Годы
Ани | |
![]() | |
Расположение | Оджаклы (ближайший населенный пункт), [1] [2] Провинция Карс , Турция |
---|---|
Область | Армянское нагорье |
Координаты | 40 ° 30'27 "N 43 ° 34'22" E / 40,50750 ° N 43,57278 ° E |
Тип | Урегулирование |
История | |
Основан | V век (первое упоминание) |
Заброшенный | 17 век |
Периоды | Средний возраст |
Культуры | Армянский (преимущественно) |
Примечания к сайту | |
Право собственности | Королевство Армения (Средние века) |
Официальное название | Археологический памятник Ани |
Тип | Культурный |
Критерии | ii, iii, iv |
Назначен | 2016 г. (40-я сессия ) |
Справочный номер. | 1518 |
Область | Европа и Северная Америка |
историческое население более 100 000 человек |
И ( армянский : Անի ; греческий : Ἄνιον , Анион ; [3] Латинский : Abnicum ; [4] [5] Английский : Мемуары ) [6] представляет собой разрушенный средневековый армянин [7] Город сейчас расположен в турецкой провинции Карс , рядом с закрытой границей с Арменией .
Между 961 и 1045 годами это была столица Армянского царства Багратидов , которое занимало большую часть современной Армении и восточной Турции. Знаменитый город часто называли «Городом 1001 церкви», хотя их было значительно меньше. На сегодняшний день археологами и историками раскопано 50 церквей, 33 пещерные часовни и 20 часовен. [5] [8] [9] Ани стоял на различных торговых путях, и его многочисленные религиозные здания , дворцы и сложные укрепления отличали его от других современных городских центров Армянского царства. Среди его наиболее примечательных зданий был собор Ани , который связан с ранними образцами готической архитектуры и который, как утверждают ученые, повлиял на великие соборы Европы в ранней готике и романском стилях; его ребристый свод нельзя будет увидеть в европейских соборах еще как минимум два столетия. [10] [11] В период своего расцвета Ани был одним из крупнейших городов мира. [12] с населением более 100 000 человек, хотя это кажется весьма оптимистичным, учитывая его ограниченную территорию. [13]
Известный своим великолепием, Ани был разграблен монголами в 1236 году. Ани так и не оправился от разрушительного землетрясения 1319 года и, что более важно, от смещения региональных торговых путей, и был заброшен в 17 веке. [14] [15] Ани является широко признанным символом культурного, религиозного и национального наследия армян. [16] По словам Размика Паносяна , Ани является одним из наиболее заметных и «осязаемых» символов прошлого армянского величия и, следовательно, источником гордости. [17] В 2016 году он был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО . [18]
Топоним
[ редактировать ]
Город получил свое название от армянского города-крепости и дохристианского религиозного центра Ани-Камах, расположенного в районе Даранаги в Верхней Армении . [13] Ани ранее также был известен как Хнамк , хотя историки не уверены, почему он так назывался; По мнению филолога и арменолога Генриха Хюбшмана , это имя не имеет ничего общего с обычным армянским глаголом хнамель («заботиться»). [13] Согласно второму изданию Энциклопедии ислама : «Было высказано предположение, что город может быть обязан своим названием храму иранской богини Анахиты (греческой Анаитис)». [7]
Расположение
[ редактировать ]Город расположен на треугольной территории, визуально эффектной и естественно оборонительной, защищенной с восточной стороны ущельем реки Ахурян , а с западной стороны - долиной Бостанлар или Цахкоцадзор. [4] Ахурян — рукав реки Аракс. [4] и является частью закрытой в настоящее время границы между Турцией и Арменией. Участок находится на высоте около 1340 метров (4400 футов). [5]
Участок расположен в турецкой провинции Карс . [19] Поездка на автобусе из города Карс, одного из ближайших к Ани населенных городов, расположенного на северо-востоке Турции, в настоящее время является одним из единственных способов добраться до города Ани. [19] Карс в настоящее время является важным центром местной торговли скотом и производством сыра. [19] Он связан железной дорогой со многими важными турецкими городами , а также считается важным военным объектом из-за своего расположения недалеко от границы Турции с Арменией. [19] Ани находится примерно в 400 м (1300 футов) от границы Турции и Армении. За границей находится армянское село Харьков, входящее в состав Ширакской области .
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Армянские летописцы, такие как Егише и Газар Парпеци, впервые упомянули Ани в V веке. [13] Они описывали его как мощную крепость, построенную на вершине холма и владение армянской династии Камсаракан .
Столица Багратуни
[ редактировать ]
К началу IX века бывшие территории камсараканов в Аршарунике и Шираке (включая Ани) были включены в состав территорий армянской династии Багратуни . [20] Династия Багратуни была второй известной династией в Армянском царстве . [21] Они обеспечили свою независимость от арабов ближе к концу IX века после того, как находились под контролем персов и арабов Омейядов . на тот момент в течение многих лет [21] Царем Багратидской Армении, который привел к этой независимости, был Ашот I. [21] Он занимал недолгое положение в качестве царя династии Багратидов, однако эффект от обеспечения свободы династии продлится многие годы. [21] Его сын Смбат I правил сразу после него. [21] Династия Багратидов состояла из множества подцарств, наиболее известными из которых были Царства Карс , Лори, Сюник , Арцах и Васпуракан . [21]

Династия Багратуни привела к созданию некоторых из самых известных произведений искусства и архитектуры в истории Армении, одним из которых является собор Ани . [21] Лидер династии Багратидов Ашот Мсакер в 804 году титул ишхана (князя) Армении (Ашот Мясоед) (806–827) получил от Халифата . [24] Багратуни имели свою первую столицу в Багаране , примерно в 40 км (25 миль) к югу от Ани, а затем перенесли ее в Ширакаван , примерно в 25 км (16 миль) к северо-востоку от Ани, а затем перенесли ее в Карс в 929 году. В 961 году царь Ашот III (953–77) перенес столицу из Карса в Ани. [5] Ани быстро расширялся во время правления короля Смбата II (977–89). В 992 году Армянский католикосат перенес свою резиденцию в Ани. В 10 веке население составляло около 50 000–100 000 человек. [25] К началу одиннадцатого века население Ани превышало 100 000 человек. [ нужна ссылка ] и его слава была такова, что его называли «городом сорока ворот» и «городом тысячи и одной церкви». Ани также стал местом расположения царского мавзолея царей Багратуни. [26]
Пика своего могущества Ани достиг во время длительного правления царя Гагика I (989–1020). После его смерти два его сына поссорились из-за престолонаследия. Старший сын Оганес-Смбат (1020–1041) получил контроль над Ани, а его младший брат Ашот IV (1020–1040) контролировал другие части царства Багратуни . Оганес-Смбат, опасаясь, что Византийская империя нападет на его ныне ослабевшее королевство, сделал своим наследником византийского императора Василия II . [27] Когда в 1041 году умер Оганес-Смбат, император Михаил IV Пафлагонец заявил о своей власти над Ани. Новый царь Ани Гагик II (1042–1045) выступил против этого, и несколько византийских армий, посланных для захвата Ани, были отбиты. Однако в 1046 году Ани сдалась византийцам. [5] после того, как Гагик был приглашен в Константинополь и содержался там под стражей, а также по наущению провизантийских элементов среди его населения. В городе был назначен византийский губернатор. [13]
Культурный и экономический центр
[ редактировать ]Ани лежал на всех ранее важных торговых путях, но благодаря своим размерам, мощи и богатству стал важным торговым центром. Его основными торговыми партнерами были Византийская империя, Персидская империя , арабы , а также более мелкие страны на юге России и в Центральной Азии. [13]
Постепенный упадок и заброшенность
[ редактировать ]
В 1064 году большая сельджуков армия под командованием Алп Арслана напала на Ани; после 25-дневной осады они захватили город и вырезали его население. [4] Отчет о разграблении и массовых убийствах в Ани дает турецкий историк Сибт ибн аль-Джаузи , который цитирует слова очевидца:
Армия вошла в город, вырезала его жителей, разграбила и сожгла его, оставив в руинах и взяв в плен всех, кто остался в живых... Трупов было так много, что они блокировали улицы; нельзя было никуда пойти, не переступив через них. А число пленных было не менее 50 000 душ. Я был полон решимости войти в город и увидеть разрушения своими глазами. Я пытался найти улицу, по которой мне не пришлось бы ходить по трупам; но это было невозможно. [29]
В 1072 году сельджуки продали Ани Шаддадидам , мусульманской курдской династии. [4] Шаддадиды в целом проводили примирительную политику по отношению к преимущественно армянскому и христианскому населению города и фактически женились на нескольких представителях багратидской знати. Однако всякий раз, когда правительство Шаддадидов становилось слишком нетерпимым, население обращалось к христианскому королевству Грузия за помощью . В период с 1124 по 1209 год грузины захватывали Ани пять раз: в 1124 , 1161 , 1174 , 1199 годах . [30] [31] Первые три раза его отбивали Шаддадиды.
Закариды (1199-1239)
[ редактировать ]В 1199 году грузинская царица Тамар захватила Ани и в 1201 году передала управление городом генералам Закаре и Иване . [32] Закаре наследовал его сын Шанше (Шахншах). Новая династия Закаре — Закариды — считала себя преемниками Багратидов. Процветание быстро вернулось в Ани; его оборона была усилена, и было построено много новых церквей.
В 1217 и 1220 годах город подвергся нападению со стороны сельджукского султаната Рум , войска которого разрушили и разграбили город, но не заняли его.
Захват монголов (1239 г.)
[ редактировать ]
Монголы безуспешно осадили Ани в 1226 году, но в 1236 году захватили и разграбили город, уничтожив большое количество его населения. Во время монгольского вторжения в Грузию в 1238-39 годах царица Русудан была вынуждена эвакуировать Тбилиси в Кутаиси , оставив восточную Грузию в руках атабека Авага Закаряна , Шахншаха Закаряна и кахетинского господина Эгарслана Бакурцихели. Монгольский генерал Тохта был послан Чагатаем для штурма войск Авага у крепости Каян . [35] После некоторого сопротивления Аваг сдался и вынужден согласиться платить монголам дань и позволить своим войскам присоединиться к монгольской армии. [35] Объединенные войска направились к Ани, столице Армении, которую защищал Шахншах Закарян , но в конечном итоге город был захвачен и разрушен. [35] После этой катастрофической кампании 1238–1239 годов армяне и грузины заключили мир с монголами и согласились платить им дань и снабжать их войска ( грузино-монгольский договор 1239 года ). [36]
После упадка Иль -ханства , во время позднего периода правления Георга V (между 1319 и 1335 годами) и правления более позднего царя Баграта V , город Ани снова вошел в состав Грузинского королевства . [37]
К концу 14 века городом управляла череда местных турецких династий, в том числе Джалайридов и Кара Коюнлу (клан Черных Овец), которые сделали Ани своей столицей. Он был разрушен землетрясением в 1319 году. [4] [5] Тамерлан захватил Ани в 1380-х годах. После его смерти Кара Коюнлу восстановила контроль, но перенесла свою столицу в Ереван. В 1441 году то же самое сделал Армянский католикосат. Затем персидские Сефевиды правили Ани, пока она не стала частью Турецкой Османской империи в 1579 году. Небольшой городок оставался в его стенах по крайней мере до середины семнадцатого века, но это место было полностью заброшено к 1735 году, когда последние монахи покинули монастырь. в Крепости Богородицы или Кизкале .
Новое время
[ редактировать ]«Наилучшие и наиболее характерные образцы истинной армянской архитектуры можно найти в разрушенном городе Ани…»
- Джеймс Брайс , 1876 г. [38]

В первой половине XIX века европейские путешественники открыли Ани для внешнего мира, опубликовав свои описания в научных журналах и туристических отчетах. Частные здания представляли собой не более чем груды камней, но величественные общественные здания и двойная стена города сохранились и считались «многими точками великой архитектурной красоты». [4] Оганес Куркджян создал стереоскопическое изображение Ани во второй половине XIX века.
В 1878 году Карсский регион Османской империи, включая Ани, был включен в состав региона Российской империи Закавказского . [5] В 1892 году в Ани были проведены первые археологические раскопки при поддержке Петербургской Академии наук под руководством грузинского археолога и востоковеда Николая Марра (1864–1934). Раскопки Марра в Ани возобновились в 1904 году и продолжались ежегодно до 1917 года. Были профессионально раскопаны большие участки города, обнаружены и измерены многочисленные здания, находки изучены и опубликованы в научных журналах, написаны путеводители по памятникам и музею, а также весь участок был обследован впервые. [39] Аварийный ремонт был также проведен в тех зданиях, которые подвергались наибольшему риску обрушения. Был создан музей, в котором хранятся десятки тысяч предметов, найденных во время раскопок. Этот музей располагался в двух зданиях: мечети Минучихр и специально построенном каменном здании. [40] Армяне из соседних сел и городов также стали регулярно посещать город. [41] Команда Марра даже говорила о строительстве школы для обучения местных армянских детей, строительстве парков и посадке деревьев для украшения этого места. [42]
В 1918 году, на последнем этапе Первой мировой войны , армии Османской империи пробивались через территорию недавно провозглашенной Республики Армения, захватив Карс в апреле 1918 года. В Ани были предприняты попытки эвакуировать содержащиеся артефакты. в музее, когда к этому месту приближались турецкие солдаты. Около 6000 наиболее переносимых предметов вывез археолог Ашхарбек Калантар , участник раскопок Марра. По повелению Иосифа Орбели спасенные предметы были объединены в музейную коллекцию; в настоящее время они являются частью коллекции Ереванского государственного музея истории Армении. [43] Все, что осталось, позже было разграблено или уничтожено. [44] Капитуляция Турции в конце Первой мировой войны привела к возвращению Ани под контроль Армении, но возобновившееся наступление на Армянскую Республику в 1920 году Мустафой Кемалем Ататюрком привело к отвоеванию Ани Турцией. В 1921 году подписание Карсского договора официально закрепило включение территории, содержащей Ани, в состав Турецкой Республики . [45]
В мае 1921 года правительственный министр Риза Нур приказал командующему Восточным фронтом Казыму Карабекиру «стереть с лица земли» памятники Ани. [46] Карабекир записывает в своих мемуарах, что он решительно отверг этот приказ и так и не выполнил его. [47] Некоторые разрушения действительно имели место, включая большую часть раскопок Марра и ремонт зданий. [48] В октябре того же года был подписан отдельный договор между Турцией и РСФСР , подтвердивший границу между Турцией и советской республикой Армения в том виде, в котором она есть сегодня. Российский переговорщик по этому договору Ганецкий пытался включить Ани в состав советской республики Армения, но Карабекир не согласился. [49]
Во время холодной войны Ани находился на турецко- советской границе, являясь частью железного занавеса . [50] В 1950-е годы Ани являлась частью территориальных претензий СССР к Турции . В 1968 году между Советским Союзом и Турцией велись переговоры, в ходе которых Ани должна была быть передана Советской Армении в обмен на двух курдских деревень, однако переговоры ни к чему не привели. передачу Турции [51]
Текущее состояние
[ редактировать ]
Во время Холодной войны и до 2004 года требовалось разрешение Министерства культуры Турции. В какой-то момент в 1980-х годах фотографирование было запрещено, поскольку это место находилось на тогдашней турецко-советской границе. [52]
Сегодня, согласно Lonely Planet и Фроммера по Турции: путеводителям
Официального разрешения на посещение Ани больше не требуется. Просто зайдите в Ани и купите билет. Если у вас нет собственной машины, поторгуйтесь с водителем такси или микроавтобуса в Карсе о поездке туда и обратно до Ани, возможно, разделив стоимость с другими путешественниками. Если у вас возникнут проблемы, туристический офис может вам помочь. Планируйте провести в Ани хотя бы полдня. Неплохая идея взять с собой обед для пикника и бутылку воды. [53]
С армянской стороны границы, в Ширакской области установлен наблюдательный пункт , возле села Айкадзор с информационным табло, но обзор очень плохой. С харьковской заставы открывается отличный вид, но доступ ограничен пограничниками и российскими военными. [54] Разрешение на посещение выдается в Министерстве иностранных дел в Ереване бесплатно и занимает одну неделю.
По данным The Economist , армяне «обвинили турок в пренебрежении этим местом в духе шовинизма. Турки возражают, что останки Ани были потрясены взрывами из карьера на армянской стороне границы». [10]
Другой комментатор сказал: «Ани теперь является городом-призраком, необитаемым более трех столетий и затерянным внутри турецкой военной зоны на разрушающейся закрытой границе Турции с современной Республикой Армения» . Недавняя история Ани была историей непрерывных и все возрастающих разрушений. Пренебрежение, землетрясения, культурные чистки , вандализм, разработка карьеров, любительские реставрации и раскопки – все это и многое другое нанесло тяжелый урон памятникам Ани. [55]
По оценке Landmarks Foundation (некоммерческой организации, созданной для защиты священных мест), этот древний город «необходимо защищать независимо от того, под чьей юрисдикцией он находится. Землетрясения 1319, 1832 и 1988 годов имели разрушительные последствия. воздействие на архитектуру города. Город Ани является священным местом, которое нуждается в постоянной защите. [56] "
В отчете за октябрь 2010 года под названием «Спасение нашего исчезающего наследия » Фонд глобального наследия назвал Ани одним из 12 объектов в мире, наиболее «находящихся на грани» невосполнимых потерь и разрушений, назвав в качестве основных причин недостаточное управление и грабежи. [57] [58]
Всемирный фонд памятников (WMF) включил Ани в списки 100 наиболее уязвимых мест в 1996, 1998 и 2000 годах. В мае 2011 года WMF объявил, что начинает работы по консервации собора и церкви Святого Искупителя в сотрудничестве с Министерством культуры Турции. [59]
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
[ редактировать ]

В марте 2015 года сообщалось, что Турция выдвинет Ани для включения в список ЮНЕСКО Всемирного наследия в 2016 году. [62] 15 июля 2016 года археологический объект Ани был внесен в список ЮНЕСКО . Всемирного наследия [63] По словам историка искусства Хегнара Зейтлиана Ватенпау, это дополнение «обеспечит значительные преимущества в области защиты, исследовательского опыта и финансирования». [64] Он получил этот статус благодаря удивительному представлению средневековой армянской архитектуры , однако существовало три основных критерия, которые дополнительно объясняют, почему этот аспект Ани важен. [65] Первый из этих критериев заключается в том, что «Ани был местом встречи армянских, грузинских и разнообразных исламских культурных традиций , которые нашли отражение в архитектурном дизайне, материалах и декоративных деталях памятников». [65] Расположение Ани на Шелковом пути привлекло множество посетителей из разных уголков мира, эти посетители принесли с собой новые культуры и архитектурные стили. [65] Это уникальное сочетание жителей города привело к тому, что многие здания в Ани приобрели невиданный ранее архитектурный стиль, характерный для этого региона мира . [65]
Этот новый стиль, сформировавшийся в период расцвета Ани, до сих пор оказывает большое влияние на нынешнюю архитектуру своего региона. [65] Вторым критерием, благодаря которому Ани получил статус «выдающейся универсальной ценности» от ЮНЕСКО, является тот факт, что «Ани является исключительным свидетельством развития армянской культуры, искусства, архитектуры и городского дизайна и является чрезвычайно выдающимся представителем армянской религиозной архитектуры». известная как «школа Ани», отражающая ее методы, стиль и характеристики материала». [65] Архитектура Ани является важным напоминанием гражданам Армении об их прошлом. Его здания имеют прекрасную каменную обработку и архитектурный дизайн, которые намного опередили свое время, и это главный источник гордости армянского народа. [65] Третий критерий, который предоставил Ани право на охрану, заключается в том, что «Ани предлагает широкую панораму средневекового архитектурного развития благодаря наличию на этом месте почти всех архитектурных типов, возникших в регионе в течение шести веков с VII по 13 век нашей эры». [65] Это связано с наличием в городе «военных, религиозных и гражданских построек». [65] ЮНЕСКО заявляет, что Ани «также считается редким поселением», потому что по всему городу можно увидеть множество разных стилей армянских церквей , стили этих церквей были разработаны между 4 и 8 веками нашей эры. [65]
В настоящее время Ани классифицируется ЮНЕСКО как археологический заповедник 1-й степени . [65] Однако этот диапазон защиты постоянно расширяется ЮНЕСКО, поскольку даже окрестности Ани классифицируются как археологические заповедники 3-й степени. [65] Министерство культуры и туризма является основной организацией, отвечающей за сохранение Ани, однако Главное управление культурного наследия и музеев также участвует в оказании помощи в таких задачах, как реставрация . [65] Есть также несколько других местных отделений, отвечающих за некоторые усилия по сохранению. [65]
Памятники в Ани
[ редактировать ]Все постройки в Ани построены с использованием местного вулканического базальта, разновидности камня туфа . Он легко поддается резке и бывает самых разных ярких цветов: от кремово-желтого до розово-красного и угольно-черного. Важно отметить, что во время нападений и стихийных бедствий, с которыми Ани сталкивался на протяжении многих лет, все здания имели как минимум значительные структурные повреждения или иным образом были полностью разрушены. Наиболее важными сохранившимися памятниками являются следующие.
Кафедральный собор
[ редактировать ]Также известная как Сурп Асдвадзадзин (Церковь Святой Богородицы), ее строительство было начато в 989 году при царе Смбате II . После его смерти работы были остановлены и завершены только в 1001 году (или в 1010 году, согласно другому прочтению строительной надписи). Проект собора был работой Трдата , самого знаменитого архитектора средневековой Армении. Собор представляет собой купольную базилику (купол обрушился в 1319 г.). Интерьер содержит несколько прогрессивных особенностей (таких как использование заостренных арок и сгруппированных опор), которые придают ему вид готической архитектуры (стиль, которому Анийский собор предшествует на несколько столетий). [67]
Церковь Святого Григория Тиграна Оненца
[ редактировать ]
Эта церковь, построенная в 1215 году, является наиболее хорошо сохранившимся памятником Ани. Он был построен во времена правления Закаридов по заказу богатого армянского купца Тиграна Оненца . [68] Его план относится к типу купольного зала . Перед входом в него находятся руины притвора и небольшой часовни, датированные несколько более поздним периодом. Внешний вид церкви эффектно украшен. Изысканная резьба по камню с изображением реальных и воображаемых животных заполняет перемычки между глухой аркадой, которая проходит вокруг всех четырех сторон церкви. Интерьер содержит важную и уникальную серию циклов фресок, изображающих две основные темы. В восточной трети церкви изображено Житие святого Григория Просветителя , в средней трети церкви изображено Житие Христа. Столь обширные циклы фресок – редкость в армянской архитектуре – считается, что они были выполнены грузинскими художниками, а также в цикл включены сцены из жития святой Нино, обратившей грузин в христианство. В притворе и часовне сохранились фрагментарные фрески, более византийские по стилю. [69]
Церковь Святого Искупителя
[ редактировать ]
Эта церковь была завершена вскоре после 1035 года. Она имела уникальную конструкцию: 19-гранную снаружи, 8-апсидную внутри, с огромным центральным куполом, установленным на высоком барабане. Он был построен принцем Аблгарибом Пехлавидом для хранения фрагмента Истинного Креста . Церковь оставалась практически нетронутой до 1955 года, когда вся восточная половина обрушилась во время урагана. [70]
Церковь Святого Григория Абугамренца
[ редактировать ]
Это небольшое здание, вероятно, датируется концом 10 века. Она была построена как частная часовня для семьи Пахлавуни . Их мавзолей, построенный в 1040 году и ныне снесенный до фундамента, был построен напротив северной стороны церкви. Церковь имеет централизованный план, с куполом над барабаном, внутри шесть экседеров . [71]
Церковь Святого Григория царя Гагика
[ редактировать ]
Эта церковь, также известная как Гагикашен, была построена между 1001 и 1005 годами и предназначалась для воссоздания знаменитого собора Звартноц в Вагаршапате . Николай Марр раскопал фундамент этого замечательного здания в 1905 и 1906 годах. До этого на этом месте был виден только огромный земляной холм. Проектировщиком церкви был архитектор Трдат . Известно, что церковь рухнула вскоре после ее постройки, и позже на ее руинах были построены дома. Дизайн Трдата очень похож на дизайн Звартноца по размеру и плану (четырехлистник, окруженный круглым амбулаторием). [72]
Церковь Святых Апостолов
[ редактировать ]
Дата его постройки неизвестна, но самая ранняя датированная надпись на его стенах датируется 1031 годом. Он был основан семьей Пахлавуни и использовался архиепископами Ани (многие из которых принадлежали к этой династии). Он имеет план типа вписанного четырехлистника с угловыми камерами . От церкви остались лишь фрагменты, но частично уцелел притвор с эффектной каменной кладкой, построенный напротив южной стороны церкви. Датируется началом 13 века. Когда-то эту церковь окружало множество других залов, часовен и святынь: фундамент их Николас Марр раскопал в 1909 году, но сейчас они по большей части разрушены. [73]
Церковь Сурп Стефанос
[ редактировать ]
Надписи с датой ее постройки нет, но указ на грузинском языке датирован 1218 годом. Церковь называлась «грузинской». В этот период слово «грузин» не просто означало этнического грузина, оно имело конфессиональное значение и обозначало всех жителей Ани, исповедовавших халкидонскую веру, в основном армян . Хотя Грузинская церковь контролировала эту церковь, ее прихожане в основном состояли из армян. [74]
Мечеть Манучихр
[ редактировать ]
Мечеть названа в честь ее предполагаемого основателя Манучихра , первого члена династии Шаддадидов , правившей Ани после 1072 года. Самая старая сохранившаяся часть мечети — это ее до сих пор неповрежденный минарет . буквами написано арабское слово « Бисмиллах» («Во имя Бога») На его северной стороне куфическими . Молитвенный зал, половина которого сохранилась, датируется более поздним периодом (12 или 13 век). В 1906 году мечеть была частично отремонтирована, чтобы в ней разместился публичный музей, в котором представлены предметы, найденные во время раскопок Николая Марра. Восстановление мечети началось в июне 2020 года. [75]
Цитадель
[ редактировать ]На южной оконечности Ани находится холм с плоской вершиной, когда-то известный как Миджнаберд (Внутренняя крепость). Он имеет собственные оборонительные стены, построенные в период правления Ани династией Камсаракан (7 век нашей эры). Николас Марр раскопал холм-цитадель в 1908 и 1909 годах. Он обнаружил обширные руины дворца царей Багратидов Ани, занимавших самую высокую часть холма. Также внутри цитадели видны руины трех церквей и нескольких неопознанных зданий. Одна из церквей, «дворцовая церковь», является старейшей сохранившейся церковью Ани, датируемой 6 или 7 веком. Марр предпринял срочный ремонт этой церкви, но большая ее часть сейчас рухнула – вероятно, во время землетрясения в 1966 году. [76]
Городские стены
[ редактировать ]
Линия стен, окружавшая весь город, защищала Ани. Самая мощная оборона располагалась вдоль северной стороны города, единственной части города, не защищенной реками и оврагами. Здесь город был защищен двойной линией стен, гораздо более высокая внутренняя стена была усеяна многочисленными большими и близко расположенными полукруглыми башнями. Современные летописцы пишут, что эти стены построил царь Смбат (977–989). Более поздние правители укрепили стены Смбата, сделав их значительно выше и толще, а также добавив больше башен. Армянские надписи XII и XIII веков показывают, что за некоторые из этих новых башен платили частные лица. Северные стены имели три ворот: Львиные ворота, Карсские ворота и Двинские ворота (также известные как Шахматные ворота из-за панели из красных и черных каменных квадратов над входом). [77]
Другие памятники
[ редактировать ]В Ани много других мелких памятников. К ним относятся монастырь, известный как часовня Девственниц; церковь, используемая халкидонскими армянами; остатки одноарочного моста через реку Арпа; руины многочисленных маслобойн и нескольких бань; остатки второй мечети с рухнувшим минаретом; дворец, вероятно, датируемый 13 веком; фундаменты нескольких других дворцов и небольших резиденций; недавно раскопанные остатки нескольких улиц с магазинами; и т. д.
Пещерная деревня
[ редактировать ]Непосредственно за Ани была высечена в скалах зона расселения. Возможно, это послужило «разрастанием города», когда Ани стал слишком большим для городских стен. Сегодня козы и овцы пользуются прохладой пещер. Изюминкой этой части Ани является пещерная церковь с фресками на сохранившихся стенах и потолке.
Галерея
[ редактировать ]- Город Ани
- Стены Ани
- Северный въезд в Ани
- Городские стены Ани
- Стены Ани
- Стены Ани
- Руины моста с запада, с Ахуряна.
- Гравюра 1885 года, изображающая стены Ани.
- Церковь Святого Искупителя
- Церковь Святого Григория Абугамренца
- Церковь Святого Григория Тиграна Оненца
- Монастырь Богородицы Рипсимианы
- Часовня в монастыре Богородицы Рипсимианы
Панорама
[ редактировать ]В культуре
[ редактировать ]Ани — одно из самых популярных женских имен в Армении. [78]
Об Ани и его былой славе написаны песни и стихи. «Теснем Анин у нор мернем» («Дай мне увидеть Ани, прежде чем я умру») — известное стихотворение Ованеса Шираза . Ее превратил в песню турецко-армянский композитор Дженк Ташкан . [79] [80] Альбом народных инструментальных песен Ара Геворгяна 1999 года называется «Ани» . [81]
Турецкий нишевый парфюмерный бренд Nishane и парфюмер Сесиль Зарокян в 2019 году создали аромат Extrait de Parfum под названием Ani, посвященный городу, который собрал положительные отзывы в парфюмерном сообществе. На оформлении аромата изображена одна из церквей Ани. [82]
См. также
[ редактировать ]Династия Камсаракан V век нашей эры.
Багратид Армения 961–1045 гг.
Византийская империя 1045–1064 гг.
Империя Сельджуков 1064–1072 гг.
Шаддадиды 1072–1199 гг.Королевство Грузия 1201–1236 гг.
Закарид Армения 1201–1360 гг.
Кара Коюнлу 1360–1380-е гг.Империя Тимуридов 1380–1430-е гг.
Белая овца 1430–1500-е гг.Сефевидский Иран 1500–1579 гг.
Османская империя 1579–1878 гг.
Российская империя 1878–1918 гг.
Закавказская ДФР 1918 г.Республика Армения 1918–1920 гг.
Правительство Анкары 1920–1923 гг.
Турецкая Республика 1923 – настоящее время
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- Цитаты
- ^ Уотенпо 2014 , с. 531: «Ближайшая населенная деревня — Оджаклы, фермерская деревня с небольшой инфраструктурой».
- ^ «Большой собор (мечеть Фетхие) – Карс» . kulturportali.gov.tr (на турецком языке).
Адрес: Деревня Оджаклы, Древний город Ани.
- ^ Гарсоян, Нина Г.; Тейлор, Алиса (1991), «Ани», Каждан , Александр (редактор), Оксфордский византийский словарь , Oxford University Press, ISBN 9780195046526
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бэйнс, Т.С., изд. (1878), Британская энциклопедия , том. 2 (9-е изд.), Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, с. 72 ,
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Чисхолм, Хью , изд. (1911), энциклопедия Британская , том. 2 (11-е изд.), Издательство Кембриджского университета, стр. 2. 47
- ^ Зифлиоглу, Верджихан (14 апреля 2009 г.). «Построение диалога на старых руинах Ани» . Хюрриет . Архивировано из оригинала 12 июля 2016 года.
Практика турецкого правительства называть город Ани, а не Ани, чтобы придать ему более турецкий характер...
- ^ Jump up to: а б Бартольд В. и Минорский В. (1960). "И" . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. OCLC 495469456 .
- ^ (на армянском языке) Акопян, Тадевос . (1980). Ании патмутюн, хнагуйн жаманакнериц минчев 1045 т. [История Ани с древнейших времен до 1045 года], т. 1, с. 1. Ереван: Издательство ЕГУ, стр. 214–217.
- ^ Не путать с Бинбиркилисе / «1001 церковь» возле Карамана в современной Турции.
- ^ Jump up to: а б «Ани, спорный город, наполненный историей» . Экономист . 15 июня 2006 г.
- ^ Талбот Райс, Дэвид (1972). Оценка византийского искусства . Издательство Оксфордского университета. п. 179 . ISBN 978-0-19-211922-3 .
Интерьер Анийского собора, продольного каменного здания с остроконечными сводами и центральным куполом, построенного около 1001 года, поразительно готичен во всех деталях, и можно привести множество других столь же близких параллелей.
- ^ Джоэл Мокир . Оксфордская энциклопедия экономической истории . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2003, стр. 157: «Борьба против персидского, византийского и арабского политического и экономического господства, однако, привела к восстановлению Армянского царства (885–1045 гг.). Процветали ремесла и сельское хозяйство. Его столица, Ани, известная армянской классической архитектурой, стала один из крупнейших городов мира».
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гафадарян, Каро (1974). «Ани» . Армянская советская энциклопедия (на армянском языке). Том. I. Армянская академия наук. стр. 407–412.
- ^ Мутафян, Клод. «Ани после Ани: с одиннадцатого по семнадцатый века», в армянском Карсе и Ани , изд. Ричард Г. Ованнисян , Коста Меса, Калифорния: Mazda Publishers, 2011, стр. 163–64.
- ^ Синклер, Томас. «Торговля, администрация и города на плато Карс и Ани, тринадцатый-шестнадцатый века», в армянском Карсе и Ани , стр. 171-206.
- ^ Ванадзин, Кэти (29 января 2015 г.). «Недавняя публикация подчеркивает сложности раскрытия истории средневекового города Ани» . Армянский еженедельник .
Как объясняет Уотенпо, «Ани является таким символичным и центральным местом для армян как религиозное место, как культурное место, как символ национального наследия, символ государственности».
- ^ Паносян 2006 , с. 60.
- ^ Древний город Ани поражает посетителей.
- ^ Jump up to: а б с д «Карс | Турция | Британика» . www.britanica.com . Проверено 9 декабря 2022 г.
- ^ Уиттоу, Марк (1996). Создание Византии, 600–1025 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 213–214. ISBN 978-0-520-20497-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Админ (5 января 2019 г.). «Забытое царство: Багратидская Армения» . ЛюдиОФАр . Проверено 9 декабря 2022 г.
- ^ Асратян, Мурад (2011). «Архитектура Ани» . Патма-Банасиракан Хандес (3). 8.
На стене над воротами герб Ани с барельефом леопарда.
- ^ «Энциклопедия.am» Ани . encyclepedia.am (на армянском языке). Издательство Армянской энциклопедии .
Эмблемой Ани является бегущая пантера.
- ^ Гарсоян, Нина . «Арабские вторжения и возвышение Багратуни (649–684)» в книге «Армянский народ от древних до наших дней», том I, «Династические периоды: от древности до четырнадцатого века» , изд. Ричард Г. Ованнисян. Нью-Йорк: St Martin's Press, 1997, стр. 146. ISBN 978-0-312-10169-5
- ^ Редгейт, Энн Элизабет. Армяне . Оксфорд: Blackwell Publishers, 1998, стр. 210.
- ^ Манук-Халоян, Армен, «На кладбище их предков: царские усыпальницы царей Багратуни Великой Армении (890-1073/79)», Revue des Études Arméniennes 35 (2013): 147–155.
- ^ Уиттоу. Создание Византии , с. 383.
- ^ Алишан (1881 г.). Ширак. Тегагрут'ивн паткерац'ойц' [Иллюстрированное топографическое исследование Ширака] . п. 57.
- ^ Цитируется в Норидж, Джон Джулиус (1991). Византия: Апогей . Нью-Йорк: Викинг. стр. 342–343. ISBN 978-0-394-53779-5 .
- ^ Микаберидзе, Александр (6 февраля 2015 г.). Исторический словарь Грузии . Роуман и Литтлфилд. п. 623. ИСБН 978-1-4422-4146-6 .
- ^ Национальная академия наук Грузии, Картлис Цховреба (История Грузии), паб «Артануджи». Тбилиси 2014
- ^ Лордкипанидзе, Мариам (1987). Грузия в XI-XII веках . Тбилиси: Генатлеба. п. 150.
- ^ Истмонд, Энтони (1 января 2014 г.). «Надписи и власть в Ани» . Дер Доппеладлер. Byznanz und die Seldschuken in Anatolien vom späten 11. Bis zum 13. Jahrhundert, eds. Неслихан Остей-Эффенбергер, Фалько Дайм : 81.
К 1260-м годам, когда Ани находился под властью Ильханидов, гавит, по-видимому, действовал как центральное хранилище для юридических вопросов, особенно тех, которые касались налогов и импортных пошлин. Интерьер и экстерьер здания изобилуют надписями, фиксирующими изменения в сборах – обычно облегчение налогов, но иногда и их введение (например, запрет на воскресную уличную торговлю после землетрясения). Эти тексты заметно отличаются от более ранних надписей Шаддадидов в город о торговле. Хотя эти надписи были на персидском языке, все они на армянском, несмотря на то, что их высший авторитет исходит из Ирана. Действительно, шесть надписей начинают свои тексты со слов «[Во имя] Ильхана». принять монгольские термины, в частности слово «ярлыг» (императорский указ), которое появляется в надписи 1270 года.
- ^ Басмаджян, К.Дж. (1922–23). Граффен, Рене (ред.). «АРМЯНСКИЕ НАДПИСИ АНИ БАНЬАРА И МАРМАШЕНА». Revue de l'Orient Chrétien (1896–1946) : 341–42, регистрация 72. doi : 10.31826/9781463220860-020 . ISBN 978-1-4632-2086-0 .
- ^ Jump up to: а б с Макдэниел, Райан Джеймс (2005). МОНГОЛЬСКИЕ НАШЕСТВИЯ НА БЛИЖНИЙ ВОСТОК . Государственный университет Сан-Хосе. стр. 127–128.
Чагатай послал Тохту штурмовать крепость Авага Каян. (...) Аваг сдался от имени всей Грузии, согласившись платить дань и присоединить свои войска к монгольской армии. (...) Чормакан повел свои войска на запад, в древнюю столицу Армении Ани, и Аваг сопровождал его. Город находился под властью Шахншаха , и его лидеры не решались сдаться. Толпа убила монгольских послов, и, как это было обычно в таких обстоятельствах, монголы безжалостно атаковали город. Некоторые из князей сдались в обмен на обещание помилования, но после того, как они вышли, монголы разделили их и всех перебили. Выжившие в городе были порабощены. Разрушения были настолько жестокими, что город Карс сдался без боя, надеясь избежать участи Ани.
- ^ Дашдондог, Баярсайхан (2010). Монголы и армяне (1220–1335) . Библиотека Внутренней Азии Брилла. п. 72.
Аваг (ум. 1250), сын Иване Закаряна (ум. 1234), был первым кавказским дворянином, подчинившимся монголам. Киракос Гандзакеци подробно описывает, как это произошло». В 1236 году Аваг, видя, что монголы продолжают осаждать его крепость, Кайен, даже забрав его дочь и подарки, послал одного из вельмож Хачена, Григора, позвал Тгая навстречу монгольскому вождю Чормагану , стоявшему в это время лагерем у берега. озера Гегаркуник* (Севан). Когда великий полководец Чормаган услышал о намерении Авага сдаться, он приказал своим войскам прекратить осаду крепости. Вскоре после этого Аваг был принят Чормаганом.
- ^ Ланг, DM (1955). «Грузия в царствование Георгия Блистательного (1314-1346)» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 17 (1): 80. дои : 10.1017/S0041977X00106354 . ISSN 0041-977X . JSTOR 609230 .
- ^ Брайс, Джеймс (1878). Закавказье и Арарат: Записки отпускного путешествия осенью 1876 г. (3-е изд.). Лондон: Macmillan and Co. p. 301 .
- ^ Калантар, Ашхарбек, Средневековые надписи Ванстана, Армения, Цивилизации Ближнего Востока: Серия 2 - Филология - CDPOP 2, Том. 2, Исследования и публикации, Невшатель, Париж, 1999 г.; ISBN 978-2-940032-11-2
- ^ Марр, Николас (2001). Ани – мечта Армении . Анаграммные издания. ISBN 978-2-914571-00-5 .
- ^ Манук-Халоян, Армен. « Богорожденные дни Ани: показательный взгляд на бывшую средневековую армянскую столицу Армении на рубеже 20-го века ». Армянский еженедельник . 29 ноября 2011 г. Проверено 30 марта 2012 г.
- ^ Акопян, Тадевос (1982). Ании Патмутюн, 1045 т. минчев анкумн у амаяцумэ [История Ани с 1045 года до ее краха и запустения], т. 1, с. 2 (на армянском языке). Ереван: Издательство ЕГУ. стр. 368–386.
- ^ Калантар, Ашхарбек (1994). Армения от каменного века до средневековья . Исследования и публикации. ISBN 978-2-940032-01-3 .
- ^ Марр, Николай Ю. «Ани, армянский город в руинах», Обзор арменоведения 1 (1921).
- ^ (на армянском языке) Зограбян, Эдик А. (1979). Советакан Русастане ев ай-туркакан хараберутюннере, 1920–1922 тт. Советская Россия и армяно-турецкие отношения, 1920–1922 гг. Ереван: Издательство ЕГУ, стр. 277–80.
- ^ Дадрян, Ваагн Н. (1986). «Роль турецких врачей в геноциде османских армян во время Первой мировой войны». Исследования Холокоста и геноцида . 1 (2). Издательство Оксфордского университета: 192. doi : 10.1093/hgs/1.2.169 . ПМИД 11617154 .
- ^ Карабекир, Казим (1960). Истикляль Харбимиз [Наша война за независимость] (на турецком языке). Стамбул: Издательство Türkiye. стр. 960–970.
- ^ Сим, Стивен. «Город Ани: Новейшая история» . ВиртуальныйАНИ. Архивировано из оригинала 26 января 2007 года . Проверено 26 января 2007 г.
- ^ Кобро, Георг (1991). Район Карса и Ардахана . Мюнхен: Ниманис Верлаг. п. 209. ИСБН 3910100007 .
- ^ «Смотровая площадка Ани и железный занавес» . Проверено 7 августа 2019 г.
- ^ Нэгеле, Джолион (9 апреля 2008 г.). «Кавказ: древний город Ани так близко, но так далеко» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 7 августа 2019 г.
- ^ «РАЗРЕШЕНИЕ НА ПОСЕЩЕНИЕ АНИ и порядок его получения» . VirtualAni.org . Проверено 7 августа 2019 г.
- ^ Броснахэн, Том. «Древний армянский город Ани» . Планировщик путешествий по Турции. Архивировано из оригинала 1 января 2007 года . Проверено 22 января 2007 г.
- ^ «Смотровая площадка Ани и железный занавес» . Проверено 7 августа 2019 г.
- ^ Сим, Стивен. «VirtualANI – Посвящается заброшенному средневековому армянскому городу Ани» . ВиртуальныйАНИ. Архивировано из оригинала 20 января 2007 года . Проверено 22 января 2007 г.
- ^ «СВЯЩЕННОЕ МЕСТО» . Ани, Турция . Фонд достопримечательностей . Архивировано из оригинала 26 мая 2008 года . Проверено 22 января 2007 г.
- ^ «Глобальное наследие в опасности: места на грани» . Фонд глобального наследия. Октябрь 2010. Архивировано из оригинала 22 апреля 2011 года . Проверено 3 июня 2011 г.
- ^ Джон Роуч (23 октября 2010 г.). «Фото: 12 древних достопримечательностей на грани исчезновения» . Нэшнл Географик. Архивировано из оригинала 15 июня 2011 года . Проверено 3 июня 2011 г.
- ^ «Министерство культуры и туризма Турции и Всемирный фонд памятников сотрудничают в проекте по сохранению исторического наследия в Восточной Турции» (PDF) . Всемирный фонд памятников. Май 2011 года . Проверено 17 ноября 2011 г.
- ^ «Церковь Святых Апостолов» . Пересечение границ . Куто.
- ^ Аллишар (1881 г.). Ширак. Тегагрут'ивн паткерац'ойц' [Иллюстрированное топографическое исследование Ширака] .
- ^ «В настоящее время ведется работа по включению Ани в список наследия ЮНЕСКО» . Хюрриет Дейли Ньюс . 2 марта 2015 г.
- ^ «Пять объектов, внесенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО» . ЮНЕСКОПРЕСС . ЮНЕСКО . 15 июля 2016 г.
- ^ «Ани внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО» . Армянский еженедельник . 15 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Археологический памятник Ани» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 9 декабря 2022 г.
- ^ Алишан (1881 г.). Ширак. Тегагрут'ивн паткерац'ойц' [Иллюстрированное топографическое исследование Ширака] . п. 67.
- ^ Сим, Стивен. «Собор Ани» . ВиртуальныйАНИ. Архивировано из оригинала 20 января 2007 года . Проверено 23 января 2007 г.
- ^ Куреас, Николас; Эдбери, Питер; Уолш, Майкл Дж. К. (2012). Средневековая и ренессансная Фамагуста: исследования по архитектуре, искусству и истории . Фарнем: Эшгейт. п. 139. ИСБН 978-1409435570 .
- ^ Сим, Стивен. «Церковь святого Григория Тиграна Оненца» . ВиртуальныйАНИ. Архивировано из оригинала 22 мая 2007 года . Проверено 23 января 2007 г.
- ^ Сим, Стивен. «Церковь Искупителя» . ВиртуальныйАНИ. Архивировано из оригинала 20 января 2007 года . Проверено 23 января 2007 г.
- ^ Сим, Стивен. «Церковь святого Григория Абугамирского» . ВиртуальныйАНИ. Архивировано из оригинала 24 мая 2007 года . Проверено 23 января 2007 г.
- ^ Сим, Стивен. «Церковь Святого Григория царя Гагика» . ВиртуальныйАНИ. Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 года . Проверено 23 января 2007 г.
- ^ Сим, Стивен. «Церковь Святых Апостолов» . ВиртуальныйАНИ. Архивировано из оригинала 16 февраля 2007 года . Проверено 23 января 2007 г.
- ^ Сим, Стивен. «ГРУЗИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ» . ВиртуальныйАНИ . Проверено 15 февраля 2012 г.
- ^ Сим, Стивен. «Мечеть Минучихра» . ВиртуальныйАНИ. Архивировано из оригинала 20 января 2007 года . Проверено 23 января 2007 г.
- ^ Сим, Стивен. «Цитадель Ани» . ВиртуальныйАНИ. Архивировано из оригинала 3 июня 2007 года . Проверено 23 января 2007 г.
- ^ Сим, Стивен. «Городские стены Ани» . ВиртуальныйАНИ. Архивировано из оригинала 17 июля 2007 года . Проверено 23 января 2007 г.
- ^ «Какие армянские имена наиболее распространены?» . Новости.am . 27 августа 2012 года . Проверено 10 августа 2013 г.
- ^ «Форумы / Библиотека армянских песен / Армения – Национальный центр образовательных технологий» . Ktak.am. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 15 августа 2013 г.
- ^ « Ани», стихотворение Ованеса Шираза . Ереван2012.орг. 16 февраля 2012. Архивировано из оригинала 20 июня 2017 года . Проверено 15 августа 2013 г.
- ^ «Ани» . Сайт Ара Геворгяна. Архивировано из оригинала 24 января 2017 года . Проверено 10 августа 2013 г.
- ^ «Ани» . Проверено 3 июля 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Общий
- Паносян, Размик (2006). Армяне: от царей и священников к купцам и комиссарам . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231139267 .
- Специфический
- Уотенпа, Эгнар Зейтлян (2014). «Сохранение средневекового города Ани: культурное наследие между конкуренцией и примирением» . Журнал Общества историков архитектуры . 73 (4): 528–555. дои : 10.1525/jsah.2014.73.4.528 . JSTOR 10.1525/jsah.2014.73.4.528 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- К востоку от Ани. крепости и неопубликованные церкви северной Армении (на французском языке), И. Оже, А. Т. Баладян и Ф. Данглс, предисловие Ж.-П. Маэ, Париж, AIBL, 2020, 364 стр., 270 изображений (онлайн-презентация о Академии надписей и изящной словесности сайт ).
- Броссе, Мари-Фелисите (1860–1861), Руины Ани, столицы Армении при царях Багратидов, XIX век. и и XI и S, История и описание, I ре Часть: Описание с атласом из 24 литографированных пластин и II. и Часть: История, с атласом 21 литографированной пластины (на французском языке), СПб: Императорская Академия наук .
- Коу, С. Питер (2001). Ани: Всемирное архитектурное наследие средневековой столицы Армении . Стерлинг, Вирджиния: Питерс.
- Акопян, Тадевос (1980–1982), Ании патмутюн, хнагуйн жаманакнериц минчев 1045 т. [ История Ани с древнейших времен до 1045 года ] (на армянском языке), Издательство ЕГУ.
- Акопян, Тадевос (1980–1982), Ании Патмутюн, 1045 т. Минчев анкумн у амаяцумэ [ История Ани с 1045 года до его краха и запустения ] (на армянском языке), Издательство ЕГУ.
- Кеворкян, Раймонд (2001). Ани – Столица Армении в 1000 году (на французском языке).
- Линч, HFB (1901). Армения, Путешествия и учеба . Лондон: Лонгманс.
- Марр, Николас Яковлевич (2001). Ани – Мечта об Армении (на французском языке). Париж: Издания Anagramme.
- Маранчи, Кристина (2001). Средневековая армянская архитектура: конструкции расы и нации . Левен: Питерс.
- Минорский, Владимир (1953). Исследования по истории Кавказа . Лондон: Иностранная пресса Тейлора.
- Паоло, Кунео (1984). Документы армянской архитектуры , Том 12: Ани . Милан: Ares Editions.
- Калантар, Ашхарбек (1994). Армения от каменного века до средневековья .
- Синклер, Томас Аллен (1987). Восточная Турция: Архитектурный и археологический обзор, Том 1 . Лондон: Пиндар Пресс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Ани, на Викискладе?
- Виртуальный тур на 360 градусов Армянский собор Ани – Виртуальный тур на 360 градусов Армянский собор Ани
- Виртуальный тур на 360 градусов Армянский собор Ани – Виртуальный тур на 360 градусов Армянский собор Ани
- Виртуальный Ани – имеет интерактивные карты, обширную историю и фотографии.
- Фотографии Ани
- Всемирный фонд памятников/Министерство культуры Турции, проект консервации собора Ани
- Всемирный фонд памятников/Министерство культуры Турции, проект консервации церкви Святого Спасителя/Искупителя
- 400+ фотографий Ани
- «Древний город-призрак Ани» . Атлантика . 24 января 2014г. – галерея из 27 фотографий Ани
- «Империя, которую забыл мир» . Би-би-си . 15 марта 2016 г.
- Подробная видеозапись с сайта июль 2019г.
- Фотографии Ани в Американском центре исследований