Jump to content

аль-Мутаваккиль

аль-Мутаваккиль
Аль-Мутаваккиль
Бюст аль-Мутаваккиля на серебряном дирхаме
10-й халиф Аббасидского халифата
Царствование 10 августа 847 г. - 10 декабря 861 г.
Предшественник аль-Ватик
Преемник аль-Мунтасир
Рожденный 31 марта 822 г.
Багдад , империя Аббасидов
Умер 11 декабря 861 г. (861-12-11) (39 лет)
Самарра , империя Аббасидов
Похороны
Супруга
Список
Проблема
Имена
Джафар ибн Мухаммад аль-Мутасим аль-Мутаваккиль аля Аллах
Династия Аббасид
Отец аль-Мутасим
Мать Шуя
Религия Суннитский ислам

Джафар ибн Мухаммад ибн Харун ( араб . جعفر بن محمد بن هارون , латинизированный : Джафар ибн Мухаммад ибн Харун ); Март 822 г. - 11 декабря 861 г., широко известный под своим царственным именем аль-Мутаввакиль ала Аллах ( арабский : المتوكل على الله , латинизированный : аль-Мутаваккиль ала Аллах , букв. «Тот, кто полагается на Бога»), был десятым халифом Аббасидов , правил с 847 года до своего убийства в 861 году. Он сменил своего брата аль-Ватика ( годы правления 842–847 ) и известен тем, что расширил империю до максимальной степени. [1] Он был глубоко религиозен, и его помнят за то, что он отверг мутазилитов , положил конец Михне (периоду преследований исламских ученых) и освободил Ахмада ибн Ханбала . Он также известен своим жестким правлением, особенно в отношении подданных-немусульман.

Он был убит 11 декабря 861 года тюркской гвардией при поддержке своего сына аль-Мунтасира , что ознаменовало начало периода междоусобиц, известного как « Анархия в Самарре ».

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Аль-Мутаваккиль родился 31 марта 822 года в семье аббасидского принца Абу Исхака Мухаммада (будущего аль-Мутасима ) и рабыни-наложницы из Хорезма по имени Шуджа . [2] Его ранние годы неясны, поскольку он не играл никакой роли в политических делах до смерти своего старшего сводного брата аль-Ватика в августе 847 года. [2]

Аль-Мутаваккиль родился во время правления своего дяди аль-Мамуна. Его полное имя было Джафар ибн Мухаммад, а его кунья — Абу аль-Фадл. Ранние годы жизни молодого принца совпали с так называемым золотым веком халифата Аббасидов. В юности его отец был важным чиновником своего дяди, халифа аль-Мамуна, который правил до своей смерти в 833 году. Согласно рассказу ат-Табари, на смертном одре аль-Мамун продиктовал письмо, в котором назначал своего брат, а не аль-Аббас , как его преемник, [3] а Абу Исхак был провозглашен халифом 9   августа лакабом аль ( -Мутасима полностью аль-Мутасим биллах , «тот, кто ищет убежища у Бога»). [4] Его отец стал восьмым аббасидским халифом халифата в 833 году. Его отец правил халифатом восемь лет, и ему наследовал его старший сын аль-Ватик .

Будучи молодым принцем, первый и старший сын Джафара Мухаммад (будущий аль-Мунтасир ) родился в 837 году. Матерью аль-Мунтасира была Хубшия , греческая Умм валад . [5] На момент рождения Джафару было 14 лет. Другие его сыновья Ахмад (будущий аль-Мутамид ) и Тальха (будущий аль-Муваффак ) родились в 842 и 843 годах соответственно. Матерью будущего аль-Мутамида была Куфан Умм валад по имени Фитьян . [6]

Будучи принцем, Джафар возглавил паломников в 842 году (год воцарения аль-Ватика). аль-Ватика Мать Каратис сопровождала его, намереваясь совершить паломничество, но она умерла в аль-Хире 4-го зу аль-Када (14 августа 842 г.) и была похоронена в Куфе во дворце Аббасидов Дауда ибн Исы. [7] [8] Джафар оставался придворным во время правления своего брата.

Смерть аль-Ватика была неожиданной, и хотя у него был маленький сын, он не назначил преемника. [2] Следовательно, высшие должностные лица, Мухаммад ибн аз-Зайят , главный кади визирь Ахмад ибн Аби Дувад , турецкие генералы Итах и ​​Васиф аль-Турки и некоторые другие собрались, чтобы определить его преемника. Ибн аз-Зайят первоначально предложил сына аль-Ватика Мухаммада (будущего аль-Мухтади ), но из-за его молодости его обошли вниманием, и вместо него совет выбрал 26-летнего Джафара, который стал халифом аль-Зайятом. -Мутаваккиль. [9] [10] Чиновники надеялись, что новый халиф окажется такой же гибкой марионеткой, как аль-Ватик. Однако аль-Мутаваккиль был полон решимости восстановить власть халифа и восстановить его независимость, уничтожив группу гражданских и военных чиновников, воспитанную его отцом и которая эффективно контролировала государство. [2] [11]

Золотой динар халифа аль-Мутаваккиля (847–861 гг.)

Первой целью аль-Мутаваккиля стал визирь ибн аз-Зайят, на которого он затаил глубокую обиду из-за того, что он не уважал его в прошлом. [11] По словам ат-Табари , когда аль-Ватик рассердился и начал подозревать своего брата, аль-Мутаваккиль посетил визиря в надежде убедить его заступиться перед халифом. Ибн аз-Зайят не только заставил принца Аббасидов ждать, пока он закончит просматривать свою корреспонденцию, но даже высмеивал его в присутствии других за то, что он пришел к нему за помощью. Мало того, когда удрученный принц ушел, ибн аз-Зайят написал халифу, чтобы пожаловаться на его внешний вид, отметив, что он одет женоподобно и что его волосы слишком длинные. В результате аль-Ватик вызвал своего брата в суд. Аль-Мутаваккиль пришел в новеньком придворном платье, надеясь успокоить халифа, но вместо этого аль-Ватик приказал остричь ему волосы, и аль-Мутаваккиль получил удар ими по лицу. Позднее аль-Мутаваккиль признался, что никогда в своей жизни ничто так не огорчало его, как это публичное унижение. [12] [13] Так, 22 сентября 847 г. он послал Итаха вызвать ибн аз-Зайата как бы на аудиенцию. Вместо этого визиря доставили в резиденцию Итаха, где он был помещен под домашний арест. Его имущество было конфисковано, и он был замучен до смерти. [14] [15]

Это был апогей карьеры Итаха: он совмещал должности камергера ( хаджиба ), начальника личной гвардии халифа, интенданта дворца и главы барида государственной должности, которая одновременно выполняла функцию правительственной разведывательной сети. Однако в 848 году его уговорили отправиться в хадж , и он сложил свои полномочия, но по возвращении был арестован. Его имущество было конфисковано — как сообщается, только в его доме агенты халифа нашли один миллион золотых динаров . Он умер от жажды в тюрьме 21 декабря 849 года.

Он освободил из тюрьмы известного правоведа Ахмада ибн Ханбала ибн Хилаля ибн Асада аль-Шайбани, выступавшего против мутазилитов в их мнении о том, что Коран был создан. Ахмад ибн Ханбаль, основатель ханбалитского мазхаба , был арестован и подвергнут пыткам во время правления соответственно аль-Мамуна (813–833), его брата и отца аль-Мутаваккиля, аль-Мутассима, и его сына аль- Ватик.

Некий Махмуд ибн аль-Фарадж ан-Найшапури заявил, что он пророк. Он и несколько его последователей были арестованы в Багдаде. Он был заключен в тюрьму и забит до смерти 18 июня 850 г.

В 236 (850) году хиджры аль-Мутаваккиль издал указ, предписывающий всем христианам и евреям в его королевстве, включая Иерусалим и Кесарию , носить желтый (медового цвета) капюшон и пояс, чтобы отличать их от мусульман. [16]

В 237 г. хиджры (851–852 гг.) армяне восстали, победили и убили губернатора Аббасидов. Аль-Мутаваккиль послал своего генерала Бугу аль-Кабира разобраться с этим. Буга добился успехов в этом году; В следующем году он напал и сжег Тифлис , взяв в плен Исхака ибн Исмаила . Позже лидер повстанцев был казнен. В том же году (238 г. хиджры) византийцы напали на Дамиетту .

В 240 г. хиджры (854–855 гг.) начальник полиции Хомса убил известного человека, разжигавшего восстание . Его выгнали. Аль-Мутаваккиль предложил другого начальника полиции. Когда в следующем году произошло восстание против нового начальника полиции, аль-Мутаваккиль решительно подавил его. Поскольку христиане присоединились ко второму раунду беспорядков, халиф приказал изгнать христиан из Хомса.

Также в 241 г. произошел решительный ответ на восстание народа беджа , жившего за пределами Верхнего Египта . Они платили налог на свои золотые прииски. Они перестали платить, выгнали мусульман, работающих на шахтах, и навели ужас на жителей Верхнего Египта. Аль-Мутаваккиль послал аль-Кумми восстановить порядок. Аль-Кумми послал семь кораблей с припасами, которые позволили ему выстоять, несмотря на очень суровый рельеф этой отдаленной территории. Он отвоевал рудники, продвинулся к королевской крепости Бежа и победил короля в бою. Бежа возобновил уплату налога.

23 февраля 856 года был обменян пленниками с Византийской империей . Второй такой обмен состоялся примерно четыре года спустя.

Правление Аль-Мутаваккиля запомнилось многочисленными реформами и считается золотым веком Аббасидов. Он будет последним великим халифом Аббасидов; после его смерти династия пришла в упадок.

Религиозная политика

[ редактировать ]

Аль-Мутаваккиль решил отойти от религиозной политики предыдущих халифов, решив вместо этого положить конец спорам о том, был ли Коран создан или нет , что в конечном итоге положило конец доктринальному режиму, существовавшему с тех пор. 833. Аль-Мутаваккиль провел следующие несколько лет, предпринимая враждебные шаги против мутазилитов , отстранив от должности ряд Ибн Аби Дуада кади и приказав положить конец дебатам о природе Корана. [17]

Халиф также пытался примириться с Ахмадом ибн Ханбалом (умер в 855 г.) и убрал тело Ахмада ибн Насра с всеобщего обозрения и, наконец, в марте 852 г. он приказал освободить всех заключенных, удерживаемых инквизицией, тем самым в значительной степени положив конец к периоду михна . [18]

Аль-Мутаваккиль назначил известного арабского исламского ученого Яхью ибн Актама главным судьей (Кади аль-Кудат) в 851 году, и он оставался на этом посту до тех пор, пока аль-Мутаваккиль не сверг его в 854 году. Джафар ибн Абд аль-Вахид аль-Хашими был назначен главным судьей ( кади аль-кудат ) аль-Мутаваккилем в июле 854 года в качестве замены Яхье ибн Актаму. [19]

В 850 году аль-Мутаваккиль издал указ, предписывающий зимми (христианам и евреям) носить одежду, отличающую их от мусульман , разрушать их места поклонения и прибивать к дверям демонические изображения, а также запрещать им мало участвовать в государственной или официальной деятельности. имеет значение. [16] [20] [ нужен лучший источник ]

древний священный кипарис зороастрийцев , кипарис Кашмара , чтобы использовать его при строительстве своего нового дворца, несмотря на огромные протесты зороастрийской общины. Мутаваккиль приказал срубить [21] Кипарис, которому в то время было более 1400 лет, имел легендарную ценность для зороастрийцев. Считается, что он был принесен из рая на землю Зороастром . Аль-Мутаваккиль был убит до того, как кипарисовый лес прибыл в его новый дворец. [22]

Достижения

[ редактировать ]
Аль-Мутаваккиль расширил столицу Аббасидов Самарру . Он основал новую и важную часть города под названием аль-Мутаваккилия.

Аль-Мутаваккиль отличался от своего брата и отца тем, что он не был известен своей жаждой знаний, но у него был взгляд на великолепие и жажда созидания. Великая мечеть Самарры в свое время была самой большой мечетью в мире; его минарет представляет собой огромный спиралевидный конус высотой 55 м со спиральным пандусом. В мечети было 17 нефов, а ее стены были украшены мозаикой из темно-синего стекла.

(Ирак) , построенный аль-Мутаваккилем, Спиральный минарет Великой мечети Самарры был самой большой мечетью в мире в IX и X веках.

Великая мечеть была лишь частью продолжения Самарры на востоке, построенного на территории обнесенного стеной королевского охотничьего парка. Аль-Мутаваккиль построил целых 20 дворцов (в документах цифры разнятся). Самарра стала одним из крупнейших городов древнего мира; даже археологический памятник его руин является одним из самых обширных в мире.Планы строительства халифа распространились в 245 году хиджры (859–860 гг.) на новый город аль-Джафарийя , который аль-Мутаваккиль построил на реке Тигр примерно в восемнадцати километрах от Самарры. Аль-Мутаваккиль приказал построить канал для отвода воды из Тигра, поручив проект двум придворным, которые проигнорировали таланты местного инженера с хорошей репутацией и доверили работу аль-Фаргани , великому астроному и писателю. Аль-Фаргани, который не был специалистом в общественных работах, допустил просчет, и оказалось, что отверстие канала было слишком глубоким, чтобы вода из реки могла течь только при почти полном разливе.

Новости, просочившиеся к разъяренному халифу, могли бы означать головы всех заинтересованных сторон, если бы не милостивые действия инженера Синда ибн Али , который поручился за окончательный успех проекта, рискуя тем самым своей жизнью. Аль-Мутаваккиль был убит незадолго до того, как ошибка стала достоянием общественности.

Мечеть Абу Дулаф — знаменитая мечеть, построенная по заказу аль-Мутаваккиля в 859 году. Мечеть имеет прямоугольную форму и состоит из открытого двора, окруженного коридорами, киблы самый большой из которых — коридор . Мечеть входит в число крупнейших мечетей в мире по площади: ее площадь достигает 46 800 квадратных метров (504 000 квадратных футов).

Аль-Мутаваккиль стремился участвовать во многих религиозных дебатах, что проявлялось в его действиях против различных меньшинств. Его отец терпел шиитского имама , который преподавал и проповедовал в Медине , и в первые годы своего правления аль-Мутаваккиль продолжал эту политику. Растущая репутация Имама Али аль-Хади вдохновила губернатора Медины Абдул-Лаха ибн Мухаммада написать письмо, в котором говорилось, что готовится государственный переворот, и аль-Мутаваккиль направил имаму приглашение в Самарру, предложение, которое он мог бы не отказать. В Самарре имама держали практически под домашним арестом и за ним шпионили. Однако никаких поводов для принятия мер против него так и не появилось. После смерти аль-Мутаваккиля его преемник отравил имама: аль-Хади похоронен в Самарре. Шиитское население в целом подверглось репрессиям. и это воплотилось в разрушении святыни Хусейна ибн Али , действие, которое было совершено якобы для того, чтобы остановить паломничество к этому месту, [23] а также порка и заключение в тюрьму Алида Яхьи ибн Умара .

Разрушение гробницы Хусейна в Кербеле

Халиф аль-Мутаваккиль разработал план преемственности, который позволил бы его сыновьям унаследовать халифат после его смерти; ему наследует сначала его старший сын аль-Мунтасир, затем аль-Мутаз и третий аль-Муайад. [24]

Также во время своего правления аль-Мутаваккиль познакомился со знаменитым византийским богословом Кириллом Философом , которого император Михаил III отправил с государственной миссией для укрепления дипломатических отношений между Империей и Халифатом .Из его сыновей аль-Мунтасир стал его преемником и правил до своей смерти в 862 году, аль-Мутаз правил халифом с 866 года до своего свержения в 869 году, а аль-Мутамид правил халифом в 870–892 годах вместе со своим братом аль- -Муваффак был эффективным регентом королевства до своей смерти в 891 году.

Одной из жен аль-Мутаваккиля была Фарида . Она принадлежала к дому его брата халифа аль-Ватика, который держал ее в качестве наложницы и фаворитки, хотя она принадлежала певцу Амру ибн Банаху. Когда аль-Ватик умер, Амр подарил ее аль-Мутаваккилю. Он женился на ней, и она стала одной из его фавориток. [25] Другой женой была Саанин. [26] [27] или Шаанин. [28] Согласно анекдоту из «Адаба аль-Гурабы» , книги, обычно приписываемой Абу аль-Фарадж аль-Исфахани , она была христианкой и дочерью монаха сирийского монастыря в Хомсе . Аль-Мутаваккиль встретил ее в монастыре. Очарованный ее красотой и грацией, он был увлечен ею. Это привело к острым моментам с ней, когда он искал ее общения, и оказалось, что она умеет петь и декламировать стихи. Затем Аль-Мутаваккиль женился на ней после ее обращения в ислам, и она оставалась его фавориткой до его смерти. [26] [27] [29] [30] [31]

Считается, что у Аль-Мутаваккиля было четыре тысячи наложниц, и все они делили его постель. [32] [33] Одной из его наложниц ( уммахат аль-валад ) была Хубшия. Она была гречанкой и матерью его старшего сына, халифа аль-Мунтасира . [34] После смерти сына в 862 году она заказала для него гробницу на всеобщее обозрение в Самарре, что сделало его первым халифом Аббасидов, место захоронения которого не было секретом. [35] Она умерла в 877 году. [36] Другой его наложницей была Ашар, также известная под своим текнонимом Умм Исхак. [37] [38] [39] [40] Она была андулазийкой и была одной из его любимиц. Она была матерью его сыновей Ибрагима аль-Муайяда и Абу Ахмада аль-Муваффака . Она умерла 23 декабря 883 года и была похоронена в Аль-Русафе . [41] Другой наложницей была Фитян. Она была родом из Куфы и была матерью халифа аль-Мутамида . [42] Другой наложницей была Кабиха. Она была гречанкой, [43] и была матерью халифа аль-Мутаза , [44] Исмаил [45] и Курб, [36] известная как Умм Абдулла. [46] Она была известна своей поэзией и красотой. [47] и был одним из его любимых. [48] Она умерла в ноябре – декабре 877 года. [49] [50] Другой наложницей была Луджайн. [50] Она заказала мечеть в Самарре. [51] Другой наложницей ( хазайей ) была Шаджар. Аль-Мутаваккиль был предан ей, предпочитая ее всем своим наложницам. В один из дней Мехрегана на него произвел впечатление подарок Шаджара в виде двадцати газелей с китайскими седлами, каждая из которых несла мешочки с драгоценными ароматами, украшенные золотой решеткой. Завидуя, его наложницы задумали убить ее отравленным напитком, что привело к ее кончине. [52] [36] Другой наложницей ( джария ) была Сахиб. Она обладала и красотой, и безупречными манерами. Однако в результате несчастного случая с участием служанки у нее был сломан один из передних зубов, который впоследствии почернел, что уменьшило ее привлекательность по оценке аль-Мутаваккиля. Следовательно, он подарил ее своему близкому товарищу Абу Абдулле ибн Хамдуну, предоставив ей все ее имущество. После кончины Абу Абдуллы она вышла замуж за Алида Али ибн Яхью аль-Мунаджима. [53]

Аль-Мутваккиль взял в наложницы нескольких куртизанок ( киян ). Одним из них был Фадл . Она была поэтессой. Она была родом из Басры и родилась в Аль-Ямаме . Она была из племени Абд аль-Кайс . Ее купил Мухаммад ибн аль-Фарадж ар-Руххаджи, который подарил ее аль-Мутаваккилю. У нее была смуглая кожа, она была культурной, красноречивой и сообразительной. [54] Она умерла в 870–871 гг. [55] Другой наложницей была Махбуба. Она родилась в Басре. [56] Она была поэтессой и певицей. Она была подарена аль-Мутаваккилю Убайдуллой ибн Тахиром, когда он стал халифом, как одну из группы из четырехсот рабов. [57] Она была одной из его фавориток. [49] После смерти аль-Мутаваккиля она стала собственностью Васифа. кого она разозлила, после чего Буга попросил ее и освободил. Затем она отправилась в Багдад, где жила анонимно и в конце концов скончалась от горя. [58] Другой наложницей была Мула. Она была поэтессой и была родственницей поэта Шария . Она была известна под прозвищем аль-Аттара, потому что она широко использовала духи ( аттар ). [59] Другой наложницей была Найла. Она была известна своей красотой и пением. После смерти аль-Мутаваккиля халиф аль-Мустаин выдал ее замуж за Утамиша . [60] [61] Другой наложницей была Райя аль-Маданийя. Она была поэтессой. [62] Ее и еще одну наложницу, Замью аль-Хамаданию, которая также была поэтессой, привезли из аль-Ямамы и продали аль-Мутаваккилю. Увидев их, он попросил их прочитать стихотворение, в котором упоминается он и его завоевания. И Райя, и Замья подчинились, и игра Райи понравилась ему, что побудило его оставить ее себе. [63] Когда Замя спросила, почему он не выбрал ее, он упомянул ее веснушки, которые считал недостатком, но ее искусно написанные стихи изменили его восприятие, что в конечном итоге привело к тому, что он тоже выбрал ее. [63] [64] Другой наложницей была Нашиб. Она была известна своими исключительными певческими способностями и творческим талантом. [65] Другими наложницами были Бунан, поэт, [66] и Заджир. [62]

У Аль-Мутаваккиля было еще трое сыновей: Абуль-Хасан, который умер в 885 году. [67] Абу Иса Абдулла, музыкант и композитор, [68] и который был убит в 892 году, [67] и Исхак. [69]

Аббасидский халифат в наибольшей степени c. 850 г. до смерти аль-Мутаваккиля. (Во время его правления Аббасидский халифат завершил свое 100-летие)

Аль-Мутаваккиль продолжал полагаться на тюркских государственных деятелей и солдат-рабов для подавления восстаний и ведения битв против иностранных империй, особенно византийских. Его секретарь аль-Фатх ибн Хакан , тюрк, был известной фигурой эпохи аль-Мутаваккиля. [70] Его зависимость от тюркских солдат снова стала его преследовать. Аль-Мутаваккиль приказал убить своего тюркского главнокомандующего. Это, в сочетании с его крайним отношением к шиитам , привело к быстрому снижению его популярности.

Аль-Мутаваккиль назначил своего старшего сына аль-Мунтасира своим наследником в 849/50 году, но постепенно перенес свою благосклонность на своего второго сына, аль-Мутаза , при поддержке аль-Фатха ибн Хакана и визиря Убайд Аллаха. ибн Яхья ибн Хакан . Это соперничество распространилось и на политическую сферу, поскольку преемственность аль-Мутаза, по-видимому, также была поддержана традиционной элитой Аббасидов, в то время как аль-Мунтасир поддерживался тюркскими и магарибскими гвардейскими войсками. [71] [72] Поздней осенью 861 года дело дошло до апогея: в октябре аль-Мутаваккиль приказал конфисковать поместья тюркского генерала Васифа и передать аль-Фатху. Чувствуя себя загнанным в угол, тюркское руководство начало заговор с целью убийства халифа. [73] [74] Вскоре к ним присоединился или, по крайней мере, получил молчаливое одобрение аль-Мунтасира, который пострадал от череды унижений: 5 декабря по рекомендации аль-Фатха и Убайд Аллаха его обошли в пользу аль-Му Тазза за проведение пятничной молитвы в конце Рамадана , а три дня спустя, когда аль-Мутаваккиль почувствовал себя плохо и выбрал аль-Мунтасира представлять его в молитве, Убайд Аллах снова вмешался и убедил халифа пойти лично. . Хуже того, по словам ат-Табари , на следующий день аль-Мутаваккиль попеременно поносил и угрожал убить своего старшего сына и даже заставил аль-Фатха дать ему пощечину. По слухам, что Васиф и другие турецкие лидеры будут арестованы и казнены 12 декабря, заговорщики решили действовать. [72] [75]

По словам ат-Табари, позже распространилась история о том, что аль-Фатх и Убайд Аллах были предупреждены о заговоре тюркской женщиной, но проигнорировали его, будучи уверенными, что никто не посмеет его осуществить. [76] [77] В ночь с 10 на 11 декабря, примерно через час после полуночи, турки ворвались в комнату, где ужинали халиф и аль-Фатх. Аль-Фатх был убит, пытаясь защитить халифа, который был убит следующим. Аль-Мунтасир, который теперь принял халифат, первоначально утверждал, что аль-Фатх убил своего отца и что он был убит после этого; Однако через короткое время официальная версия изменилась: аль-Мутаваккиль подавился напитком. [78] [79] Убийство аль-Мутаваккиля положило начало бурному периоду, известному как « Анархия в Самарре », который длился до 870 года и поставил халифат Аббасидов на грань краха. [80]

Наследие

[ редактировать ]

Халифат аль-Мутаваккиль запомнился своими многочисленными реформами и считается золотым веком Аббасидов. Он будет последним великим халифом Аббасидов; после его смерти династия пришла в упадок. После его смерти Халифат , построенный Рашидуном , Омейядами и ранними Аббасидами, также пришел в упадок как мировая держава.

Аль-Мутаваккиль получил высокую оценку многих современных ученых.Известный ученый аль-Тайми сказал:

Было три великих халифа: Абу Бакр, который боролся с отступниками, пока они не сдались; Умар ибн Абд аль-Азиз , исправивший злоупотребления Омейядов и аль-Мутаваккиля, отменивший еретические нововведения и публично провозгласивший Сунну [81]

Али ибн аль-Джахм сказал:

Халиф аль-Мутаваккиль послал за мной и сказал: «Али, мне приснилось, что я увидел Пророка. Я встал, чтобы поприветствовать его, и он сказал: «Ты встаешь ради меня, хотя ты халиф?» хороший сон, командующий правоверными, — сказал я. «Твой подъем для него символизирует твою защиту сунны. И он назвал тебя халифом. [82]

Али ибн Исмаил сказал:

В Тарсе мне приснилось, что я увидел аль-Мутаваккиля, сидящего в светлом месте. [83]

Аль-Мутаваккиль назначил наследниками трех своих сыновей. Аль-Мунтасир был назначен первым, аль-Мутаз был назначен вторым наследником, а третьим стал аль-Муайад .Аль-Мунтасир стал халифом 11 декабря 861 года, после того как его отец аль-Мутаваккиль был убит членами его тюркской гвардии. [84] Хотя его подозревали в причастности к заговору с целью убийства аль-Мутаваккиля, он смог быстро взять под свой контроль дела в столице Самарре и получить присягу на верность от ведущих людей государства. [85] Внезапное возвышение аль-Мунтасира в халифате пошло на пользу нескольким его близким соратникам, которые после его восхождения заняли руководящие посты в правительстве. Среди них были его секретарь Ахмад ибн аль-Хасиб , ставший визирем , и Васиф , высокопоставленный тюркский генерал, который, вероятно, принимал активное участие в убийстве аль-Мутаваккиля. [86] Его правление длилось менее полугода; оно закончилось его смертью по неизвестным причинам в воскресенье, 7 июня 862 г., в возрасте 24 лет. Во время недолгого правления аль-Мунтасира (годы правления 861–862) турки вынудили его исключить аль-Мутаза и аль-Муайяда из наследства. двоюродного брата умершего халифа аль-Мустаина (сына его брата Мухаммеда ). Когда аль-Мунтасир умер, тюркские офицеры собрались вместе и решили посадить на трон [87] Новый халиф почти сразу же столкнулся с крупным бунтом в Самарре в поддержку бесправного аль-Мутаза; мятежники были подавлены военными, но потери с обеих сторон были тяжелыми. Аль-Мустаин, обеспокоенный тем, что аль-Мутаз или аль-Муайяд могут предъявить свои притязания на халифат, сначала попытался подкупить их, а затем бросил в тюрьму. [88] В 866 году его племянник аль-Мустаин был убит своим сыном аль-Мутазом после Пятой Фитны . Правление Аль-Мутаза знаменует собой апогей упадка центральной власти Халифата и кульминацию центробежных тенденций, выраженных в появлении автономных династий в Халифате Аббасидов. Наконец, не имея возможности удовлетворить финансовые требования тюркских войск, в середине июля дворцовый переворот сверг аль-Мутаза. Его заключили в тюрьму и подвергали такому жестокому обращению, что он умер через три дня, 16 июля 869 года. [89] Ему наследовал его двоюродный брат аль-Мухтади . [89] Он правил до 870 г., пока не был убит 21 июня 870 г. и заменен своим двоюродным братом аль-Мутамидом ( годы правления 870–892 ). [90]

[ редактировать ]

Аль-Мутаваккиль фигурирует в прологе видеоигры Assassin's Creed Mirage , в которой халиф служит марионеткой Ордена Древних, тайного общества, занимающегося возвращением человечества в рабство. Первоначально он защищает реликвию Предтеч от их имени, но когда главный герой игры Басим пытается украсть ее, он сражается с молодым вором и его другом Нехалом, которые наносят удар халифу своим собственным кинжалом. Его смерть позволяет Ордену получить больше контроля в Багдаде, что определяет сюжет игры, который следует за Анархией в Самарре. [91]

  1. ^ Рейн Таагепера (сентябрь 1997 г.). «Модели расширения и сокращения крупных государств: контекст для России» . Ежеквартальный журнал международных исследований . 41 (3): 475–504. дои : 10.1111/0020-8833.00053 . JSTOR   2600793 . Архивировано из оригинала 19 ноября 2018 года . Проверено 28 декабря 2018 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Кеннеди 1993 , с. 777.
  3. ^ Босворт 1987 , стр. 222–223, 225.
  4. ^ Босворт 1991 , с. 1.
  5. ^ Кеннеди 2006 , с. 173.
  6. ^ Кеннеди 1993 , с. 765.
  7. ^ «История ат-Табари, том 34: Начинающийся упадок: халифаты аль-Васик, аль-Мутаваккиль и аль-Мунтасир, 841–863 гг. Н.э./227–248 гг. Хиджры» . События года 842 стр. 4 . Джоэл Л. Кремер. 2015. ISBN  9781438409627 .
  8. ^ Кремер 1989 , с. 4.
  9. ^ Кеннеди 2006 , стр. 232–233.
  10. ^ Кремер 1989 , с. 68.
  11. ^ Jump up to: а б Кеннеди 2006 , с. 234.
  12. ^ Кремер 1989 , стр. 65–68.
  13. ^ Кеннеди 2006 , стр. 234–235.
  14. ^ Кремер 1989 , стр. 65–71.
  15. ^ Кеннеди 2006 , стр. 234–236.
  16. ^ Jump up to: а б «Указ халифа аль-Мутаваккиля» . 14 июля 2002 г. Архивировано из оригинала 14 июля 2002 г.
  17. ^ Turner 2010 , p. 95; Melchert 1996 , pp. 321–25; Ibn Khallikan 1871 , pp. 66, 69–70; Yarshater 1985–2007 , v. 34: p. 75.
  18. ^ Тернер 2010 , стр. 95–98; Мельхерт 1996 , стр. 325–26; Хиндс 1993 , стр. 4–5; Зеттерштейн и Пеллат 1960 , с. 271; Ибн Халликан 1871 , с. 70; Яршатер 1985–2007 , с. 34: с. 116-19.
  19. ^ Yarshater 1985–2007 , v. 34: pp. 131-32; Gordon et al. 2018 , p. 1265; Ibn Khallikan 1871 , p. 48.
  20. ^ «Самая долгая ненависть» . Новый интернационалист . 2 октября 2004 г.
  21. ^ Мэри Бойс, Зороастрийцы: их религиозные верования и практики , (Routledge Kegan Paul Ltd, 1979), 158.
  22. ^ Мэри Бойс, Зороастрийцы: их религиозные верования и практики , 158.
  23. ^ «Имам Хади, Биографии Масумина, Шахадата, аль-Мутаваккиля, аль-Мунтасира, Имамата (Имама)» . www.ezsoftech.com .
  24. ^ Босворт, «Мутаз», с. 793
  25. ^ Ибн ас-Саи 2017 , с. 89.
  26. ^ Jump up to: а б Сизгорич, Т. (2009). Насилие и вера в поздней античности: воинствующая преданность в христианстве и исламе . Гадания (Филадельфия, Пенсильвания). Университет Пенсильвании Пресс, Инкорпорейтед. п. 238. ИСБН  978-0-8122-4113-6 .
  27. ^ Jump up to: а б Кормак, М. (2013). Мусульмане и другие в священном пространстве . Религия, культура и история ААР. ОУП США. п. 204. ИСБН  978-0-19-992506-3 .
  28. ^ Бут, М. (2001). Пусть ее симпатии будут умножены: биография и гендерная политика в Египте . Издательство Калифорнийского университета. п. 346. ИСБН  978-0-520-92521-2 .
  29. ^ Шейх, NME (2015). Женщины, ислам и идентичность Аббасидов . Издательство Гарвардского университета. п. 87. ИСБН  978-0-674-73636-8 .
  30. ^ Ваарденбург, Дж. (1999). Восприятие мусульманами других религий: исторический обзор . Издательство Оксфордского университета. п. 219. ИСБН  978-0-19-535576-5 .
  31. ^ Таннус, Дж. (2020). Создание средневекового Ближнего Востока: религия, общество и простые верующие . Издательство Принстонского университета. п. 466.
  32. ^ Стефан, Р.Дж. (2020). Бизнес в исламе: контекстуализация бизнеса и миссии в странах с мусульманским большинством . Wipf и Stock Publishers. п. 143. ИСБН  978-1-7252-5712-2 .
  33. ^ Ахмед, А.С. (2002). Открытие ислама: осмысление мусульманской истории и общества . Рутледж. п. 51. ИСБН  978-0-415-28525-4 .
  34. ^ Масуди 2013 , с. 267.
  35. ^ Масуди 2013 , с. 272.
  36. ^ Jump up to: а б с аль-Зубайр, ARI; Каддуми, Г.Х. (1996). Книга подарков и раритетов . Гарвардские монографии Ближнего Востока. Центр ближневосточных исследований Гарвардского университета. стр. 78, 219, 220. ISBN.  978-0-932885-13-5 .
  37. ^ Эрнст, CW (1985). Слова экстаза в суфизме . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 101. ИСБН  978-1-4384-0213-0 .
  38. ^ Массиньон, Л.; Мейсон, Х. (2019). Страсти Аль-Халладжа, мистика и мученика ислама, Том 1: Жизнь Аль-Халладжа . Боллингенская серия. Издательство Принстонского университета. п. 484. ИСБН  978-0-691-61083-2 .
  39. ^ Эрнст, CW (1985). Слова экстаза в суфизме . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 132. ИСБН  978-1-4384-0213-0 .
  40. ^ Джаррар, М.; Гюнтер, С. (2020). Доктринальные наставления в раннем исламе: Книга объяснения Сунны Гулама Халила (ум. 275/888) . Исламская история и цивилизация. Брилл. п. 23. ISBN  978-90-04-42905-5 .
  41. ^ Ибн ас-Саи 2017 , с. 61.
  42. ^ Масуди 2013 , с. 312.
  43. ^ Эль-Хибри, Т. (2021). Аббасидский халифат: история . Издательство Кембриджского университета. п. 171. ИСБН  978-1-107-18324-7 .
  44. ^ Масуди 2013 , с. 294.
  45. ^ Масуди 2013 , с. 297.
  46. ^ Бендж, Дж.; Бенге, Г. (2000). Христианские герои — тогда и сейчас — Учебный блок Нейта Сэйнта: Руководство по учебной программе . Серия «Христианские герои». Издательство YWAM. п. 37. ИСБН  978-1-57658-187-2 .
  47. ^ Ибн ас-Саи 2017 , с. 171.
  48. ^ Гордон, М.; Хейн, Калифорния (2017). Наложницы и куртизанки: женщины и рабство в истории ислама . Издательство Оксфордского университета. п. 56. ИСБН  978-0-19-062218-3 .
  49. ^ Jump up to: а б Гордон, MS; Гордон, PMEIHMS (2001). Перелом тысячи мечей: история турецкой армии Самарры (200–275 хиджры/815–889 гг. н. э.) . Серия SUNY по средневековой истории Ближнего Востока. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 134, 227. ISBN.  978-0-7914-4795-6 .
  50. ^ Jump up to: а б ат-Табари, AJMJ; Уэйнс, Д. (1992). История ат-Табари Том. 36: Восстание Занджа 869–879 гг. н.э./255–265 гг. хиджры . Библиотека Персика. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 86, 189. ISBN.  978-0-7914-0763-9 .
  51. ^ Нортедж, А. (2005). Историческая топография Самарры Самарра учится. Британская школа археологии в Ираке. стр. 100-1 107, 358. ISBN  978-0-903472-17-3 .
  52. ^ Теркилл, М. (2016). Священные ароматы в раннем христианстве и исламе . Исследования тела и религии. Лексингтонские книги. п. 31. ISBN  978-0-7391-7453-1 .
  53. ^ Килпатрик, Х. (2023). Книга монастырей . Библиотека арабской литературы. Нью-Йоркский университет Пресс. стр. 3, 7. ISBN  978-1-4798-2572-1 .
  54. ^ Ибн ас-Саи 2017 , с. 65.
  55. ^ Ибн ас-Саи 2017 , с. 73.
  56. ^ Улла, Н. (1963). Исламская литература: вводная история с избранными . Книга Washington Square Press. Вашингтон-Сквер Пресс. п. 52.
  57. ^ Ибн ас-Саи 2017 , с. 77.
  58. ^ Ибн ас-Саи 2017 , с. 83.
  59. ^ Аль-Хейтти, AK (2005). Роль женщины-поэтессы во дворце Аббасидов, 132–247, 750–861: . Аль Райан. стр. 129, 130.
  60. ^ Золотой, ПБ (2010). Тюрки и хазары: истоки, институты и взаимодействия в домонгольской Евразии . Сборник исследований. Ашгейт Вариорум. п. 23. ISBN  978-1-4094-0003-5 .
  61. ^ Гордон, М. (2001). Перелом тысячи мечей: история турецкой армии Самарры (200–275 хиджры/815–889 гг. н. э.) . Серия SUNY по средневековой истории Ближнего Востока. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 94. ИСБН  978-0-7914-4796-3 .
  62. ^ Jump up to: а б Касвелл, FM (2011). Рабыни Багдада: Киян в эпоху ранних Аббасидов . Издательство Блумсбери. стр. 162–63, 241, 279. ISBN.  978-1-78672-959-0 .
  63. ^ Jump up to: а б Эльмелиги, В. (2019). Поэзия арабских женщин от доисламской эпохи до Андалусии . Сосредоточьтесь на глобальном гендере и сексуальности. Тейлор и Фрэнсис. стр. 110, 126–27. ISBN  978-0-429-83632-9 .
  64. ^ Дженко, ЛК; Идрис, М.; Томас, MC; Томас, MC (2019). Оксфордский справочник по сравнительной политической теории . Серия Оксфордских справочников. Издательство Оксфордского университета, Инкорпорейтед. п. 298. ИСБН  978-0-19-025375-2 .
  65. ^ Ибн ас-Саи 2017 , с. 85.
  66. ^ Ибн ас-Саи 2017 , с. 75.
  67. ^ Jump up to: а б Лоури, Дж. Э.; Турава, С.М. (2019). Арабская изящная словесность . Ресурсы по арабским и исламским исследованиям. Локвуд Пресс. п. 90. ИСБН  978-1-948488-11-2 .
  68. ^ Азиз, К.К. (2004). Значение исламского искусства: исследования религиозного символизма и социальной значимости . Значение исламского искусства: исследования религиозного символизма и социальной значимости. Адам Издатели и дистрибьюторы. п. 953. ИСБН  978-81-7435-399-3 .
  69. ^ Эль-Ажари, Т. (2019). Королевы, евнухи и наложницы в истории ислама, 661–1257 гг . Эдинбургские исследования классической исламской истории и культуры. Издательство Эдинбургского университета. п. 117. ИСБН  978-1-4744-2319-9 .
  70. ^ Пинто, О. «Аль-Фатх б. Хакан». Энциклопедия ислама, том II. Новый Эд. Лейден: Э. Дж. Брилл, 1991. ISBN   90-04-07026-5 . стр. 837
  71. ^ Гордон 2001 , с. 82.
  72. ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004 , с. 169.
  73. ^ Кремер 1989 , с. 171.
  74. ^ Кеннеди 2004 , стр. 168–169.
  75. ^ Кремер 1989 , стр. 171–173, 176.
  76. ^ Кремер 1989 , стр. XX, 181.
  77. ^ Кеннеди 2006 , с. 265.
  78. ^ Кремер 1989 , стр. 171–182, 184, 195.
  79. ^ Кеннеди 2006 , стр. 264–267.
  80. ^ Кеннеди 2004 , стр. 169–173.
  81. ^ «Глава 73 - Его опыт с аль-Мутаваккилем» . Жизнь Ибн Ханбала с. 212 (73:2) . Ибн аль-Джаузи, Майкл Куперсон. 2016. С. 212–234. дои : 10.18574/ню/9781479886241.003.0078 . ISBN  9781479886241 .
  82. ^ «Глава 73 - Его опыт с аль-Мутаваккилем» . Жизнь Ибн Ханбала с. 212 (73:3) . Ибн аль-Джаузи, Майкл Куперсон. 2016. С. 212–234. дои : 10.18574/ню/9781479886241.003.0078 . ISBN  9781479886241 .
  83. ^ «Глава 73 - Его опыт с аль-Мутаваккилем» . Жизнь Ибн Ханбала с. 212 (73:4) . Ибн аль-Джаузи, Майкл Куперсон. 2016. С. 212–234. дои : 10.18574/ню/9781479886241.003.0078 . ISBN  9781479886241 .
  84. ^ Босворт, «аль-Мунтасир», с. 583
  85. ^ Кеннеди, 266–68.
  86. ^ Гордон, стр. 88-91.
  87. ^ Босворт, «Мунтасир», с. 583
  88. ^ Салиба (1985), стр. 107-1. 6-7
  89. ^ Jump up to: а б Босворт 1993 , с. 794.
  90. ^ Зеттерстен и Босворт 1993 , стр. 476–477.
  91. ^ Ubisoft Bordeaux (5 октября 2023 г.). Assassin's Creed Mirage ( Windows , PS4 , Xbox One , PS5 , Xbox Series X/S , iOS ). Юбисофт .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Аль-Мутаваккиль
Родился: март 822 г.   Умер: 11 декабря 861 г.
Суннитские исламские титулы
Предшественник Халиф Аббасидского халифата
10 августа 847 г. - 11 декабря 861 г.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ca60a0426f4ef486a40197f921be9d40__1720899900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/40/ca60a0426f4ef486a40197f921be9d40.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
al-Mutawakkil - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)