Jump to content

Годы

Координаты : 40 ° 30'27 "N 43 ° 34'22" E  /  40,50750 ° N 43,57278 ° E  / 40,50750; 43,57278

Годы
Ани
Ани расположен в Западной и Центральной Азии.
Годы
Расположение Ани
Расположение Оджаклы (ближайший населенный пункт), [1] [2] Провинция Карс , Турция
Область Армянское нагорье
Координаты 40 ° 30'27 "N 43 ° 34'22" E  /  40,50750 ° N 43,57278 ° E  / 40,50750; 43,57278
Тип Урегулирование
История
Основан V век (первое упоминание)
Заброшенный 17 век
Периоды Средний возраст
Культуры Армянский (преимущественно)
Примечания к сайту
Право собственности Королевство Армения (Средние века)
Официальное название Археологический памятник Ани
Тип Культурный
Критерии ii, iii, iv
Назначен 2016 г. (40-я сессия )
Справочный номер. 1518
Область Европа и Северная Америка
историческое население более 100 000 человек

И ( армянский : Անի ; греческий : Ἄνιον , Анион ; [3] Латинский : Abnicum ; [4] [5] Английский : Мемуары ) [6] представляет собой разрушенный средневековый армянин [7] Город сейчас расположен в турецкой провинции Карс , рядом с закрытой границей с Арменией .

Между 961 и 1045 годами это была столица Армянского царства Багратидов , которое занимало большую часть современной Армении и восточной Турции. Знаменитый город часто называли «Городом 1001 церкви», хотя их было значительно меньше. На сегодняшний день археологами и историками раскопано 50 церквей, 33 пещерные часовни и 20 часовен. [5] [8] [9] Ани стоял на различных торговых путях, и его многочисленные религиозные здания , дворцы и сложные укрепления отличали его от других современных городских центров Армянского царства. Среди его наиболее примечательных зданий был собор Ани , который связан с ранними образцами готической архитектуры и который, как утверждают ученые, повлиял на великие соборы Европы в ранней готике и романском стилях; его ребристый свод нельзя будет увидеть в европейских соборах еще как минимум два столетия. [10] [11] В период своего расцвета Ани был одним из крупнейших городов мира. [12] с населением более 100 000 человек, хотя это кажется весьма оптимистичным, учитывая его ограниченную территорию. [13]

Известный своим великолепием, Ани был разграблен монголами в 1236 году. Ани так и не оправился от разрушительного землетрясения 1319 года и, что более важно, от смещения региональных торговых путей, и был заброшен в 17 веке. [14] [15] Ани является широко признанным символом культурного, религиозного и национального наследия армян. [16] По словам Размика Паносяна , Ани является одним из наиболее заметных и «осязаемых» символов прошлого армянского величия и, следовательно, источником гордости. [17] В 2016 году он был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО . [18]

План города

Город получил свое название от армянского города-крепости и дохристианского религиозного центра Ани-Камах, расположенного в районе Даранаги в Верхней Армении . [13] Ани ранее также был известен как Хнамк , хотя историки не уверены, почему он так назывался; По мнению филолога и арменолога Генриха Хюбшмана , это имя не имеет ничего общего с обычным армянским глаголом хнамель («заботиться»). [13] Согласно второму изданию Энциклопедии ислама : «Было высказано предположение, что город может быть обязан своим названием храму иранской богини Анахиты (греческой Анаитис)». [7]

Расположение

[ редактировать ]

Город расположен на треугольной территории, визуально эффектной и естественно оборонительной, защищенной с восточной стороны ущельем реки Ахурян , а с западной стороны - долиной Бостанлар или Цахкоцадзор. [4] Ахурян — рукав реки Аракс. [4] и является частью закрытой в настоящее время границы между Турцией и Арменией. Участок находится на высоте около 1340 метров (4400 футов). [5]

Участок расположен в турецкой провинции Карс . [19] Поездка на автобусе из города Карс, одного из ближайших к Ани населенных городов, расположенного на северо-востоке Турции, в настоящее время является одним из единственных способов добраться до города Ани. [19] Карс в настоящее время является важным центром местной торговли скотом и производством сыра. [19] Он связан железной дорогой со многими важными турецкими городами , а также считается важным военным объектом из-за своего расположения недалеко от границы Турции с Арменией. [19] Ани находится примерно в 400 м (1300 футов) от границы Турции и Армении. За границей находится армянское село Харьков, входящее в состав Ширакской области .

Ранняя история

[ редактировать ]

Армянские летописцы, такие как Егише и Газар Парпеци, впервые упомянули Ани в V веке. [13] Они описывали его как мощную крепость, построенную на вершине холма и владение армянской династии Камсаракан .

Столица Багратуни

[ редактировать ]
Армянское царство Багратуни, ок. 1000

К началу IX века бывшие территории камсараканов в Аршарунике и Шираке (включая Ани) были включены в состав территорий армянской династии Багратуни . [20] Династия Багратуни была второй известной династией в Армянском царстве . [21] Они обеспечили свою независимость от арабов ближе к концу IX века после того, как находились под контролем персов и арабов Омейядов . на тот момент в течение многих лет [21] Царем Багратидской Армении, который привел к этой независимости, был Ашот I. [21] Он занимал недолгое положение в качестве царя династии Багратидов, однако эффект от обеспечения свободы династии продлится многие годы. [21] Его сын Смбат I правил сразу после него. [21] Династия Багратидов состояла из множества подцарств, наиболее известными из которых были Царства Карс , Лори, Сюник , Арцах и Васпуракан . [21]

Барельеф леопарда с крестом над ним из ворот Ани, который считается символом города или династии Багратуни . [22] [23]

Династия Багратуни привела к созданию некоторых из самых известных произведений искусства и архитектуры в истории Армении, одним из которых является собор Ани . [21] Лидер династии Багратидов Ашот Мсакер в 804 году титул ишхана (князя) Армении (Ашот Мясоед) (806–827) получил от Халифата . [24] Багратуни имели свою первую столицу в Багаране , примерно в 40 км (25 миль) к югу от Ани, а затем перенесли ее в Ширакаван , примерно в 25 км (16 миль) к северо-востоку от Ани, а затем перенесли ее в Карс в 929 году. В 961 году царь Ашот III (953–77) перенес столицу из Карса в Ани. [5] Ани быстро расширялся во время правления короля Смбата II (977–89). В 992 году Армянский католикосат перенес свою резиденцию в Ани. В 10 веке население составляло около 50 000–100 000 человек. [25] К началу одиннадцатого века население Ани превышало 100 000 человек. [ нужна ссылка ] и его слава была такова, что его называли «городом сорока ворот» и «городом тысячи и одной церкви». Ани также стал местом расположения царского мавзолея царей Багратуни. [26]

Пика своего могущества Ани достиг во время длительного правления царя Гагика I (989–1020). После его смерти два его сына поссорились из-за престолонаследия. Старший сын Оганес-Смбат (1020–1041) получил контроль над Ани, а его младший брат Ашот IV (1020–1040) контролировал другие части царства Багратуни . Оганес-Смбат, опасаясь, что Византийская империя нападет на его ныне ослабевшее королевство, сделал своим наследником византийского императора Василия II . [27] Когда в 1041 году умер Оганес-Смбат, император Михаил IV Пафлагонец заявил о своей власти над Ани. Новый царь Ани Гагик II (1042–1045) выступил против этого, и несколько византийских армий, посланных для захвата Ани, были отбиты. Однако в 1046 году Ани сдалась византийцам. [5] после того, как Гагик был приглашен в Константинополь и содержался там под стражей, а также по наущению провизантийских элементов среди его населения. В городе был назначен византийский губернатор. [13]

Культурный и экономический центр

[ редактировать ]

Ани лежал на всех ранее важных торговых путях, но благодаря своим размерам, мощи и богатству стал важным торговым центром. Его основными торговыми партнерами были Византийская империя, Персидская империя , арабы , а также более мелкие страны на юге России и в Центральной Азии. [13]

Постепенный упадок и заброшенность

[ редактировать ]
Рельеф из крепости Ани. [28]

В 1064 году большая сельджуков армия под командованием Алп Арслана напала на Ани; после 25-дневной осады они захватили город и вырезали его население. [4] Отчет о разграблении и массовых убийствах в Ани дает турецкий историк Сибт ибн аль-Джаузи , который цитирует слова очевидца:

Армия вошла в город, вырезала его жителей, разграбила и сожгла его, оставив в руинах и взяв в плен всех, кто остался в живых... Трупов было так много, что они блокировали улицы; нельзя было никуда пойти, не переступив через них. А число пленных было не менее 50 000 душ. Я был полон решимости войти в город и увидеть разрушения своими глазами. Я пытался найти улицу, по которой мне не пришлось бы ходить по трупам; но это было невозможно. [29]

В 1072 году сельджуки продали Ани Шаддадидам , мусульманской курдской династии. [4] Шаддадиды в целом проводили примирительную политику по отношению к преимущественно армянскому и христианскому населению города и фактически женились на нескольких представителях багратидской знати. Однако всякий раз, когда правительство Шаддадидов становилось слишком нетерпимым, население обращалось к христианскому королевству Грузия за помощью . В период с 1124 по 1209 год грузины захватывали Ани пять раз: в 1124 , 1161 , 1174 , 1199 годах . [30] [31] Первые три раза его отбивали Шаддадиды.

Закариды (1199-1239)

[ редактировать ]

В 1199 году грузинская царица Тамар захватила Ани и в 1201 году передала управление городом генералам Закаре и Иване . [32] Закаре наследовал его сын Шанше (Шахншах). Новая династия Закаре — Закариды — считала себя преемниками Багратидов. Процветание быстро вернулось в Ани; его оборона была усилена, и было построено много новых церквей.

В 1217 и 1220 годах город подвергся нападению со стороны сельджукского султаната Рум , войска которого разрушили и разграбили город, но не заняли его.

Захват монголов (1239 г.)

[ редактировать ]
Налоговый устав Монгольского Иль-ханства , на армянском языке. Церковь Святых Апостолов ( Сельджукский гавит ), 1276 год. [33] [34]

Монголы безуспешно осадили Ани в 1226 году, но в 1236 году захватили и разграбили город, уничтожив большое количество его населения. Во время монгольского вторжения в Грузию в 1238-39 годах царица Русудан была вынуждена эвакуировать Тбилиси в Кутаиси , оставив восточную Грузию в руках атабека Авага Закаряна , Шахншаха Закаряна и кахетинского господина Эгарслана Бакурцихели. Монгольский генерал Тохта был послан Чагатаем для штурма войск Авага у крепости Каян . [35] После некоторого сопротивления Аваг сдался и вынужден согласиться платить монголам дань и позволить своим войскам присоединиться к монгольской армии. [35] Объединенные войска направились к Ани, столице Армении, которую защищал Шахншах Закарян , но в конечном итоге город был захвачен и разрушен. [35] После этой катастрофической кампании 1238–1239 годов армяне и грузины заключили мир с монголами и согласились платить им дань и снабжать их войска ( грузино-монгольский договор 1239 года ). [36]

После упадка Иль -ханства , во время позднего периода правления Георга V (между 1319 и 1335 годами) и правления более позднего царя Баграта V , город Ани снова вошел в состав Грузинского королевства . [37]

К концу 14 века городом управляла череда местных турецких династий, в том числе Джалайридов и Кара Коюнлу (клан Черных Овец), которые сделали Ани своей столицей. Он был разрушен землетрясением в 1319 году. [4] [5] Тамерлан захватил Ани в 1380-х годах. После его смерти Кара Коюнлу восстановила контроль, но перенесла свою столицу в Ереван. В 1441 году то же самое сделал Армянский католикосат. Затем персидские Сефевиды правили Ани, пока она не стала частью Турецкой Османской империи в 1579 году. Небольшой городок оставался в его стенах по крайней мере до середины семнадцатого века, но это место было полностью заброшено к 1735 году, когда последние монахи покинули монастырь. в Крепости Богородицы или Кизкале .

Новое время

[ редактировать ]

«Наилучшие и наиболее характерные образцы истинной армянской архитектуры можно найти в разрушенном городе Ани…»

- Джеймс Брайс , 1876 г. [38]

В 1905–06 были предприняты археологические раскопки церкви святого Григория короля Гагика под руководством Николая Марра.

В первой половине XIX века европейские путешественники открыли Ани для внешнего мира, опубликовав свои описания в научных журналах и туристических отчетах. Частные здания представляли собой не более чем груды камней, но величественные общественные здания и двойная стена города сохранились и считались «многими точками великой архитектурной красоты». [4] Оганес Куркджян создал стереоскопическое изображение Ани во второй половине XIX века.

В 1878 году Карсский регион Османской империи, включая Ани, был включен в состав региона Российской империи Закавказского . [5] В 1892 году в Ани были проведены первые археологические раскопки при поддержке Петербургской Академии наук под руководством грузинского археолога и востоковеда Николая Марра (1864–1934). Раскопки Марра в Ани возобновились в 1904 году и продолжались ежегодно до 1917 года. Были профессионально раскопаны большие участки города, обнаружены и измерены многочисленные здания, находки изучены и опубликованы в научных журналах, написаны путеводители по памятникам и музею, а также весь участок был обследован впервые. [39] Аварийный ремонт был также проведен в тех зданиях, которые подвергались наибольшему риску обрушения. Был создан музей, в котором хранятся десятки тысяч предметов, найденных во время раскопок. Этот музей располагался в двух зданиях: мечети Минучихр и специально построенном каменном здании. [40] Армяне из соседних сел и городов также стали регулярно посещать город. [41] Команда Марра даже говорила о строительстве школы для обучения местных армянских детей, строительстве парков и посадке деревьев для украшения этого места. [42]

В 1918 году, на последнем этапе Первой мировой войны , армии Османской империи пробивались через территорию недавно провозглашенной Республики Армения, захватив Карс в апреле 1918 года. В Ани были предприняты попытки эвакуировать содержащиеся артефакты. в музее, когда к этому месту приближались турецкие солдаты. Около 6000 наиболее переносимых предметов вывез археолог Ашхарбек Калантар , участник раскопок Марра. По повелению Иосифа Орбели спасенные предметы были объединены в музейную коллекцию; в настоящее время они являются частью коллекции Ереванского государственного музея истории Армении. [43] Все, что осталось, позже было разграблено или уничтожено. [44] Капитуляция Турции в конце Первой мировой войны привела к возвращению Ани под контроль Армении, но возобновившееся наступление на Армянскую Республику в 1920 году Мустафой Кемалем Ататюрком привело к отвоеванию Ани Турцией. В 1921 году подписание Карсского договора официально закрепило включение территории, содержащей Ани, в состав Турецкой Республики . [45]

В мае 1921 года правительственный министр Риза Нур приказал командующему Восточным фронтом Казыму Карабекиру «стереть с лица земли» памятники Ани. [46] Карабекир записывает в своих мемуарах, что он решительно отверг этот приказ и так и не выполнил его. [47] Некоторые разрушения действительно имели место, включая большую часть раскопок Марра и ремонт зданий. [48] В октябре того же года был подписан отдельный договор между Турцией и РСФСР , подтвердивший границу между Турцией и советской республикой Армения в том виде, в котором она есть сегодня. Российский переговорщик по этому договору Ганецкий пытался включить Ани в состав советской республики Армения, но Карабекир не согласился. [49]

Во время холодной войны Ани находился на турецко- советской границе, являясь частью железного занавеса . [50] В 1950-е годы Ани являлась частью территориальных претензий СССР к Турции . В 1968 году между Советским Союзом и Турцией велись переговоры, в ходе которых Ани должна была быть передана Советской Армении в обмен на двух курдских деревень, однако переговоры ни к чему не привели. передачу Турции [51]

Текущее состояние

[ редактировать ]
Церковь Святых Апостолов (1031–1215). Вверху: нынешние руины ( слева Сельджукский гавит, справа руины армянской церкви). Внизу: реконструкция.

Во время Холодной войны и до 2004 года требовалось разрешение Министерства культуры Турции. В какой-то момент в 1980-х годах фотографирование было запрещено, поскольку это место находилось на тогдашней турецко-советской границе. [52]

Сегодня, согласно Lonely Planet и Фроммера по Турции: путеводителям

Официального разрешения на посещение Ани больше не требуется. Просто зайдите в Ани и купите билет. Если у вас нет собственной машины, поторгуйтесь с водителем такси или микроавтобуса в Карсе о поездке туда и обратно до Ани, возможно, разделив стоимость с другими путешественниками. Если у вас возникнут проблемы, туристический офис может вам помочь. Планируйте провести в Ани хотя бы полдня. Неплохая идея взять с собой обед для пикника и бутылку воды. [53]

С армянской стороны границы, в Ширакской области установлен наблюдательный пункт , возле села Айкадзор с информационным табло, но обзор очень плохой. С харьковской заставы открывается отличный вид, но доступ ограничен пограничниками и российскими военными. [54] Разрешение на посещение выдается в Министерстве иностранных дел в Ереване бесплатно и занимает одну неделю.

По данным The Economist , армяне «обвинили турок в пренебрежении этим местом в духе шовинизма. Турки возражают, что останки Ани были потрясены взрывами из карьера на армянской стороне границы». [10]

Другой комментатор сказал: «Ани теперь является городом-призраком, необитаемым более трех столетий и затерянным внутри турецкой военной зоны на разрушающейся закрытой границе Турции с современной Республикой Армения» . Недавняя история Ани была историей непрерывных и все возрастающих разрушений. Пренебрежение, землетрясения, культурные чистки , вандализм, разработка карьеров, любительские реставрации и раскопки – все это и многое другое нанесло тяжелый урон памятникам Ани. [55]

По оценке Landmarks Foundation (некоммерческой организации, созданной для защиты священных мест), этот древний город «необходимо защищать независимо от того, под чьей юрисдикцией он находится. Землетрясения 1319, 1832 и 1988 годов имели разрушительные последствия. воздействие на архитектуру города. Город Ани является священным местом, которое нуждается в постоянной защите. [56] "

В отчете за октябрь 2010 года под названием «Спасение нашего исчезающего наследия » Фонд глобального наследия назвал Ани одним из 12 объектов в мире, наиболее «находящихся на грани» невосполнимых потерь и разрушений, назвав в качестве основных причин недостаточное управление и грабежи. [57] [58]

Всемирный фонд памятников (WMF) включил Ани в списки 100 наиболее уязвимых мест в 1996, 1998 и 2000 годах. В мае 2011 года WMF объявил, что начинает работы по консервации собора и церкви Святого Искупителя в сотрудничестве с Министерством культуры Турции. [59]

Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО

[ редактировать ]
в сельджукском стиле Мукарнас у церкви Святых Апостолов . Этот дизайн похож на гробницу Мамы Хатун в Теркане , около 1200 года. [60]
Мечеть Менучихр , внутри, 1881 год. [61]

В марте 2015 года сообщалось, что Турция выдвинет Ани для включения в список ЮНЕСКО Всемирного наследия в 2016 году. [62] 15 июля 2016 года археологический объект Ани был внесен в список ЮНЕСКО . Всемирного наследия [63] По словам историка искусства Хегнара Зейтлиана Ватенпау, это дополнение «обеспечит значительные преимущества в области защиты, исследовательского опыта и финансирования». [64] Он получил этот статус благодаря удивительному представлению средневековой армянской архитектуры , однако существовало три основных критерия, которые дополнительно объясняют, почему этот аспект Ани важен. [65] Первый из этих критериев заключается в том, что «Ани был местом встречи армянских, грузинских и разнообразных исламских культурных традиций , которые нашли отражение в архитектурном дизайне, материалах и декоративных деталях памятников». [65] Расположение Ани на Шелковом пути привлекло множество посетителей из разных уголков мира, эти посетители принесли с собой новые культуры и архитектурные стили. [65] Это уникальное сочетание жителей города привело к тому, что многие здания в Ани приобрели невиданный ранее архитектурный стиль, характерный для этого региона мира . [65]

Этот новый стиль, сформировавшийся в период расцвета Ани, до сих пор оказывает большое влияние на нынешнюю архитектуру своего региона. [65] Вторым критерием, благодаря которому Ани получил статус «выдающейся универсальной ценности» от ЮНЕСКО, является тот факт, что «Ани является исключительным свидетельством развития армянской культуры, искусства, архитектуры и городского дизайна и является чрезвычайно выдающимся представителем армянской религиозной архитектуры». известная как «школа Ани», отражающая ее методы, стиль и характеристики материала». [65] Архитектура Ани является важным напоминанием гражданам Армении об их прошлом. Его здания имеют прекрасную каменную обработку и архитектурный дизайн, которые намного опередили свое время, и это главный источник гордости армянского народа. [65] Третий критерий, который предоставил Ани право на охрану, заключается в том, что «Ани предлагает широкую панораму средневекового архитектурного развития благодаря наличию на этом месте почти всех архитектурных типов, возникших в регионе в течение шести веков с VII по 13 век нашей эры». [65] Это связано с наличием в городе «военных, религиозных и гражданских построек». [65] ЮНЕСКО заявляет, что Ани «также считается редким поселением», потому что по всему городу можно увидеть множество разных стилей армянских церквей , стили этих церквей были разработаны между 4 и 8 веками нашей эры. [65]

В настоящее время Ани классифицируется ЮНЕСКО как археологический заповедник 1-й степени . [65] Однако этот диапазон защиты постоянно расширяется ЮНЕСКО, поскольку даже окрестности Ани классифицируются как археологические заповедники 3-й степени. [65] Министерство культуры и туризма является основной организацией, отвечающей за сохранение Ани, однако Главное управление культурного наследия и музеев также участвует в оказании помощи в таких задачах, как реставрация . [65] Есть также несколько других местных отделений, отвечающих за некоторые усилия по сохранению. [65]

Памятники в Ани

[ редактировать ]

Все постройки в Ани построены с использованием местного вулканического базальта, разновидности камня туфа . Он легко поддается резке и бывает самых разных ярких цветов: от кремово-желтого до розово-красного и угольно-черного. Важно отметить, что во время нападений и стихийных бедствий, с которыми Ани сталкивался на протяжении многих лет, все здания имели как минимум значительные структурные повреждения или иным образом были полностью разрушены. Наиболее важными сохранившимися памятниками являются следующие.

Кафедральный собор

[ редактировать ]
Собор Ани, реконструкция. [66]
Кафедральный собор Ани сегодня

Также известная как Сурп Асдвадзадзин (Церковь Святой Богородицы), ее строительство было начато в 989 году при царе Смбате II . После его смерти работы были остановлены и завершены только в 1001 году (или в 1010 году, согласно другому прочтению строительной надписи). Проект собора был работой Трдата , самого знаменитого архитектора средневековой Армении. Собор представляет собой купольную базилику (купол обрушился в 1319 г.). Интерьер содержит несколько прогрессивных особенностей (таких как использование заостренных арок и сгруппированных опор), которые придают ему вид готической архитектуры (стиль, которому Анийский собор предшествует на несколько столетий). [67]

Церковь Святого Григория Тиграна Оненца

[ редактировать ]
Церковь Святого Григория Тиграна Оненца

Эта церковь, построенная в 1215 году, является наиболее хорошо сохранившимся памятником Ани. Он был построен во времена правления Закаридов по заказу богатого армянского купца Тиграна Оненца . [68] Его план относится к типу купольного зала . Перед входом в него находятся руины притвора и небольшой часовни, датированные несколько более поздним периодом. Внешний вид церкви эффектно украшен. Изысканная резьба по камню с изображением реальных и воображаемых животных заполняет перемычки между глухой аркадой, которая проходит вокруг всех четырех сторон церкви. Интерьер содержит важную и уникальную серию циклов фресок, изображающих две основные темы. В восточной трети церкви изображено Житие святого Григория Просветителя , в средней трети церкви изображено Житие Христа. Столь обширные циклы фресок – редкость в армянской архитектуре – считается, что они были выполнены грузинскими художниками, а также в цикл включены сцены из жития святой Нино, обратившей грузин в христианство. В притворе и часовне сохранились фрагментарные фрески, более византийские по стилю. [69]

Церковь Святого Искупителя

[ редактировать ]
Церковь Спасителя (Сурб Пркич) с двух сторон: западной и восточной.

Эта церковь была завершена вскоре после 1035 года. Она имела уникальную конструкцию: 19-гранную снаружи, 8-апсидную внутри, с огромным центральным куполом, установленным на высоком барабане. Он был построен принцем Аблгарибом Пехлавидом для хранения фрагмента Истинного Креста . Церковь оставалась практически нетронутой до 1955 года, когда вся восточная половина обрушилась во время урагана. [70]

Церковь Святого Григория Абугамренца

[ редактировать ]
Церковь Святого Григория Абугамренца

Это небольшое здание, вероятно, датируется концом 10 века. Она была построена как частная часовня для семьи Пахлавуни . Их мавзолей, построенный в 1040 году и ныне снесенный до фундамента, был построен напротив северной стороны церкви. Церковь имеет централизованный план, с куполом над барабаном, внутри шесть экседеров . [71]

Церковь Святого Григория царя Гагика

[ редактировать ]
Церковь Святого Григория царя Гагика

Эта церковь, также известная как Гагикашен, была построена между 1001 и 1005 годами и предназначалась для воссоздания знаменитого собора Звартноц в Вагаршапате . Николай Марр раскопал фундамент этого замечательного здания в 1905 и 1906 годах. До этого на этом месте был виден только огромный земляной холм. Проектировщиком церкви был архитектор Трдат . Известно, что церковь рухнула вскоре после ее постройки, и позже на ее руинах были построены дома. Дизайн Трдата очень похож на дизайн Звартноца по размеру и плану (четырехлистник, окруженный круглым амбулаторием). [72]

Церковь Святых Апостолов

[ редактировать ]
Церковь Святых Апостолов

Дата его постройки неизвестна, но самая ранняя датированная надпись на его стенах датируется 1031 годом. Он был основан семьей Пахлавуни и использовался архиепископами Ани (многие из которых принадлежали к этой династии). Он имеет план типа вписанного четырехлистника с угловыми камерами . От церкви остались лишь фрагменты, но частично уцелел притвор с эффектной каменной кладкой, построенный напротив южной стороны церкви. Датируется началом 13 века. Когда-то эту церковь окружало множество других залов, часовен и святынь: фундамент их Николас Марр раскопал в 1909 году, но сейчас они по большей части разрушены. [73]

Церковь Сурп Стефанос

[ редактировать ]
Церковь Сурп Стефанос

Надписи с датой ее постройки нет, но указ на грузинском языке датирован 1218 годом. Церковь называлась «грузинской». В этот период слово «грузин» не просто означало этнического грузина, оно имело конфессиональное значение и обозначало всех жителей Ани, исповедовавших халкидонскую веру, в основном армян . Хотя Грузинская церковь контролировала эту церковь, ее прихожане в основном состояли из армян. [74]

Мечеть Манучихр

[ редактировать ]
Мечеть Манучихр , вид на запад

Мечеть названа в честь ее предполагаемого основателя Манучихра , первого члена династии Шаддадидов , правившей Ани после 1072 года. Самая старая сохранившаяся часть мечети — это ее до сих пор неповрежденный минарет . буквами написано арабское слово « Бисмиллах» («Во имя Бога») На его северной стороне куфическими . Молитвенный зал, половина которого сохранилась, датируется более поздним периодом (12 или 13 век). В 1906 году мечеть была частично отремонтирована, чтобы в ней разместился публичный музей, в котором представлены предметы, найденные во время раскопок Николая Марра. Восстановление мечети началось в июне 2020 года. [75]

Цитадель

[ редактировать ]

На южной оконечности Ани находится холм с плоской вершиной, когда-то известный как Миджнаберд (Внутренняя крепость). Он имеет собственные оборонительные стены, построенные в период правления Ани династией Камсаракан (7 век нашей эры). Николас Марр раскопал холм-цитадель в 1908 и 1909 годах. Он обнаружил обширные руины дворца царей Багратидов Ани, занимавших самую высокую часть холма. Также внутри цитадели видны руины трех церквей и нескольких неопознанных зданий. Одна из церквей, «дворцовая церковь», является старейшей сохранившейся церковью Ани, датируемой 6 или 7 веком. Марр предпринял срочный ремонт этой церкви, но большая ее часть сейчас рухнула – вероятно, во время землетрясения в 1966 году. [76]

Городские стены

[ редактировать ]
На стенах Ани изображена оборонительная башня.

Линия стен, окружавшая весь город, защищала Ани. Самая мощная оборона располагалась вдоль северной стороны города, единственной части города, не защищенной реками и оврагами. Здесь город был защищен двойной линией стен, гораздо более высокая внутренняя стена была усеяна многочисленными большими и близко расположенными полукруглыми башнями. Современные летописцы пишут, что эти стены построил царь Смбат (977–989). Более поздние правители укрепили стены Смбата, сделав их значительно выше и толще, а также добавив больше башен. Армянские надписи XII и XIII веков показывают, что за некоторые из этих новых башен платили частные лица. Северные стены имели три ворот: Львиные ворота, Карсские ворота и Двинские ворота (также известные как Шахматные ворота из-за панели из красных и черных каменных квадратов над входом). [77]

Другие памятники

[ редактировать ]

В Ани много других мелких памятников. К ним относятся монастырь, известный как часовня Девственниц; церковь, используемая халкидонскими армянами; остатки одноарочного моста через реку Арпа; руины многочисленных маслобойн и нескольких бань; остатки второй мечети с рухнувшим минаретом; дворец, вероятно, датируемый 13 веком; фундаменты нескольких других дворцов и небольших резиденций; недавно раскопанные остатки нескольких улиц с магазинами; и т. д.

Пещерная деревня

[ редактировать ]

Непосредственно за Ани была высечена в скалах зона расселения. Возможно, это послужило «разрастанием города», когда Ани стал слишком большим для городских стен. Сегодня козы и овцы пользуются прохладой пещер. Изюминкой этой части Ани является пещерная церковь с фресками на сохранившихся стенах и потолке.

Панорама

[ редактировать ]
Панорамный вид на северные стены Ани, апрель 2011 г.

В культуре

[ редактировать ]

Ани — одно из самых популярных женских имен в Армении. [78]

Об Ани и его былой славе написаны песни и стихи. «Теснем Анин у нор мернем» («Дай мне увидеть Ани, прежде чем я умру») — известное стихотворение Ованеса Шираза . Ее превратил в песню турецко-армянский композитор Дженк Ташкан . [79] [80] Альбом народных инструментальных песен Ара Геворгяна 1999 года называется «Ани» . [81]

Турецкий нишевый парфюмерный бренд Nishane и парфюмер Сесиль Зарокян в 2019 году создали аромат Extrait de Parfum под названием Ani, посвященный городу, который собрал положительные отзывы в парфюмерном сообществе. На оформлении аромата изображена одна из церквей Ани. [82]

См. также

[ редактировать ]
Историческая принадлежность

Династия Камсаракан V век нашей эры.
Багратид Армения 961–1045 гг.
 Византийская империя 1045–1064 гг.
Империя Сельджуков 1064–1072 гг.
Шаддадиды 1072–1199 гг.
Грузия (страна) Королевство Грузия 1201–1236 гг.
Закарид Армения 1201–1360 гг.
Кара Коюнлу 1360–1380-е гг.
Империя Тимуридов 1380–1430-е гг.
Белая овца 1430–1500-е гг.
Иран Сефевидский Иран 1500–1579 гг.
 Османская империя 1579–1878 гг.
 Российская империя 1878–1918 гг.
Закавказская ДФР 1918 г.
Армения Республика Армения 1918–1920 гг.
Турция Правительство Анкары 1920–1923 гг.
Турция Турецкая Республика 1923 – настоящее время

Примечания
Цитаты
  1. ^ Уотенпо 2014 , с. 531: «Ближайшая населенная деревня — Оджаклы, фермерская деревня с небольшой инфраструктурой».
  2. ^ «Большой собор (мечеть Фетхие) – Карс» . kulturportali.gov.tr ​​(на турецком языке). Адрес: Деревня Оджаклы, Древний город Ани.
  3. ^ Гарсоян, Нина Г.; Тейлор, Алиса (1991), «Ани», Каждан , Александр (редактор), Оксфордский византийский словарь , Oxford University Press, ISBN  9780195046526
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г Бэйнс, Т.С., изд. (1878), «Анни» , Британская энциклопедия , том. 2 (9-е изд.), Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, с. 72
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Чисхолм, Хью , изд. (1911), «И», энциклопедия Британская , том. 2 (11-е изд.), Издательство Кембриджского университета, стр. 2. 47
  6. ^ Зифлиоглу, Верджихан (14 апреля 2009 г.). «Построение диалога на старых руинах Ани» . Хюрриет . Архивировано из оригинала 12 июля 2016 года. Практика турецкого правительства называть город Ани, а не Ани, чтобы придать ему более турецкий характер...
  7. ^ Jump up to: а б Бартольд В. и Минорский В. (1960). "И" . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. OCLC   495469456 .
  8. ^ (на армянском языке) Акопян, Тадевос . (1980). Ании патмутюн, хнагуйн жаманакнериц минчев 1045 т. [История Ани с древнейших времен до 1045 года], т. 1, с. 1. Ереван: Издательство ЕГУ, стр. 214–217.
  9. ^ Не путать с Бинбиркилисе / «1001 церковь» возле Карамана в современной Турции.
  10. ^ Jump up to: а б «Ани, спорный город, наполненный историей» . Экономист . 15 июня 2006 г.
  11. ^ Талбот Райс, Дэвид (1972). Оценка византийского искусства . Издательство Оксфордского университета. п. 179 . ISBN  978-0-19-211922-3 . Интерьер Анийского собора, продольного каменного здания с остроконечными сводами и центральным куполом, построенного около 1001 года, поразительно готичен во всех деталях, и можно привести множество других столь же близких параллелей.
  12. ^ Джоэл Мокир . Оксфордская энциклопедия экономической истории . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2003, стр. 157: «Борьба против персидского, византийского и арабского политического и экономического господства, однако, привела к восстановлению Армянского царства (885–1045 гг.). Процветали ремесла и сельское хозяйство. Его столица, Ани, известная армянской классической архитектурой, стала один из крупнейших городов мира».
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж Гафадарян, Каро (1974). «Ани» . Армянская советская энциклопедия (на армянском языке). Том. I. Армянская академия наук. стр. 407–412.
  14. ^ Мутафян, Клод. «Ани после Ани: с одиннадцатого по семнадцатый века», в армянском Карсе и Ани , изд. Ричард Г. Ованнисян , Коста Меса, Калифорния: Mazda Publishers, 2011, стр. 163–64.
  15. ^ Синклер, Томас. «Торговля, администрация и города на плато Карс и Ани, тринадцатый-шестнадцатый века», в армянском Карсе и Ани , стр. 171-206.
  16. ^ Ванадзин, Кэти (29 января 2015 г.). «Недавняя публикация подчеркивает сложности раскрытия истории средневекового города Ани» . Армянский еженедельник . Как объясняет Уотенпо, «Ани является таким символичным и центральным местом для армян как религиозное место, как культурное место, как символ национального наследия, символ государственности».
  17. ^ Паносян 2006 , с. 60.
  18. ^ Древний город Ани поражает посетителей.
  19. ^ Jump up to: а б с д «Карс | Турция | Британика» . www.britanica.com . Проверено 9 декабря 2022 г.
  20. ^ Уиттоу, Марк (1996). Создание Византии, 600–1025 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 213–214. ISBN  978-0-520-20497-3 .
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж г Админ (5 января 2019 г.). «Забытое царство: Багратидская Армения» . ЛюдиОФАр . Проверено 9 декабря 2022 г.
  22. ^ Асратян, Мурад (2011). «Архитектура Ани» . Патма-Банасиракан Хандес (3). 8. На стене над воротами герб Ани с барельефом леопарда.
  23. ^ «Энциклопедия.am» Ани . encyclepedia.am (на армянском языке). Издательство Армянской энциклопедии . Эмблемой Ани является бегущая пантера.
  24. ^ Гарсоян, Нина . «Арабские вторжения и возвышение Багратуни (649–684)» в книге «Армянский народ от древних до наших дней», том I, «Династические периоды: от древности до четырнадцатого века» , изд. Ричард Г. Ованнисян. Нью-Йорк: St Martin's Press, 1997, стр. 146. ISBN   978-0-312-10169-5
  25. ^ Редгейт, Энн Элизабет. Армяне . Оксфорд: Blackwell Publishers, 1998, стр. 210.
  26. ^ Манук-Халоян, Армен, «На кладбище их предков: царские усыпальницы царей Багратуни Великой Армении (890-1073/79)», Revue des Études Arméniennes 35 (2013): 147–155.
  27. ^ Уиттоу. Создание Византии , с. 383.
  28. ^ Алишан (1881 г.). Ширак. Тегагрут'ивн паткерац'ойц' [Иллюстрированное топографическое исследование Ширака] . п. 57.
  29. ^ Цитируется в Норидж, Джон Джулиус (1991). Византия: Апогей . Нью-Йорк: Викинг. стр. 342–343. ISBN  978-0-394-53779-5 .
  30. ^ Микаберидзе, Александр (6 февраля 2015 г.). Исторический словарь Грузии . Роуман и Литтлфилд. п. 623. ИСБН  978-1-4422-4146-6 .
  31. ^ Национальная академия наук Грузии, Картлис Цховреба (История Грузии), паб «Артануджи». Тбилиси 2014
  32. ^ Лордкипанидзе, Мариам (1987). Грузия в XI-XII веках . Тбилиси: Генатлеба. п. 150.
  33. ^ Истмонд, Энтони (1 января 2014 г.). «Надписи и власть в Ани» . Дер Доппеладлер. Byznanz und die Seldschuken in Anatolien vom späten 11. Bis zum 13. Jahrhundert, eds. Неслихан Остей-Эффенбергер, Фалько Дайм : 81. К 1260-м годам, когда Ани находился под властью Ильханидов, гавит, по-видимому, действовал как центральное хранилище для юридических вопросов, особенно тех, которые касались налогов и импортных пошлин. Интерьер и экстерьер здания изобилуют надписями, фиксирующими изменения в сборах – обычно облегчение налогов, но иногда и их введение (например, запрет на воскресную уличную торговлю после землетрясения). Эти тексты заметно отличаются от более ранних надписей Шаддадидов в город о торговле. Хотя эти надписи были на персидском языке, все они на армянском, несмотря на то, что их высший авторитет исходит из Ирана. Действительно, шесть надписей начинают свои тексты со слов «[Во имя] Ильхана». принять монгольские термины, в частности слово «ярлыг» (императорский указ), которое появляется в надписи 1270 года.
  34. ^ Басмаджян, К.Дж. (1922–23). Граффен, Рене (ред.). «АРМЯНСКИЕ НАДПИСИ АНИ БАНЬАРА И МАРМАШЕНА». Revue de l'Orient Chrétien (1896–1946) : 341–42, регистрация 72. doi : 10.31826/9781463220860-020 . ISBN  978-1-4632-2086-0 .
  35. ^ Jump up to: а б с Макдэниел, Райан Джеймс (2005). МОНГОЛЬСКИЕ НАШЕСТВИЯ НА БЛИЖНИЙ ВОСТОК . Государственный университет Сан-Хосе. стр. 127–128. Чагатай послал Тохту штурмовать крепость Авага Каян. (...) Аваг сдался от имени всей Грузии, согласившись платить дань и присоединить свои войска к монгольской армии. (...) Чормакан повел свои войска на запад, в древнюю столицу Армении Ани, и Аваг сопровождал его. Город находился под властью Шахншаха , и его лидеры не решались сдаться. Толпа убила монгольских послов, и, как это было обычно в таких обстоятельствах, монголы безжалостно атаковали город. Некоторые из князей сдались в обмен на обещание помилования, но после того, как они вышли, монголы разделили их и всех перебили. Выжившие в городе были порабощены. Разрушения были настолько жестокими, что город Карс сдался без боя, надеясь избежать участи Ани.
  36. ^ Дашдондог, Баярсайхан (2010). Монголы и армяне (1220–1335) . Библиотека Внутренней Азии Брилла. п. 72. Аваг (ум. 1250), сын Иване Закаряна (ум. 1234), был первым кавказским дворянином, подчинившимся монголам. Киракос Гандзакеци подробно описывает, как это произошло». В 1236 году Аваг, видя, что монголы продолжают осаждать его крепость, Кайен, даже забрав его дочь и подарки, послал одного из вельмож Хачена, Григора, позвал Тгая навстречу монгольскому вождю Чормагану , стоявшему в это время лагерем у берега. озера Гегаркуник* (Севан). Когда великий полководец Чормаган услышал о намерении Авага сдаться, он приказал своим войскам прекратить осаду крепости. Вскоре после этого Аваг был принят Чормаганом.
  37. ^ Ланг, DM (1955). «Грузия в царствование Георгия Блистательного (1314-1346)» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 17 (1): 80. дои : 10.1017/S0041977X00106354 . ISSN   0041-977X . JSTOR   609230 .
  38. ^ Брайс, Джеймс (1878). Закавказье и Арарат: Записки отпускного путешествия осенью 1876 г. (3-е изд.). Лондон: Macmillan and Co. p. 301 .
  39. ^ Калантар, Ашхарбек, Средневековые надписи Ванстана, Армения, Цивилизации Ближнего Востока: Серия 2 - Филология - CDPOP 2, Том. 2, Исследования и публикации, Невшатель, Париж, 1999 г.; ISBN   978-2-940032-11-2
  40. ^ Марр, Николас (2001). Ани – мечта Армении . Анаграммные издания. ISBN  978-2-914571-00-5 .
  41. ^ Манук-Халоян, Армен. « Богорожденные дни Ани: показательный взгляд на бывшую средневековую армянскую столицу Армении на рубеже 20-го века ». Армянский еженедельник . 29 ноября 2011 г. Проверено 30 марта 2012 г.
  42. ^ Акопян, Тадевос (1982). Ании Патмутюн, 1045 т. минчев анкумн у амаяцумэ [История Ани с 1045 года до ее краха и запустения], т. 1, с. 2 (на армянском языке). Ереван: Издательство ЕГУ. стр. 368–386.
  43. ^ Калантар, Ашхарбек (1994). Армения от каменного века до средневековья . Исследования и публикации. ISBN  978-2-940032-01-3 .
  44. ^ Марр, Николай Ю. «Ани, армянский город в руинах», Обзор арменоведения 1 (1921).
  45. ^ (на армянском языке) Зограбян, Эдик А. (1979). Советакан Русастане ев ай-туркакан хараберутюннере, 1920–1922 тт. Советская Россия и армяно-турецкие отношения, 1920–1922 гг. Ереван: Издательство ЕГУ, стр. 277–80.
  46. ^ Дадрян, Ваагн Н. (1986). «Роль турецких врачей в геноциде османских армян во время Первой мировой войны». Исследования Холокоста и геноцида . 1 (2). Издательство Оксфордского университета: 192. doi : 10.1093/hgs/1.2.169 . ПМИД   11617154 .
  47. ^ Карабекир, Казим (1960). Истикляль Харбимиз [Наша война за независимость] (на турецком языке). Стамбул: Издательство Türkiye. стр. 960–970.
  48. ^ Сим, Стивен. «Город Ани: Новейшая история» . ВиртуальныйАНИ. Архивировано из оригинала 26 января 2007 года . Проверено 26 января 2007 г.
  49. ^ Кобро, Георг (1991). Район Карса и Ардахана . Мюнхен: Ниманис Верлаг. п. 209. ИСБН  3910100007 .
  50. ^ «Смотровая площадка Ани и железный занавес» . Проверено 7 августа 2019 г.
  51. ^ Нэгеле, Джолион (9 апреля 2008 г.). «Кавказ: древний город Ани так близко, но так далеко» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 7 августа 2019 г.
  52. ^ «РАЗРЕШЕНИЕ НА ПОСЕЩЕНИЕ АНИ и порядок его получения» . VirtualAni.org . Проверено 7 августа 2019 г.
  53. ^ Броснахэн, Том. «Древний армянский город Ани» . Планировщик путешествий по Турции. Архивировано из оригинала 1 января 2007 года . Проверено 22 января 2007 г.
  54. ^ «Смотровая площадка Ани и железный занавес» . Проверено 7 августа 2019 г.
  55. ^ Сим, Стивен. «VirtualANI – Посвящается заброшенному средневековому армянскому городу Ани» . ВиртуальныйАНИ. Архивировано из оригинала 20 января 2007 года . Проверено 22 января 2007 г.
  56. ^ «СВЯЩЕННОЕ МЕСТО» . Ани, Турция . Фонд достопримечательностей . Архивировано из оригинала 26 мая 2008 года . Проверено 22 января 2007 г.
  57. ^ «Глобальное наследие в опасности: места на грани» . Фонд глобального наследия. Октябрь 2010. Архивировано из оригинала 22 апреля 2011 года . Проверено 3 июня 2011 г.
  58. ^ Джон Роуч (23 октября 2010 г.). «Фото: 12 древних достопримечательностей на грани исчезновения» . Нэшнл Географик. Архивировано из оригинала 15 июня 2011 года . Проверено 3 июня 2011 г.
  59. ^ «Министерство культуры и туризма Турции и Всемирный фонд памятников сотрудничают в проекте по сохранению исторического наследия в Восточной Турции» (PDF) . Всемирный фонд памятников. Май 2011 года . Проверено 17 ноября 2011 г.
  60. ^ «Церковь Святых Апостолов» . Пересечение границ . Куто.
  61. ^ Аллишар (1881 г.). Ширак. Тегагрут'ивн паткерац'ойц' [Иллюстрированное топографическое исследование Ширака] .
  62. ^ «В настоящее время ведется работа по включению Ани в список наследия ЮНЕСКО» . Хюрриет Дейли Ньюс . 2 марта 2015 г.
  63. ^ «Пять объектов, внесенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО» . ЮНЕСКОПРЕСС . ЮНЕСКО . 15 июля 2016 г.
  64. ^ «Ани внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО» . Армянский еженедельник . 15 июля 2016 г.
  65. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Археологический памятник Ани» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 9 декабря 2022 г.
  66. ^ Алишан (1881 г.). Ширак. Тегагрут'ивн паткерац'ойц' [Иллюстрированное топографическое исследование Ширака] . п. 67.
  67. ^ Сим, Стивен. «Собор Ани» . ВиртуальныйАНИ. Архивировано из оригинала 20 января 2007 года . Проверено 23 января 2007 г.
  68. ^ Куреас, Николас; Эдбери, Питер; Уолш, Майкл Дж. К. (2012). Средневековая и ренессансная Фамагуста: исследования по архитектуре, искусству и истории . Фарнем: Эшгейт. п. 139. ИСБН  978-1409435570 .
  69. ^ Сим, Стивен. «Церковь святого Григория Тиграна Оненца» . ВиртуальныйАНИ. Архивировано из оригинала 22 мая 2007 года . Проверено 23 января 2007 г.
  70. ^ Сим, Стивен. «Церковь Искупителя» . ВиртуальныйАНИ. Архивировано из оригинала 20 января 2007 года . Проверено 23 января 2007 г.
  71. ^ Сим, Стивен. «Церковь святого Григория Абугамирского» . ВиртуальныйАНИ. Архивировано из оригинала 24 мая 2007 года . Проверено 23 января 2007 г.
  72. ^ Сим, Стивен. «Церковь Святого Григория царя Гагика» . ВиртуальныйАНИ. Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 года . Проверено 23 января 2007 г.
  73. ^ Сим, Стивен. «Церковь Святых Апостолов» . ВиртуальныйАНИ. Архивировано из оригинала 16 февраля 2007 года . Проверено 23 января 2007 г.
  74. ^ Сим, Стивен. «ГРУЗИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ» . ВиртуальныйАНИ . Проверено 15 февраля 2012 г.
  75. ^ Сим, Стивен. «Мечеть Минучихра» . ВиртуальныйАНИ. Архивировано из оригинала 20 января 2007 года . Проверено 23 января 2007 г.
  76. ^ Сим, Стивен. «Цитадель Ани» . ВиртуальныйАНИ. Архивировано из оригинала 3 июня 2007 года . Проверено 23 января 2007 г.
  77. ^ Сим, Стивен. «Городские стены Ани» . ВиртуальныйАНИ. Архивировано из оригинала 17 июля 2007 года . Проверено 23 января 2007 г.
  78. ^ «Какие армянские имена наиболее распространены?» . Новости.am . 27 августа 2012 года . Проверено 10 августа 2013 г.
  79. ^ «Форумы / Библиотека армянских песен / Армения – Национальный центр образовательных технологий» . Ktak.am. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 15 августа 2013 г.
  80. ^ « Ани», стихотворение Ованеса Шираза . Ереван2012.орг. 16 февраля 2012. Архивировано из оригинала 20 июня 2017 года . Проверено 15 августа 2013 г.
  81. ^ «Ани» . Сайт Ара Геворгяна. Архивировано из оригинала 24 января 2017 года . Проверено 10 августа 2013 г.
  82. ^ «Ани» . Проверено 3 июля 2020 г.

Библиография

[ редактировать ]
Общий
Специфический

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • К востоку от Ани. крепости и неопубликованные церкви северной Армении (на французском языке), И. Оже, А. Т. Баладян и Ф. Данглс, предисловие Ж.-П. Маэ, Париж, AIBL, 2020, 364 стр., 270 изображений (онлайн-презентация о Академии надписей и изящной словесности сайт ).
  • Броссе, Мари-Фелисите (1860–1861), Руины Ани, столицы Армении при царях Багратидов, XIX век. и и XI и S, История и описание, I ре Часть: Описание с атласом из 24 литографированных пластин и II. и Часть: История, с атласом 21 литографированной пластины (на французском языке), СПб: Императорская Академия наук .
  • Коу, С. Питер (2001). Ани: Всемирное архитектурное наследие средневековой столицы Армении . Стерлинг, Вирджиния: Питерс.
  • Акопян, Тадевос (1980–1982), Ании патмутюн, хнагуйн жаманакнериц минчев 1045 т. [ История Ани с древнейших времен до 1045 года ] (на армянском языке), Издательство ЕГУ.
  • Акопян, Тадевос (1980–1982), Ании Патмутюн, 1045 т. Минчев анкумн у амаяцумэ [ История Ани с 1045 года до его краха и запустения ] (на армянском языке), Издательство ЕГУ.
  • Кеворкян, Раймонд (2001). Ани – Столица Армении в 1000 году (на французском языке).
  • Линч, HFB (1901). Армения, Путешествия и учеба . Лондон: Лонгманс.
  • Марр, Николас Яковлевич (2001). Ани – Мечта об Армении (на французском языке). Париж: Издания Anagramme.
  • Маранчи, Кристина (2001). Средневековая армянская архитектура: конструкции расы и нации . Левен: Питерс.
  • Минорский, Владимир (1953). Исследования по истории Кавказа . Лондон: Иностранная пресса Тейлора.
  • Паоло, Кунео (1984). Документы армянской архитектуры , Том 12: Ани . Милан: Ares Editions.
  • Калантар, Ашхарбек (1994). Армения от каменного века до средневековья .
  • Синклер, Томас Аллен (1987). Восточная Турция: Архитектурный и археологический обзор, Том 1 . Лондон: Пиндар Пресс.
[ редактировать ]
  • СМИ, связанные с Ани, на Викискладе?
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 50e397e20e7e950d714c1fcca7f0f253__1718929440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/53/50e397e20e7e950d714c1fcca7f0f253.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ani - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)