Аль-Мустад
аль-Хасан аль-Мустади Аль-Хасан, озаренный повелением Божьим | |||||
---|---|---|---|---|---|
Халифа Амир аль-Муминин | |||||
![]() Марка аль-Мустади из бирюзового стекла | |||||
33-й халиф Аббасидского халифата Аббасидский халиф в Багдаде | |||||
Царствование | 18 декабря 1170 г. - 27 марта 1180 г. | ||||
Предшественник | аль-Мустанджид | ||||
Преемник | ан-Насир | ||||
Рожденный | 1142 Багдад, Аббасидский халифат | ||||
Умер | 27 марта 1180 г. (38 лет) Багдад, Аббасидский халифат | ||||
Супруга | Изумрудная Хатун Сайида Банафша Шараф Хатун Хтальдж Хатун аль-Аббас | ||||
Проблема | Аль-Насир Абу Мансур Хашим | ||||
| |||||
Династия | Аббасид | ||||
Отец | аль-Мустанджид | ||||
Мать | канава | ||||
Религия | Суннитский ислам |
Абу Мухаммад Хасан ибн Юсуф аль-Мустанджид ( араб . Абу Мухаммад Хасан ибн Юсуф аль-Мустанджид ; 1142 – 27 марта 1180), обычно известный под своим царственным титулом аль-Мустади ( араб .: Тот, кто освещен повелением Бога ), был Аббасидом. Халиф в Багдаде с 1170 по 1180 год. Он сменил своего отца аль-Мустанджида в 1170 году на посту халифа.
Биография
[ редактировать ]Аль-Мустади был сыном халифа аль-Мустанджида , а его матерью была Гадда, армянская наложница. [1] Он родился в 1142 году. Полное имя его было Хасан ибн Юсуф аль-Мустанджид, а кунья — Абу Мухаммад. Он был назван в честь пятого халифа аль-Хасана . Когда его отец аль-Мустанджид умер 18 декабря 1170 года, он стал его преемником.
Правление Аль-Мустади в целом известно своей обширной строительной деятельностью. Говорят, что он перестроил дворец аль-Тадж в Багдаде, который был впервые построен аббасидским халифом 10-го века аль-Муктафи (годы правления 902–908), и во время его правления был реализован грандиозный проект строительства мечетей, школ и религиозных пожертвований. Две его супруги Сайида Банафша и Зумурруд Хатун особенно плодотворны в этих усилиях. Банафша была последовательницей школы мысли Ханбали , приказала построить мост в Багдаде в 570 г.х. /1174 г. н.э., названный в ее честь. [2]
Как и его предшественник, он продолжал занимать более или менее независимое положение, имея визиря и придворное окружение и поддерживаемый лишь небольшими силами, достаточными для время от времени местных кампаний. Во время своего правления Саладин положил конец шиитскому халифату Фатимидов , стал султаном Египта и заявил о своей верности Аббасидам.

К концу 1169 года Саладин с подкреплением Нур ад-Дина разбил крупные силы крестоносцев и византийцев возле Дамиетты . Впоследствии, весной 1170 года, Нур ад-Дин отправил отца Саладина в Египет в соответствии с просьбой Саладина, а также при поддержке багдадского халифа Аббасидов аль-Мустанджида , который стремился оказать давление на Саладина в свержении его соперника халифа. аль-Адид. [3] Сам Саладин укреплял свою власть в Египте и расширял там свою базу поддержки. Он начал предоставлять членам своей семьи высокопоставленные должности в регионе; он приказал построить в городе колледж для маликитской ветви суннитского ислама, а также колледж для шафиитской конфессии, к которой он принадлежал, в аль-Фустате . [4]
Обосновавшись в Египте, Саладин начал кампанию против крестоносцев, осадив Дарум в 1170 году. [5] Амальрик вывел свой тамплиеров гарнизон из Газы , чтобы помочь ему в защите Дарума, но Саладин уклонился от их сил и захватил Газу в 1187 году. В 1191 году Саладин разрушил укрепления в Газе, построенные королем Балдуином III для тамплиеров. [6] Неясно, когда именно, но в том же году он напал и захватил замок крестоносцев Эйлат , построенный на острове у истока залива Акаба . Он не представлял угрозы проходу мусульманского флота, но мог преследовать небольшие группы мусульманских кораблей, и Саладин решил расчистить его со своего пути. [5]
По словам Имад ад-Дина, Нур ад-Дин написал Саладину в июне 1171 года, предлагая ему восстановить халифат Аббасидов в Египте, что Саладин координировал два месяца спустя после дополнительной поддержки со стороны Наджм ад-Дина аль-Хабушани, шафиитов. факих , который яростно выступал против шиитского правления в стране. Таким образом, несколько египетских эмиров были убиты, но аль-Адиду сказали, что они были убиты за восстание против него. По одной из версий, затем он заболел или был отравлен. Во время болезни он попросил Саладина навестить его и попросить позаботиться о его маленьких детях, но Саладин отказался, опасаясь предательства против Аббасидов , и, как говорят, пожалел о своем поступке после того, как понял, чего хотел аль-Адид. [7] Он умер 13 сентября, а пять дней спустя в Каире и аль-Фустате была произнесена хутба Аббасидов , провозгласившая аль-Мустади халифом. [8]
В течение [9] Во время правления халифа аль-Мустади Ибн аль-Джаузи стал признаваться «одним из самых влиятельных лиц в Багдаде». [9] Поскольку этот конкретный правитель был особенно неравнодушен к ханбализму, [9] Ибн аль-Джаузи получил полную свободу действий для пропаганды ханбализма посредством проповедей по всему Багдаду. [9] Многочисленные проповеди, произнесенные Ибн аль-Джаузи с 1172 по 1173 год, укрепили его репутацию ведущего ученого в Багдаде того времени; Действительно, вскоре ученого стали настолько ценить за его дар оратора, что аль-Мустади даже зашел так далеко, что построил специальный помост (араб. дикка ) специально для Ибн аль-Джаузи во дворцовой мечети. [9] В последующие годы авторитет Ибн аль-Джаузи как ученого только продолжал расти. [9]
К 1179 году Ибн аль-Джаузи написал более ста пятидесяти работ и одновременно руководил пятью колледжами в Багдаде. Именно в это время он приказал аль-Мустади выгравировать надпись на широко почитаемой могиле Ибн Ханбала (ум. 855) – почитаемого основателя обряда Ханбали – в которой знаменитый юрист назывался « Имамом ». [10]
Бенджамин Туделинский , путешествовавший по этой местности между 1160 и 1173 годами, отмечал: «В двух днях пути от Акбары стоит Багдад . Крупный мегаполис халифа Эмир-аль-Муменина аль-Абасси Амира аль-Муминина , из семьи их пророка, который является главой магометанской религии. Все магометанские цари признают его, и он имеет над ними такое же достоинство, какое имеет Папа над христианами. Дворец халифа в Багдаде простирается на три мили. В нем есть большой парк, наполненный растениями. всевозможные деревья, как полезные, так и декоративные, и всевозможные животные, а также пруд с водой, принесенной сюда из реки Тигр , и всякий раз, когда халиф желает развлечься, позабавиться и повеселиться, там появляются птицы, звери и рыбы; приготовленный для него и для его придворных, которых он приглашает в свой дворец, этот великий Абассид чрезвычайно дружелюбен к евреям, многие из его офицеров принадлежат к этой нации, он понимает все языки, хорошо разбирается в Моисеевом законе , читает и пишет; еврейский язык, он не пользуется ничем , кроме того, что зарабатывает своим трудом, и поэтому производит покрывала, которые он штампует своей печатью и которые его чиновники продают на публичном рынке...» [11]
В 1180 году халиф аль-Мустади умер, и ему наследовал его сын ан-Насир .
Семья
[ редактировать ]Одной из наложниц Аль-Мустади была Зумурруд Хатун. Она была турчанкой и матерью будущего халифа ан-Насира . [12] Она умерла в декабре 1202 г. – январе 1203 г. [13] или январь – февраль 1203 г., [14] и была похоронена в собственном мавзолее на кладбище Шейха Мааруфа. [15] Другой его наложницей была Аль-Сайида Банафша. [16] Она была дочерью Абдуллы, грека, и любимой наложницей Аль-Мустади. [17] Она умерла 27 декабря 1201 года и была похоронена в мавзолее Зумурруд Хатун на кладбище Шейха Мааруфа. [17] Другой наложницей была Шараф Хатун. Она была турчанкой и матерью принца Абу Мансура Хашима. Она умерла 27 декабря 1211 года и была похоронена на кладбище Русафах. [17] Другими наложницами были Хтальдж Хатун и аль-Аббасах. Оба они были турками. [1]
См. также
[ редактировать ]- Ибн аль-Джаузи был арабским мусульманским юристом, проповедником, оратором, ересиографом, традиционалистом, историком, судьей, агиографом и филологом.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рудайни, Ал; Сауд, Рим (12 июня 2015 г.). «Роль женщин в периоды Буйидов и Салджуков Аббасидского халифата (339–447/950–1055 и 447–547/1055–1152): пример Ирака» . Университет Эксетера. стр. 119, 158 . Проверено 14 апреля 2024 г.
- ^ «Возрождение Аббасидов » Аббасидский халифат: история с. 231 . Тайеб Эль-Хибри. 2021. ISBN 9781107183247 .
- ^ Лайонс и Джексон 1982 , с. 38.
- ^ Лайонс и Джексон 1982 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б Лайонс и Джексон 1982 , с. 43.
- ^ Прингл 1993 , с. 208.
- ^ Лайонс и Джексон 1982 , с. 45.
- ^ Лайонс и Джексон 1982 , стр. 46–47.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лауст, Х., «Ибн ад-Джавзи», в: Энциклопедия ислама , второе издание, изд. П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс.
- ^ Ибн Катхир, Бидайя , Каир 1351–8/1932–9, xii, 28–30.
- ^ Отрывок из: Комрофф, Мануэль, Джованни, Виллем ван Рейсбрук, Одорико и Бенджамин. 1928. Современники Марко Поло, состоящие из записей о путешествиях Вильгельма Рубрука в восточные части мира (1253–1255); путешествие Иоанна Пиана де Карпини (1245–1247); дневник монаха Одорика (1318–1330) и восточные путешествия раввина Беньямина Туделского (1160–1173). Нью-Йорк: Бони и Ливерайт.
- ^ Сингер, А. (2002). Строительство османской благотворительности: императорская столовая в Иерусалиме . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 146. ИСБН 978-0-7914-5351-3 .
- ^ аль-Асир, Изз ад-Дин; Ричардс, Дональд Сидней (2006). Годы 589-629/1193-1231 . Тексты Крестового похода в переводе. Эшгейт. п. 71. ИСБН 978-0-7546-4079-0 .
- ^ Оландер, Эрик (2008). Суфизм в переходный период: Умар аль-Сухраварди и возникновение исламских мистических братств . Исламская история и цивилизация. Брилл. п. 92. ИСБН 978-90-474-3214-2 .
- ^ Ханн, Г.; Домбровска, К.; Таунсенд-Гривз, Т. (2015). Ирак: Древние памятники и Иракский Курдистан . Брэдт Путеводители. Брэдт Путеводители. п. 146. ИСБН 978-1-84162-488-4 .
- ^ Эль-Хибри, Т. (2021). Аббасидский халифат: история . Издательство Кембриджского университета. п. 231. ИСБН 978-1-107-18324-7 .
- ^ Jump up to: а б с ас-Саи, Ибн; Турава, Шаукат М.; Брей, Джулия (2017). Книга имен имамов и халифов, в том числе свободных женщин и рабынь под названием «Женщины халифов: женщины и двор Багдада» . Библиотека арабской литературы. Нью-Йорк Пресс. стр. 66–68. ISBN 978-1-4798-6679-3 .
Библиография
[ редактировать ]- Эль-Хибри, Тайеб (2021). Аббасидский халифат: история . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-18324-7 .
- Лайонс, Малкольм Кэмерон; Джексон, Депутат (1982). Саладин: Политика Священной войны . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-31739-8 .
- Прингл, Денис (1993). Церкви Иерусалимского королевства крестоносцев: Том 3, Город Иерусалим: Корпус . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-39038-5 .
- Этот текст адаптирован из Уильяма Мьюра « общедоступной книги Халифат: его взлет, упадок и падение».