Киян
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Киян ( арабский : каян , Арабский: [qi'jæːn] ; единственное число вчера , арабский : قَينة , По-арабски: ['qɑjnæh] ) — социальный класс женщин, получивших образование в сфере развлечений, существовавший в досовременном исламском мире. Этот термин использовался для обозначения как свободных женщин, в том числе некоторых из дворян, так и несвободных женщин. [1] Было высказано предположение, что « гейши Японии, пожалуй, являются наиболее сопоставимой формой социально узаконенного женского общения и развлечения для покровителей-мужчин, хотя, конечно, различий также множество». [2] [3]
Исторически киян процветал при халифате Омейядов , халифате Аббасидов и в Аль-Андалусе . [4]
Терминология
[ редактировать ]Киян часто переводится на английский язык как « поющие девушки » или « поющие рабыни » , но эти переводы не отражают тот факт, что киян мог быть любого возраста и был опытным артистом, чья подготовка простиралась далеко за рамки пения, включая, например, танцы. , [5] сочинение музыки и стихов, декламация исторических или литературных анекдотов ( ахбар ), каллиграфия или игра теней . Другие переводы включают « куртизанка » , [6] ' музыкальные наложницы ' , [1] или просто « женщины-музыканты » . [1]
В некоторых источниках киян были подмножеством джавари ( « женщины-рабыни » единственное число , женщина-рабыня; , женщина - рабыня ) , а часто, более конкретно, подмножеством «има» ( « рабыни » «джария », женщины-рабыни ; единственное число «ама» , женщина-рабыня ). Таким образом, киян иногда называют «шимах шаваир » ( « поэты-рабыни » , женщины-рабыни -поэты ) или «муганният» ( « певицы » , певицы ; в единственном числе «муганния » , певица ). [7] Многие кианы были свободными женщинами. [8] Одной из них была даже принцесса Аббасидов Улайя бинт аль-Махди .
Термин происходит как женская форма доисламского термина гайн ( قين ), значение которого было « кузнец, ремесленник » . Значение слова «кайн» расширилось и включило в себя работников ручного труда в целом, а затем более конкретно сосредоточилось на людях, которым платят за их работу, а затем снова более конкретно на « любого, кто занимается художественным представлением за вознаграждение » . Отсюда его женская форма стала иметь значение исполнительницы различных искусств в определенной роли. [9]
Характеристики и история
[ редактировать ]Как и другие порабощенные женщины в исламском мире, кианы были законно сексуально доступны своим владельцам. В литературе их часто ассоциировали с распущенностью, а сексуальность была важной частью их привлекательности, но, похоже, они не были секс-работниками . [6]
Однако были и обычные кианы , которые выступали перед публикой в обычных киян домах это были бордели . ; в некоторых случаях [10]
Неясно, как рано возник институт киана , но киян определенно процветал в период Аббасидов. [11] [10] По словам Мэтью С. Гордона, «пока неясно, в какой степени куртизанки украшали региональные суды и элитные семьи в другие периоды исламской истории». [12]
Сообщается, что Ибрагим аль-Маусили (742–804 гг. Н. Э.) утверждал, что его отец был первым, кто обучал светлокожих красивых девушек киян , поднимая их цену, тогда как раньше киян набирали из числа девушек, считавшихся менее красивыми. и с более темной кожей, хотя нет уверенности, что эти утверждения были точными. [13] Одним из социальных явлений, которое можно рассматривать как преемника киана, являются египетские альмахи , куртизанки или артистки в средневековом Египте , обученные петь и декламировать классическую поэзию и остроумно беседовать. [14]
Из-за своей социальной значимости киян составляют одну из наиболее богато зарегистрированных частей досовременного исламского женского общества, особенно женщин-рабынь, что делает их важными для истории рабства в мусульманском мире . Более того, значительная часть средневековых арабских поэтесс, чьи произведения сохранились до наших дней, были кийан . За несколько киянов можно дать вполне полную биографию. [15] Важные средневековые источники киана включают трактат аль-Джахиза (776–868/869 гг. н.э.), Абу Тайиба аль-Вашши « Китаб аль-Мувашша» ( كتاب الموشى « Парчовая книга » ) и анекдоты, включенные в такие источники, как Китаб аль-Агани ( « Книга песен » ) и аль-Има аль-Шаваир ( « Рабыни-поэтессы » ) Абу аль-Фараджа аль-Исфахани (897–967 гг. н.э.), Ниса аль-Хулафа ( « Супруги Халифы » ) ибн ас-Саи и аль-Мустазраф мин Ахбар аль-Джавари ( « Избранные анекдоты из рассказов наложниц » ) ас-Суюти ( ок. 1445–1505 гг. н.э. ). [16] Многие из этих источников пересказывают реплики выдающихся киянов , хотя есть намеки на то, что киян в менее богатых семьях использовался их владельцами для привлечения подарков. [17] В период Аббасидов кианы часто получали образование в городах Басра , Таиф и Медина . [6]
Отклонить
[ редактировать ]Институт киана пришел в упадок по мере упадка состояния Аббасидского халифата . [18] Первоначальный раскол Аббасидов не имел немедленных последствий. Киян . не принимал чью-либо сторону в политических спорах [19] Однако политическая нестабильность привела к плохому управлению финансами, а во время расцвета Аббасидов финансы управлялись плохо. [20] Кроме того, новый класс турецких солдат потребовал повышения оплаты, что привело к опустошению казны; Возникшая в результате жесткая экономия означала, что художественная деятельность не могла финансироваться и, следовательно, процветать, как это было раньше. [21] Кроме того, солдаты вымогали деньги у граждан, считавшихся богатыми, что делало показное поведение рискованным. [21]
Аль-Андалус
[ редактировать ]Кажется, что в течение первого столетия или около того в Аль-Андалусе кианы привозились на запад после обучения в Медине или Багдаде или обучались у художников с востока. Похоже, что к XI веку, с распадом Кордовского халифата , киян, как правило, обучался в Кордове, а не импортировался после обучения. Похоже, что, хотя певицы все еще существовали, порабощенных в Аль-Андалусе в 14 веке нашей эры больше не было. [22]
Знаменитый киян
[ редактировать ]- Атика бинт Шухда ( Атика бинт Шухда )
- Азза аль-Майла
- Инан бинт Абдулла ( Инан , ум. 841)
- Джамиля ( «Красивая» , д. 720)
- Абу аль-Хусн и его рабыня Таваддуд , вымышленная кайна в средневековом арабском повествовании
- Дананир аль-Бармакия ( динары Бармаки , ум. 810-е гг.)
- Улайя бинт аль-Махди , дочь халифа Аль-Махди ( ум. 825)
- Ариб аль-Мамуния ( Ариб аль-Мамуния , 797–890 гг. Н. Э.)
- Шария ( Шариат , ок. 815–70 н.э. )
- Фарида (певица) (род. ок. 830 г.)
- Фадл аль-Шаира ( Фадл аль-Шаира , ум. 871 г. н.э.)
- Хабаба (раб)
- В Убайде
- Алам аль-Малика
- Нажун аль-Гарнатия бинт аль-Кулайия
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Рейнольдс 2017 , с. 79-80.
- ^ Рейнольдс 2017 , с. 100-21.
- ^ Фуад Мэтью Касвелл, Рабыни Багдада: «Кияны» в эпоху ранних Аббасидов (Лондон: IB Tauris, 2011), стр. 1.
- ^ Шляйн, Дебора Джоан. «Талант и интеллект: применение навыков Кайны в королевских дворах Омейядов и Аббасидов» . etd.library.emory.edu .
- ^ Принц-Айхнер, Симона (27 апреля 2016 г.). «Воплощая империю: поющие рабыни в средневековой исламской историографии» . Премия бакалавриата за исследования библиотеки колледжей Клермонта, 2016 г. Проверено 24 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Мэтью С. Гордон, «Введение: создание песен и сыновей», в книге «Наложницы и куртизанки: женщины и рабство в истории ислама» , изд. Мэтью С. Гордон и Кэтрин А. Хейн (Оксфорд: Oxford University Press, 2017), стр. 1–8 (стр. 5–6); дои : 10.1093/oso/9780190622183.003.0001 .
- ^ Касвелл 2011 , с. ix–x, 1–2.
- ^ Касвелл 2011 , с. 191.
- ^ Касвелл 2011 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Касвелл 2011 .
- ^ Ричардсон, Кристина. «Поющие рабыни (киян) при дворе Аббасидов» . _Дети в рабстве на протяжении веков_ (2009) .
- ^ Мэтью С. Гордон, «Введение: создание песен и сыновей», в книге «Наложницы и куртизанки: женщины и рабство в истории ислама », изд. Мэтью С. Гордон и Кэтрин А. Хейн (Оксфорд: Oxford University Press, 2017), стр. 1–8 (стр. 5); дои : 10.1093/oso/9780190622183.003.0001 .
- ^ Рейнольдс 2017 , с. 102-3.
- ^ Ставрос Ставру Караянни (2004). Танцующий страх и желание: раса, сексуальность и имперская политика в ближневосточном танце . Издательство Университета Уилфрида Лорье. стр. 28–29. ISBN 978-0-88920-926-8 .
- ^ Рейнольдс 2017 , с. 100-101.
- ^ Рейнольдс 2017 , с. 101.
- ^ Рейнольдс 2017 , с. 103-4.
- ^ Касвелл 2011 , с. 258–259.
- ^ Касвелл 2011 , с. 261.
- ^ Касвелл 2011 , с. 263–264.
- ^ Jump up to: а б Касвелл 2011 , с. 264–265.
- ^ Рейнольдс 2017 , с. 100–121.
Источники
[ редактировать ]- Касвелл, Ф. Мэтью (2011). Рабыни Багдада: Киян в эпоху ранних Аббасидов . ИБТаурис. стр. ix–x, 1–2. ISBN 978-1-84885-577-9 .
- Рейнольдс, Дуайт Ф. (2017). « Киян Аль-Андалуса ». В Гордоне, Мэтью С.; Хейн, Кэтрин А. (ред.). Наложницы и куртизанки: женщины и рабство в истории ислама . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/oso/9780190622183.003.0006 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хекмат Дирбас, «Именование рабынь на арабском языке: обзор средневековых и современных источников», Журнал арабской лингвистики , 69 (2019), 26–38, doi : 10.13173/zeitarabling.69.0026 , JSTOR 10.13173