Проповедь Фадака
Часть серии о Шиитский ислам |
---|
![]() |
![]() |
Проповедь Фадака (араб. الخطبة الفدكية) относится к речи в мечети Пророка в Медине , произнесенной Фатимой , дочерью исламского пророка Мухаммеда , вскоре после его смерти в 632 году нашей эры. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] В этой проповеди Фатима протестовала против преемственности Абу Бакра Мухаммеду и критиковала мусульман за то, что они скатились к тому, что она назвала своими доисламскими привычками. [ 4 ] Фатима считала своего мужа Али законным преемником Мухаммеда. [ 5 ] [ 6 ] ссылаясь на свое заявление в Гадир Хумм . [ 7 ]
В своих замечаниях Фатима также отчитала Абу Бакра за то, что он лишил ее права наследования сельскохозяйственных земель Фадака , что, по ее мнению, противоречит Корану и Сунне ( пророческому приоритету). [ 8 ] Среди других источников, Проповедь Фадака появляется в «Балагат ан-ниса» , антологии красноречивых речей женщин. [ 9 ] [ 3 ] Суннитский « автор Балагата» пишет, что эта речь хорошо известна среди шиитов , хотя сунниты отвергают ее приписывание Фатиме. [ 10 ]
Фон
[ редактировать ]Фадак
[ редактировать ]Фадак — деревня, расположенная к северу от Медины , на расстоянии двух дней пути. [ 1 ] В рамках мирного договора с еврейским племенем половина сельскохозяйственных земель Фадака считалась феей и принадлежала Мухаммеду. [ 11 ] [ 1 ] в соответствии со стихом 59:6 Корана. [ 1 ] Есть некоторые свидетельства того, что Мухаммед подарил свою долю Фадака Фатиме в Медине, когда был ниспослан стих 17:26: [ 1 ] [ 12 ] [ 13 ] и ее агенты управляли собственностью, когда Мухаммед был жив. [ 1 ] Это мнение шиитских авторов. [ 1 ] включая аль-Кулайни ( ум. 941 ) и аль-Айяши ( ум. 932 ). [ 14 ] Среди суннитов ас-Суюти ( ум. 1505 ) и ад-Захаби ( ум. 1348 этой точки зрения придерживаются ), в то время как аль-Джурджани ( ум. 1078 ) и Ибн Касир ( ум. 1373 ) не уверены, был ли ниспослан этот стих Мухаммед в Медине. [ 1 ] Доходы Фадака в основном поддерживали нуждающихся путешественников, бедняков, военные экспедиции и семью Мухаммеда. [ 1 ] [ 11 ] которым было запрещено получать общую милостыню. [ 15 ]
Конфискация Фадака
[ редактировать ]после смерти Мухаммеда в 632 году и в начале его халифата Абу Бакр захватил Фадак у Фатимы. Говорят, что [ 1 ] [ 16 ] и выселила своих агентов, возможно, в качестве демонстрации власти клана Мухаммеда ( Бану Хашим ), который еще не присягнул на верность Абу Бакру, [ 1 ] или, возможно, в отместку за то, что Бану Хашим исключил его из погребальных обрядов Мухаммеда. [ 17 ] Конфискация Фадака Абу Бакром является точкой зрения шиитов. В суннитских источниках обвинение в узурпации появляется, например, в трудах Ибн Хаджара аль-Хайсами ( ум. 1566 ) и Ибн Саада ( ум. 845 ). [ 1 ] [ 16 ]
Среди прочего, суннит аль-Баладхури ( ум. 892 ) сообщает, что Фатима возражала Абу Бакру, говоря, что Фадак был подарком ее отца. Сообщается, что ее муж Али и служанка в доме Мухаммеда по имени Умм Айман дали свои показания в поддержку Фатимы. [ 1 ] По некоторым данным, Фатима также привела в качестве свидетелей двух своих сыновей. [ 18 ] Абу Бакр, однако, не счел их показания достаточными для установления принадлежности Фатимы. [ 1 ] [ 11 ] согласно исламскому закону, в качестве свидетелей требуются двое мужчин или один мужчина и две женщины. [ 19 ] Хетия добавляет здесь, что Фатима могла ожидать, что ее близость с Мухаммедом укрепит ее позицию. [ 19 ] Шииты также утверждают, что правдивая Фатима не стала бы претендовать на то, что ей не принадлежит. [ 20 ] Согласно одному шиитскому сообщению, Али высказал это Абу Бакру и добавил, что бремя доказывания лежит на Абу Бакре, а не на Фатиме, чьи агенты управляли землей во время спора. [ 21 ] Саджади комментирует здесь, что владение является решающим фактором при определении собственности в исламском праве. [ 1 ] Сунниты Сибт ибн аль-Джаузи ( ум. 1256–1257 ) и шииты ат-Табриси ( ум. 1153–1154 ) рассказывают, что Абу Бакр наконец согласился вернуть Фадак Фатиме, но его отговорил его союзник Умар . [ 12 ] [ 1 ] который разорвал документ, написанный Абу Бакром. [ 22 ] [ 1 ] Другие версии этого последнего рассказа собраны в Шарх Нахдж аль-Балага мутазилитом Ибн Абил-Хадидом ( ум. 1258 ). [ 1 ]
Хадис о наследстве Мухаммеда
[ редактировать ]Скорее всего, после того, как Абу Бакр отклонил притязания Фатимы на право собственности, она потребовала свое наследство из имущества своего отца. [ 1 ] Абу Бакр отверг и это, заявив, что Мухаммад лишил свою семью наследства. [ 15 ] лично говоря первым, что пророки не оставляют наследства, а то, что они оставляют после себя, является общественной собственностью, которой должен управлять халиф. [ 23 ] Абу Бакр изначально был единственным свидетелем этого утверждения, называемого хадисом о наследстве Мухаммеда . [ 15 ] [ 24 ] Абу Бакр добавил, что он будет управлять этой собственностью, как Мухаммед, и что его родственники отныне должны полагаться на общую милостыню. [ 25 ] что было запрещено для них при его жизни из-за их статуса чистоты в Коране. Этот запрет до сих пор поддерживается всеми школами исламской юриспруденции. [ 26 ] Таким образом, Абу Бакр лишил родственников Мухаммеда также их коранической доли добычи и добычи . [ 15 ] в стихах 8:41 и 59:7 соответственно, на которую они ранее имели право вместо общей милостыни. [ 26 ]
Подлинность
[ редактировать ]В своей книге «Ат-Табакат аль-кубра » суннитский традиционалист Ибн Саад ( ум. 845 ) приводит хадис о наследовании с двумя цепочками передачи, которые включают многочисленных сподвижников Мухаммеда, таких как Умар, Усман и Зубайр . [ 27 ] В частности, он включает в эти цепочки некоторых видных хашимитов , таких как Али и Ибн Аббас , которые, как сообщается в других источниках, яростно оспаривали это утверждение Абу Бакра. [ 28 ]
С другой стороны, Суфи считает, что Абу Бакр обычно считается единственным заслуживающим доверия рассказчиком этого хадиса в суннитских источниках, добавляя, что подобные сообщения, приписываемые другим сподвижникам, были отвергнуты суннитами. [ 29 ] В этом духе Саджади пишет, что все (достоверные) версии этого хадиса переданы от Абу Бакра, его союзника Умара, его дочери Айши и Малика ибн Ауса Аль-Хадатана . [ 1 ] хотя некоторые первоисточники оспаривают статус последнего как сподвижника Мухаммеда. [ 30 ] Двенадцатилетние отвергают подлинность хадиса о наследовании, основанного на их собственных традициях. [ 1 ] утверждая также, что это противоречит Корану, где в стихах 19:6 и 27:16 описывается, как Захария и Давид оставили наследство. [ 31 ] Эти мнимые противоречия с Кораном отмечают и некоторые современные авторы. [ 31 ] [ 32 ] [ 17 ] Тем не менее Суфи пишет, что показания Абу Бакра достаточно сильны, чтобы сунниты могли сделать исключение из коранических правил наследования. [ 33 ]
Содержание проповеди
[ редактировать ]Сообщается, что в знак протеста Фатима произнесла в мечети Пророка речь , известную как «Проповедь Фадака». [ 34 ] [ 3 ] [ 1 ] Как цитируется в «Балагхат ан-ниса» , Фатима начала с восхваления Бога и Его пророка Мухаммеда . [ 35 ] Затем она продолжила обзор учений ислама и целей, которым каждое из них служит. [ 35 ] Эту первую часть ее речи часто цитируют как религиозные учения в литературе шиитов-двунадесятников , где Фатима рассматривается как непогрешимая обладательница божественного знания. [ 36 ]
Балагхат ан-Ниса сообщает, что Фатима затем отвергла авторитет Абу Бакра в пользу Али и раскритиковала мусульман за возвращение после смерти Мухаммеда к тому, что она назвала своими доисламскими привычками. [ 4 ] Она считала своего мужа Али законным преемником Мухаммеда. [ 5 ] [ 37 ] ссылаясь на свое заявление в Гадир Хумм . [ 7 ] Что касается дела Сакифы, Фатима сказала, что люди делали то, что делали, из-за страха беспорядков ( фитна ), но в конечном итоге все равно впадали в беспорядок. [ 38 ]
Основываясь на этом источнике, Фатима затем отчитала Абу Бакра за отказ в ее праве наследования Фадаку, что, по ее мнению, противоречило Корану и Сунне (пророческому приоритету). [ 8 ] В подтверждение своего утверждения она процитировала стих 27:16 Корана, в котором Соломон наследует от своего отца Давида : [ 12 ] [ 39 ] и стих 19:6, где Захария молится о сыне, который унаследует от него и от дома Иакова . [ 12 ] [ 39 ] Фатима также процитировала стихи 8:75 и 33:6 о правах каждого мусульманина на наследство: [ 40 ] [ 41 ]
О мусульмане! Будет ли мое наследство узурпировано? О сын Абу Кухафе (Абу Бакра)! Где в Книге Аллаха (Коране) написано, что вы можете унаследовать от своего отца, а я не наследую своего? Наверняка вы придумали невиданную вещь. Вы намеренно отказываетесь от Книги Божьей и бросаете ее за спину? Разве вы не читали, где сказано: «И Сулейман (Соломон) унаследовал Давуда (Давида)?» И когда он повествует ту историю о Закарии (Захарии) и говорит: «Так дай мне наследника, как от себя самого; (Тот, который) унаследует меня и унаследует потомство Якуба (Иакова)» предшествующие права друг против друга в Книге Аллаха». И: «...если он оставит какое добро, то пусть завещает родителям и ближайшим родственникам, по разумному обычаю; это полагается от благочестивых...» [ 42 ]
Затем Фатима обвинила Абу Бакра в несправедливости вместе с его союзником Умаром и мухаджирунами ( мекканскими мусульманами): [ 43 ]
Будет ли мое наследство отнято у меня тираническим и репрессивным способом? Ибо скоро те, кто творит несправедливость, узнают, к чему они возвращаются! [ 43 ]
Последнее предложение выше является прямой ссылкой на Коран (26:227), и такие ссылки на Коран являются постоянной темой в ее речи. [ 40 ] Затем Фатима обратилась к ансарам ( мединским мусульманам) и раскритиковала их за безразличие: [ 44 ] [ 45 ]
[Разговаривая с ансарами] О вы, люди интеллекта, вы, сильные сторонники нации, вы, принявшие ислам! Что это за недостаток в защите моего права? Что это за безразличие к несправедливости, причиненной мне? Разве Посланник Божий, мой отец, не говорил: «Человек сохраняется через своих детей». Как быстро вы выступили против него и как скоро вы составили заговор против нас! У вас есть возможность помочь мне в моей попытке и сила повлиять на мою просьбу и цель. [ 45 ]
Фатима обвинила присутствующих в том, что они отвернулись от ислама, процитировав стих 3:144, в котором есть предложение: «Итак, если он [Мухаммед] умрет или будет убит, вы вернетесь назад?» [ 46 ]
В короткой беседе после ее выступления Абу Бакр заявил, что пророки не оставляют никакого наследия, которое он приписывал Мухаммеду. [ 47 ] Абу Бакр также предложил выплатить Фатиме компенсацию из своего богатства. [ 48 ] Фатима возразила, что заявление Абу Бакра будет означать, что Мухаммед отказался от учения Корана. [ 49 ] Позже она посетила могилу своего отца и посетовала на недавние события, которые, как она воскликнула, лишили бы Мухаммеда дара речи, если бы он стал их свидетелем. [ 50 ]
Подлинность
[ редактировать ]Также известный как Хутбат аз-Захра ( букв. « Речь аз-Захры » ) или Калам Фатима ( букв. « Слова Фатимы » ), существует несколько версий этой речи. [ 10 ] Самый ранний из них появляется в «Балагат ан-ниса» ( букв. « красноречивые речи женщин » ) Ибн Аби Тайфура ( ум. 279 г. хиджры ). [ 3 ] [ 10 ] [ 51 ] Балагхат ан-Ниса содержит два повествования: короткое принадлежит Зайду ибн Али, сподвижнику шиитского имама Али аль-Хади . Более сложный вариант приписывается Зайнаб бинт Али через шиитскую цепь передачи. Ибн Аби Тайфур пишет, что эта речь хорошо известна среди шиитов, которые также передавали ее устно из поколения в поколение. Он также отмечает, что сунниты отвергают приписывание речи Фатиме. [ 10 ]
В своей книге «Шафи фи аль-имама» знаменитый богослов-двунадесятник Шариф аль-Муртаза ( ум. 436 г. хиджры ) представляет краткую версию проповеди с полной суннитской цепочкой передачи. Проповедь также появляется в «Китаб ас-Сакифа» Абу Бакра аль-Джавхари ( ум. 323 г. хиджры ) и цитируется Ибн Аби'л-Хадидом ( ум. 656 г. хиджры ) в его обширном комментарии к «Нахдж аль-балага» , сборнику речей. и высказывания, приписываемые Али. Самая длинная и подробная версия речи Фатимы содержится в «Аль-Ихтиджадж» , сборнике шиитских хадисов шестого века хиджры. Еще одна версия имеет цепочку передачи, идущую от шиитского имама Мухаммада аль-Бакира . [ 10 ] По словам Суфи, основная разница между этими версиями заключается в реакции Абу Бакра на речь Фатимы. [ 52 ]
Вдовы Мухаммеда
[ редактировать ]Абу Бакр лишил родственников Мухаммеда статуса чистоты, потребовав от них полагаться на общую милостыню, которую Мухаммед запретил им при жизни. [ 15 ] [ 25 ] В то же время Абу Бакр позволил вдовам Мухаммеда унаследовать его покои в Медине. [ 53 ] [ 24 ] [ 1 ] и, в частности, подарил своей дочери Аише недвижимость в алийской части Медины и в Бахрейне. [ 53 ] [ 24 ] сохраняя свой статус, Абу Бакр мог дать сигнал мусульманской общине, что его дочь Аиша и остальные вдовы являются истинными наследниками Мухаммеда По мнению Аслана, . [ 54 ] Маделунг придерживается аналогичной точки зрения. [ 55 ]
Политика
[ редактировать ]Маделунг предполагает, что халифат Абу Бакра по своей сути несовместим с сохранением привилегированного статуса родственников Мухаммеда и применением к ним коранических правил наследования. [ 15 ] Мухаммед стал владельцем Фадака как лидер мусульманской общины. Наследование этой собственности как прерогативы Бану Хашим могло подразумевать их власть над общиной, и, вероятно, именно поэтому Абу Бакр отклонил претензии Фатимы. [ 56 ] Такого мнения придерживался Джафри, и аналогичные взгляды высказывают и некоторые другие. [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] [ 21 ] в то время как эль-Хибри не рассматривает сагу о Фадаке как простой финансовый спор. [ 61 ] Аслан предполагает, что Абу Бакр намеревался лишить Дом Мухаммеда его привилегированного статуса, ослабить его политическую мощь, [ 54 ] и особенно подорвать притязания Али на халифат. Аслан также оправдывает усилия Абу Бакра тем, что частично они основаны на его убеждении в том, что халифат должен находиться за пределами клана Мухаммеда, а частично на личной вражде между Абу Бакром и Али. [ 54 ] Некоторые современные авторы отмечают плохие отношения между двумя мужчинами. [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ]
Последствия
[ редактировать ]Некоторые источники сообщают, что Фатима так и не помирилась с Абу Бакром. [ 66 ] [ 67 ] [ 65 ] [ 42 ] частично основано на традиции на этот счет в каноническом суннитском сборнике « Сахих аль-Бухари» . [ 68 ] [ 69 ] Есть также сообщения о том, что Абу Бакр и его союзник Умар посетили Фатиму на ее смертном одре, чтобы извиниться, что Маделунг считает самообличающим. [ 66 ] Как сообщается в «Аль-Имама ва ас-Сияса» , [ 70 ] Фатима напомнила двоим посетителям слова Мухаммеда: «Фатима — часть меня, и тот, кто злит ее, разгневал меня». [ 71 ] [ 70 ] Затем умирающая Фатима сказала этим двоим, что они действительно разозлили ее и что вскоре она подаст жалобу Богу и Его пророку Мухаммеду. [ 12 ] [ 72 ] Есть также суннитские сообщения о том, что Фатима примирилась с Абу Бакром и Маром, хотя Маделунг предполагает, что они были изобретены, чтобы устранить негативные последствия гнева Фатимы. [ 66 ] Фатима умерла в 11/632 г., через шесть месяцев после смерти Мухаммеда. [ 23 ] [ 73 ] По ее завещанию ее похоронили тайно ночью. [ 74 ] [ 5 ] Как сообщает ат-Табари ( ум. 923 ), [ 71 ] ее предсмертным желанием было, чтобы Абу Бакр не присутствовал на похоронах. [ 42 ] [ 75 ] Фатимы Место захоронения в Медине остается неизвестным. [ 76 ] [ 77 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Саджади 2018 .
- ^ Мавани 2013 , стр. 116–7.
- ^ Jump up to: а б с д Кутбуддин 2006 , с. 249.
- ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , стр. 50, 52.
- ^ Jump up to: а б с Верный 2018 .
- ^ Суфий 1997 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б Амир-Моэцци 2022 .
- ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , стр. 50, 53.
- ^ Хетия 2013 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б с д и Хетия 2013 , с. 47-9.
- ^ Jump up to: а б с Вечча Валььери 2012 .
- ^ Jump up to: а б с д и Аббас 2021 , с. 102.
- ^ Раффл 2011 , с. 26.
- ^ Осман 2014 , с. 146н145.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Маделунг 1997 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , стр. 18–9.
- ^ Jump up to: а б МакХьюго 2018 , с. 41.
- ^ Хетия 2013 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , с. 26.
- ^ Суфи 1997 , стр. 102–3.
- ^ Jump up to: а б Осман 2014 , с. 121.
- ^ Суфий 1997 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б Бюлер 2014 , с. 186.
- ^ Jump up to: а б с Лео 2011 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б Суфи 1997 , стр. 95–6.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , с. 14.
- ^ Хетия 2013 , стр. 19, 20.
- ^ Хетия 2013 , с. 21.
- ^ Суфи 1997 , стр. 99, 100.
- ^ Хетия 2013 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Суфи 1997 , стр. 98–9.
- ^ Маделунг 1997 , с. 360.
- ^ Суфий 1997 , с. 100.
- ^ Раффл 2011 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , с. 51.
- ^ Осман 2014 , с. 123.
- ^ Аббас 2021 , стр. 81, 95.
- ^ Суфий 1997 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , стр. 52–3.
- ^ Раффл 2011 , стр. 15, 26.
- ^ Jump up to: а б с Мавани 2013 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , с. 53.
- ^ Хетия 2013 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б Раффл 2011 , с. 27.
- ^ Хетия 2013 , с. 55.
- ^ Хетия 2013 , с. 56.
- ^ Хетия 2013 , с. 56, 57.
- ^ Хетия 2013 , с. 57.
- ^ Хетия 2013 , с. 58.
- ^ Суфий 1997 , с. 106.
- ^ Суфий 1997 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б с Лео 2011 , с. 122.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 50–1.
- ^ Джафри 1979 , с. 47.
- ^ Мавани 2013 , с. 116.
- ^ Суфи 1997 , стр. 104–5.
- ^ Аюб 2014 , стр. 21–2.
- ^ Строка 2000 , с. 23.
- ^ Эль-Хибри 2010 , с. 9.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 42, 52, 213–4.
- ^ МакХьюго 2018 , с. 39.
- ^ Аббас 2021 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б Энтони 2013 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б с Маделунг 1997 , с. 52.
- ^ Хетия 2013 , стр. 30, 31, 35.
- ^ Суфий 1997 , с. 96.
- ^ Хетия 2013 , стр. 30–1.
- ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , стр. 35–6.
- ^ Jump up to: а б Аббас 2021 , с. 103.
- ^ Хетия 2013 , стр. 25–6.
- ^ Аббас 2021 , с. 104.
- ^ Хетия 2013 , с. 82.
- ^ Кассам и Бломфилд 2015 , с. 212.
- ^ Аббас 2021 , стр. 103–4.
- ^ Клемм 2005 , стр. 184–5.
Источники
[ редактировать ]- Аббас, Хасан (2021). Наследник пророка: Жизнь Али ибн Аби Талиба . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300252057 .
- Маделунг, Уилферд (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-64696-0 .
- Хетия, Винай (2013). Фатима как мотив раздора и страдания в исламских источниках (Тезис). Университет Конкордия.
- Аслан, Реза (2011). Нет бога, кроме Бога: Истоки, эволюция и будущее ислама . Случайный дом. ISBN 9780812982442 .
- Саджади, Садек (2018). "Внезапно" . В Дафтари, Фархад (ред.). Исламская энциклопедия . Справочник по Бриллу в Интернете.
- Джафри, SHM (1979). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лондон: Лонгман.
- Раффл, Карен (2011). «Можете ли вы поучиться на их модели: образцовые отношения отца и дочери Мухаммеда и Фатимы в южноазиатском шиизме» (PDF) . Журнал персидских исследований . 4 : 12–29. дои : 10.1163/187471611X568267 .
- Мавани, Хамид (2013). Религиозная власть и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни . Рутледж. ISBN 9780415624404 .
- Бюлер, Артур Ф. (2014). «ФАТИМА (ум. 632)» . В Фитцпатрике, Коэли; Уокер, Адам Хани (ред.). Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего . Том. 1. АВС-КЛИО. стр. 182–7. ISBN 9781610691772 .
- Кутбуддин, Тахера (2006). «ФАТИМА (АЛЬ-ЗАХРА) БИНТ МУХАММАД (ОК. 12 ДО 11 ХИДЖРЫ/ОК. 610–632)» . В Мэри, Джозеф В. (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Рутледж. стр. 248–50. ISBN 978-0415966900 .
- Энтони, Шон В. (2013). «Али б. Аби Талиб» . В Бауэринге, Герхард (ред.). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. стр. 30–2. ISBN 9780691134840 .
- Амир-Моэцци, Мохаммад Али (2022). «Гадир Хумм» . Энциклопедия ислама (Третье изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Феделе, Валентина (2018). «ФАТИМА (605/15–632 гг. н. э.)» . В де-Гайя, Сьюзен (ред.). Энциклопедия женщин в мировых религиях . АВС-КЛИО. п. 56. ИСБН 9781440848506 .
- Кассам, Зейн; Бломфилд, Бриджит (2015). «Вспоминая Фатиму и Зайнаб: гендер в перспективе». В Дафтари, Фархад; Саджу, Амин; Джива, Шаинул (ред.). Шиитский мир: пути в традициях и современности . Издательство Блумсбери. п. 210. ИСБН 9780857729675 .
- Клемм, Верена (2005). «Формирование образа исламской легенды: Фатима, дочь пророка Мухаммеда». В Гюнтере, Себастьяне (ред.). Идеи, изображения и методы изображения: взгляд на классическую арабскую литературу и ислам . Брилл. стр. 181–208. ISBN 9789047407263 .
- Суфи, Дениз Луиза (1997). Образ Фатимы в классической мусульманской мысли (кандидатская диссертация). Принстонский университет. ПроКвест 304390529 .
- Лалани, Арзина Р. (2000). Ранняя шиитская мысль: учение имама Мухаммада аль-Бакира . ИБ Таурис. ISBN 978-1860644344 .
- Аюб, Махмуд М. (2014). Кризис мусульманской истории: религия и политика в раннем исламе . Публикации Oneworld. ISBN 9781780746746 .
- Эль-Хибри, Тайеб (2010). Притча и политика в ранней исламской истории: халифы Рашидун . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231521659 .
- Осман, Раванд (2014). Женские личности в Коране и Сунне: изучение основных источников имамитского шиитского ислама . Рутледж. ISBN 9781317671503 .
- МакХьюго, Джон (2018). Краткая история суннитов и шиитов . Издательство Джорджтаунского университета. ISBN 9781626165885 .
- Векча Валььери, Л. (2012). "Внезапно" . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_2218 .