аль-Мутаваккиль
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2019 г. ) |
аль-Мутаваккиль Аль-Мутаваккиль | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() Бюст аль-Мутаваккиля на серебряном дирхаме | |||||
10-й халиф Аббасидского халифата | |||||
Царствование | 10 августа 847 г. - 10 декабря 861 г. | ||||
Предшественник | аль-Ватик | ||||
Преемник | аль-Мунтасир | ||||
Рожденный | 31 марта 822 г. Багдад , империя Аббасидов | ||||
Умер | 11 декабря 861 г. Самарра , империя Аббасидов | (39 лет) ||||
Похороны | |||||
Супруга | Список | ||||
Проблема |
| ||||
| |||||
Династия | Аббасид | ||||
Отец | аль-Мутасим | ||||
Мать | Шуя | ||||
Религия | Суннитский ислам |
Джафар ибн Мухаммад ибн Харун ( араб . جعفر بن محمد بن هارون , латинизированный : Джафар ибн Мухаммад ибн Харун ); Март 822 г. - 11 декабря 861 г., широко известный под своим царственным именем аль-Мутаввакиль ала Аллах ( арабский : المتوكل على الله , латинизированный : аль-Мутаваккиль ала Аллах , букв. «Тот, кто полагается на Бога»), был десятым халифом Аббасидов , правил с 847 года до своего убийства в 861 году. Он сменил своего брата аль-Ватика ( годы правления 842–847 ) и известен тем, что расширил империю до максимальной степени. [1] Он был глубоко религиозен, и его помнят за то, что он отверг мутазилитов , положил конец Михне (периоду преследований исламских ученых) и освободил Ахмада ибн Ханбала . Он также известен своим жестким правлением, особенно в отношении подданных-немусульман.
Он был убит 11 декабря 861 года тюркской гвардией при поддержке своего сына аль-Мунтасира , что ознаменовало начало периода междоусобиц, известного как « Анархия в Самарре ».
Ранний период жизни
[ редактировать ]Аль-Мутаваккиль родился 31 марта 822 года в семье аббасидского принца Абу Исхака Мухаммада (будущего аль-Мутасима ) и рабыни-наложницы из Хорезма по имени Шуджа . [2] Его ранние годы неясны, поскольку он не играл никакой роли в политических делах до смерти своего старшего сводного брата аль-Ватика в августе 847 года. [2]
Аль-Мутаваккиль родился во время правления своего дяди аль-Мамуна. Его полное имя было Джафар ибн Мухаммад, а его кунья — Абу аль-Фадл. Ранние годы жизни молодого принца совпали с так называемым золотым веком халифата Аббасидов. В юности его отец был важным чиновником своего дяди, халифа аль-Мамуна, который правил до своей смерти в 833 году. Согласно рассказу ат-Табари, на смертном одре аль-Мамун продиктовал письмо, в котором назначал своего брат, а не аль-Аббас , как его преемник, [3] а Абу Исхак был провозглашен халифом 9 августа лакабом аль ( -Мутасима полностью аль-Мутасим биллах , «тот, кто ищет убежища у Бога»). [4] Его отец стал восьмым аббасидским халифом халифата в 833 году. Его отец правил халифатом восемь лет, и ему наследовал его старший сын аль-Ватик .
Будучи молодым принцем, первый и старший сын Джафара Мухаммад (будущий аль-Мунтасир ) родился в 837 году. Матерью аль-Мунтасира была Хубшия , греческая Умм валад . [5] На момент рождения Джафару было 14 лет. Другие его сыновья Ахмад (будущий аль-Мутамид ) и Тальха (будущий аль-Муваффак ) родились в 842 и 843 годах соответственно. Матерью будущего аль-Мутамида была Куфан Умм валад по имени Фитьян . [6]
Будучи принцем, Джафар возглавил паломников в 842 году (год воцарения аль-Ватика). аль-Ватика Мать Каратис сопровождала его, намереваясь совершить паломничество, но она умерла в аль-Хире 4-го зу аль-Када (14 августа 842 г.) и была похоронена в Куфе во дворце Аббасидов Дауда ибн Исы. [7] [8] Джафар оставался придворным во время правления своего брата.
Халифат
[ редактировать ]Смерть аль-Ватика была неожиданной, и хотя у него был маленький сын, он не назначил преемника. [2] Следовательно, высшие должностные лица, Мухаммад ибн аз-Зайят , главный кади визирь Ахмад ибн Аби Дувад , турецкие генералы Итах и Васиф аль-Турки и некоторые другие собрались, чтобы определить его преемника. Ибн аз-Зайят первоначально предложил сына аль-Ватика Мухаммада (будущего аль-Мухтади ), но из-за его молодости его обошли вниманием, и вместо него совет выбрал 26-летнего Джафара, который стал халифом аль-Зайятом. -Мутаваккиль. [9] [10] Чиновники надеялись, что новый халиф окажется такой же гибкой марионеткой, как аль-Ватик. Однако аль-Мутаваккиль был полон решимости восстановить власть халифа и восстановить его независимость, уничтожив группу гражданских и военных чиновников, воспитанную его отцом и которая эффективно контролировала государство. [2] [11]

Первой целью аль-Мутаваккиля стал визирь ибн аз-Зайят, на которого он затаил глубокую обиду из-за того, что он не уважал его в прошлом. [11] По словам ат-Табари , когда аль-Ватик рассердился и начал подозревать своего брата, аль-Мутаваккиль посетил визиря в надежде убедить его заступиться перед халифом. Ибн аз-Зайят не только заставил принца Аббасидов ждать, пока он закончит просматривать свою корреспонденцию, но даже высмеивал его в присутствии других за то, что он пришел к нему за помощью. Мало того, когда удрученный принц ушел, ибн аз-Зайят написал халифу, чтобы пожаловаться на его внешний вид, отметив, что он одет женоподобно и что его волосы слишком длинные. В результате аль-Ватик вызвал своего брата в суд. Аль-Мутаваккиль пришел в новеньком придворном платье, надеясь успокоить халифа, но вместо этого аль-Ватик приказал остричь ему волосы, и аль-Мутаваккиль получил удар ими по лицу. Позднее аль-Мутаваккиль признался, что никогда в своей жизни ничто так не огорчало его, как это публичное унижение. [12] [13] Так, 22 сентября 847 г. он послал Итаха вызвать ибн аз-Зайата как бы на аудиенцию. Вместо этого визиря доставили в резиденцию Итаха, где он был помещен под домашний арест. Его имущество было конфисковано, и он был замучен до смерти. [14] [15]
Это был апогей карьеры Итаха: он совмещал должности камергера ( хаджиба ), начальника личной гвардии халифа, интенданта дворца и главы барида — государственной должности, которая одновременно выполняла функцию правительственной разведывательной сети. Однако в 848 году его уговорили отправиться в хадж , и он сложил свои полномочия, но по возвращении был арестован. Его имущество было конфисковано — как сообщается, только в его доме агенты халифа нашли один миллион золотых динаров . Он умер от жажды в тюрьме 21 декабря 849 года.
Он освободил из тюрьмы известного правоведа Ахмада ибн Ханбала ибн Хилаля ибн Асада аль-Шайбани, выступавшего против мутазилитов в их мнении о том, что Коран был создан. Ахмад ибн Ханбаль, основатель ханбалитского мазхаба , был арестован и подвергнут пыткам во время правления соответственно аль-Мамуна (813–833), его брата и отца аль-Мутаваккиля, аль-Мутассима, и его сына аль- Ватик.
Некий Махмуд ибн аль-Фарадж ан-Найшапури заявил, что он пророк. Он и несколько его последователей были арестованы в Багдаде. Он был заключен в тюрьму и забит до смерти 18 июня 850 г.
В 236 (850) году хиджры аль-Мутаваккиль издал указ, предписывающий всем христианам и евреям в его королевстве, включая Иерусалим и Кесарию , носить желтый (медового цвета) капюшон и пояс, чтобы отличать их от мусульман. [16]
В 237 г. хиджры (851–852 гг.) армяне восстали, победили и убили губернатора Аббасидов. Аль-Мутаваккиль послал своего генерала Бугу аль-Кабира разобраться с этим. Буга добился успехов в этом году; В следующем году он напал и сжег Тифлис , взяв в плен Исхака ибн Исмаила . Позже лидер повстанцев был казнен. В том же году (238 г. хиджры) византийцы напали на Дамиетту .
В 240 г. хиджры (854–855 гг.) начальник полиции Хомса убил известного человека, разжигавшего восстание . Его выгнали. Аль-Мутаваккиль предложил другого начальника полиции. Когда в следующем году произошло восстание против нового начальника полиции, аль-Мутаваккиль решительно подавил его. Поскольку христиане присоединились ко второму раунду беспорядков, халиф приказал изгнать христиан из Хомса.
Также в 241 г. произошел решительный ответ на восстание народа беджа , жившего за пределами Верхнего Египта . Они платили налог на свои золотые прииски. Они перестали платить, выгнали мусульман, работающих на шахтах, и навели ужас на жителей Верхнего Египта. Аль-Мутаваккиль послал аль-Кумми восстановить порядок. Аль-Кумми послал семь кораблей с припасами, которые позволили ему выстоять, несмотря на очень суровый рельеф этой отдаленной территории. Он отвоевал рудники, продвинулся к королевской крепости Бежа и победил короля в бою. Бежа возобновил уплату налога.
23 февраля 856 года был обменян пленниками с Византийской империей . Второй такой обмен состоялся примерно четыре года спустя.
Правление Аль-Мутаваккиля запомнилось многочисленными реформами и считается золотым веком Аббасидов. Он будет последним великим халифом Аббасидов; после его смерти династия пришла в упадок.
Религиозная политика
[ редактировать ]Аль-Мутаваккиль решил отойти от религиозной политики предыдущих халифов, решив вместо этого положить конец спорам о том, был ли Коран создан или нет , что в конечном итоге положило конец доктринальному режиму, существовавшему с тех пор. 833. Аль-Мутаваккиль провел следующие несколько лет, предпринимая враждебные шаги против мутазилитов , отстранив от должности ряд Ибн Аби Дуада кади и приказав положить конец дебатам о природе Корана. [17]
Халиф также пытался примириться с Ахмадом ибн Ханбалом (умер в 855 г.) и убрал тело Ахмада ибн Насра с всеобщего обозрения и, наконец, в марте 852 г. он приказал освободить всех заключенных, удерживаемых инквизицией, тем самым в значительной степени положив конец к периоду михна . [18]
Аль-Мутаваккиль назначил известного арабского исламского ученого Яхью ибн Актама главным судьей (Кади аль-Кудат) в 851 году, и он оставался на этом посту до тех пор, пока аль-Мутаваккиль не сверг его в 854 году. Джафар ибн Абд аль-Вахид аль-Хашими был назначен главным судьей ( кади аль-кудат ) аль-Мутаваккилем в июле 854 года в качестве замены Яхье ибн Актаму. [19]
В 850 году аль-Мутаваккиль издал указ, предписывающий зимми (христианам и евреям) носить одежду, отличающую их от мусульман , разрушать их места поклонения и прибивать к дверям демонические изображения, а также запрещать им мало участвовать в государственной или официальной деятельности. имеет значение. [16] [20] [ нужен лучший источник ]
древний священный кипарис зороастрийцев , кипарис Кашмара , чтобы использовать его при строительстве своего нового дворца, несмотря на огромные протесты зороастрийской общины. Мутаваккиль приказал срубить [21] Кипарис, которому в то время было более 1400 лет, имел легендарную ценность для зороастрийцев. Считается, что он был принесен из рая на землю Зороастром . Аль-Мутаваккиль был убит до того, как кипарисовый лес прибыл в его новый дворец. [22]
Достижения
[ редактировать ]
Аль-Мутаваккиль отличался от своего брата и отца тем, что он не был известен своей жаждой знаний, но у него был взгляд на великолепие и жажда созидания. Великая мечеть Самарры в свое время была самой большой мечетью в мире; его минарет представляет собой огромный спиралевидный конус высотой 55 м со спиральным пандусом. В мечети было 17 нефов, а ее стены были украшены мозаикой из темно-синего стекла.

Великая мечеть была лишь частью продолжения Самарры на востоке, построенного на территории обнесенного стеной королевского охотничьего парка. Аль-Мутаваккиль построил целых 20 дворцов (в документах цифры разнятся). Самарра стала одним из крупнейших городов древнего мира; даже археологический памятник его руин является одним из самых обширных в мире.Планы строительства халифа распространились в 245 году хиджры (859–860 гг.) на новый город аль-Джафарийя , который аль-Мутаваккиль построил на реке Тигр примерно в восемнадцати километрах от Самарры. Аль-Мутаваккиль приказал построить канал для отвода воды из Тигра, поручив проект двум придворным, которые проигнорировали таланты местного инженера с хорошей репутацией и доверили работу аль-Фаргани , великому астроному и писателю. Аль-Фаргани, который не был специалистом в общественных работах, допустил просчет, и оказалось, что отверстие канала было слишком глубоким, чтобы вода из реки могла течь только при почти полном разливе.
Новости, просочившиеся к разъяренному халифу, могли бы означать головы всех заинтересованных сторон, если бы не милостивые действия инженера Синда ибн Али , который поручился за окончательный успех проекта, рискуя тем самым своей жизнью. Аль-Мутаваккиль был убит незадолго до того, как ошибка стала достоянием общественности.

Аль-Мутаваккиль стремился участвовать во многих религиозных дебатах, что проявлялось в его действиях против различных меньшинств. Его отец терпел шиитского имама , который преподавал и проповедовал в Медине , и в первые годы своего правления аль-Мутаваккиль продолжал эту политику. Растущая репутация Имама Али аль-Хади вдохновила губернатора Медины Абдул-Лаха ибн Мухаммада написать письмо, в котором говорилось, что готовится государственный переворот, и аль-Мутаваккиль направил имаму приглашение в Самарру, предложение, которое он мог бы не отказать. В Самарре имама держали практически под домашним арестом и за ним шпионили. Однако никаких поводов для принятия мер против него так и не появилось. После смерти аль-Мутаваккиля его преемник отравил имама: аль-Хади похоронен в Самарре. Шиитское население в целом подверглось репрессиям. и это воплотилось в разрушении святыни Хусейна ибн Али , действие, которое было совершено якобы для того, чтобы остановить паломничество к этому месту, [23] а также порка и заключение в тюрьму Алида Яхьи ибн Умара .

Халиф аль-Мутаваккиль разработал план преемственности, который позволил бы его сыновьям унаследовать халифат после его смерти; ему наследует сначала его старший сын аль-Мунтасир, затем аль-Мутаз и третий аль-Муайад. [24]
Также во время своего правления аль-Мутаваккиль познакомился со знаменитым византийским богословом Кириллом Философом , которого император Михаил III отправил с государственной миссией для укрепления дипломатических отношений между Империей и Халифатом .Из его сыновей аль-Мунтасир стал его преемником и правил до своей смерти в 862 году, аль-Мутаз правил халифом с 866 года до своего свержения в 869 году, а аль-Мутамид правил халифом в 870–892 годах вместе со своим братом аль- -Муваффак был эффективным регентом королевства до своей смерти в 891 году.
Семья
[ редактировать ]Одной из жен аль-Мутаваккиля была Фарида . Она принадлежала к дому его брата халифа аль-Ватика, который держал ее в качестве наложницы и фаворитки, хотя она принадлежала певцу Амру ибн Банаху. Когда аль-Ватик умер, Амр подарил ее аль-Мутаваккилю. Он женился на ней, и она стала одной из его фавориток. [25] Другой женой была Саанин. [26] [27] или Шаанин. [28] Согласно анекдоту из «Адаба аль-Гурабы» , книги, обычно приписываемой Абу аль-Фарадж аль-Исфахани , она была христианкой и дочерью монаха сирийского монастыря в Хомсе . Аль-Мутаваккиль встретил ее в монастыре. Очарованный ее красотой и грацией, он был увлечен ею. Это привело к острым моментам с ней, когда он искал ее общения, и оказалось, что она умеет петь и декламировать стихи. Затем Аль-Мутаваккиль женился на ней после ее обращения в ислам, и она оставалась его фавориткой до его смерти. [26] [27] [29] [30] [31]
Считается, что у Аль-Мутаваккиля было четыре тысячи наложниц, и все они делили его постель. [32] [33] Одной из его наложниц ( уммахат аль-валад ) была Хубшия. Она была гречанкой и матерью его старшего сына, халифа аль-Мунтасира . [34] После смерти сына в 862 году она заказала для него гробницу на всеобщее обозрение в Самарре, что сделало его первым халифом Аббасидов, место захоронения которого не было секретом. [35] Она умерла в 877 году. [36] Другой его наложницей была Ашар, также известная под своим текнонимом Умм Исхак. [37] [38] [39] [40] Она была андулазийкой и была одной из его любимиц. Она была матерью его сыновей Ибрагима аль-Муайяда и Абу Ахмада аль-Муваффака . Она умерла 23 декабря 883 года и была похоронена в Аль-Русафе . [41] Другой наложницей была Фитян. Она была родом из Куфы и была матерью халифа аль-Мутамида . [42] Другой наложницей была Кабиха. Она была гречанкой, [43] и была матерью халифа аль-Мутаза , [44] Исмаил [45] и Курб, [36] известная как Умм Абдулла. [46] Она была известна своей поэзией и красотой. [47] и был одним из его любимых. [48] Она умерла в ноябре – декабре 877 года. [49] [50] Другой наложницей была Луджайн. [50] Она заказала мечеть в Самарре. [51] Другой наложницей ( хазайей ) была Шаджар. Аль-Мутаваккиль был предан ей, предпочитая ее всем своим наложницам. В один из дней Мехрегана на него произвел впечатление подарок Шаджара в виде двадцати газелей с китайскими седлами, каждая из которых несла мешочки с драгоценными ароматами, украшенные золотой решеткой. Завидуя, его наложницы задумали убить ее отравленным напитком, что привело к ее кончине. [52] [36] Другой наложницей ( джария ) была Сахиб. Она обладала и красотой, и безупречными манерами. Однако в результате несчастного случая с участием служанки у нее был сломан один из передних зубов, который впоследствии почернел, что уменьшило ее привлекательность по оценке аль-Мутаваккиля. Следовательно, он подарил ее своему близкому товарищу Абу Абдулле ибн Хамдуну, предоставив ей все ее имущество. После кончины Абу Абдуллы она вышла замуж за Алида Али ибн Яхью аль-Мунаджима. [53]
Аль-Мутваккиль взял в наложницы нескольких куртизанок ( киян ). Одним из них был Фадл . Она была поэтессой. Она была родом из Басры и родилась в Аль-Ямаме . Она была из племени Абд аль-Кайс . Ее купил Мухаммад ибн аль-Фарадж ар-Руххаджи, который подарил ее аль-Мутаваккилю. У нее была смуглая кожа, она была культурной, красноречивой и сообразительной. [54] Она умерла в 870–871 гг. [55] Другой наложницей была Махбуба. Она родилась в Басре. [56] Она была поэтессой и певицей. Она была подарена аль-Мутаваккилю Убайдуллой ибн Тахиром, когда он стал халифом, как одну из группы из четырехсот рабов. [57] Она была одной из его фавориток. [49] После смерти аль-Мутаваккиля она стала собственностью Васифа. кого она разозлила, после чего Буга попросил ее и освободил. Затем она отправилась в Багдад, где жила анонимно и в конце концов скончалась от горя. [58] Другой наложницей была Мула. Она была поэтессой и была родственницей поэта Шария . Она была известна под прозвищем аль-Аттара, потому что она широко использовала духи ( аттар ). [59] Другой наложницей была Найла. Она была известна своей красотой и пением. После смерти аль-Мутаваккиля халиф аль-Мустаин выдал ее замуж за Утамиша . [60] [61] Другой наложницей была Райя аль-Маданийя. Она была поэтессой. [62] Ее и еще одну наложницу, Замью аль-Хамаданию, которая также была поэтессой, привезли из аль-Ямамы и продали аль-Мутаваккилю. Увидев их, он попросил их прочитать стихотворение, в котором упоминается он и его завоевания. И Райя, и Замья подчинились, и игра Райи понравилась ему, что побудило его оставить ее себе. [63] Когда Замя спросила, почему он не выбрал ее, он упомянул ее веснушки, которые считал недостатком, но ее искусно написанные стихи изменили его восприятие, что в конечном итоге привело к тому, что он тоже выбрал ее. [63] [64] Другой наложницей была Нашиб. Она была известна своими исключительными певческими способностями и творческим талантом. [65] Другими наложницами были Бунан, поэт, [66] и Заджир. [62]
У Аль-Мутаваккиля было еще трое сыновей: Абуль-Хасан, который умер в 885 году. [67] Абу Иса Абдулла, музыкант и композитор, [68] и который был убит в 892 году, [67] и Исхак. [69]
Смерть
[ редактировать ]
Аль-Мутаваккиль продолжал полагаться на тюркских государственных деятелей и солдат-рабов для подавления восстаний и ведения битв против иностранных империй, особенно византийских. Его секретарь аль-Фатх ибн Хакан , тюрк, был известной фигурой эпохи аль-Мутаваккиля. [70] Его зависимость от тюркских солдат снова стала его преследовать. Аль-Мутаваккиль приказал убить своего тюркского главнокомандующего. Это, в сочетании с его крайним отношением к шиитам , привело к быстрому снижению его популярности.
Аль-Мутаваккиль назначил своего старшего сына аль-Мунтасира своим наследником в 849/50 году, но постепенно перенес свою благосклонность на своего второго сына, аль-Мутаза , при поддержке аль-Фатха ибн Хакана и визиря Убайд Аллаха. ибн Яхья ибн Хакан . Это соперничество распространилось и на политическую сферу, поскольку преемственность аль-Мутаза, по-видимому, также была поддержана традиционной элитой Аббасидов, в то время как аль-Мунтасир поддерживался тюркскими и магарибскими гвардейскими войсками. [71] [72] Поздней осенью 861 года дело дошло до апогея: в октябре аль-Мутаваккиль приказал конфисковать поместья тюркского генерала Васифа и передать аль-Фатху. Чувствуя себя загнанным в угол, тюркское руководство начало заговор с целью убийства халифа. [73] [74] Вскоре к ним присоединился или, по крайней мере, получил молчаливое одобрение аль-Мунтасира, который пострадал от череды унижений: 5 декабря по рекомендации аль-Фатха и Убайд Аллаха его обошли в пользу аль-Му Тазза за проведение пятничной молитвы в конце Рамадана , а три дня спустя, когда аль-Мутаваккиль почувствовал себя плохо и выбрал аль-Мунтасира представлять его в молитве, Убайд Аллах снова вмешался и убедил халифа пойти лично. . Хуже того, по словам ат-Табари , на следующий день аль-Мутаваккиль попеременно поносил и угрожал убить своего старшего сына и даже заставил аль-Фатха дать ему пощечину. По слухам, что Васиф и другие турецкие лидеры будут арестованы и казнены 12 декабря, заговорщики решили действовать. [72] [75]
По словам ат-Табари, позже распространилась история о том, что аль-Фатх и Убайд Аллах были предупреждены о заговоре тюркской женщиной, но проигнорировали его, будучи уверенными, что никто не посмеет его осуществить. [76] [77] В ночь с 10 на 11 декабря, примерно через час после полуночи, турки ворвались в комнату, где ужинали халиф и аль-Фатх. Аль-Фатх был убит, пытаясь защитить халифа, который был убит следующим. Аль-Мунтасир, который теперь принял халифат, первоначально утверждал, что аль-Фатх убил своего отца и что он был убит после этого; Однако через короткое время официальная версия изменилась: аль-Мутаваккиль подавился напитком. [78] [79] Убийство аль-Мутаваккиля положило начало бурному периоду, известному как « Анархия в Самарре », который длился до 870 года и поставил халифат Аббасидов на грань краха. [80]
Наследие
[ редактировать ]Халифат аль-Мутаваккиль запомнился своими многочисленными реформами и считается золотым веком Аббасидов. Он будет последним великим халифом Аббасидов; после его смерти династия пришла в упадок. После его смерти Халифат , построенный Рашидуном , Омейядами и ранними Аббасидами, также пришел в упадок как мировая держава.
Аль-Мутаваккиль получил высокую оценку многих современных ученых.Известный ученый аль-Тайми сказал:
Было три великих халифа: Абу Бакр, который боролся с отступниками, пока они не сдались; Умар ибн Абд аль-Азиз , исправивший злоупотребления Омейядов и аль-Мутаваккиля, отменивший еретические нововведения и публично провозгласивший Сунну [81]
Али ибн аль-Джахм сказал:
Халиф аль-Мутаваккиль послал за мной и сказал: «Али, мне приснилось, что я увидел Пророка. Я встал, чтобы поприветствовать его, и он сказал: «Ты встаешь ради меня, хотя ты халиф?» хороший сон, командующий правоверными, — сказал я. «Твой подъем для него символизирует твою защиту сунны. И он назвал тебя халифом. [82]
Али ибн Исмаил сказал:
В Тарсе мне приснилось, что я увидел аль-Мутаваккиля, сидящего в светлом месте. [83]
Аль-Мутаваккиль назначил наследниками трех своих сыновей. Аль-Мунтасир был назначен первым, аль-Мутаз был назначен вторым наследником, а третьим стал аль-Муайад .Аль-Мунтасир стал халифом 11 декабря 861 года, после того как его отец аль-Мутаваккиль был убит членами его тюркской гвардии. [84] Хотя его подозревали в причастности к заговору с целью убийства аль-Мутаваккиля, он смог быстро взять под свой контроль дела в столице Самарре и получить присягу на верность от ведущих людей государства. [85] Внезапное возвышение аль-Мунтасира в халифате пошло на пользу нескольким его близким соратникам, которые после его восхождения заняли руководящие посты в правительстве. Среди них были его секретарь Ахмад ибн аль-Хасиб , ставший визирем , и Васиф , высокопоставленный тюркский генерал, который, вероятно, принимал активное участие в убийстве аль-Мутаваккиля. [86] Его правление длилось менее полугода; оно закончилось его смертью по неизвестным причинам в воскресенье, 7 июня 862 г., в возрасте 24 лет. Во время недолгого правления аль-Мунтасира (годы правления 861–862) турки вынудили его исключить аль-Мутаза и аль-Муайяда из наследства. двоюродного брата умершего халифа аль-Мустаина (сына его брата Мухаммеда ). Когда аль-Мунтасир умер, тюркские офицеры собрались вместе и решили посадить на трон [87] Новый халиф почти сразу же столкнулся с крупным бунтом в Самарре в поддержку бесправного аль-Мутаза; мятежники были подавлены военными, но потери с обеих сторон были тяжелыми. Аль-Мустаин, обеспокоенный тем, что аль-Мутаз или аль-Муайяд могут предъявить свои притязания на халифат, сначала попытался подкупить их, а затем бросил в тюрьму. [88] В 866 году его племянник аль-Мустаин был убит своим сыном аль-Мутазом после Пятой Фитны . Правление Аль-Мутаза знаменует собой апогей упадка центральной власти Халифата и кульминацию центробежных тенденций, выраженных в появлении автономных династий в Халифате Аббасидов. Наконец, не имея возможности удовлетворить финансовые требования тюркских войск, в середине июля дворцовый переворот сверг аль-Мутаза. Его заключили в тюрьму и подвергали такому жестокому обращению, что он умер через три дня, 16 июля 869 года. [89] Ему наследовал его двоюродный брат аль-Мухтади . [89] Он правил до 870 г., пока не был убит 21 июня 870 г. и заменен своим двоюродным братом аль-Мутамидом ( годы правления 870–892 ). [90]
В популярной культуре
[ редактировать ]Аль-Мутаваккиль фигурирует в прологе видеоигры Assassin's Creed Mirage , в которой халиф служит марионеткой Ордена Древних, тайного общества, занимающегося возвращением человечества в рабство. Первоначально он защищает реликвию Предтеч от их имени, но когда главный герой игры Басим пытается украсть ее, он сражается с молодым вором и его другом Нехалом, которые наносят удар халифу своим собственным кинжалом. Его смерть позволяет Ордену получить больше контроля в Багдаде, что определяет сюжет игры, который следует за Анархией в Самарре. [91]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рейн Таагепера (сентябрь 1997 г.). «Модели расширения и сокращения крупных государств: контекст для России» . Ежеквартальный журнал международных исследований . 41 (3): 475–504. дои : 10.1111/0020-8833.00053 . JSTOR 2600793 . Архивировано из оригинала 19 ноября 2018 года . Проверено 28 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кеннеди 1993 , с. 777.
- ^ Босворт 1987 , стр. 222–223, 225.
- ^ Босворт 1991 , с. 1.
- ^ Кеннеди 2006 , с. 173.
- ^ Кеннеди 1993 , с. 765.
- ^ «История ат-Табари, том 34: Начинающийся упадок: халифаты аль-Васик, аль-Мутаваккиль и аль-Мунтасир, 841–863 гг. Н.э./227–248 гг. Хиджры» . События года 842 стр. 4 . Джоэл Л. Кремер. 2015. ISBN 9781438409627 .
- ^ Кремер 1989 , с. 4.
- ^ Кеннеди 2006 , стр. 232–233.
- ^ Кремер 1989 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2006 , с. 234.
- ^ Кремер 1989 , стр. 65–68.
- ^ Кеннеди 2006 , стр. 234–235.
- ^ Кремер 1989 , стр. 65–71.
- ^ Кеннеди 2006 , стр. 234–236.
- ^ Jump up to: а б «Указ халифа аль-Мутаваккиля» . 14 июля 2002 г. Архивировано из оригинала 14 июля 2002 г.
- ^ Turner 2010 , p. 95; Melchert 1996 , pp. 321–25; Ibn Khallikan 1871 , pp. 66, 69–70; Yarshater 1985–2007 , v. 34: p. 75.
- ^ Тернер 2010 , стр. 95–98; Мельхерт 1996 , стр. 325–26; Хиндс 1993 , стр. 4–5; Зеттерштейн и Пеллат 1960 , с. 271; Ибн Халликан 1871 , с. 70; Яршатер 1985–2007 , с. 34: с. 116-19.
- ^ Yarshater 1985–2007 , v. 34: pp. 131-32; Gordon et al. 2018 , p. 1265; Ibn Khallikan 1871 , p. 48.
- ^ «Самая долгая ненависть» . Новый интернационалист . 2 октября 2004 г.
- ^ Мэри Бойс, Зороастрийцы: их религиозные верования и практики , (Routledge Kegan Paul Ltd, 1979), 158.
- ^ Мэри Бойс, Зороастрийцы: их религиозные верования и практики , 158.
- ^ «Имам Хади, Биографии Масумина, Шахадата, аль-Мутаваккиля, аль-Мунтасира, Имамата (Имама)» . www.ezsoftech.com .
- ^ Босворт, «Мутаз», с. 793
- ^ Ибн ас-Саи 2017 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б Сизгорич, Т. (2009). Насилие и вера в поздней античности: воинствующая преданность в христианстве и исламе . Гадания (Филадельфия, Пенсильвания). Университет Пенсильвании Пресс, Инкорпорейтед. п. 238. ИСБН 978-0-8122-4113-6 .
- ^ Jump up to: а б Кормак, М. (2013). Мусульмане и другие в священном пространстве . Религия, культура и история ААР. ОУП США. п. 204. ИСБН 978-0-19-992506-3 .
- ^ Бут, М. (2001). Пусть ее симпатии будут умножены: биография и гендерная политика в Египте . Издательство Калифорнийского университета. п. 346. ИСБН 978-0-520-92521-2 .
- ^ Шейх, NME (2015). Женщины, ислам и идентичность Аббасидов . Издательство Гарвардского университета. п. 87. ИСБН 978-0-674-73636-8 .
- ^ Ваарденбург, Дж. (1999). Восприятие мусульманами других религий: исторический обзор . Издательство Оксфордского университета. п. 219. ИСБН 978-0-19-535576-5 .
- ^ Таннус, Дж. (2020). Создание средневекового Ближнего Востока: религия, общество и простые верующие . Издательство Принстонского университета. п. 466.
- ^ Стефан, Р.Дж. (2020). Бизнес в исламе: контекстуализация бизнеса и миссии в странах с мусульманским большинством . Wipf и Stock Publishers. п. 143. ИСБН 978-1-7252-5712-2 .
- ^ Ахмед, А.С. (2002). Открытие ислама: осмысление мусульманской истории и общества . Рутледж. п. 51. ИСБН 978-0-415-28525-4 .
- ^ Масуди 2013 , с. 267.
- ^ Масуди 2013 , с. 272.
- ^ Jump up to: а б с аль-Зубайр, ARI; Каддуми, Г.Х. (1996). Книга подарков и раритетов . Гарвардские монографии Ближнего Востока. Центр ближневосточных исследований Гарвардского университета. стр. 78, 219, 220. ISBN. 978-0-932885-13-5 .
- ^ Эрнст, CW (1985). Слова экстаза в суфизме . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 101. ИСБН 978-1-4384-0213-0 .
- ^ Массиньон, Л.; Мейсон, Х. (2019). Страсти Аль-Халладжа, мистика и мученика ислама, Том 1: Жизнь Аль-Халладжа . Боллингенская серия. Издательство Принстонского университета. п. 484. ИСБН 978-0-691-61083-2 .
- ^ Эрнст, CW (1985). Слова экстаза в суфизме . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 132. ИСБН 978-1-4384-0213-0 .
- ^ Джаррар, М.; Гюнтер, С. (2020). Доктринальные наставления в раннем исламе: Книга объяснения Сунны Гулама Халила (ум. 275/888) . Исламская история и цивилизация. Брилл. п. 23. ISBN 978-90-04-42905-5 .
- ^ Ибн ас-Саи 2017 , с. 61.
- ^ Масуди 2013 , с. 312.
- ^ Эль-Хибри, Т. (2021). Аббасидский халифат: история . Издательство Кембриджского университета. п. 171. ИСБН 978-1-107-18324-7 .
- ^ Масуди 2013 , с. 294.
- ^ Масуди 2013 , с. 297.
- ^ Бендж, Дж.; Бенге, Г. (2000). Христианские герои — тогда и сейчас — Учебный блок Нейта Сэйнта: Руководство по учебной программе . Серия «Христианские герои». Издательство YWAM. п. 37. ИСБН 978-1-57658-187-2 .
- ^ Ибн ас-Саи 2017 , с. 171.
- ^ Гордон, М.; Хейн, Калифорния (2017). Наложницы и куртизанки: женщины и рабство в истории ислама . Издательство Оксфордского университета. п. 56. ИСБН 978-0-19-062218-3 .
- ^ Jump up to: а б Гордон, MS; Гордон, PMEIHMS (2001). Перелом тысячи мечей: история турецкой армии Самарры (200–275 хиджры/815–889 гг. н. э.) . Серия SUNY по средневековой истории Ближнего Востока. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 134, 227. ISBN. 978-0-7914-4795-6 .
- ^ Jump up to: а б ат-Табари, AJMJ; Уэйнс, Д. (1992). История ат-Табари Том. 36: Восстание Занджа 869–879 гг. н.э./255–265 гг. хиджры . Библиотека Персика. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 86, 189. ISBN. 978-0-7914-0763-9 .
- ^ Нортедж, А. (2005). Историческая топография Самарры Самарра учится. Британская школа археологии в Ираке. стр. 100-1 107, 358. ISBN 978-0-903472-17-3 .
- ^ Теркилл, М. (2016). Священные ароматы в раннем христианстве и исламе . Исследования тела и религии. Лексингтонские книги. п. 31. ISBN 978-0-7391-7453-1 .
- ^ Килпатрик, Х. (2023). Книга монастырей . Библиотека арабской литературы. Нью-Йоркский университет Пресс. стр. 3, 7. ISBN 978-1-4798-2572-1 .
- ^ Ибн ас-Саи 2017 , с. 65.
- ^ Ибн ас-Саи 2017 , с. 73.
- ^ Улла, Н. (1963). Исламская литература: вводная история с избранными . Книга Washington Square Press. Вашингтон-Сквер Пресс. п. 52.
- ^ Ибн ас-Саи 2017 , с. 77.
- ^ Ибн ас-Саи 2017 , с. 83.
- ^ Аль-Хейтти, AK (2005). Роль женщины-поэтессы во дворце Аббасидов, 132–247, 750–861: . Аль Райан. стр. 129, 130.
- ^ Золотой, ПБ (2010). Тюрки и хазары: истоки, институты и взаимодействия в домонгольской Евразии . Сборник исследований. Ашгейт Вариорум. п. 23. ISBN 978-1-4094-0003-5 .
- ^ Гордон, М. (2001). Перелом тысячи мечей: история турецкой армии Самарры (200–275 хиджры/815–889 гг. н. э.) . Серия SUNY по средневековой истории Ближнего Востока. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 94. ИСБН 978-0-7914-4796-3 .
- ^ Jump up to: а б Касвелл, FM (2011). Рабыни Багдада: Киян в эпоху ранних Аббасидов . Издательство Блумсбери. стр. 162–63, 241, 279. ISBN. 978-1-78672-959-0 .
- ^ Jump up to: а б Эльмелиги, В. (2019). Поэзия арабских женщин от доисламской эпохи до Андалусии . Сосредоточьтесь на глобальном гендере и сексуальности. Тейлор и Фрэнсис. стр. 110, 126–27. ISBN 978-0-429-83632-9 .
- ^ Дженко, ЛК; Идрис, М.; Томас, MC; Томас, MC (2019). Оксфордский справочник по сравнительной политической теории . Серия Оксфордских справочников. Издательство Оксфордского университета, Инкорпорейтед. п. 298. ИСБН 978-0-19-025375-2 .
- ^ Ибн ас-Саи 2017 , с. 85.
- ^ Ибн ас-Саи 2017 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б Лоури, Дж. Э.; Турава, С.М. (2019). Арабская изящная словесность . Ресурсы по арабским и исламским исследованиям. Локвуд Пресс. п. 90. ИСБН 978-1-948488-11-2 .
- ^ Азиз, К.К. (2004). Значение исламского искусства: исследования религиозного символизма и социальной значимости . Значение исламского искусства: исследования религиозного символизма и социальной значимости. Адам Издатели и дистрибьюторы. п. 953. ИСБН 978-81-7435-399-3 .
- ^ Эль-Ажари, Т. (2019). Королевы, евнухи и наложницы в истории ислама, 661–1257 гг . Эдинбургские исследования классической исламской истории и культуры. Издательство Эдинбургского университета. п. 117. ИСБН 978-1-4744-2319-9 .
- ^ Пинто, О. «Аль-Фатх б. Хакан». Энциклопедия ислама, том II. Новый Эд. Лейден: Э. Дж. Брилл, 1991. ISBN 90-04-07026-5 . стр. 837
- ^ Гордон 2001 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004 , с. 169.
- ^ Кремер 1989 , с. 171.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 168–169.
- ^ Кремер 1989 , стр. 171–173, 176.
- ^ Кремер 1989 , стр. XX, 181.
- ^ Кеннеди 2006 , с. 265.
- ^ Кремер 1989 , стр. 171–182, 184, 195.
- ^ Кеннеди 2006 , стр. 264–267.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 169–173.
- ^ «Глава 73 - Его опыт с аль-Мутаваккилем» . Жизнь Ибн Ханбала с. 212 (73:2) . Ибн аль-Джаузи, Майкл Куперсон. 2016. С. 212–234. дои : 10.18574/ню/9781479886241.003.0078 . ISBN 9781479886241 .
- ^ «Глава 73 - Его опыт с аль-Мутаваккилем» . Жизнь Ибн Ханбала с. 212 (73:3) . Ибн аль-Джаузи, Майкл Куперсон. 2016. С. 212–234. дои : 10.18574/ню/9781479886241.003.0078 . ISBN 9781479886241 .
- ^ «Глава 73 - Его опыт с аль-Мутаваккилем» . Жизнь Ибн Ханбала с. 212 (73:4) . Ибн аль-Джаузи, Майкл Куперсон. 2016. С. 212–234. дои : 10.18574/ню/9781479886241.003.0078 . ISBN 9781479886241 .
- ^ Босворт, «аль-Мунтасир», с. 583
- ^ Кеннеди, 266–68.
- ^ Гордон, стр. 88-91.
- ^ Босворт, «Мунтасир», с. 583
- ^ Салиба (1985), стр. 107-1. 6-7
- ^ Jump up to: а б Босворт 1993 , с. 794.
- ^ Зеттерстен и Босворт 1993 , стр. 476–477.
- ^ Ubisoft Bordeaux (5 октября 2023 г.). Assassin's Creed Mirage ( Windows , PS4 , Xbox One , PS5 , Xbox Series X/S , iOS ). Юбисофт .
Источники
[ редактировать ]- Эль-Хибри, Тайеб (1999). «Аль-Мутаваккиль: продолжение семейной трагедии». Переосмысление исламской историографии: Харун ар-Рашид и повествование об Аббасидском халифате . Издательство Кембриджского университета. стр. 178–215. ISBN 0-521-65023-2 .
- Гордон, Мэтью С. (2001). Перелом тысячи мечей: история турецкой армии Самарры (200–275/815–889 гг. н.э.) . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-4795-2 .
- Ибн ас-Саи (2017). Супруги халифов: женщины и двор Багдада . Перевод Шавката М. Туравы и редакторов Библиотеки арабской литературы. Введение Джулии Брей, предисловие Марины Уорнер. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-1-4798-0477-1 .
- Кеннеди, Хью (1993). «Аль-Мутаваккиль Ала Аллах» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 777–778. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Кеннеди, Хью (2006). Когда Багдад правил мусульманским миром: взлет и падение величайшей династии ислама . Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press. ISBN 978-0-306814808 .
- Кремер, Джоэл Л., изд. (1989). История ат-Табари, том XXXIV: Начинающийся упадок: халифаты аль-Ватик, аль-Мутаваккиль и аль-Мунтасир, 841–863 гг. Н. Э. / 227–248 гг. Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-874-4 .
- Масуди (28 октября 2013 г.). Золотые луга . Рутледж Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-136-14522-3 .
- Босворт, CE (1993). «аль-Мунтасир» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Тернер, Джон П. (2010). «Конец Михны» . Ориенс . 38 : 89–106. дои : 10.1163/187783710X536671 . Проверено 29 марта 2016 г.
- Мельхерт, Кристофер (1996). «Религиозная политика халифов от аль-Мутаваккиля до аль-Муктадира: 232–295 хиджры / 847–908 годы нашей эры». Исламское право и общество . 3 (3): 316–342. дои : 10.1163/1568519962599069 . JSTOR 3399413 .
- Ибн Халликан, Шамс ад-Дин Абу аль-Аббас Ахмад ибн Мухаммад (1871). Биографический словарь Ибн Халликана, Vol. Я. Пер. Бн. Мак Гукин де Слейн. Париж: Фонд восточных переводов Великобритании и Ирландии.
- Хиндс, М. (1993). «Михна» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 2–6. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Гордон, Мэтью С.; Робинсон, Чейз Ф.; Роусон, Эверетт К.; и др., ред. (2018). Работы Ибн Вадиха аль-Якуби: английский перевод . Том. 3. Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-35621-4 .
- Зеттерштейн, К.В. и Пеллат, Ч. (1960). «Ахмад б. Аби Дуад» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 271. OCLC 495469456 .
- Босворт, CE , изд. (1987). История ат-Табари, том XXXII: Воссоединение халифата Аббасидов: Халифат аль-Маммуна, 813–33 гг. Н. Э. / 198–213 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-058-8 .
- Босворт, CE , изд. (1991). История ат-Табари, том XXXIII: Буря и напряжение вдоль северных границ халифата Аббасидов: Халифат аль-Мутасима, 833–842 гг. Н.э./218–227 хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0493-5 .
- Салиба, Джордж , изд. (1985). История ат-Табари, том XXXV: Кризис халифата Аббасидов: Халифаты аль-Мустаина и аль-Мутаза, 862–869 гг. Н.э./248–255 гг. хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-87395-883-7 .
- Яршатер, Эхсан , изд. (1985–2007). История ат-Табари (40 томов) . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-7249-1 .
- Зеттерштейн, К.В. и Босворт, CE (1993). «аль-Мухтади» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 476–477. ISBN 978-90-04-09419-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Работы, связанные с Аль-Мутаваккилем , в Wikisource
медиафайлы по теме: Аль-Мутаваккиль Викискладе есть
- Имам Хаади и аль-Мутаваккиль
- Великая мечеть в Самарре
- Указ аль-Мутаваккиля 850 г. (английский)
- аль-Фаргани и канал . Архивировано 4 июня 2014 года в Wayback Machine .