Гулат
Гулат араб ( . « غُلَاة , букв. преувеличители, экстремисты») [а] были ветвью раннего шиита . Этот термин в основном относится к широкому спектру вымерших шиитских сект, действовавших в Куфе 8-го и 9-го веков в Нижней Месопотамии и которые, несмотря на иногда существенные различия, разделяли несколько общих идей. [1] Эти общие идеи включали приписывание имамам божественной природы , метемпсихоз (вера в то, что души могут мигрировать между разными человеческими и нечеловеческими телами), особый гностический миф о творении, включающий ранее существовавшие «тени» ( aẓilla ), падение которых из благодать создала материальный мир, а также упор на секретность и дистанцирование от посторонних. [2] назвали их гулатами Другие мусульмане-шииты и сунниты за их якобы «преувеличенное» почитание Мухаммеда ( ок. 570–632 ) и его семьи , в первую очередь Али ( ок. 600–661 ) и его потомков, имамов . [3]
Идеи гулата иногда сравнивали с идеями позднеантичных гностиков. [4] но степень этого сходства также подвергалась сомнению. [5] Некоторые идеи гулата , такие как идея сокрытия ( гайба ) и возвращения ( раджа ) имама, оказали влияние на развитие двунадесятного шиизма . [6] Более поздние исмаилитские шиитские авторы, такие как Джафар ибн Мансур аль-Яман (умер около 957 г. ) и Абу Якуб ас-Сиджистани (умер после 971 г.), также адаптировали идеи гулатов для переформулирования своих собственных доктрин. [7] Единственная секта гулатов , существующая сегодня, — это алавиты , исторически известные как «нусайрисы» в честь их основателя Ибн Нусайра (умер после 868 г.). [8]
относительно большое количество сочинений гулатов До наших дней сохранилось . Раньше ученым были доступны лишь некоторые произведения, сохранившиеся в исмаилизме, такие как Умм аль-Китаб «Мать Книги», опубликованная в 1936 году (8–11 века), [9] Китаб аль-Хафт валь-Ацилла «Книга семи и теней», опубликованная в 1960 году (8–11 века), [10] и Китаб аль-Сират «Книга Пути», опубликованная в 1995 году ( ок. 874–941 ). [11] Однако в период с 2006 по 2013 год многочисленные гулатские тексты, сохранившиеся в алавитской традиции, были опубликованы в серии «Наследие алавитов» . [12]
История
[ редактировать ]Происхождение (680–700)
[ редактировать ]
Как и сам шиитский ислам, истоки гулатов лежат в проалидских движениях конца VII века , которые боролись против халифата Омейядов ( годы правления 661–750 ), чтобы привести к власти одного из потомков Али . Самое раннее засвидетельствованное использование термина гулат встречается в нескольких сообщениях о последователях Мухтара ат-Сакафи , лидера восстания против Омейядов от имени сына Али Мухаммада ибн аль-Ханафии , которое было частью Второй Фитны , 680–680–680 гг. 692. Согласно этим сообщениям, некоторые из последователей ат-Сакафи организовывали регулярные встречи в домах различных куфанских женщин, чтобы послушать прорицателей ( wikt:كاهن ), пророчествующих о будущих событиях. [13] Последователи, присутствовавшие на этих встречах, были объявлены гулатами другими последователями ат-Такафи. [14] Арабский глагол ghalā , «преувеличивать», «нарушать надлежащие границы», в то время широко использовался для осуждения воспринимаемой «неисламской» деятельности. [15] что может включать в себя предсказания ( кахана ). Но использование этого термина здесь вряд ли могло иметь отношение к этому, поскольку сам ат-Сакафи часто практиковал прорицание и пользовался за это уважением всех своих последователей. [16] Скорее, причина использования термина гулат для этой подгруппы последователей ат-Сакафи может быть более конкретно связана с использованием в Коране слова гхала («преувеличивать»). [17] Оно встречается в Коране дважды, в сурах ан-Ниса (4:171) и аль-Маида (5:77), следующим образом (вхождение слова гала подчеркнуто):
4:171. О Люди Книги! Не преувеличивайте в своей религии и не говорите о Боге ничего, кроме истины. Воистину, Мессия, Иисус, сын Марии, был лишь посланником Бога и Его Словом, которое Он вручил Марии, и Духом от Него. Поэтому верьте в Бога и Его посланников и не говорите «Три». Припев! Это лучше для вас. Бог есть только один Бог; Слава Ему, что у Него родился ребенок. Ему принадлежит все, что на небесах, и все, что на земле, и достаточно Бога в качестве Хранителя. [18]
5:72. Они, конечно, не верят тем, кто говорит: «Воистину Бог есть Мессия, сын Марии». [...] 73. Они, конечно, не верят тем, кто говорит: «Воистину Бог есть третий из трёх», тогда как нет бога, кроме Единого Бога. [...] 5:75. Мессия, сын Марии, был не чем иным, как посланником — посланники уходили до него. И его мать была правдива. Оба они ели. [...] 76. Скажи: «Поклоняетесь ли вы, помимо Бога, тому, что не имеет силы ни принести вам пользу, ни навредить, когда это Бог, который является Слышащим, Знающим?» 77. Скажи: «О люди Книги! Не преувеличивайте в своей религии сверх истины и не следуйте капризам народа, который сбился с пути раньше и сбил многих с пути и отклонился от правильного пути». [19]
Упомянутый здесь « народ Книги » относится к христианам , которых критикуют за приписывание божественного статуса пророку Иисусу . Он не был «дитя» Бога, а «всего лишь посланником», который, как и все нормальные люди, «ел пищу». [20] Христианское утверждение, что «Бог есть Мессия , сын Марии», характеризуется в 5:72 и других стихах как «неверие», равно как и утверждение, что «Бог есть третий из трех» (ссылка на Троицу , в которой Считается, что Иисус единосущен Божеству ). [21] Кораническая концепция «преувеличения» в обоих случаях относится к «преувеличению» статуса пророка как человека, превосходящего человека. [22]
Кажется вероятным, что последователи ат-Сакафи, собравшиеся в домах Куфана, также были осуждены своими коллегами за преувеличение статуса не Иисуса, а Али. [23] Раньше в Куфе существовало движение под названием Сабаийя , названное в честь еврея из Южной Аравии новообращенного Абдаллаха ибн Сабы , который, согласно некоторым сообщениям, настаивал на том, что Али не умер и вернется ( раджа ), чтобы отомстить тем, кто выступал против него. ему. [24]
Поскольку остатки Сабаийи все еще существовали во времена ат-Сакафи, и поскольку одна из куфанских женщин, в доме которых собралась группа, объявленная гулатом , принадлежала к Сабаийе , вполне возможно, что эта группа также принадлежала к Сабаийе . [25] После смерти Мухтара ат-Сакафи в 687 году его движение иногда стали называть Сабаийя , а когда Мухаммад ибн аль-Ханафия, Алид, которого поддерживало движение ат-Сакафи, также умер в 700 году, его последователи, Кайсания , утверждал, что ибн аль-Ханафия скрылся ( гайба ) и что он вернется перед Судным Днем как Махди , чтобы установить государство праведности и справедливости. [26]
Таким образом, оказывается, что в самом раннем использовании термин «гулат» относился к тем шиитам, которые проповедовали двойную доктрину сокрытия ( гайба ) и возвращения ( раджа ) имама, которую другие мусульмане воспринимали как «преувеличенное» представление о Статус имама. [27] Более поздние источники также приписывали этим самым ранним гулятам некоторые идеи, благодаря которым стали известны более поздние гулаты , в первую очередь откровенное обожествление Али, но убедительных доказательств того, что это было так, нет. [28] Скорее, потребность в VIII-IX веках приписать эти идеи самому раннему гулату, вероятно, возникла из-за того факта, что, хотя такие группы, как Сабатия, традиционно назывались гулатами , их фактические основные идеи затмения и возвращения стали стандартными принципами Двунадесятник и исмаилитский шиизм, поэтому им нужно было приписать другие идеи, чтобы оправдать ярлык гулата . [29]
Тем не менее, более поздние гулаты , вероятно, произошли от этих ранних групп. [30] и иногда можно найти некоторые проблески более поздних идей, например, веру в метемпсихоз, которую приписывали лидерам гулатов начала VII века , таким как женщины Хинд бинт аль-Мутакаллифа или Лейла бинт Кумама аль-Музания.
Одним из важных отличий от более поздних групп является выдающаяся роль, которую играли женщины, которые организовывали первые собрания гулатов в своих домах и часто выступали в роли учителей, поддерживая круг учеников. [31] Это резко контрастирует с идеями более поздних гулатов , которые ставили женщин между статусом животных и мужчин в своей духовной иерархии. [32]
Восстания и развитие доктрины (700–750 гг.)
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2022 г. ) |
Баян ибн Саман аль-Тамими
[ редактировать ]Баян ибн Саман (умер в 737 г.) был лидером секты гулатов под названием Баяния . [33]
аль-Мугира ибн Саид
[ редактировать ]Аль-Мугира ибн Саид (умер в 737 г.), лидер секты гулатов под названием Мугирия , был адептом пятого имама Мухаммада аль-Бакира (677–732). [34]
Абу Мансур аль-Иджли
[ редактировать ]Абу Мансур аль-Иджли (умер около 738–744 гг .) был лидером секты гулатов под названием Мансурийя , который был убит губернатором Омейядов Юсуфом ибн Умаром аль-Сакафи . [35]
Абдаллах ибн Харб
[ редактировать ]Абдаллах ибн Харб (умер в 748–749 гг.) был лидером секты гулатов под названием Джанахия , который был убит активистом Аббасидов Абу Муслимом аль-Хурасани . [36]
Политический квиетизм и распространение сект (750–750 гг.)
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2022 г. ) |
Абу аль-Хаттаб
[ редактировать ]Абу аль-Хаттаб аль-Асади (умер в 755 г.) был лидером секты гулатов под названием Хаттабийя , который был убит губернатором Аббасидов Исой ибн Мусой . Какое-то время он был назначенным представителем шестого имама Джафара ас-Садика ( ок. 700–765 ), но Джафар отверг его в ок. 748 . [37]
аль-Муфаддал ибн Умар аль-Джуфи
[ редактировать ]Аль-Муфаддал ибн Умар аль-Джуфи (умер до 799 г.) был близким доверенным лицом Джафара ас-Садика и его сына Мусы аль-Казима (умер в 799 г.), который в течение некоторого времени был последователем Абу аль-Хаттаба. имамиты Ересиографы- считали его лидером секты гулатов под названием Муфаддалийя , но неясно, существовала ли эта секта когда-либо. ряд важных произведений гулатов (см. Ниже). Более поздние авторы приписывали ему [38]
Исхак аль-Ахмар ан-Нахаи
[ редактировать ]Исхак аль-Ахмар ан-Нахаи (умер в 899 г.) был лидером секты гулатов под названием Исхакия . Ему также приписывались некоторые сочинения. [39]
Ибн Нусайр и аль-Хасиби
[ редактировать ]Ибн Нусайр (умер после 868 г.) и аль-Хасиби (умер в 969 г.) были двумя наиболее важными фигурами в основании нусайризма (в современном контексте называемого алавизмом ), единственной секты гулатов , которая существует до сих пор. [40]
Гулатские сочинения
[ редактировать ]Мать Книги ( Умм аль-Китаб )
[ редактировать ]«Умм аль-Китаб» ( араб . أمّ الکتاب , букв. «Мать Книги») — синкретическое шиитское произведение, зародившееся в среде гулатов Куфы 8-го века. X века Позже он был перенесен в Сирию нусайритами , чья окончательная редакция работы сохранилась в персидском переводе, выполненном низаритскими исмаилитами Центральной Азии . [41] Работа сохранилась только на персидском языке. [42] Он не содержит заметных элементов исмаилитской доктрины. [43] но учитывая тот факт, что исмаилитские авторы, начиная с 10-го века, находились под влиянием ранних идей гулата, таких как те, которые можно найти в Умм аль-Китаб , [44] и особенно учитывая влияние этих идей на поздний тайибитский исмаилизм , [45] некоторые исмаилиты действительно считают эту работу одной из самых важных работ в своей традиции. [41]
Работа представляет собой откровение тайных знаний шиитского имама Мухаммада аль-Бакира (677–732) своему ученику Джабиру ибн Язиду аль-Джуфи (умер около 745–750 ). [46] Его доктринальное содержание в значительной степени соответствует тому, что ересиографы IX–X веков приписывали различным гулатов . сектам [46] с особым сходством с идеями Мухаммисы . [41] [б] Он содержит подробное изложение типичного гулатского мифа о ранее существовавших тенях (араб. aẓilla ), сотворивших мир своим грехопадением, что также можно найти в « Китаб аль-Хафт ва-л-ацилла», приписываемом аль- Муфаддал ибн Умар аль-Джуфи (умер до 799 г.). [46]
Книга Семи и Теней ( Китаб аль-Хафт ва-л-ацилла )
[ редактировать ]
Китаб аль-Хафт ва-л-ацилла («Книга семи и теней»), также известная как Китаб аль-Хафт аш-Шариф («Книга благородной семерки» / «Благородная книга семи») или просто как Китаб аль-Хафт (Книга семи), [с] VIII–XI века - это важный гулатный текст, ошибочно приписываемый аль-Муфаддалу ибн Умару аль-Джуфи (умер до 799 г.). В нем очень подробно изложен миф о гулатах о ранее существовавших «тенях» (араб. aẓilla ), которые создали мир своим грехопадением и были заключены в материальные человеческие тела в наказание за свое высокомерие. [46] Эта тема предсуществующих теней, [д] который также появляется в других важных произведениях о гулатах, таких как « Умм аль-Китаб» , по-видимому, был типичным для раннего куфанского гулата . [46]
Большое внимание уделяется необходимости не допускать попадания знаний, полученных от Джафара ас-Садика , который упоминается в произведении как маулана («наш господин»), в чужие руки. Это тайное знание передано Джафаром аль-Муфаддалу, но предназначено только для истинно верующих ( муминун ). [48] Оно включает в себя такие понятия, как переселение душ ( танасукх или метемпсихоз ) и идею о том, что семь Адамов существуют на семи небесах , каждый из которых руководит одним из семи исторических мировых циклов ( адвар ). [49] Эта последняя идея может отражать влияние исмаилизма . [48] где появление каждого нового пророка (Адама, Ноя , Авраама , Моисея , Иисуса , Мухаммеда , Мухаммада ибн Исмаила ) также считается началом нового мирового цикла. [50]
Работа состоит как минимум из одиннадцати различных текстовых слоев, которые добавлялись с течением времени, каждый из которых содержит несколько разные версии гулата . концепций и идей [51] Самые ранние слои были написаны в Куфе 8-9 веков, возможно, частично самим аль-Муфаддалом или его близкими соратниками Юнусом ибн Забьяном и Мухаммадом ибн Синаном (умер в 835 г.). [52] Возможным указанием на это является тот факт, что Мухаммад ибн Синан также написал две работы, посвященные теме ранее существовавших, создающих мир «теней»: « Китаб аль-Асилла» («Книга теней») и «Китаб аль-Азилла». Анвар ва-Худжуб («Книга света и завесы»). [53] В биографических источниках также перечислены несколько других куфанских авторов 8-9 веков, написавших « Китаб аль-Ацилла» или «Книгу теней». [54] аль-Муфаддала В общей сложности сохранились как минимум три произведения, тесно связанные с « Китаб аль-Хафт ва-л-ацилла» , все они, вероятно, датируются 8-м или 9-м веком: [55]
- Мухаммада ибн Синана. «Китаб аль-Анвар ва-Худжуб»
- анонимный труд под названием « Китаб аль-Ашбах ва-л-ацилла» («Книга видений и теней») [и]
- еще одна анонимная работа также называется « Китаб аль-Ацилла» («Книга теней»). [ф]
возникла в среде раннего куфанского гулата , Хотя Китаб аль-Хафт ва-л-азилла она была значительно расширена за счет членов более поздней секты гулатов , называемой Нусайри , которые действовали в Сирии 10-го века . [56] Нусайри, вероятно, также были ответственны за окончательную форму произведения XI века. [38] Однако, в отличие от большинства других произведений гулатов , Китаб аль-Хафт ва-л-ацилла была сохранена не нусайритами, а сирийскими низаритами-исмаилитами . [38] Как и Умм аль-Китаб , который был передан низаритскими исмаилитами Центральной Азии , он содержит идеи, которые в значительной степени не связаны с доктриной исмаилитов. [57] но, тем не менее, это оказало влияние на различных более поздних авторов-исмаилитов, начиная с 10 века. [58]
Книга Пути ( Китаб аль-Сират )
[ редактировать ]Китаб аль-Сират («Книга Пути») — это еще один предполагаемый диалог между аль-Муфаддалом ибн Умаром аль-Джуфи и Джафаром аль-Садиком, вероятно, составленный в период между Малым и Большим Затмением (874 г.). –941). [38] [г] Эта работа посвящена концепции инициатического «пути» (араб. sirāṭ ), ведущего адепта к небесному восхождению к Богу, при этом каждое из семи небес соответствует одной из семи степеней духовного совершенства. Он также содержит ссылки на такие типично гулатские идеи, как таджаллин (проявление Бога в человеческой форме), танасух ( метемпсихоз или переселение души), масх / расх (метаморфоза или перевоплощение в нечеловеческие формы) и концепцию творения. через падение предсуществующих существ (как в Китаб аль-Хафт ва-л-ацилла , см. выше). [38]
Философскую основу произведения составляет позднеантичная концепция великой цепи бытия, связывающей все сущее в одну великую космическую иерархию. Эта иерархическая система простирается от верхнего мира духа и света (населенного ангелами и другими чистыми душами) до нижнего мира материи и тьмы (населенного людьми, а ниже — животными, растениями и минералами). Человечество воспринимается как занимающее среднее положение в этой иерархии, находящееся на вершине мира тьмы и внизу мира света. [59] Те люди, которым не хватает надлежащих религиозных знаний и веры, перерождаются в других человеческих телах, которые сравниваются с «рубашками» ( кумсан , пой. камиш ), которые душа может снова надеть и снять. Это называется танасух или насх . Но вместо этого серьёзные грешники перерождаются в телах животных ( маскх ), а худшие преступники перерождаются в тела растений или минералов ( расх ). [60] [час] С другой стороны, те верующие, которые совершают добрые дела и продвигаются в познании, также поднимаются вверх по лестнице, надевая все более чистые и сияющие «рубашки» или тела, в конечном итоге достигая царства божественного. [61] Этот восходящий путь представлен как состоящий из семи ступеней, превышающих человеческую, каждая из которых расположена на одном из семи небес : [62]
- аль-Мумтаха : Испытанный, первое небо
- аль-Мухлиш : Благочестивый, второе небо.
- аль-Мухташ : Избранные, третье небо
- ан-Наджиб : Благородный, четвертое небо.
- ан-Накиб : Глава пятого неба.
- аль-Ятим : Уникальный, шестое небо.
- аль-Баб : Врата, седьмое небо.
На каждой ступени посвященный получает шанс получить новый уровень «скрытого» или «оккультного» ( батин ) знания. Если посвященному удастся усвоить это знание, он сможет подняться на следующую ступень. Если же они потеряют интерес или начнут сомневаться в уже полученных знаниях, они могут потерять свою чистую и светлую «рубашку», получив взамен более тяжелую и темную, и снова спуститься по шкале бытия. Те, кто достигает седьмой степени (ступени Баба или «Врат») [я] им дарованы чудесные способности, такие как возможность становиться невидимыми или видеть и слышать все вещи, включая блаженное видение Бога, без необходимости смотреть или слушать. В частности, они способны проявлять себя обычным существам в мире материи, принимая форму человека и являясь кому угодно по своему желанию. [63] Эту способность проявляться в человеческой форме «Врата» на седьмом небе разделяют с Богом. [59]
Тема небесного восхождения через семь степеней духовного совершенства также исследуется в других произведениях гулатов , в том числе в анонимном «Китаб аль-Маратиб ва-л-дарадж» («Книга степеней и стадий»), а также в различных произведениях, приписываемых Мухаммеду. ибн Синан (умер в 835 г.), Ибн Нусайр (умер после 868 г.) и другие. [64]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Единственное число арабского слова — гхалин ( غَالٍ термин гали ), хотя часто вместо него используется ( Энтони 2018 ; Асатрян 2017 , стр. 2).
- ^ О Мухаммисе см. Асатрян 2000–2013 .
- ^ Издание арабского текста в книгах Тамир и Халифе 1960 , Галиб 1964 и Тамир 2007 ; критическое издание главы 59 в «Асатрян 2020» , стр. 296–298; обсуждение различных изданий в Асатрян 2017 , стр. 18–19. Об этом тексте см. также Halm 1978b ; Хальм 1981 г. (продолжение Хальма 1978 г.); Капеццоне 1999 ; Асатрян 2017 , 13–42 и др . Согласно Маделунгу 1963 , с. 181, а затем Halm 1978b , с. 220 и Асатрян 2012 , с. 145, слово хафт является персидским заимствованием, означающим «семь» (Маделунг ссылается на использование слов аль-хафт и аль-хафтийя для обозначения семичастных вещей, таких как семь Адамов или семь небес, в Tāmir & Khalifé 1960 , стр. 125, 128, 130 ср. Галиб 1964 , стр. 163, 167, 171; Тамир 2007 , стр. 173, 176, 179).
- ^ Об этой теме в целом см. также Capezzone 2017 .
- ^ Об анонимном Китаб аль-Ашбах ва-л-ацилла см. Асатрян 2015 .
- ↑ Об анонимном Китаб аль-Азилле (найденном в другой работе под названием « Китаб аль-Курси ») см. Асатрян 2016 , стр. 131–135.
- ^ Издание арабского текста в Capezzone 1995 г. и Ибн Абд аль-Джалила 2005 г. Об этом тексте см. также Capezzone 1993 . Его не следует путать с аналогичным названием «Китаб аль-Сират», 9-го века написанным гулятским автором Исхаком аль-Ахмаром ан-Нахаи (умер в 899 году, см. Асатрян 2000–2012a ; Асатрян 2017 , стр. 200, св. Исхак Ахмар ). ан-Нахаи).
- ^ Это также общая тема в других гулатов текстах . « Китаб аль-Хафт ва-л-асилла» идет несколько дальше, чем «Китаб аль-сират» , описывая также и другие формы иерархии внутри одного класса: у людей женские тела стоят ниже мужских, а среди животных несъедобные виды стоят ниже съедобных. те; см. Асатрян 2017 , стр. 152–153.
- ^ О концепции Баба в шиизме см. MacEoin 1988–2011 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Асатрян 2017 , с. 11.
- ^ Хальм 2001–2012 гг . О секретности и разобщенности см. Асатрян 2017 , стр. 163–178.
- ^ О гулате в целом см. Halm 2001–2012 ; Ходжсон 1960–2007b ; Антон, 2018 . Об их космологии и теологии см. Асатрян 2017 , стр. 137–161.
- ^ См., например, « В течение 1977 г. »; Хальм 1982 .
- ^ См., например, Bayhom-Daou 2003 ; Асатрян и Бернс 2016 .
- ^ Тернер 2006 .
- ^ Де Смет 2020 , стр. 303–304, 307–308. Влияние гулата на « Джафара ибн Мансура аль-Ямана Китаб аль-Кашф» обсуждается Асатряном 2020 . Влияние этих идей было широко распространено в тайибитском исмаилизме (см. De Smet 2020, стр. 320–321).
- ^ Хальм 2001–2012 гг . Об Ибн Нусайре см. Friedman 2000–2010 ; Штайгервальд 2010 . Об алавизме-нусайризме в целом см. Bar-Asher 2003 ; Бар-Ашер и Кофски, 2002 ; Фридман 2010 .
- ^ Иванов 1936 . Полный итальянский перевод в Filippani-Ronconi 1966 г. , частичные немецкие переводы в Tijdens 1977 г. , Halm 1981 г. , Halm 1982 г.
- ^ Тамир и Халифе 1960 . Новые издания полного текста были опубликованы Галибом в 1964 г. и Тамиром в 2007 г. , а критическое издание главы 59 - Асатряном в 2020 г. , стр. 196–198.
- ^ Капеццоне 1995 . Новое издание Ибн Абд аль-Джалиля, 2005 г.
- ^ Энтони 2018 . Тексты см.: Абу Муса и аль-Шейх Муса, 2006–2013 гг . Первым крупным исследованием, в котором были учтены новые доступные тексты, является Асатрян 2017 .
- ^ аль-Кади 1976 , стр. 295–297; Антон, 2018 .
- ^ аль-Кади 1976 , с. 297.
- ^ Энтони 2018 .
- ^ аль-Кади 1976 , с. 297.
- ^ аль-Кади 1976 , стр. 297–299.
- ^ Наср, Сейед Хосейн ; Дагли, Канер К .; Дакаке, Мария Масси ; Лумбард, Джозеф Э.Б .; Рустом, Мохаммед , ред. (2015). Исследование Корана: новый перевод и комментарий . Нью-Йорк: HarperOne. ISBN 978-0-06-112586-7 . Стр. 266–268 (стих 4:171).
- ^ Наср и др. 2015 , стр. 315–318 (стихи 5:72–77).
- ^ Наср и др. 2015 , стр. 266–267, 317 (комментарии к 4:171 и 5:75).
- ^ Наср и др. 2015 , с. 315 (комментарий к 5:72).
- ^ Наср и др. 2015 , с. 317 (комментарий к 5:77).
- ^ аль-Кади 1976 , стр. 298–299.
- ^ аль-Кади 1976 , с. 300; Антон, 2018 . Об Абдаллахе ибн Сабе см. специальное исследование Энтони, 2012 г.
- ^ аль-Кади 1976 , с. 300; Антон, 2018 .
- ^ аль-Кади 1976 , стр. 300–301.
- ^ аль-Кади 1976 , стр. 305, 315.
- ^ аль-Кади 1976 , с. 300. Энтони 2012 , с. 316 описывает взгляд самого раннего гулата ( сабатийя ) на Али как на тип мессианизма , который, безусловно, был тенденциозным с религиозной точки зрения, но не позволял считать его божественным.
- ^ аль-Кади 1976 , стр. 305–306, 315–316.
- ^ Энтони 2018 .
- ^ Энтони 2018 .
- ^ Энтони 2018 . Например, Асатрян 2017 , с. 26–27.
- ^ См . Хальм 2001–2012 ; Ходжсон 1960–2007a ; Уокер 2011 . См. далее Такер, Уильям Ф. «Баян ибн Саман и Баяния» в Tucker 2008 , стр. 34–51.
- ^ См . Хальм 2001–2012 ; Маделунг 1960–2007 ; Вассерстрем 1985 . См. далее Такер, Уильям Ф. «Аль-Мугира ибн Саид и Мугирия» в Tucker 2008 , стр. 52–70.
- ^ Энтони 2018 . См. далее Такер, Уильям Ф. «Абу Мансур аль-Иджли и Мансурийя» в Tucker 2008 , стр. 71–87.
- ^ Хальм 2001–2012 гг . См. далее Такер, Уильям Ф. «Абдаллах ибн Муавия и Джанахия» в Tucker 2008 , стр. 88–108.
- ^ Хальм 2001–2012 ; Сачедина 1983–2012 гг .; Амир-Моэцци 2013 .
- ^ Jump up to: а б с д и Асатрян 2000–2012б .
- ^ Асатрян 2000–2012а ; Асатрян 2017 , с. 200, св Исхак Ахмар ан-Нахаи.
- ^ Об Ибн Нусайре см. Friedman 2000–2010 ; Штайгервальд 2010 . Об аль-Хасиби см. Friedman 2008–2012 ; Фридман 2016 . О нусайризме в целом см. Bar-Asher 2003 ; Бар-Ашер и Кофски, 2002 ; Фридман 2010 .
- ^ Jump up to: а б с Регистрация 2015 .
- ^ Персидский текст под редакцией Иванова, 1936 г. Полный итальянский перевод Филиппани-Ронкони, 1966 г. Частичный немецкий перевод Тейденса, 1977 г. Немецкий перевод некоторых частей текста в Halm 1981 , стр. 36 и далее. и Хальм 1982 , стр. 113 и далее.
- ^ Блокнот 2015 г .; Де Смет 2020 , с. 303.
- ^ Ранние исмаилитские авторы, адаптировавшие гулатов идеи , включают Джафара ибн Мансура аль-Ямана (умер около 957 г .; см. De Smet 2020 , стр. 303, 308) и Абу Якуба ас-Сиджистани (умер после 971 г.; см. Де Смет 2020, стр. 304, 307–308).
- ^ Де Смет 2020 , стр. 320–321 и др .
- ^ Jump up to: а б с д и Солома 2001–2012 гг .
- ^ Фоторепродукция Галиба 1964 , с. 202 (редактированный текст на стр. 198).
- ^ Jump up to: а б Глив 2008–2012 гг .
- ^ Глив 2008–2012 гг . О танасухе см. далее Асатрян 2017 , стр. 150–154. О семи Адамах см. Асатрян 2017 , стр. 38, 140–143 и др . О мировых циклах см. Daftary 1994–2011 .
- ^ Глив 2008–2012 гг . В исмаилитской версии доктрины мировых циклов Мухаммед является инициатором текущего, предпоследнего цикла, в то время как внук Джафара ас-Садика Мухаммад ибн Исмаил является скрытым и ожидаемым инициатором последнего цикла; см . Дафтари 1994–2011 гг .
- ^ Асатрян 2017 , с. 16. Каждый слой подробно анализируется Асатряном 2017 , стр. 17–42. Асатрян 2000–2012б насчитал всего семь слоев.
- ^ Асатрян 2017 , с. 61. Дата Мухаммада ибн Синана указана Хальмом как 2001–2012 гг .
- ^ Асатрян 2017 , с. 63. Хальм 1981 , с. 67 предложил Мухаммада ибн Синана, который был учеником аль-Муфаддала, в качестве автора всего Китаб аль-Хафт ва-л-ацилла (повторено в Хальме 2001–2012 ), но это было отвергнуто Асатряном 2017 , стр. 64 –65.
- ^ Асатрян 2017 , с. 64.
- ^ Асатрян 2017 , стр. 63–65. Эти три работы сравниваются на стр. 65–71 и ориентировочно датируются 8 или 9 веком на стр. 72–78.
- ^ Асатрян 2017 , с. 123.
- ^ Хальм 2001–2012 гг . О том факте, что Умм аль-Китаб изначально также не имела отношения к исмаилизму, см. De Smet 2020 , с. 303.
- ^ Ранние исмаилитские авторы, которые адаптировали гулатов идеи , включают Джафара ибн Мансура аль-Ямана (умер около 957 г .; см. De Smet 2020 , стр. 303, 308; гулаты Джафара ибн Мансура аль-Ямана оказали влияние на Китаб аль ). -Кашф обсуждаются Асатряном 2020 ) и Абу Якубом ас-Сиджистани (умер после 971 г.; см. Де Смет 2020, стр. 304, 307–308). Влияние этих идей было широко распространено в тайибитском исмаилизме (см. De Smet 2020 , стр. 320–321 и др. ).
- ^ Jump up to: а б Асатрян 2017 , с. 145.
- ^ Асатрян 2017 , стр. 150–151. Некоторые другие формы, такие как васх и фасх , описаны в контексте работ Нусайри Фридманом 2010 , с. 106.
- ^ Асатрян 2017 , стр. 145–147.
- ^ Асатрян 2017 , с. 146.
- ^ Асатрян 2017 , с. 147.
- ^ Асатрян 2017 , стр. 145–149. Об Ибн Нусайре см. Friedman 2000–2010 ; Штайгервальд 2010 .
Библиография
[ редактировать ]Третичные источники
[ редактировать ]- Амир-Моэцци, Мухаммед Али (2013). «Хаттабия» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- Энтони, Шон В. (2018). «Гулат (экстремистские шииты)». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_27473 .
- Асатрян, Мушег (2000–2012а). «Эсхак Ахмар Нахаи» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- Асатрян, Мушег (2000–2012б). «Мофазал аль-Джуфи» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- Асатрян, Мушег (2000–2013). «Мохаммеса» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- Бар-Ашер, Меир М. (2003). «Ношайрис » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника
- Дафтари, Фархад (1994–2011). «Давр (1)» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- Дафтари, Фархад (2015). «Омм аль-Кетаб» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- Фридман, Ярон (2000–2010). «Мохаммад б. Носайр» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- Фридман, Ярон (2008–2012 гг.). «Хашиби» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- Фридман, Ярон (2016). «Аль-Хасиби, Абу Абдаллах». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_30574 .
- Глив, Роберт (2008–2012). «Джафар аль-Шадек II. Учение » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника
- Хальм, Хайнц (1960–2007). «Нусайрия». В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0876 .
- Хальм, Хайнц (2001–2012). «Шолат» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- Ходжсон, Маршалл Г.С. (1960–2007a). «Баян б. Саман ат-Тамими». В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_1299 .
- Ходжсон, Маршалл Г.С. (1960–2007b). «Гулат». В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_2517 .
- Маделунг, Уилферд (1960–2007). «Аль-Мугирия». В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_5322 .
- МакЭойн, Денис М. (1988–2011). «Баб (1)» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- Сачедина, Абдулазиз (1983–2012). «Абу'л-Хатаб Асади» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- Штайгервальд, Диана (2010). «Ибн Нусайр». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_23483 .
- Уокер, Пол Э. (2011). «Баян б. Саман». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_23708 . S2CID 186185243 .
Вторичные источники
[ редактировать ]- аль-Кади, Вадад (1974). аль-Кайсания фи ль-тарих ва ль-адаб . Бейрут: Дар аль-Такафа.
- аль-Кади, Вадад (1976). «Развитие термина Гулат в мусульманской литературе с особым упором на Кайсанию». В Дитрих, Альберт (ред.). Материалы VII Конгресса арабских и исламских исследований . Трактаты Академии наук в Геттингене, Филолого-исторический класс, Третья серия, № 98. Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. стр. 295–319. ISBN 9780860787105 . OCLC 48256257 . (перепечатка в Кольберг, Этан , изд. (2003). Шиизм . Становление классического исламского мира. Том. 33. Берлингтон: Эшгейт. стр. 169–193. )
- Амир-Моэцци, Мохаммед Али (2020). «Имамы и Гулаты. Новые размышления об отношениях между «умеренным» имамизмом и «экстремистским» шиизмом». Обзор исследований шиии . 4 (1–2): 5–38. дои : 10.1163/24682470-12340053 . S2CID 225742760 .
- Амир-Моэцци, Мохаммад Али (2017). «Пять духов божественного человека (Аспекты двенадцатеричной имамологии XIII)». В Ван ден Керхове, Анна; Соарес Сантопрете, Лусиана Габриэла (ред.). Гнозис и манихейство. Между оазисами Египта и Шелковым путем: Посвящение Жан-Даниэлю Дюбуа . Библиотека Школы перспективных исследований религиозных наук. Полет. 176. Тюрнхаут: Брепольс. стр. 377–398. дои : 10.1484/M.BEHE-EB.4.01129 . ISBN 978-2-503-56763-1 .
- Адем, Родриго (2021). «Ранний исмаилизм и врата религиозной власти: генеалогизация теофанской тайны раннего эзотерического шиизма». Разум, эзотеризм и власть в шиитском исламе . 2 : 24–72. дои : 10.1163/9789004465503_003 . ISBN 9789004465503 . S2CID 243417276 .
- Энтони, Шон В. (2011). «Легенда об Абдаллахе ибн Сабахе и дате Умм аль-Китаб» . Журнал Королевского азиатского общества . 21 (1): 1–30. JSTOR 23011519 .
- Энтони, Шон В. (2012). Халиф и еретик: Ибн Саба и истоки шиизма . Исламская история и цивилизация. Том. 91. Лейден: Брилл. дои : 10.1163/9789004216068 . ISBN 978-90-04-20930-5 .
- Асатрян, Мушег (2012). Ересь и рационализм в раннем исламе: истоки и эволюция традиции Муфадал (докторская диссертация). Йельский университет.
- Асатрян, Мушег (2015). «Ранняя шиитская космология: Китаб аль-Ашбах ва ль-Асилла и его окружающая среда » Исламские исследования 110 : 1–80. дои : 10.1163/19585705-12341311 .
- Асатрян, Мушег (2016). «Шиитская подпольная литература между Ираком и Сирией: «Книга теней» и история раннего Гулата». В Лангерманне, Ю. Цви; Робинсон, Роберт Г. (ред.). Тексты в пути в Средневековом Средиземноморье . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 128–161. ISBN 9780271071091 .
- Асатрян, Мушег (2017). Споры в формирующемся шиитском исламе: мусульмане-гулаты и их верования . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 9781784538958 .
- Асатрян, Мушег (2019). «План изучения ранней шиитской космологии». В Тромпфе, Г.; Джонстон, Дж.; Миккельсен, Г. (ред.). Гностический мир . Серия чемпионатов мира Рутледж. Нью-Йорк: Рутледж. стр. 321–327. ISBN 9780367733124 .
- Асатрян, Мушег (2020). «Ранние исмаилиты и другие мусульмане: полемика и заимствования в Китаб аль-Кашфе». В Мир-Касимове, Орхан (ред.). Интеллектуальные взаимодействия в исламском мире: нить исмаилитов . Лондон: ИБ Таурис. стр. 273–298. ISBN 978-1-83860-485-1 .
- Асатрян, Мушег; Бернс, Дилан М. (2016). «Является ли религия Гулат исламским гностицизмом? Религиозные передачи в поздней античности». В Амир-Моэцци, Мохаммед Али ; Де Силлис, Мария; Де Смет, Дэниел; Мир-Касимов, Орхан (ред.). Шиитский эзотеризм, его корни и расширения – Шиитский эзотеризм: его корни и развитие . Библиотека Школы перспективных исследований религиозных наук. Полет. 177. Тюрнхаут: Брепольс. стр. 55–86. дои : 10.1484/M.BEHE-EB.4.01162 . ISBN 978-2-503-56874-4 .
- Бар-Ашер, Меир М.; Кофски, Арье (2002). Религия Нусайри-Алавитов: исследование ее теологии и литургии . Лейден: Брилл. дои : 10.1163/9789004453500 . ISBN 978-90-04-12552-0 .
- Бар-Ашер, Меир М.; Кофски, Арье (2021). Алави Религия: Антология . Тюрнхаут: Бреполи. дои : 10.1484/M.BEHE-EB.5.126666 . ISBN 978-2-503-59781-2 .
- Байхом-Дау, Тамима (2003). «Шииты второго века Шулат: были ли они действительно гностиками?» . Журнал арабских и исламских исследований . 5 : 13–61. дои : 10.5617/jais.4571 .
- Бейнхауэр-Кёлер, Бербель (2004). «Мотивы ангельского падения Умм аль-Китаб. Расследования спонсорства синкретического произведения еретиков-шиитов». В Ауфарте, Кристоф; Штукенбрюк, Лорен (ред.). Падение ангелов . Темы в библейских повествованиях. Том 6. Лейден: Брилл. стр. 161–175. дои : 10.1163/9789047404330_010 . ISBN 978-90-04-12668-8 . S2CID 245788384 .
- Бакли, Р.П. (1997). «Ранняя шиитская Гула». Журнал семитских исследований . 42 (2): 301–325. дои : 10.1093/jss/42.2.301 .
- Капеццоне, Леонардо (1993). «Новый источник для изучения исламского инакомыслия: Китаб аль-Сират, приписываемый Муфадалу бен Умару аль-Гуфи» . Журнал востоковедения . 67 (3/4): 265–273. JSTOR 41922961 .
- Капеццоне, Леонардо (1999). «Аспект критики имами неортодоксальных традиций: Китаб аль-хафт валь-азилла и многочисленные редакции Китаб аль-азилла». Анналы Ка Фоскари . 38 (3): 171–193.
- Капеццоне, Леонардо (2002). «Вопрос о неортодоксальности Муфадала ибн Умара аль-Гуфи в «Танких аль-Макал» аль-Мамакани» . Современный Восток . 21 (1): 147–157. дои : 10.1163/22138617-08201010 . JSTOR 25817817 .
- Капеццоне, Леонардо (2017). «Предсуществование и тени. Гностический мотив или литературный?». В Хасане, Ияс Хасан (ред.). Литература на окраинах Хадаба. Перекрещенные взгляды на классическую арабскую прозу . Бейрут/Марсель: Diacritiques Éditions/Французский институт Ближнего Востока. стр. 336–361. ISBN 979-10-97093-00-6 .
- Капеццоне, Леонардо (2018). «Воинство Малатхайи: вклад в изучение имамитско-шиитской конструкции ортодоксальности». Журнал Asiatique . 306 (2): 187–99. дои : 10.2143/JA.306.2.3285611 .
- Капеццоне, Леонардо (2020). «Одиночество сироты: Шабир ибн Хайян и шиитская неортодоксальная среда третьего/девятого-четвертого/десятого веков» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 83 (1): 51–73. дои : 10.1017/S0041977X20000014 . S2CID 214044897 .
- Кроун, Патрисия (2012). Нативистские пророки в раннем исламском Иране: сельское восстание и местный зороастризм . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139088459 .
- Де Смет, Дэниел (2007). «Скарабеи, скорпионы, мокрицы и камфорные тела. Метаморфозы, реинкарнации и самопроизвольные зарождения в шиитском инакомыслии». В Вролик, А.; Хогендейк, JP (ред.). О да, господа. Арабские исследования по науке и литературной культуре в честь Ремке Крука . Лейден: Брилл. стр. 39–54. doi : 10.1163/ej.9789004157941.i-536.8 . ISBN 978-90-04-15794-1 .
- Де Смет, Дэниел (2016). «Докетистские корни шиитской имамологии». В Амир-Моэцци, Мохаммед Али ; Де Силлис, Мария; Де Смет, Дэниел; Мир-Касимов, Орхан (ред.). Шиитский эзотеризм, его корни и расширения – Шиитский эзотеризм: его корни и развитие . Библиотека Школы перспективных исследований религиозных наук. Полет. 177. Тюрнхаут: Брепольс. стр. 87–112. doi : 10.1484/M.BEHE-EB.4.01163 . ISBN 978-2-503-56874-4 .
- Де Смет, Дэниел (2018). «Миф о предадамах в исламе читит» . Интеллектуальная история исламского мира . 6 (3): 252–280. дои : 10.1163/2212943X-00603002 . S2CID 243877005 .
- Де Смет, Дэниел (2020). «Интеллектуальное взаимодействие йеменского тайибизма с ранней шиитской традицией». В Мир-Касимове, Орхан (ред.). Интеллектуальные взаимодействия в исламском мире: нить исмаилитов . Лондон: ИБ Таурис. стр. 299–321. ISBN 978-1-83860-485-1 .
- Де Смет, Дэниел (2021). « Зло не укореняется в истеблишменте». Вопрос зла в исмаилитском шиизме» (PDF) . Ориенс . 49 (3–4): 181–215. дои : 10.1163/18778372-12340004 . S2CID 244755348 .
- Де Смет, Дэниел (2022). «Город Куфа, родина шиизма и центр дебатов о делегировании божественных полномочий (тафвид)». Иерусалимские исследования арабского языка и ислама . 51 : 149–188.
- Филиппани-Ронкони, Пио (1964). «Заметки о сотериологии и космическом символизме Уммуль-китаба». АИОН . 14 (1): 111–134.
- Фридман, Ярон (2010). Нусайри-алавиты: введение в религию, историю и идентичность ведущего меньшинства в Сирии . Исламская история и цивилизация. Том. 77. Лейден: Брилл. doi : 10.1163/ej.9789004178922.i-328 . ISBN 978-90-04-17892-2 .
- Пятница, Райнер (1985). Переселение душ в исламской ереси . Берлин: Клаус Шварц Верлаг. ISBN 978-0-7556-5386-7 .
- Гиллон, Фарес (2024). Книга раскрытия: ранняя фатимидская исмаилитская доктрина в Китаб аль-Кашфе, приписываемая Джафару б. Мансур аль-Яман . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 9783922968443 .
- Хальм, Хайнц (1978a). Космология и доктрина спасения ранней исмаилии: исследование исламского гнозиса . Трактаты для познания Востока. Том XLIV. Висбаден: Франц Штайнер.
- Хальм, Хайнц (1978b). «Книга теней». Муфадалская традиция шулатов и истоки нусаиризма. I. Передатчики еретической муфадальной традиции». Ислам . 55 (2): 219–266. дои : 10.1515/islm.1978.55.2.219 . S2CID 160481806 .
- Хальм, Хайнц (1981). «Книга теней». Муфадалская традиция шулатов и истоки нусаиризма. II. Материалы». Ислам . 58 (1): 15–86. дои : 10.1515/islm.1981.58.1.15 . S2CID 162219074 .
- Хальм, Хайнц (1982). Исламский гнозис: крайние шииты и алавиты . Цюрих и Мюнхен: Артемис Верлаг. ISBN 978-3-7608-4530-2 .
- Хальм, Хайнц (2016). «Книга теней» и миф о творении». В Амир-Моэцци, Мохаммед Али ; Де Силлис, Мария; Де Смет, Дэниел; Мир-Касимов, Орхан (ред.). Шиитский эзотеризм, его корни и расширения – Шиитский эзотеризм: его корни и развитие . Библиотека Школы перспективных исследований религиозных наук. Полет. 177. Тюрнхаут: Брепольс. стр. 387–393. doi : 10.1484/M.BEHE-EB.4.01177 . ISBN 978-2-503-56874-4 .
- Хямеен-Анттила, Яакко (2001). «Восхождение и нисхождение в исламском мифе». В Уайтинге, Роберт М. (ред.). Мифология и мифологии: методологические подходы к межкультурным влияниям. Материалы второго ежегодного симпозиума проекта ассирийского и вавилонского интеллектуального наследия, проходившего в Париже, Франция, 4-7 октября 1999 г. Хельсинки: Проект неоассирийского текстового корпуса. стр. 47–67. ISBN 9789514590498 . OCLC 912739664 . (помещает Умм аль-Китаб в месопотамский контекст)
- Ходжсон, MGS (1955). «Как ранние шииты стали сектантами?» . Журнал Американского восточного общества . 75 (1): 1–13. дои : 10.2307/595031 . JSTOR 595031 . (перепечатка в Kohlberg, 2003 г. , стр. 3–15)
- Холленберг, Дэвид (2016). За пределами Корана: ранний исмаилитский тавил и тайны пророков . Колумбия: Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 9781611176797 .
- Иванов, Владимир (1932). «Заметки об Уммул-китабе исмаилитов Средней Азии». Журнал исламских исследований . 6 :419–481.
- Маделунг, Уилферд (1963). «Китаб аль-хафт ва-л-ацилла (рецензия на книгу)». Дер Ислам . 38 : 180–182.
- Модаресси, Хосейн (1993). Кризис и консолидация в период становления шиитского ислама . Принстон: Дарвин Пресс. ISBN 9780878500956 .
- Модаресси, Хосейн (2003). Традиции и выживание: библиографический обзор ранней шиитской литературы . Оксфорд: Один мир. ISBN 1-85168-331-3 .
- Морони, Майкл Г. (1984). Ирак после мусульманского завоевания . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 0691053952 .
- Муса, Матти (1987). Экстремистские шииты: секты гулатов . Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0815637691 .
- Радтке, Бернд (1990). «Иранские и гностические элементы в раннем Ташаввуфе. Наблюдения относительно Умм аль-Китаб». В Ньоли, Герардо ; Панайно, Антонио (ред.). Материалы первой европейской конференции по иранским исследованиям, состоявшейся в Турине 7-11 сентября 1987 года Обществом Иранологии Европы. Том 2: Средний и новый ирановедение . Рим: Итальянский институт для il Medio ed Estremo Oriente. стр. 519–529. ISBN 9788863230765 . OCLC 956121455 .
- Стерн, С.М. (1983). Исследования раннего исмаилизма . Иерусалим: Магнес Пресс. ISBN 9652233889 .
- Тендлер Кригер, Белла (2016). « Абдаллах ибн Саба и роль Нусайри Баба. Реабилитация ересиархов исламской традиции». В Амир-Моэцци, Мохаммед Али ; Де Силлис, Мария; Де Смет, Дэниел; Мир-Касимов, Орхан (ред.). Шиитский эзотеризм, его корни и расширения – Шиитский эзотеризм: его корни и развитие . Библиотека Школы перспективных исследований религиозных наук. Полет. 177. Тюрнхаут: Брепольс. стр. 441–472. doi : 10.1484/M.BEHE-EB.4.01181 . ISBN 978-2-503-56874-4 .
- Томассен, Эйнар (2017). «Мелотезия апокрифа Иоанна и Умм аль-Китаб». В Ван ден Керхове, Анна; Соарес Сантопрете, Лусиана Габриэла (ред.). Гнозис и манихейство. Между оазисами Египта и Шелковым путем: Посвящение Жан-Даниэлю Дюбуа . Библиотека Школы высоких этюдов. Полет. 176. Тюрнхаут: Брепольс. стр. 161–172. doi : 10.1484/M.BEHE-EB.4.01118 . ISBN 978-2-503-56763-1 .
- Тайденс, EF (1977). «Мифологически-гностический фон Умм аль-Китаб». Акта Ираника . VII : 241–526. OCLC 470066089 .
- Такер, Уильям Ф. (2008). Махди и милленарии: шиитские экстремисты в раннем мусульманском Ираке . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CBO9780511512094 . ISBN 9780511512094 . (перепечатка четырех более ранних статей, опубликованных в период с 1975 по 1980 год)
- Тернер, Колин П. (2006). «Традиция Муфадала» и доктрина раджи: свидетельства Гулувва в эсхатологии двунадесятного шиизма?» . Иран . 44 : 175–195. дои : 10.1080/05786967.2006.11834685 . JSTOR 4300708 . S2CID 170603436 .
- Вассерстрем, Стив (1985). «Двигающийся палец пишет: Исламский гнозис Мугиры б. Саида и мифы о его неприятии». История религий . 25 (1): 1–29. дои : 10.1086/463019 . S2CID 161366534 .
- Вассерстрем, Стив (1993). «Сефер Есира и ранний ислам: переоценка» . Журнал еврейской мысли и философии . 3 (1): 1–30. дои : 10.1163/105369994790231138 .
- Вассерстрем, Стив (1995). Между мусульманином и евреем: проблема симбиоза в раннем исламе . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-03455-9 .
Первоисточники
[ редактировать ]Серия «Алавитское наследие»
- Абу Муса; аль-Шейх в Мусе, ред. (2006–2013). Родословная ат-Турат аль-Алави . Дияр Акль (Ливан): Дар ли-Аджл аль-Марифа. OCLC 652937966 . (12 томов, сборник ранних гулатских текстов и текстов средневековой нусайри-алави традиции)
аль-Муфаддал, Китаб аль-Хафт ва-л-Ацилла
- Асатрян, Мушег (2020). «Ранние исмаилиты и другие мусульмане: полемика и заимствования в Китаб аль-Кашфе». В Мир-Касимове, Орхан (ред.). Интеллектуальные взаимодействия в исламском мире: нить исмаилитов . Лондон: ИБ Таурис. стр. 273–298. ISBN 978-1-83860-485-1 . (стр. 196–198 содержат критическое издание главы 59)
- Галиб, Мустафа (1964). аль-Хафт аш-Шариф . Бейрут: Дар аль-Андалус. OCLC 977409505 .
- Тамир, Ариф; Халифе, Игнас Абдо (1960). Китаб аль-Хафт ва-л-Аиллат, приписываемый аль-Муфадалу ибн Умару аль-Афи, передает слова имама Гафара ибн М. Ас-Садика . Бейрут: Печать. Католик. OCLC 459827793 .
- Тамир, Ариф (2007) [1981]. Китаб аль-хафт ва-ль-азилла . Бейрут: Дар ва-Мактабат аль-Хилал. ISBN 978-9953-75-266-2 . (издание основано на другой рукописи по сравнению с Тамиром и Халифе, 1960 г. )
аль-Муфаддал, Китаб аль-Сират
- Капеццоне, Леонардо (1995). «Китаб аль-Сират, приписываемый Муфадалу ибн Умару аль-Гуфи: издание единственной рукописи (Париж, Национальная библиотека Ar. 1449/3) и вводное исследование» . Журнал востоковедения . 69 (3–4): 295–416. JSTOR 41880880 .
- Ибн Абд аль-Джалиль, аль-Мунсиф (2005). Книга аль-Шират . Бейрут: Дар аль-Мадар аль-Ислами. ISBN 9789959292636 . OCLC 812186733 .
Аноним, Китаб аль-Ашбах ва-л-Ацилла.
- Асатрян, Мушег (2015). «Ранняя шиитская космология: Китаб аль-Ашбах ва ль-Асилла и его окружающая среда » Исламские исследования 110 : 1–80. дои : 10.1163/19585705-12341311 .
Аноним, Китаб аль-усус
- Дандаши, аль-Кандж. Книга аль-усус в Мадхале иля аль-маххаб аль-алави ан-нушайри . Эрбиль. пп. 73–156.
Умм аль-Китаб
- Филиппани-Ронкони, Пио (1966). Уммуль-китаб: Введение, перевод и примечания Пио Филиппани-Ронкони . Неаполь: Институт Восточного университета Неаполя. ISBN 978-88-97278-43-6 . OCLC 635942972 . (итальянский перевод)
- Хальм, Хайнц (1981). «Книга теней». Муфадалская традиция шулатов и истоки нусаиризма. II. Материалы». Ислам . 58 (1): 15–86. дои : 10.1515/islm.1981.58.1.15 . S2CID 162219074 . (Немецкие переводы частей текста на стр. 36 и далее.)
- Хальм, Хайнц (1982). Исламский гнозис: шииты и алавиты . Цюрих и Мюнхен: Артемис Верлаг. ISBN 978-3-7608-4530-2 . (Немецкие переводы частей текста на стр. 113 и далее.)
- Иванов, Владимир (1936). «Уммул-китаб». Дер Ислам . 23 (1–2): 1–132. дои : 10.1515/islm.1936.23.1-2.1 . S2CID 211485267 . (редакция персидского текста)
- Во время Э. Ф. (1977). «Мифолого-гностический фон Умм аль-Китаб». Акта Ираника . VII : 241–526. OCLC 470066089 . (содержит частичный немецкий перевод)
Другой
- аль-Маджлиси, Мухаммад Бакир (1983). Бихар аль-Анвар аль-Джамиа ли-Дурар Ахбар аль-Аима аль-Асхар . Бейрут: Дар Ихья аль-Турат аль-Араби. (Майакун ' инда аль-Мухур аль-Махди аль-Муфаддала в томе 53, стр. 1–38 и хадис аль-ма'рифа би-л-нуранийя в томе 26)
- Тамир, Ариф (1957). аль-Хикам аль-Джафарийя, ли-л-Имам аль-Садик Джафар ибн Мухаммад . Бейрут: аль-Матбаа аль-Катуликийя. ОСЛК 23505958 . (передал аль-Муфаддал)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Асатрян, Мушег (2017). Споры в формирующемся шиитском исламе: мусульмане-гулаты и их верования . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 9781784538958 .
- Хальм, Хайнц (1982). Исламский гнозис: крайние шииты и алавиты . Цюрих и Мюнхен: Артемис Верлаг. ISBN 978-3-7608-4530-2 .
- Хальм, Хайнц (2001–2012). «Шолат» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .