Фадак
Фадак | |
---|---|
Тип | Садовый оазис |
Координаты | 25 ° 59'34 "N 40 ° 28'0" E / 25,99278 ° N 40,46667 ° E |
Фадак ( араб . فدك ) был деревней с плодородной землей в оазисе недалеко от Медины . Захват Фадака мусульманами в 629 году нашей эры был мирным, и, таким образом, часть его принадлежала исламскому пророку Мухаммеду . После смерти Мухаммеда в 632 году Фадак был конфискован у его дочери Фатимы и передан в пользование как общественная собственность, несмотря на ее возражения. Позже Фадак много раз переходил из рук в руки как феодальное владение .
История
[ редактировать ]Еврейский Хайбар
[ редактировать ]В седьмом веке нашей эры оазис Хайбар был населен еврейскими племенами , которые зарабатывали себе на жизнь выращиванием финиковых пальм . Оазис был разделен на три региона, а именно: ан-Натат, аль-Шикк и аль-Катиба, вероятно, разделенные естественными отклонениями, такими как пустыня, лавовые заносы и болота. В каждом из этих регионов было несколько крепостей (или редутов) с домами, складами и конюшнями. Каждая крепость была занята кланом и окружена возделываемыми полями и пальмовыми рощами. Для повышения обороноспособности крепости возводились на холмах или базальтовых скалах. [1]
Время жизни Мухаммеда (629–632 гг.)
[ редактировать ]После успеха мусульман в битве при Хайбаре в 628 году еврейские жители Фадака попросили заключить мирный договор в обмен на половину своей собственности. [2] В отличие от Хайбара, Фадак был приобретен мирным путем. Таким образом, он считался феем и принадлежал Мухаммеду в соответствии со стихом 59:6 Корана . [2] [3] Есть некоторые свидетельства того, что Мухаммед подарил свою долю Фадака Фатиме (в Медине), когда был ниспослан стих 17:26: [2] [4] [5] и ее агенты управляли имуществом, когда Мухаммед был жив. [2] [6] Это мнение шиитских авторов. [2] включая аль-Кулайни ( ум. 941 ) и аль-Айаши ( ум. 932 ). [7] Среди суннитов ас-Суюти ( ум. 1505 ) и ад-Захаби ( ум. 1348 этой точки зрения придерживаются ), в то время как аль-Джурджани ( ум. 1078 ) и Ибн Касир ( ум. 1373 ) не уверены, был ли ниспослан этот стих Мухаммед в Медине. [2] Доходы Фадака в основном поддерживали нуждающихся путешественников, бедняков, военные экспедиции и семью Мухаммеда. [2] [8] которым было запрещено получать общую милостыню. [9]
Халифат Абу Бакра ( годы правления 632–634 )
[ редактировать ]Конфискация Фадака
[ редактировать ]после смерти Мухаммеда в 632 году и в начале его халифата Абу Бакр захватил Фадак у Фатимы. Говорят, что [2] [10] и выселила своих агентов, существуют разные мнения о том, почему он это сделал, возможно, потому, что он слышал от Мухаммеда, что Пророки не оставляют наследства, или в качестве демонстрации власти клану Мухаммеда ( Бану Хашим ), который еще не присягнул на верность Абу Бакр, [2] или, возможно, в отместку за то, что Бану Хашим исключил его из погребальных обрядов Мухаммеда. [11] Конфискация Фадака Абу Бакром — это точка зрения шиитов. В суннитских источниках обвинение в узурпации появляется, например, в трудах Ибн Хаджара аль-Хайтами ( ум. 1566 ) и Ибн Саада ( ум. 845 ). [2] [10]
Среди прочего, суннит аль-Баладхури ( ум. 892 ) сообщает, что Фатима возражала Абу Бакру, говоря, что Фадак был подарком ее отца. Сообщается, что ее муж Али и служанка в доме Мухаммеда по имени Умм Айман дали свои показания в поддержку Фатимы. [2] [8] По некоторым данным, Фатима также привела в качестве свидетелей двух своих сыновей. [12] Абу Бакр, однако, не счел их показания достаточными для установления принадлежности Фатимы. [2] согласно исламскому закону, в качестве свидетелей требуются двое мужчин или один мужчина и две женщины. [13] Хетия добавляет здесь, что Фатима могла ожидать, что ее близость с Мухаммедом укрепит ее позицию. [13] Шииты также утверждают, что правдивая Фатима не стала бы претендовать на то, что ей не принадлежит. [14] Согласно одному шиитскому сообщению, Али высказал это Абу Бакру и добавил, что бремя доказывания лежит на Абу Бакре, а не на Фатиме, чьи агенты управляли землей во время спора. [6] Саджади комментирует здесь, что владение является решающим фактором при определении собственности в исламском праве. [2] Сунниты Сибт ибн аль-Джаузи ( ум. 1256–1257 ) и шииты ат-Табриси ( ум. 1153–1154 ) рассказывают, что Абу Бакр наконец согласился вернуть Фадак Фатиме, но его отговорил его союзник Умар . [4] [2] который разорвал документ, написанный Абу Бакром. [15] [2] Другие версии этого последнего рассказа собраны в Шарх Нахдж аль-Балага мутазилитом Ибн Абил-Хадидом ( ум. 1258 ). [2]
Хадис о наследстве Мухаммеда
[ редактировать ]Скорее всего, после того, как Абу Бакр отклонил притязания Фатимы на право собственности, она потребовала свое наследство из имущества своего отца. [2] Абу Бакр отверг и это, заявив, что Мухаммад лишил свою семью наследства. [9] лично говоря первым, что пророки не оставляют наследства, а то, что они оставляют после себя, является общественной собственностью, которой должен управлять халиф. [16] Абу Бакр первоначально был единственным свидетелем этого утверждения, называемого хадисом о наследстве Мухаммеда . [9] [17] Абу Бакр добавил, что он будет управлять этой собственностью, как Мухаммед, и что его родственники отныне должны полагаться на общую милостыню. [18] что было запрещено для них при его жизни из-за их статуса чистоты в Коране. Этот запрет до сих пор поддерживается всеми школами исламской юриспруденции. [19] Таким образом, Абу Бакр лишил родственников Мухаммеда также их коранической доли добычи (стих 8:41) и фай (стих 59:7), на которые они ранее имели право вместо общей милостыни. [20]
Подлинность
[ редактировать ]В своей книге «Ат-Табакат аль-кубра » суннитский традиционалист Ибн Саад ( ум. 845 ) приводит хадис о наследовании с двумя цепочками передачи, которые включают многочисленных сподвижников Мухаммеда, таких как Умар, Усман и Зубайр . [21] В частности, он включает в эти цепочки некоторых видных хашимитов , таких как Али и Ибн Аббас , которые, как сообщается в других источниках, яростно оспаривали это утверждение Абу Бакра. [22]
С другой стороны, Суфи считает, что Абу Бакр обычно считается единственным заслуживающим доверия рассказчиком этого хадиса в суннитских источниках, добавляя, что подобные сообщения, приписываемые другим сподвижникам, были отвергнуты суннитами. [23] В этом духе Саджади пишет, что все (достоверные) версии этого хадиса переданы от Абу Бакра, его союзника Умара, его дочери Айши и Малика ибн Ауса Аль-Хадатана . [2] хотя некоторые первоисточники оспаривают статус последнего как сподвижника Мухаммеда. [24] Двенадцатилетние отвергают подлинность хадиса о наследовании, основываясь на своих собственных традициях. [2] утверждая также, что это противоречит Корану, где в стихах 19:6 и 27:16 описывается, как Захария и Давид оставили наследство. [25] Эти мнимые противоречия с Кораном отмечают и некоторые современные авторы. [25] [26] [11] Тем не менее Суфи пишет, что показания Абу Бакра достаточно сильны, чтобы сунниты могли сделать исключение из коранических правил наследования. [27]
Проповедь Фадака
[ редактировать ]Сообщается, что в знак протеста Фатима произнесла в мечети Пророка речь , известную как « Проповедь Фадака» . [28] [29] [2] Среди других источников эта проповедь появляется в суннитском «Балагат ан-ниса» , антологии красноречивых речей мусульманских женщин. [29] [30] хотя приписывание этой речи Фатиме в основном отвергается суннитами. [30] Версия этой речи в Балагхате утверждает, что Али является законным преемником Мухаммеда. [31] наказывает Абу Бакра за то, что он лишил Фатиму ее наследства, [32] [2] обвиняет его в выдумке (хадисов), [2] [33] и добавляет, что Мухаммад не мог противоречить Корану, [32] в котором стих 27:16 описывает, как Соломон унаследовал от своего отца Давида , [4] [34] а стих 19:6 рассказывает о том, как Захария молился о сыне, который унаследовал бы его и дом Иакова . [4] [34] Стихи 8:75 и 33:6 о правах каждого мусульманина на наследство также цитируются в речи в Балагате. [35] [36]
Политика
[ редактировать ]Маделунг предполагает, что халифат Абу Бакра по своей сути несовместим с сохранением привилегированного статуса родственников Мухаммеда и применением к ним коранических правил наследования. [9] Поскольку Мухаммед стал владельцем Фадака как лидер мусульманской общины, унаследование этой собственности как прерогативы Бану Хашим могло подразумевать их власть над общиной, и, вероятно, именно поэтому Абу Бакр отверг претензии Фатимы. [37] Такого мнения придерживался Джафри, и аналогичные взгляды высказывают и некоторые другие. [33] [38] [39] [40] [6] в то время как эль-Хибри не рассматривает сагу о Фадаке как простой финансовый спор. [41] Аслан предполагает, что Абу Бакр намеревался лишить Дом Мухаммеда его привилегированного статуса, ослабить его политическую мощь, [42] и особенно подорвать притязания Али на халифат. Аслан также оправдывает усилия Абу Бакра тем, что частично они основаны на его убеждении в том, что халифат должен находиться за пределами клана Мухаммеда, а частично на личной вражде между Абу Бакром и Али. [42] Некоторые современные авторы отмечают плохие отношения между двумя мужчинами. [43] [44] [45] [46]
Халифаты Умара ( годы правления 634–644 ), Усмана ( годы правления 644–656 ) и Али ( годы правления 656–661 )
[ редактировать ]Второй халиф Умар изгнал еврейских жителей Фадака, которые затем эмигрировали в Сирию . Однако, в отличие от других евреев, жители Фадака получили компенсацию от Умара после оценки их собственности в знак признания их согласия с Мухаммедом сохранить за собой право собственности на половину Фадака. [8] Умар также изменил политику наследования Абу Бакра, передав небольшое поместье Мухаммеда в Медине своему двоюродному брату Али и дяде Аббасу . [47] Однако Фадак остался под контролем Умара. [48] хотя, как сообщается, им управляли Али и Аббас. [8] Третий халиф Усман также сохранил Фадак, хотя вполне вероятно, что он больше не относился к этой земле как к благотворительной собственности, а вместо этого передал ее двум своим двоюродным братьям, а именно Марвану и его брату. [49] Вечча Валььери ( ум. 1989 ) здесь отличается, написав, что именно Муавия I ( годы правления 661–680 ) подарил Фадак Марвану, который, в свою очередь, позже передал его своим сыновьям. [8] Маделунг оспаривает ее точку зрения, отмечая, что отношения между Муавией и Марваном не были достаточно дружескими, чтобы оправдать этот подарок. [49] Муавия действительно временно забрал Фадака у Марвана во время своего халифата. [2]
Али , четвертый халиф и двоюродный брат Мухаммеда, похоже, не прикасался к Фадаку. [50] записано, Вместо этого в «Нахдж аль-Балага» что он упрощал этот вопрос во время своего халифата: «Конечно, все, что у нас было под этим небом, было Фадак, но группа людей [партия Абу Бакра] жаждала его. Что мне делать: Фадак или нет, а завтра это тело отправится в могилу, во тьме которой лежат его следы. будет уничтожен..." [51] [52] Аналогичное заявление содержится в письме Али Усману ибн Хунайфу , его агенту в Басре , в котором он жалуется, что Фадак был конфискован из-за жадности и зависти. [2] С другой стороны, шиит Шариф аль-Муртаза ( ум. 1044 ) утверждает, что Али мог практиковать такию (религиозное притворство), поддерживая статус-кво для Фадака. [52]
Омейядов ( годы правления 661–750 ) и Аббасидов ( годы правления 750–1258 ). Династии
[ редактировать ]Муавия I, первый халиф Омейядов , передал Фадак Марвану в качестве феодального владения, и после этого поместье много раз переходило из рук в руки в течение периода Омейядов. [49] [2] Исключением является Умар II ( годы правления 717–720 ), который во время своего халифата вернул Фадак потомкам Фатимы, [53] [2] как часть его усилий по устранению несправедливости, причиненной Алидам . [8] Омейяды Язид II ( годы правления 720–724 ) позже снова захватил Фадак. [8]
В начале Аббасидов периода аль-Саффах ( годы правления 750–754 ) вернул Фадак потомкам Фатимы, что позже было отменено его преемником аль-Мансуром ( годы правления 754–775 ). [2] Аббасидский халиф аль-Махди ( годы правления 775–785 ) снова вернул Фадак, но его сын аль-Хади ( годы правления 775–776 ) конфисковал имущество. [2] Позже аль-Мамун ( годы правления 813–833 ) вновь вернул Фадак, и он был забран обратно аль-Мутаваккилем ( годы правления 847–861 ), который передал Фадак потомкам Умара . [2] Этот цикл продолжился аль-Мутадидом ( годы правления 892–902 ), аль-Муктафи ( годы правления 902–908 ) и аль-Муктадиром ( годы правления 908–932 ). [54] Примечательно, что аль-Мамун издал указ, признающий право Фатимы на Фадак, утверждая, что, как дочь Мухаммеда, Фатима должна была знать больше о намерениях Мухаммеда в отношении Фадака, чем Абу Бакр. [53] Хетия отмечает, что аль-Мамун таким образом косвенно критиковал Абу Бакра: [53] что не понравилось (суннитским) юристам, которые, вероятно, оказали давление на аль-Мутаваккиля, чтобы тот позже вернул Фадак. [8] Напротив, Вечча Валььери отвергает аргументы халифа как слабые. [8] Будучи потомками Фатимы и Али, шиитские имамы рассматривали Фадак как символ узурпированного ими права наследования после Мухаммеда, и их интерпретация стиха 8:41 подразумевала, что Фадак должен быть в их распоряжении, как и Мухаммед. [6] Джафри поддерживает их интерпретацию Фадака как продолжение дебатов о преемственности. [55]
Фадак в литературе
[ редактировать ]Спор по поводу Фадака вскоре стал предметом легенд. Среди них — рассказ об Аббасиде Харуне ар-Рашиде ( годы правления 786–809 ), знаменитом халифе « Тысячи и одной ночи » , появившийся в произведении XVI века «Тонкости людей». В этой истории Харун изображен сожалеющим о притеснениях семьи Мухаммеда со стороны его предшественников. Таким образом, он спросил о границах Фадака у потомка Фатимы, чтобы вернуть его законным владельцам. Потомок Фатимы предупредил халифа, что Харун больше не захочет отказываться от Фадака, узнав о его границах. Тем не менее Харун продолжал настаивать. К его возмущению халифу сообщили, что первой границей Фадака был Аден , второй — Самарканд , третьей — Магриб , а четвертой — Армянское море, охватывающее практически всю империю Харуна. По словам Вирани , тот факт, что это требование не отстаивается и даже не учитывается, означает, что именно исламский мир нуждается в семье Мухаммеда, а не наоборот. [56]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Векча Валььери 2012b .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Саджади 2018 .
- ^ Питерс 1994 , с. 229.
- ^ Jump up to: а б с д Аббас 2021 , с. 102.
- ^ Раффл 2011 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б с д Осман 2014 , с. 121.
- ^ Осман 2014 , с. 146н145.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Вечча Валььери 2012a .
- ^ Jump up to: а б с д Маделунг 1997 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , стр. 18–9.
- ^ Jump up to: а б МакХьюго 2018 , с. 41.
- ^ Хетия 2013 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , с. 26.
- ^ Суфи 1997 , стр. 102–3.
- ^ Суфий 1997 , с. 101.
- ^ Бюлер 2014 , с. 186.
- ^ Аслан 2011 , с. 121.
- ^ Суфи 1997 , стр. 95–6.
- ^ Маделунг 1997 , с. 14.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 14, 50.
- ^ Хетия 2013 , стр. 19, 20.
- ^ Хетия 2013 , с. 21.
- ^ Суфи 1997 , стр. 99, 100.
- ^ Хетия 2013 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Суфи 1997 , стр. 98–9.
- ^ Маделунг 1997 , с. 360.
- ^ Суфий 1997 , с. 100.
- ^ Раффл 2011 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б Кутбуддин 2006 , с. 249.
- ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , с. 47-9.
- ^ Суфий 1997 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б Мавани 2013 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , с. 52.
- ^ Хетия 2013 , стр. 52–3.
- ^ Раффл 2011 , стр. 15, 26.
- ^ Джафри 1979 , с. 47.
- ^ Суфи 1997 , стр. 104–5.
- ^ Аюб 2014 , стр. 21–2.
- ^ Строка 2000 , с. 23.
- ^ Эль-Хибри 2010 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Лео 2011 , с. 122.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 42, 52, 213–4.
- ^ МакХьюго 2018 , с. 39.
- ^ Аббас 2021 , с. 94.
- ^ Энтони 2013 , с. 31.
- ^ Маделунг 1997 , с. 62.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 62, 82.
- ^ Jump up to: а б с Маделунг 1997 , с. 82.
- ^ Маделунг 1997 , с. 277.
- ^ Мавани 2013 , с. 132.
- ^ Jump up to: а б Суфий 1997 , с. 103.
- ^ Jump up to: а б с Хетия 2013 , с. 22.
- ^ Вирани 2007 , с. 165–6.
- ^ Осман 2014 , стр. 121, 149.
- ^ Вирани 2007 , с. 166–7.
Источники
[ редактировать ]- Векча Валььери, Л. (2012a). "Внезапно" . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_2218 .
- Векча Валььери, Л. (2012b). «Хайбар» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.).
- Саджади, Садек (2018). "Внезапно" . В Дафтари, Фархад (ред.). Исламская энциклопедия . Справочник по Бриллу в Интернете.
- Аббас, Хасан (2021). Наследник Пророка: Жизнь Али ибн Аби Талиба . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300252057 .
- Хетия, Винай (2013). Фатима как мотив раздора и страдания в исламских источниках (Тезис). Университет Конкордия.
- Питерс, Фрэнсис (1994). Мухаммед и истоки ислама . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780791418758 .
- Мавани, Хамид (2013). Религиозная власть и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни . Рутледж. ISBN 9780415624404 .
- Раффл, Карен (2011). «Можете ли вы поучиться на их модели: образцовые отношения отца и дочери Мухаммеда и Фатимы в южноазиатском шиизме» (PDF) . Журнал персидских исследований . 4 : 12–29. дои : 10.1163/187471611X568267 .
- Бюлер, Артур Ф. (2014). «ФАТИМА (ум. 632)» . В Фитцпатрике, Коэли; Уокер, Адам Хани (ред.). Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего . Том. 1. АВС-КЛИО. стр. 182–7. ISBN 9781610691772 .
- Джафри, SHM (1979). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лондон: Лонгман.
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780853982005 .
- Маделунг, Уилферд (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-64696-0 .
- Аслан, Реза (2011). Нет бога, кроме Бога: Истоки, эволюция и будущее ислама . Случайный дом. ISBN 9780812982442 .
- Энтони, Шон В. (2013). «Али б. Аби Талиб» . В Бауэринге, Герхард (ред.). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. стр. 30–2. ISBN 9780691134840 .
- Вирани, Шафик (2007). Исмаилиты в средние века: история выживания, поиск спасения . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195311730 .
- Кутбуддин, Тахера (2006). «ФАТИМА (АЛЬ-ЗАХРА) БИНТ МУХАММАД (ОК. 12 ДО 11 ХИДЖРЫ/ОК. 610–632)» . В Мэри, Джозеф В. (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Рутледж. стр. 248–50. ISBN 978-0415966900 .
- Лалани, Арзина Р. (2000). Ранняя шиитская мысль: учение имама Мухаммада аль-Бакира . ИБ Таурис. ISBN 978-1860644344 .
- Суфи, Дениз Луиза (1997). Образ Фатимы в классической мусульманской мысли (кандидатская диссертация). Принстонский университет. ПроКвест 304390529 .
- Аюб, Махмуд М. (2014). Кризис мусульманской истории: религия и политика в раннем исламе . Публикации Oneworld. ISBN 9781780746746 .
- Эль-Хибри, Тайеб (2010). Притча и политика в ранней исламской истории: халифы Рашидун . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231521659 .
- Осман, Раванд (2014). Женские личности в Коране и Сунне: изучение основных источников имамитского шиитского ислама . Рутледж. ISBN 9781317671503 .
- МакХьюго, Джон (2018). Краткая история суннитов и шиитов . Издательство Джорджтаунского университета. ISBN 9781626165885 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Шиитская смотровая площадка
- «Фадак; Собственность Фатимы аз-Захры» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 29 сентября 2007 г. (1,60 МБ).