Умм Кульсум бинт Али
Умм Кульсум бинт Али | |
---|---|
Известный | Внучка Мухаммеда Выживший в битве при Кербеле |
Родители | |
Родственники | Список родственников |
Семья | Привет аль-Байт |
Часть серии о |
ислам |
---|
![]() |
Умм Кульсум бинт Али ( арабский : أُمّ كُلْثُوم بِنْت عَلِيّ ), также известная как Зайнаб аль-Сугра ( арабский زَيْنَب ٱلصُّغْرَ ٰ, букв. «младшая Зейнаб»), была младшей дочерью Фатимы и Али ибн Аби Талиба . Первая была дочерью исламского пророка Мухаммеда , а вторая — его двоюродной сестрой. Али также признан четвертым халифом Рашидунов ( годы правления 656–661 ) и первым шиитским имамом . Юная Умм Кульсум потеряла дедушку и мать в 632 году нашей эры . Когда она была еще ребенком, второй халиф Рашидун Умар ибн аль-Хаттаб ( годы правления 634–644 ) попросил ее руки и сердца, чему сопротивлялись Умм Кульсум и ее отец Али, возможно, из-за репутации Умара как человека жестокого обращения с женщины. Согласно одному суннитскому сообщению, Али наконец согласился на брак, когда Умар заручился поддержкой видных мусульман своего предложения .
Умм Кульсум пережила битву при Кербеле в 680 году, где ее брат Хусейн и большинство ее родственников-мужчин были убиты силами омейядского халифа Язида ибн Муавии ( годы правления 680–683 ). Женщины и дети в лагере Хусейна были взяты в плен после битвы и отправлены в Куфу , а затем в столицу Омейядов Дамаск . Публичная речь, приписываемая Умм Кульсум в Куфе, осуждает Язида, защищает Хусейна и наказывает куфанов за их роль в его смерти. Позже она была освобождена и вернулась в свой родной город Медину .
Ранний период жизни
Умм Кульсум была четвертым ребенком Фатимы и Али ибн Аби Талиба и их младшей дочерью. [1] Первая была дочерью исламского пророка Мухаммеда , а вторая — его двоюродной сестрой. Али также признан четвертым халифом Рашидунов ( годы правления 656–661 ) и первым шиитским имамом . Умм Кульсум также известна как Зайнаб аль-Сугра ( букв. « Младшая Зайнаб » ), чтобы отличить ее от старшей сестры Зайнаб аль-Кубра ( букв. « Старшая Зайнаб » ). [1] В арабском мире зайнаб буквально означает «украшение отца». [1] [2] Умм Кульсум была еще маленьким ребенком в 632 году нашей эры, когда умерли ее дедушка Мухаммед и ее мать Фатима. [3] [4]
Предполагаемый брак с Умаром
второй халиф Рашидун Умар ибн аль-Хаттаб Говорят, что попросил Умм Кульсум ее руки и сердца во время своего правления ( годы правления 634–644 ), согласно суннитскому историку Ибн Сааду ( ум. 845 ) в его биографическом «Табакате». . Еще будучи ребенком в то время, Умм Кульсум сопротивлялась этому предложению, продолжает сообщение Ибн Саада. Исламист В. Маделунг ( ум. 2023 ) объясняет этот отказ репутацией Умара как человека, жестоко обращающегося с женщинами. Али тоже сопротивлялся, но в конце концов сдался, по словам Ибн Саада, когда Умар заручился поддержкой видных мусульман . своего предложения [5] Это предложение, вероятно, было инициативой Умара, который, возможно, считал сотрудничество Али необходимым в его совместной схеме управления. [6] Хотя Али, по общему мнению, консультировал Умара и его предшественника Абу Бакра ( годы правления 632–634 ) по некоторым вопросам, [7] [8] их конфликты с Али также хорошо задокументированы, [9] [10] [11] но в значительной степени преуменьшается или игнорируется в суннитских источниках, [12] [13] где часто наблюдается тенденция нейтрализовать конфликты между сподвижниками после Мухаммеда. [13] [14] [15] Напротив, эти конфликты могли быть усилены в шиитских источниках. [12]
Битва при Кербеле

Али сам был избран халифом в 656 г. [16] и позже убит в своей фактической столице Куфе в январе 661 года. [17] [18] [19] Вскоре после смерти Али его старший сын Хасан . халифом Куфы был избран [20] [21] но позже отрекся от престола в пользу Муавии ( годы правления 661–680 ) в августе 661 года. [22] [23] Мирный договор между Хасаном и Муавией предусматривал, что последний не должен назначать преемника. [23] Хасан держался в стороне от политики после своего отречения в соответствии с мирным договором. [24] [25] [26] но был отравлен и убит в 669 году, скорее всего, по наущению Муавии, [23] [22] [27] который таким образом проложил путь к преемственности своего сына Язида ( годы правления 680–683 ). [28] [29] Затем Хасана на посту главы семьи Мухаммеда сменил его брат Хусейн . [22] который, тем не менее, поддержал договор с Муавией. [30] [31]
Муавия назначил своего сына Язида своим преемником в 676 году. [32] в нарушение своего предыдущего соглашения с Хасаном. [33] Мусульманские историки часто вспоминают Язида как развратника, открыто нарушившего исламские нормы. [28] [34] [35] и его назначение было встречено сопротивлением со стороны сыновей видных сподвижников Мухаммеда, включая Хусейна ибн Али. [36] [37] После смерти Муавии и прихода к власти Язида в 680 году последний поручил губернатору Медины силой добиться от Хусейна клятвы верности. Хусейн немедленно ночью покинул свой родной город Медину и направился в Мекку, чтобы не признать Язида халифом. [30] Получив письма поддержки от некоторых куфанов, чьи намерения были подтверждены его посланником, Хусейн позже покинул Мекку и направился в Куфу в сопровождении некоторых родственников и сторонников. [30] включая Зайнаб и Умм Кульсум. [38] По пути в Куфу небольшой караван Хусейна был перехвачен армией Язида и вынужден разбить лагерь в пустынной земле Кербелы , вдали от воды и укреплений. 2 октября 680 г. [30] Обещанная поддержка Куфана не оправдалась, поскольку новый губернатор Куфы убил посланника Хусейна и запугал вождей племен Куфана. [30] Будучи окруженным на несколько дней и лишенным питьевой воды из близлежащей реки Евфрат , [28] [34] [39] Позже Хусейн был убит 10 октября 680 года вместе с большинством своих родственников-мужчин и его небольшой свитой в битве при Кербеле против армии омейядского халифа Язида ибн Муавии ( годы правления 680–683 ).
После битвы женщины и дети в лагере Хусейна были взяты в плен и отправлены сначала в Куфу, а затем в Дамаск Сирии столицу . [40] В конце концов Язид освободил пленников. [1] и они вернулись в Медину. [41] [1] Мусульманский историк Ибн Аби Тахир Тайфур ( ум. 893 ) записал две речи о Кербеле в своей книге «Балагат ан-ниса» , которая представляет собой антологию красноречивых речей женщин . [42] [43] Он приписывает одну из двух речей Умм Кульсум на рынке Куфы: [41] а другой - ее сестре Зайнаб при дворе Язида в Дамаске. [41] [42] Однако большинство шиитских авторов позже приписали обе проповеди Зайнабу, что исламист Т. Кутбуддин считает весьма вероятным. [42] Что касается первой проповеди, Ибн Тайфур пишет, что куфаны причитали и плакали, когда увидели семью Мухаммеда в плену. Затем Умм Кульсум (или Зайнаб) обратилась к толпе, отчитала их за роль в смерти Хусейна и рассказала о событиях Кербелы. [44] [45]
См. также
Сноски
- ^ Jump up to: а б с д и Кутбуддин 2005 , с. 9938.
- ^ Адибзаде 2013 , с. 37.
- ^ Эспозито 2022 .
- ^ Бюлер 2014 , с. 186.
- ^ Маделунг 1997 , с. 67.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 62, 65.
- ^ Наср и Афсаруддин 2023 .
- ^ Декабрь 1982 года .
- ^ Аслан 2005 , с. 122.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 42, 52–54, 213–4.
- ^ Аббас 2021 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б Джафри 1979 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б Шах-Каземи 2019 , с. 78.
- ^ Лукас 2004 , с. 255–284.
- ^ Суфий 1997 , с. 120.
- ^ Глив 2008 .
- ^ Шах-Каземи 2006 , с. 37.
- ^ Эспозито 2003 , с. 15.
- ^ Момент 1985 , с. 25.
- ^ Веллхаузен 1901 , с. 18.
- ^ Векча Валььери 2012a .
- ^ Jump up to: а б с Кутбуддин 2005 , с. 9937.
- ^ Jump up to: а б с Маделунг 2003 .
- ^ Халмс 2008 , с. 218.
- ^ Момент 1985 , стр. 27–28.
- ^ Джафри 1979 , с. 157.
- ^ Маделунг 1997 , с. 331.
- ^ Jump up to: а б с Момент 1985 , с. 28.
- ^ Джафри 1979 , с. 158.
- ^ Jump up to: а б с д и Маделунг 2004 .
- ^ Дафтари 2013 , с. 32.
- ^ Маделунг 1997 , с. 322.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 493–8.
- ^ Jump up to: а б Пино 1998 , с. 70.
- ^ Аббас 2021 , с. 167.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 145.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 46.
- ^ Пино 1998 , с. 71.
- ^ Агайе 2007 , с. 117.
- ^ Момент 1985 , стр. 30–31.
- ^ Jump up to: а б с Кутбуддин 2019 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б с Кутбуддин 2019 , стр. 109–10.
- ^ Саид 2008 .
- ^ Кутбуддин 2019 , с. 111.
- ^ Хамдар 2009 , с. 92.
Источники
- Аббас, Х. (2021). Наследник Пророка: жизнь Али ибн Аби Талиба . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300252057 .
- Адибзаде, С. (2013). Путь красоты к совершенству: Зайнаб бинт Али ибн Аби Талиб и модель человеческих изменений к развитию качеств Валият Аллаха и аль-Инсан аль-Камиля (Диссертация). Университет Темпл. ПроКвест 1416413849 .
- Агайе, Канзас (2007). «Страсти Ашуры в шиитском исламе» . В Корнелле, VJ (ред.). Голоса Ислама . Том. 2. Прегер. стр. 111–124. ISBN 978-0275987343 .
- Аслан, Р. (2005). Нет бога, кроме Бога: Истоки и эволюция ислама . Случайный дом. ISBN 1588364453 .
- Бюлер, А.Ф. (2014). «Фатима (ум. 632)» . В Фитцпатрике, Коэли; Уокер, А.Х. (ред.). Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего . Том. 1. АВС-КЛИО. стр. 182–187. ISBN 9781610691789 .
- Дафтари, Ф. (2013). История шиитского ислама . ИБ Таурис. ISBN 9780857723338 .
- Эспозито, Дж.Л. (2003). Оксфордский словарь ислама . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0195125584 .
- Эспозито, Дж.Л., изд. (2022). «Зейнаб» . Исламский мир: прошлое и настоящее . Оксфордский справочник. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780197669471 .
- Глив, RM (2008). « Али б. Аби Талиб» . ИнФлит, К.; Кремер, Г.; Матринг, Д.; Навас, Дж.; Стюарт, диджей (ред.). Энциклопедия ислама (Третье изд.). дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_26324 . ISBN 9789004171374 .
- Хамдар, А. (2009). «Джихад слов: гендер и современные повествования Кербелы» . Ежегодник изучения английского языка . 39 (1): 84–100. дои : 10.1353/да.2009.0016 .
- Хоутинг, GR (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н. Э. (Второе изд.). Рутледж. ISBN 0415240735 .
- Халмс, EDA (2008). «Аль-Хасан ибн Али ибн Аби Талиб (ок. 625–69 гг. Н.э.)» . В Неттоне, штат Индиана (ред.). Энциклопедия исламской цивилизации и религии . Рутледж. стр. 218–219. ISBN 9780700715886 .
- Джафри, SHM (1979). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лонгман. ISBN 0582780802 .
- Лукас, Южная Каролина (2004). Конструктивная критика, хадисная литература и формулирование суннитского ислама: наследие поколения Ибн Саада, Ибн Маина и Ибн Ханбала . Брилл. ISBN 9789047413677 .
- Маделунг, В. (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521561817 .
- Маделунг, В. (2003). «Хасан б. Али б. Аби Талеб» . Энциклопедия Ираника . Том. XII/1. стр. 26–28. ISSN 2330-4804 .
- Маделунг, В. (2004). «Хосайн б. Али и. Жизнь и значение в шиизме» . Энциклопедия Ираника . Том. ХII/5. стр. 493–498. ISSN 2330-4804 .
- Момен, М. (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300035315 .
- Наср, SH ; Афсаруддин, А. (2023). « Али» . Британская энциклопедия .
- Пино, Д. (1998). «Зайнаб бинт Али и место женщин из домохозяйств первых имамов в шиитской религиозной литературе». В Хэмбли, Г. (ред.). Женщины в средневековом исламском мире: власть, покровительство и благочестие . Макмиллан. стр. 69–98. ISBN 9780333740965 .
- Пунавала, Индиана (1982). « Али б. Аби Талеб И. Жизнь» . Энциклопедия Ираника (Интернет-изд.).
- Кутбуддин, Т. (2005). «Зейнаб бинт Али» . В Джонсе, Л. (ред.). Энциклопедия религии . Том. 14 (Второе изд.). Справочник Macmillan США. стр. 9937–9939. ISBN 002865983X .
- Кутбуддин, Т. (2019). «Речи Зайнаб и Умм Кульсум после мученической смерти Хусейна в Кербеле: говорить правду власти». В Коранги, А.; Рухи, Л. (ред.). «Другие» мученики: женщины и поэтика сексуальности, жертвоприношения и смерти в мировой литературе . Харрасовиц Верлаг. стр. 103–132. ISBN 9783447112147 .
- Саид, А. (2008). «Зейнаб» . Смит, Б.Г. (ред.). Оксфордская энциклопедия «Женщины в мировой истории» . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195337860 .
- Шах-Каземи, Р. (2006). « Али ибн Аби Талиб» . В Мери, JW (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Том. 1. Рутледж. стр. 36–37. ISBN 9780415966917 .
- Шах-Каземи, Р. (2019). Имам Али: от краткой истории к вечной тайне . Фонд Мэтисона. ISBN 9781908092182 .
- Суфи, Д.Л. (1997). Образ Фатимы в классической мусульманской мысли (кандидатская диссертация). Принстонский университет. ПроКвест 304390529 .
- Векча Валььери, Л. (2012a). «(ал-)Хасан б. Али б. Аби Талиб» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0272 . ISBN 9789004161214 .
- Векча Валььери, Л. (2012c). «Фатима» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0217 . ISBN 9789004161214 .
- Веллхаузен, Дж. (1901). Религиозно-политические оппозиционные партии в древнем исламе (на немецком языке). Книжный магазин Вайдманн. ОСЛК 453206240 .
- Веллхаузен, Дж. (1927). Арабское королевство и его падение . Перевод Грэма Вейра, магистр Калькуттского университета. OCLC 752790641 .