Jump to content

Проповедь Фадака

Проповедь Фадака (араб. الخطبة الفدكية) относится к речи в мечети Пророка в Медине , произнесенной Фатимой , дочерью исламского пророка Мухаммеда , вскоре после его смерти в 632 году нашей эры. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] В этой проповеди Фатима протестовала против преемственности Абу Бакра Мухаммеду и критиковала мусульман за то, что они скатились к тому, что она назвала своими доисламскими привычками. [ 4 ] Фатима считала своего мужа Али законным преемником Мухаммеда. [ 5 ] [ 6 ] ссылаясь на свое заявление в Гадир Хумм . [ 7 ]

В своих замечаниях Фатима также отчитала Абу Бакра за то, что он лишил ее права наследования сельскохозяйственных земель Фадака , что, по ее мнению, противоречит Корану и Сунне ( пророческому приоритету). [ 8 ] Среди других источников, Проповедь Фадака появляется в «Балагат ан-ниса» , антологии красноречивых речей женщин. [ 9 ] [ 3 ] Суннитский « автор Балагата» пишет, что эта речь хорошо известна среди шиитов , хотя сунниты отвергают ее приписывание Фатиме. [ 10 ]

Фадак — деревня, расположенная к северу от Медины , на расстоянии двух дней пути. [ 1 ] В рамках мирного договора с еврейским племенем половина сельскохозяйственных земель Фадака считалась феей и принадлежала Мухаммеду. [ 11 ] [ 1 ] в соответствии со стихом 59:6 Корана. [ 1 ] Есть некоторые свидетельства того, что Мухаммед подарил свою долю Фадака Фатиме в Медине, когда был ниспослан стих 17:26: [ 1 ] [ 12 ] [ 13 ] и ее агенты управляли собственностью, когда Мухаммед был жив. [ 1 ] Это мнение шиитских авторов. [ 1 ] включая аль-Кулайни ( ум. 941 ) и аль-Айяши ( ум. 932 ). [ 14 ] Среди суннитов ас-Суюти ( ум. 1505 ) и ад-Захаби ( ум. 1348 этой точки зрения придерживаются ), в то время как аль-Джурджани ( ум. 1078 ) и Ибн Касир ( ум. 1373 ) не уверены, был ли ниспослан этот стих Мухаммед в Медине. [ 1 ] Доходы Фадака в основном поддерживали нуждающихся путешественников, бедняков, военные экспедиции и семью Мухаммеда. [ 1 ] [ 11 ] которым было запрещено получать общую милостыню. [ 15 ]

Конфискация Фадака

[ редактировать ]

после смерти Мухаммеда в 632 году и в начале его халифата Абу Бакр захватил Фадак у Фатимы. Говорят, что [ 1 ] [ 16 ] и выселила своих агентов, возможно, в качестве демонстрации власти клана Мухаммеда ( Бану Хашим ), который еще не присягнул на верность Абу Бакру, [ 1 ] или, возможно, в отместку за то, что Бану Хашим исключил его из погребальных обрядов Мухаммеда. [ 17 ] Конфискация Фадака Абу Бакром является точкой зрения шиитов. В суннитских источниках обвинение в узурпации появляется, например, в трудах Ибн Хаджара аль-Хайсами ( ум. 1566 ) и Ибн Саада ( ум. 845 ). [ 1 ] [ 16 ]

Среди прочего, суннит аль-Баладхури ( ум. 892 ) сообщает, что Фатима возражала Абу Бакру, говоря, что Фадак был подарком ее отца. Сообщается, что ее муж Али и служанка в доме Мухаммеда по имени Умм Айман дали свои показания в поддержку Фатимы. [ 1 ] По некоторым данным, Фатима также привела в качестве свидетелей двух своих сыновей. [ 18 ] Абу Бакр, однако, не счел их показания достаточными для установления принадлежности Фатимы. [ 1 ] [ 11 ] согласно исламскому закону, в качестве свидетелей требуются двое мужчин или один мужчина и две женщины. [ 19 ] Хетия добавляет здесь, что Фатима могла ожидать, что ее близость с Мухаммедом укрепит ее позицию. [ 19 ] Шииты также утверждают, что правдивая Фатима не стала бы претендовать на то, что ей не принадлежит. [ 20 ] Согласно одному шиитскому сообщению, Али высказал это Абу Бакру и добавил, что бремя доказывания лежит на Абу Бакре, а не на Фатиме, чьи агенты управляли землей во время спора. [ 21 ] Саджади комментирует здесь, что владение является решающим фактором при определении собственности в исламском праве. [ 1 ] Сунниты Сибт ибн аль-Джаузи ( ум. 1256–1257 ) и шииты ат-Табриси ( ум. 1153–1154 ) рассказывают, что Абу Бакр наконец согласился вернуть Фадак Фатиме, но его отговорил его союзник Умар . [ 12 ] [ 1 ] который разорвал документ, написанный Абу Бакром. [ 22 ] [ 1 ] Другие версии этого последнего рассказа собраны в Шарх Нахдж аль-Балага мутазилитом Ибн Абил-Хадидом ( ум. 1258 ). [ 1 ]

Хадис о наследстве Мухаммеда

[ редактировать ]

Скорее всего, после того, как Абу Бакр отклонил притязания Фатимы на право собственности, она потребовала свое наследство из имущества своего отца. [ 1 ] Абу Бакр отверг и это, заявив, что Мухаммад лишил свою семью наследства. [ 15 ] лично говоря первым, что пророки не оставляют наследства, а то, что они оставляют после себя, является общественной собственностью, которой должен управлять халиф. [ 23 ] Абу Бакр изначально был единственным свидетелем этого утверждения, называемого хадисом о наследстве Мухаммеда . [ 15 ] [ 24 ] Абу Бакр добавил, что он будет управлять этой собственностью, как Мухаммед, и что его родственники отныне должны полагаться на общую милостыню. [ 25 ] что было запрещено для них при его жизни из-за их статуса чистоты в Коране. Этот запрет до сих пор поддерживается всеми школами исламской юриспруденции. [ 26 ] Таким образом, Абу Бакр лишил родственников Мухаммеда также их коранической доли добычи и добычи . [ 15 ] в стихах 8:41 и 59:7 соответственно, на которую они ранее имели право вместо общей милостыни. [ 26 ]

Подлинность

[ редактировать ]

В своей книге «Ат-Табакат аль-кубра » суннитский традиционалист Ибн Саад ( ум. 845 ) приводит хадис о наследовании с двумя цепочками передачи, которые включают многочисленных сподвижников Мухаммеда, таких как Умар, Усман и Зубайр . [ 27 ] В частности, он включает в эти цепочки некоторых видных хашимитов , таких как Али и Ибн Аббас , которые, как сообщается в других источниках, яростно оспаривали это утверждение Абу Бакра. [ 28 ]

С другой стороны, Суфи считает, что Абу Бакр обычно считается единственным заслуживающим доверия рассказчиком этого хадиса в суннитских источниках, добавляя, что подобные сообщения, приписываемые другим сподвижникам, были отвергнуты суннитами. [ 29 ] В этом духе Саджади пишет, что все (достоверные) версии этого хадиса переданы от Абу Бакра, его союзника Умара, его дочери Айши и Малика ибн Ауса Аль-Хадатана . [ 1 ] хотя некоторые первоисточники оспаривают статус последнего как сподвижника Мухаммеда. [ 30 ] Двенадцатилетние отвергают подлинность хадиса о наследовании, основанного на их собственных традициях. [ 1 ] утверждая также, что это противоречит Корану, где в стихах 19:6 и 27:16 описывается, как Захария и Давид оставили наследство. [ 31 ] Эти мнимые противоречия с Кораном отмечают и некоторые современные авторы. [ 31 ] [ 32 ] [ 17 ] Тем не менее Суфи пишет, что показания Абу Бакра достаточно сильны, чтобы сунниты могли сделать исключение из коранических правил наследования. [ 33 ]

Содержание проповеди

[ редактировать ]

Сообщается, что в знак протеста Фатима произнесла в мечети Пророка речь , известную как «Проповедь Фадака». [ 34 ] [ 3 ] [ 1 ] Как цитируется в «Балагхат ан-ниса» , Фатима начала с восхваления Бога и Его пророка Мухаммеда . [ 35 ] Затем она продолжила обзор учений ислама и целей, которым каждое из них служит. [ 35 ] Эту первую часть ее речи часто цитируют как религиозные учения в литературе шиитов-двунадесятников , где Фатима рассматривается как непогрешимая обладательница божественного знания. [ 36 ]

Балагхат ан-Ниса сообщает, что Фатима затем отвергла авторитет Абу Бакра в пользу Али и раскритиковала мусульман за возвращение после смерти Мухаммеда к тому, что она назвала своими доисламскими привычками. [ 4 ] Она считала своего мужа Али законным преемником Мухаммеда. [ 5 ] [ 37 ] ссылаясь на свое заявление в Гадир Хумм . [ 7 ] Что касается дела Сакифы, Фатима сказала, что люди делали то, что делали, из-за страха беспорядков ( фитна ), но в конечном итоге все равно впадали в беспорядок. [ 38 ]

Основываясь на этом источнике, Фатима затем отчитала Абу Бакра за отказ в ее праве наследования Фадаку, что, по ее мнению, противоречило Корану и Сунне (пророческому приоритету). [ 8 ] В подтверждение своего утверждения она процитировала стих 27:16 Корана, в котором Соломон наследует от своего отца Давида : [ 12 ] [ 39 ] и стих 19:6, где Захария молится о сыне, который унаследует от него и от дома Иакова . [ 12 ] [ 39 ] Фатима также процитировала стихи 8:75 и 33:6 о правах каждого мусульманина на наследство: [ 40 ] [ 41 ]

О мусульмане! Будет ли мое наследство узурпировано? О сын Абу Кухафе (Абу Бакра)! Где в Книге Аллаха (Коране) написано, что вы можете унаследовать от своего отца, а я не наследую своего? Наверняка вы придумали невиданную вещь. Вы намеренно отказываетесь от Книги Божьей и бросаете ее за спину? Разве вы не читали, где сказано: «И Сулейман (Соломон) унаследовал Давуда (Давида)?» И когда он повествует ту историю о Закарии (Захарии) и говорит: «Так дай мне наследника, как от себя самого; (Тот, который) унаследует меня и унаследует потомство Якуба (Иакова)» предшествующие права друг против друга в Книге Аллаха». И: «...если он оставит какое добро, то пусть завещает родителям и ближайшим родственникам, по разумному обычаю; это полагается от благочестивых...» [ 42 ]

Затем Фатима обвинила Абу Бакра в несправедливости вместе с его союзником Умаром и мухаджирунами ( мекканскими мусульманами): [ 43 ]

Будет ли мое наследство отнято у меня тираническим и репрессивным способом? Ибо скоро те, кто творит несправедливость, узнают, к чему они возвращаются! [ 43 ]

Последнее предложение выше является прямой ссылкой на Коран (26:227), и такие ссылки на Коран являются постоянной темой в ее речи. [ 40 ] Затем Фатима обратилась к ансарам ( мединским мусульманам) и раскритиковала их за безразличие: [ 44 ] [ 45 ]

[Разговаривая с ансарами] О вы, люди интеллекта, вы, сильные сторонники нации, вы, принявшие ислам! Что это за недостаток в защите моего права? Что это за безразличие к несправедливости, причиненной мне? Разве Посланник Божий, мой отец, не говорил: «Человек сохраняется через своих детей». Как быстро вы выступили против него и как скоро вы составили заговор против нас! У вас есть возможность помочь мне в моей попытке и сила повлиять на мою просьбу и цель. [ 45 ]

Фатима обвинила присутствующих в том, что они отвернулись от ислама, процитировав стих 3:144, в котором есть предложение: «Итак, если он [Мухаммед] умрет или будет убит, вы вернетесь назад?» [ 46 ]

В короткой беседе после ее выступления Абу Бакр заявил, что пророки не оставляют никакого наследия, которое он приписывал Мухаммеду. [ 47 ] Абу Бакр также предложил выплатить Фатиме компенсацию из своего богатства. [ 48 ] Фатима возразила, что заявление Абу Бакра будет означать, что Мухаммед отказался от учения Корана. [ 49 ] Позже она посетила могилу своего отца и посетовала на недавние события, которые, как она воскликнула, лишили бы Мухаммеда дара речи, если бы он стал их свидетелем. [ 50 ]

Подлинность

[ редактировать ]

Также известный как Хутбат аз-Захра ( букв. « Речь аз-Захры » ) или Калам Фатима ( букв. « Слова Фатимы » ), существует несколько версий этой речи. [ 10 ] Самый ранний из них появляется в «Балагат ан-ниса» ( букв. « красноречивые речи женщин » ) Ибн Аби Тайфура ( ум. 279 г. хиджры ). [ 3 ] [ 10 ] [ 51 ] Балагхат ан-Ниса содержит два повествования: короткое принадлежит Зайду ибн Али, сподвижнику шиитского имама Али аль-Хади . Более сложный вариант приписывается Зайнаб бинт Али через шиитскую цепь передачи. Ибн Аби Тайфур пишет, что эта речь хорошо известна среди шиитов, которые также передавали ее устно из поколения в поколение. Он также отмечает, что сунниты отвергают приписывание речи Фатиме. [ 10 ]

В своей книге «Шафи фи аль-имама» знаменитый богослов-двунадесятник Шариф аль-Муртаза ( ум. 436 г. хиджры ) представляет краткую версию проповеди с полной суннитской цепочкой передачи. Проповедь также появляется в «Китаб ас-Сакифа» Абу Бакра аль-Джавхари ( ум. 323 г. хиджры ) и цитируется Ибн Аби'л-Хадидом ( ум. 656 г. хиджры ) в его обширном комментарии к «Нахдж аль-балага» , сборнику речей. и высказывания, приписываемые Али. Самая длинная и подробная версия речи Фатимы содержится в «Аль-Ихтиджадж» , сборнике шиитских хадисов шестого века хиджры. Еще одна версия имеет цепочку передачи, идущую от шиитского имама Мухаммада аль-Бакира . [ 10 ] По словам Суфи, основная разница между этими версиями заключается в реакции Абу Бакра на речь Фатимы. [ 52 ]

Вдовы Мухаммеда

[ редактировать ]

Абу Бакр лишил родственников Мухаммеда статуса чистоты, потребовав от них полагаться на общую милостыню, которую Мухаммед запретил им при жизни. [ 15 ] [ 25 ] В то же время Абу Бакр позволил вдовам Мухаммеда унаследовать его покои в Медине. [ 53 ] [ 24 ] [ 1 ] и, в частности, подарил своей дочери Аише недвижимость в алийской части Медины и в Бахрейне. [ 53 ] [ 24 ] сохраняя свой статус, Абу Бакр мог дать сигнал мусульманской общине, что его дочь Аиша и остальные вдовы являются истинными наследниками Мухаммеда По мнению Аслана, . [ 54 ] Маделунг придерживается аналогичной точки зрения. [ 55 ]

Политика

[ редактировать ]

Маделунг предполагает, что халифат Абу Бакра по своей сути несовместим с сохранением привилегированного статуса родственников Мухаммеда и применением к ним коранических правил наследования. [ 15 ] Мухаммед стал владельцем Фадака как лидер мусульманской общины. Наследование этой собственности как прерогативы Бану Хашим могло подразумевать их власть над общиной, и, вероятно, именно поэтому Абу Бакр отклонил претензии Фатимы. [ 56 ] Такого мнения придерживался Джафри, и аналогичные взгляды высказывают и некоторые другие. [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] [ 21 ] в то время как эль-Хибри не рассматривает сагу о Фадаке как простой финансовый спор. [ 61 ] Аслан предполагает, что Абу Бакр намеревался лишить Дом Мухаммеда его привилегированного статуса, ослабить его политическую мощь, [ 54 ] и особенно подорвать притязания Али на халифат. Аслан также оправдывает усилия Абу Бакра тем, что частично они основаны на его убеждении в том, что халифат должен находиться за пределами клана Мухаммеда, а частично на личной вражде между Абу Бакром и Али. [ 54 ] Некоторые современные авторы отмечают плохие отношения между двумя мужчинами. [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ]

Последствия

[ редактировать ]

Некоторые источники сообщают, что Фатима так и не помирилась с Абу Бакром. [ 66 ] [ 67 ] [ 65 ] [ 42 ] частично основано на традиции на этот счет в каноническом суннитском сборнике « Сахих аль-Бухари» . [ 68 ] [ 69 ] Есть также сообщения о том, что Абу Бакр и его союзник Умар посетили Фатиму на ее смертном одре, чтобы извиниться, что Маделунг считает самообличающим. [ 66 ] Как сообщается в «Аль-Имама ва ас-Сияса» , [ 70 ] Фатима напомнила двоим посетителям слова Мухаммеда: «Фатима — часть меня, и тот, кто злит ее, разгневал меня». [ 71 ] [ 70 ] Затем умирающая Фатима сказала этим двоим, что они действительно разозлили ее и что вскоре она подаст жалобу Богу и Его пророку Мухаммеду. [ 12 ] [ 72 ] Есть также суннитские сообщения о том, что Фатима примирилась с Абу Бакром и Маром, хотя Маделунг предполагает, что они были изобретены, чтобы устранить негативные последствия гнева Фатимы. [ 66 ] Фатима умерла в 11/632 г., через шесть месяцев после смерти Мухаммеда. [ 23 ] [ 73 ] По ее завещанию ее похоронили тайно ночью. [ 74 ] [ 5 ] Как сообщает ат-Табари ( ум. 923 ), [ 71 ] ее предсмертным желанием было, чтобы Абу Бакр не присутствовал на похоронах. [ 42 ] [ 75 ] Фатимы Место захоронения в Медине остается неизвестным. [ 76 ] [ 77 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Саджади 2018 .
  2. ^ Мавани 2013 , стр. 116–7.
  3. ^ Jump up to: а б с д Кутбуддин 2006 , с. 249.
  4. ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , стр. 50, 52.
  5. ^ Jump up to: а б с Верный 2018 .
  6. ^ Суфий 1997 , с. 107.
  7. ^ Jump up to: а б Амир-Моэцци 2022 .
  8. ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , стр. 50, 53.
  9. ^ Хетия 2013 , с. 47.
  10. ^ Jump up to: а б с д и Хетия 2013 , с. 47-9.
  11. ^ Jump up to: а б с Вечча Валььери 2012 .
  12. ^ Jump up to: а б с д и Аббас 2021 , с. 102.
  13. ^ Раффл 2011 , с. 26.
  14. ^ Осман 2014 , с. 146н145.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж Маделунг 1997 , с. 50.
  16. ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , стр. 18–9.
  17. ^ Jump up to: а б МакХьюго 2018 , с. 41.
  18. ^ Хетия 2013 , с. 27.
  19. ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , с. 26.
  20. ^ Суфи 1997 , стр. 102–3.
  21. ^ Jump up to: а б Осман 2014 , с. 121.
  22. ^ Суфий 1997 , с. 101.
  23. ^ Jump up to: а б Бюлер 2014 , с. 186.
  24. ^ Jump up to: а б с Лео 2011 , с. 121.
  25. ^ Jump up to: а б Суфи 1997 , стр. 95–6.
  26. ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , с. 14.
  27. ^ Хетия 2013 , стр. 19, 20.
  28. ^ Хетия 2013 , с. 21.
  29. ^ Суфи 1997 , стр. 99, 100.
  30. ^ Хетия 2013 , с. 20.
  31. ^ Jump up to: а б Суфи 1997 , стр. 98–9.
  32. ^ Маделунг 1997 , с. 360.
  33. ^ Суфий 1997 , с. 100.
  34. ^ Раффл 2011 , с. 25.
  35. ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , с. 51.
  36. ^ Осман 2014 , с. 123.
  37. ^ Аббас 2021 , стр. 81, 95.
  38. ^ Суфий 1997 , с. 108.
  39. ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , с. 52.
  40. ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , стр. 52–3.
  41. ^ Раффл 2011 , стр. 15, 26.
  42. ^ Jump up to: а б с Мавани 2013 , с. 117.
  43. ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , с. 53.
  44. ^ Хетия 2013 , с. 54.
  45. ^ Jump up to: а б Раффл 2011 , с. 27.
  46. ^ Хетия 2013 , с. 55.
  47. ^ Хетия 2013 , с. 56.
  48. ^ Хетия 2013 , с. 56, 57.
  49. ^ Хетия 2013 , с. 57.
  50. ^ Хетия 2013 , с. 58.
  51. ^ Суфий 1997 , с. 106.
  52. ^ Суфий 1997 , с. 109.
  53. ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , с. 51.
  54. ^ Jump up to: а б с Лео 2011 , с. 122.
  55. ^ Маделунг 1997 , стр. 50–1.
  56. ^ Джафри 1979 , с. 47.
  57. ^ Мавани 2013 , с. 116.
  58. ^ Суфи 1997 , стр. 104–5.
  59. ^ Аюб 2014 , стр. 21–2.
  60. ^ Строка 2000 , с. 23.
  61. ^ Эль-Хибри 2010 , с. 9.
  62. ^ Маделунг 1997 , стр. 42, 52, 213–4.
  63. ^ МакХьюго 2018 , с. 39.
  64. ^ Аббас 2021 , с. 94.
  65. ^ Jump up to: а б Энтони 2013 , с. 31.
  66. ^ Jump up to: а б с Маделунг 1997 , с. 52.
  67. ^ Хетия 2013 , стр. 30, 31, 35.
  68. ^ Суфий 1997 , с. 96.
  69. ^ Хетия 2013 , стр. 30–1.
  70. ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , стр. 35–6.
  71. ^ Jump up to: а б Аббас 2021 , с. 103.
  72. ^ Хетия 2013 , стр. 25–6.
  73. ^ Аббас 2021 , с. 104.
  74. ^ Хетия 2013 , с. 82.
  75. ^ Кассам и Бломфилд 2015 , с. 212.
  76. ^ Аббас 2021 , стр. 103–4.
  77. ^ Клемм 2005 , стр. 184–5.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a3aadf077257e7f48c3fb2cae001edee__1719836220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/ee/a3aadf077257e7f48c3fb2cae001edee.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sermon of Fadak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)