Муслим ибн Акиль
Персональный | |
---|---|
Рожденный | 632 |
Умер | 10 сентября 680 г. | (47–48 лет)
Причина смерти | Казнь по приказу Ибн Зияда |
Место отдыха | Великая мечеть Куфы , Ирак |
Супруг | Рукайя бинт Али ибн Аби Талиб |
Дети |
|
Родители |
|
Известный | Посланник Хусейна ибн Али |
Родственники | Мухаммед Али (дядя) Хусейн ибн Али (двоюродный брат) |
Муслим ибн Акиль аль-Хашими ( араб . مُسْلِم ٱبْن عَقِيل ٱلْهَاشِمِيّ , латинизированный : Муслим ибн Акил аль-Хашими ) был родственником исламского пророка Мухаммеда . Муслим был сыном Акила ибн Аби Талиба и двоюродным братом Хусейна ибн Али , третьего шиитского имама , который отправил его в Куфу в Ираке , чтобы заручиться их поддержкой после прихода на престол омейядского халифа Язида ( годы правления 680–683 ). Куфаны приветствовали Муслима и подавляющим большинством пообещали поддержать Хусейна в борьбе с правлением Омейядов, которое они считали незаконным и тираническим. В ответ Язид заменил мягкого губернатора города на своего диктатора Убайд-Аллаха ибн Зияда , который вскоре через информатора обнаружил убежище Муслима. Когда Ибн Зияд заключил в тюрьму или убил Хани ибн Урва , тайно укрывавшего Муслима, он поднял открытое восстание и окружил дворец губернатора своими сторонниками в сентябре 680 года нашей эры . Однако, сочетая угрозы и обещания, Ибн Зияд убедил вождей племени Куфан оставить мусульманина и вывести своих людей. Бедный мусульманин был арестован после сильного сопротивления и казнен. До такого поворота событий он написал Хусейну и призвал его приехать в Куфу. Таким образом, Хусейн ушел Мекка со своей семьей и несколькими сторонниками, но его караван был перехвачен и убит силами Омейядов в октябре 680 года в Кербеле , недалеко от Куфы. Мусульманина почитают в шиитском исламе за его храбрость и моральную честность. Его святыня в Куфе является местом назначения паломников-шиитов.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Муслим был сыном Акиля ( ум. 670 или 683 ), двоюродного брата исламского пророка Мухаммеда ( ум. 632 ). Его мать могла быть освобожденной рабыней ( умм валад ) набатейского происхождения, имя которой по-разному дается как Улайя, Халила и Хилия. Дата его рождения также сообщается по-разному, и источники значительно различаются: от начала 640- х годов до конца 650-х годов. [ 1 ] Мусульманин, похоже, пользовался репутацией свирепого воина. [ 1 ] [ 2 ] По одной из версий, он сражался в битве при Сиффине (657 г.) на стороне своего дяди Али ибн Аби Талиба , первого шиитского имама и четвертого халифа ( годы правления 656–661 ) после Мухаммеда. По другому мнению, Муслим участвовал в завоевании аль-Бахнасы в Египте во время халифата Умара ибн аль-Хаттаба , второго халифа ( годы правления 634–644 ). Согласно этому сообщению, Муслим был впоследствии назначен его губернатором и служил там до тех пор, пока Умара не заменил Усман ибн Аффан ( годы правления 644–656 ), после чего Муслим вернулся в Медину . Согласно еще одному сообщению, где-то после 670 года он обманом заставил Муавию , тогдашнего губернатора Сирии , купить у него участок земли в Медине, который на самом деле принадлежал его двоюродному брату Хусейну ибн Али . [ 1 ]
Посланник в Куфе
[ редактировать ]Хусейн ибн Али осудил воцарение в 680 году халифа Омейядов Язида , который сменил своего отца Муавию в нарушение мирного договора 661 года с братом Хусейна Хасаном ( ум. 670 ). Когда его заставили присягнуть на верность, Хусейн бежал из своего родного города Медины в Мекку в сопровождении своей семьи. Там он получил множество писем и посланников из преимущественно шиитского города Куфа в Ираке с приглашениями возглавить их против правления Омейядов, которое они считали незаконным и тираническим. Хусейн ответил, что поведет их по правильному пути, если они будут едины в своей поддержке, и поручил Муслиму оценить ситуацию в Куфе. Хусейн отправил аналогичное письмо жителям Басры в Ираке и предложил им последовать за ним, чтобы исправить Сунну Мухаммеда , которая была уничтожена нововведениями, написал он. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Таким образом, Муслим покинул Мекку 19 июня 680 г. (15 Рамадана 60 г.), нанял двух проводников в Медине, а затем отправился в Куфу. [ 1 ] По словам суннитского историка ат-Табари ( ум. 923 ), [ 6 ] его проводники сбились с пути и погибли по пути от жажды, в результате чего Муслим написал Хусейну, чтобы его освободили от обязанностей, но последний настоял на том, чтобы он продолжал. [ 1 ] [ 7 ] Муслим вошел в Куфу 9 июля 680 г. (5 шавваля 60 г.) и сначала спрятался в доме Мухтара аль-Сакафи или Муслима ибн Аусаджи , где получил в залог от 12 000 до 30 000 человек. [ 1 ] [ 8 ] , верности не делу, а людям. Но по сути это были клятвы не Хусейну, а вождям племен, которые поддерживали его в то время, то есть, по словам исламиста Махмуда М. Аюба ( ум. 2021 ) [ 8 ] Вначале он также присутствовал на секретной встрече лидеров шиитов Куфана, где получил их поддержку. Среди присутствующих были Абас ибн Аби Хабиб аль-Шакери, Хабиб ибн Музахир и Саид ибн Абдаллах аль-Ханафи, все из которых позже были убиты вместе с Хусейном. Однако по мере роста его поддержки Муслим смог даже председательствовать на общественных собраниях в мечетях. [ 9 ] [ 4 ] Теперь он написал Хусейну и призвал его приехать в Куфу. [ 1 ] [ 10 ]
Тогдашний губернатор Куфы Нуман ибн Башир , вероятно, знал о прибытии Муслима и его намерениях, но не причинил ему вреда. [ 1 ] Будучи сподвижником Мухаммеда, Нуман не действовал, возможно, потому, что Муслим был родственником Мухаммеда. [ 7 ] или, возможно, губернатор не хотел действовать на основе простых подозрений. [ 11 ] Умар ибн Саад и некоторые другие вскоре написали Язиду: [ 12 ] который заменил Нумана Убайд-Аллахом ибн Зиядом и приказал ему убить или изгнать Муслима. [ 1 ] Описан как энергичный, находчивый и безжалостный. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Убайд-Аллах в то время уже был губернатором Басры. [ 15 ] Он поспешил в Куфу кратчайшим маршрутом, как сообщается, в черном тюрбане и под чадрой. Некоторые куфаны, очевидно, приняли его за Хусейна и с энтузиазмом приветствовали его. [ 16 ] [ 15 ] По прибытии он публично пригрозил наказать за любые признаки восстания обезглавливанием и распятием. [ 8 ] [ 15 ]
Неудачное восстание и казнь
[ редактировать ]С приходом Ибн Зияда Муслим переселился в дом Хани ибн Урва , [ 1 ] старейшина - мурадит . [ 10 ] Говорят, что там он упустил возможность убить Ибн Зияда, когда тот пришел навестить Хани, который был болен или симулировал болезнь, или посетить Басрана Шарика ибн аль-Авара аль-Хариси , который якобы был гостем Хани. но на самом деле был там, чтобы поддержать Муслима. [ 1 ] [ 2 ] По разным данным, Муслим отказался от заговора с целью убийства Ибн Зияда, потому что у него не выдержали нервы, или потому, что Хани (или его жена) были против заговора, или потому, что он вспомнил пророческую традицию, запрещающую предательство (в данном случае в отношении гостя, которому дали гарантия безопасности). [ 1 ] Вскоре после этого Ибн Зияд обнаружил убежище Муслима через информатора, возможно, по имени Макил, который проник в ближайшее окружение Муслима, притворившись сторонником и сделав пожертвование на его дело. [ 15 ] [ 1 ] Затем Ибн Зияд вызвал Хани, заставил его признаться, что он укрывает Муслима, а затем жестоко избил его, когда он отказался выдать своего гостя. Хани либо погиб на месте, либо был заключен в тюрьму. [ 1 ] [ 17 ]
Теперь Муслим поднял открытое восстание, вероятно, узнав об аресте Хани. Он окружил дворец губернатора примерно 4000 человек, даты этого события указываются по-разному: 3, 8, 9, 10 сентября 680 г. (2, 7, 8, 9 зу аль-хиджа 60). [ 1 ] Однако, сочетая угрозы и взятки, Ибн Зияд успешно убедил вождей племен покинуть Муслима и вывести своих людей. [ 2 ] С наступлением темноты покинутый мусульманин бродил по городу, пока его не приютила вдова- киндитка по имени Тава. Однако на следующее утро ее сын Билал раскрыл местонахождение Муслима лидеру киндитов, очевидно, потомку аль-Ашаса ибн Кайса ( ум. 661 ). [ 18 ] [ 1 ] Лидер передал информацию губернатору, что принесло этому лидеру титул «самого вероломного из арабов », по словам арабского эрудита Ибн Хабиба ( ум. 853 ). [ 1 ] Затем около шестидесяти или семидесяти человек окружили дом и в конце концов удержали раненого и измученного мусульманина, понесшего некоторые потери. [ 19 ] [ 1 ] По некоторым сведениям, ему была обещана безопасность ( аман ), но позже это не было выполнено. [ 1 ] Действительно, Муслима привели к Ибн Зияду, который после резкой перепалки приказал его казнить. [ 1 ] По большинству источников, он передал свою последнюю волю Умару ибн Сааду, прося его сообщить Хусейну о предательстве куфанов, выплатить его долги и похоронить его труп. [ 1 ] [ 20 ] Затем его публично обезглавили на крыше цитадели, бросив голову и туловище вниз. Палача зовут Бакр ибн Хумран аль-Ахмари, которого Муслим, очевидно, ранил ранее во время рейда на его убежище. [ 19 ] [ 1 ] Хани тоже казнили, их тела вытащили на улицы и затем, возможно, распяли посмертно. [ 1 ] Их головы были отправлены Язиду, который поздравил Ибн Зияда и приказал ему арестовать Хусейна и его сторонников и сражаться с теми, кто будет сражаться с ним. [ 3 ]
Последствия
[ редактировать ]Таким образом, Муслим был казнен на следующий день после неудавшегося восстания. [ 1 ] примерно через два месяца после прибытия в Куфу. [ 21 ] Воодушевленный своим письмом и не зная о своей казни, Хусейн покинул Мекку и направился в Куфу примерно в то же время, возможно, 10 или 12 сентября 680 г. (8 или 10 зу аль-хиджа 60 г.), в сопровождении своей семьи и небольшого числа сторонников. [ 3 ] [ 4 ] Вероятно, он получил известие о смерти Муслима по пути в аль-Талабийя. [ 3 ] В некоторых суннитских сообщениях указывается, что Хусейн подумывал о прекращении своей миссии, но сыновья Муслима убедили его в обратном. [ 1 ] [ 22 ] На это следует не обращать внимания, предполагает исламист Вильфёрд Маделунг . [ 3 ] Более вероятно, что Хусейн двинулся в сторону Куфы даже после того, как узнал о казни Муслима. [ 3 ] согласно большинству шиитских отчетов, [ 1 ] поскольку ранее он рассказал другим доброжелателям о своем видении своего деда Мухаммеда, [ 3 ] который сказал ему, что Бог пожелал, чтобы его убили, а его семью заковали в кандалы. [ 23 ] Караван Хусейна действительно был перехвачен и уничтожен 10 октября 680 года (10 мухаррама 61 года хиджры ) в Кербеле , недалеко от Куфы, силами Омейядов, которые сначала окружили их на несколько дней и отрезали им доступ к близлежащей реке Евфрат . [ 3 ] Семья Муслима все время оставалась с Хусейном, и, вероятно, двое его сыновей были убиты вместе с Хусейном в Кербеле. [ 1 ] [ 24 ] Затем женщины и дети были взяты в плен и отправлены в Куфу, а затем в столицу Дамаск . [ 4 ] Пленников выставили напоказ по улицам Дамаска. [ 25 ] а затем заключен в тюрьму на неизвестный период времени. [ 26 ] В конце концов они были освобождены Язидом и возвращены в Медину. [ 26 ] [ 27 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Рукайя , дочь Али ибн Аби Талиба, была замужем за Муслимом и родила ему сына Абдаллаха, который был убит вместе с Хусейном в битве при Кербеле в 680 году. Другой сын Муслима мог также погибнуть в Кербеле, а двое других сыновей Говорят , что их часто называют Мухаммедом и Ибрагимом , они были убиты примерно год спустя в молодом возрасте. Двое детей, очевидно, сбежали из лагеря Ибн Зияда, но были убиты куфаном, возможно, аль-Харитом ибн Бадром, который добивался денежного приза, предложенного губернатором. [ 1 ]
День памяти
[ редактировать ]Муслима почитают в шиитском исламе за его храбрость и моральную честность, а его история привлекла большое внимание шиитских авторов. [ 2 ] Шииты поминают события Кербелы в течение месяцев Мухаррам и Сафар . [ 28 ] особенно в течение первых десяти дней Мухаррама, кульминацией которых является десятый день ( Ашура ) шествиями в крупных шиитских городах. [ 29 ] [ 30 ] Основной составляющей этих ритуальных церемоний ( маджалис , сг. маджлис ) является повествование историй Кербелы, [ 31 ] [ 29 ] призван вызвать сочувствие и довести публику до слез. [ 32 ] Именно на этих церемониях Муслима поминают как «первого из мучеников Кербелы». [ 2 ] [ 1 ] вместе со своими сыновьями. [ 1 ] Распространенное памятное повествование описывает эмоциональную сцену, когда Хусейн рассказал о смерти Муслима своей маленькой дочери, семья которой была среди тех, кто сопровождал Хусейна в Кербелу. [ 33 ] Паломничество к его святыне в Куфе рекомендуется в шиитском исламе, сопровождающееся чтением ряда сохранившихся молитв. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Кольберг 2012 .
- ^ Jump up to: а б с д и Аюб 1978 , с. 102.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Маделунг 2004 .
- ^ Jump up to: а б с д Вечча Валььери 2012 .
- ^ Джафри 1981 , стр. 174–80.
- ^ Аюб 1978 , с. 271н26.
- ^ Jump up to: а б Аюб 1978 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б с Аюб 1978 , с. 101.
- ^ Джафри 1981 , с. 182.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1975 , с. 105.
- ^ Веллхаузен 1975 , стр. 105–6.
- ^ Jump up to: а б Аюб 1978 , с. 100.
- ^ Момент 1985 , с. 29.
- ^ Ламменс 2012 .
- ^ Jump up to: а б с д Веллхаузен 1975 , с. 106.
- ^ Джафри 1981 , с. 183.
- ^ Веллхаузен 1975 , стр. 106–7.
- ^ Веллхаузен 1975 , стр. 107–8.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1975 , с. 108.
- ^ Аюб 1978 , с. 105.
- ^ Веллхаузен 1975 , с. 118.
- ^ Веллхаузен 1975 , с. 109.
- ^ Аюб 1978 , стр. 103–4, 111.
- ^ Аюб 1978 , с. 112.
- ^ Эспозито 2022 .
- ^ Jump up to: а б Кутбуддин 2005 , с. 9938.
- ^ Кутбуддин 2019 , с. 107.
- ^ Хайдер 2006 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Осман 2014 , с. 133.
- ^ Момент 1985 , с. 240.
- ^ Д'Суза 1997 .
- ^ Пино 2000 , с. 77.
- ^ Аюб 1978 , с. 253.
Ссылки
[ редактировать ]- Аюб, Махмуд М. (1978). Искупительное страдание в исламе: исследование религиозных аспектов Ашуры в двунадесятническом шиизме . Де Грютер. ISBN 9789027979438 .
- Д'Суза, Дайан (1997). «Фигура Зайнаба в шиитской религиозной жизни» . Бюллетень Института исламских исследований Генри Мартина . 16 .
- Эспозито, Джон Л. , изд. (2022). «Зейнаб» . Исламский мир: прошлое и настоящее . Оксфордский справочник. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-516520-3 .
- Хайдер, Сайед Акбар (2006). Оживление Кербелы: мученичество в памяти Южной Азии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190451806 .
- Джафри, С. Хусейн М. (1981). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лонгман. ISBN 0582780802 .
- Кольберг, Э. (2012). «Мусульманин б. Ахил б. Аби Талиб» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_5596 . ISBN 9789004161214 .
- Ламменс, Х. (2012). «Мусульманин б. Ахил» . Ин Хоутсма, магистр естественных наук; Арнольд, ТВ; Бассет, Р.; Хартманн, Р. (ред.). Энциклопедия ислама (Первое изд.). дои : 10.1163/2214-871X_ei1_SIM_4902 . ISBN 9789004082656 .
- Маделунг, Уилферд (2004). «ХОСАЙН Б. АЛИ i. ЖИЗНЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ШИИЗМЕ» . Энциклопедия Ираника . Том. ХII/5. стр. 493–8.
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300034998 .
- Осман, Раванд (2014). Женские личности в Коране и Сунне: изучение основных источников имамитского шиитского ислама . Рутледж. ISBN 9781317671510 .
- Пино, Дэвид (2000). «Зайнаб бинт Али и место женщин из домохозяйств первых имамов в шиитской религиозной литературе». В Хэмбли, Гэвин (ред.). Женщины в средневековом исламском мире: власть, покровительство и благочестие . Макмиллан. стр. 69–98. ISBN 9780333800355 .
- Кутбуддин, Тахера (2005). «ЗАЙНАБ БИНТ АЛИ» . В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 14 (Второе изд.). Справочник Macmillan США. стр. 9937–9. ISBN 0-02-865983-Х .
- Кутбуддин, Тахера (2019). «Речи Зайнаб и Умм Кульсум после мученической смерти Хусейна в Кербеле: говорить правду власти». В Коранги Алиреза; Рухи, Лейла (ред.). «Другие» мученики: женщины и поэтика сексуальности, жертвоприношения и смерти в мировой литературе . Айзенбрауны. ISBN 9783447112147 .
- Вечча Валььери, Лаура (2012). «(ал-)Хусейн б. Али б. Аби Талиб» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0304 . ISBN 9789004161214 .
- Веллхаузен, Юлиус (1975). Религиозно-политические фракции в раннем исламе . Издательство Северной Голландии. ISBN 0720490057 .