Восстания Хомса (854–855 гг.)
Восстания в Хомсе 854–855 годов представляли собой серию вооруженных восстаний, произошедших в Хомсе на севере Сирии. Осенью 854 и 855 годов жители города пытались восстать против чиновников местных органов власти, что в обоих случаях привело к гибели нескольких человек и потребовало Аббасидов ответного вмешательства центрального правительства . Второе восстание также привело к обнародованию ряда антихристианских указов из-за участия в инциденте части христиан города.
Фон
[ редактировать ]
В ранний исламский период Хомс (по -арабски : Химц ) был одним из главных городов провинции Сирии , будучи столицей одного из пяти ее военных округов в эпоху халифата Омейядов (661–750). заменены иракоцентричными Однако после того, как базирующиеся в Сирии Омейяды были Аббасидами , город вступил в неспокойный период, когда племенная фракционность и амбиции местного ашрафа вызывали регулярные вспышки беспорядков. Начиная с правления Харуна ар-Рашида (786–809), центральное правительство было вынуждено направить многочисленные карательные экспедиции против Хомса и его окрестностей. [ 1 ] а репутация города как мятежника стала еще выше после окончания Четвертой гражданской войны в Сирии (ок. 825 г.). В результате этой деятельности город постепенно стал известен как доминирующая арена беспорядков в регионе, пик этого статуса пришелся на середину девятого века. [ 2 ]
События 854 года
[ редактировать ]Первое восстание произошло в октябре-ноябре 854 года, когда жители города восстали и напали на начальника полиции безопасности Абу аль-Мугита Мусу ибн Ибрагима . По мнению летописца ат-Табари , беспорядки были спровоцированы убийством Абу аль-Мугитом одного из местных городских руководителей, хотя причина этого поступка неизвестна. В результате боевых действий несколько людей Абу аль-Мугита были убиты, и он был вынужден бежать в Хаму , а налоговый инспектор также был изгнан из города. [ 3 ]
Узнав о случившемся, халиф аль-Мутаваккиль отправил Аттаба ибн Аттаба аль-Каида и Мухаммада ибн Абдавиха в город . Халиф поручил Аттабу представить Ибн Абдавайха хомси, предложив его в качестве замены Абу аль-Мугита; если же они откажутся от этого выбора и продолжат сопротивление, он должен будет потребовать послать войска против города. В конце концов жители согласились на предложение, позволив Ибн Абдавайху обосноваться в Хомсе и занять там прежнюю должность Абу аль-Мугита. [ 3 ]
События 855 года
[ редактировать ]Через двенадцать месяцев после первого восстания в Хомсе вспыхнуло второе восстание, на этот раз направленное против Ибн Абдавайха. В этом случае некоторые христиане города оказались вовлечены в беспорядки, а некоторые поддержали дело повстанцев. [ 4 ] Источники не указывают причин этого витка насилия, хотя недовольство по поводу налогообложения могло быть одним из факторов. [ 5 ]
Реакция правительства на восстание была быстрой. Ибн Абдавих отправил отчет об инциденте аль-Мутаваккилю, который в ответ поручил ему оказать сопротивление мятежникам. Вскоре прибыло подкрепление из Дамаска , чей гарнизон и губернатор Салих аль-Аббаси получили приказ халифа помочь Ибн Абдавайху, а также из войск в Рамле в Палестине . Опираясь на эту поддержку, губернатор смог подавить восстание, и несколько его лидеров вскоре были помещены под стражу. [ 6 ]
После этого второго инцидента боевых действий аль-Мутаваккиль решил наказать жителей города, показав публичный пример их лидерам. Ибн Абдавайху было приказано засечь до смерти троих местных вождей и распять их тела перед их домами, а еще двадцать человек должны были получить по тридцать ударов плетью каждый, а затем быть отправлены в столицу Аббасидов Самарру . Впоследствии халиф вернул десять знатных людей обратно в Хомс, где их забили до смерти, а их тела повесили на городских воротах. Одного повстанца, схваченного после того, как первый приступ насилия утих, подвергали порке до самой смерти, а его тело подвешивали на кресте в соседней крепости. [ 7 ]
В отместку за участие в восстании христиане города также подверглись ряду карательных мер. Аль-Мутаваккиль приказал губернатору изгнать все христианское население из города, и с любым христианином, обнаруженным в Хомсе по прошествии трех дней, следовало жестоко обращаться. Все церкви и культовые сооружения в городе должны были быть разрушены, а христианское здание, расположенное рядом с мечетью, должно было быть присоединено к последней. [ 8 ]
Последствия
[ редактировать ]В награду за свою роль в подавлении второго восстания Ибн Абдавайх и его офицеры получили от халифа значительную денежную сумму, а также подарки и почетные одежды . [ 9 ]
Приказы, касающиеся христиан Хомса, последовали за предыдущими постановлениями против зимми , изданными аль-Мутаваккилем в 850 и 853 годах, которые налагали различные ограничения на немусульман по всей империи. [ 10 ] Однако неясно, в какой степени эти приказы на самом деле выполнялись, и известно, что главная церковь Хомса все еще существовала в последующие столетия. [ 11 ]
Хомс стал ареной дальнейших восстаний в 862 и 864 годах, в ходе которых один губернатор, Кайдар ибн Абдаллах аль-Ушрусани, был изгнан, а второй, аль-Фадл ибн Карин аль-Табари , был убит. [ 12 ] Впоследствии город вышел из-под контроля Аббасидов в 878 году, когда Сирия была аннексирована Тулунидов эмиром Ахмадом ибн Тулуном . [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Елисеев 1971 , с. 398; Кобб 2001 , стр. 91 и далее.
- ^ Кобб 2001 , стр. 98 и далее.
- ^ Jump up to: а б Кремер 1989 , стр. 130–31; Гордон и др. 2018 , с. 1267; Кобб 2001 , с. 99.
- ^ Кремер 1989 , с. 133; Гордон и др. 2018 , с. 1267 г. (не отмечающий христианской роли в восстании); Кобб 2001 , с. 99.
- ^ Гил 1997 , стр. 296.
- ^ Кремер 1989 , стр. 133–34; Гордон и др. 2018 , с. 1267; Кобб 2001 , с. 99.
- ^ Кремер 1989 , стр. 134–35; Гордон и др. 2018 , с. 1267; Кобб 2001 , с. 99; Гил 1997 , стр. 296–97.
- ^ Кремер 1989 , с. 134; Гил 1997 , стр. 296–97.
- ^ Кремер 1989 , с. 134.
- ^ Кремер 1989 , стр. 89 и далее, 128.
- ^ Guidetti 2017 , с. 46.
- ^ Кобб 2001 , стр. 99–100.
- ^ Елисеев 1971 , с. 398.
Ссылки
[ редактировать ]- Кобб, Пол М. (2001). Белые знамена: раздор в Аббасидской Сирии, 750–880 гг . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-4879-3 .
- Елисеев, Н. (1971). «Химс» . В Льюисе, Б .; Менаж, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. OCLC 495469525 .
- Гил, Моше (1997) [1983]. История Палестины, 634–1099 гг . Перевод Этель Бройдо. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-59984-9 .
- Гордон, Мэтью С.; Робинсон, Чейз Ф.; Роусон, Эверетт К.; и др., ред. (2018). Работы Ибн Вадиха аль-Якуби: английский перевод . Том. 3. Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-35621-4 .
- Гуидетти, Маттиа (2017). В тени церкви: строительство мечетей в раннесредневековой Сирии . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN 978-90-04-32570-8 .
- Кремер, Джоэл Л., изд. (1989). История ат-Табари, том XXXIV: Начинающийся упадок: Халифаты аль-Ватик, аль-Мутаваккиль и аль-Мунтасир, 841–863 гг. Н. Э. / 227–248 гг. Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-874-4 .