Умм аль-Валад
В мусульманском мире титул умм аль-валад ( араб . أم الولد , букв. «мать ребенка») давался рабыне -наложнице , родившей ребенка своего хозяина. [1] Эти женщины считались собственностью и могли быть проданы их владельцами - практика, которая была разрешена в то время в соответствии с некоторыми строгими правилами и положениями Мухаммеда . [2] [3] Однако позже, после смерти Мухаммеда, Умар во время своего пребывания на посту халифа утвердил политику, запрещающую владельцам продавать или дарить свои умм аль-валады , а после смерти владельцев им будет предоставлена свобода. [4] [5] Али , двоюродный брат и зять Мухаммеда, первоначально согласился с решением Умара. Однако после смерти Умара и смерти Усмана , который придерживался этой политики, Али изменил ее в более поздний период своего халифата, заявив, что умм аль-валад все еще можно продать, несмотря на то, что у владельца родился ребенок. [6] [7]
Точка зрения Али в конечном итоге была интегрирована в шиизм вместе с принятием временных браков . С другой стороны, все известные суннитские юридические школы юриспруденции разделяют точку зрения Умара о том, что умм аль-валад не следует продавать и ей следует предоставить свободу после смерти ее хозяина. [8] Дети, рожденные Умм аль-Валад от ее хозяина, считались свободнорожденными и законными, и с ними часто обращались так же, как и с другими детьми, рожденными от свободных жен хозяина. [9] В 740 году неудавшаяся попытка Зайда ибн Али создать халифат стала поворотным моментом в пользу лидеров с рабским материнским происхождением и достигла своего пика в 744 году с возвышением Язида III как первого халифа Омейядов с матерью-рабыней. Впоследствии последние три халифа Омейядов и большинство халифов Аббасидов родились от рабынь. [10]
Риторика в отношении их матерей сопровождала этот приход к власти, служа либо прославлению, либо критике их восхождения на халифат. Одна из риторических тактик заключалась в изображении матерей-рабынь как иностранных принцесс с престижным семейным прошлым, тем самым повышая их социальный статус. Примером тому является Язид III, который с гордостью заявлял, что его мать была персидской принцессой из уважаемой династии Сасанидов , подчеркивая свое благородное происхождение. Он хвастался своим двойным наследием, связывая себя как с Цезарем , так и с Хаканом . И наоборот, их противники использовали противоположный риторический подход, ставя под сомнение их отцовство и подразумевая, что использование рабынь для вынашивания детей приведет к значительным социально-политическим волнениям. Например, противники Марвана II утверждали, что он на самом деле не был сыном принца Омейядов Мухаммада ибн Марвана , предполагая, что его мать-рабыня уже была беременна, когда ее схватили из вражеского лагеря. [11]
Если незамужняя рабыня родила ребенка, а рабовладелец не признал отцовство, тогда рабу предъявлялись обвинения в зине . [12]
См. также
[ редактировать ]- Исламская сексуальная юриспруденция
- Исламские взгляды на рабство
- Ма малакат айманукум
- Мавла
- Если ты украдешь
- Киян
- девочка
- История сожительства в мусульманском мире
- Султана
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гордон и Хейн 2017 , с. 301.
- ^ Гордон и Хейн, 2017 , стр. 312, 314.
- ^ Элтис и др. 2021 , с. 199.
- ^ Гордон и Хейн 2017 , с. 308.
- ^ Нагель 2020 , с. 174.
- ^ Гордон и Хейн, 2017 , стр. 298, 314–5.
- ^ Зысов 2014 , с. 138.
- ^ Гордон и Хейн 2017 , с. 315.
- ^ Гордон и Хейн 2017 , с. 229, 327.
- ^ Гордон и Хейн 2017 , с. 228.
- ^ Гордон и Хейн 2017 , с. 230.
- ^ Де ла Пуэнте, Кристина (2013). «Свободные отцы, матери-рабыни и их дети: вклад в изучение семейных структур в Аль-Андалусе» . Свободные отцы, матери-рабыни и их дети: вклад в изучение семейных структур в Аль-Андалусе : 27–44.
Источники
[ редактировать ]- Гордон, Мэтью; Хейн, Кэтрин А. (2017). Наложницы и куртизанки: женщины и рабство в истории ислама . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-062218-3 .
- Нагель, Тилман (6 июля 2020 г.). Миссия Мухаммеда: религия, политика и власть при зарождении ислама . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-3-11-067498-9 .
- Элтис, Дэвид; Брэдли, Кейт Р.; Энгерман, Стэнли Л.; Перри, Крейг; Картледж, Пол; Ричардсон, Дэвид; Дрешер, Сеймур (12 августа 2021 г.). Кембриджская всемирная история рабства: Том 2, 500–1420 годы нашей эры . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-84067-5 .
- Зысов, Арон (23 июня 2014 г.). Экономика уверенности: введение в типологию теории исламского права . Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-27-7 .