Зайнаб бинт Али
Зайнаб бинт Али | |
---|---|
Зайнаб бинт Али | |
Рожденный | 626 г. н.э. |
Умер | 682 г. н. э. |
Место отдыха | Мечеть Сайида Зайнаб в Дамаске или мечеть Сайида Зайнаб в Каире |
Известный | Ее роль после битвы при Кербеле |
Супруг | Абдулла ибн Джафар |
Дети | |
Родители |
|
Родственники | Список |
Семья | Привет аль-Байт |
Часть серии о Шиитский ислам |
---|
Портал шиитского ислама |
Зайнаб бинт Али ( араб . زَيْنَب بِنْت عَلِيّ , ок. 626–682 ), была старшей дочерью Фатимы и Али ибн Аби Талиба . Первая была дочерью исламского пророка Мухаммеда , а вторая — его двоюродной сестрой. Али также признан четвертым халифом Рашидунов ( годы правления 656–661 ) и первым шиитским имамом . Зайнаб наиболее известна своей ролью после битвы при Кербеле (680 г. н.э. ), в которой ее брат Хусейн и большинство ее родственников-мужчин были убиты войсками омейядского халифа Язида ибн Муавии ( годы правления 680–680). 683 ). Женщины и дети в лагере Хусейна были взяты в плен после битвы и отправлены в Куфу , а затем в столицу Омейядов Дамаск , где Зайнаб произносил страстные речи, осуждая Язида и распространяя новости о Кербеле. Позже она была освобождена и вскоре умерла в 682 году, но место ее захоронения неизвестно. Две святыни, связанные с Зайнаб в Дамаске и Каире, являются местами паломничества мусульман . В народе она считается символом жертвенности, силы и благочестия. Ислам и образец для подражания для мусульманских женщин, олицетворяющий мужество, лидерство и неповиновение угнетению.
Титулы
[ редактировать ]Арабское « слово зайнаб» буквально означает «украшение отца». [1] [2] Она также известна как Зайнаб аль-Кубра ( букв. « Старшая Зайнаб » ), чтобы отличить ее от своей младшей сестры Умм Кульсум или Зайнаб аль-Сугра ( букв. « Младшая Зайнаб » ). [1] Другой титул Зайнаба - Акилату Бани Хашим ( букв. « мудрец Бани Хашим » ), [3] где слово аль-акила буквально означает «уединенный» или «жемчужина». [1] она также известна как Баталату аль-Кербела ( букв. « героиня Кербелы » ). За ее роль в этом событии [4] [5] Иногда ее называют аль-Сайида ( букв. « леди » ), [6] [1] а в Египте - как ат-Тахира ( букв. « чистая » ) и Умм аль-Ятама ( букв. « мать сирот » ). [1]
Рождение и молодость
[ редактировать ]Зайнаб была третьим ребенком Фатимы и Али ибн Аби Талиба . [7] и их старшая дочь. [8] Первая была дочерью исламского пророка Мухаммеда , а вторая — его двоюродной сестрой. Али также признан четвертым халифом Рашидунов ( годы правления 656–661 ) и первым шиитским имамом . О ранней жизни Зайнаб не так много ясности. [8] и даже год ее рождения в разных источниках указывается по-разному: 4–6 г.х. (626–8 гг. н.э. ), [7] [9] или 9 (631). [10] Мусульмане-шииты отмечают ее день рождения ежегодно 5-го Джумада аль-Авваля . [11] Имя ей выбрал ее дедушка Мухаммед. [10] который приписал это имя божественному вдохновению. [12] Когда она родилась, [10] ангел Гавриил предупредил Мухаммеда о ее трудной жизни. Говорят, что [13] [10] Мухаммад очень любил свою внучку, по общему мнению, говоря, что она похожа на его покойную жену Хадиджу ( ум. 619 ). [14] Шиитские источники также подчеркивают сильную преданность юной Зайнаб своему брату Хусейну . [13] [15] В отличие от своих родителей и двух братьев, а именно Хасана и Хусейна, Зайнаб не входит в число Четырнадцати Непогрешимых в шиизме-двунадесятнике . Поскольку она была воспитана среди непогрешимых, тем не менее считается, что она обладала «незначительной непогрешимостью» в шиизме-двунадесятнике. [16]
Будучи маленькой девочкой, Зайнаб, возможно, предвидела свои будущие испытания: говорят, что она увидела во сне, что застряла на большом дереве посреди бури. Когда сильный ветер вырвал дерево с корнем, она хваталась за ветки и сучья, которые тоже ломались одна за другой, и разбудила нас, начав падать. Мухаммед сказал ей, что дерево, ветви и ветки символизируют ее дедушку, родителей и братьев соответственно, которые все умрут раньше нее. [17] [18]
Смерть Мухаммеда и Фатимы (632 г.)
[ редактировать ]Мухаммед умер в 632 году, и Зайнаб рано потеряла дедушку. [18] Пока семья Мухаммеда готовилась к похоронам, [19] группа мусульман собралась в Сакифе и назначила своим преемником Абу Бакра , старшего сподвижника . [20] Они сделали это в отсутствие семьи Мухаммеда и большинства мухаджирунов ( мекканских мусульман). [21] [22] [19] Али, Фатима и некоторые сторонники не признали халифат Абу Бакра. [23] [21] утверждая, что Мухаммед назначил Али своим преемником, [24] имея в виду Гадира Хумма незадолго до его смерти. [25] Известно, что вскоре после дела Сакифы Умар , еще один соратник Мухаммеда, привел вооруженную толпу к резиденции Али и угрожал поджечь дом, если Али и его сторонники не присягнут на верность Абу Бакру. [26] [27] [28] [29] Затем противостояние приняло ожесточенный характер, [30] [26] но толпа отступила, не обеспечив залога Али. [31] [32]
Фатима умерла в том же году, через шесть месяцев после смерти Мухаммеда. [27] [33] и в возрасте примерно восемнадцати или двадцати семи лет. [34] Шиитский ислам утверждает, что у нее случился выкидыш, и она умерла от травм, полученных во время нападения на ее дом. [27] [35] [36] намеревался подчинить Али, [37] по инициативе Абу Бакра и под руководством его помощника Умара. [38] [27] [24] Эти утверждения отвергаются мусульманами-суннитами . [36] [24] которые считают, что Фатима умерла от горя после смерти Мухаммеда и что ее ребенок умер в младенчестве естественной смертью. [39] [24] [36] Таким образом, Зайнаб потеряла мать в возрасте около пяти лет. [12] По словам суннитского писателя А. Абд ар-Рахмана ( ум. 1998 ), Фатима на смертном одре доверила Зайнабу белую одежду, которую Хусейн должен был носить в качестве савана ( кафана ) при отъезде на поле боя в Кербеле . [3]
Брак и семейная жизнь
[ редактировать ]Зайнаб вышла замуж за своего двоюродного брата по отцовской линии Абдаллаха . [12] [40] чей отец Джафар ат-Тайяр ибн Аби Талиб был двоюродным братом Мухаммеда и выдающимся ранним мусульманином, который был убит в битве при Муте (629 г.) против византийцев . [41] Абдаллах был передатчиком пророческих хадисов , тринадцать из которых вошли в канонический суннитский сборник « Муснад ибн Ханбал» . Абдаллах также передавал хадисы от шиитских имамов и, возможно, прожил достаточно долго, чтобы стать соратником шиитского имама Мухаммада аль-Бакира ( ум. 732 ), хотя об этом последнем утверждении не сообщает видный шиитский ученый Шейх Туси ( ум. 1067 ). [42] Абдаллах был богат и известен своей щедростью. [43] [44] хотя говорят, что он жил скромно. [44] Соответственно, церемония бракосочетания Зайнаб и Абдаллаха описывается как простое мероприятие. [43] Шиитский писатель М. Эштехарди пишет, что Зайнаб вышла замуж за Абдаллаха при условии, что ей будет разрешено ежедневно навещать своего брата Хусейна и путешествовать с ним. [45] [46]
У пары было четыре сына по имени Али, Аун, Аббас и Мухаммед. У них также была дочь по имени Умм Кульсум. [8] Исламист Дж. Эспозито здесь не согласен, поскольку предполагает, что у пары было три сына и две дочери, не называя их имен. [47] Аун и Мухаммед были убиты в битве при Кербеле. [12] и нет никакой информации об Аббасе, но род Зайнаба продолжился через Али, также известного как Али аз-Зайнаби. [12] [48]
Религиозное образование и красноречие
[ редактировать ]За ее знание пророческих хадисов известный двоюродный брат Мухаммеда Ибн Аббас ( ок . 687 ) называл Зайнаб Акилату Бани Хашим ( буквально « мудрец Бани Хашим » ). [3] Ее репутация среди исследователей хадисов, очевидно, была такова, что они называли Али «отцом Зайнаба» во время запрета Омейядов на публичные выступления об Али. [49] Она также преподавала толкование Корана женщинам в своем родном городе Медине . [50] а позже в Куфе , [12] [49] и, вероятно, обучалась этому предмету у своего отца Али, которого исламист Т. Кутбуддин хвалит как «наиболее образованного из [исламских] мудрецов». [12]
Зайнаб описывается как красноречивый, [51] по общему мнению, напоминая своим слушателям о ее отце Али. [2] [52] Проповедь, приписываемая Зайнабу после битвы при Кербеле, записана мусульманским историком Ибн Аби Тахиром Тайфуром ( ум. 893 ) в его «Балагат ан-ниса» , представляющем собой антологию красноречивых речей женщин . [53] [8] В книге также есть еще одна проповедь, которую автор приписывает сестре Зайнаба Умм Кульсум. Тем не менее, эта вторая речь также приписывалась Зайнабу большинством более поздних авторов, включая шиитского ученого Ибн А'сама . Кутбуддин считает, что последнее объяснение вполне возможно. [53]
Смерть Али (661)
[ редактировать ]Али был избран халифом в 656 г. [54] после чего он обосновался в Куфе как своей фактической столице в 656–657 гг. [55] [56] Зайнаб и Абдаллах сопровождали Али на смерть. [12] Там он был убит во время утренней молитвы в мечети Куфы в январе 661 года, что совпало с Рамаданом , месяцем поста в исламе. [57] [58] [59] Биографический «Аль-Иршад» , автором которого является выдающийся шиитский ученый аль-Муфид ( ум. 1022 ), подробно описывает, что Али провел свою последнюю ночь в качестве гостя Зайнаб на ифтаре и сухуре , и что раненая Али была доставлена обратно в ее дом после нападения. . [60] Вскоре после смерти Али халифом Куфы был избран его старший сын Хасан. [61] [62] но позже отрекся от престола в пользу Муавии ( годы правления 661–680 ) в августе 661 года. [12] [63] возможно, из-за подавляющего военного превосходства последнего и слабой поддержки войны со стороны иракцев . [64] [65] Мирный договор между Хасаном и Муавией предусматривал, что последний не должен назначать преемника. [63]
Смерть Хасана (669)
[ редактировать ]Хасан вернулся в Медину после отречения в сопровождении своей семьи. [12] где он держался в стороне от политики в соответствии с мирным договором с Муавией. [66] [67] [68] Ранние источники почти единодушны в том, что Хасан позже был отравлен по наущению Муавии в 669 году. [63] [12] [69] возможно, чтобы подготовить почву для преемственности своего сына Язида ( годы правления 680–683 ). [70] [71] Говорят, что Зайнаб сопровождала своего брата Хасана в его последние дни. [12] [72] Таким образом, Хасана на посту главы семьи Мухаммеда сменил его брат Хусейн. [12] который, тем не менее, поддержал договор с Муавией. [73] [74]
Воцарение Язида (680 г.)
[ редактировать ]Муавия назначил своего сына Язида своим преемником в 676 году. [75] нарушив свое предыдущее соглашение с Хасаном. [76] Мусульманские историки часто вспоминают Язида как развратника, открыто нарушившего исламские нормы. [70] [77] [78] и его назначение было встречено сопротивлением со стороны сыновей видных сподвижников Мухаммеда, включая Хусейна ибн Али. [79] [80] После смерти Муавии и прихода к власти Язида в 680 году последний поручил губернатору Медины силой добиться от Хусейна клятвы верности. Таким образом, Хусейн ночью уехал из Медины в Мекку, чтобы не признать Язида халифом. [73] Его сопровождали родственники. [81] включая Зайнаб и двух ее сыновей, а именно Ауна и Мухаммеда. [82] [12]
Муж Зайнаб Абдаллах не сопровождал Хусейна, хотя и сочувствовал делу Хусейна. [83] по словам суннитского историка ат-Табари ( ум. 923 ). [84] Эштехарди предполагает, что отсутствие Абдаллаха должно было быть связано с его плохим здоровьем или старостью и что отправка его сыновей с Хусейном была знаком его поддержки. [46] [82] Напротив, Абд ар-Рахман пишет, что Зайнаб, должно быть, развелась с Абдаллахом перед отъездом из Медины и что позже он женился на сестре Зайнаб Умм Кульсум, хотя ее взгляды подверглись критике со стороны некоторых. [85] Поскольку в соответствии с исламскими законами в таких случаях необходимо разрешение мужа, некоторые вместо этого предполагают, что условием ее брака с Абдаллахом было то, что Зайнаб могла сопровождать Хусейна во всех его путешествиях. [46] или конкретно в Кербелу. [84]
Битва при Кербеле (680)
[ редактировать ]Путешествие в Кербелу
[ редактировать ]Получив письма поддержки от некоторых куфанов, чьи намерения были подтверждены его двоюродным братом Муслимом ибн Акилом , Хусейн покинул Мекку и направился в Куфу 10 или 12 сентября 680 года в сопровождении некоторых родственников и сторонников. [73] Традиция, приписываемая Хусейну в «Аль-Иршаде», описывает его цель как борьбу с тиранией Язида, даже если это будет стоить ему жизни. [86] [87] Хусейн аналогичным образом написал в своем завещании своему сводному брату Ибн Ханафийе , что он не намеревался добиваться «коррупции или угнетения», а скорее « приказывать то, что правильно, и запрещать то, что неправильно ». [88] В любом случае, на пути в Куфу небольшой караван Хусейна был перехвачен армией Язида и вынужден разбить лагерь в пустынной земле Кербела 2 мухаррама 61 года (2 октября 680 г.) вдали от воды и укреплений. [73] Обещанная поддержка Куфана не материализовалась, поскольку новый губернатор Куфы Убайд Аллах ибн Зияд ( ум. 686 ) убил посланника Хусейна и запугал вождей племен Куфана. [73]
Нехватка воды
[ редактировать ]В 7 Мухаррама, [89] По приказу Ибн Зияда военачальник Омейядов Умар ибн Саад ( ум. 686 ) перекрыл Хусейну доступ к реке Евфрат . [90] [73] Сводный брат Хусейна Аббас ибн Али и его люди, тем не менее, смогли принести немного воды в лагерь Хусейна во время ночной вылазки. [73] Несмотря на эту попытку, во время осады лагерь Хусейна страдал от жажды и голода. [91] [92] [93] В Кербеле жаркий пустынный климат . [94] [95]
Переговоры
[ редактировать ]Ибн Зияд приказал Ибн Сааду не позволять Хусейну уйти, пока он не поклянется в верности Язиду. [90] Хусейн не подчинился Язиду, [73] [91] но вел переговоры с Ибн Зиядом через Ибн Саада, чтобы ему разрешили отступить и избежать кровопролития. Однако губернатор не сдался. [91] [73] и, наконец, приказал Ибн Сааду сражаться, убивать и изуродовать Хусейна и его сторонников, если они не присягнут на верность Язиду, и в этом случае их судьба будет решена позже. [73]
Тасуа (9 мухаррама)
[ редактировать ]По просьбе Хусейна противостояние на Тасуа было отложено до следующего дня. [81] [73] Затем Хусейн осадил своих последователей, призывая их покинуть его и не рисковать своей жизнью. [81] но почти все присутствующие остались с ним до конца. [73] [95] [96] Хусейн и его товарищи провели ту ночь, молясь и читая Коран . [97] как сообщается в большинстве работ Макатил . [98] В эту ночь Хусейн ожил и утешал Зайнаба, потерявшего сознание от отчаяния от перспективы своей неминуемой смерти. [91] Согласно распространенному в Кербеле повествованию, Зайнаб также напомнила своему сводному брату Аббасу о желании их отца, чтобы последний был заповедником Кербелы и был для Хусейна тем же, чем Али был для Мухаммеда. Аббас подтвердил это и поклялся сделать. [99]
Ашура (10 мухаррамов)
[ редактировать ]Утром Ашуры Хусейн организовал своих сторонников, около семидесяти двух человек, а затем обратился к вражеским войскам и спросил их, почему они считают законным убить внука Мухаммеда. [91] Командующий Омейядов аль-Хурр ибн Язид аль-Тамими перешел на сторону Хусейна, вероятно, после этой речи. [100] Затем армия Омейядов осыпала лагерь стрелами. [91] таким образом началось сражение, которое длилось с утра до заката и состояло из единоборств, стычек, атак и отступлений. [73] Армия также подожгла палатки Хусейна. [73] хотя ат-Табари считает, что палатку жен (и детей) Хусейна пощадили, добавляя, что командира Омейядов Шамира ибн Зи аль-Джавшана другие солдаты отговорили поджигать эту палатку. [91]
Все сподвижники Хусейна погибли к полудню, за ними последовали Бану Хашим. [101] включая двух сыновей Хусейна, трёх сыновей Хасана, [73] и два сына Зайнаб, присутствовавшие в Кербеле, которых она, как говорят, призвала сражаться. [89] [101] С точки зрения шиитов, мотивом Зайнаб, принесшей в жертву своих детей, было выживание (шиитского) ислама, даже в большей степени, чем ее любовь к Хусейну. [102] Зайнаб также в течение дня утешала семьи павших воинов. [94] [103] и ухаживал за ранеными. [103] Говорят, что она была свидетельницей битвы с платформы ( высокой ), сделанной из седел. [104] но остались в ее шатре, когда пришла очередь ее сыновей сражаться. [94] По одной из версий, однажды она бросилась на поле боя, чтобы помочь, но ее отозвал Хусейн, который поручил ей позаботиться о тех, кто остался позади. [105] Точно так же ат-Табари сообщает, что Зайнаб в слезах выбежала на поле боя и бросилась на своего павшего племянника Али аль-Акбара ибн Хусейна , когда последний был убит в бою. Хусейн проводил ее обратно в лагерь. [84]
Смерть Хусейна
[ редактировать ]Когда пал последний оставшийся воин Хусейна, армия Омейядов сошлась с одиноким имамом, который, тем не менее, сражался до конца. [95] Распространенная история Кербелы гласит, что перед тем, как он в последний раз ушел на поле битвы, Зайнаб поцеловал Хусейна от имени их матери Фатимы, чтобы исполнить ее желание. [106] и что Хусейн просил Зайнаба не оплакивать его неминуемую смерть. [107] Когда раненый Хусейн наконец упал с лошади и был окружен, Зайнаб, как говорят, побежала к нему, умоляя Ибн Саада сохранить жизнь ее брату. [91] [108] Командующий Омейядов проигнорировал ее просьбу. [108]
Таким образом, семья Хусейна стала свидетелем того, как солдаты Омейядов неоднократно наносили ему ножевые и порезаные ранения. [109] Затем он был обезглавлен Шамиром или Синаном ибн Анасом. [110] или Хавали ибн Язид Асбахи, [73] хотя общие сведения о Кербеле возлагают ответственность за это на Шамира. [111] [95] Некоторые источники добавляют, что Зайнаб уже вернулся в лагерь. [112] по настоянию умирающего Хусейна, [112] [113] и не была свидетельницей обезглавливания брата своего, [112] но ат-Табари здесь отличается. [109] В современных повествованиях Кербелы подчеркивается, что Зайнаб не сломалась, став свидетельницей убийства своего брата, следуя более раннему желанию Хусейна. Стоя над телом Хусейна, она, по общему мнению, произнесла: «О Боже! Прими от нас это подношение», к недоумению вражеских солдат. [103]
Непосредственные последствия
[ редактировать ]После смерти Хусейна солдаты Омейядов украли его одежду и личные вещи, разграбили его лагерь, [91] и отрубил головы своим павшим товарищам, которые затем подняли на копьях для показа. [95] Есть также сообщения о гибели детей во время давки Омейядов. [112] По предыдущему приказу Ибн Зияда тело Хусейна было растоптано. [73] очевидно, десятью всадниками, которые вызвались «нанести ему это последнее унижение». [91] Около семидесяти двух тел Хусейна и его товарищей позже были похоронены людьми Бану Асад из соседней деревни Аль-Гадирия. [91] Женщины и дети были взяты в плен, в том числе Зайнаб и Умм Кульсум. [92] Среди пленников был также единственный выживший сын Хусейна Али , который был слишком болен, чтобы сражаться. [18] Известный в шиитском исламе под почетными титулами аль-Саджад и Зайн аль-Абидин, Али ибн аль-Хусейн позже был признан четвертым из Двенадцати имамов . Именно через него продолжилась линия шиитских имамов. [114] Шамир тоже пытался убить Али. [91] но Зайнаб успешно умолял его сохранить ему жизнь, [18] [115] говоря, что ее нужно было убить первой. [109] Пленники оплакивали Хусейна вскоре после битвы. [116]
Пленники в Куфе
[ редактировать ]Пленников отвезли обратно в Куфу. [95] прибытие туда 12 мухаррама. [117] Сообщается, что по дороге женщин опозорили и глазели на них. [118] и что пленники были унижены, [119] возили на неседланных верблюдах, [118] [120] и, по мнению ат-Табари, [107] связаны веревками и кандалами. [118] [121] Затем пленников выставили напоказ в кандалах и раскрыли по городу рядом с головами Хусейна и его товарищей на копьях. [118] Пленники, вероятно, считали Зайнаба своим лидером. [122]
Выступление Зайнаб в Куфе
[ редактировать ]Ибн Тайфур записал две речи о Кербеле в своей «Балагат ан-ниса» , одна из которых приписывается Умм Кульсум на рынке Куфы, [118] а другой приписывают Зайнабу при дворе Язида в Дамаске . [118] [53] Однако большинство шиитских авторов позже приписали обе проповеди Зайнабу, что Кутбуддин считает весьма вероятным. [53] Ибн Тайфур пишет, что куфаны причитали и плакали, когда увидели семью Мухаммеда в плену. Затем Зайнаб (или Умм Кульсум) обратилась к толпе, отчитала их за роль в смерти Хусейна и рассказала о событиях Кербелы. [123] [124]
Суд Ибн Зияда
[ редактировать ]Как сообщили ат-Табари и аль-Муфид, [125] Затем пленников представили Ибн Зияду, который хвастался Зайнаб убийством Хусейна и ее родственников. В ответ она напомнила ему об аяте очищения (33:33) и о высоком статусе семьи Мухаммеда в Коране, добавив, что убийство было предопределено для Хусейна и его сторонников, и что Бог скоро рассудит между ними и Ибн Зиядом. Ее ответ разозлил губернатора, который, тем не менее, сдержался после того, как его люди сказали ему, что женщину нельзя винить в том, что она говорит. [126] Ибн Зияд также приказал казнить Али ибн Хусейна, но его отговорили, когда Зайнаб защитила своего племянника и попросила убить его раньше него. [126] как сообщают ранние историки Абу Михнаф ( ум. 773–774 ), Ибн Саад ( ум. 845 ) и ат-Табари. [125] После освобождения остальных, [127] Ибн Зияд на время заключил пленников-хашимитов в тюрьму, а затем отправил их в Дамаск. [128]
Путешествие в Дамаск
[ редактировать ]Путь каравана в Дамаск неизвестен. [129] но некоторые говорят, что они пошли по пустынному пути. [130] Суннитский ученый десятого века аль-Хорезми в своем «Аль-Мактале» пишет, что пленников переправляли из «деревни в деревню» и выставляли напоказ: [131] [132] [133] в то время как шиитский историк аль-Якуби ( ум. 897–898 ) аналогичным образом сообщает, что в письме Ибн Аббаса позже был сделан выговор Язиду за то, что он выставил напоказ женщин семьи Мухаммеда из Куфы в Дамаск, чтобы продемонстрировать свою победу, добавив, что он считает это быть хуже, чем резня Хусейна и его родственников. [116]
Пленники в Дамаске
[ редактировать ]Пленников выставили напоказ по улицам Дамаска. [18] а затем был заключен в тюрьму на некоторое время. [1] Когда их доставили к халифу, исламист Л. Вечча Вальери ( ум. 1989 ) пишет, что Язид отнесся к ним любезно после первоначального резкого интервью и выразил сожаление по поводу поведения своего губернатора, даже заявив, что он бы простил Хусейна, если бы он был жив. . [91] Аналогичные отчеты предлагают историки В. Маделунг ( ум. 2023 г. ) и Х. Хальм . [73] [134] Напротив, исламист М. Момен считает, что Язид первоначально обращался с пленниками жестко, но позже освободил их, поскольку общественное мнение стало склоняться в их пользу, и он опасался беспорядков на своей территории. [128] Взгляды такого рода высказываются многими авторами, в том числе Эспозито, [18] Р. Осман, [135] К. Агайе, [136] Д. Пино, [130] Х. Мансон, [97] и шиитский ученый М. Х. Табатабай ( ум. 1981 ). [137] В частности, суннитский историк Ибн Касир ( ум. 1373 ) пишет, что Язид не сделал выговор своему губернатору после резни, что не предполагает раскаяния с его стороны перед исламистским Его Величеством Джафри ( ум. 2019 ). Джафри добавляет, что заявления о раскаянии также противоречат предыдущим приказам Язида своему губернатору либо воздать должное Хусейну, либо убить его. [138]
Альтернативное мнение представлено шиитским ученым Табарси ( ум. 1153 ) и Абу Михнафом. [139] Пишут, что пленников на церемонии доставили к халифу, который читал стихи и злорадствовал по поводу мести за своих родственников-язычников, убитых в битве при Бадре (624 г.). [135] [140] [141] По некоторым сведениям, Язид также опозорил отрубленную голову Хусейна ударами трости. [92] хотя этот последний эпизод иногда приписывают Ибн Зияду, [91] [128] [107] в том числе в отчете Веччиа Валььери, в котором почтительный Язид обвиняет своего губернатора в убийстве Хусейна. [125] Пересказывая этот последний рассказ, Маделунг предполагает, что ранние (суннитские) источники склонны реабилитировать халифа за счет Ибн Зияда. Затем Маделунг утверждает, что главная ответственность за убийство Хусейна лежит на Язиде. [73]
Выступление Зайнаб в Дамаске
[ редактировать ]Балагхат ан-Ниса приписывает Зайнабу речь в суде Язида: [53] где она, как говорят, прервала оскорбления халифа и резко обратилась к его двору, [135] [119] оплакивая Хусейна, критикуя Язида и защищая семью Мухаммеда. [142] В проповеди к халифу обращаются как к «сыну ат-Тулаки », где это последнее слово ( букв. « вольноотпущенники » ) является исламским указанием на тех, кто был помилован Мухаммедом после его победоносного возвращения в Мекку. [135] [52] Затем в проповеди Язида спрашивают, справедливо ли держать своих женщин под охраной и выставлять напоказ дочерей Мухаммеда по улицам. [143] Как и речь в Куфе, эта проповедь в Дамаске также наполнена несколькими отсылками к Корану. [144] Например, в этой проповеди победа Язида названа временной, его усилия тщетными, а его позор вечным. [145] Это сочетается со стихом 3:179: «Пусть неверующие не думают, что наша отсрочка — это благо. Воистину, Мы даем им отсрочку, чтобы они могли умножать свои преступления, и их ждет постыдное наказание». [142] и стих 11:18: «Проклятие Божие на угнетателе» и другие. [119]
Другие эпизоды
[ редактировать ]Сообщения ат-Табари и шиитского ученого Ибн Бабавайха ( ок . 923 г. ) указывают на то, что сирийка однажды попросила халифа отдать ей в рабство дочь Хусейна, но Зайнаб в гневе воспрепятствовал этому. [1] [18] [146] [147] Шиитский юрист Мугнийя ( ум. 1979 ) пишет, что в Дамаске Зайнаб саркастически спросили, как она воспринимает события Кербелы, на что она ответила: «Я не видела ничего, кроме того, что это было красиво» ( ma ra'aytu illa jamila ). . По мнению Мугнии, такая реакция в этой враждебной среде подчеркивает политическую силу и дальновидность Зайнаба. [51] Говорят, что в Дамаске умер маленький ребенок Хусейна, которого часто называют Сакиной . [148] [130] [149] или Рукайя . [150] Повествование Кербелы подчеркивает ее страдания и смерть в плену. [151] [152] В Дамаске пленники продолжали оплакивать Хусейна, к которым, возможно, присоединились некоторые женщины из двора Язида. [51] [153]
Свобода и возвращение в Медину
[ редактировать ]В конце концов пленники были освобождены. [1] Им разрешили вернуться в Медину. [118] или сопровождали туда. [1] По некоторым данным, их караван вернулся через Кербелу, где они остановились, чтобы оплакать своих погибших. [130] [154] Согласно распространенному в Кербеле повествованию, семье Мухаммеда в этом путешествии помогал человек по имени Башир, которому Зайнаб и другие щедро компенсировали то немногое, что осталось после разграбления Ашуры. [155] Суннитские источники сообщают о раскаянии Язида в резне и о компенсации за имущество, разграбленное его солдатами. [156] в то время как шиитские власти утверждают, что именно активность Зайнаба повлияла на некоторых при дворе Язида, особенно на его женщин, и, таким образом, вынудила халифа отмежеваться от резни и обвинить своего губернатора. [135] Аналогичные взгляды высказывают и некоторые современные авторы. [128] [18] [137]
Смерть (682) и святыни
[ редактировать ]Зайнаб умер в 682 году в возрасте около пятидесяти шести лет. [1] вскоре после возвращения в Медину из Дамаска. [157] [158] [18] [118] Альтернативно, историк Л. Адамец ( ум. 2019 ) относит ее смерть к 681 году. [159] Шииты ежегодно отмечают ее смерть в наиболее часто упоминаемую дату: [1] то есть 15 раджаба . [11] Другие сообщаемые даты включают 11 и 21 числа Джумади аль-Тани , 24 числа Сафара и 16 числа Зу аль-Хиджа . [44]
Мало что известно о жизни Зайнаба после возвращения в Медину. [1] [51] хотя молчание ат-Табари по этому поводу предполагает, что она, вероятно, не была причастна к ближайшему восстанию Абдаллаха ибн аз-Зубайра . [160] В некоторых сообщениях говорится, что она умерла в Медине. [1] [18] другие говорят, что она поехала с мужем в его сирийские поместья, где и умерла. [1] и все же другие источники пишут, что она была сослана, возможно, в Египет , [1] [161] за пропаганду Кербелы. [51] Таким образом, место ее захоронения неизвестно: претензии предъявляются как к мечети Сайида Зайнаб в пригороде Дамаска, так и к другой мечети в центре Каира . с таким же названием [162] [163] [157] Хотя ат-Табари размещает ее могилу в Каире, а шиитский ученый Мухсин аль-Амин ( ум. 1952 ) считает, что Дамаск маловероятен, [162] единственное ключевое доказательство, представленное в пользу Каира, — это существование самой святыни. [161] который официально датируется третьим веком хиджры , [164] дополнены свидетельствами путешественников и знатных людей, живших как минимум через два столетия после Зайнаба. [165] Святыни в Дамаске и Каире являются местами паломничества мусульман. [1] [162] первый часто посещают шииты, а второй - сунниты. [1]
Ритуальный траур
[ редактировать ]Следуя прецедентам, установленным Зайнабом и шиитскими имамами, [166] Мусульмане-шииты отмечают события в Кербеле в течение месяцев Мухаррам и Сафар. [167] особенно в течение первых десяти дней Мухаррама, кульминацией которых является Ашура с шествиями в крупных шиитских городах. [166] [168] Основной составляющей ритуальных церемоний ( маджалис , сг. маджлис ) является эмоциональное повествование историй Кербелы, [169] [166] призван вызвать сочувствие и довести публику до слез. [170] Именно на этих церемониях также поминают Зайнаб и других женщин Кербелы. [166] [171]
Историческое влияние
[ редактировать ]Образец для подражания
[ редактировать ]Кутбуддин считает Зайнаб образцом для подражания для мусульманских женщин и символом «мужества, силы духа, лидерства, красноречия, преданности и веры». [1] Эта точка зрения распространена, [18] [172] [13] [8] а женщины-мусульманские активистки время от времени ссылались на то, что они считали твердой позицией Зайнаб против тирании и угнетения. [8] особенно в недавней истории Ирана и Ливана . [83] [8] [173] [174] День рождения Зайнаб в Иране отмечается как День медсестер, возможно, потому, что она ухаживала за ранеными в Кербеле. [159]
Посланник Кербелы
[ редактировать ]Исторически Кербела способствовала кристаллизации шиитской общины в отдельную секту и до сих пор остается неотъемлемой частью их религиозной идентичности. [175] [167] Кербела, пожалуй, самый важный эпизод в истории шиитов. [169] [176] где это рассматривается как высшая борьба справедливости и истины против угнетения и лжи, [169] [177] праведная борьба ( джихад ), в которой Хусейн отдал все, что ему было дорого, ради дела Бога. [178] В этом контексте Зайнаб называют партнером Хусейна в его джихаде . [51] и женщина, чья активность превратила Кербелу из трагедии в победу. [179] Без ее « джихада слов» Кербела, возможно, была бы забыта. [180]
Галерея
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Кутбуддин 2005 , с. 9938.
- ^ Перейти обратно: а б Адибзаде 2013 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б с Адибзаде 2013 , с. 57.
- ^ Эспозито 2003 .
- ^ Адибзаде 2013 , с. 90.
- ^ Бломфилд 2010 , с. 306.
- ^ Перейти обратно: а б Кассам и Бломфилд, 2015 , с. 215.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Саид 2008 .
- ^ Адибзаде 2013 , с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б с д Адибзаде 2013 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б Момент 1985 , с. 239.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Кутбуддин 2005 , с. 9937.
- ^ Перейти обратно: а б с Пино 2009 .
- ^ Адибзаде, 2013 , стр. 44.
- ^ Адибзаде 2013 , с. 51.
- ^ Санто 2012 , с. 286.
- ^ Адибзаде, 2013 , стр. 47–8.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Эспозито 2022 .
- ^ Перейти обратно: а б Момент 1985 , с. 18.
- ^ Уокер 2014 .
- ^ Перейти обратно: а б Маделунг 1997 , с. 32.
- ^ Уокер 2014 , стр. 3–4.
- ^ Хетия 2013 , стр. 31–2.
- ^ Перейти обратно: а б с д Верный 2018 .
- ^ Амир-Моэцци 2014 .
- ^ Перейти обратно: а б Джафри 1979 , с. 50.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бюлер 2014 , с. 186.
- ^ Кутбуддин 2006 , с. 249.
- ^ Кортезе и Кальдерини 2006 , с. 8.
- ^ Маделунг 1997 , с. 43.
- ^ Джафри 1979 , стр. 40–41.
- ^ Хетия 2013 , с. 34.
- ^ Аббас 2021 , с. 104.
- ^ Аббас 2021 , с. 33.
- ^ Феделе 2018 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б с Аббас 2021 , с. 98.
- ^ Аббас 2021 , с. 97.
- ^ Хетия 2013 , с. 77.
- ^ Векча Валььери 2012c .
- ^ Адибзаде 2013 , с. 65.
- ^ Адибзаде, 2013 , стр. 66–7.
- ^ Адибзаде 2013 , с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б Адибзаде, 2013 , стр. 68–9.
- ^ Перейти обратно: а б с Нематоллахи Махани 2013 , с. 73.
- ^ Адибзаде, 2013 , стр. 51, 66.
- ^ Перейти обратно: а б с Агайе 2004b , с. 127.
- ^ Эспозито 2003 , с. 347.
- ^ Адибзаде 2013 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б Хамдар 2009 , с. 90.
- ^ Адибзаде, 2013 , стр. 51–2.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Осман 2015 , с. 132.
- ^ Перейти обратно: а б Кассам и Бломфилд, 2015 , с. 216.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кутбуддин 2019 , стр. 109–10.
- ^ Глив 2008 .
- ^ Доннер 2010 , с. 159.
- ^ Маделунг 1997 , с. 182.
- ^ Шах-Каземи 2006 , с. 37.
- ^ Эспозито 2003 , с. 15.
- ^ Момент 1985 , с. 25.
- ^ Адибзаде, 2013 , стр. 70–1.
- ^ Веллхаузен 1901 , с. 18.
- ^ Векча Валььери 2012a .
- ^ Перейти обратно: а б с Маделунг 2003 .
- ^ Момент 1985 , с. 27.
- ^ Джафри 1979 , стр. 154–155.
- ^ Халмс 2008 , с. 218.
- ^ Момент 1985 , стр. 27–28.
- ^ Джафри 1979 , с. 157.
- ^ Маделунг 1997 , с. 331.
- ^ Перейти обратно: а б Момент 1985 , с. 28.
- ^ Джафри 1979 , с. 158.
- ^ Адибзаде 2013 , с. 73.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Маделунг 2004 .
- ^ Дафтари 2013 , с. 32.
- ^ Маделунг 1997 , с. 322.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 493–8.
- ^ Пино 1998 , с. 70.
- ^ Аббас 2021 , с. 167.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 145.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 46.
- ^ Перейти обратно: а б с Бахрамян и Булукбаши 2015 .
- ^ Перейти обратно: а б Адибзаде 2013 , с. 75.
- ^ Перейти обратно: а б Осман 2015 , с. 134.
- ^ Перейти обратно: а б с Осман 2015 , с. 150.
- ^ Aghaie 2004b , стр. 127–8.
- ^ Мансон 1988 , стр. 22–3.
- ^ Табатабай 1975 , с. 175, 188.
- ^ Адибзаде, 2013 , стр. 78–79.
- ^ Перейти обратно: а б Кутбуддин 2019 , с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б Момент 1985 , с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Векча Валььери, 2012b .
- ^ Перейти обратно: а б с Пино 1998 , с. 71.
- ^ Хамдар 2009 , стр. 85–86.
- ^ Перейти обратно: а б с Адибзаде 2013 , с. 82.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Момент 1985 , с. 30.
- ^ Табатабай 1975 , с. 176.
- ^ Перейти обратно: а б Мансон 1988 , с. 23.
- ^ Синдави 2002 , с. 91.
- ^ Агайе 2004a , с. 128.
- ^ Веллхаузен 1901 , с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б Хайдер 2006 , с. 89.
- ^ Нематоллахи Махани 2013 , с. 86.
- ^ Перейти обратно: а б с Хамдар 2009 , с. 91.
- ^ Адибзаде 2013 , с. 81.
- ^ Агайе 2004b , с. 119.
- ^ Агайе 2005 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б с Абу Захра 1997 , стр. 118.
- ^ Перейти обратно: а б Адибзаде, 2013 , стр. 85–6.
- ^ Перейти обратно: а б с Нашат 1999 , с. 47.
- ^ Кольберг 2012b .
- ^ Aghaie 2004b , стр. 8–9.
- ^ Перейти обратно: а б с д Адибзаде 2013 , с. 87.
- ^ Аслан 2005 , с. 176.
- ^ Кольберг 2012a .
- ^ Хэзлтон 2009 , с. 276.
- ^ Перейти обратно: а б Осман 2015 , с. 129.
- ^ Адибзаде 2013 , с. 92.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кутбуддин 2019 , с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б с Хамдар 2009 , с. 93.
- ^ Хайдер 2006 , с. 46.
- ^ Хамдар 2009 , с. 86.
- ^ Диб 2006 , с. 130.
- ^ Кутбуддин 2019 , с. 111.
- ^ Хамдар 2009 , с. 92.
- ^ Перейти обратно: а б с Осман 2015 , с. 149.
- ^ Перейти обратно: а б Осман 2015 , с. 130.
- ^ Адибзаде 2013 , с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б с д Момент 1985 , с. 31.
- ^ Адибзаде, 2013 , стр. 102–3.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пино 2001 , с. 13.
- ^ Адибзаде 2013 , с. 102.
- ^ Агайе 2004a .
- ^ Агайе 2004b , с. 9.
- ^ Хальм 1999 , стр. 15.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Осман 2015 , с. 131.
- ^ Агайе 2004b , с. 121.
- ^ Перейти обратно: а б Табатабай 1975 , с. 177.
- ^ Джафри 1979 , с. 194.
- ^ Осман 2015 , с. 149н212.
- ^ Кутбуддин 2019 , стр. 118–119.
- ^ Адибзаде 2013 , с. 121.
- ^ Перейти обратно: а б Кутбуддин 2019 , с. 119.
- ^ Осман 2015 , с. 94.
- ^ Кутбуддин 2019 , стр. 130–1.
- ^ Хамдар 2009 , стр. 93–4.
- ^ Пино 1998 , с. 82.
- ^ Осман 2015 , стр. 130–1.
- ^ Пино 1998 , с. 78.
- ^ Нематоллахи Махани 2013 , с. 39.
- ^ Агайе 2005 , с. 51.
- ^ Пино 1998 , с. 88.
- ^ Фласкеруд 2005 , стр. 77.
- ^ Адибзаде 2013 , с. 140.
- ^ Адибзаде 2013 , с. 142.
- ^ Нематоллахи Махани 2013 , стр. 85–6.
- ^ Хайдер 2014 , с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б Кассам и Бломфилд, 2015 , с. 217.
- ^ Нематоллахи Махани 2013 , стр. 73, 102.
- ^ Перейти обратно: а б Адамец 2017 , стр. 492.
- ^ Абу Захра 1997 , стр. 119.
- ^ Перейти обратно: а б Абу Захра 1997 , стр. 123.
- ^ Перейти обратно: а б с Санто 2012 , с. 287.
- ^ Абу Захра 1997 , стр. 130.
- ^ Абу Захра 1997 , стр. 134.
- ^ Абу Захра 1997 , стр. 123–4.
- ^ Перейти обратно: а б с д Осман 2015 , с. 133.
- ^ Перейти обратно: а б Хайдер 2006 , с. 9.
- ^ Момент 1985 , с. 240.
- ^ Перейти обратно: а б с Д'Суза 1998 .
- ^ Пино 1998 , с. 77.
- ^ Пино 1998 , стр. 83–93.
- ^ Кассам и Бломфилд 2015 , с. 224.
- ^ Бломфилд 2010 , с. 305.
- ^ Бломфилд 2010 , стр. 307–10.
- ^ Кеннеди 2016 , с. 77.
- ^ Пино 2004 , с. 624.
- ^ Накаш 1993 , с. 162.
- ^ Хайдер 2006 , с. 3.
- ^ Осман 2015 , с. 136.
- ^ Хамдар 2009 , с. 87.
Источники
[ редактировать ]- Аббас, Х. (2021). Наследник Пророка: жизнь Али ибн Аби Талиба . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300252057 .
- Абу Захра, Н. (1997). Чистые и сильные: исследования современного мусульманского общества . Итака Пресс. ISBN 0863722695 .
- Адамец, LW (2017). Исторический словарь ислама (Третье изд.). Роуман и Литтлфилд. ISBN 9781442277236 .
- Адибзаде, С. (2013). Путь красоты к совершенству: Зайнаб бинт Али ибн Аби Талиб и модель человеческих изменений к развитию качеств Валият Аллаха и аль-Инсан аль-Камиля (Диссертация). Университет Темпл.
- Агайе, Канзас (2004a). «Тазия (Тазие)» . В Мартине, RC (ред.). Энциклопедия ислама и мусульманского мира . Том. 2. Справочник Macmillan США. п. 691. ИСБН 0028656059 .
- Агайе, Канзас (2004b). Мученики Кербелы: шиитские символы и ритуалы в современном Иране . Вашингтонский университет Press. ISBN 0295984481 .
- Агайе, Канзас (2005). "Введение". В Агайе, К.С. (ред.). Женщины Кербелы: ритуальные представления и символические дискурсы в современном шиитском исламе . Издательство Техасского университета. ISBN 9780292709591 .
- Амир-Моэцци, Массачусетс (2014). «Гадир Хумм» . Во Флите, К.; Кремер, Г.; Матринг, Д.; Навас, Дж.; Роусон, Э. (ред.). Энциклопедия ислама (Третье изд.). ISBN 9789004269613 .
- Аслан, Р. (2005). Нет бога, кроме Бога: Истоки и эволюция ислама . Случайный дом. ISBN 1588364453 .
- Бахрамян А.; Булукбаши, Али А. (2015). «Аль-Аббас б. Али» . Ин Маделунг, В.; Дафтари, Ф. (ред.). Исламская энциклопедия . Перевод Негабана, Ф.
- Бломфилд, Б. (2010). «От ритуала к искуплению: мировоззрение мусульманских женщин-шиитов в Южной Калифорнии». В Кассаме, З.Р. (ред.). Женщины и ислам . АВС-КЛИО. стр. 303–324. ISBN 9780313082740 .
- Бюлер, А.Ф. (2014). «Фатима (ум. 632)» . В Фитцпатрике, Коэли; Уокер, А.Х. (ред.). Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего . Том. 1. АВС-КЛИО. стр. 182–187. ISBN 9781610691789 .
- Калмар, Дж. (1982). « Аббас ибн Али ибн Абу Талеб» . Иранская энциклопедия . Том. Я/1. пп. 77–79. ISSN 2330-4804 .
- Кортезе, Д.; Кальдерини, С. (2006). Женщины и Фатимиды в мире ислама (Первое изд.). Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748626298 .
- Дафтари, Ф. (2013). История шиитского ислама . ИБ Таурис. ISBN 9780857723338 .
- Диб, Л. (2006). Очарованная современность: гендер и общественное благочестие в шиитском Ливане . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691124216 .
- Доннер, FM (2010). Мухаммед и верующие: у истоков ислама . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674064140 .
- Д'Суза, Д. (1998). «Фигура Зайнаба в шиитской религиозной жизни». В Сингхе, Делавэр (ред.). Духовные традиции: основные взгляды на жизнь . Объединенный теологический колледж. стр. 201–225. ISBN 9788172144616 .
- Эспозито, Дж.Л. (2003). Оксфордский словарь ислама . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0195125584 .
- Эспозито, Дж.Л., изд. (2022). «Зейнаб» . Исламский мир: прошлое и настоящее . Оксфордский справочник. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780197669471 .
- Феделе, В. (2018). «Фатима (605/15–632 н.э.)» . Ин де-Гайя, С. (ред.). Энциклопедия женщин в мировых религиях . АВС-КЛИО. п. 56. ИСБН 9781440848506 .
- Фласкеруд, И. (2005). « О, мое сердце грустно. Это Мохаррам, месяц Зайнаб». Роль эстетики и женских траурных церемоний в Ширазе». В Агайе, К.С. (ред.). Женщины Кербелы: ритуальные представления и символические дискурсы в современном шиитском исламе . Издательство Техасского университета. стр. 65–92. ISBN 9780292709591 .
- Глив, Р.М. (2008). « Али б. Аби Талиб » Во Флите, К.; Кремер, Г.; Матринг, Д.; Навас, Дж.; Стюарт, диджей (ред.). Энциклопедия ислама (Третье изд.). ISBN 9789004171374 .
- Хайдер, Н. (2014). Шиитский ислам: Введение . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107031432 .
- Халм, Х. (1999). Шиитский ислам: от религии к революции . Издательство Маркуса Винера. ISBN 1558761349 .
- Хамдар, А. (2009). «Джихад слов: гендер и современные повествования Кербелы» . Ежегодник изучения английского языка . 39,1 : 84–100.
- Хэзлтон, Л. (2009). После Пророка: эпическая история шиитско-суннитского раскола в исламе . Даблдэй. ISBN 9780385532099 .
- Хоутинг, GR (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н. Э. (Второе изд.). Рутледж. ISBN 0415240735 .
- Халмс, EDA (2008). «Аль-Хасан ибн Али ибн Аби Талиб (ок. 625–69 гг. Н.э.)» . В Неттоне, штат Индиана (ред.). Энциклопедия исламской цивилизации и религии . Рутледж. стр. 218–219. ISBN 9780700715886 .
- Хайдер, SA (2006). Оживление Кербелы: мученичество в памяти Южной Азии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195373028 .
- Джафри, SHM (1979). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лонгман. ISBN 0582780802 .
- Кассам, З .; Бломфилд, Б. (2015). «Вспоминая Фатиму и Зайнаб: гендер в перспективе» В тетради Ф.; Саджу, А.; Жизнь, С. (ред.). Шиитский мир: пути в традициях и современности . ИБ Таурис. ISBN 9780857729675 .
- Кеннеди, Х. (2016). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с шестого по одиннадцатый век (Третье изд.). Рутледж. ISBN 9781138787612 .
- Хетия, В. (2013). Фатима как мотив раздора и страдания в исламских источниках (Тезис). Университет Конкордия.
- Кольберг, Э. (2012a). «Зайн аль-Ибидин » В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). ISBN 9789004161214 .
- Кольберг, Э. (2012b). «Сахамир (также ас-Сахамир, обычно Сахимр) б. Зихи 'л-Дджавсавсан» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). ISBN 9789004161214 .
- Маделунг, В. (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521561817 .
- Маделунг, В. (2003). «Хасан б. Али б. Аби Талеб» . Энциклопедия Ираника . Том. XII/1. стр. 26–28. ISSN 2330-4804 .
- Маделунг, В. (2004). «Хосайн б. Али и. Жизнь и значение в шиизме» . Энциклопедия Ираника . Том. ХII/5. стр. 493–498. ISSN 2330-4804 .
- Момен, М. (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300035315 .
- Мансон, Х. (1988). Ислам и революция на Ближнем Востоке . Издательство Йельского университета. ISBN 0300041276 .
- Накаш, Ю. (1993). «Попытка проследить происхождение ритуалов Ашуры» . Мир ислама . 33 (2): 161–181. дои : 10.1163/157006093X00063 .
- Нашат, Г. (1999). «Женщины на Ближнем Востоке: 9000 г. до н.э. – 1800 г. н.э.». В Нашате, Г.; Такер, Дж. Э. (ред.). Женщины на Ближнем Востоке и в Северной Африке: возвращение женщин в историю . Издательство Университета Индианы. стр. 5–72. ISBN 9780253212641 .
- Нематоллахи Махани, Массачусетс (2013). Священная драма: персидская страстная пьеса в современном Иране . Издательство Лейденского университета. ISBN 9789400600348 .
- Осман, Р. (2015). Женские личности в Коране и Сунне: изучение основных источников имамитского шиитского ислама . Рутледж. ISBN 9781315770147 .
- Пино, Д. (1998). «Зайнаб бинт Али и место женщин из домохозяйств первых имамов в шиитской религиозной литературе». В Хэмбли, Г. (ред.). Женщины в средневековом исламском мире: власть, покровительство и благочестие . Макмиллан. стр. 69–98. ISBN 9780333740965 .
- Пино, Д. (2001). Лошадь Кербелы: религиозная жизнь мусульман в Индии . Пэлгрейв. ISBN 0312216378 .
- Пино, Д. (2004). «Имами (Двунадесятник)» . В Мартине, RC (ред.). Энциклопедия ислама и мусульманского мира . Том. 2. Справочник Macmillan США. стр. 624–628. ISBN 0028656059 .
- Пино, Д. (2009). «Зейнаб бинт Али» . В Эспозито, Дж. Л. (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199861255 .
- Кутбуддин, Т. (2005). «Зейнаб бинт Али» . В Джонсе, Л. (ред.). Энциклопедия религии . Том. 14 (Второе изд.). Справочник Macmillan США. стр. 9937–9939. ISBN 002865983X .
- Кутбуддин, Т. (2006). «Фатима (аз-Захра) бинт Мухаммад (ок. 12 до хиджры – 11 / ок. 610–632)» . В Мери, JW (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Том. 1. Рутледж. стр. 248–250. ISBN 9780415966917 .
- Кутбуддин, Т. (2019). «Речи Зайнаб и Умм Кульсум после мученической смерти Хусейна в Кербеле: говорить правду власти». В Коранги, А.; Рухи, Л. (ред.). «Другие» мученики: женщины и поэтика сексуальности, жертвоприношения и смерти в мировой литературе . Харрасовиц Верлаг. стр. 103–132. ISBN 9783447112147 .
- Саид, А. (2008). «Зейнаб» . Смит, Б.Г. (ред.). Оксфордская энциклопедия «Женщины в мировой истории» . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195337860 .
- Синдави, К. (2002). «Образ Хусейна ибн Али в Макатиля литературе » (PDF) . Quaderni di Studi Arabi . 20/21: 79–104.
- Шах-Каземи, Р. (2006). « Али ибн Аби Талиб» . В Мери, JW (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Том. 1. Рутледж. стр. 36–37. ISBN 9780415966917 .
- Санто, Э. (2012). «Сайида Зайнаб в состоянии исключения: шиитская святость как« квалифицированная жизнь »в современной Сирии». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 44 (2): 285–299.
- Табатабай, СМХ (1975). Шиитский ислам . Перевод Насра, SH State University of New York Press. ISBN 0873953908 .
- Векча Валььери, Л. (2012a). «(ал-)Хасан б. Али б. Аби Талиб» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). ISBN 9789004161214 .
- Векча Валььери, Л. (2012b). «(ал-)Хусейн б. Али б. Аби Талиб» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). ISBN 9789004161214 .
- Векча Валььери, Л. (2012c). «Фатима» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). ISBN 9789004161214 .
- Уокер, АХ (2014). «Абу Бакр ас-Сиддик (ок. 573–634)» . В Фитцпатрике, К.; Уокер, А.Х. (ред.). Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего . Том. 1. АВС-КЛИО. стр. 1–4. ISBN 9781610691789 .
- Веллхаузен, Дж. (1901). Религиозно-политические оппозиционные партии в древнем исламе (на немецком языке). Книжный магазин Вайдманн. ОСЛК 453206240 .
- Веллхаузен, Дж. (1927). Арабское королевство и его падение . Перевод Грэма Вейра, магистр Калькуттского университета. OCLC 752790641 .