Jump to content

Киян

Танцующая девушка в краске Fabio Fabbi.

Киян ( арабский : каян , Арабский: [qi'jæːn] ; единственное число вчера , арабский : قَينة , По-арабски: ['qɑjnæh] ) — социальный класс женщин, получивших образование в сфере развлечений, существовавший в досовременном исламском мире. Этот термин использовался для обозначения как свободных женщин, в том числе некоторых из дворян, так и несвободных женщин. [1] Было высказано предположение, что « гейши Японии, пожалуй, являются наиболее сопоставимой формой социально узаконенного женского общения и развлечения для покровителей-мужчин, хотя, конечно, различий также множество». [2] [3]

Исторически киян процветал при халифате Омейядов , халифате Аббасидов и в Аль-Андалусе . [4]

Терминология

[ редактировать ]

Киян часто переводится на английский язык как « поющие девушки » или « поющие рабыни » , но эти переводы не отражают тот факт, что киян мог быть любого возраста и был опытным артистом, чья подготовка простиралась далеко за рамки пения, включая, например, танцы. , [5] сочинение музыки и стихов, декламация исторических или литературных анекдотов ( ахбар ), каллиграфия или игра теней . Другие переводы включают « куртизанка » , [6] ' музыкальные наложницы ' , [1] или просто « женщины-музыканты » . [1]

В некоторых источниках киян были подмножеством джавари ( « женщины-рабыни » единственное число , женщина-рабыня; , женщина - рабыня ) , а часто, более конкретно, подмножеством «има» ( « рабыни » «джария », женщины-рабыни ; единственное число «ама» , женщина-рабыня ). Таким образом, киян иногда называют «шимах шаваир » ( « поэты-рабыни » , женщины-рабыни -поэты ) или «муганният» ( « певицы » , певицы ; в единственном числе «муганния » , певица ). [7] Многие кианы были свободными женщинами. [8] Одной из них была даже принцесса Аббасидов Улайя бинт аль-Махди .

Термин происходит как женская форма доисламского термина гайн ( قين ), значение которого было « кузнец, ремесленник » . Значение слова «кайн» расширилось и включило в себя работников ручного труда в целом, а затем более конкретно сосредоточилось на людях, которым платят за их работу, а затем снова более конкретно на « любого, кто занимается художественным представлением за вознаграждение » . Отсюда его женская форма стала иметь значение исполнительницы различных искусств в определенной роли. [9]

Характеристики и история

[ редактировать ]

Как и другие порабощенные женщины в исламском мире, кианы были законно сексуально доступны своим владельцам. В литературе их часто ассоциировали с распущенностью, а сексуальность была важной частью их привлекательности, но, похоже, они не были секс-работниками . [6]

Однако были и обычные кианы , которые выступали перед публикой в ​​обычных киян домах это были бордели . ; в некоторых случаях [10]

Неясно, как рано возник институт киана , но киян определенно процветал в период Аббасидов. [11] [10] По словам Мэтью С. Гордона, «пока неясно, в какой степени куртизанки украшали региональные суды и элитные семьи в другие периоды исламской истории». [12]

Сообщается, что Ибрагим аль-Маусили (742–804 гг. Н. Э.) утверждал, что его отец был первым, кто обучал светлокожих красивых девушек киян , поднимая их цену, тогда как раньше киян набирали из числа девушек, считавшихся менее красивыми. и с более темной кожей, хотя нет уверенности, что эти утверждения были точными. [13] Одним из социальных явлений, которое можно рассматривать как преемника киана, являются египетские альмахи , куртизанки или артистки в средневековом Египте , обученные петь и декламировать классическую поэзию и остроумно беседовать. [14]

Из-за своей социальной значимости киян составляют одну из наиболее богато зарегистрированных частей досовременного исламского женского общества, особенно женщин-рабынь, что делает их важными для истории рабства в мусульманском мире . Более того, значительная часть средневековых арабских поэтесс, чьи произведения сохранились до наших дней, были кийан . За несколько киянов можно дать вполне полную биографию. [15] Важные средневековые источники киана включают трактат аль-Джахиза (776–868/869 гг. н.э.), Абу Тайиба аль-Вашши « Китаб аль-Мувашша» ( كتاب الموشى « Парчовая книга » ) и анекдоты, включенные в такие источники, как Китаб аль-Агани ( « Книга песен » ) и аль-Има аль-Шаваир ( « Рабыни-поэтессы » ) Абу аль-Фараджа аль-Исфахани (897–967 гг. н.э.), Ниса аль-Хулафа ( « Супруги Халифы » ) ибн ас-Саи и аль-Мустазраф мин Ахбар аль-Джавари ( « Избранные анекдоты из рассказов наложниц » ) ас-Суюти ( ок. 1445–1505 гг. н.э. ). [16] Многие из этих источников пересказывают реплики выдающихся киянов , хотя есть намеки на то, что киян в менее богатых семьях использовался их владельцами для привлечения подарков. [17] В период Аббасидов кианы часто получали образование в городах Басра , Таиф и Медина . [6]

Отклонить

[ редактировать ]

Институт киана пришел в упадок по мере упадка состояния Аббасидского халифата . [18] Первоначальный раскол Аббасидов не имел немедленных последствий. Киян . не принимал чью-либо сторону в политических спорах [19] Однако политическая нестабильность привела к плохому управлению финансами, а во время расцвета Аббасидов финансы управлялись плохо. [20] Кроме того, новый класс турецких солдат потребовал повышения оплаты, что привело к опустошению казны; Возникшая в результате жесткая экономия означала, что художественная деятельность не могла финансироваться и, следовательно, процветать, как это было раньше. [21] Кроме того, солдаты вымогали деньги у граждан, считавшихся богатыми, что делало показное поведение рискованным. [21]

Аль-Андалус

[ редактировать ]

Кажется, что в течение первого столетия или около того в Аль-Андалусе кианы привозились на запад после обучения в Медине или Багдаде или обучались у художников с востока. Похоже, что к XI веку, с распадом Кордовского халифата , киян, как правило, обучался в Кордове, а не импортировался после обучения. Похоже, что, хотя певицы все еще существовали, порабощенных в Аль-Андалусе в 14 веке нашей эры больше не было. [22]

Знаменитый киян

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Рейнольдс 2017 , с. 79-80.
  2. ^ Рейнольдс 2017 , с. 100-21.
  3. ^ Фуад Мэтью Касвелл, Рабыни Багдада: «Кияны» в эпоху ранних Аббасидов (Лондон: IB Tauris, 2011), стр. 1.
  4. ^ Шляйн, Дебора Джоан. «Талант и интеллект: применение навыков Кайны в королевских дворах Омейядов и Аббасидов» . etd.library.emory.edu .
  5. ^ Принц-Айхнер, Симона (27 апреля 2016 г.). «Воплощая империю: поющие рабыни в средневековой исламской историографии» . Премия бакалавриата за исследования библиотеки колледжей Клермонта, 2016 г. Проверено 24 августа 2023 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Мэтью С. Гордон, «Введение: создание песен и сыновей», в книге «Наложницы и куртизанки: женщины и рабство в истории ислама» , изд. Мэтью С. Гордон и Кэтрин А. Хейн (Оксфорд: Oxford University Press, 2017), стр. 1–8 (стр. 5–6); дои : 10.1093/oso/9780190622183.003.0001 .
  7. ^ Касвелл 2011 , с. ix–x, 1–2.
  8. ^ Касвелл 2011 , с. 191.
  9. ^ Касвелл 2011 , с. 2.
  10. ^ Jump up to: а б Касвелл 2011 .
  11. ^ Ричардсон, Кристина. «Поющие рабыни (киян) при дворе Аббасидов» . _Дети в рабстве на протяжении веков_ (2009) .
  12. ^ Мэтью С. Гордон, «Введение: создание песен и сыновей», в книге «Наложницы и куртизанки: женщины и рабство в истории ислама », изд. Мэтью С. Гордон и Кэтрин А. Хейн (Оксфорд: Oxford University Press, 2017), стр. 1–8 (стр. 5); дои : 10.1093/oso/9780190622183.003.0001 .
  13. ^ Рейнольдс 2017 , с. 102-3.
  14. ^ Ставрос Ставру Караянни (2004). Танцующий страх и желание: раса, сексуальность и имперская политика в ближневосточном танце . Издательство Университета Уилфрида Лорье. стр. 28–29. ISBN  978-0-88920-926-8 .
  15. ^ Рейнольдс 2017 , с. 100-101.
  16. ^ Рейнольдс 2017 , с. 101.
  17. ^ Рейнольдс 2017 , с. 103-4.
  18. ^ Касвелл 2011 , с. 258–259.
  19. ^ Касвелл 2011 , с. 261.
  20. ^ Касвелл 2011 , с. 263–264.
  21. ^ Jump up to: а б Касвелл 2011 , с. 264–265.
  22. ^ Рейнольдс 2017 , с. 100–121.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хекмат Дирбас, «Именование рабынь на арабском языке: обзор средневековых и современных источников», Журнал арабской лингвистики , 69 (2019), 26–38, doi : 10.13173/zeitarabling.69.0026 , JSTOR   10.13173
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 539bdc4b67d34d90125304b53b0188b3__1716177360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/b3/539bdc4b67d34d90125304b53b0188b3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Qiyan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)