Шаддадиды
Шаддадиды | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
951–1199 | |||||||||||||
![]() Карта Шаддадидов ( , ), 11-12 вв. н.э. | |||||||||||||
Капитал | Двин , Янза , [1] Годы | ||||||||||||
Общие языки | Персидский (суд, поэзия) [2] | ||||||||||||
Религия | Суннитский ислам | ||||||||||||
Правительство | Эмират | ||||||||||||
Историческая эпоха | Средний возраст | ||||||||||||
• Учредил | 951 | ||||||||||||
• Мухаммад ибн Шаддад побеждает Двин | 951 | ||||||||||||
• Лашкари ибн Мухаммад обосновался в Гяндже. | 971 | ||||||||||||
• Манучихр ибн Шавур основал эмират Шаддади в Ани. | в. 1072 | ||||||||||||
• Упразднено | 1199 | ||||||||||||
|
Шаддадиды — династия мусульман-суннитов происхождения курдского . [а] [4] [3] правивший в различных частях Армении и Аррана с 951 по 1199 год нашей эры. Они были установлены в Двине . За время своего длительного пребывания в Армении они часто вступали в брак с Багратуни . царской семьей Армении [б] [с]
Они начали править в городе Двин, а со временем стали управлять и другими крупными городами, такими как Барда и Гянджа . Кадетской линии Шаддадидов были переданы города Ани и Тбилиси. [6] в награду за службу сельджукам , которых они стали вассалами . [7] [8] С 1047 по 1057 год Шаддадиды вели несколько войн против византийской армии. Территория между реками Кура и Арас находилась под властью династии Шаддадидов.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Шаддадиды имели курдское происхождение и происходили из племени Хадхабани . [9] Историк Эндрю Пикок отмечает, что Шаддадиды «стремились к более выдающемуся происхождению, чем курдские соплеменники». [10] Некоторые члены семьи Шаддадидов, такие как Манучихр, Ануширван, Гударз и Ардашир, были названы в честь сасанидских шаханшахов доисламского Ирана (224–651 гг. Н.э.), и династия заявляла о своем происхождении от сасанидов . также [10] Идея заявлять о связях с доисламским иранским прошлым, поскольку они «стремились узаконить себя в качестве наследников доисламских иранских традиций», была чертой, которую Шаддадиды разделяли со многими другими современными династиями. [10] Помимо иранского влияния, среди правящего дома Шаддадидов существовало сильное армянское влияние, о чем свидетельствуют члены семьи, носившие армянские имена, такие как Ашот. [10]
Шаддадиды Двина и Гянджи
[ редактировать ]

В 951 году Мухаммад обосновался в Двине . Не сумев удержать Двин от вторжения Мусафиридов , он бежал в Армянское царство Васпуракан . Его сын, Лашкари I , положил конец влиянию Мусафиридов в Арране , взяв Гянджу в 971 году. Позже он расширился до Закавказья до Шамкира на севере и до Барды (современный Азербайджан). Правление его брата Марзубана также продолжалось всего несколько лет.
Третий сын Мухаммеда, Фадл I , расширил свою территорию во время своего длительного правления. Он отобрал Двин у армянских Багратидов в 1022 году, и его походы против них увенчались переменным успехом. Он также совершил набег на хазар в 1030 году, удерживая при этом часть Аррана (современный Азербайджан). [12] Позже в том же году, возвращаясь из успешной кампании в Грузии , его армия столкнулась с грузинскими и армянскими войсками и потерпела решительное поражение. После поражения Фадла I весь регион погрузился в хаос: Византийская империя оказывала давление на армянских князей, а турки-сельджуки получили влияние на Арран после возобновившегося нападения сельджуков на Двин.
Абуль-Фатх Муса сменил Фадла I в 1031 году и правил до его убийства своим сыном и преемником Лашкари II в 1034 году. Поэт Катран Тебризи восхвалял Лашкари II за его победу над армянскими и грузинскими князьями во время его пребывания в Гяндже. описывает Лашкари II правил Арраном пятнадцать лет, период правления, который османский историк Мюнеджим Баши как беспокойное правление. [13] Когда он умер в 1049 году, его преемником стал Ануширван , но он был еще несовершеннолетним, и реальная власть принадлежала камергеру ( хаджибу ) Абу Мансуру, исполнявшему обязанности регента . [14]
Новому режиму быстро противостояла большая фракция населения. Мюнеджим Баши, резюмируя ныне утерянную местную летопись, сообщает, что это произошло потому, что Абу Мансур немедленно согласился сдать несколько приграничных крепостей кахетинцам , грузинам и византийцам , чтобы «обуздать их жадность к Аррану». [15] [3] Это решение спровоцировало ведущих людей на восстание под предводительством аль-Хайсама , начальника кожевников в Шамкоре . По мнению Владимира Минорского , это движение представляло собой восстание городской знати против высшей бюрократической касты. Абу Мансур, тогда проживавший в Шамкоре, попытался арестовать аль-Хайсама, но аль-Хайсам и его гилманы (слуги) «обнажили свои кинжалы» и выступили за двоюродного дедушку Ануширвана Абу'л-Асвара Шавура , правителя Двина . [16]
Абу'л-Асвар занял Шамкор, уладил там неспокойную ситуацию и поселился в своей столице Гяндже. Он арестовал Ануширвана, правление которого внезапно закончилось через два месяца, а также Абу Мансура и его родственников. [17] Длительное правление Абу'л-Асвара ( ок. 1049–1067) оказалось зенитом Шаддадидов. [3] [18] Он был последним независимым правящим эмиром Шаддадидов, когда Тугрил I прибыл в Гянджу и потребовал своего вассалитета.

В июле 1068 года сын Абуль-Асвара Шавура Фадл II вторгся в Грузию с 33 000 человек и опустошил ее сельскую местность. Баграт IV из Грузии разгромил его и заставил войска Шаддадидов бежать. По дороге через Кахетию Фадл попал в плен к местному правителю Агсартану . Ценой уступки нескольких крепостей на реке Иори Баграт выкупил Фадла и получил от него сдачу Тбилиси , где восстановил в должности местного эмира на условиях вассальной зависимости. [20]
Во время пленения Аль-Фадла II его старший брат Ашот правил Арраном в течение восьми месяцев (август 1068 — апрель 1069), даже чеканил монеты от своего имени и имени своего сюзерена, сельджукского султана Алп-Арслана . [21] [3] В 1075 году Алп-Арслан аннексировал последнюю территорию Шаддадидов. Кадетская ветвь Шаддадидов продолжала править в Ани и Тбилиси. [6] в качестве вассалов Империи Сельджуков до 1175 года, когда Малик-шах I сверг Фадла III . [22] [23]
В 1085 году Фадл III поднял восстание и овладел Гянджой. [24] Малик-Шах начал кампанию в 1086 году и снова отстранил Фадла от власти. [24] Побочная линия Шаддадидов, через Манучихра , продолжала править в Ани . [24]
Историк Эндрю Пикок отмечает, что Шаддадиды «стремились к более выдающемуся происхождению, чем курдские соплеменники». [3] Некоторые члены семьи Шаддадидов, такие как Манучихр, Ануширван, Гударз и Ардашир, были названы в честь сасанидских шаханшахов доисламского Ирана (224–651 гг. Н.э.), и династия также заявляла о своем происхождении от сасанидов. [д] [25] [3] Идея заявлять о связях с доисламским иранским прошлым, поскольку они «стремились узаконить себя в качестве наследников доисламских иранских традиций», была чертой, которую Шаддадиды разделяли со многими другими современными династиями. [3] Помимо иранского влияния, среди правящего дома Шаддадидов существовало сильное армянское влияние, о чем свидетельствуют члены семьи, носившие армянские имена, такие как Ашот. [3]
Шаддадиды Ани
[ редактировать ]

В 1072 году сельджуки продали Ани шаддадидскому эмиру Манучихру . Манучихр отремонтировал и расширил стены Ани. Шаддадиды в целом проводили примирительную политику по отношению к преимущественно армянскому и христианскому населению города и фактически женились на нескольких представителях багратидской знати .
Сын и преемник Манучихра, Абу'л-Асвар, был обвинен современным армянским историком Варданом Аревельци в преследовании христиан и попытке продать Ани эмиру Карса . Его правление было прекращено возродившимся царем Грузии Давидом IV , которого Ани сдал без боя в 1124 году. Абу'л-Асвар Шавур закончил свои дни в плену у грузин, а Ани был передан Давидом IV своему генералу Абулети. . Сын Абуль-Асвара Шавура Фадл IV сможет возобновить правление Шаддадидов в Ани в 1125 году. [3]
В 1130 году Грузия подверглась нападению султана Ахлата Шах -Армена Сёкмена II ( ок. 1128-1183). Эта война началась с перехода Ани в руки грузин; Деметрию I пришлось пойти на компромисс и отдать Ани Фадлу IV на условиях вассальной зависимости и неприкосновенности христианских церквей. Фадл распространил свое правление на Двин и Гянджу , но не сумел удержать эти города. Он был убит своими придворными после падения Двина под властью турецкого эмира Курти ок. 1030. Его братья, Махмуд и Хущикр, правили недолго, сменяя друг друга, пока эмиратом не захватил племянник Фадла, Факр ад-Дин Шаддад . [3]
В 1139 году Деметрий совершил набег на город Гянджу в Арране. он привез Железные ворота побежденного города в Грузию и подарил Гелатскому монастырю в Кутаиси . Несмотря на эту блестящую победу, Деметрий смог удержать Гянджу лишь несколько лет. [28] [29] В ответ на это султан Эльдигузидов несколько раз нападал на Гянджу, и в 1143 году город вновь перешел под власть султана, который назначил управлять им своего эмира.
Факр ад-Дин Шаддад попросил Салтука II руки дочери , однако Салтук отказал ему. Это вызвало у Шаддада глубокую ненависть к Салтуку. В 1154 году он спланировал заговор и заключил тайный союз с Деметрием I. Пока грузинская армия ждала в засаде, он предложил дань Салтукидам , правителю Эрзерума , и попросил последнего принять его в качестве вассала. В 1153-1154 годах эмир Салтук II двинулся на Ани, но Шаддад сообщил об этом своему сюзерену, царю Грузии. Деметрий двинулся на Ани, разгромил и пленил эмира. По просьбе соседних мусульманских правителей он был освобожден за выкуп в 100 000 динаров , уплаченный зятьями Салтука, и Салтук поклялся не воевать с грузинами и вернулся домой. [30]

В 1156 году христианское население Ани восстало против эмира Факра ад-Дина Шаддада и передало город его брату Фадлу V. Но и Фадл, по-видимому, не смог удовлетворить жителей Ани, и на этот раз город был предложен грузинскому Георгию III , который воспользовался этим предложением и подчинил себе Ани, назначив генерала Иване Орбели в 1161 году ее правителем своего . коалиция мусульманских правителей во главе с Шамс ад-Дином Эльдигузом , правителем Адарбадагана и некоторых других областей, в начале 1163 года предприняла поход против Грузии. К нему присоединились шах-Армен Сёкмен II, Ак-Сункур, правитель Мараги , и другие. С 50-тысячной армией они двинулись на Грузию. Грузинская армия потерпела поражение. У Джорджа не было другого выбора, кроме как заключить мир.
Эльдигуз , возродившийся атабек Азербайджана, передал город Шаханшаху на условиях вассальной зависимости. Шаддадиды правили городом около 10 лет, но в 1174 году король Георг взял шаханшаха в плен и снова оккупировал Ани. Иване Орбели был назначен губернатором города. В 1175 году южные провинции Грузии снова были захвачены объединенным мусульманским войском. Это положило начало очередной долгой борьбе Ани. Летописи не позволяют воссоздать сколько-нибудь целостную картину этой борьбы, но можно предположить, что город и область часто переходили из рук в руки. Грузины четыре раза захватывали Ани; 1124, [31] 1161, [32] 1174 [33] и 1199. Первые три раза он был отбит Шаддадидами. В 1199 году грузинская царица Тамар захватила Ани и передала город армяно-грузинскому роду Мхаргрзели . [3] [34]
Правители Шаддадидов
[ редактировать ]История Азербайджана |
---|
![]() |
![]() |
![]() |
Эмиры в Двине и Гяндже
[ редактировать ]- Мухаммед (951–54)
- Лашкари I (971–78)
- Марзубан (978–85)
- Фадл I (985–1031)
- Абуль-Фатх Муса (1031–1034 гг.)
- Лашкари II (1034–1049 гг.)
- Ануширван (1049)
- Абу'л-Асвар Шавур I (1049–1067 гг.)
- Фадл II (1067–1073 гг.)
- Ashot (1068–69)
- Фадл III (1073–1075 гг.)
Эмиры в годах
[ редактировать ]- Манучихр (1072–1118)
- Абу'л-Асвар Шавур II (1118–1124 гг.)
- Фадль IV (1125–?)
- Махмуд (?–1131)
- Khushchikr (1131–?)
- Факр ад-Дин Шаддад (?–1155)
- Fadl V (1155–61)
- Шаханшах (1164–1174 гг.)
- Султан ибн Махмуд (? – ок. 1198/9)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Катран утверждает, что Шаддадиды имели сасанидское происхождение. [3]
- ^ " Однако, наряду с иранскими традициями, влияние армянских соседей и родственников Шаддадидов было сильным, отсюда появление среди членов династии типично армянских имен, таких как Ашот. Действительно, Катран даже подчеркивает армянское происхождение династии, называя Фажлуном " слава рода Багратидов» (Касрави, с. 261) . [3]
- ^ " После захвата Ани в следующем году этой старой столицей Багратидов правила мусульманская династия Шаддадиды. Хотя они были курдами по происхождению, они вступили в брак с армянами. Например, первый эмир Ани Манучихр был сыном армянская принцесса, а сам женился на армянке » . [5]
- ^ «Шаддадиды назвали своих детей в честь сасанидских шаханшахов и даже заявляли о своем происхождении от сасанидской линии».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Павлин 2005 , с. 210.
- ^ Лорнежад и Доостзаде, 2012 , стр. 152–153.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Павлин 2011г .
- ^ Кеннеди 2016 , с. 215.
- ^ Томсон 1996 , с. xxxvi.
- ^ Jump up to: а б Минорский 1949 , с. 29.
- ^ Босворт 1997 , с. 169.
- ^ Павлин 2005 , с. 216.
- ^ Бозарслан, Хамит; Гюнеш, Ченгиз; Ядирги, Вели, ред. (2021). Кембриджская история курдов. Издательство Кембриджского университета . п. 30. ISBN 978-1-108-47335-4 .
- ^ Jump up to: а б с д Павлин, Эндрю (2011). «ШАДДАДИДЫ » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, онлайн-издание. Фонд Энциклопедии Ираника.
- ^ «Медный сплав Фадла б. Мухаммада Шаддади, Джанза, xxx H. 0000.999.7486» . нумизматика.org . Американское нумизматическое общество.
- ^ Босворт и Бюхнер 1997 , с. 157.
- ^ Минорский 1953 , стр. 18, 46–49.
- ^ Минорский 1953 , с. 18.
- ^ Минорский 1953 , стр. 18, 2731 (примечание 11), 49.
- ^ Минорский 1953 , стр. 18–19, 49–50.
- ^ Минорский 1953 , с. 19.
- ^ Минорский 1953 , с. 64.
- ^ Истмонд, Энтони (доктор философии Оксфордского университета в области искусства средневековой Грузии на Кавказе). «Церковь Святых Апостолов» . Пересечение границ . Институт искусств Курто в Лондоне.
- ^ Минорский 1993 , с. 754.
- ^ Минорский 1953 , стр. 6, 24.
- ^ Блэр 1991 , с. 68.
- ^ Босворт 1997 , с. 170.
- ^ Jump up to: а б с Босворт 1968 , с. 95.
- ^ Вакка 2017 , с. 7.
- ^ Калас, Вероника (2008). «Грузинские аспекты средневековой архитектуры в Ани в тринадцатом веке: церковь Тиграна Оненца и мечеть Минучира». В Туманишвили, Д. (ред.). Грузинское искусство в контексте европейской и азиатской культур . Тбилиси: Центр искусств и культуры Грузии. стр. 211–216.
- ^ Аллишар (1881 г.). Ширак. Тегагрут'ивн паткерац'ойц' [Иллюстрированное топографическое исследование Ширака] .
- ^ Рэйфилд, Дональд (2013). Край империй: История Грузии . Книги реакции. п. 100. ИСБН 978-1-78023-070-2 .
- ^ Микаберидзе, Александр (2015). Исторический словарь Грузии (2-е изд.). Роуман и Литтлфилд. п. 259. ИСБН 978-1-4422-4146-6 .
- ^ Проф. Яшар Юдже-проф. Али Севим: История Турции, том I , AKDTYKTTK Publications, Стамбул, 1991, стр. 149–150.
- ^ Минорский 1953 , с. 84.
- ^ Минорский и Бойл 1978 , с. 216.
- ^ Минорский 1953 , с. 96.
- ^ Лордкипанидзе, Мариам (1987). Грузия в XI-XII веках . Тбилиси: Генатлеба. п. 150.
Источники
[ редактировать ]- Блэр, Шейла С. (1991). «Геодезист против эпиграфиста». Мукарнас . 8 . Брилл.
- Босворт, CE (1968). «Политическая и династическая история иранского мира». В Бойле, Дж. А. (ред.). Кембриджская история Ирана: Салджукский и монгольский период . Том. 5. Издательство Кембриджского университета.
- Босворт, CE; Бюхнер, В.Ф. (1997). «Шабанкара». В Босворте, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П.; Лекомт, Г. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. IX. Брилл.
- Босворт, CE (1997). «Шаддадиды». Энциклопедия ислама . Том. IX. Брилл.
- Кеннеди, Хью (2016). Пророк и эпоха халифатов . Рутледж. ISBN 978-1-317-37639-2 .
- Лорнежад, Сиаваш; Дустзаде, Али (2012). Аракелова, Виктория; Асатрян, Гарник (ред.). О современной политизации персидского поэта Незами Гянджеви (PDF) . Кавказский центр иранских исследований.
- Минорский, В. (1949). «Кавказ в истории майяфарикина» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 13 (1). Издательство Кембриджского университета: 27–35. дои : 10.1017/S0041977X00081830 . S2CID 162745151 .
- Минорский, Владимир (1953). Исследования по истории Кавказа . Нью-Йорк: Иностранная пресса Тейлора. ISBN 0-521-05735-3 .
- Минорский, Владимир; Бойл, Джон Эндрю (1978). Тюрки, Иран и Кавказ в средние века . Отпечатки Вариорума.
- Минорский, В. (1993). «Тифлис». В Хоутсме, М.Т.; ван Донзель, Э. (ред.). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . Брилл. ISBN 90-04-08265-4 .
- Пикок, Эндрю CS (2005). «Кочевое общество и походы сельджуков на Кавказ». Иран и Кавказ . 9 (2): 205–230. дои : 10.1163/157338405774829331 . 210
- Павлин, Эндрю (2011). «ШАДДАДИДЫ » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, онлайн- издание Фонд Энциклопедии Ираника.
- Томсон, Роберт В. (1996). Переписывание истории Кавказа: Средневековая армянская адаптация грузинских хроник: оригинальные грузинские тексты и армянская адаптация . Кларендон Пресс.
- Вакка, Элисон (2017). Немусульманские провинции в эпоху раннего ислама: исламское правление и иранская легитимность в Армении и Кавказской Албании . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-18851-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чеканка Шаддадидов на forumancientcoins.com