аль-Мамун
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2010 г. ) |
аль-Мамун Аль-Мамун | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() Золотой динар аль-Мамуна, отчеканенный в Египте в 830/1 г. | |||||
7-й халиф Аббасидского халифата | |||||
Царствование | 27 сентября 813 г. - 7 августа 833 г. | ||||
Предшественник | аль-Амин | ||||
Преемник | аль-Мутасим | ||||
Рожденный | Багдад , Аббасидский халифат | 14 сентября 786 г. ||||
Умер | 7 августа 833 г. Тарсус , Аббасидский халифат, ныне провинция Мерсин , Турция | (46 лет) ||||
Похороны | |||||
Супруги | Список | ||||
Проблема |
| ||||
| |||||
Династия | Аббасид | ||||
Отец | Харун ар-Рашид | ||||
Мать | Умм Абдулла Мараджиль | ||||
Религия | Мутазили Ислам |
Абу аль-Аббас Абд Аллах ибн Харун аль-Мамун ( арабский : أبو العباس عبد الله بن هارون الرشيد , романизированный : Абу аль-Аббас Абд Аллах ибн Харун ар-Рашид ; 14 сентября 786 — 9 августа 833), более известный под своим царственным именем аль-Мамун ( арабский : المأمون , латинизированный : аль-Махмун ), был седьмым Аббасидов халифом , который правил с 813 по его смерть в 833 году. Он сменил своего сводный брат аль-Амин после гражданской войны , во время которой сплоченность Аббасидского халифата была ослаблена восстаниями и появлением местных авторитетов; большая часть его внутреннего правления была потрачена на кампании по умиротворению. Хорошо образованный и проявлявший значительный интерес к наукам, аль-Мамун способствовал движению переводчиков , расцвету образования и науки в Багдаде, а также публикации книги аль-Хорезми , ныне известной как «Алгебра» . Он также известен поддержкой доктрины мутазилизма и заключением в тюрьму имама Ахмада ибн Ханбала , ростом религиозных преследований ( михна ) и возобновлением крупномасштабной войны с Византийская империя .
Рождение и образование
[ редактировать ]Абдаллах, будущий аль-Мамун, родился в Багдаде в ночь с 13 на 14 сентября 786 года нашей эры в семье Харуна ар-Рашида и его наложницы Мараджиль из Бадгиса . В ту же ночь, которая позже стала известна как «ночь трех халифов », умер его дядя аль-Хади , и ему наследовал отец Мамуна, Харун ар-Рашид, на посту правителя Аббасидского халифата . [ 1 ] Мараджил умер вскоре после его рождения, и Абдалла был воспитан женой Харуна ар-Рашида, Зубайдой , которая сама происходила из высокого аббасидского происхождения и была внучкой халифа аль-Мансура ( годы правления 754–775 ). [ 2 ] Будучи молодым принцем, Абдаллах получил основательное образование: аль-Кисаи обучал его классическому арабскому языку, Абу Мухаммад аль-Езиди - адабу , а также он обучался музыке и поэзии. Его обучал фикху аль-Хасан аль-Лулуи, проявив особое мастерство в ханафитской школе и хадисах , став активным передатчиком. [ 2 ] По словам М. Рекая, «он отличался любовью к знаниям, что сделало его самым интеллектуальным халифом семьи Аббасидов, что и объясняет путь развития его халифата». [ 2 ]
Назначение преемником и губернатором Хорасана
[ редактировать ]Хотя Абдаллах был старшим из своих сыновей, в 794 году Харун назвал второго Мухаммеда, родившегося в апреле 787 года от Зубайды, первым в линии преемственности. Это было результатом семейного давления на халифа, отражающего более высокое происхождение Мухаммеда, поскольку оба родителя происходили из династии Аббасидов; действительно, он оставался единственным халифом Аббасидов, заявлявшим о таком происхождении. Мухаммед получил присягу на верность ( байат ) именем аль-Амина («Надежный») сначала в Хорасане своим опекуном, Бармакидом аль-Фадлом ибн Яхьей , а затем в Багдаде . [ 2 ] Абдаллах был признан вторым наследником только после достижения половой зрелости, в 799 году, под именем аль-Мамун («Доверенный»), а его опекуном был другой Бармакид, Джафар ибн Яхья . В то же время был назначен третий наследник, аль-Касим по имени аль-Мутамин, под опекой Абд аль-Малика ибн Салиха . [ 2 ]
Эти договоренности были подтверждены и публично провозглашены в 802 году, когда Харун и самые влиятельные чиновники правительства Аббасидов совершили паломничество в Мекку . Аль-Амин станет преемником Харуна в Багдаде, но аль-Мамун останется наследником аль-Амина и, кроме того, будет править расширенным Хорасаном . [ 2 ] Это назначение имело особое значение, поскольку Хорасан стал отправной точкой революции Аббасидов , которая привела Аббасидов к власти и сохранила привилегированное положение среди провинций Халифата. Более того, династия Аббасидов во многом полагалась на Хорасаниса как на военных лидеров и администраторов. Многие из первоначальной арабской армии Хорасани ( Хурасанийя ), пришедшей на запад вместе с Аббасидами, получили поместья в Ираке и новой столице Аббасидов, Багдаде, и стали элитной группой, известной как абнах ад-давла («сыновья государства/династии»). ). [ 3 ] [ 4 ] Это широкомасштабное присутствие иранского элемента в высших кругах государства Аббасидов, наиболее заметными представителями которого была семья Бармакидов, безусловно, было фактором в назначении аль-Мамуна, связанного через свою мать с восточно-иранским государством. провинции, как наследник и губернатор Хорасана. [ 5 ] Положения соглашения, подробно описанные историком ат-Табари , предоставляли наместнику Хорасани аль-Мамуна широкую автономию. Однако современные историки считают, что эти рассказы могли быть искажены более поздними апологетами аль-Мамуна в пользу последнего. [ 6 ] Третий наследник Харуна, аль-Мутамин, получил ответственность за приграничные территории с Византийской империей в Верхней Месопотамии и Сирии . [ 2 ] [ 7 ]
Очень быстро скрытое соперничество между двумя братьями имело важные последствия: почти сразу после того, как двор вернулся в Багдад в январе 803 года, элита Аббасидов была потрясена резким падением семьи Бармакидов от власти. С одной стороны, это событие может отражать тот факт, что Бармакиды действительно стали слишком могущественными, по мнению халифа, но его время предполагает, что оно также было связано с вопросом о преемственности: аль-Амин встал на сторону абнаха, а аль-Амин встал на сторону абнаха , а аль -Амин - на сторону абнаха. Ма'муна с Бармакидами, а два лагеря с каждым днем становились все более отчужденными, если бы у аль-Амина был шанс на успех, власть Бармакидов должна была быть сломлена. [ 2 ] [ 8 ] [ 9 ]
Аль-Фадл ибн Сахль , куфан иранского происхождения, чей отец принял ислам и поступил на службу к Бармакидам, заменил Джафара ибн Яхью на посту наставника аль-Мамуна. В 806 году он также стал секретарем аль-Мамуна ( катиб ), и это назначение сделало его главным кандидатом на пост визиря , если аль-Мамун унаследует трон. [ 2 ] В 804 году аль-Мамун женился на своей кузине Умм Исе, дочери халифа аль-Хади ( годы правления 785–786 ). У пары было двое сыновей, Мухаммад аль-Асгар и Абдалла. [ 2 ]
Спустя годы после падения Бармакидов наблюдалась растущая централизация администрации и сопутствующий рост влияния абанахов , многие из которых теперь были отправлены занять должности губернаторов провинций и поставить эти провинции под более тесный контроль из Багдада. [ 9 ] Это привело к волнениям в провинциях, особенно в Хорасане, где у местной элиты было давнее соперничество с аабнами и их тенденция контролировать провинцию (и ее доходы) из Ирака. [ 10 ] введенные видным членом абнаха Али Суровые налоги , ибн Исой ибн Маханом , даже привели к восстанию под предводительством Рафи ибн аль-Лайса , которое в конечном итоге вынудило самого Харуна в сопровождении аль-Мамуна и могущественного камергера ( хаджиба ) и главный министр аль-Фадл ибн ар-Раби для поездки в провинцию в 808 году. Аль-Мамун был отправлен вперед с частью армии в Мерв , в то время как Харун остался в Тусе , где он умер 24 марта 809 года. [ 2 ] [ 9 ] [ 11 ]
Аббасидская гражданская война
[ редактировать ]В 802 году Харун ар-Рашид , отец аль-Мамуна и аль-Амина, приказал, чтобы аль-Амин стал его преемником, а аль-Мамун стал губернатором Хорасана и халифом после смерти аль-Амина. В последние дни жизни Харуна его здоровье ухудшалось, и он увидел во сне Мусу ибн Джафара , сидящего в комнате, молящегося и плачущего, что заставило Харуна вспомнить, как тяжело он боролся за установление собственного халифата. Он знал личности обоих своих сыновей и решил, что для блага династии Аббасидов аль-Мамун должен стать халифом после его смерти, о чем он признался группе своих придворных. Один из придворных, Фадл ибн Раби, не подчинился последней воле Харуна и убедил многих в странах ислама, что желания Харуна не изменились. Позже три других придворных Харуна, которые присягнули Харуну, поддержав аль-Мамуна, а именно Иса Джаруди, Абу Юнус и Ибн Аби Умран, нашли лазейки в аргументах Фадла, и Фазл признал, что Харун назначил аль-Мамуна после его, но, утверждал он, поскольку Харун не в своем уме, его решение не следует выполнять. Сообщается, что Аль-Мамун был старшим из двух братьев, но его мать была Персидская женщина, а мать аль-Амина была членом правящей семьи Аббасидов. После смерти ар-Рашида в 809 году отношения между двумя братьями ухудшились. В ответ на стремление аль-Мамуна к независимости аль-Амин объявил своего собственного сына Мусу своим наследником. Это нарушение завещания ар-Рашида привело к борьбе за престол. Аль-Амин собрал огромную армию в Багдаде во главе с Исой ибн Маханом в 811 году и вторгся в Хорасан, но генерал аль-Мамуна Тахир ибн аль-Хусейн (ум. 822) уничтожил армию и вторгся в Ирак, осадив Багдад в 812. В 813 году Багдад пал, аль-Амин был обезглавлен, а аль-Мамун стал бесспорным халифом. [ 12 ]
Внутренние раздоры
[ редактировать ]Сахль ибн Салама аль-Ансари
[ редактировать ]происходили волнения в Ираке В течение первых нескольких лет правления аль-Мамуна, когда халиф находился в Мерве (недалеко от современной Мары, Туркменистан ), . 13 ноября 815 года Мухаммад ибн Джафар ас-Садик (ад-Дибадж) заявил о своих правах на халифат в Мекке . Он потерпел поражение и быстро отрекся от престола, заявив, что стал халифом только после известия о смерти аль-Мамуна. Беззаконие в Багдаде привело к созданию местных стражей с религиозным вдохновением, двумя известными лидерами которых были Халид ад-Дарьюш и Сахл ибн Салама аль-Ансари. Сахль принял лозунг « ла таа лил-махлюк фи масият аль-халик» , или «неповиновение творению в непослушании Создателю». [ 13 ] (первоначально хариджитский лозунг), [ 14 ] намекая на то, что он считал «конфликтом ... между волей Бога и властью Халифа». «Большая часть» руководства этого движения линчевателей исходила от сулаахдов ( «людей доброй воли из кварталов и кварталов») и от «популярных проповедников» (как были Халид ад-Дарьюш и Сахл ибн Салама аль-Ансари); его последователей называли «амма » (простые люди). [ 13 ] Добровольцы движения были известны как мутаввиа , то же самое название, которое давали «добровольцам для пограничной службы и для священной войны против Византии». [ 14 ] Влияние Сахля и движения было таково, что военачальники сначала «отложили капитуляцию перед аль-Мамуном» и приняли религиозную «формулу» Сахла, пока они не встревожены его властью и не объединились, чтобы сокрушить его в 817–18 гг. Н. Э. [ 15 ]
Имам аль-Рида
[ редактировать ]В 201 году хиджры (817 г. н. э.) аль-Мамун назвал Али ар-Риду (потомка Али в шестом поколении и восьмого шиитского имама) своим наследником на посту халифа. Этот шаг, возможно, был сделан для того, чтобы успокоить шиитское мнение в Ираке и «примирить ветви Алидов и Аббасидов семьи Хашимитов», но в Багдаде он заставил хашимитов, поддерживаемых «военными руководителями аль-Харбии, включая Мутталиба, и «Иса ибн Мухаммад» — свергнуть аль-Мамуна и избрать Ибрагима ибн аль-Махди халифом. [ 15 ]
Согласно шиитским источникам, свержение аль-Маума в Багдаде произошло не из-за противодействия мудрому и благочестивому имаму Резе, а из-за слухов, распространённых Фазлом ибн Салем. Аль-Мамун перевез имама Резу в Мерв в надежде присматривать за ним, но ему помешала растущая популярность имама там. Люди со всего мусульманского мира приезжали, чтобы встретиться с внуком пророка и послушать его учения и наставления (согласно этим источникам). Пытаясь унизить имама, аль-Мамун свел его с величайшими учеными мировых религий, но имам одержал победу и затем сообщил аль-Мамуну, что его великий визирь Фазл ибн Сахл скрыл важную информацию. от него. [ 16 ]
В Багдаде аль-Мамун был смещен и заменен Ибрагимом ибн Мехди не потому, что аль-Мамун назвал имама Резу своим наследником, было непопулярно, а из-за «слухов», распространенных Фазлом ибн Салем.
Стремясь подавить восстание в Багдаде, аль-Мамун отправился в город 12 апреля 818 года. В Тусе он остановился, чтобы навестить могилу своего отца. Однако, когда они достигли города Серахс , его визирь Фазл ибн Сахл был убит, а когда они достигли Туса , имам был отравлен. Аль-Мамун приказал похоронить имама рядом с могилой его собственного отца, Харуна ар-Рашида , и проявил крайнюю скорбь во время похоронного ритуала и оставался на этом месте три дня. Тем не менее, шиитская традиция утверждает, что он был убит по приказу аль-Мамуна, и, по словам Вильферда Маделунга, неожиданная смерть как визиря, так и его преемника, «чье присутствие сделало бы любое примирение с мощной оппозицией Аббасидов в Багдаде практически невозможным». , действительно должно вызвать сильное подозрение, что Мамун приложил руку к смерти». [ 17 ] [ 18 ]
После смерти имама Резы в Хорасане произошло восстание. Аль-Мамун безуспешно пытался оправдать себя в преступлении. [ 19 ]
По прибытии в Багдад
[ редактировать ]
Силы повстанцев в Багдаде раскололись и дрогнули в противостоянии аль-Мамуну. По словам ученого и историка ат-Табари (839–923 гг. Н. Э.), аль-Мамун вошел в Багдад 11 августа 819 года. [ 20 ] Он носил зеленое и просил других делать это. Узнав, что соблюдение этого приказа может вызвать сопротивление населения этому цвету, 18 августа он вернулся к традиционному черному цвету Аббасидов. Хотя в Багдаде установилась мирная обстановка, в других местах происходили беспорядки. В 210 г. хиджры (825–826 гг. н. э.) Абдулла ибн Тахир аль-Хурасани закрепил за собой Египет для аль-Мамуна, освободив Александрию от андалузцев и подавив волнения. Андалузийцы переселились на Крит , где, как сообщает ат-Табари, их потомки все еще жили в его время (см. Критский Эмират ). Абдалла вернулся в Багдад в 211 году хиджры (826–827 гг. Н. Э.), взяв с собой побежденных повстанцев.
произошло восстание Кроме того, в 210 году хиджры (825–826 гг. н. э.) в Куме , вызванное жалобами на налоги. После его отмены размер налога был установлен значительно выше. произошло восстание В 212 году хиджры (827–828 гг. н.э.) в Йемене . В 214 году (829–30 гг. н. э.) Абу ар-Рази , захвативший в плен одного йеменского повстанца, был убит другим. В Египте продолжало сохраняться беспокойство. Синд был мятежником. В 216 году (831–832 гг. н.э.) Гассан ибн Аббад подчинил его. Постоянной проблемой для аль-Мамуна было восстание, возглавляемое Бабаком Хоррамдином . В 214 году Бабак разгромил армию Халифата, убив ее командира Мухаммеда ибн Хумейда .
Войны с Византией
[ редактировать ]К тому времени, когда аль-Мамун стал халифом, арабы и Византийская империя уже начали вести пограничные стычки, совершая арабские набеги вглубь Анатолии с целью захвата добычи и порабощения христиан. Однако ситуация изменилась с приходом к власти Михаила II в 820 году нашей эры. Вынужденный иметь дело с мятежником Фомой Славянином , Михаил имел мало войск, чтобы противостоять небольшому андалузскому вторжению 40 кораблей и 10 000 человек на Крит , которое пало в 824 году нашей эры. Контрнаступление Византии в 826 году с треском провалилось. Еще хуже было вторжение на Сицилию в 827 арабов тунисских году . Несмотря на это, византийское сопротивление на Сицилии было ожесточенным и не безуспешным, в то время как арабов быстро охватили внутренние распри. В том же году арабы были изгнаны с Сицилии , но им пришлось вернуться.

В 829 году Михаил II умер, и ему наследовал его сын Феофил . Феофил добился неоднозначного успеха против своих арабских противников. В 830 году нашей эры арабы вернулись на Сицилию и после годичной осады взяли Палермо . В течение следующих 200 лет им предстояло оставаться там, чтобы завершить свое завоевание, которому никогда не было недостатка в христианских ответных действиях. Тем временем Аль-Мамун начал вторжение в Анатолию в 830 году нашей эры, взяв ряд византийских фортов ; он пощадил сдавшихся византийцев. Феофил , со своей стороны, захватил Тарс в 831 году. В следующем году, узнав, что византийцы убили около шестисот человек, аль-Мамун вернулся. На этот раз войскам Халифата пало около тридцати фортов, при этом византийцы потерпели два поражения в Каппадокии .
Феофил написал аль-Мамуну. Халиф ответил, что он внимательно рассмотрел письмо византийского правителя, заметил, что в нем сочетаются предложения мира и торговли с угрозами войны, и предложил Феофилу варианты принятия шахады , уплаты налогов или сражения . Аль-Мамун готовился к крупному походу, но погиб в пути, возглавляя экспедицию в Тиане .

Отношения Аль-Мамуна с византийцами отмечены его усилиями по переводу греческой философии и науки . ученых многих религий Аль-Мамун собрал в Багдаде , с которыми он обращался великолепно. Он послал эмиссара в Византийскую империю , чтобы собрать там самые известные рукописи и перевести их на арабский язык . [ 21 ] В рамках мирного договора с византийским императором аль-Мамун должен был ежегодно получать несколько греческих рукописей, одной из которых был астрономический труд Птолемея « Альмагест» . [ 22 ]
правление аль-Мамуна
[ редактировать ]
Аль-Мамун провел на равнинах Месопотамии две астрономические операции, направленные на измерение градуса ( измерение дуги аль-Мамуна ). Кратер Альманон на Луне назван в знак признания его вклада в астрономию.
Послужной список Аль-Мамуна как администратора также отмечен его усилиями по централизации власти и обеспечению уверенности в преемственности. Во время его правления был основан Байт аль-Хикма , или Дом Мудрости . [ 23 ] Улемы , которая была начата в 833 году, за стали реальной силой в исламской политике во время правления аль-Мамуна, выступив против михны четыре месяца до его смерти.
Майкл Гамильтон Морган в своей книге «Утраченная история» описывает аль-Мамуна как человека, который «любит учиться». Аль-Мамун однажды победил в битве византийского императора и в качестве дани попросил копию Альмагеста, . эллинистического сборника мыслей Птолемея по астрономии, написанного около 150 года нашей эры [ 24 ]
«Михна» сравнима со средневековой европейской инквизицией в том смысле, что она включала в себя тюремное заключение, религиозные испытания и клятву верности. Люди, подвергавшиеся михне, были учеными-традиционалистами, чье социальное влияние было необычайно высоким. Аль-Мамун ввел михну с намерением централизовать религиозную власть в институте халифа и проверить лояльность своих подданных. Михна должна была пройти элита, ученые, судьи и другие государственные чиновники и состояла из ряда вопросов, касающихся теологии и веры. Центральный вопрос касался создания Корана. Если допрашиваемый заявлял, что верит, что Коран создан, а не сосуществует с Богом, он может уйти и продолжить свою профессию.
Споры по поводу михны усугубились симпатией аль-Мамуна к теологии мутазилитов и другим противоречивым взглядам. Теология мутазилитов находилась под глубоким влиянием аристотелевской мысли и греческого рационализма и утверждала, что вопросы веры и практики должны решаться путем рассуждений. Это противоречило традиционалистской и буквалистской позиции Ахмада ибн Ханбала и других, согласно которой все, что верующему необходимо знать о вере и практике, было изложено буквально в Коране и хадисах . Более того, мутазилиты заявляли, что Коран был создан, а не совечен Богу, — убеждение, которое разделяли, среди прочего, джахмиты и часть шиитов , но противоречило традиционалистско- суннитскому мнению о том, что Коран и Божественное были вечны.
Во время его правления алхимия получила большое развитие. Пионером науки были Джабир ибн Хайян и его ученик Юсуф Луква , которому покровительствовал аль-Мамун. Хотя ему не удалось трансмутировать золото , его методы в значительной степени привели к покровительству фармацевтических соединений. [ 25 ]
Аль-Мамун был пионером картографии, заказав карту мира большой группе астрономов и географов. В настоящее время карта находится в энциклопедии Топкапы Сарай, музея в Стамбуле. На карте показаны большие части Евразийского и африканского континентов с узнаваемыми береговыми линиями и крупными морями. На нем изображен мир, каким он был известен капитанам арабских парусных дау, которые использовали циклы муссонных ветров для торговли на огромные расстояния (к 9 веку арабские морские торговцы достигли Гуанчжоу в Китае). Карты греков и римлян показывают хорошее знание закрытых морей, таких как Средиземное, но мало знаний об огромных океанских просторах за его пределами. [ 26 ]
Хотя аль-Махди провозглашал, что халиф является защитником ислама от ереси , а также заявлял о своей способности провозглашать православие, религиозные ученые исламского мира считали, что аль-Мамун выходит за рамки своих полномочий в михне . Наказания михны становилось все труднее осуществлять, поскольку улемы становились все более твердыми и сплоченными в своей оппозиции. Хотя михна сохранялась во времена правления еще двух халифов, аль-Мутаваккиль отказался от нее в 851 году.
Улемы и основные школы исламского права получили свое истинное определение в период аль-Мамуна, и суннизм как религия законничества получил свое определение параллельно. Доктринальные различия между суннитским и шиитским исламом стали становиться более выраженными. Ибн Ханбал , основатель юридической школы Ханбали , прославился своим противостоянием михне . Одновременная оппозиция Аль-Мамуна и его покровительство интеллектуалам привели к возникновению важных диалогов как по светским, так и по религиозным вопросам, а Байт аль-Хикма стал важным центром перевода греческих и других древних текстов на арабский язык. Этот исламский ренессанс стимулировал повторное открытие эллинизма и обеспечил выживание этих текстов в эпоху европейского Возрождения .
Аль-Мамун был назначен губернатором Хорасана Харуном, а после его прихода к власти халиф назначил Тахира губернатором за его военные заслуги, чтобы гарантировать его лояльность. Это был шаг, о котором аль-Мамун вскоре пожалел, поскольку Тахир и его семья укрепились в иранской политике и становились все более влиятельными в государстве, вопреки желанию аль-Мамуна централизовать и укрепить власть Халифа. Растущая мощь семьи Тахирид стала угрозой, поскольку собственная политика аль-Мамуна оттолкнула их и других его противников.
Аль-Мамун также пытался развестись со своей женой во время своего правления, которая не родила ему детей. Его жена наняла собственного сирийского судью до того, как аль-Мамун смог выбрать его сам; судья, симпатизировавший жене халифа, отказал в разводе. Следуя опыту аль-Мамуна, халифы Аббасидов больше не вступали в брак, предпочитая находить своих наследников в гареме.
Аль-Мамун, пытаясь привлечь мусульман- шиитов в свой лагерь, назвал восьмого имама своим Али ар-Рида преемником, если он переживет аль-Мамуна. Однако большинство шиитов осознавали, что ар-Рида был слишком стар, чтобы пережить его, и считали жест аль-Мамуна пустым; действительно, аль-Мамун отравил Али ар-Риду, который затем умер в 818 году. Этот инцидент послужил еще большему отчуждению шиитов от Аббасидов, которым Абу аль-Аббас уже пообещал и отказал в халифате .
Империя Аббасидов несколько выросла во время правления аль-Мамуна. Индуистские восстания в Синде были подавлены, и большая часть Афганистана была поглощена после капитуляции лидера Кабула . Горные районы Ирана оказались под более жестким контролем центрального правительства Аббасидов, как и районы Туркестана .
В 832 году аль-Мамун повел большую армию в Египет, чтобы подавить последнее великое восстание башмуритов . [ 27 ]
Личностные характеристики
[ редактировать ]Ат-Табари (т. 32, стр. 231) описывает аль-Мамуна как человека среднего роста, светлой кожи, красивого и с длинной бородой, которая с возрастом теряла свой темный цвет. Он рассказывает анекдоты о способности халифа говорить кратко и красноречиво без подготовки, о его щедрости, его уважении к Мухаммеду и религии, его чувстве умеренности, справедливости, его любви к поэзии и его ненасытной страсти к физической близости.
Ибн Абд Раббих в своем «Уникальном ожерелье» (аль-'икд аль-Фарид), вероятно, опираясь на более ранние источники, дает аналогичное описание аль-Мамуна, которого он описал как человека со светлой кожей, слегка светлыми волосами, длинной тонкой борода и узкий лоб.
Семья
[ редактировать ]Первой женой Аль-Мамуна была Умм Иса , дочь его дяди аль-Хади ( годы правления 785–786 ), [ 2 ] на которой он женился в 804 году, [ 28 ] когда ему было восемнадцать лет. У них было два сына, Мухаммад аль-Асгар и Абдаллах. [ 2 ] Другой женой была Буран , дочь визиря аль-Мамуна, аль-Хасана ибн Саля. [ 29 ] Она родилась как Хадиджа [ 29 ] 6 декабря 807 г. [ 30 ] Аль-Мамун женился на ней в 817 году и заключил с ней брак в декабре 825 – январе 826 года в городе Фам аль-Силх. [ 29 ] Она умерла 21 сентября 884 года. [ 30 ]
У Аль-Мамуна также было множество наложниц. [ 2 ] Один из них, Сундус, родил ему пятерых сыновей, среди которых был аль-Аббас , который в конце правления аль-Мамуна стал старшим военачальником и претендентом на трон. [ 31 ] Другими ее сыновьями были Харун, Ахмад, Иса и Исмаил. [ 32 ] Другой наложницей была Ариб . [ 33 ] Родился в 797 году, [ 34 ] она утверждала, что является дочерью Джафара ибн Яхьи , Бармакида, украденного и проданного в детстве, когда Бармакиды отпали от власти. Ее привез аль-Амин, который затем продал ее своему брату. [ 33 ] Она была известной поэтессой, певицей и музыкантом. [ 33 ] Она умерла в Самарре в июле – августе 890 года в возрасте девяноста трех лет. [ 34 ] Другой наложницей была Бида, известная под прозвищем аль-Кабира . Она также была певицей и была рабыней Ариба. [ 35 ] Она умерла 10 июля 915 года. Абу Бакр, сын халифа аль-Мухтади , возглавил погребальную молитву. [ 36 ] Другой наложницей была Муниса, гречанка. [ 37 ] Она была одной из его фавориток. [ 38 ] Другой наложницей была Татриф, также известная как Тазайюф. Она была опытным поэтом и уроженкой Басры. Она отличалась красотой и элегантностью, и говорили, что аль-Мамун предпочитал ее всем другим своим наложницам. Она была безутешна из-за его смерти и оплакивала его во многих стихах. [ 39 ] Другой наложницей была Бадхал. Раньше она была наложницей его двоюродного брата Джафара бин аль-Хади , его брата аль-Амина и Али бин Хишама. Она родом из Медины и выросла в Басре. Ее описывали как очаровательную девушку со светлой кожей, ее хвалили за музыкальный талант, особенно за умение играть на инструментах, и она была известна своими исключительными способностями как автора песен и певицы. После смерти аль-Мамуна на ней женился его брат аль-Мутасим. [ 39 ] Другой наложницей была Ну'н. Она была певицей. [ 40 ] Другой наложницей была Насим. Она была поэтессой и была одной из его любимиц. [ 41 ]
У Аль-Мамуна был еще один сын по имени Муса. [ 28 ] У него было три дочери. Одной из них была Умм Хабиб, вышедшая замуж за Али ибн Муса ар-Рида. Другой дочерью была Умм аль-Фадль, которая вышла замуж за Мухаммеда ибн Али бин Мусу. [ 42 ] в 818. [ 28 ] Другая дочь Хадиджа была поэтессой. [ 39 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Ат-Табари рассказывает, как аль-Мамун сидел на берегу реки и рассказывал бывшим с ним, какая великолепная вода. Он спросил, что лучше всего сочетается с этой водой, и ему ответили, какие свежие финики лучше всего подходят. Заметив прибытие припасов, он попросил кого-нибудь проверить, включены ли такие даты. А так он пригласил бывших с ним насладиться водой с этими финиками. Все, кто это сделал, заболели. Другие выздоровели, но аль-Мамун умер. Он призвал своего преемника продолжать свою политику и не обременять людей больше, чем они могут вынести. Это было 9 августа 833 года. [ 43 ]
Аль-Мамун умер недалеко от Тарса . В главной мечети города ( Большая мечеть Тарсус ) находится могила, предположительно принадлежащая ему. Аль-Мамун не сделал никаких официальных положений о своей преемственности. Его сын аль-Аббас был достаточно взрослым, чтобы править, и приобрел опыт командования в пограничных войнах с Византией, но не был назван наследником. [ 44 ] Согласно рассказу ат-Табари, на смертном одре аль-Мамун продиктовал письмо, в котором назначал своим преемником своего брата, а не аль-Аббаса: [ 45 ] а Абу Исхак был провозглашен халифом 9 августа Лакабом аль -Мутасима (полностью аль-Мутасим билла , «тот, кто ищет убежища у Бога»). [ 46 ] Невозможно узнать, отражает ли это реальные события, или же письмо было выдумкой, и Абу Исхак просто воспользовался своей близостью к умирающему брату и отсутствием аль-Аббаса, чтобы продвинуться на трон. Поскольку Абу Исхак был праотцом всех последующих халифов Аббасидов, у более поздних историков не было особого желания ставить под сомнение легитимность его восшествия на престол, но ясно, что его положение было далеко не безопасным: большая часть армии поддерживала аль-Аббаса, и к нему даже пришла делегация солдат и попыталась провозгласить его новым халифом. Только когда аль-Аббас отказался от них, то ли из-за слабости, то ли из-за желания избежать гражданской войны, и сам принес присягу на верность своему дяде, солдаты молча согласились с преемственностью аль-Мутасима. [ 47 ] [ 48 ]

Альманон , лунный ударный кратер , расположенный в гористой местности в юго-центральной части Луны , был назван в честь аль-Мамуна. [ 49 ]
Аль-Мамун был последним халифом Аббасидов, состоящий из одного слова у которого был лакаб, , у его преемников был лакаб с суффиксами, такими как Биллах или ала Аллах.
Его племянник Харун (будущий аль-Ватик ) научился каллиграфии, декламации и литературе у своего дяди, халифа аль-Мамуна. [ 50 ] Более поздние источники прозвали его «Маленьким Мамуном» из-за его эрудиции и моральных качеств. [ 50 ]
Религиозные верования
[ редактировать ]
Религиозные убеждения Аль-Мамуна являются предметом споров до такой степени, что другие Аббасиды, [ 51 ] как и более поздние исламские ученые, называли его мусульманином- шиитом . Например, суннитские ученые аль-Захаби , Ибн Касир , Ибн Халдун и аль-Суюти открыто придерживались мнения, что аль-Мамун был шиитом. [ 52 ] Аргументы в пользу его предполагаемого шиизма включают то, что в 816/817 году, когда Али ар-Рида , потомок Пророка, отказался стать единоличным халифом, аль-Мамун официально назначил его своим назначенным преемником. Были отчеканены официальные монеты Аббасидов, на которых аль-Мамун был халифом, а аль-Рида - его преемником. [ 53 ] Другие аргументы сводились к следующему: официальный черный цвет Халифата был изменен на пророческий зеленый; в 210 г. хиджры/825 г. н.э. он написал Кутаму б. Джафар, правитель Медины, чтобы вернуть Фадак потомкам Мухаммеда через свою дочь Фатиму; он восстановил никах мута , ранее запрещенный Умаром ибн аль-Хаттабом, но практиковавшийся при Мухаммеде и Абу Бакре; Сообщается, что в 211 году хиджры / 826 году нашей эры аль-Мамун выразил свою антипатию к тем, кто восхвалял Муавию I , основателя и первого халифа Омейядского халифата, и, как сообщается, наказывал таких людей; [ 54 ] однако эта более поздняя точка зрения на ас-Суюти сомнительна, поскольку она противоречит тому факту, что аль-Мамун продвигал ученых, которые открыто защищали Муавию, таких как ученый-мутазилит Хишам бин Амр аль-Фувати, который был уважаемым судьей в суд аль-Мамуна в Багдаде; [ 55 ] в 212 г. хиджры/827 г. н. э. аль-Мамун объявил о превосходстве Али ибн Абу Талиба над Абу Бакром и Умаром б. аль-Хаттаб; [ 54 ] в 833 году нашей эры, под влиянием рационалистической мысли мутазилитов , он инициировал испытание михна , в ходе которого принял аргумент о том, что Коран был создан в какой-то момент, несмотря на ортодоксальную суннитскую веру в то, что Книга является нетварным словом Бога.
Однако шииты также осуждают аль-Мамуна, поскольку считают, что он несет ответственность за отравление и последующую смерть Али аль-Ридхи в 818 году нашей эры. В последовавшей за этим борьбе за власть другие Аббасиды стремились свергнуть Мамуна в пользу Ибрагима ибн аль-Махди , дяди Мамуна; [ 56 ] поэтому избавление от ар-Риды было единственным реалистичным способом сохранить единое, абсолютное, беспрепятственное правление. [ 57 ] Аль-Мамун приказал похоронить аль-Риду рядом с могилой его собственного отца, Харуна ар-Рашида , выказал крайнюю скорбь во время похоронного ритуала и оставался на этом месте три дня. Мухаммад аль-Джавад , сын и преемник Али аль-Ридхи, жил без сопротивления и свободно до конца правления аль-Мамуна (до 833 г. н. э.). Халиф вызвал аль-Джавада в Багдад, чтобы жениться на его дочери Уммуле Фадль. Очевидно, это вызвало резкие возражения со стороны Аббасидов. По словам Якуби , аль-Мамун дал аль-Джаваду сто тысяч дирхамов и сказал: «Конечно, я хотел бы стать дедушкой по линии Посланника Бога и Али ибн Абу Талиба». [ 58 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Рекая, М. (24 апреля 2012 г.). «аль-Мамун» . Энциклопедия ислама, второе издание . Проверено 20 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Рекая 1991 , с. 331.
- ^ Эль-Хибри 2010 , с. 274.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 133–135.
- ^ Эль-Хибри 2010 , с. 282.
- ^ Эль-Хибри 2010 , стр. 282–283.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 142.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 142–143.
- ^ Jump up to: а б с Эль-Хибри 2010 , с. 283.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 144.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 144–145.
- ^ Кеннеди, Хью (1986). Пророк и эпоха халифатов (2-е изд.). Лондон и Нью-Йорк: Пирсон Лонгман. стр. 148–150. ISBN 0-582-49312-9 .
- ^ Jump up to: а б Лапидус, Ира М. (1975). «Разделение государства и религии в раннем исламском обществе» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 6 : 375. дои : 10.1017/S0020743800025344 . JSTOR 162750 . S2CID 162409061 . Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Лапидус, Ира М. (1975). «Разделение государства и религии в раннем исламском обществе» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 6 : 376. дои : 10.1017/S0020743800025344 . JSTOR 162750 . S2CID 162409061 . Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Лапидус, Ира М. (1975). «Разделение государства и религии в раннем исламском обществе» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 6 : 363–385. дои : 10.1017/S0020743800025344 . JSTOR 162750 . S2CID 162409061 . Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ «Почему имама ар-Резу (А) пригласили в Хорасан?» . Сеть Имама Резы . Проверено 3 июля 2021 г.
- ^ В. Маделунг (1 августа 2011 г.). «Али ар-Реза, восьмой имам имамитов-шиитов» . Ираникаонлайн.орг . Архивировано из оригинала 21 сентября 2012 года . Проверено 18 июня 2014 г.
- ^ аль-Караши, Бакир Шариф. Жизнь имама Али бин Мусы аль- Риды Перевод Джасима ар-Рашида. Архивировано 5 января. из оригинала Получено 22 сентября.
- ^ Мавани, Хамид (2013). Религиозный авторитет и политическая мысль в двунадесятническом исламе . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 276+. ISBN 978-1135044732 . Проверено 3 июля 2021 г.
- ^ История ат-Табари, т. 32, с. 95
- ^ Тесделл, Ли С. (1999). «Греческая риторика и философия в средневековой арабской культуре: состояние исследований». В плакате Кэрол; Утц, Ричард (ред.). Дискурсы власти: грамматика и риторика в средние века . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. стр. 51–58. ISBN 0-8101-1812-2 .
- ^ Анджело, Джозеф (2009). Энциклопедия космоса и астрономии . Информационная база. п. 78. ИСБН 978-1438110189 .
- ^ Гольдшмидт, Артур (2002). Краткая история Ближнего Востока . Боулдер, Колорадо: Westview Press . п. 78 . ISBN 978-0-8133-3885-9 .
- ^ Майкл Гамильтон Морган «Потерянная история», с. 57
- ^ Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла (1993), Vol. 4, с. 1011
- ^ Рехнагель, Чарльз (15 октября 2004 г.). «Мир: историк раскрывает невероятный вклад мусульманских картографов» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ Габра 2003 , стр. 112.
- ^ Jump up to: а б с аль-Зубайр, ARI; Каддуми, Г.Х. (1996). Книга подарков и раритетов . Гарвардские монографии Ближнего Востока. Центр ближневосточных исследований Гарвардского университета. п. 127–28, 139. ISBN. 978-0-932885-13-5 .
- ^ Jump up to: а б с Ибн аль-Саи 2017 , стр. 23.
- ^ Jump up to: а б Ибн аль-Саи 2017 , стр. 26.
- ^ Тернер 2013 .
- ^ ат-Табари, AJMJ; Босворт, CE (1991). История ат-Табари Том. 33: Буря и напряжение на северных границах халифата Аббасидов: Халифат аль-Мутасима, 833–842 гг. Н. Э./218–227 гг . Хиджры . Библиотека Персика. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 134. ИСБН 978-0-7914-0493-5 .
- ^ Jump up to: а б с Ибн аль-Саи 2017 , стр. 15.
- ^ Jump up to: а б Ибн ас-Саи, 2017 , стр. 149, с.
- ^ Ибн ас-Саи 2017 , стр. 20.
- ^ Ибн ас-Саи 2017 , стр. 22.
- ^ Ибн ас-Саи 2017 , стр. 32.
- ^ Ибн ас-Саи 2017 , стр. 169.
- ^ Jump up to: а б с Касвелл, FM (2011). Рабыни Багдада: Киян в эпоху ранних Аббасидов . Библиотека истории Ближнего Востока. Академик Блумсбери. стр. 134, 206, 245. ISBN. 978-1-84885-577-9 .
- ^ Килпатрик, Х. (2023). Книга монастырей . Библиотека арабской литературы. Нью-Йорк Пресс. стр. 233, 459. ISBN. 978-1-4798-2572-1 .
- ^ Эльмелиги, В. (2019). Поэзия арабских женщин от доисламской эпохи до Андалусии . Сосредоточьтесь на глобальном гендере и сексуальности. Тейлор и Фрэнсис. стр. 109–110. ISBN 978-0-429-83632-9 .
- ^ Босворт 1987 , с. 82.
- ^ Босворт 1987 , стр. 224–231.
- ^ Кеннеди 2006 , с. 213.
- ^ Босворт 1987 , стр. 222–223, 225.
- ^ Босворт 1991 , с. 1.
- ^ Кеннеди 2006 , стр. 213–215.
- ^ Bosworth 1991 , стр. 1–2 (особенно примечание 2).
- ^ «Аль-Мамун» . Справочник планетарной номенклатуры . Программа астрогеологических исследований Геологической службы США.
- ^ Jump up to: а б Май 2012 , с. 548.
- ^ Накави, «Тахтир-и кийамха-йи Алавийан», стр. 141.
- ^ Дхахаби, Сияр алам ан-нубалах, том. 11, с. 236; Ибн Касир, аль-Бидая ва л-нихая, т. 10, с. 275–279; Ибн Халдун. аль-Ибар, том. 2, с. 272; Суюти, Тарих аль-Хулафа, с. 363.
- ^ «Предмет № 13113 Аббасид (средневековый ислам), аль-Мамун (194–218 гг. Хиджры), Серебряный дирхам, 204 г.х., монетный двор Исфахана, с Али ибн Мусой аль-Ридой в качестве наследника, Альбом 224» .
- ^ Jump up to: а б Суюти, Тарих аль-Хулафа, с. 364.
- ^ «Споры о« необходимости имамата »в политической теории мутазилитов» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 июня 2021 года . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ Дональдсон, Дуайт М. (1933). Шиитская религия: история ислама в Персии и Ираке. Берли Пресс . стр. 161–170.
- ↑ По словам Маделунга, неожиданная смерть преемника Алидов, «чье присутствие сделало бы любое примирение с мощной оппозицией Аббасидов в Багдаде практически невозможным, действительно должна вызвать сильные подозрения в том, что Мамун приложил руку к смерти».
- ^ Дональдсон, Дуайт М. (1933). Шиитская религия: история ислама в Персии и Ираке . АМС Пресс. стр. 190–197.
Примечания
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Босворт, CE , изд. (1987). История ат-Табари, том XXXII: Воссоединение халифата Аббасидов: Халифат аль-Маммуна, 813–33 гг. Н. Э. / 198–213 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-058-8 .
- Кеннеди, Хью (2006). Когда Багдад правил мусульманским миром: взлет и падение величайшей династии ислама . Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press. ISBN 978-0-306814808 .
- Куперсон, Майкл (2005). Аль Мамун . Создатели мусульманского мира. Оксфорд: Один мир. ISBN 978-1851683864 .
- Дэниел, Элтон Л. (1979). Политическая и социальная история Хорасана при правлении Аббасидов, 747–820 гг . Миннеаполис и Чикаго: Исламская библиотека, Inc. ISBN 978-0-88297-025-7 .
- Эль-Хибри, Тайеб (1999). «Аль-Мамун: еретик-халиф». Переосмысление исламской историографии: Харун ар-Рашид и повествование об Аббасидском халифате . Издательство Кембриджского университета. стр. 95–142. ISBN 0-521-65023-2 .
- Эль-Хибри, Тайеб (2010). «Империя в Ираке, 763–861». В Робинсоне, Чейз Ф. (ред.). Новая Кембриджская история ислама, Том 1: Формирование исламского мира, с шестого по одиннадцатый века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 269–304. ISBN 978-0-521-83823-8 .
- Фишбейн, Майкл, изд. (1992). История ат-Табари, том XXXI: Война между братьями: Халифат Мухаммеда аль-Амина, 809–813 гг. Н. Э. / 193–198 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-1085-1 .
- Габра, Гавдат (2003). «Восстания башмурских коптов в восьмом и девятом веках» . В В. Бельце (ред.). Коптская церковь в первые три века ислама . Институт востоковедения Университета Мартина Лютера. стр. 111–119. Архивировано из оригинала 22 марта 2020 года . Проверено 22 марта 2020 г.
- Джон Бэгот Глабб «Империя арабов», Ходдер и Стоутон, Лондон, 1963.
- Ибн ас-Саи (2017). Супруги халифов: женщины и двор Багдада . Перевод Шавката М. Туравы. Введение Джулии Брей, предисловие Марины Уорнер. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-1-4798-0477-1 .
- Э. де ла Вэсьер, Самарканд и Самарра. Центральноазиатские элиты в империи Аббасидов , Питерс, 2007 г. [1] Архивировано 16 августа 2019 г. в Wayback Machine.
- Дмитрий Гутас , греческая мысль, арабская культура: греко-арабское переводческое движение в Багдаде и раннее аббасидское общество Рутледж, Лондон, 1998 г.
- Хью Н. Кеннеди , Ранний халифат Аббасидов, политическая история, Крум Хелм, Лондон, 1981 г.
- Кеннеди, Хью (2023). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (2-е изд.). Абингдон, Оксон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-367-36690-2 .
- Джон Навас, Пересмотр трех текущих объяснений введения Аль-Мамуном Михны, International Journal of Middle East Studies 26, (1994), стр. 615–629.
- Джон Навас, Возвращение к Михне 218 года хиджры / 833 года нашей эры: эмпирическое исследование, Журнал Американского восточного общества 116.4 (1996), стр. 698–708.
- Навас, Джон Абдалла (2015). Аль-Мамун, инквизиция и стремление к власти халифа . Атланта, Джорджия: Lockwood Press. ISBN 978-1-937040-55-0 .
- Рекая, М. (1991). «аль-Мамун» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VI: Махк – Мид . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 331–339. ISBN 978-90-04-08112-3 .
- Босворт, CE , изд. (1991). История ат-Табари, том XXXIII: Буря и напряжение вдоль северных границ халифата Аббасидов: Халифат аль-Мутасима, 833–842 гг. Н.э./218–227 хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0493-5 .
- Кан, Кадир (2012). «Васик-Билла» . Энциклопедия ислама TDV, Том. 42 (Табак – Вехран) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. стр. 548–549. ISBN 978-975-389-737-2 .
- Питер Томпкинс, «Тайны Великой пирамиды», глава 2, Harper and Row, 1971.
- Тернер, Джон П. (2013). «аль-Аббас б. аль-Мамун» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_24639 . ISSN 1873-9830 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- (на английском языке) Аль-Мамум: создание среды для инноваций
- Берггрен, Лен (2007). «Махмун: Абу аль-Аббас Абдаллах ибн Харун ар-Рашид» . В Томасе Хоккей; и др. (ред.). Биографическая энциклопедия астрономов . Нью-Йорк: Спрингер . п. 733. ИСБН 978-0-387-31022-0 . ( PDF-версия )