Главное затмение
Часть серии о Шиитский ислам |
---|
![]() |
![]() |
В двунадесятническом шиитском исламе Главное затмение ( араб . ٱلْغَيْبَة ٱلْكُبْرَىٰ аль Кубра , г. 329 - продолжать - , Гайба аль до его восстания в конце времен, чтобы установить мир и справедливость на земле. Хотя различные секты расходятся во мнениях относительно личности эсхатологического Махди , вера в него остается популярной среди всех мусульман , возможно, благодаря многочисленным традициям на этот счет в канонических суннитских и шиитских источниках.
Большое Затмение началось в 329 году хиджры (941 г. н.э.) со смертью четвертого последовательного агента Скрытого Имама, Абу аль-Хасана ас-Самарри , что ознаменовало конец Малого Затмения (260-329 г.х., 874-941 г. н.э.). . Согласно источникам Twelver, незадолго до смерти ас-Самарри получил письмо от Скрытого Имама , в котором предсказывалась его скорая смерть, предписывалось не назначать преемника и объявлялось о начале «полного затмения», при котором произойдет не быть агентом Скрытого Имама, хотя двунадесятники полагают, что он остается ответственным за дела людей и их внутреннее духовное руководство во время затмения.
Теория затенения Двенадцати кристаллизовалась в первой половине четвертого (десятого) века на основе рациональных и текстовых аргументов. Эта теория, например, утверждает, что жизнь Мухаммада аль-Махди была чудесным образом продлена, утверждая, что земля не может быть лишена Имама как высшего доказательства Бога. В отсутствие Скрытого Имама вакуум лидерства в сообществе двунадесятников постепенно заполнялся юристами. Широко распространено мнение, что Скрытый Имам иногда является благочестивым, и рассказы об этих встречах многочисленны и широко распространены среди двунадесятников.
Фон
[ редактировать ]До своей смерти десятый и одиннадцатый шиитские имамы ( Али аль-Хади и Хасан аль-Аскари соответственно) находились под пристальным наблюдением Аббасидов в гарнизонном городе Самарра. [1] [2] которые, согласно шиитским источникам, часто несут ответственность за отравление двух имамов. [3]
Современник десятого имама Аббасид аль-Мутаваккиль жестоко преследовал шиитов. [4] [5] отчасти из-за возобновления оппозиции Зайди . [6] Ограничительная политика аль-Мутаваккиля в отношении десятого имама позже была принята его сыном аль-Мутамидом , который, как сообщается, держал одиннадцатого имама под домашним арестом без каких-либо посетителей. [7] Вместо этого аль-Аскари, как известно, в основном общался со своими последователями через сеть представителей. [5] [8] Среди них был Усман ибн Саид . [9] который, как говорят, замаскировался под продавца кулинарного жира, чтобы избежать агентов Аббасидов, отсюда и его прозвище аль-Самман. [10] Табатабай предполагает, что эти ограничения были наложены на аль-Аскари, потому что халифат узнал о традициях среди шиитской элиты, предсказывая, что одиннадцатый имам станет отцом эсхатологического Махди . [11]
Смерть аль-Аскари
[ редактировать ]Аль-Аскари умер в 260 г. (873–874 гг.), не оставив явного наследника. [12] [13] Сразу после смерти одиннадцатого имама [14] его главный представитель Усман ибн Саид [15] утверждал, что у Имама был маленький сын по имени Мухаммад. [16] [14] которого держали в тайне от общественности из-за страха перед преследованием Аббасидов, [17] поскольку они стремились уничтожить ожидаемого ребенка аль-Аскари, которого упорные слухи называли спасителем. [18] Усман также утверждал, что его назначили представлять Мухаммеда. [19] который более известен как Мухаммад аль-Махди ( букв. « Праведный путь » ). [20]
Будучи ближайшим соратником аль-Аскари, [21] Утверждения Усмана были в основном приняты другими представителями аль-Аскари. [16] [22] Те, кто принял имамата этого Мухаммеда, позже сформировали группу двунадесятников. [23] Остальные секты, созданные после аль-Аскари, исчезли в течение ста лет. [23] [13]
Малое затмение (260–329 гг. хиджры, 874–941 гг. н.э.)
[ редактировать ]Так начался период продолжительностью около семидесяти лет, позже названный Малым Затмением ( аль-гайбат ас-сугра ), в течение которого, как полагают, четыре последовательных агента представляли Мухаммада аль-Махди, Скрытого Имама. [18] Говорят, что четвертый агент, Абу аль-Хасан аль-Самарри , получил письмо от Мухаммеда аль-Махди незадолго до своей смерти в 941 году нашей эры. [24] [25] В письме предсказывалась смерть аль-Самарри через шесть дней и объявлялось о начале «полного затмения». [26] [27] [25] позже названное Большим Затмением, которое продолжается и по сей день. [28] В письме, приписываемом Мухаммаду аль-Махди, добавлялось, что полное затмение будет продолжаться до тех пор, пока Бог не позволит ему снова проявить себя в то время, когда земля будет наполнена тиранией. [26]
После смерти аль-Самарри
[ редактировать ]«Большое затмение», термин, придуманный позже, началось в 329 году (940–941) со смертью четвертого агента, аль-Самарри, который не назначил преемника. В этот период, который продолжается и сегодня, нет агента Скрытого Имама. [26] [29] Есть некоторые свидетельства того, что смерть четвертого агента также распустила подпольную сеть представителей, ответственных в первую очередь за сбор и распределение религиозных пожертвований. [30] [18] Таким образом, депутатский офис был официально закрыт. [31] Несмотря на некоторую неопределенность, [32] Вероятно, среди шиитов существовали ранние традиции, которые уже предсказывали два периода затмения. [33] Эти хадисы ранее цитировались, например, вакифитами в отношении двух арестов Мусы аль-Казима , седьмого имама. [34] [33] Тем не менее, длительное отсутствие Скрытого Имама, похоже, породило широко распространенные сомнения среди его последователей. [35] [36] [18]
Лидерский вакуум
[ редактировать ]Сокрытие Скрытого Имама, будучи одновременно духовным и политическим главой сообщества двунадесятников, оставило значительный пробел. [37] Этот вакуум лидерства в конечном итоге был заполнен юристами-двунадесятниками ( фукаха ), которые остаются единственными лидерами сообщества двунадесятников во время Великого Оккультизма. [38] [39] В поддержку этого перехода часто цитируют письмо, полученное Исхаком ибн Якубом в ответ на его религиозные запросы второго агента: [40] Абу Джафар Мухаммад ибн Усман ( ум. 916-17 ). [24] В письме, предположительно написанном аль-Махди, говорилось, что
Что касается событий, которые могут произойти [в будущем, когда вам может понадобиться руководство в религиозных вопросах], обратитесь к передатчикам ( руват ) наших высказываний (хадисов), которые являются моими худжой ( букв. « доказательство » ) для вас, а я — худджа. Бога всем вам [или «им» в другой версии]. [41] [42]
- приписывается аль-Махди
Несколько подобных хадисов приписывают десятому и одиннадцатому имамам. [43] [44] Традиции также указывают, что эти юристы должны быть справедливыми и хорошо осведомленными в исламском праве. [45] Однако, поскольку отсутствие Скрытого Имама продолжалось, юристы-двунадесятники превратились из простых передатчиков ( руват ) хадисов в муджтахидун , чтобы решать новые религиозные вопросы, которые возникали с течением времени. [46] [47] Их авторитет также со временем увеличился, поскольку они отвечали на необходимость разъяснения религиозных учений сообществу. [48] Например, еще в седьмом (тринадцатом) веке Мухаккик аль-Хилли ( ум. 1277 ) потратил долю имама хумса (разновидность исламской милостыни) на деятельность, которая способствовала делу шиитов. [49] в отличие от своих предшественников, таких как аль-Муфид ( ум. 1022 ), который часто просил верующих сохранить эти пожертвования для возвышения аль-Махди. [50]
Учитывая, что юристы не назначались напрямую Скрытым имамом, обсуждался вопрос о том, следует ли распространять их полномочия на функции с политическим подтекстом, такие как объявление священной войны ( джихада ). [51] Вероятно, Шахид аль-Тани ( ум. 1558 ) первым предположил, что (квалифицированный) юрист был генеральным заместителем ( наиб аль-амм ) Скрытого Имама, чья власть охватывала все прерогативы Имама. [52] Переходу юристов-двунадесятников к своей новой роли способствовало образование шиитских государств, особенно Сефевидов. [53] и Каджар [54] [55] династии в Иране. Например, во время русско-иранской войны 1804–1813 годов выдающиеся священнослужители Наджафа и Исфахана объявили джихад против русских в поддержку каджарита Аббаса Мирзы , который проводил кампанию. [56] Однако позже юристам часто приходилось конкурировать с шиитскими монархами за религиозную власть. [51]
Короче говоря, политически спокойный подход юристов-двунадесятников со временем уступил место сомнениям в легитимности шиитских монархов и даже попыткам ограничить их власть посредством конституции. [57] Кульминацией этой эволюции стала концепция вилаята аль-факих ( букв. « опека юриста » ) Хомейни , религиозного лидера иранской революции 1979 года, который призвал религиозных учёных взять на себя активную роль после свержения Мохаммеда Резы. Пехлеви , последний монарх Ирана. [58]
Доктринальные разработки
[ редактировать ]Хотя некоторые традиции, относящиеся к периоду до 260 (874 г.), могли предсказывать второе затмение, [59] источники с начала Major Occultation указывают, что длительное отсутствие Скрытого Имама, возможно, привело к тому, что многие двунадесятники отказались от своей веры в него. [35] [36] [18] Его отсутствие также послужило основой для возобновления в то время критики со стороны мутазилитов и ашаритов . [60] Это давление, вероятно, ускорило переход в аргументах Двенадцати от традиционалистского к рационалистическому подходу, чтобы оправдать сокрытие Скрытого Имама. [61] Абу Сахл ан-Наубахти ( ум. 923 ), например, утверждал, что отсутствие имама не лишает законной силы его религию или закон, как отсутствие пророка. [62] [63] Обеспокоенность по поводу недостоверности хадисов, высказанная Туси ( ум. 995 ) и другими, могла дать еще один толчок этому переходу. [64]
Начиная с Ибн Бабавайха ( ум. 991 ) и его ученика аль-Муфида ( ум. 1022 ), шиитские ученые начали использовать теологические аргументы, созданные по образцу мутазилитского калама . [65] [66] из них является принцип аль-лутф ( букв. « доброта » Примером ). На высоком уровне этот принцип требует, чтобы пророк или имам существовал в любое время, чтобы вести к Богу, как проявление Его предельной доброты по отношению к Своим подданным. [67] Другие аргументы Двенадцати направлены на то, чтобы доказать, что Скрытый Имам приносит пользу человечеству даже в сокрытии. [68] «так же, как люди получают пользу от солнца, пока оно закрыто облаками». [69] [70] В то время как обычные двунадесятники, вероятно, были довольны традициями оккультизма, богословский подход к оправданию Скрытого Имама был главным образом направлен на устранение критики со стороны богословов-недвунадесятников. Два подхода были объединены Туси в его обширной монографии «Китаб аль-Гайба» ( букв. « Книга оккультизма » ). [40] [18]
Двенадцатеричная доктрина оккультизма
[ редактировать ]Учение Двенадцати о оккультизме сформировалось в первой половине четвертого (десятого) века. [71] В своей простейшей форме эта доктрина утверждает, что Мухаммад аль-Махди, двенадцатый имам, не умер, а был сокрыт Богом от человечества. Его жизнь была чудесным образом продлена до того дня, когда он снова проявит себя с Божьего позволения, чтобы наполнить землю справедливостью. Это затмение продолжается до тех пор, пока не будет гарантирована безопасность Имама. [70] и до тех пор, пока человечество не будет готово принять его руководство. [72] Во время Малого Затмения, которое началось в 260 (874 г.) со смертью его отца и предшественника, Скрытый Имам оставался в контакте со своими последователями через четыре Баба (врата). Во время Великого Затмения, начавшегося в 329 (941 г.) и продолжающегося по сей день, прямой связи не было. [73] [71] [74] хотя Скрытый Имам по-прежнему остается ответственным в вере Двунадесятников за внутреннее духовное руководство человечеством (тогда как его внешняя роль начинается с его нового появления). [75]
Посещения
[ редактировать ]Двенадцать верят, что изначальный свет пророчества продолжал сиять на протяжении веков в характере имамов. Таким образом, Скрытый Имам не рассматривается как недоступный в состоянии сокрытия. [76] Действительно, широко распространено мнение, что аль-Махди иногда является благочестивым лично или, что чаще, во снах и видениях. Сообщения об этих встречах многочисленны и широко распространены в сообществе двунадесятников. [73] [77] [18] [76] Среди этих рассказов также есть встречи выдающихся религиозных учёных ( улемов ) со Скрытым Имамом. [78]
Описания этих контактов двунадесятников часто показывают заботу Скрытого Имама о благополучии своих последователей и то, как такие встречи могут привести к «духовному воскресению» верующего — интерпретация, предложенная поздними мистическими источниками. [18] Поскольку Скрытого Имама можно будет увидеть только в конце времен, те, кто его видит, как утверждается, достигли своего индивидуального конца времени. [79] Например, издатели, близкие к ливанской шиитской боевой организации «Хезболла», опубликовали рассказы некоторых боевиков «Хезболлы», которые считали, что им напрямую помогал аль-Махди в критические моменты на полях сражений израильско-хезболлского конфликта 2006 года . [80]
Социально-политическое воздействие
[ редактировать ]Сачедина предполагает, что мессианская вера в Скрытого Имама помогла шиитам переносить невыносимые преследования при различных суннитских династиях. [76] Эта вера также часто вдохновляла социальные движения против политического угнетения. Чувство ответственности за подготовку почвы для нового появления аль-Махди, пишет Сачедина, вынудило шиитов постоянно переоценивать и улучшать свои социальные условия. [81]
На протяжении всей истории появлялась обширная и глубоко личная шиитская литература о встречах со Скрытым Имамом и его личном вмешательстве в жизнь его последователей. [80] В последние годы, по словам Кука , растущее ожидание скорого возвращения Скрытого Имама среди широкой общественности привело к распространению широко доступной литературы о предсказаниях и пророчествах, касающихся его возвращения и его справедливого правления. [80] Например, в Ливане сейчас имеется множество книг о Скрытом Имаме , содержащих не только классические пророчества, но и интерпретации современных событий, связанных с возвращением аль-Махди. В частности, во время кампании 2006 года против Израиля ливанская группа сопротивления «Хезболла» опубликовала отчеты о «чудесных событиях», произошедших во время войны, в которых рассказывается о предполагаемом вмешательстве аль-Махди в помощь боевикам «Хезболлы». [80] В Ираке, где многие питают глубокие подозрения к США , Кук пишет, что часто звучат заявления о том, что вторжение в Ирак под руководством США было направлено на поиск и убийство аль-Махди в рамках апокалиптической войны против шиитов. [80]

Во время иранской конституционной революции ведущий шиитский юрист Ахунд Хурасани и его коллеги выдвинули теорию модели религиозной светскости в отсутствие «Скрытого имама», которая до сих пор преобладает в шиитских семинариях. [82] Он считал, что исламская система управления не может быть создана без непогрешимого имама, возглавляющего ее. [83] В то же время он утверждал, что законная религия должна сдерживать государство, чтобы предотвратить деспотизм. [84] Таким образом, он пришел к выводу, что в отсутствие Скрытого Имама демократия была лучшей доступной формой правления. [85] поскольку правильное законодательство может предотвратить государственную тиранию и поддерживать мир и безопасность. [83] Аналогичной точки зрения придерживался Ака Бузург Тегерани , который утверждал, что, если бы существовала возможность установления законного исламского правления в любое время, Бог положил бы конец сокрытию Скрытого Имама. [86]
С другой стороны, в рамках своей теории велаят-э факих ( букв. « опека юриста » ) Хомейни утверждал, что самый высокий и образованный юрист может законно сформировать правительство с божественным мандатом подготовить мир к возвращение Скрытого Имама. Таким образом, доктрина оккультизма сыграла ключевую роль в вдохновении исламской революции 1979 года в Иране, возглавляемой Хомейни, которому удалось использовать мощные концепции шиитской эсхатологии и теодицеи, такие как шиитские идеи борьбы с несправедливостью и мирским угнетением, для мобилизации массы к революционным целям. [87]
По словам Каусслера, бывший президент Ирана Махмуд Ахмадинежад часто сочетал мессианскую риторику с популистским национализмом у себя дома, который считает, что бывший президент верил в скорое возвращение Скрытого Имама. В своих выступлениях в ООН Ахмадинежад сочетал ссылки на аль-Махди с яростной идеологической атакой стран третьего мира на западный империализм и сионизм, призванной привлечь внимание своей аудитории на Ближнем Востоке . Каусслер продолжает, что Ахмадинежад и его сторонники также стремились изобразить Иран как избранную нацию и сверхдержаву, уникально благословленную особой благосклонностью Скрытого Имама, возглавившую глобальную миссию против несправедливости. [87]
В интервью в 2017 году тогдашний Саудовской заместитель наследного принца Аравии Мохаммед бен Салман Аль Сауд отверг возможность диалога с Ираном, назвав его правительство организацией с «экстремистской идеологией», которая призывает к подготовке к возвращению Скрытого Имама. . [88] В ответ Хасан Насралла , генеральный секретарь поддерживаемой Ираном ливанской боевой организации «Хезболла» , обвинил бин Салмана в превращении политической борьбы в религиозную. Он добавил, что вера в аль-Махди не была специфической для шиитов и что среди мусульман существует консенсус относительно Махди, потомка исламского пророка Мухаммеда, который в конце времен наполнит землю справедливостью. [89] [90] [91] [92]
См. также
[ редактировать ]- Мухаммад аль-Махди
- Двенадцать Имамов
- Четырнадцать непогрешимых
- Четыре депутата
- Эсхатология
- Дуа Нудба
- Сокрытие (ислам) о более широкой концепции сокрытия в шиитском исламе.
- Малое затмение , первый период затмения.
- Китаб аль-Гайба (ан-Нумани) , работа на эту тему шиитского ученого-двунадесятника X века Мухаммада ибн Ибрагима ан-Нумани.
- Китаб аль-Гайба (ат-Туси) , работа на эту тему шиитского ученого-двунадесятника XI века аль-Шейха аль-Туси.
- Раджа («возвращение»), сопутствующая концепция возвращения после затмения.
- Новое появление Мухаммеда аль-Махди , концепция возвращения в шиизме-двунадесятнике.
- Признаки появления Махди (в широком исламе)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Момент 1985 , стр. 43, 44.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 25, 26.
- ^ Сачедина 1981 , с. 28.
- ^ Холт, Ламбтон и Льюис 1970 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 44.
- ^ Амир-Моэцци 2016 , с. 65.
- ^ Сачедина 1981 , с. 29.
- ^ Халмс 2013 .
- ^ Элиаш 2022 .
- ^ Сачедина 1981 , с. 30.
- ^ Табатабай 1975 , стр. 184, 185.
- ^ Сачедина 1981 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Соломка 1987 года .
- ^ Jump up to: а б Модарресси 1993 , с. 77.
- ^ Момент 1985 , стр. 162, 163.
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 41.
- ^ Дафтари 2013 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Амир-Моэцци 2007 .
- ^ Момент 1985 , с. 162.
- ^ Глив 2004 .
- ^ Модарресси 1993 , с. 92.
- ^ Модарресси 1993 , стр. 79, 80.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 162–164.
- ^ Jump up to: а б Листы 2013 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б с Момент 1985 , с. 164.
- ^ Сачедина 1981 , с. 96.
- ^ Сачедина 1981 , с. 84.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 106, 107.
- ^ Хусейн 1986 , с. 140.
- ^ Модарресси 1993 , с. 93.
- ^ Сачедина 1981 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , с. 141.
- ^ Маделунг 2022 .
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , с. 143.
- ^ Момент 1985 , с. 170.
- ^ Сачедина 1981 , с. 100.
- ^ Хусейн 1986 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 149.
- ^ Сачедина 1981 , с. 101.
- ^ Хусейн 1986 , с. 149.
- ^ Мавани 2013 , стр. 177, 178.
- ^ Хусейн 1986 , стр. 149, 150.
- ^ Хусейн 1986 , с. 150.
- ^ Хусейн 1986 , стр. 148, 149.
- ^ Мавани 2013 , стр. 189, 190.
- ^ Мавани 2013 , с. 187.
- ^ Хусейн 1986 , с. 148.
- ^ Хуссейн 1986 , стр. 147–8.
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 107.
- ^ Момент 1985 , с. 190.
- ^ Мавани 2013 , с. 188.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 101, 107.
- ^ Мавани 2013 , с. 189.
- ^ Момент 1985 , с. 191.
- ^ Мавани 2013 , стр. 190–2.
- ^ Мавани 2013 , стр. 192–195.
- ^ Хусейн 1986 , стр. 142, 143.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 109, 110.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 79, 80.
- ^ Арджоманд 2000 .
- ^ Дафтари 2013 , с. 65.
- ^ Сачедина 1981 , с. 110.
- ^ Сачедина 1981 , с. 109.
- ^ Хусейн 1986 , с. 144.
- ^ Сачедина 1981 , с. 112.
- ^ Сачедина 1981 , с. 134.
- ^ Сачедина 1981 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 165.
- ^ Jump up to: а б Листы 2013 , с. 67.
- ^ Собхани 2001 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 65.
- ^ Табатабай 1975 , с. 186.
- ^ Табатабай 1975 , стр. 194–5.
- ^ Jump up to: а б с Сачедина 1981 , с. 181.
- ^ Корбин 2014 , с. 70.
- ^ Момент 1985 , с. 199.
- ^ Амир-Моэцци 1998 .
- ^ Jump up to: а б с д и Кук, Дэвид. «Мессианство в шиитском полумесяце» . Проверено 19 мая 2017 г.
- ^ Сачедина 1981 , с. 182.
- ^ Гобадзаде 2013 .
- ^ Jump up to: а б Фарзане 2015 , стр. 162.
- ^ Фарзане 2015 , стр. 161.
- ^ Фарзане 2015 , стр. 152.
- ^ Фарзане 2015 , стр. 220.
- ^ Jump up to: а б Каусслер, Бернд. «Близок ли конец для Исламской Республики?» . Проверено 22 мая 2017 г.
- ^ «Предупреждение саудовского принца Мухаммеда бен Салмана Ирану» . Национальный (Абу-Даби) . Проверено 24 мая 2017 г.
- ^ «Сайед Насралла Аль Сауду: Имам Махди (П) обязательно появится, чтобы искоренить тиранов» . Аль-Манар . 12 мая 2017 г.
- ^ «Реакция Сейеда Хасана Насраллы на высказывания Мухаммеда бин Салмана об Иране» . ИСНА (на персидском языке). 12 мая 2017 года . Проверено 24 мая 2017 г.
- ^ Насралла: Эпоха поражения наций и сопротивления подошла к концу / «Бин Салман» должен знать, что приход Имама Махди (АС) из Мекки неизбежен Насралла: Эпоха поражения наций и сопротивления подошла к концу конец / Возвышение Имама Махди из «определенной Мекки» . Информационное агентство «Фарс» . 11 мая 2017 г.
- ^ «Полная речь Сайеда Насраллы на церемонии памяти лидера-мученика Мустафы Бадреддина» . Новости Алахеда . Проверено 24 мая 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Пирс, Мэтью (2016). Двенадцать непогрешимых людей: имамы и становление шиизма . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674737075 .
- Элиаш, Дж. (2022). «Хасан аль-Аскари». В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Сачедина, Абдулазиз Абдулхусейн (1981). Исламский мессианизм: идея Махди в двунадесятническом шиизме . Суни пресс. ISBN 978-0873954426 .
- Дафтари, Фархад (2013). История шиитского ислама . ИБ Таурис. ISBN 9780755608669 .
- Хусейн, Джассим М. (1986). Сокрытие Двенадцатого Имама: историческая справка . Рутледж Кеган и Пол. ISBN 9780710301581 .
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300034998 .
- Табатабай, Сайид Мохаммад Хоссейн (1975). Шиитский ислам . Перевод Сайида Хоссейна Насра Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-87395-390-8 .
- Дональдсон, Дуайт М. (1933). Шиитская религия: история ислама в Персии и Ираке . АМС Пресс.
- Модарресси, Хосейн (1993). Кризис и консолидация в период формирования шиитского ислама: Абу Джафар ибн Киба ар-Рази и его вклад в имамитскую шиитскую мысль (PDF) . Дарвин Пресс. ISBN 9780878500956 .
- Холт, премьер-министр; Ламбтон, Энн К.С.; Льюис, Бернард, ред. (1970). Кембриджская история ислама . Том. 1. Издательство Кембриджского университета.
- Амир-Моэцци, Мохаммад Али (2007). «ИСЛАМ В ИРАНЕ vii. КОНЦЕПЦИЯ Махди В ДВЕНАДЦАТИ ШИИЗМЕ» . Энциклопедия Ираника . Том. ХIV/2. стр. 136–143.
- Амир-Моэцци, Мохаммед Али (2016). Божественное руководство в раннем шиизме: источники эзотерики в исламе . СУНИ Пресс. ISBN 9780791494790 .
- Халмс, Эдвард Д.А. (2013). «ХАСАН АЛЬ-АСКАРИ, АБУ МУХАММАД ХАСАН ИБН АЛИ (ок. 845–74 гг. н.э.)» . В Неттоне, Ян Ричард (ред.). Энциклопедия исламской цивилизации и религии . Рутледж. п. 217. ИСБН 9781135179670 .
- Хэлм, Х. (1987). "АСКАРИ " Энциклопедия Ираника Том. II/7 п. 769.
- Глив, Роберт (2004). «ГАЙБА(Т)» . Мартин, Ричард К. (ред.). Энциклопедия ислама и мусульманского мира . Том. 2. Справочник Макмиллана. стр. 273, 274. ISBN. 0-02-865604-0 .
- Адамец, Людвиг В. (2017). Исторический словарь ислама (Третье изд.). Роуман и Литтлфилд. ISBN 9781442277236 .
- Глассе, Сирил, изд. (2008). «Скрытый Имам» . Новая энциклопедия ислама . Альта Мира. стр. 178, 179. ISBN. 9781905299683 .
- Маделунг, В. (2022). «Аль-Махди». В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Мавани, Хамид (2013). Религиозная власть и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни . Рутледж. ISBN 978-0-415-62440-4 .
- Арджоманд, Саид Амир (2000). «ШАЙБА» . Энциклопедия Ираника . Том. Х/4. стр. 341–344.
- Корбин, Генри (2014). История исламской философии . Перевод Шеррарда, Лиадайн. Рутледж. ISBN 9781135198893 .
- Амир-Моэцци, Мохаммад Али (1998). «ЭСХАТОЛОГИЯ iii. Имамитский шиизм» . Энциклопедия Ираника Том. VIII/6 стр. 100-1 575–581.
- Собхани, Джафар (2001). Доктрины шиитского ислама (PDF) . Перевод Шах-Каземи, Реза. ИБТаурис. ISBN 01860647804 .
{{cite book}}
: CS1 maint: игнорируются ошибки ISBN ( ссылка ) - Гобадзаде, Насер (2013). «Религиозная светскость: видение ревизионистского политического ислама» . Философия и социальная критика . 39 (10): 1005–1027. дои : 10.1177/0191453713507014 . ISSN 0191-4537 . S2CID 145583418 .
- Фарзане, Матео Мохаммад (март 2015 г.). Конституционная революция Ирана и клерикальное руководство Хорасани . Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета .