Омар Кошан
Омар Кошан «Убийство Умара» عمرکشانОмер Кашан | |
---|---|
Жанр | карнавал похожий на Шиитский фестиваль, |
Начинается | 9 Раби аль-Авваль |
Заканчивается | 27 Раби аль-Авваль |
Частота | Ежегодно |
Страна | Иран |
Учредил | 16 век |
Основатели | Сефевиды |
Предыдущее событие | с 24 сентября по 12 октября 2023 г. |
Следующее событие | с 13 сентября по 1 октября 2024 г. |
Активность | Исторический: празднование Абу Лулуа убийства Умара ибн аль-Хаттаба (644 г.) Современный: празднование смерти Умара ибн Саада ( ок. 686 г. ) |
Часть серии о Шиитский ислам |
---|
![]() |
![]() |
Омар Кошан ( персидский : العمركشان , «Убийство Умара»), также известный как Джашн-е Хазрат-е Захра («Празднование Фатимы аз-Захры »), [ 1 ] — ежегодный фестиваль, проводимый некоторыми мусульманами-двунадесятниками в Иране . Первоначально фестиваль отмечал убийство второго халифа Умара ибн аль-Хаттаба (также пишется как «Омар», ок. 583–644) персидским рабом Абу Лу'луа Фирузом . [ 2 ]
В нынешнем виде он начинается 9-го числа месяца Раби аль-Авваль исламского года и длится до 27-го числа того же месяца. [ 3 ] Это фестиваль карнавального типа, на котором социальные роли меняются местами и переворачиваются общественные нормы. [ 4 ] Обычно он действует как более беззаботный аналог Тазие страстных пьес во время траура Мухаррама , посвященных смерти пророка Мухаммеда внука Хусейна ибн Али в битве при Кербеле в 680 году. [ 5 ]
Впервые созданный в 16 веке во время обращения Сефевидов в Иран в шиитский ислам . [ 6 ] Первоначально фестиваль проводился вокруг святилища Абу Лулуа в Кашане , каждый год в годовщину смерти Умара 26 зу аль-хиджа исламского года. [ 7 ] Однако позже его начали наблюдать и в других местах Ирана, иногда 9 Раби аль-Авваля, а не 26 Зу аль-Хиджа . [ 8 ]
Фестиваль прославлял Абу Лу'луа, прозванного по этому случаю Баба Шуджа ад-Дином ( букв. « Отец, храбрый в вере » ), как национального героя, который защитил религию, убив деспотического халифа. [ 9 ] Умара считали не только преследователем неарабов, [ 10 ] Считалось также, что он угрожал и ранил дочь пророка Мухаммеда и жену Али Фатиму , которые прокляли его за это. [ 11 ] Будучи связанным с более общим институтом в раннем Сефевидском Иране ритуального проклятия первых трех халифов Рашидунов (которые, как считалось, сместили Али как законного халифа), [ 12 ] Фестиваль включал избиение и сожжение чучел Умара, сопровождавшееся чтением очерняющих стихов ( сабб ) и проклятий ( лан ). [ 13 ]
Однако в период Каджаров (1789–1925) от ритуальных проклятий и унижений первых трёх халифов постепенно отказались из-за улучшения политических отношений с суннитами османами- . К началу 20 века фестиваль Омара Кошана вышел из употребления в крупных городах Ирана, сохранившись только в сельской местности. [ 14 ] Эта эволюция, подкрепленная ростом панисламизма (идеологии, выступающей за единство всех мусульман, как шиитов, так и суннитов) в конце 19 века, [ 15 ] достиг апогея с Исламской революцией в 1979 году, после которой ритуал был официально запрещен в Исламской Республике Иран . [ 16 ]
Тем не менее, сам фестиваль по-прежнему отмечается в Иране, хотя часто тайно и в помещении, а не на открытом воздухе. [ 17 ] В этих современных празднованиях наблюдается упадок исторического сознания, когда укоренилась идея о том, что Умаром был не второй халиф Умар ибн аль-Хаттаб, а лидер войск, убивших сына Али Хусейна ибн Али в битве. из Кербелы в 680 г., Умар ибн Саад (умер около 686 г. ). [ 18 ] Также наблюдается смещение акцента с Умара на Фатиму, поскольку фестиваль рассматривается как возможность укрепить преданность Фатиме и самоидентификацию себя как мусульманина-шиита. [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]- Храм Абу Лу'луа в Кашане, вероятно, первоначальное место проведения фестиваля.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тораб 2007 , с. 195.
- ^ Алгар 1990 ; Тораб 2007 , с. 194. Об Абу Лулуа см. Pellat 2011 и особенно El-Hibri 2010 , стр. 107–114 и след.
- ^ Тораб 2007 , с. 198.
- ^ Тораб 2007 , с. 194; ср. Даниэль и Махди 2006 , с. 185.
- ^ Алгар 1990 .
- ^ Алгар 1990 ; Даниэль и Махди 2006 , с. 185; Тораб 2007 , с. 196.
- ^ Джонсон 1994 , с. 127, примечание 23; ср. Алгар 1990 .
- ^ Калмард 1996 , с. 161; Алгар 1990 ; ср. Даниэль и Махди 2006 , с. 185.
- ^ Калмард 1996 , с. 161; Джонсон 1994 , с. 127, примечание 23; Тораб 2007 , с. 196.
- ↑ О напряженных отношениях между арабами и неарабами при правлении Умара см. Madelung 1997 , стр. 68–75.
- ^ Тораб 2007 , с. 195.
- ^ Алгар 1990 ; ср. Даниэль и Махди 2006 , с. 185.
- ^ Алгар 1990 ; Тораб 2007 , с. 194.
- ^ Алгар 1990 .
- ^ Алгар 1990 .
- ^ Тораб 2007 , стр. 194–195; ср. Даниэль и Махди 2006 , с. 185.
- ^ Тораб 2007 , с. 195.
- ^ Тораб 2007 , с. 197.
- ^ Тораб 2007 , с. 195.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Алгар, Хамид (1990). «Халифы и Халифат глазами шиитов Персии» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том IV/7: Календари II – Каппадокия . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 677–679. ISBN 978-0-71009-130-7 .
- Кальмар, Жан (1996). «Шиитские ритуалы и власть II. Консолидация сефевидского шиизма: фольклор и народная религия». В Мелвилле, Чарльз (ред.). Сефевидская Персия: история и политика исламского общества . Персидские документы Пембрука. Том. 4. Лондон: ИБ Таурис. стр. 139–190. ISBN 1-86064-023-0 .
- Дэниел, Элтон Л .; Махди, Али Акбар (2006). Культура и обычаи Ирана . Вестпорт: Greenwood Press. ISBN 0-313-32053-5 .
- Эль-Хибри, Тайеб (2010). Притча и политика в ранней исламской истории: халифы Рашидун . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-15082-8 .
- Джонсон, Розмари Стэнфилд (1994). «Выживание суннитов в Сефевидском Иране: антисуннитская деятельность во время правления Тахмаспа I» . Иранские исследования . 27 (1–4): 123–133. дои : 10.1080/00210869408701823 . JSTOR 4310889 .
- Маделунг, Уилферд (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-56181-7 .
- Пеллатт, Чарльз (2011). «Абу Лолоа» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия
- Тораб, Азам (2007). Исполнение ислама: гендер и ритуал в Иране . Лейден: Брилл. дои : 10.1163/9789047410546_009 .