отмечает, что «нет никакой информации о происхождении» шейха Джунблата «или какой-либо связи» с курдскими джанбуладами Алеппо, но что имя «Джунблат» не появляется в исторических записях до Ма'н-Блата. поддержал восстание Али Джанбулада. [ 10 ]
Что касается их религии, Камаль Джумблат предположил, что семья уже была друзами в районе Алеппо до их прибытия в Шуф и поэтому не перешла в религию друзов, которая запрещает обращение в другую веру. Абу-Хусейн считает это ошибочным, поскольку, по словам алеппинского историка 17-го века Абу Вафа аль-Урди, курдские Джанбулады были заядлыми мусульманами-суннитами ханафитской школы . [ 4 ] По словам Абу-Хусайна, как явно авторитетный вождь друзов, самой закрытой религиозной группы в Леванте, шейх Джунблат, скорее всего, происходил из семьи друзов, а не недавно обратился из суннитского ислама. [ 11 ]
Исторические документы, хроники, материальная культура и устные предания утверждают, что шихабы предоставили Джумблатам статус « шейха », второй после статуса «эмира» в иерархической системе феодальной знати Горного Ливана. Абу-Хусейн также считает это неправдоподобным, поскольку курдские Джанбулады имели административные титулы, которые Абу-Хусейн ошибочно называл «княжескими», такие как бей или бейлербей ( турецкие , которые не были эквивалентны арабскому княжескому титулу эмира и даровались Должностное лицо Османского правительства является ненаследственной правительственной должностью. Более того, повествование Абу-Хусейна противоречиво, поскольку ранее в его работе он утверждал, что семья уже была в Ливане. Таким образом, его заявление о том, что Джумблаты являются потомками этой семьи. , считали бы себя эмирами, что не признавалось местной аристократией ни на каком этапе истории, вместо того, чтобы носить низший титул «шейха», по-видимому, из-за хорошо известного покровительства палестинского историка Абу-Хусейна со стороны Джумблата. семья. [ 4 ] Более того, интерпретация Абу-Хусайна не может объяснить социальное положение семьи Джумблат в местном племенном и аристократическом контексте, поскольку княжеский титул, который использовала семья Эмира Шихаба, был обусловлен их происхождением из племени курайшитов, что было закреплено их супружескими связями с Ма' ans, а также их руководство конфедерацией племени Кайсит, тогда как титул «бейлербей» был всего лишь административным титулом в османском контексте.
Абу-Хусейн далее отмечает, что ни Халиди, ни выдающийся маронитский историк 17-го века Истифан ад-Дувайхи не упоминают членов курдских Джанбуладов, переселившихся в Горный Ливан. Абу-Хусейн утверждает, что маловероятно, чтобы шейх Джунблат, если бы он был потомком Джанбулада, был бы крупным местным противником Фахр ад-Дина, как это представил Халиди. Скорее, будучи чужаком, живущим под защитой Фахр ад-Дина, он, по-видимому, был бы естественным союзником. [ 12 ] В целом, большинство источников, за исключением попытки Абу-Хусейна деконструкции и неудачной, раздутой новой интерпретации роли Джумблата в истории Ливанского Эмирата, указывают на «аутсайдерский» статус этой курдской суннитской семьи в ливанской истории и их более позднее инициирование. в ливанскую аристократию эмиром Хайдаром аль-Шихаби после битвы при Айн-Дара, чтобы уравновесить старшие семьи друзов, такие как Абу Накадс, Арсланы и Имады.
Современный
[ редактировать ]Сегодня Валид Джумблат – видный ливанский политик и лидер друзов Ливана. Его сын Таймур готовится стать преемником своего отца. После убийства премьер-министра Ливана Рафика аль-Харири Валид Джумблат отправил своих детей во Францию. Хотя Валид в настоящее время является самой известной и самой влиятельной фигурой в семье, есть и другие члены семьи Джумблат, которые вносят свой вклад в культурную, экономическую и социальную жизнь Ливана. Помимо Шуфов, семья заметно присутствует в особняках и виллах в знаменитом районе Клемансо в Бейруте и в высококлассном северо-западном районе Сидона .
Культурные ссылки
[ редактировать ]Документальный фильм Самира Хабчи 2003 года «Хозяйка дворца» исследует историю семьи Джумблат, начиная с 17 века. В центре внимания фильма жизнь Назиры Джумблат и конец девятнадцатого - начало двадцатого века. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Словарь современной арабской истории , с. 219, в Google Книгах.
- ^ Jump up to: а б Абу-Хусейн 1999 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б с д и Абу-Хусейн 1999 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с д Абу-Хусейн 1999 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Абу-Хусейн 1999 , с. 3.
- ^ Абу-Хусейн 1999 , стр. 2–3.
- ^ Jump up to: а б с д Абу-Хусейн 1999 , с. 5.
- ^ Абу-Хусейн 1999 , с. 5 (примечание 25).
- ^ Абу-Хусейн 1999 , стр. 3, 5.
- ^ Харрис 2012 , с. 101.
- ^ Абу-Хусейн 1999 , стр. 5–6.
- ^ Абу-Хусейн 1999 , с. 6.
- ^ «Хозяйка дворца». https://www.imdb.com/title/tt0794307/ . Проверено 22 августа 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Абу-Хусейн, Абдул-Рахим (1985). Руководство провинций Сирии, 1575–1650 гг . Бейрут: Американский университет Бейрута. ISBN 978-0-8156-6072-9 . OCLC 242675094 .
- Абу-Хусейн, Абдул-Рахим (1999). «Джунблаты и Джанбулады: случай ошибочной идентичности». В Кобахе, Маркус; Прохазка-Эйсл, Гизела; Ремер, Клаудия (ред.). Acta Viennensia Ottomanica: Материалы 13-го симпозиума CIEPO, 21–25 сентября 1998 г. Вена: Selbrstverlag des Instituts für Orientalistik. стр. 1–6. ISBN 9783900345051 .
- Харрис, Уильям (2012). Ливан: История, 600–2011 гг . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-518111-1 .