Четыре депутата
Часть серии о шиитском исламе. |
Двенадцатилетний шиизм |
---|
Портал шиитского ислама |
Четыре Заместителя ( арабский : ٱلنُّوَّاب ٱلْأَرْبَعَة , ан-Нувваб аль-Арбаа ) были четырьмя людьми, которые, как полагают двунадесятники, последовательно представляли своего двенадцатого имама, Мухаммада аль-Махди , во время его Малого Затмения. (874–941 гг. н.э.). Они были также известны как Ворота (арабский: أَبْوَاب , латинизированный: abw'ab ), [ 1 ] Суфара Sufara (Arabic: سُفَرَاء, lit. [ 2 ] или Вукала (араб. وُكَلَاء , букв. «агенты»). [ 3 ]
Историческая справка
[ редактировать ]До своей смерти десятый и одиннадцатый шиитские имамы ( Али аль-Хади и Хасан аль-Аскари соответственно) находились под пристальным наблюдением в гарнизонном городе Самарра . Аббасидов [ 4 ] [ 5 ] которые, согласно шиитским источникам, часто несут ответственность за отравление двух имамов. [ 6 ] Два имама стали свидетелями упадка халифата Аббасидов. [ 7 ] поскольку имперская власть быстро перешла в руки турок, [ 8 ] особенно после аль-Мутаваккиля . [ 9 ]
Современник десятого имама Аббасид аль-Мутаваккиль жестоко преследовал шиитов. [ 10 ] [ 11 ] отчасти из-за возобновления оппозиции Зайди . [ 12 ] Ограничительная политика аль-Мутаваккиля в отношении десятого имама позже была принята его сыном аль-Мутамидом , который, как сообщается, держал одиннадцатого имама под домашним арестом без каких-либо посетителей. [ 13 ] Вместо этого аль-Аскари, как известно, в основном общался со своими последователями через сеть представителей. [ 11 ] [ 14 ] Среди них был Усман ибн Саид . [ 15 ] который, как говорят, замаскировался под продавца кулинарного жира, чтобы избежать агентов Аббасидов, отсюда и его прозвище аль-Самман. [ 16 ]
Табатабай предполагает, что эти ограничения были наложены на аль-Аскари, потому что халифат узнал о традициях среди шиитской элиты, предсказывая, что одиннадцатый имам станет отцом эсхатологического Махди . [ 17 ]
Малое затмение (874–941 гг. Н. Э.)
[ редактировать ]Сразу после смерти аль-Аскари в 260 (874 г.) [ 18 ] Усман аль-Амри ( ум. 880 ) утверждал, что у одиннадцатого имама был маленький сын по имени Мухаммад, который вошел в состояние оккультизма ( гайба ) из-за угрозы его жизни со стороны Аббасидов. [ 19 ] [ 20 ] Согласно шиитской традиции, приписываемой шестому имаму Джафару ас-Садику , эта угроза была специфической для Мухаммада аль-Махди, от которого ожидалось возвышение, в отличие от его предшественников, которые часто практиковали религиозное притворство ( такия ) и были политически спокойными. [ 21 ] [ 22 ]
Будучи специальным агентом аль-Аскари, Усман также утверждал, что он был назначен представлять сына одиннадцатого имама. [ 23 ] Двенадцать источников подробно описывают, что Мухаммад аль-Махди единственный раз появился на публике, чтобы возглавить погребальную молитву по своему отцу, а не по своему дяде Джафару . [ 24 ] [ 25 ] Также сообщается, что затмение произошло в семейном доме в Самарре , где в настоящее время стоит мечеть, под которой находится подвал ( сардаб ), скрывающий колодец (Бир аль-Гайба, букв. ' ' колодец затмения ). ' ). Говорят, что в этом колодце и исчез аль-Махди. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
Так начался период около семидесяти лет, позже названный Малым Затмением ( аль-гайбат ас-Сугра , 260-329 гг. хиджры, 874-940 гг. н. э.), в течение которого, как полагают, четыре последовательных агента представляли Скрытого Имама. [ 29 ] Агент ( вакиль ) по-разному назывался наместником ( наиб ), эмиссаром ( сафир ) и воротами ( баб ). [ 30 ]
Усман аль-Амри и его сын Мухаммед (874–917 годы н.э.)
[ редактировать ]Абу Мухаммад Усман ибн Саид аль-Асади был близким соратником десятого имама Али аль-Хади. Сообщается, что ему было одиннадцать, когда он впервые стал агентом этого имама. [ 31 ] После смерти аль-Хади в 254 (868 г.) его преемник аль-Аскари назначил Усмана своим представителем в 256 г. (869–870 гг.). [ 31 ] Также кажется несомненным, что Усман стал ближайшим соратником одиннадцатого имама. [ 32 ] Говорят, что и аль-Хади, и аль-Аскари хвалили Усмана как заслуживающего большого доверия. [ 33 ] Будучи представителем двух имамов, Усман замаскировался под продавца кулинарного жира, чтобы избежать встречи с агентами Аббасидов, отсюда и его прозвище аль-Самман. [ 16 ] Сообщается, что он собирал религиозные пожертвования, прятал их в контейнерах с кулинарным жиром и доставлял аль-Аскари. [ 34 ]
После смерти аль-Аскари в 260 (874 г.) [ 18 ] Усман совершил погребальный обряд одиннадцатого имама, и для этой чести он, должно быть, заранее получил разрешение аль-Аскари. [ 34 ] Говорят, что именно во время похорон Мухаммад аль-Махди впервые появился на публике. [ 24 ] [ 35 ] Будучи ближайшим соратником аль-Аскари, [ 32 ] местные представители и шиитское сообщество в значительной степени признали утверждение Усмана о том, что он является агентом Скрытого Имама. [ 36 ] Однако среди шиитов, возможно, были сомнения относительно полномочий Усмана собирать и распределять религиозные пожертвования. [ 32 ] В своей новой должности смотрителя офиса имамата [ 37 ] Усман также получал петиции и давал на них ответы, иногда в письменном виде. [ 30 ] Дата его смерти неизвестна, [ 38 ] но считается, что он недолго пережил аль-Аскари. [ 34 ] [ 30 ] Клемм считает, что Усман умер в 880 году нашей эры. [ 20 ]
Усману наследовал его сын Абу Джафар Мухаммад . Как и его отец, Абу Джафар сначала был представителем аль-Аскари. Туси в своем «Риджале» сообщает, что одиннадцатый имам назначил Абу Джафара и его отца агентами своего сына Мухаммеда в присутствии группы йеменских последователей. [ 39 ] Абу Джафару, который прослужил на этой должности около сорока лет, приписывают объединение основных шиитов вокруг сына аль-Аскари в качестве двенадцатого скрытого имама. [ 40 ] В этой задаче Абу Джафару помогал Абу Сахл ан-Наубахти ( ум. 923 ), известный теолог-двунадесятник того периода, чьи связи с двором Аббасидов способствовали распространению верований двунадесятников. [ 40 ] [ 41 ] Среди других книг об исламской юриспруденции, [ 42 ] Абу Джафар написал «Китаб аль-Ашриба» ( букв. « книга о напитках » ). [ 43 ] Он умер в 304 или 305 (917 или 918) годах. [ 43 ]
Где-то после 279 (879 г.) должность депутата переехала в Багдад из Самарры, следуя по стопам двора Аббасидов. [ 44 ] Особенно во времена халифатов аль-Муктадира и ар-Ради руководство двунадесятников в Багдаде могло также рассчитывать на поддержку и защиту некоторых влиятельных семей двунадесятников, которые находились на службе у Аббасидов, таких как Ибн аль-Фурат и Бану Навбахт. семьи. [ 30 ]
Ибн Рух ан-Наубахти (917–937 гг. Н. Э.)
[ редактировать ]Абу аль-Касим аль-Хусейн ибн Рух ан-Наубахти был близким соратником второго агента, Абу Джафара. Он также пользовался большим уважением при дворе Аббасидов из-за своих тесных связей с Абу Сахлом ан-Наубахти, лидером влиятельной семьи Наубахти. [ 45 ] Похоже также, что Ибн Рух пользовался уважением среди двунадесятников за его скрупулезную приверженность религиозному притворству ( такия ). [ 46 ] Абу Джафар назначил Ибн Руха своим преемником в присутствии некоторых известных двунадесятников в 917 году нашей эры. [ 47 ] [ 20 ] Там Абу Джафар также добавил, что этим назначением руководил Скрытый Имам. [ 47 ] Туси в своем «Китаб аль-Гайба» пишет, что назначение Ибн Руха было немедленно подтверждено запиской Скрытого Имама, что, по мнению Сачедина , может свидетельствовать о том, что некоторые были недовольны его назначением. [ 48 ] Благодаря этой записке общение со Скрытым Имамом возобновилось по прошествии примерно двадцати пяти лет. [ 20 ] [ 49 ]
Срок правления Ибн Руха совпадал с халифатами аль-Муктадера ( годы правления 908–932 ), аль-Кахира ( годы правления 932–934 ) и ар-Ради ( годы правления 934–940 ). [ 20 ] Он часто пользовался благосклонностью их визирей . [ 20 ] Однако после падения Бану аль-Фурат в 306 (918 г.) [ 50 ] [ 49 ] Влиятельная семья двунадесятников при дворе Аббасидов, Ибн Рух был временно вынужден скрываться, а затем заключен в тюрьму в 312 г. (924–925 гг.) Аль-Муктадиром по финансовым причинам. [ 50 ] Вероятно, примерно в это же время сподвижник Ибн Руха по имени Абу Джафар Мухаммад ибн Али аль-Шалмагани восстал против него и заявил, что является законным агентом Скрытого Имама, прежде чем осудить концепцию оккультизма как ложь. [ 51 ] [ 52 ] Вскоре он был осужден двунадесятниками, а авторитет Ибн Руха еще больше укрепился после получения еще одной записки, приписываемой Скрытому Имаму. [ 53 ] Другой противоречивой фигурой был ученик аль-Аскари по имени аль-Кархи, который позже был осужден в рескрипте, предположительно написанном аль-Махди. [ 54 ] [ 55 ] Ибн Рух умер в 326 (937 г.) [ 56 ] и был похоронен в Багдаде. [ 20 ]
Абу аль-Хусейн аль-Самарри (937–941 гг. Н. Э.)
[ редактировать ]Абу аль-Хасан Али ибн Мухаммад ас-Самарри сменил Ибн Руха на посту четвертого агента в 326 (937 г.) и занимал этот пост около трех лет. [ 49 ] В отличие от третьего агента, о трех других агентах, включая аль-Самарри, известно меньше. [ 20 ] Говорят, что он получил письмо от аль-Махди незадолго до своей смерти в 329 (941 г.). [ 57 ] [ 49 ] В письме предсказывалась смерть ас-Самарри через шесть дней и объявлялось о начале полного ( тамма ) затмения. [ 58 ] [ 56 ] [ 49 ] позже названное Большим Затмением ( аль-гайбат аль-кубра ). [ 59 ] В письме, приписываемом аль-Махди, добавлялось, что полное затмение будет продолжаться до тех пор, пока Бог не даст ему разрешение снова проявить себя во время, когда земля будет наполнена тиранией. [ 58 ] В письме также подчеркивалось, что любой, кто претендует на звание заместителя имама, отныне должен считаться самозванцем. [ 60 ] Говорят, что это и подобные письма четырем агентам и другим шиитским деятелям были написаны одним и тем же почерком, что позволяет предположить, что они были написаны Скрытым Имамом. [ 61 ] Сачедина считает, что шиитскому сообществу не хватало заметной фигуры, которая могла бы заменить четвертого агента после его смерти. [ 62 ]
Обязанности
[ редактировать ]Во время Малого Оккультизма агенты, по сути, были лидерами шиитской общины, занимавшимися ее религиозными и финансовыми делами. [ 34 ] Двунадесятники считали их ответственными за сбор и распределение религиозных налогов, передачу религиозных вопросов Скрытому Имаму и публичное обнародование его ответов. [ 29 ] [ 20 ] Этим агентам также приписывают некоторые чудеса, например, предвидение будущих событий, [ 43 ] которые были восприняты верующими как результат их посвящения со стороны Скрытого Имама. [ 29 ]
Другие агенты
[ редактировать ]В ранних шиитских источниках число этих агентов не ограничивалось четырьмя. [ 30 ] [ 31 ] Например, аль-Кулайни ( ум. 941 ) в своем «Кафи фи эльм ад-дин» ссылается на письменные указы Скрытого Имама некоторым благочестивым людям, включая первых двух агентов. Этот автор также говорит о других доверенных лицах Скрытого Имама в разных городах, помимо четырех агентов. [ 29 ] Идея четырех последовательных агентов впервые появляется в работах Ибн Бабавайха ( ум. 991-92 ) и Туси ( ум. 1067 ). Клемм предполагает, что идея единственного агента, представляющего Скрытого Имама, стала популярной, когда третий агент находился у власти, а затем посмертно была применена к первым двум агентам. [ 20 ] [ 29 ] Сачедина считает, что этот более поздний акцент в литературе двунадесятников на четырех депутатов ( ан-нувваб аль-арба ), вероятно, был обусловлен их выдающимся положением в Багдаде , шиитском центре того времени. [ 63 ] Сачедина также предполагает, что все четверо были приняты позже из соображений целесообразности. [ 64 ] Точно так же Момен считает, что сеть представителей аль-Аскари ( вукала ), вероятно, продолжала действовать во время Малого затмения аль-Махди. [ 58 ] Были также кандидаты в депутаты, которые были официально отвергнуты имамитской общиной, например, Ибн Нусайр , который был известен своими связями с Гулатами ( букв. « преувеличители » или « экстремисты » ). [ 65 ]
См. также
[ редактировать ]- Имамат в доктрине двунадесятников
- Привет аль-Байт
- Малое затмение
- Затмение (ислам) или гайба
- Китаб аль-Гайба (ан-Нумани) , работа о затмении шиитского ученого X века Мухаммада ибн Ибрагима ан-Нумани.
- Китаб аль-Гайба (ат-Туси) , работа о затенении шиитского ученого XI века аль-Шейха аль-Туси.
- Говорить
Ссылки
[ редактировать ]- ^ МакЭон 1988 .
- ^ Дафтари и Нанджи 2014 , с. 644.
- ^ Амир-Моэцци 1994 , с. 100.
- ^ Момент 1985 , стр. 43, 44.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 25, 26.
- ^ Сачедина 1981 , с. 28.
- ^ Сачедина 1981 , с. 25.
- ^ Дональдсон 1933 , с. 209.
- ^ Сачедина 1981 , с. 26.
- ^ Холт, Ламбтон и Льюис 1970 , с. 126.
- ^ Перейти обратно: а б Момент 1985 , с. 44.
- ^ Амир-Моэцци 1994 , с. 65.
- ^ Сачедина 1981 , с. 29.
- ^ Халмс 2013 .
- ^ Элиаш 2022 .
- ^ Перейти обратно: а б Сачедина 1981 , с. 30.
- ^ Табатабай 1975 , с. 184, 185.
- ^ Перейти обратно: а б Модарресси 1993 , стр. 77.
- ^ Момент 1985 , стр. 162, 163.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Клемм 2007 .
- ^ Сачедина 1981 , с. 104.
- ^ Дафтари 2013 , с. 88.
- ^ Момент 1985 , с. 162.
- ^ Перейти обратно: а б Момент 1985 , с. 161.
- ^ Дональдсон 1933 , с. 234.
- ^ Момент 1985 , стр. 161, 162.
- ^ Дональдсон 1933 , с. 233.
- ^ Глассе 2008 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Амир-Моэцци 2007 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Листы 2013 , с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б с Сачедина 1981 , с. 88.
- ^ Перейти обратно: а б с Модарресси 1993 , стр. 92.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 88–9.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сачедина 1981 , с. 89.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 86.
- ^ Модарресси 1993 , стр. 79, 80, 92.
- ^ Модарресси 1993 , с. 79.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 89–90.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 89, 210.
- ^ Перейти обратно: а б Сачедина 1981 , с.90.
- ^ Дафтари 2013 , с. 65.
- ^ «Специальные депутаты» . аль-Ислам . Индия: Ассоциация Имама Махди. 2007.
- ^ Перейти обратно: а б с Сачедина 1981 , с. 91.
- ^ Дафтари 2013 , стр. 64–5.
- ^ Сачедина 1981 , с. 92.
- ^ Сачедина 1981 , с. 94.
- ^ Перейти обратно: а б Сачедина 1981 , с. 92–3.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 94, 211.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Листы 2013 , с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б Сачедина 1981 , с. 94–5.
- ^ Момент 1985 , с. 163.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 95, 98.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 95–6.
- ^ Сачедина 1981 , с. 97.
- ^ Модарресси 1993 , с. 94.
- ^ Перейти обратно: а б Сачедина 1981 , с. 96.
- ^ Момент 1985 , стр. 162–164.
- ^ Перейти обратно: а б с Момент 1985 , с. 164.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 84.
- ^ Хусейн 1986 , с. 140.
- ^ Хусейн 1986 , стр. 90, 139, 140.
- ^ Сачедина 1981 , с. 99.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 96–7.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 86–88.
- ^ Хуссейн 1986 , стр. 103–105.
Источники
[ редактировать ]- Маделунг, В. (2022). «Аль-Махди». В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Элиаш, Дж. (2022). «Хасан аль-Аскари». В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Халм, Х. (1987). «АСКАРИ» . Энциклопедия Ираника . Том. II/7. п. 769.
- Глассе, Сирил, изд. (2008). «Скрытый имам» . Новая энциклопедия ислама . Альта Мира. стр. 178, 179. ISBN. 9781905299683 .
- Клемм, Верена (2007). ИСЛАМ В ИРАНЕ ix. ДЕПУТАТЫ Махди . Том. ХIV/2. стр. 143–6.
- Сачедина, Абдулазиз Абдулхусейн (1981). Исламский мессианизм: идея Махди в двунадесятническом шиизме . Суни пресс. ISBN 978-0873954426 .
- Дафтари, Фархад (2013). История шиитского ислама . ИБ Таурис. ISBN 9780755608669 .
- Хусейн, Джассим М. (1986). Затмение Двенадцатого Имама: историческая справка . Рутледж Кеган и Пол. ISBN 9780710301581 .
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300034998 .
- Табатабай, Сайид Мохаммад Хоссейн (1975). Шиитский ислам . Перевод Сайида Хоссейна Насра Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-87395-390-8 .
- Дональдсон, Дуайт М. (1933). Шиитская религия: история ислама в Персии и Ираке . АМС Пресс.
- Модарресси, Хосейн (1993). Абу Джафар ибн Киба ар-Рази и его вклад в имамито-шиитскую мысль (PDF) . Дарвин Пресс. ISBN 9780878500956 .
- Холт, премьер-министр; Ламбтон, Энн К.С.; Льюис, Бернард, ред. (1970). Кембриджская история ислама . Том. 1. Издательство Кембриджского университета.
- Амир-Моэцци, Мохаммад Али (2007). «ИСЛАМ В ИРАНЕ vii. КОНЦЕПЦИЯ Махди В ДВЕНАДЦАТИ ШИИЗМЕ» . Энциклопедия Ираника . Том. ХIV/2. стр. 136–143.
- Амир-Моэцци, Мохаммед Али (1998). «ЭСХАТОЛОГИЯ iii. Имамитский шиизм» . Энциклопедия Ираника Том. VIII/6 стр. 100-1 575–581.
- Амир-Моэцци, Мохаммад Али (1994). Божественное руководство в раннем шиизме: источники эзотерики в исламе . Перевод Стрейта, Дэвида. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0791421228 .
- Халмс, Эдвард Д.А. (2013). «ХАСАН АЛЬ-АСКАРИ, АБУ МУХАММАД ХАСАН ИБН АЛИ (ок. 845–74 гг. н.э.)» . В Неттоне, Ян Ричард (ред.). Энциклопедия исламской цивилизации и религии . Рутледж. п. 217. ИСБН 9781135179670 .
- МакЭоин, DM (1988). «Баб» . Энциклопедия Ираника . Том. III/3. стр. 277–278.
- Дафтари, Фархад; Нанджи, Азим (2014). Фитцпатрик, Коэли; Уокер, Адам Хани (ред.). Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего (иллюстрированное издание). АВС-КЛИО. стр. 644–649. ISBN 9781610691789 .