Jump to content

аль-Мамун

аль-Мамун
Аль-Мамун
Золотой динар аль-Мамуна, отчеканенный в Египте в 830/1 г.
7-й халиф Аббасидского халифата
Царствование 27 сентября 813 г. - 7 августа 833 г.
Предшественник аль-Амин
Преемник аль-Мутасим
Рожденный ( 786-09-14 ) 14 сентября 786 г.
Багдад , Аббасидский халифат
Умер 7 августа 833 г. (833-08-07) (46 лет)
Тарсус , Аббасидский халифат, ныне провинция Мерсин , Турция
Похороны
Супруги
Список
Проблема
  • Мухаммед
  • Убайд Аллах
  • аль-Аббас
  • Аарон
  • Ахмед
  • Один
  • Исмаил
  • Муса
  • Умм аль-Фадл
  • Умм Хабиб
  • Хадиджа
Имена
Абу аль-Аббас Абдаллах аль-Мамун ибн Харун
Династия Аббасид
Отец Харун ар-Рашид
Мать Умм Абдулла Мараджиль
Религия Мутазили Ислам

Абу аль-Аббас Абд Аллах ибн Харун аль-Мамун ( арабский : أبو العباس عبد الله بن هارون الرشيد , романизированный : Абу аль-Аббас Абд Аллах ибн Харун ар-Рашид ; 14 сентября 786 — 9 августа 833), более известный под своим царственным именем аль-Мамун ( арабский : المأمون , латинизированный : аль-Махмун ), был седьмым Аббасидов халифом , который правил с 813 по его смерть в 833 году. Он сменил своего сводный брат аль-Амин после гражданской войны , во время которой сплоченность Аббасидского халифата была ослаблена восстаниями и появлением местных авторитетов; большая часть его внутреннего правления была потрачена на кампании по умиротворению. Хорошо образованный и проявлявший значительный интерес к наукам, аль-Мамун способствовал движению переводчиков , расцвету образования и науки в Багдаде, а также публикации книги аль-Хорезми , ныне известной как «Алгебра» . Он также известен поддержкой доктрины мутазилизма и заключением в тюрьму имама Ахмада ибн Ханбала , ростом религиозных преследований ( михна ) и возобновлением крупномасштабной войны с Византийская империя .

Рождение и образование

[ редактировать ]

Абдаллах, будущий аль-Мамун, родился в Багдаде в ночь с 13 на 14 сентября 786 года нашей эры в семье Харуна ар-Рашида и его наложницы Мараджиль из Бадгиса . В ту же ночь, которая позже стала известна как «ночь трех халифов », умер его дядя аль-Хади , и ему наследовал отец Мамуна, Харун ар-Рашид, на посту правителя Аббасидского халифата . [ 1 ] Мараджил умер вскоре после его рождения, и Абдалла был воспитан женой Харуна ар-Рашида, Зубайдой , которая сама происходила из высокого аббасидского происхождения и была внучкой халифа аль-Мансура ( годы правления 754–775 ). [ 2 ] Будучи молодым принцем, Абдаллах получил основательное образование: аль-Кисаи обучал его классическому арабскому языку, Абу Мухаммад аль-Езиди - адабу , а также он обучался музыке и поэзии. Его обучал фикху аль-Хасан аль-Лулуи, проявив особое мастерство в ханафитской школе и хадисах , став активным передатчиком. [ 2 ] По словам М. Рекая, «он отличался любовью к знаниям, что сделало его самым интеллектуальным халифом семьи Аббасидов, что и объясняет путь развития его халифата». [ 2 ]

Назначение преемником и губернатором Хорасана

[ редактировать ]

Хотя Абдаллах был старшим из своих сыновей, в 794 году Харун назвал второго Мухаммеда, родившегося в апреле 787 года от Зубайды, первым в линии преемственности. Это было результатом семейного давления на халифа, отражающего более высокое происхождение Мухаммеда, поскольку оба родителя происходили из династии Аббасидов; действительно, он оставался единственным халифом Аббасидов, заявлявшим о таком происхождении. Мухаммед получил присягу на верность ( байат ) именем аль-Амина («Надежный») сначала в Хорасане своим опекуном, Бармакидом аль-Фадлом ибн Яхьей , а затем в Багдаде . [ 2 ] Абдаллах был признан вторым наследником только после достижения половой зрелости, в 799 году, под именем аль-Мамун («Доверенный»), а его опекуном был другой Бармакид, Джафар ибн Яхья . В то же время был назначен третий наследник, аль-Касим по имени аль-Мутамин, под опекой Абд аль-Малика ибн Салиха . [ 2 ]

Эти договоренности были подтверждены и публично провозглашены в 802 году, когда Харун и самые влиятельные чиновники правительства Аббасидов совершили паломничество в Мекку . Аль-Амин станет преемником Харуна в Багдаде, но аль-Мамун останется наследником аль-Амина и, кроме того, будет править расширенным Хорасаном . [ 2 ] Это назначение имело особое значение, поскольку Хорасан стал отправной точкой революции Аббасидов , которая привела Аббасидов к власти и сохранила привилегированное положение среди провинций Халифата. Более того, династия Аббасидов во многом полагалась на Хорасаниса как на военных лидеров и администраторов. Многие из первоначальной арабской армии Хорасани ( Хурасанийя ), пришедшей на запад вместе с Аббасидами, получили поместья в Ираке и новой столице Аббасидов, Багдаде, и стали элитной группой, известной как абнах ад-давла («сыновья государства/династии»). ). [ 3 ] [ 4 ] Это широкомасштабное присутствие иранского элемента в высших кругах государства Аббасидов, наиболее заметными представителями которого была семья Бармакидов, безусловно, было фактором в назначении аль-Мамуна, связанного через свою мать с восточно-иранским государством. провинции, как наследник и губернатор Хорасана. [ 5 ] Положения соглашения, подробно описанные историком ат-Табари , предоставляли наместнику Хорасани аль-Мамуна широкую автономию. Однако современные историки считают, что эти рассказы могли быть искажены более поздними апологетами аль-Мамуна в пользу последнего. [ 6 ] Третий наследник Харуна, аль-Мутамин, получил ответственность за приграничные территории с Византийской империей в Верхней Месопотамии и Сирии . [ 2 ] [ 7 ]

Очень быстро скрытое соперничество между двумя братьями имело важные последствия: почти сразу после того, как двор вернулся в Багдад в январе 803 года, элита Аббасидов была потрясена резким падением семьи Бармакидов от власти. С одной стороны, это событие может отражать тот факт, что Бармакиды действительно стали слишком могущественными, по мнению халифа, но его время предполагает, что оно также было связано с вопросом о преемственности: аль-Амин встал на сторону абнаха, а аль-Амин встал на сторону абнаха , а аль -Амин - на сторону абнаха. Ма'муна с Бармакидами, а два лагеря с каждым днем ​​​​становились все более отчужденными, если бы у аль-Амина был шанс на успех, власть Бармакидов должна была быть сломлена. [ 2 ] [ 8 ] [ 9 ]

Аль-Фадл ибн Сахль , куфан иранского происхождения, чей отец принял ислам и поступил на службу к Бармакидам, заменил Джафара ибн Яхью на посту наставника аль-Мамуна. В 806 году он также стал секретарем аль-Мамуна ( катиб ), и это назначение сделало его главным кандидатом на пост визиря , если аль-Мамун унаследует трон. [ 2 ] В 804 году аль-Мамун женился на своей кузине Умм Исе, дочери халифа аль-Хади ( годы правления 785–786 ). У пары было двое сыновей, Мухаммад аль-Асгар и Абдалла. [ 2 ]

Спустя годы после падения Бармакидов наблюдалась растущая централизация администрации и сопутствующий рост влияния абанахов , многие из которых теперь были отправлены занять должности губернаторов провинций и поставить эти провинции под более тесный контроль из Багдада. [ 9 ] Это привело к волнениям в провинциях, особенно в Хорасане, где у местной элиты было давнее соперничество с аабнами и их тенденция контролировать провинцию (и ее доходы) из Ирака. [ 10 ] введенные видным членом абнаха Али Суровые налоги , ибн Исой ибн Маханом , даже привели к восстанию под предводительством Рафи ибн аль-Лайса , которое в конечном итоге вынудило самого Харуна в сопровождении аль-Мамуна и могущественного камергера ( хаджиба ) и главный министр аль-Фадл ибн ар-Раби для поездки в провинцию в 808 году. Аль-Мамун был отправлен вперед с частью армии в Мерв , в то время как Харун остался в Тусе , где он умер 24 марта 809 года. [ 2 ] [ 9 ] [ 11 ]

Аббасидская гражданская война

[ редактировать ]

В 802 году Харун ар-Рашид , отец аль-Мамуна и аль-Амина, приказал, чтобы аль-Амин стал его преемником, а аль-Мамун стал губернатором Хорасана и халифом после смерти аль-Амина. В последние дни жизни Харуна его здоровье ухудшалось, и он увидел во сне Мусу ибн Джафара , сидящего в комнате, молящегося и плачущего, что заставило Харуна вспомнить, как тяжело он боролся за установление собственного халифата. Он знал личности обоих своих сыновей и решил, что для блага династии Аббасидов аль-Мамун должен стать халифом после его смерти, о чем он признался группе своих придворных. Один из придворных, Фадл ибн Раби, не подчинился последней воле Харуна и убедил многих в странах ислама, что желания Харуна не изменились. Позже три других придворных Харуна, которые присягнули Харуну, поддержав аль-Мамуна, а именно Иса Джаруди, Абу Юнус и Ибн Аби Умран, нашли лазейки в аргументах Фадла, и Фазл признал, что Харун назначил аль-Мамуна после его, но, утверждал он, поскольку Харун не в своем уме, его решение не следует выполнять. Сообщается, что Аль-Мамун был старшим из двух братьев, но его мать была Персидская женщина, а мать аль-Амина была членом правящей семьи Аббасидов. После смерти ар-Рашида в 809 году отношения между двумя братьями ухудшились. В ответ на стремление аль-Мамуна к независимости аль-Амин объявил своего собственного сына Мусу своим наследником. Это нарушение завещания ар-Рашида привело к борьбе за престол. Аль-Амин собрал огромную армию в Багдаде во главе с Исой ибн Маханом в 811 году и вторгся в Хорасан, но генерал аль-Мамуна Тахир ибн аль-Хусейн (ум. 822) уничтожил армию и вторгся в Ирак, осадив Багдад в 812. В 813 году Багдад пал, аль-Амин был обезглавлен, а аль-Мамун стал бесспорным халифом. [ 12 ]

Внутренние раздоры

[ редактировать ]

Сахль ибн Салама аль-Ансари

[ редактировать ]

происходили волнения в Ираке В течение первых нескольких лет правления аль-Мамуна, когда халиф находился в Мерве (недалеко от современной Мары, Туркменистан ), . 13 ноября 815 года Мухаммад ибн Джафар ас-Садик (ад-Дибадж) заявил о своих правах на халифат в Мекке . Он потерпел поражение и быстро отрекся от престола, заявив, что стал халифом только после известия о смерти аль-Мамуна. Беззаконие в Багдаде привело к созданию местных стражей с религиозным вдохновением, двумя известными лидерами которых были Халид ад-Дарьюш и Сахл ибн Салама аль-Ансари. Сахль принял лозунг « ла таа лил-махлюк фи масият аль-халик» , или «неповиновение творению в непослушании Создателю». [ 13 ] (первоначально хариджитский лозунг), [ 14 ] намекая на то, что он считал «конфликтом ... между волей Бога и властью Халифа». «Большая часть» руководства этого движения линчевателей исходила от сулаахдов ( «людей доброй воли из кварталов и кварталов») и от «популярных проповедников» (как были Халид ад-Дарьюш и Сахл ибн Салама аль-Ансари); его последователей называли «амма » (простые люди). [ 13 ] Добровольцы движения были известны как мутаввиа , то же самое название, которое давали «добровольцам для пограничной службы и для священной войны против Византии». [ 14 ] Влияние Сахля и движения было таково, что военачальники сначала «отложили капитуляцию перед аль-Мамуном» и приняли религиозную «формулу» Сахла, пока они не встревожены его властью и не объединились, чтобы сокрушить его в 817–18 гг. Н. Э. [ 15 ]

Имам аль-Рида

[ редактировать ]

В 201 году хиджры (817 г. н. э.) аль-Мамун назвал Али ар-Риду (потомка Али в шестом поколении и восьмого шиитского имама) своим наследником на посту халифа. Этот шаг, возможно, был сделан для того, чтобы успокоить шиитское мнение в Ираке и «примирить ветви Алидов и Аббасидов семьи Хашимитов», но в Багдаде он заставил хашимитов, поддерживаемых «военными руководителями аль-Харбии, включая Мутталиба, и «Иса ибн Мухаммад» — свергнуть аль-Мамуна и избрать Ибрагима ибн аль-Махди халифом. [ 15 ]

Согласно шиитским источникам, свержение аль-Маума в Багдаде произошло не из-за противодействия мудрому и благочестивому имаму Резе, а из-за слухов, распространённых Фазлом ибн Салем. Аль-Мамун перевез имама Резу в Мерв в надежде присматривать за ним, но ему помешала растущая популярность имама там. Люди со всего мусульманского мира приезжали, чтобы встретиться с внуком пророка и послушать его учения и наставления (согласно этим источникам). Пытаясь унизить имама, аль-Мамун свел его с величайшими учеными мировых религий, но имам одержал победу и затем сообщил аль-Мамуну, что его великий визирь Фазл ибн Сахл скрыл важную информацию. от него. [ 16 ]

В Багдаде аль-Мамун был смещен и заменен Ибрагимом ибн Мехди не потому, что аль-Мамун назвал имама Резу своим наследником, было непопулярно, а из-за «слухов», распространенных Фазлом ибн Салем.

Стремясь подавить восстание в Багдаде, аль-Мамун отправился в город 12 апреля 818 года. В Тусе он остановился, чтобы навестить могилу своего отца. Однако, когда они достигли города Серахс , его визирь Фазл ибн Сахл был убит, а когда они достигли Туса , имам был отравлен. Аль-Мамун приказал похоронить имама рядом с могилой его собственного отца, Харуна ар-Рашида , и проявил крайнюю скорбь во время похоронного ритуала и оставался на этом месте три дня. Тем не менее, шиитская традиция утверждает, что он был убит по приказу аль-Мамуна, и, по словам Вильферда Маделунга, неожиданная смерть как визиря, так и его преемника, «чье присутствие сделало бы любое примирение с мощной оппозицией Аббасидов в Багдаде практически невозможным». , действительно должно вызвать сильное подозрение, что Мамун приложил руку к смерти». [ 17 ] [ 18 ]

После смерти имама Резы в Хорасане произошло восстание. Аль-Мамун безуспешно пытался оправдать себя в преступлении. [ 19 ]

По прибытии в Багдад

[ редактировать ]
Серебряный дирхам аль-Мамуна. 199–218 гг. хиджры / 813–833 гг. н.э. Вес дирхама 25мм, 3,19 г, 3ч. Монетный двор Мединат Исбахан, датированный 205 годом хиджры (820/1 года нашей эры)

Силы повстанцев в Багдаде раскололись и дрогнули в противостоянии аль-Мамуну. По словам ученого и историка ат-Табари (839–923 гг. Н. Э.), аль-Мамун вошел в Багдад 11 августа 819 года. [ 20 ] Он носил зеленое и просил других делать это. Узнав, что соблюдение этого приказа может вызвать сопротивление населения этому цвету, 18 августа он вернулся к традиционному черному цвету Аббасидов. Хотя в Багдаде установилась мирная обстановка, в других местах происходили беспорядки. В 210 г. хиджры (825–826 гг. н. э.) Абдулла ибн Тахир аль-Хурасани закрепил за собой Египет для аль-Мамуна, освободив Александрию от андалузцев и подавив волнения. Андалузийцы переселились на Крит , где, как сообщает ат-Табари, их потомки все еще жили в его время (см. Критский Эмират ). Абдалла вернулся в Багдад в 211 году хиджры (826–827 гг. Н. Э.), взяв с собой побежденных повстанцев.

произошло восстание Кроме того, в 210 году хиджры (825–826 гг. н. э.) в Куме , вызванное жалобами на налоги. После его отмены размер налога был установлен значительно выше. произошло восстание В 212 году хиджры (827–828 гг. н.э.) в Йемене . В 214 году (829–30 гг. н. э.) Абу ар-Рази , захвативший в плен одного йеменского повстанца, был убит другим. В Египте продолжало сохраняться беспокойство. Синд был мятежником. В 216 году (831–832 гг. н.э.) Гассан ибн Аббад подчинил его. Постоянной проблемой для аль-Мамуна было восстание, возглавляемое Бабаком Хоррамдином . В 214 году Бабак разгромил армию Халифата, убив ее командира Мухаммеда ибн Хумейда .

Войны с Византией

[ редактировать ]

К тому времени, когда аль-Мамун стал халифом, арабы и Византийская империя уже начали вести пограничные стычки, совершая арабские набеги вглубь Анатолии с целью захвата добычи и порабощения христиан. Однако ситуация изменилась с приходом к власти Михаила II в 820 году нашей эры. Вынужденный иметь дело с мятежником Фомой Славянином , Михаил имел мало войск, чтобы противостоять небольшому андалузскому вторжению 40 кораблей и 10 000 человек на Крит , которое пало в 824 году нашей эры. Контрнаступление Византии в 826 году с треском провалилось. Еще хуже было вторжение на Сицилию в 827 арабов тунисских году . Несмотря на это, византийское сопротивление на Сицилии было ожесточенным и не безуспешным, в то время как арабов быстро охватили внутренние распри. В том же году арабы были изгнаны с Сицилии , но им пришлось вернуться.

Византийское посольство Иоанна Грамматика в 829 году к Мамуну (на фото слева) от Феофила (на фото справа)

В 829 году Михаил II умер, и ему наследовал его сын Феофил . Феофил добился неоднозначного успеха против своих арабских противников. В 830 году нашей эры арабы вернулись на Сицилию и после годичной осады взяли Палермо . В течение следующих 200 лет им предстояло оставаться там, чтобы завершить свое завоевание, которому никогда не было недостатка в христианских ответных действиях. Тем временем Аль-Мамун начал вторжение в Анатолию в 830 году нашей эры, взяв ряд византийских фортов ; он пощадил сдавшихся византийцев. Феофил , со своей стороны, захватил Тарс в 831 году. В следующем году, узнав, что византийцы убили около шестисот человек, аль-Мамун вернулся. На этот раз войскам Халифата пало около тридцати фортов, при этом византийцы потерпели два поражения в Каппадокии .

Феофил написал аль-Мамуну. Халиф ответил, что он внимательно рассмотрел письмо византийского правителя, заметил, что в нем сочетаются предложения мира и торговли с угрозами войны, и предложил Феофилу варианты принятия шахады , уплаты налогов или сражения . Аль-Мамун готовился к крупному походу, но погиб в пути, возглавляя экспедицию в Тиане .

Аббасидский халиф аль-Мамун отправляет посла к Феофилу

Отношения Аль-Мамуна с византийцами отмечены его усилиями по переводу греческой философии и науки . ученых многих религий Аль-Мамун собрал в Багдаде , с которыми он обращался великолепно. Он послал эмиссара в Византийскую империю , чтобы собрать там самые известные рукописи и перевести их на арабский язык . [ 21 ] В рамках мирного договора с византийским императором аль-Мамун должен был ежегодно получать несколько греческих рукописей, одной из которых был астрономический труд Птолемея « Альмагест» . [ 22 ]

правление аль-Мамуна

[ редактировать ]
Население выражает верность аббасидскому халифу аль-Мамуну в 813 г. (из книги Тарих-и Альфи, 1593 г. н.э.)

Аль-Мамун провел на равнинах Месопотамии две астрономические операции, направленные на измерение градуса ( измерение дуги аль-Мамуна ). Кратер Альманон на Луне назван в знак признания его вклада в астрономию.

Послужной список Аль-Мамуна как администратора также отмечен его усилиями по централизации власти и обеспечению уверенности в преемственности. Во время его правления был основан Байт аль-Хикма , или Дом Мудрости . [ 23 ] Улемы , которая была начата в 833 году, за стали реальной силой в исламской политике во время правления аль-Мамуна, выступив против михны четыре месяца до его смерти.

Майкл Гамильтон Морган в своей книге «Утраченная история» описывает аль-Мамуна как человека, который «любит учиться». Аль-Мамун однажды победил в битве византийского императора и в качестве дани попросил копию Альмагеста, . эллинистического сборника мыслей Птолемея по астрономии, написанного около 150 года нашей эры [ 24 ]

«Михна» сравнима со средневековой европейской инквизицией в том смысле, что она включала в себя тюремное заключение, религиозные испытания и клятву верности. Люди, подвергавшиеся михне, были учеными-традиционалистами, чье социальное влияние было необычайно высоким. Аль-Мамун ввел михну с намерением централизовать религиозную власть в институте халифа и проверить лояльность своих подданных. Михна должна была пройти элита, ученые, судьи и другие государственные чиновники и состояла из ряда вопросов, касающихся теологии и веры. Центральный вопрос касался создания Корана. Если допрашиваемый заявлял, что верит, что Коран создан, а не сосуществует с Богом, он может уйти и продолжить свою профессию.

Споры по поводу михны усугубились симпатией аль-Мамуна к теологии мутазилитов и другим противоречивым взглядам. Теология мутазилитов находилась под глубоким влиянием аристотелевской мысли и греческого рационализма и утверждала, что вопросы веры и практики должны решаться путем рассуждений. Это противоречило традиционалистской и буквалистской позиции Ахмада ибн Ханбала и других, согласно которой все, что верующему необходимо знать о вере и практике, было изложено буквально в Коране и хадисах . Более того, мутазилиты заявляли, что Коран был создан, а не совечен Богу, — убеждение, которое разделяли, среди прочего, джахмиты и часть шиитов , но противоречило традиционалистско- суннитскому мнению о том, что Коран и Божественное были вечны.

Во время его правления алхимия получила большое развитие. Пионером науки были Джабир ибн Хайян и его ученик Юсуф Луква , которому покровительствовал аль-Мамун. Хотя ему не удалось трансмутировать золото , его методы в значительной степени привели к покровительству фармацевтических соединений. [ 25 ]

Аль-Мамун был пионером картографии, заказав карту мира большой группе астрономов и географов. В настоящее время карта находится в энциклопедии Топкапы Сарай, музея в Стамбуле. На карте показаны большие части Евразийского и африканского континентов с узнаваемыми береговыми линиями и крупными морями. На нем изображен мир, каким он был известен капитанам арабских парусных дау, которые использовали циклы муссонных ветров для торговли на огромные расстояния (к 9 веку арабские морские торговцы достигли Гуанчжоу в Китае). Карты греков и римлян показывают хорошее знание закрытых морей, таких как Средиземное, но мало знаний об огромных океанских просторах за его пределами. [ 26 ]

Хотя аль-Махди провозглашал, что халиф является защитником ислама от ереси , а также заявлял о своей способности провозглашать православие, религиозные ученые исламского мира считали, что аль-Мамун выходит за рамки своих полномочий в михне . Наказания михны становилось все труднее осуществлять, поскольку улемы становились все более твердыми и сплоченными в своей оппозиции. Хотя михна сохранялась во времена правления еще двух халифов, аль-Мутаваккиль отказался от нее в 851 году.

Улемы и основные школы исламского права получили свое истинное определение в период аль-Мамуна, и суннизм как религия законничества получил свое определение параллельно. Доктринальные различия между суннитским и шиитским исламом стали становиться более выраженными. Ибн Ханбал , основатель юридической школы Ханбали , прославился своим противостоянием михне . Одновременная оппозиция Аль-Мамуна и его покровительство интеллектуалам привели к возникновению важных диалогов как по светским, так и по религиозным вопросам, а Байт аль-Хикма стал важным центром перевода греческих и других древних текстов на арабский язык. Этот исламский ренессанс стимулировал повторное открытие эллинизма и обеспечил выживание этих текстов в эпоху европейского Возрождения .

Аль-Мамун был назначен губернатором Хорасана Харуном, а после его прихода к власти халиф назначил Тахира губернатором за его военные заслуги, чтобы гарантировать его лояльность. Это был шаг, о котором аль-Мамун вскоре пожалел, поскольку Тахир и его семья укрепились в иранской политике и становились все более влиятельными в государстве, вопреки желанию аль-Мамуна централизовать и укрепить власть Халифа. Растущая мощь семьи Тахирид стала угрозой, поскольку собственная политика аль-Мамуна оттолкнула их и других его противников.

Аль-Мамун также пытался развестись со своей женой во время своего правления, которая не родила ему детей. Его жена наняла собственного сирийского судью до того, как аль-Мамун смог выбрать его сам; судья, симпатизировавший жене халифа, отказал в разводе. Следуя опыту аль-Мамуна, халифы Аббасидов больше не вступали в брак, предпочитая находить своих наследников в гареме.

Аль-Мамун, пытаясь привлечь мусульман- шиитов в свой лагерь, назвал восьмого имама своим Али ар-Рида преемником, если он переживет аль-Мамуна. Однако большинство шиитов осознавали, что ар-Рида был слишком стар, чтобы пережить его, и считали жест аль-Мамуна пустым; действительно, аль-Мамун отравил Али ар-Риду, который затем умер в 818 году. Этот инцидент послужил еще большему отчуждению шиитов от Аббасидов, которым Абу аль-Аббас уже пообещал и отказал в халифате .

Империя Аббасидов несколько выросла во время правления аль-Мамуна. Индуистские восстания в Синде были подавлены, и большая часть Афганистана была поглощена после капитуляции лидера Кабула . Горные районы Ирана оказались под более жестким контролем центрального правительства Аббасидов, как и районы Туркестана .

В 832 году аль-Мамун повел большую армию в Египет, чтобы подавить последнее великое восстание башмуритов . [ 27 ]

Личностные характеристики

[ редактировать ]

Ат-Табари (т. 32, стр. 231) описывает аль-Мамуна как человека среднего роста, светлой кожи, красивого и с длинной бородой, которая с возрастом теряла свой темный цвет. Он рассказывает анекдоты о способности халифа говорить кратко и красноречиво без подготовки, о его щедрости, его уважении к Мухаммеду и религии, его чувстве умеренности, справедливости, его любви к поэзии и его ненасытной страсти к физической близости.

Ибн Абд Раббих в своем «Уникальном ожерелье» (аль-'икд аль-Фарид), вероятно, опираясь на более ранние источники, дает аналогичное описание аль-Мамуна, которого он описал как человека со светлой кожей, слегка светлыми волосами, длинной тонкой борода и узкий лоб.

Первой женой Аль-Мамуна была Умм Иса , дочь его дяди аль-Хади ( годы правления 785–786 ), [ 2 ] на которой он женился в 804 году, [ 28 ] когда ему было восемнадцать лет. У них было два сына, Мухаммад аль-Асгар и Абдаллах. [ 2 ] Другой женой была Буран , дочь визиря аль-Мамуна, аль-Хасана ибн Саля. [ 29 ] Она родилась как Хадиджа [ 29 ] 6 декабря 807 г. [ 30 ] Аль-Мамун женился на ней в 817 году и заключил с ней брак в декабре 825 – январе 826 года в городе Фам аль-Силх. [ 29 ] Она умерла 21 сентября 884 года. [ 30 ]

У Аль-Мамуна также было множество наложниц. [ 2 ] Один из них, Сундус, родил ему пятерых сыновей, среди которых был аль-Аббас , который в конце правления аль-Мамуна стал старшим военачальником и претендентом на трон. [ 31 ] Другими ее сыновьями были Харун, Ахмад, Иса и Исмаил. [ 32 ] Другой наложницей была Ариб . [ 33 ] Родился в 797 году, [ 34 ] она утверждала, что является дочерью Джафара ибн Яхьи , Бармакида, украденного и проданного в детстве, когда Бармакиды отпали от власти. Ее привез аль-Амин, который затем продал ее своему брату. [ 33 ] Она была известной поэтессой, певицей и музыкантом. [ 33 ] Она умерла в Самарре в июле – августе 890 года в возрасте девяноста трех лет. [ 34 ] Другой наложницей была Бида, известная под прозвищем аль-Кабира . Она также была певицей и была рабыней Ариба. [ 35 ] Она умерла 10 июля 915 года. Абу Бакр, сын халифа аль-Мухтади , возглавил погребальную молитву. [ 36 ] Другой наложницей была Муниса, гречанка. [ 37 ] Она была одной из его фавориток. [ 38 ] Другой наложницей была Татриф, также известная как Тазайюф. Она была опытным поэтом и уроженкой Басры. Она отличалась красотой и элегантностью, и говорили, что аль-Мамун предпочитал ее всем другим своим наложницам. Она была безутешна из-за его смерти и оплакивала его во многих стихах. [ 39 ] Другой наложницей была Бадхал. Раньше она была наложницей его двоюродного брата Джафара бин аль-Хади , его брата аль-Амина и Али бин Хишама. Она родом из Медины и выросла в Басре. Ее описывали как очаровательную девушку со светлой кожей, ее хвалили за музыкальный талант, особенно за умение играть на инструментах, и она была известна своими исключительными способностями как автора песен и певицы. После смерти аль-Мамуна на ней женился его брат аль-Мутасим. [ 39 ] Другой наложницей была Ну'н. Она была певицей. [ 40 ] Другой наложницей была Насим. Она была поэтессой и была одной из его любимиц. [ 41 ]

У Аль-Мамуна был еще один сын по имени Муса. [ 28 ] У него было три дочери. Одной из них была Умм Хабиб, вышедшая замуж за Али ибн Муса ар-Рида. Другой дочерью была Умм аль-Фадль, которая вышла замуж за Мухаммеда ибн Али бин Мусу. [ 42 ] в 818. [ 28 ] Другая дочь Хадиджа была поэтессой. [ 39 ]

Смерть и наследие

[ редактировать ]

Ат-Табари рассказывает, как аль-Мамун сидел на берегу реки и рассказывал бывшим с ним, какая великолепная вода. Он спросил, что лучше всего сочетается с этой водой, и ему ответили, какие свежие финики лучше всего подходят. Заметив прибытие припасов, он попросил кого-нибудь проверить, включены ли такие даты. А так он пригласил бывших с ним насладиться водой с этими финиками. Все, кто это сделал, заболели. Другие выздоровели, но аль-Мамун умер. Он призвал своего преемника продолжать свою политику и не обременять людей больше, чем они могут вынести. Это было 9 августа 833 года. [ 43 ]

Аль-Мамун умер недалеко от Тарса . В главной мечети города ( Большая мечеть Тарсус ) находится могила, предположительно принадлежащая ему. Аль-Мамун не сделал никаких официальных положений о своей преемственности. Его сын аль-Аббас был достаточно взрослым, чтобы править, и приобрел опыт командования в пограничных войнах с Византией, но не был назван наследником. [ 44 ] Согласно рассказу ат-Табари, на смертном одре аль-Мамун продиктовал письмо, в котором назначал своим преемником своего брата, а не аль-Аббаса: [ 45 ] а Абу Исхак был провозглашен халифом 9   августа Лакабом аль -Мутасима (полностью аль-Мутасим билла , «тот, кто ищет убежища у Бога»). [ 46 ] Невозможно узнать, отражает ли это реальные события, или же письмо было выдумкой, и Абу Исхак просто воспользовался своей близостью к умирающему брату и отсутствием аль-Аббаса, чтобы продвинуться на трон. Поскольку Абу Исхак был праотцом всех последующих халифов Аббасидов, у более поздних историков не было особого желания ставить под сомнение легитимность его восшествия на престол, но ясно, что его положение было далеко не безопасным: большая часть армии поддерживала аль-Аббаса, и к нему даже пришла делегация солдат и попыталась провозгласить его новым халифом. Только когда аль-Аббас отказался от них, то ли из-за слабости, то ли из-за желания избежать гражданской войны, и сам принес присягу на верность своему дяде, солдаты молча согласились с преемственностью аль-Мутасима. [ 47 ] [ 48 ]

Изображение Альманона (кратера), названного в честь халифа

Альманон , лунный ударный кратер , расположенный в гористой местности в юго-центральной части Луны , был назван в честь аль-Мамуна. [ 49 ]

Аль-Мамун был последним халифом Аббасидов, состоящий из одного слова у которого был лакаб, , у его преемников был лакаб с суффиксами, такими как Биллах или ала Аллах.

Его племянник Харун (будущий аль-Ватик ) научился каллиграфии, декламации и литературе у своего дяди, халифа аль-Мамуна. [ 50 ] Более поздние источники прозвали его «Маленьким Мамуном» из-за его эрудиции и моральных качеств. [ 50 ]

Религиозные верования

[ редактировать ]
Фалс (медная монета) аль-Мамуна. Датировано 217 годом хиджры (832/3 года нашей эры). Иерусалимский монетный двор.

Религиозные убеждения Аль-Мамуна являются предметом споров до такой степени, что другие Аббасиды, [ 51 ] как и более поздние исламские ученые, называли его мусульманином- шиитом . Например, суннитские ученые аль-Захаби , Ибн Касир , Ибн Халдун и аль-Суюти открыто придерживались мнения, что аль-Мамун был шиитом. [ 52 ] Аргументы в пользу его предполагаемого шиизма включают то, что в 816/817 году, когда Али ар-Рида , потомок Пророка, отказался стать единоличным халифом, аль-Мамун официально назначил его своим назначенным преемником. Были отчеканены официальные монеты Аббасидов, на которых аль-Мамун был халифом, а аль-Рида - его преемником. [ 53 ] Другие аргументы сводились к следующему: официальный черный цвет Халифата был изменен на пророческий зеленый; в 210 г. хиджры/825 г. н.э. он написал Кутаму б. Джафар, правитель Медины, чтобы вернуть Фадак потомкам Мухаммеда через свою дочь Фатиму; он восстановил никах мута , ранее запрещенный Умаром ибн аль-Хаттабом, но практиковавшийся при Мухаммеде и Абу Бакре; Сообщается, что в 211 году хиджры / 826 году нашей эры аль-Мамун выразил свою антипатию к тем, кто восхвалял Муавию I , основателя и первого халифа Омейядского халифата, и, как сообщается, наказывал таких людей; [ 54 ] однако эта более поздняя точка зрения на ас-Суюти сомнительна, поскольку она противоречит тому факту, что аль-Мамун продвигал ученых, которые открыто защищали Муавию, таких как ученый-мутазилит Хишам бин Амр аль-Фувати, который был уважаемым судьей в суд аль-Мамуна в Багдаде; [ 55 ] в 212 г. хиджры/827 г. н. э. аль-Мамун объявил о превосходстве Али ибн Абу Талиба над Абу Бакром и Умаром б. аль-Хаттаб; [ 54 ] в 833 году нашей эры, под влиянием рационалистической мысли мутазилитов , он инициировал испытание михна , в ходе которого принял аргумент о том, что Коран был создан в какой-то момент, несмотря на ортодоксальную суннитскую веру в то, что Книга является нетварным словом Бога.

Однако шииты также осуждают аль-Мамуна, поскольку считают, что он несет ответственность за отравление и последующую смерть Али аль-Ридхи в 818 году нашей эры. В последовавшей за этим борьбе за власть другие Аббасиды стремились свергнуть Мамуна в пользу Ибрагима ибн аль-Махди , дяди Мамуна; [ 56 ] поэтому избавление от ар-Риды было единственным реалистичным способом сохранить единое, абсолютное, беспрепятственное правление. [ 57 ] Аль-Мамун приказал похоронить аль-Риду рядом с могилой его собственного отца, Харуна ар-Рашида , выказал крайнюю скорбь во время похоронного ритуала и оставался на этом месте три дня. Мухаммад аль-Джавад , сын и преемник Али аль-Ридхи, жил без сопротивления и свободно до конца правления аль-Мамуна (до 833 г. н. э.). Халиф вызвал аль-Джавада в Багдад, чтобы жениться на его дочери Уммуле Фадль. Очевидно, это вызвало резкие возражения со стороны Аббасидов. По словам Якуби , аль-Мамун дал аль-Джаваду сто тысяч дирхамов и сказал: «Конечно, я хотел бы стать дедушкой по линии Посланника Бога и Али ибн Абу Талиба». [ 58 ]

  1. ^ Рекая, М. (24 апреля 2012 г.). «аль-Мамун» . Энциклопедия ислама, второе издание . Проверено 20 сентября 2019 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Рекая 1991 , с. 331.
  3. ^ Эль-Хибри 2010 , с. 274.
  4. ^ Кеннеди 2004 , стр. 133–135.
  5. ^ Эль-Хибри 2010 , с. 282.
  6. ^ Эль-Хибри 2010 , стр. 282–283.
  7. ^ Кеннеди 2004 , с. 142.
  8. ^ Кеннеди 2004 , стр. 142–143.
  9. ^ Jump up to: а б с Эль-Хибри 2010 , с. 283.
  10. ^ Кеннеди 2004 , с. 144.
  11. ^ Кеннеди 2004 , стр. 144–145.
  12. ^ Кеннеди, Хью (1986). Пророк и эпоха халифатов (2-е изд.). Лондон и Нью-Йорк: Пирсон Лонгман. стр. 148–150. ISBN  0-582-49312-9 .
  13. ^ Jump up to: а б Лапидус, Ира М. (1975). «Разделение государства и религии в раннем исламском обществе» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 6 : 375. дои : 10.1017/S0020743800025344 . JSTOR   162750 . S2CID   162409061 . Проверено 2 июля 2021 г.
  14. ^ Jump up to: а б Лапидус, Ира М. (1975). «Разделение государства и религии в раннем исламском обществе» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 6 : 376. дои : 10.1017/S0020743800025344 . JSTOR   162750 . S2CID   162409061 . Проверено 2 июля 2021 г.
  15. ^ Jump up to: а б Лапидус, Ира М. (1975). «Разделение государства и религии в раннем исламском обществе» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 6 : 363–385. дои : 10.1017/S0020743800025344 . JSTOR   162750 . S2CID   162409061 . Проверено 2 июля 2021 г.
  16. ^ «Почему имама ар-Резу (А) пригласили в Хорасан?» . Сеть Имама Резы . Проверено 3 июля 2021 г.
  17. ^ В. Маделунг (1 августа 2011 г.). «Али ар-Реза, восьмой имам имамитов-шиитов» . Ираникаонлайн.орг . Архивировано из оригинала 21 сентября 2012 года . Проверено 18 июня 2014 г.
  18. ^ аль-Караши, Бакир Шариф. Жизнь имама Али бин Мусы аль- Риды Перевод Джасима ар-Рашида. Архивировано 5 января. из оригинала Получено 22 сентября.
  19. ^ Мавани, Хамид (2013). Религиозный авторитет и политическая мысль в двунадесятническом исламе . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 276+. ISBN  978-1135044732 . Проверено 3 июля 2021 г.
  20. ^ История ат-Табари, т. 32, с. 95
  21. ^ Тесделл, Ли С. (1999). «Греческая риторика и философия в средневековой арабской культуре: состояние исследований». В плакате Кэрол; Утц, Ричард (ред.). Дискурсы власти: грамматика и риторика в средние века . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. стр. 51–58. ISBN  0-8101-1812-2 .
  22. ^ Анджело, Джозеф (2009). Энциклопедия космоса и астрономии . Информационная база. п. 78. ИСБН  978-1438110189 .
  23. ^ Гольдшмидт, Артур (2002). Краткая история Ближнего Востока . Боулдер, Колорадо: Westview Press . п. 78 . ISBN  978-0-8133-3885-9 .
  24. ^ Майкл Гамильтон Морган «Потерянная история», с. 57
  25. ^ Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла (1993), Vol. 4, с. 1011
  26. ^ Рехнагель, Чарльз (15 октября 2004 г.). «Мир: историк раскрывает невероятный вклад мусульманских картографов» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 5 марта 2015 г.
  27. ^ Габра 2003 , стр. 112.
  28. ^ Jump up to: а б с аль-Зубайр, ARI; Каддуми, Г.Х. (1996). Книга подарков и раритетов . Гарвардские монографии Ближнего Востока. Центр ближневосточных исследований Гарвардского университета. п. 127–28, 139. ISBN.  978-0-932885-13-5 .
  29. ^ Jump up to: а б с Ибн аль-Саи 2017 , стр. 23.
  30. ^ Jump up to: а б Ибн аль-Саи 2017 , стр. 26.
  31. ^ Тернер 2013 .
  32. ^ ат-Табари, AJMJ; Босворт, CE (1991). История ат-Табари Том. 33: Буря и напряжение на северных границах халифата Аббасидов: Халифат аль-Мутасима, 833–842 гг. Н. Э./218–227 гг . Хиджры . Библиотека Персика. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 134. ИСБН  978-0-7914-0493-5 .
  33. ^ Jump up to: а б с Ибн аль-Саи 2017 , стр. 15.
  34. ^ Jump up to: а б Ибн ас-Саи, 2017 , стр. 149, с.
  35. ^ Ибн ас-Саи 2017 , стр. 20.
  36. ^ Ибн ас-Саи 2017 , стр. 22.
  37. ^ Ибн ас-Саи 2017 , стр. 32.
  38. ^ Ибн ас-Саи 2017 , стр. 169.
  39. ^ Jump up to: а б с Касвелл, FM (2011). Рабыни Багдада: Киян в эпоху ранних Аббасидов . Библиотека истории Ближнего Востока. Академик Блумсбери. стр. 134, 206, 245. ISBN.  978-1-84885-577-9 .
  40. ^ Килпатрик, Х. (2023). Книга монастырей . Библиотека арабской литературы. Нью-Йорк Пресс. стр. 233, 459. ISBN.  978-1-4798-2572-1 .
  41. ^ Эльмелиги, В. (2019). Поэзия арабских женщин от доисламской эпохи до Андалусии . Сосредоточьтесь на глобальном гендере и сексуальности. Тейлор и Фрэнсис. стр. 109–110. ISBN  978-0-429-83632-9 .
  42. ^ Босворт 1987 , с. 82.
  43. ^ Босворт 1987 , стр. 224–231.
  44. ^ Кеннеди 2006 , с. 213.
  45. ^ Босворт 1987 , стр. 222–223, 225.
  46. ^ Босворт 1991 , с. 1.
  47. ^ Кеннеди 2006 , стр. 213–215.
  48. ^ Bosworth 1991 , стр. 1–2 (особенно примечание 2).
  49. ^ «Аль-Мамун» . Справочник планетарной номенклатуры . Программа астрогеологических исследований Геологической службы США.
  50. ^ Jump up to: а б Май 2012 , с. 548.
  51. ^ Накави, «Тахтир-и кийамха-йи Алавийан», стр. 141.
  52. ^ Дхахаби, Сияр алам ан-нубалах, том. 11, с. 236; Ибн Касир, аль-Бидая ва л-нихая, т. 10, с. 275–279; Ибн Халдун. аль-Ибар, том. 2, с. 272; Суюти, Тарих аль-Хулафа, с. 363.
  53. ^ «Предмет № 13113 Аббасид (средневековый ислам), аль-Мамун (194–218 гг. Хиджры), Серебряный дирхам, 204 г.х., монетный двор Исфахана, с Али ибн Мусой аль-Ридой в качестве наследника, Альбом 224» .
  54. ^ Jump up to: а б Суюти, Тарих аль-Хулафа, с. 364.
  55. ^ «Споры о« необходимости имамата »в политической теории мутазилитов» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 июня 2021 года . Проверено 1 июня 2021 г.
  56. ^ Дональдсон, Дуайт М. (1933). Шиитская религия: история ислама в Персии и Ираке. Берли Пресс . стр. 161–170.
  57. По словам Маделунга, неожиданная смерть преемника Алидов, «чье присутствие сделало бы любое примирение с мощной оппозицией Аббасидов в Багдаде практически невозможным, действительно должна вызвать сильные подозрения в том, что Мамун приложил руку к смерти».
  58. ^ Дональдсон, Дуайт М. (1933). Шиитская религия: история ислама в Персии и Ираке . АМС Пресс. стр. 190–197.

Примечания

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
аль-Мамун
Родился: 786   Умер: 833
Суннитские исламские титулы
Предшественник Халиф Аббасидского халифата
813 - 9 августа 833 г.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d8d10395b1dd60322413d2f064e52301__1724441940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/01/d8d10395b1dd60322413d2f064e52301.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
al-Ma'mun - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)