Баха ад-Дин аль-Муктана
Часть серии о Друзы |
---|
Абу аль-Хасан Али ибн Ахмад ас-Саммуки ( арабский : أبو الحسن علي بن أحمد السموقي , латинизированный : Абу аль-Хасан Али ибн Ахмад ас-Саммуки ; умер после 1042 г.), более известный как Бах ад-Дин аль-Муктана ( араб. латинизированное بهاء الدين المقتنى , Баха ад- Дин : аль-Муктана миссионер XI века ), исмаилитский и один из основателей религии друзов . Его ранняя жизнь неизвестна, но, возможно, он был чиновником Фатимидов . К 1020 году он был одним из главных учеников основателя веры друзов Хамзы ибн Али . Исчезновение фатимидского халифа аль-Хакима би-Амра Аллаха , которого друзы считали проявлением Бога , в 1021 году положило начало периоду преследований против друзов. Аль-Муктана взял на себя руководство остатками движения друзов в 1027 году и руководил миссионерской деятельностью (« божественным призывом ») широко разбросанных общин друзов до 1042 года, когда он издал свое прощальное послание ( Рисалат аль-Гайба , «Послание Оккультизма »), в котором он объявил о своем выходе на пенсию и прекращении божественного призыва в связи с неминуемым приближением конечные времена . С тех пор друзы стали закрытой общиной. Послания Аль-Муктаны составляют четыре из шести книг писаний друзов, « Послания мудрости» .
Происхождение и молодость
[ редактировать ]Жизнь Аль-Муктаны практически неизвестна, если не считать информации, содержащейся в его собственных сочинениях. [1] Его звали Абу аль-Хасан Али ибн Ахмад, и он родился в деревне Саммука , недалеко от Алеппо на севере Сирии . [1] [2] Знакомство с христианским богословием и христианской литературой, представленное в его трудах, позволяет предположить, что изначально он, возможно, был христианином. [1]
Его ранняя карьера неизвестна. Сами Насиб Макарим отождествил его с фатимидским генералом и губернатором Али Апамеи ибн Ахмадом ад-Дайфом , захватившим Алеппо в 1015/16 году. [2] но другие ученые считают это отождествление ложным. [1] Более поздняя друзская традиция приписывает ему только должность кади в Александрии при халифе аль-Хакиме би-Амр Аллахе ( годы правления 996–1021 ). [1]
Ранняя карьера друза-миссионера
[ редактировать ]Имя аль-Муктана , под которым он известен, было выбрано первоначальным основателем веры друзов Хамзой и означает «Приобретенный». [2] При жизни Хамзы аль-Муктана, очевидно, был одним из главных сановников зарождающейся веры друзов. Согласно трудам Хамзы, аль-Хаким, как и почти все фатимидские халифы до него, был не чем иным, как воплощением Бога, а сам Хамза был первым из пяти министров ( худуд , «ранги»). В этой схеме аль-Муктанна был пятым министром с титулами «Левое крыло» ( аль-Джанах аль-Айсар ) и «Последователь» ( ат-Тали ). [1] [3] [4]
Друзская традиция упоминает его среди двенадцати, которые в июне 1019 года присоединились к Хамзе в сопротивлении нападениям толпы, предположительно численностью более 20 000 человек, на штаб-квартиру движения друзов, мечеть Райдан в Каире . [5] [6] Однако первым неопровержимым свидетельством его жизни является диплом об инвестировании, выданный Хамзой, датированный 2 декабря 1020 года. [1]
Руководство друзов
[ редактировать ]В ночь на 13 февраля 1021 года халиф аль-Хаким исчез во время одной из своих обычных ночных поездок, вероятно, став жертвой дворцового заговора. Власть захватила его сестра, Ситт аль-Мульк , будучи регентом при сыне аль-Хакима, аз-Захире ( годы правления 1021–1036 ). [7] Новый режим быстро отменил многие противоречивые решения аль-Хакима, обеспечив возврат к исмаилитской ортодоксальности. В рамках этой исмаилитской реакции власти Фатимидов начали жестокое преследование движения друзов. Последующие семь лет ислама (411–418 гг. Хиджры) в друзских источниках представляют собой период молчания. За это время иерархия движения была уничтожена: самому Хамзе пришлось бежать в Мекку , где он вскоре был казнен, а о следующих трёх министрах после него ничего не известно. [8]
Аль-Муктана пережил преследование, скрываясь. Его первое известное письмо датировано июлем/августом 1027 г. н. э. ( Джумада II 418 г. хиджры). На этом этапе интенсивность преследований, возможно, несколько снизилась, что позволило рассеянному и уничтоженному движению друзов начать тайное восстановление, теперь уже под руководством аль-Муктаны. [1] [9]
Его многочисленные послания показывают масштабы миссионерской сети друзов, которая, по-видимому, присутствовала почти везде, где спонсируемый Фатимидами исмаилитский дава также действовал : Каир и Верхний Египет , Сирия, Верхняя Месопотамия и Нижняя Месопотамия , Персия , Йемен. и Хиджаз . [1] [10] отправлял письма правителю Мултана , византийским императорам Константину VII и Михаилу IV Пафлагонцу , еврейским общинам и руководителям христианской церкви, а также лидеру карматов Бахрейна , Он даже либо упрекая их за отступление от истинной веры, либо призывая их покаяться и обратиться до наступления неминуемого конца времен . [10]
Верхний Египет, судя по всему, был одним из центров раннего движения друзов, поскольку аль-Муктана поставил там миссионера ( даи ), [10] но основной областью деятельности были Палестина , Сирия и Верхняя Месопотамия, особенно в более отдаленных горных районах, где власть Фатимидов была отдаленной и неэффективной. [10] В своем послании от июля/августа 1027 года аль-Муктана назначил некоего Сукайна главным миссионером во всей Палестине, Иордании и южной Сирии, дав ему право назначать там двенадцать даи и шесть заместителей ( мадхун ). Однако вскоре Сукайн отошел от руководства аль-Муктаны, внеся свои собственные новшества в доктрину друзов. [11] Аль-Муктана также отправил послания в другой важный центр друзов того времени, Джабаль аль-Сумак на севере Сирии. Номинально византийский, горный массив располагался на нейтральной полосе между Фатимидским халифатом и Византийской империей. Зимой 1031/32 года местное друзское население подняло открытое восстание, разрушив мечети местных деревень и вынудив византийского губернатора Антиохии и фатимидского губернатора Алеппо начать совместную экспедицию против друзов. [11]
Как показывает давняя вражда с Сукайном, главной заботой аль-Муктаны было сохранение лояльности и единства различных друзов в доктрине. В своих посланиях он подчеркивал неизбежность конца времен и возвращения Хамзы. Таким образом, землетрясения, потрясшие Палестину и Сирию в 1034 году, были истолкованы как предзнаменование гибели; точно так же, как землетрясения разрушили многие церкви, та же участь вскоре постигла Мекку, «столицу сатаны и демонов». [12] Его конфликты с Сукайном и другим даи , Ибн аль-Курди, привели к ослаблению движения друзов и его миссионерской деятельности. [13]
Выход на пенсию и последствия
[ редактировать ]Храм, посвященный Баха ад-Дину, вероятно, идентичный аль-Муктане, расположен в друзской деревне Бейтеген в Верхней Галилее , Израиль .Аль-Муктана оставался главой миссионерского движения друзов до 1042 года, когда он издал свое прощальное послание ( Рисалат аль-Гайба , «Послание оккультизма»), в котором объявил о своем уходе в сокрытие ( гайба ). После этого о нем больше ничего не известно. [1] [а] В этом заключительном послании он снова подтвердил неизбежное наступление конца времен и Страшного суда при аль-Хакиме, где истина будет проявлена, так что в его собственной деятельности больше не будет необходимости. [15] До тех пор он приказал своим последователям скрывать свою преданность и даже при необходимости выносить его по имени. [16]
Это ознаменовало конец « божественного призвания » друзов, то есть его активной миссионерской фазы. С тех пор друзы представляют собой закрытую общину, в которой не ни обращение в веру, ни отступничество . допускается [17] 71 послание аль-Муктаны вместе с посланиями Хамзы и второго министра Исмаила ибн Мухаммада аль-Тамими , которые он собрал, образуют священное писание друзов, Послания мудрости ( Расаил аль-Хикма ) или Высшая Мудрость ( аль-Хикма аш-Шарифа ). Из шести книг первые две содержат работы Хамзы и других, а остальные четыре включают сочинения аль-Муктаны. [18] [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Крачковский и Хальм 1993 , с. 544.
- ^ Перейти обратно: а б с Макарим 1974 , с. 26.
- ^ Хальм 2003 , стр. 294.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 189–190.
- ^ Хальм 2003 , стр. 291.
- ^ Макарим 1974 , стр. 20–22.
- ^ Хальм 2003 , стр. 294–309.
- ^ Хальм 2003 , стр. 324–326.
- ^ Хальм 2003 , стр. 326–327.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хальм 2003 , стр. 327.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 2003 , стр. 328.
- ^ Хальм 2003 , стр. 328–329.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 188–189.
- ^ Де Смет 2017 .
- ^ Хальм 2003 , стр. 329, 330.
- ^ Хальм 2003 , стр. 329.
- ^ Перейти обратно: а б Листы 2007 , с. 189.
- ^ Хальм 2003 , стр. 326.
Примечания
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Абу-Изеддин, Неджла (1993) [1984]. Друзы: новое исследование их истории, веры и общества (второе изд.). Лейден, Нью-Йорк, Кельн: Brill. ISBN 90-04-09705-8 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Де Смет, Дэниел (2017). «Хамза б. Али» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_30281 . ISSN 1873-9830 .
- Хальм, Хайнц (2003). Халифы Каира: Фатимиды в Египте, 973–1074 гг. на ( немецком языке). Мюнхен: CH Бек. ISBN 3-406-48654-1 .
- Крачковски И. и Хальм Хайнц (1993). «аль-Муттана» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 544. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_5483 . ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Макарим, Сами Насиб (1974). Вера друзов . Книги Каравана. ISBN 978-0-88206-003-3 .