Хадис о наследстве Мухаммеда
Часть серии о |
Мухаммед |
---|
Часть серии о |
Хадис |
---|
![]() |
![]() |
Хадис о наследстве Мухаммеда относится к заявлению, приписываемому исламскому пророку Мухаммеду , в котором он, как сообщается, лишил наследства свою семью, оставив своему преемнику в качестве благотворительного дара свое имущество, включая ценную долю сельскохозяйственных земель Фадака недалеко от Медины . В суннитских источниках этот хадис передается в первую очередь от имени первого халифа , Абу Бакра который, как говорят, привел его, чтобы отвергнуть притязания дочери Мухаммеда Фатимы на Фадака. Напротив, подлинность хадиса о наследовании отвергается в шиитском исламе . Сага о Фадаке в значительной степени рассматривается не как финансовый спор, а как политический конфликт по поводу преемственности Мухаммеда между Абу Бакром и Али . Последний был двоюродным братом Мухаммеда и мужем Фатимы.
Историческая справка
[ редактировать ]Фадак
[ редактировать ]Фадак — деревня, расположенная к северу от Медины , на расстоянии двух дней пути. [ 1 ] В рамках мирного договора с еврейским племенем половина сельскохозяйственных земель Фадака считалась феей и принадлежала Мухаммеду. [ 2 ] [ 1 ] в соответствии со стихом 59:6 Корана . [ 1 ] Есть некоторые свидетельства того, что Мухаммед подарил свою долю Фадака Фатиме в Медине, когда был ниспослан стих 17:26: [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] и ее агенты управляли имуществом, когда Мухаммед был жив. [ 1 ] [ 5 ] Это мнение шиитских авторов. [ 1 ] включая аль-Кулайни ( ум. 941 ) и аль-Айаши ( ум. 932 ). [ 6 ] Среди суннитов ас-Суюти ( ум. 1505 ) и ад-Захаби ( ум. 1348 этой точки зрения придерживаются ), в то время как аль-Джурджани ( ум. 1078 ) и Ибн Касир ( ум. 1373 ) не уверены, был ли ниспослан этот стих Мухаммед в Медине. [ 1 ] Доходы Фадака в основном поддерживали нуждающихся путешественников, бедняков, военные экспедиции и семью Мухаммеда. [ 1 ] [ 2 ] которым было запрещено получать общую милостыню. [ 7 ]
Конфискация Фадака
[ редактировать ]после смерти Мухаммеда в 632 году и в начале его халифата Абу Бакр захватил Фадак у Фатимы. Говорят, что [ 1 ] [ 8 ] и выселила своих агентов, возможно, в качестве демонстрации власти клана Мухаммеда ( Бану Хашим ), который еще не присягнул на верность Абу Бакру, [ 1 ] или, возможно, в отместку за то, что Бану Хашим исключил его из погребальных обрядов Мухаммеда. [ 9 ] Конфискация Фадака Абу Бакром является точкой зрения шиитов. В суннитских источниках обвинение в узурпации появляется, например, в трудах Ибн Хаджара аль-Хайтами ( ум. 1566 ) и Ибн Саада ( ум. 845 ). [ 1 ] [ 8 ]
Среди прочего, суннит аль-Баладхури ( ум. 892 ) сообщает, что Фатима возражала Абу Бакру, говоря, что Фадак был подарком ее отца. Сообщается, что ее муж Али и служанка в доме Мухаммеда по имени Умм Айман дали свои показания в поддержку Фатимы. [ 1 ] По некоторым данным, Фатима также привела в качестве свидетелей двух своих сыновей. [ 10 ] Абу Бакр, однако, не счел их показания достаточными для установления принадлежности Фатимы. [ 1 ] [ 2 ] согласно исламскому закону, в качестве свидетелей требуются двое мужчин или один мужчина и две женщины. [ 11 ] Хетия добавляет здесь, что Фатима могла ожидать, что ее близость с Мухаммедом укрепит ее позицию. [ 11 ] Шииты также утверждают, что правдивая Фатима не стала бы претендовать на то, что ей не принадлежит. [ 12 ] Согласно одному шиитскому сообщению, Али высказал это Абу Бакру и добавил, что бремя доказывания лежит на Абу Бакре, а не на Фатиме, чьи агенты управляли землей во время спора. [ 5 ] Саджади комментирует здесь, что владение является решающим фактором при определении собственности в исламском праве. [ 1 ] Сунниты Сибт ибн аль-Джаузи ( ум. 1256-1257 ) и шииты ат-Табриси ( ум. 1153-4 ) рассказывают, что Абу Бакр наконец согласился вернуть Фадак Фатиме, но его отговорил его союзник Умар , [ 3 ] [ 1 ] который разорвал документ, написанный Абу Бакром. [ 13 ] [ 1 ] Другие версии этого последнего рассказа собраны в Шарх Нахдж аль-Балага мутазилитом Ибн Абил-Хадидом ( ум. 1258 ). [ 1 ]
Хадис о наследстве
[ редактировать ]Скорее всего, после того, как Абу Бакр отклонил притязания Фатимы на право собственности, она потребовала свое наследство из имущества своего отца. [ 1 ] Абу Бакр отверг и это, заявив, что Мухаммад лишил свою семью наследства. [ 7 ] лично говоря первому, что пророки не оставляют после себя никакого наследства, а то, что они оставляют после себя, является общественной собственностью, которой должен управлять халиф. [ 14 ] Абу Бакр изначально был единственным свидетелем этого утверждения, называемого хадисом о наследстве Мухаммеда. [ 7 ] [ 15 ] Версия, которую сообщает суннит ат-Табари ( ум. 923 ), такова. [ 1 ]
Мы, пророки, не оставляем никакого наследства; все, что мы оставляем, — это благотворительность. [ 1 ]
Абу Бакр добавил, что он будет управлять этой собственностью, как Мухаммед, и что его родственники отныне должны полагаться на общую милостыню. [ 16 ] что было запрещено для них при его жизни из-за их статуса чистоты в Коране. Этот запрет до сих пор поддерживается всеми школами исламской юриспруденции. [ 17 ] Таким образом, Абу Бакр лишил родственников Мухаммеда также их коранической доли добычи и добычи . [ 7 ] в стихах 8:41 и 59:7 соответственно, на которую они ранее имели право вместо общей милостыни. [ 17 ]
Подлинность
[ редактировать ]В своей книге «Ат-Табакат аль-кубра » суннитский традиционалист Ибн Саад ( ум. 845 ) приводит хадис о наследовании с двумя цепочками передачи, которые включают многочисленных сподвижников Мухаммеда, таких как Умар, Усман и Зубайр . [ 18 ] В частности, он включает в эти цепочки некоторых видных хашимитов , таких как Али и Ибн Аббас , которые, как сообщается в других источниках, яростно оспаривали это утверждение Абу Бакра. [ 19 ]
С другой стороны, Суфи считает, что Абу Бакр обычно считается единственным заслуживающим доверия рассказчиком этого хадиса в суннитских источниках, добавляя, что подобные сообщения, приписываемые другим сподвижникам, были отвергнуты суннитами. [ 20 ] В этом духе Саджади пишет, что все (достоверные) версии этого хадиса переданы от Абу Бакра, его союзника Умара, его дочери Айши и Малика ибн Ауса Аль-Хадатана . [ 1 ] хотя некоторые первоисточники оспаривают статус последнего как сподвижника Мухаммеда. [ 21 ]
Учёные -двунадесятники в основном отвергли подлинность хадисов о наследовании на основании заявлений Фатимы, Али и других шиитских имамов , которые среди шиитов-двунадесятников считаются непогрешимыми и, следовательно, правдивыми. [ 1 ] Другие двунадесятники классифицировали этот хадис как одиночное повествование ( хабар вахид ), [ 1 ] поэтому эксперты считают его ненадежным. [ 22 ] усомнилась в том, что Мухаммед сделал бы заявление, не проинформировав участвующие стороны Точно так же его вдова Умм Салама , сообщает «Двунадесятник аль-Казвини» ( ум. 1994 ) в своей книге «Фатима аль-Захра: мин аль-махд илаал-лахд». [ 23 ]
Проповедь Фадака
[ редактировать ]Сообщается, что в знак протеста Фатима произнесла в мечети Пророка речь , известную как « Проповедь Фадака» . [ 24 ] [ 25 ] [ 1 ] Среди других источников эта проповедь появляется в суннитском «Балагат ан-ниса» , антологии красноречивых речей мусульманских женщин. [ 25 ] [ 26 ] хотя приписывание этой речи Фатиме в основном отвергается суннитами. [ 26 ] Версия этой речи в Балагхате утверждает, что Али является законным преемником Мухаммеда. [ 27 ] наказывает Абу Бакра за то, что он лишил Фатиму ее наследства, [ 28 ] [ 1 ] обвиняет его в выдумке (хадисов), [ 1 ] [ 29 ] и добавляет, что Мухаммад не мог противоречить Корану, [ 28 ] в котором стих 27:16 описывает, как Соломон унаследовал от своего отца Давида , [ 3 ] [ 30 ] а стих 19:6 рассказывает о том, как Захария молился о сыне, который унаследовал бы его и дом Иакова . [ 3 ] [ 30 ] Стихи 8:75 и 33:6 о правах каждого мусульманина на наследство также цитируются в речи в Балагате. [ 31 ] [ 32 ]
Противоречие с Кораном
[ редактировать ]Явное противоречие хадиса о наследовании Корану было отмечено некоторыми современными авторами. [ 33 ] [ 34 ] [ 9 ] а также объяснено Абу Бакру Али в рассказе суннита Ибн Саада. [ 35 ] Тем не менее Суфи отмечает, что показания Абу Бакра достаточно сильны, чтобы сунниты могли сделать исключение из коранических правил наследования. [ 36 ] С другой стороны, сунниты Ибн Касир, Абд аль-Джаббар ( ум. 1025 ) и аль-Хайтами попытались оправдать вышеупомянутое противоречие стихами 27:16 и 19:6, утверждая, что наследие пророков прошлого в этих стихах является знания и мудрость, а не материальные блага. [ 34 ] [ 37 ] Сунниты аз-Зухри ( ум. 741–742 ) и Ибн Саад вместо этого утверждали, что хадис относится только к Мухаммеду, а не ко всем пророкам. [ 34 ] [ 33 ] хотя Маделунг, Суфи и Ибн Абил-Хадид отвергают этот аргумент, поскольку он противоречит тексту хадиса ( машар аль-анбия ). [ 34 ] [ 38 ] Шииты также отвергли эти утверждения, заявив, что пророки прошлого также оставили материальное наследство и что заявление Абу Бакра не может быть исключением из общего применения коранических правил наследования. Также существуют шиитские традиции о том, что Мухаммед оставил Фатиме еще одну собственность в Медине. [ 36 ]
Вдовы Мухаммеда
[ редактировать ]Абу Бакр лишил родственников Мухаммеда статуса чистоты, потребовав от них полагаться на общую милостыню, которую Мухаммед запретил им при жизни. [ 7 ] [ 16 ] В то же время Абу Бакр позволил вдовам Мухаммеда унаследовать его покои в Медине. [ 39 ] [ 15 ] [ 1 ] и, в частности, подарил своей дочери Аише некоторые владения в алийской части Медины и в Бахрейне. [ 39 ] [ 15 ] сохраняя свой статус, Абу Бакр мог дать сигнал мусульманской общине, что его дочь Аиша и остальные вдовы являются истинными наследниками Мухаммеда По мнению Аслана, . [ 40 ] Маделунг придерживается аналогичной точки зрения. [ 41 ]
Политика
[ редактировать ]Маделунг предполагает, что халифат Абу Бакра по своей сути несовместим с сохранением привилегированного статуса родственников Мухаммеда и применением к ним коранических правил наследования. [ 7 ] Мухаммед стал владельцем Фадака как лидер мусульманской общины. Наследование этой собственности как прерогативы Бану Хашим могло подразумевать их власть над общиной, и, вероятно, именно поэтому Абу Бакр отклонил претензии Фатимы. [ 42 ] Таково было мнение Джафри, и аналогичные взгляды высказывают и некоторые другие. [ 29 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 5 ] в то время как эль-Хибри не рассматривает сагу о Фадаке как простой финансовый спор. [ 46 ] Аслан предполагает, что Абу Бакр намеревался лишить Дом Мухаммеда его привилегированного статуса, ослабить его политическую мощь, [ 40 ] и особенно подорвать притязания Али на халифат. Аслан также оправдывает усилия Абу Бакра тем, что частично они основаны на его убеждении в том, что халифат должен находиться за пределами клана Мухаммеда, а частично на личной вражде между Абу Бакром и Али. [ 40 ] Некоторые современные авторы отмечают плохие отношения между двумя мужчинами. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Саджади 2018 .
- ^ Jump up to: а б с Вечча Валььери 2012 .
- ^ Jump up to: а б с д Аббас 2021 , с. 102.
- ^ Раффл 2011 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б с Осман 2014 , с. 121.
- ^ Осман 2014 , с. 146н145.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Маделунг 1997 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , стр. 18–9.
- ^ Jump up to: а б МакХьюго 2018 , с. 41.
- ^ Хетия 2013 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , с. 26.
- ^ Суфи 1997 , стр. 102–3.
- ^ Суфий 1997 , с. 101.
- ^ Бюлер 2014 , с. 186.
- ^ Jump up to: а б с Лео 2011 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б Суфи 1997 , стр. 95–6.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , с. 14.
- ^ Хетия 2013 , стр. 19, 20.
- ^ Хетия 2013 , с. 21.
- ^ Суфи 1997 , стр. 99, 100.
- ^ Хетия 2013 , с. 20.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 60–1.
- ^ Осман 2014 , стр. 121, 146.
- ^ Раффл 2011 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б Кутбуддин 2006 , с. 249.
- ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , с. 47-9.
- ^ Суфий 1997 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б Мавани 2013 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , с. 52.
- ^ Хетия 2013 , стр. 52–3.
- ^ Раффл 2011 , стр. 15, 26.
- ^ Jump up to: а б Суфи 1997 , стр. 98–9.
- ^ Jump up to: а б с д Маделунг 1997 , с. 360.
- ^ Маделунг 1997 , с. 361.
- ^ Jump up to: а б Суфий 1997 , с. 100.
- ^ Суфий 1997 , с. 99н84.
- ^ Суфи 1997 , с. 99н86.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б с Лео 2011 , с. 122.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 50–1.
- ^ Джафри 1979 , с. 47.
- ^ Суфи 1997 , стр. 104–5.
- ^ Аюб 2014 , стр. 21–2.
- ^ Строка 2000 , с. 23.
- ^ Эль-Хибри 2010 , с. 9.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 42, 52, 213–4.
- ^ МакХьюго 2018 , с. 39.
- ^ Аббас 2021 , с. 94.
- ^ Энтони 2013 , с. 31.
Источники
[ редактировать ]- Саджади, Садек (2018). "Внезапно" . В Дафтари, Фархад (ред.). Исламская энциклопедия . Справочник по Бриллу в Интернете.
- Векча Валььери, Л. (2012). "Внезапно" . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.).
- Аббас, Хасан (2021). Наследник Пророка: Жизнь Али ибн Аби Талиба . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300252057 .
- Маделунг, Уилферд (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-64696-0 .
- Хетия, Винай (2013). Фатима как мотив раздора и страдания в исламских источниках (Тезис). Университет Конкордия.
- Суфи, Дениз Луиза (1997). Образ Фатимы в классической мусульманской мысли (кандидатская диссертация). Принстонский университет.
- Бюлер, Артур Ф. (2014). «ФАТИМА (ум. 632)» . В Фитцпатрике, Коэли; Уокер, Адам Хани (ред.). Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего . Том. 1. АВС-КЛИО. стр. 182–7. ISBN 9781610691772 .
- Кутбуддин, Тахера (2006). «ФАТИМА (АЛЬ-ЗАХРА) БИНТ МУХАММАД (ОК. 12 ДО 11 ХИДЖРЫ/ОК. 610–632)» . В Мэри, Джозеф В. (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Рутледж. стр. 248–50. ISBN 978-0415966900 .
- Мавани, Хамид (2013). Религиозная власть и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни . Рутледж. ISBN 9780415624404 .
- Пирс, Мэтью (2016). Двенадцать непогрешимых людей: имамы и становление шиизма . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674737075 .
- Аслан, Реза (2011). Нет бога, кроме Бога: Истоки, эволюция и будущее ислама . Случайный дом. ISBN 9780812982442 .
- Джафри, SHM (1979). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лондон: Лонгман.
- Аюб, Махмуд М. (2014). Кризис мусульманской истории: религия и политика в раннем исламе . Публикации Oneworld. ISBN 9781780746746 .
- Энтони, Шон В. (2013). « Али бин Аби Талиб (ок. 599-661)» . В Бауэринге, Герхард (ред.). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. стр. 30–2. ISBN 9780691134840 .
- Эль-Хибри, Тайеб (2010). Притча и политика в ранней исламской истории: халифы Рашидун . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231521659 .
- Лалани, Арзина Р. (2000). Ранняя шиитская мысль: учение имама Мухаммада аль-Бакира . ИБ Таурис. ISBN 978-1860644344 .
- Раффл, Карен (2011). «Можете ли вы поучиться на их модели: образцовые отношения отца и дочери Мухаммеда и Фатимы в южноазиатском шиизме» . Журнал персидских исследований . 4 : 12–29. дои : 10.1163/187471611X568267 .
- Сачедина, Абдулазиз Абдулхусейн (1981). Исламский мессианизм: идея Махди в двунадесятническом шиизме . Суни пресс. ISBN 978-0873954426 .
- МакХьюго, Джон (2018). Краткая история суннитов и шиитов . Издательство Джорджтаунского университета. ISBN 9781626165885 .
- Осман, Раванд (2014). Женские личности в Коране и Сунне: изучение основных источников имамитского шиитского ислама . Рутледж. ISBN 9781317671503 .