Абу аль-Хаттаб
Абу ль-Хатаб Мухаммад ибн Аби Зайнаб Миклаш аль-Асади (арабский: اَبُوالخَطّاب مُحَمَّد بن أَي طَينَب المِقلاص الأَسَDI), по прозвищу аль-Баррад аль-Ажда ال بَرّاد الأَجدَع), был основателем секты Гулат Хаттабийя . (араб . Проклятый Джафаром ас-Садиком за свои крайние убеждения, он также считается одним из революционеров ранней эпохи Аббасидов (ок. 138/755). [1] [2] [3]
Имя
[ редактировать ]В различных источниках Абу аль-Хаттаб также упоминается как Абу Исмаил и Абу ат-Тайбат (или Абу ад-Забият и Абу ад-Дабиан). В некоторых источниках используется слово Заррад. Однако, похоже, прозвище Баррад более известно. [3]
Убеждения
[ редактировать ]По словам Саада аль-Ашари, чье сообщение подтверждается другими источниками, включая различные сообщения Кашши , Абу аль-Хаттаб первоначально утверждал, что шиитский имам Джафар аль-Садик сделал его своим опекуном и научил его всему -Исм аль-Азам (великое божественное имя). Некоторое время спустя он заявил, что является «пророком», а после этого — «посланником». Затем он сказал, что он один из ангелов и посланник Божий к людям земли. В сообщении Саада аль-Ашари рассказывается, что более ранний Хаттабийа считал ас-Садика Богом, а Абу аль-Хаттаба - посланником, посланным ас-Садиком и приказавшим ему подчиняться. [3]
В вере Имамии
[ редактировать ]Шиитские источники упоминают его задолго до разногласий между ним и Джафаром ас-Садиком из-за искажения учения имамитов . [2]
В различных повествованиях утверждается, что Абу аль-Хаттаб призывал своих последователей поклоняться Джафару ас-Садику и считал себя одним из его пророков. В других повествованиях, приписываемых различным имамам , утверждается, что Абу аль-Хаттаб приписывал ас-Садику ложные слова и искажал его утверждения. Согласно этим повествованиям, ас-Садик сообщил своим товарищам о заблуждении Абу аль-Хаттаба, проклиная его. Кроме того, в различных повествованиях Абу аль-Хаттаб интерпретируется как преступник, неверный, многобожник и враг Бога. В повествовании, данном Ибн Бабавайхом в его работе «Аль-Хасаль» , цитируя интерпретацию ас-Садиком аятов 221 и 222 Корана главы суры «Аль-Шара» , Абу аль-Хаттаб считается одним из тех, на кого спускается сатана.
Есть сообщения об отношениях Абу аль-Хаттаба с ас-Садиком до того, как он стал Гали : в повествовании, цитируемом аль-Кулайни от Али ибн Укбы, Абу аль-Хаттаб задавал вопросы сподвижникам ас-Садика ему и отправь ответы Сподвижникам. Гази Номан также заявил, что до своего бегства он был близок к ас-Садику. В книгах хадисов Имамии есть хадисы, рассказанные Абу аль-Хаттабом от ас-Садика, причем в некоторых из них утверждается, что эти хадисы относятся к тому времени, когда Абу аль-Хаттаб не отклонялся. Время отклонения Абу аль-Хаттаба оценивается примерно в 135 году хиджры (753 года нашей эры). [3]
Отношения с шиитскими сектами
[ редактировать ]Похоже, что Абу аль-Хаттабб сформировал исмаилитское учение о передаче духовной власти и веру нусайритов в проявление божественности в человеке (араб. хулул ). он заявил, что Имам Джафар делегировал свои полномочия, назначив его своим васи (заместителем или исполнителем своей воли) и доверив ему «Величайшее Имя» Бога ( аль-Исм аль-А'зам ), что предполагалось «наделить своего обладателя необычайной силой в постижении скрытых вещей». В произведениях исмаилитов эпохи Фатимидов он осуждается как еретик, проповедовавший радикальные идеи, неприемлемые для Фатимидов. Последний, как и двунадесятники , отверг его учение как свою личную интерпретацию, приписываемую ас-Садику. [2]
Нусайрия очень уважала Абу аль-Хаттаба и всегда сравнивала его характер с Салманом аль-Фариси . Они считают проклятие ас-Садика актом такийи и передали множество хадисов, цитируя ас-Садика и других имамов о добродетелях Абу аль-Хаттаба. Также в некоторых древних источниках упоминается, что Абу аль-Хаттаб и Хаттабия были связаны с исмаилитами , хотя в официальных исмаилитских источниках упоминания о таких связях нет. [3]
Смерть
[ редактировать ]Абу аль-Хаттаб вместе со своими последователями в Куфе — во время правления Исы ибн Мусы (132–147 гг. хиджры) от имени аббасидского халифа аль-Мансура — восстали против системы халифата, называя аль-Садика божественным. Это привело к тому, что их убийство было легализовано правительством. [3]
О том, как последователи Абу аль-Хаттаба действовали в этом восстании, известно немного. Некоторые люди говорили, что Абу аль-Хаттаб и его товарищи в Куфе, одетые в одежду ихрама , скандировали имя Джафара ас-Садика и свидетельствовали о его божественности, что привело к тому, что правительство признало их убийство. Другие также упомянули, что Абу аль-Хаттаб установил палатку в районе Канаса в Куфе и призвал своих последователей поклоняться там аль-Садику. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хусейн 2020 .
- ^ Перейти обратно: а б с Сачедина 1983г .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ансари 2020 .
- Ансари, Хасан (2020). «Абу ль-Хаттаб» . Исламская энциклопедия (на персидском языке). Том. 5. Центр Большой исламской энциклопедии.
- Хусейн, Небиль А. (2020). «Абу ль-Хаттаб аль-Асади» . Во флоте, Кейт; Крамер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама .
- Сачедина, А. (1983). «АБУ'Л-ХАТТАБ АСАДИ» . Энциклопедия Ираника . Том. 1. стр. 329–330.