Jump to content

Гусаны

Средневековый гусан Барбад играет перед Хосровом II [1]
Статуя двух гусанов в Гюмри , изображающая Шерама и Дживани.

Гусаны ( по-армянски : գուսան ; по-парфянски — поэт-музыкант или менестрель) были творческими и исполнительскими артистами — певцами, инструменталистами, танцорами, рассказчиками и профессиональными народными актерами в общественных театрах Парфии , а также древней и средневековой Армении . [2]

В Армении термин «гусан» часто используется как синоним ашуга — певца-поэта и барда. [3] [4]

Этимология

[ редактировать ]

Слово гусан впервые упоминается в ранних армянских текстах V века, например, Фаусте Византийском , Моисее Хоренском и т. д. На парсидском языке самое раннее известное свидетельство содержится в Вис о Рамине Фахруддина Асада Гургани в одиннадцатом веке. Первоначально считалось, что это личное имя. Однако в XIX веке Керовбе Патканян идентифицировал это слово как обычное слово, возможно, означающее «музыкант», и предположил, что это устаревший персидский термин, который в настоящее время встречается в форме заимствованного слова в армянском языке . В 1934 году Гарольд Уолтер Бейли связал происхождение слова с парфянским языком. По мнению Грачья Ачаряна, это слово заимствовано в парфянский язык из армянского говасан "хвалитель", [5] затем заимствовано обратно в армянский язык как гусан . Это слово засвидетельствовано на манихейском парфянском языке как gwsʾn . Подробную лингвистическую трактовку этого слова см. в gwsʾn . [6]

В Парфии и Сасанидском Иране

[ редактировать ]

Музыка и поэзия составляли важнейшую часть парфянской культуры , служа важным показателем принадлежности к светскому обществу древней Парфии. Из древних источников неизвестно, как обучались парфянские госаны, но преобладание наследственной передачи профессий в Древнем Иране делает возможным передачу от семейного воспитания и передачу знаний от отцов к детям. Историки полагают, что в каждом феодальном клане были свои родовые менестрели-госаны, знавшие историю и традиции рода и прославлявшие их в своих произведениях. [2]

Госаны пользовались большими привилегиями и авторитетом в древнеиранском обществе. Согласно средневековым иранским источникам, без них не обходилось ни одно значимое событие. [7] Искусство Гусанов достигло апогея развития во времена Сасанидской империи . Одним из самых известных гусанов (поэтов-менестрелей) сасанидской эпохи был Барбад . [2] [1]

Парфянское влияние оставило явные следы в некоторых аспектах армянской культуры . Таким образом, гусани, упомянутые армянскими авторами, являются точной копией парфянских гусан. Мэри Бойс считает, что парфянское культурное влияние было настолько сильным в регионе, и в частности в Армении, что вполне вероятно, что парфянские гусани повлияли не только на название, но и на форму армянского искусства. [2]

В Армении

[ редактировать ]
Средневековый армянский гусан в Ани

Зарождение армянских религиозных и светских песен и их инструментальных аналогов относится к незапамятным временам. Песни возникают из различных выражений армянского народного искусства, таких как ритуалы, религиозные практики и мифологические представления в форме музыки, поэзии, танца и театра. Исполнители этих форм самовыражения, постепенно оттачивая свое мастерство и развивая теоретические аспекты, создали исполнительскую традицию. В древней Армении музыканты, которых называли «випасанами» (сказителями), появились в исторических источниках еще в первом тысячелетии до нашей эры. Випасаны подняли искусство светской песни и музыки на новый уровень. Со временем випасаны были заменены «говасаны», которые позже стали называться «гусанами». Искусство последних является одним из важнейших проявлений средневековой армянской культуры, оставившим неизгладимый след в сознании и духовной жизни людей. Гусани, культивируя именно этот вид искусства, создали монументальные произведения как в лирическом, так и в эпическом жанрах, обогащая тем самым как национальное, так и международное культурное наследие (такими примерами являются героический эпос «Героический эпос»). Давид Сасунский » и цикл лирических стихотворений-хайренов) [6]

В раннем средневековье слово « гусан» использовалось как эквивалент классического греческого слова «мимос» (мим). Было 2 группы гусанов:

1. первые были из аристократических династий (феодалов) и выступали как профессиональные музыканты.

2. Во вторую группу вошли народные, но неграмотные гусани.

Гусаны носили длинные волосы, зачесанные в конус так, что прическа напоминала «хвост» кометы. Эту прическу поддерживал подложенный под нее «гисакал», который был прообразом «онкоса» — треугольника, помещаемого под париком древних трагиков. [8]

Гусанов иногда критиковали, а иногда хвалили, особенно в средневековой Армении . Принятие христианства оказало влияние на армянских менестрелей, постепенно изменив их этическую и идеологическую ориентацию. Это привело к окончательной замене гусанов ашугами . [4] [3]

Нагаш Овнатан , армянский ашуг из Гогтона, приписывают переход от армянской средневековой лирической поэзии к новой школе армянских менестрелей. [9]

Центром гусан был Гохтн- гавар — область в Васпураканской провинции Великой Армении областью , граничащая с Сюникской .

  1. ^ Jump up to: а б Жан Дюринг, Зия Мирадолбаги (1991). Искусство персидской музыки (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Mage. Барбад был великим менестрелем (рамешгаром, госаном) при дворе Хосрова II Парвиза (590-628).
  2. ^ Jump up to: а б с д Госан Мэри Бойс . Энциклопедия Ираника
  3. ^ Jump up to: а б Ян, Си (5 февраля 2019 г.). «История и организация анатолийских бардских традиций Ашул/Ашик/Ашик». В Оздемире, Улас; Хамелинк, Вендельмут; Греве, Мартин (ред.). Разнообразие и контакты среди традиций певцов и поэтов в Восточной Анатолии . Эргон Верлаг. п. 20. ISBN  978-3956504815 . Проверено 6 августа 2020 г.
  4. ^ Jump up to: а б Краткая энциклопедия мировой музыки с гирляндами, том 2 . Рутледж . 2013. стр. 851–852. ISBN  978-1136095948 . Проверено 6 августа 2020 г.
  5. ^ «գուսան (в приложении «Арменияка»)» в Грачья Ачаряне (1926-35), Хайерен Арматакан Бараран (Ереван: Ереванский государственный университет), 2-е изд., 1971-79
  6. ^ Jump up to: а б Нигогос Г. Тахмизян (2000). «Гусанское искусство в исторической Армении». Журнал Общества арменоведения (JSAS) . Калифорнийский государственный университет: 101–106.
  7. ^ Суфиев Шодимахмад Зикриеевич (1990). «Саки-наме в системе персоязычной литературы XVI-XVII веков» (на русском языке). Москва: Таджикский государственный университет. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  8. ^ Георг Гоян (1952). «Результаты и выводы». 2000 ЛЕТ АРМЯНСКОМУ ТЕАТРУ (на русском языке). Том. 2. Москва: Госиздат Арт. п. 392.
  9. ^ Басмаджян, Габриэль; Франчук, Эдвард С.; Узунян, Нурхан (2000). Хачикян, Агоп Джек (ред.). Наследие армянской литературы: с шестого по восемнадцатый век, том II . Детройт : Издательство Государственного университета Уэйна . стр. 867–872. ISBN  0814330231 . Проверено 12 августа 2020 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8e579cf0ccec72b45899f40f4420f2fa__1713778140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/fa/8e579cf0ccec72b45899f40f4420f2fa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gusans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)