Раннее средневековье в Азербайджане
В истории Азербайджана раннее средневековье продолжалось с III по XI век. Этот период на территориях нынешней Азербайджанской Республики начался с включения этих территорий в состав Сасанидской Персидской империи в III веке нашей эры. Феодализм сформировался в Азербайджане в раннем средневековье. Территории Кавказской Албании стали ареной войн между Византийской империей и империей Сасанидов . После того, как империя Сасанидов была разрушена Арабским халифатом , Албания также ослабла и была свергнута в 705 году нашей эры халифатом Аббасидов под именем Аррана . По мере ослабления контроля Арабского халифата над Кавказским регионом на территории Азербайджана стали возникать независимые государства. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Сасанидское завоевание
[ редактировать ]История
[ редактировать ]В 252-253 гг. Кавказская Албания была завоевана и присоединена к Империи Сасанидов. Оно стало вассальным государством , но сохранило свою монархию ; однако албанский король не имел реальной власти, и большая часть гражданской, религиозной и военной власти принадлежала сасанидскому марзбану (военному губернатору). После победы Сасанидов над римлянами в 260 году нашей эры эта победа и аннексия Албании были описаны в трехъязычной надписи Шапура I в Кабе-йе Зартошт в Накш-э Ростаме . [ 7 ] [ 3 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Родственник сасанидского царя Шапура II (309–379), Урнайр пришел к власти в Албании (343–371) и проводил частично независимую внешнюю политику. Урнайр был в союзе с Шапуром II и, согласно Аммиану Марцеллину , предоставил военные силы (особенно кавалерию ) армиям Шапура II в их нападениях на римлян , особенно при осаде Амиды (359 г.). Это закончилось победой сасанидской армии и в результате были возвращены Арцах , Марлар (ныне Нахичевань ), Каспиана и другие районы Албании. Он также отметил, что определяющую роль в осаде Амиды сыграла албанская конница, как и хиониты (ксиониты). После этой победы Шапур II начал притеснять христиан в Албании. [ 7 ] [ 9 ] [ 8 ] [ 14 ]
«Рядом с ним [Шапуром II] слева шел Грумбат , царь хионитов, человек, правда, умеренной силы и со сморщенными конечностями, но определенного величия ума и отличавшийся славой многих побед. Справа был король Альбани, равного ранга и высокого почета». [ 15 ]
битва при Дзираве (также известная как битва при Багаване В 371 году произошла ) между римскими и сасанидскими армиями. Албания также была союзником Сасанидов в этой битве. Битва завершилась победой римской армии. Урнайр был ранен, и в этом сражении Албания лишилась таких провинций, как Ути , Шакашена ( Сакасене ), Кольт (западная пограничная провинция Албании) и долина Гирдиман . Албания вернула себе утраченные провинции по договору, подписанному между Римом и Сасанидами в 387 году. [ 6 ] [ 5 ] [ 16 ] В 450 году сасанидская армия потерпела поражение от христианских повстанцев против персидского зороастризма царя Йездигерда II в битве у города Халхал (нынешний Газахский регион) и Албания была освобождена от персидских гарнизонов. После смерти Йездигерда II в Иране началась острая борьба за престол между сыновьями Йездигерда Ормуздом и Перозом . Возвращение Ваче II в христианство привело к войне между Персией и Кавказской Албанией, и Ваче II заявил о своей непокорности новому сасанидскому шахеншаху Перозу I. После этого недоверия Пероз поднял хайландур ( Онокур ) гуннов на борьбу с албанским монархом. Они оккупировали Албанию в 462 году. Эта битва закончилась отречением Ваче II в 463 году. Албанский историк Моисей Каланкатлы писал, что Албания тогда оставалась без правителя в течение 30 лет. Северная часть Азербайджана стала марзбанством Сасанидской империи.
По словам Каланкатли, почти 30 лет спустя монархия местных правителей была восстановлена в Албании племянником Ваче - Вачаганом III (487-510). Вачаган Барепаш (Благочестивый) был возведен на престол сасанидским шахом Балашем (Валаршем) (484-488). Вачаган III восстановил уступки албанских царей, снизил налоги и предоставил свободы христианам. [ 17 ]
Самостоятельные государственные учреждения были ликвидированы на Южном Кавказе Сасанидами в 510 г. Начался длительный период (510-629 гг.) господства сасанидских генерал-губернаторов в Албании. [ 5 ] [ 6 ] В конце VI — начале VII веков территория Албании стала ареной войн между Сасанидской Персией, Византией и Хазарским ханством , причем два последних очень часто выступали союзниками против Сасанидской Персии. В 628 году, во время Третьей персо-тюркской войны , хазары вторглись в Албанию, и их предводитель Зибель объявил себя господином Албании, взимая налог с купцов и рыбаков рек Куры и Аракса «в соответствии с межеванием Царство Персии». [ 5 ]
) . В начале VII века в Албанию пришла династия Михранидов (630–705 Эта династия произошла из провинции Гирдиман (ныне Шамкир - Газахский район Азербайджана ) Албании . Партав (ныне Барда ) был центром этой династии. По мнению Каланкатли, инициатором династии Мехранидов был Мехран (570-590), а представителем - Вараз Григор (628-642), принявший титул «Князь Албании». [ 5 ]
Партав ( Берде ) — столица Албании во времена правления сына Вараза Григора Джаваншира (642—681). Джаваншир присягнул сасанидскому шаху Йездигерду III (632-651) в первый период его правления. Он был главой албанской армии в качестве спарапета и союзником Йездигерда III в 636–642 годах. Несмотря на победу арабов в битве при Кадисии в 637 году, Джаваншир сражался на стороне Сасанидов. После падения империи Сасанидов в Арабским халифатом 651 году Джаваншир изменил свою политику и в 654 году перешел на сторону византийского императора . Константин II взял Джаваншир под свою защиту. Джаваншир стал правителем Албании благодаря защите Византии. В 662 году Джаваншир разгромил хазар у реки Куры . Три года спустя, в 665 году, хазары снова напали на Албанию с большей силой и победили. Согласно договору, подписанному между Джаванширом и главой хазар, албанцы согласились платить дань каждый год. Взамен хазары вернули всех пленников и награбленный скот. Албанский правитель установил дипломатические отношения с Халифат , чтобы защитить свою страну от вторжения через Каспийское море. С этой целью он отправился в Дамаск и встретился с халифом Муавией (667, 670). В результате халифат не тронул автономию Албании, а по требованию Джаваншира налоги Албании были снижены на треть. Джаваншир был убит в 681 году византийскими феодалами. После его смерти хазары снова напали и разграбили Албанию. Арабские войска вошли в Албанию в 705 году, увезли последнего наследника Джаваншира в Дамаск и предали его смерти. Так закончилось правление династии Миграни в Албании. Внутренняя независимость Албании была отменена. Албанией стал управлять преемник халифа. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
Религия
[ редактировать ]Согласно местному преданию, христианство проникло в Кавказскую Албанию в I веке через святителя Елисея Албанского , ученика святого Фаддея Эдесского . Первая христианская церковь на Южном Кавказе была основана в Кавказской Албании святым Елисеем в селе Киш Утинского района ныне Шекинского района на северо-западе Азербайджана. [ 22 ] [ 23 ] Кавказские албанцы считали эту церковь «материнской церковью», основой узаконенного христианства в королевстве. В начале IV века монофизитская Албанская церковь стала государственным учреждением как апостольская церковь . В правление царя Урнайра , крещенного святым Григорием , Кавказская Албания официально приняла христианство и оно постепенно распространилось. Моисей Кланкатлу писал, что «строгий приказ Шахеншаха обязал нас прекратить поклонение нашей религии и принять языческую религию магов». [ 24 ] [ 5 ] [ 25 ] [ 9 ] [ нужны разъяснения ]
В середине V века, при Ваче II (440–463), племяннике Йездигерда II, Кавказская Албания отреклась от христианства и приняла зороастризм под персидским влиянием. Христианские церкви были превращены в храмы, а христианство подвергалось жестоким гонениям. [ 26 ] [ 7 ] [ 22 ] После смерти Йездагерда II в 457 году Ваче II отрекся от зороастризма и вернулся в христианство. Распространив христианство на Албанию, его целью было избавиться от правления Сасанидов. [ 27 ] [ 5 ] [ нужны разъяснения ] В 498 году при монархии Вачагана III в поселении под названием Алуэн (Агуэн) (ныне Агдамский район Азербайджана) был созван Албанский церковный собор для принятия законов, еще более укрепляющих позиции христианства в Албании. Совет представил мне кодекс из двадцати одного параграфа , формализующий и регулирующий структуру, функции, отношения с государством и правовой статус Церкви. Вачаган III принимал активное участие в христианизации кавказских албанцев и назначении духовенства в монастыри по всему своему королевству. [ 5 ]
Социально-экономическая и культурная жизнь
[ редактировать ]были распространены два вида землевладения В период Сасанидов в Албании : наследственное землевладение, дастгерд , и условное землевладение, хостак . Дастгерд возник с развалом общинного землевладения и был распределен государством среди правящего класса. Хостак был отдан вассалам феодалов. В Албании также часто существовало общинное владение землей. Здесь издавна существовали свободные крестьяне с общинной землей. Общинные крестьяне платили налоги в казну правителя и выполняли определенные повинности. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
В V и VI веках в Албании сформировался класс феодалов: этот класс описывался множеством разных терминов, главным образом азатом и нахараром , а также крестьянами ( шинакан ). Нахарары не облагались налогом. Их основной задачей была военная служба правителю, и поначалу они управляли целыми провинциями или округами. Во время правления Хосрова I (512–514 гг.) в Азербайджане налогом облагались все мужчины в возрасте 20–50 лет, за исключением священников, писцов, аристократии и офицеров. [ 31 ]
В раннем средневековье в Азербайджане было много оборонительных крепостей и заграждений. Ширванская стена была построена вдоль реки Гилгиль , в 23 километрах к северу от стены Бешбармага . Стена Бешбармага начиналась на берегу Каспийского моря и доходила до Бабадага и Гильгильчая . Чираггала располагалась на вершине горы в Губинском лесу. Еще одно препятствие было построено на северном берегу реки Сомюр. Такие крепости, как Торпаггала на берегу реки Алазань , Говургала ( Агдамский район), Джаваншир гала ( Исмаиллинский район) и Чарабкерт гала (Агдеринский район) были построены во время правления Сасанидов. [ 6 ]
Арабское завоевание
[ редактировать ]История
[ редактировать ]Аль-Валид послал группу своих людей на север через реку Арас под командованием Салмана ибн Рабии и в Накджаван ( Нахчеван ) под командованием Хабиба б. Маслама . В итоге Хабиб заключил договор, предусматривающий взимание дани, налогов джезьи и хараджа с населения Накджавана, в то время как армия Салмана двинулась на Арран и захватила Бейлаган . Затем арабы напали на Барду и столкнулись с сопротивлением местного населения. Через некоторое время населению Барды пришлось заключить договор с арабами. Салман продолжил свой поход на левый берег реки Куры и заключил договоры с правителями Габалы , Шеки , Шакашена и Ширвана . [ 7 ] [ 25 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] В 652 году Баб аль-Абваб ( Дербанд ) был завоеван арабами. После Дарбанда Салман продолжил свой поход через Казарский каганат , но проиграл битву и был убит. Халифат вновь направил на Кавказ армию под предводительством Хабиба б. Маслама в 655 году. [ 35 ]
В период арабских нашествий на Кавказ Кавказская Албания отдавалась арабам лишь как вассалы. [ 5 ]

Хазарско-арабские войны
[ редактировать ]Из-за начала Первой мусульманской гражданской войны и приоритетов на других фронтах арабы воздерживались от нового нападения на хазар до начала 8 века. Хазары, со своей стороны, предприняли лишь несколько набегов на закавказские княжества, слабо находившиеся под мусульманским владычеством: во время набега на Албанию в 661/662 г. они потерпели поражение от местного князя, но в 683 или 685 г. гражданская война в мусульманском мире), масштабный набег на Закавказье оказался более успешным, захватив большую добычу и множество пленных. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]
В 722–723 годах хазары напали на территории Южного Кавказа, находившиеся под властью арабов, и арабская армия во главе с аль-Джаррахом аль-Хаками быстро успешно оттеснила хазар через Кавказ и пробилась на север вдоль западного побережья Каспийское море, вернув Дербент и наступив на хазарскую столицу Баланджар , захватив столицу Хазарского ханства и взяв пленных вокруг Габалы . Затем аль-Джарра вернулся в Шеки с добычей и множеством пленных и разместил там свою армию. [ 39 ] [ 36 ] [ 35 ]
В начале 730-х годов арабы и хазары воевали за Дербент. В результате в 732 году город перешёл под арабский контроль Масламы ибн Абд аль-Малика . Арабы снова разбили хазар в 737 году, и арабские войска под командованием Марвана ибн Мухаммеда двинулись в центральные части Хазарского каганата, пройдя через « Ворота аланов ». Марван вернулся на юг Кавказа после захвата хазарского кагана. Таким образом, попытки хазар контролировать Южный Кавказ не увенчались успехом. [ 35 ]
Восстания против Халифата
[ редактировать ]Причины
[ редактировать ]Внутренние конфликты внутри Омейядов , а также усиление недовольства среди подконтрольного им народа привели к социально-политическому кризису в Халифате. Вступление Аббасидов на престол в середине VIII века не облегчило ни положения, ни жизни населения Аррана . Начиная с периода Аббасидов, лишь небольшая часть налогов выплачивалась в натуральной форме (как натура, еда, собираемая вместо валюты), в отличие от Омейядов, которые собирали все налоги как натура. [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ]
Первые восстания
[ редактировать ]восстание против династии Омейядов произошло В 748 году в Бейлагане под предводительством Мусафира ибн Кесира по прозвищу «аль-кассаб». Вдохновителем этого восстания стал ад-Даххак ибн Кайс аль-Шебани , лидер хариджитов . Местные феодалы Иббан ибн Мансур и Хатиб ибн Садаль, стоявшие на стороне халифата и защищавшие собственные интересы, напали на Бейлаган. Восставшие жители Аррана захватили крепость Бейлаган и освободили всех пленников, кроме эмира. Вдохновленные этим успехом, повстанцы двинулись на Барду, разгромили арабский гарнизон и убили местного губернатора Асима ибн Язида. Карательная армия, посланная Омейядами, не смогла отразить это восстание. Со сменой власти в Халифате Аббасиды смогли уравновесить восстания против халифата. Жители Бейлагана были разгромлены, а лидеры восстания и Мусафир убиты. Местные жители Шамкира восстали против арабских переселенцев, поселившихся в городе в 752 году, но Аббасиды вскоре подавили и это восстание. [ 43 ]
Политика управления
[ редактировать ]При Рашидунах и ранних Омейядах административная система позднего Сасанидского периода в значительной степени сохранилась. Каждая четверть штата была разделена на провинции, провинции на округа, а округа на подрайоны. Тогда халифат создал эмиратскую систему для управления большими территориями. В период Аббасидов число эмиратов увеличилось. Эмираты делились на «махалы» и «мантаги». Человек, управлявший эмиратом, назывался эмиром и назначался халифом. Территории Азербайджана сначала были включены в четвертый эмират, затем в третий. [ 44 ]
Изначально в армии Халифата в качестве регулярных солдат были только мусульмане. В то время как другие территории были завоеваны Халифатом, местным жителям неарабского происхождения, принявшим ислам, было разрешено вступить в армию. В конечном итоге немусульманам, которых называли зимми , также разрешили вступить в армию и освободили от уплаты джизьи . десятки тысяч арабских семей из Басры , Куфы , Сирии и Аравии Кроме того, арабы переселили в Азербайджан , чтобы создать для себя более надежную социальную базу и арабизировать население. [ 45 ] [ 40 ] [ 46 ]
Налоги в период арабского завоевания на территориях Азербайджана делились на джизью , харадж , хумс . Джизья представляла собой финансовый сбор с постоянных немусульманских подданных ( зимми ), харадж - налог на сельскохозяйственные земли и урожай на них. Иногда зимми освобождали от джизьи, если он оказывал государству ценные услуги. Хумсу была отнята пятая часть движимого имущества и плодородных земель. Мусульманское население также платило закят — форму раздачи милостыни, которая рассматривается в исламе как религиозная обязанность или налог. Закят (налог на благотворительность) взимался с домашнего скота, продукции растениеводства и фруктов, золота и серебра, а также изделий кустарного промысла. Закят тратился на нужды духовенства, сирот и инвалидов. Апшеронские нефтяные источники и соленые озера. Облагались налогом также [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ]
Экономическая жизнь
[ редактировать ]Ранее медленно развивавшаяся рисовая промышленность начала быстро расти и стала играть более важную роль в экономической жизни Азербайджана. В девятом и десятом веках выращивание риса было широко распространено в Шабранском , Ширванском , Шекинском и Лянкяранском районах. выращивание льна и хлопка В то время в Азербайджане было распространено . Орошение Муганской , Мильской и других равнин создало особые условия для увеличения хлопководства. [ 5 ]
Развитие торговли создало условия для быстрого развития верблюдоводства . В средние века в Азербайджане использовались дромадеры и двугорбые верблюды. Верблюды были широко распространены и в горных районах Азербайджана, где преобладала полукочевая форма выпаса скота. [ 5 ]
Города
[ редактировать ]В девятом веке ткачество стало высокоразвитой отраслью в азербайджанских городах. Аль-Истахри и Худуд аль-Алам в десятом веке говорили, что не было города, равного Барде, который посадил бы много деревьев и производил много шелка. Среди других районов Аррана шелководство развито также в Шабране и Ширване . [ 6 ]
В то время Барда, известная как «Мать Аррана» и резиденция правителей халифата, была крупнейшим местом не только в Азербайджане, но и на всем Кавказе. Бардинский базар «Курки» был одним из самых популярных базаров на Ближнем Востоке. [ 33 ]
Гянджа была одним из крупнейших городов Азербайджана при Халифате. [ 53 ] [ 6 ] Местные ремесленники изготавливали одежду, ковры, деревянную утварь из халанджа (железного дерева) для внутреннего и внешнего рынков Нахчывана . [ 5 ] [ 6 ] Города Ширван и Шемахи славились своими шелковыми изделиями. Шелк и шелковая одежда вывозились в другие города Кавказа и Ближнего Востока. [ 54 ] [ 6 ]
Феодальные государства IX-XI вв.
[ редактировать ]В результате ослабления военно-политической мощи Арабского халифата и растущей тенденции к неповиновению центральной власти в IX—X вв. из состава Халифата вышли некоторые провинции. возникли такие феодальные государства, как Ширваншахи , Шаддадиды , Саллариды и Саджиды На территории Азербайджана . [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ]
Ширваншахи
[ редактировать ]С 861 по 1538 годы исламская династия Ширваншахов правила Ширваном , а затем и берегами Каспийского моря от Дербента до реки Куры . [ 55 ] [ 59 ] По мнению Ибн Хордадбеха , титул «Ширваншах» относился к местным правителям Сервана ( Ширвана ), получившим свои титулы от первого сасанидского императора Ардашира I. [ 60 ]
С конца восьмого века Ширван находился под властью арабской семьи Язида ибн Мазиада аль-Шайбани назначил губернатором региона (ум. 801), которого аббасидский халиф Харун ар-Рашид . [ 55 ] [ 58 ] Его потомки, езиды , правили Ширваном как независимые князья до 14 века. [ 55 ] По происхождению Езидиды были арабами из племени Шайбан , высокопоставленными генералами и наместниками армии Аббасидов. [ 58 ] В смуте вокруг Аббасидского халифата после смерти халифа Аль-Мутаваккиля в 861 году внук Язида ибн Мазиада аль-Шайбани , Хайсам ибн Халид , объявил себя независимым и принял древний титул Ширваншаха. Династия непрерывно управляла территорией Ширвана либо как независимое государство, либо как вассальное государство до времен Сефевидов . [ 60 ]
Владимир Минорский в своей книге «История Шарвана и Дербанда в X–XI веках» выделяет четыре династии Ширваншахов:
- Ширваншахи — Сасаниды назначили их для охраны северной границы;
- Мазиадиды ,
- Касраниды
- Дербентские Ширваншахи или Дербентская династия. [ 58 ] [ 61 ]
По данным аль-Масуди , в 917 году русские купцы напали на Ширван и прикаспийские провинции со стороны реки Дон с 500 кораблями. Ширванский правитель Али ибн Хайсам не имел флота, поэтому русские купцы разграбили эту территорию, и он был свергнут. [ 57 ] [ 62 ] Согласно анонимному труду « Худуд аль-Алам» , Ширваншахи объединили мирян в 917 году. Затем Ширваншах Абу Тахир Язид (917-948) в 918 году восстановил Шамаху (Езидийю) и перенес столицу в этот город. [ 57 ] [ 62 ]
Во время правления Ахмада ибн Мухаммада государство Ширваншахов какое-то время зависело от династии Салларидов и снова стало независимым после краха Салларидов.
После смерти Ахмада десять лет правил его сын Мухаммед (981-991). Сначала Мухаммед смог включить в состав своего государства город Габала . В 983 году он перестроил стены замка Шабран , затем захватил Барду и назначил ее правителем Мусу. Хорасан , Табасаран , Шеки и также были присоединены Ширваншахами. [ 57 ]
В конце десятого и начале одиннадцатого века они начали войну с Дербентом, и это соперничество длилось веками. В 1030-х годах им пришлось отражать набеги русов и аланов . [ 63 ] Последним правителем Мазьядидов был Язид ибн Ахмад . С 1027 по 1382 годы Касраниды стали править Ширваншахами. В 1032 и 1033 годах аланы напали на Шемаху , но были разбиты войсками Ширваншахов. [ 57 ] Династия Касранидов управляла государством самостоятельно до 1066 года, когда сельджукские пришли в Азербайджан племена и ширваншах Фарибурз I принял зависимость от них, сохранив внутреннюю независимость. [ 59 ] [ 60 ] [ 58 ]
Однако в 1080-х годах Фарибурз, воспользовавшись ослаблением своих соседей, также подвергшихся вторжению сельджуков, распространил свою власть на Арран и назначил наместника в Гяндже . [ 63 ]
Династия Саджидов
[ редактировать ]Династия Саджидов была исламской династией, правившей с 889–890 по 929 год. Саджиды правили Азербайджаном сначала из Мараги и Барды, а затем из Ардебиля . [ 64 ]
Мухаммад ибн Абил-СаджДивдад , сын Дивдада, первого саджидского правителя Азербайджана, был назначен его правителем в 889 или 890 году. Отец Мухаммеда Абуль-СаджДевдад сражался под командованием ушрусананского принца Афшин-Хайдара во время последней кампании последнего против мятежник Бабак Хоррамдин в Азербайджане, позднее служил халифам. За оказанные государству услуги Саджидам была пожалована одна из крупнейших и богатейших провинций Халифата – Азербайджан. [ 65 ] К концу девятого века, когда центральная власть Аббасидского халифата ослабла, он образовал практически независимое государство. В конце девятого века (898-900 гг.) были отчеканены монеты имени Мухаммада ибн Абу Саджа. Ему удалось включить большую часть Южного Кавказа в состав государства Саджидов. Первой столицей Саджидов была Марага, хотя обычно они проживали в Барде. [ 66 ] [ 67 ] [ 64 ]
Юсуф ибн Абил-Садж пришел к власти в 901 году, разрушил стены Мараги и перенес столицу в Ардебиль . Восточные границы династии Саджидов простирались до берегов Каспийского моря, а западные — до городов Ани и Дабиль ( Двин ). Отношения Юсуфа ибн Абил-Саджа с халифом не были хорошими. В 908 году против Юсуфа была послана армия халифата, но аль-Муктафи умер, и его преемник аль-Муктадир послал большую армию против Юсуфа ибн Абил-Саджа и заставил его платить 120 тысяч динаров дани в год. Юсуф ибн Абил-Садж заключил мир с Саджидом. Ключевую роль в установлении мира сыграл Абуль-Хасан Али ибн аль-Фурат , визирь аль-Муктадира, а впоследствии Юсуф ибн Абил-Садж считал его своим покровителем в Багдаде и часто упоминал его на своих монетах. Мир позволил халифу в 909 году передать Юсуфу ибн Абил-Сажу пост губернатора в Азербайджане. [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ]
После увольнения (в 912 г.) своего покровителя в Багдаде визиря ибн аль-Фурата Юсуф ибн Абил-Садж прекратил вносить ежегодные налоговые платежи в казну халифата. [ 71 ] [ 72 ] По мнению азербайджанского историка Аббасгулу ага Бакиханова , с 908–909 по 919 годы Саджиды поставили Ширваншахов Мазьядидов в зависимость от себя . Так, в начале Х века в состав государства Саджидов входили территории от Зенджана на юге до Дербента на севере, Каспийского моря на востоке и городов Ани и Дабиль на западе, охватывая большую часть земель современного Азербайджан . [ 71 ]
Во время правления Юсуфа ибн Абу Саджа русские купцы нападали на территорию Саджидов с севера от Волги в 913–914 гг. Юсуф ибн Абу Садж отремонтировал Дербентскую стену для укрепления северных границ государства. Он также восстановил обрушившуюся часть стены у моря. [ 73 ]
В 914 году Юсуф ибн Абу-Садж организовал поход на Грузию и выбрал Тбилиси центром своих военных действий. Сначала он занял Кахетию и захватил крепости Уджарма и Бочорма , затем вернулся после захвата нескольких территорий. [ 72 ] [ 74 ]
После смерти Юсуфа ибн Абу Саджа, последнего правителя династии Саджидов, Дейсам ибн Ибрагим потерпел поражение от правителя Дайлама ( Гилана ) Марзбана ибн Мухаммада , положившего конец династии Саджидов и основавшего в 941 году династию Салларидов со столицей в Ардебиль. [ 74 ] [ 72 ]
Династия Салларидов
[ редактировать ]Саллариды были исламской династией, которая правила территорией Азербайджана, а также Иранского Азербайджана с 941 по 979 год. [ 75 ] [ 72 ] Марзубан ибн Мухаммад положил конец существованию династии Саджидов и в 941 году основал династию Салларидов . Он был сыном основателя династии Мусафиридов Мухаммада ибн Мусафира , правившего в Дайламе. В 941 году Марзубан вместе со своим братом Вахсуданом свергли своего отца. В том же году Марзубан отправился завоевывать Азербайджан. Он захватил Ардебиль и Тебриз , затем распространил свою власть на Барду, Дербент, а также на северо-западные районы Азербайджана. Ширваншахи согласились стать вассалами Марзубана и платить дань. [ 76 ] [ 72 ]
В 943–944 годах русские организовали еще один поход на Каспий, гораздо более жестокий, чем поход 913/14 года. В результате этого похода, повлиявшего на экономическую ситуацию в регионе, Барда потеряла свои позиции крупного города и эта позиция отошла к Гяндже . [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ] Армия Салларидов несколько раз терпела поражение. Русы захватили Барду, столицу Аррана. Русы позволили местному населению сохранить свою религию в обмен на признание их господства; не исключено, что русы намеревались поселиться на постоянной основе. По словам ибн Мискавайха , местные жители нарушили мир, забрасывая камнями и другими оскорблениями русов, которые затем потребовали от жителей покинуть город. Этот ультиматум был отклонен, и русы убили людей и удерживали многих других с целью выкупа. Резня была ненадолго прервана для переговоров, которые вскоре сорвались. Русы оставались в Барде несколько месяцев, используя ее как базу для грабежа прилегающих территорий, и накопили значительную добычу. [ 72 ]

Город спасла лишь вспышка дизентерии среди русов. Затем Марзубан осадил Барду, но получил известие, что хамданидский эмир Мосула Марзубан оставил небольшой отряд, чтобы держать русов под контролем, и в зимней кампании (945–946 гг.) разгромил аль-Хусейна. Тем временем русы решили уйти, забрав всю возможную добычу и пленных. [ 72 ] потерпел поражение от Хамадана и правителя Исфахана В 948 году Марзубан Рукна ад-Давлы и был взят в плен в замке Самирам. После этого территория Салларидов стала местом беспощадной борьбы за власть между братом Марзубана Вахсуданом , его сыновьями и Дейсамом Саджидом. Эта кратковременная слабость центрального правительства позволила Равадидам и Шаддадидам взять под свой контроль территории к северо-востоку от Тебриза и Двина соответственно. [ 72 ]
После смерти Марзубана халиф назначил правителем Двина (957–979), а затем и Азербайджана (962–966 и 966–979) Ибрагим, его младший сын. По словам Вильферда Маделунга , в 968 году Салларид Ибрагим аль-Марзубан подтвердил власть Салларидов над Ширваном и аль-Бабом (Дербандом). Династия Салларидов была вынуждена признать власть Шаддадидов , укрепившихся в Гяндже в 971 году. Затем они были ассимилированы турками-сельджуками в конце одиннадцатого века. [ 80 ] [ 72 ]
Шаддадиды
[ редактировать ]Шаддадиды — мусульманская династия, правившая территорией между реками Кура и Аракс с 951 по 1199 год нашей эры. [ 81 ] Мухаммад ибн Шаддад считается основателем династии Шаддадидов. Воспользовавшись ослаблением Салларидов, он взял под свой контроль город Двин и основал свое государство. Шаддадиды в конечном итоге распространили свою власть на территории Азербайджана и управляли крупными городами, такими как Барда и Гянджа. [ 81 ]
По мнению Минорского, Ласкари ибн Мухаммад и его брат Фадл ибн Мухаммад укрепили Гянджу в 969 или 970 году во время войны с династией Салларидов , затем захватили Шамкир и Барду и взяли власть в Азербайджане. Лашкари I положил конец влиянию Мусафиридов в Арране, взяв Гянджу в 971 году. [ 81 ] Ласкари правил Гянджой восемь лет, затем Фадл ибн Мухаммад утвердился как эмир Аррана с 985 по 1031 год. Аль-Фадл был первым эмиром Шаддадидов, выпустившим монеты, разместив свой монетный двор сначала в Партаве (Бардаа), а затем в Гянджа. Он расширил владения Шаддадидов в Арране, захватив Байлаган в 993 году. [ 81 ]
Фадл ибн Мухаммад построил мосты Ходафарин через реку Арас, чтобы соединить территории на северном и южном берегах Аракса. В 1030 году он организовал поход против Хазарского каганата. [ 82 ] В 1030 году произошло новое нападение на Ширваншахов 38 русских кораблей, и Ширваншах Манучехр потерпел полное поражение. В это время в Бейлагане восстал сын Фадла I Аскуя. Верный сын Фадла I Муса заплатил русским за спасение Бейлагана. В результате восстание Аскуи было подавлено, а он казнён. [ 81 ]
По мнению Минорского, период Абуласвара Шавура , пришедшего к власти после нескольких смен правителей, был назван зенитом эпохи Шаддадидов. Он был последним независимым правящим эмиром Шаддадидов. Зияридский Кайкавус б принц . Эскандар упомянул Абу'л-Асвара как «великого царя» в своей «Кабус-наме» , написанной, когда он несколько лет жил в Гяндже, сражаясь против византийцев. В период правления Шавура Шаддадиды признали власть сельджукского султана Тогрула , отразившего нападения алан с севера в 1063–1064 годах, и поддерживали союзнические отношения с жителями Тбилиси . [ 81 ]
После смерти Абуласвара Шавура в Гяндже в 1067 году пришло к концу и правление Шаддадидов в Гяндже. Фадл III продолжил правление Шаддадидов в Арране, взойдя на трон Гянджи в 1073 году. В 1075 году Алп-Арслан аннексировал последнюю из территорий Шаддадидов. По словам анонимного Тариха Баба аль-Абваба, Алп Арслан назначил аль-Баба и Аррана иктой своего раба Сава Тегина, который силой захватил эти территории у Фажлуна в 1075 году и положил конец его правлению. Одна ветвь Шаддадидов продолжала править в эмирате Ани как вассалы Империи Сельджуков, тогда как остальные были ассимилированы Сельджуками. [ 81 ] [ 80 ]
См. также
[ редактировать ]- Азербайджан в древности
- История Азербайджана
- Каменный век в Азербайджане
- Бронзовый и железный век Азербайджана
- Высокое средневековье в Азербайджане
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Верда, Мэтью (2014). Азербайджан: Знакомство со страной . Издание Эпоке. ISBN 9788898014361 .
- ^ О. Олсон, Джеймс; Бриганс Паппас, Ли; Си Джей Паппас, Николас (1994). Этноисторический словарь Российской и Советской империй . Издательская группа Гринвуд. п. 27. ISBN 9780313274978 .
- ^ Перейти обратно: а б «САСАНСКАЯ ДИНАСТИЯ – Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ Абу Джафар Мухаммад, Аль-Табари (1999). История ат-Табари (PDF) . Том. 5. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0791443566 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л ИСМАИЛОВ, ДИЛГАМ (2017). ИСТОРИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА (PDF) . Баку: Нəшрият – Полиграфия.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час История Азербайджана. В семи томах. Том II (I четверть III-XIII вв . Баку: Элм. 2007. ISBN 978-9952-448-34-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д «АЛБАНИЯ – Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фаррох, Каве; САНЧЕС-ГРАСИА, Хавьер; МАКСИМЮК, Катажина (2019). «Кавказские албанские воины в армиях доисламского Ирана» . История и мир . 8 (8). Седльце: 21–46. doi : 10.34739/his.2019.08.02 . hdl : 11331/2592 . ISSN 2299-2464 – через Academia.edu.
- ^ Перейти обратно: а б с А. Уэст, Барбара (2010). Энциклопедия народов Азии и Океании . Издательство информационной базы. п. 148. ИСБН 9781438119137 .
- ^ «Древний Иран - Сасанидский период» . Британская энциклопедия . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ Сборник курсов . Издательство Мартинуса Нийхоффа. 1968. с. 205. ИСБН 9789028615021 .
- ^ Яршатер, Эхсан, изд. (1983). Кембриджская история Ирана . Том. 1. Издательство Кембриджского университета. п. 141. ИСБН 9780521200929 .
- ^ Владимир, Минорский (1958). История Шарвана и Дербанда в X-XI веках . Кембридж.
- ^ "Бакинско-Азербайджанская епархия РПЦ | VII. Последующая судьба Албанской Церкви" . baku.eparhia.ru . Retrieved 2020-08-31 .
- ^ Марцеллин, Аммиан (1939). РОЛЬФ, JC (ред.). Поздняя Римская империя Кембридж.
- ^ Хьюз, Ян (2013). Братья-императоры: Валентиниан, Валент и катастрофа в Адрианополе . Перо и меч. ISBN 9781473828636 .
- ^ Дашшуранчи, Мовсес (1961). История кавказских албанцев Мовсеса Дашшуранчи . Перевод Доусетта, CJF Oxford University Press.
- ^ «КТЕСИФОН – Иранская энциклопедия» . 17 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 17 мая 2016 г. Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ Браммелл, Пол (2005). Туркменистан . Брэдт Путеводители. ISBN 9781841621449 .
- ^ «ḴOSROW II - Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ Пуршариати, Парване (2008). Упадок и падение Сасанидской империи: Сасанидско-Парфянская конфедерация и арабское завоевание Ирана . Академик Блумсбери. ISBN 9781845116453 .
- ^ Перейти обратно: а б Дашшуранчи, Мовсес (1961). История кавказских албанцев . Издательство Оксфордского университета.
- ^ "Бакинско-Азербайджанская епархия РПЦ | Святой Елисей" . baku.eparhia.ru . Retrieved 2020-08-31 .
- ^ Вуд, Филип (2013). Хроники Сирта: христианское историческое воображение в позднеантичном Ираке . Издательство Оксфордского университета. п. 19. ISBN 978-0199670673 .
- ^ Перейти обратно: а б «АРРАН – Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ "Бакинско-Азербайджанская епархия РПЦ | VIII. Архитектурное наследие Албанской Церкви" . baku.eparhia.ru . Retrieved 2020-08-31 .
- ^ Либерман, Шерри (2003). Исторический атлас Азербайджана . Издательская группа Розен. ISBN 9780823944972 .
- ^ «Проект справочников по истории Интернета» . sourcebooks.fordham.edu . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ «ДАСТГЕРД – Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ М. Дьяконов, Игорь (1999). Пути истории . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521643986 .
- ^ Перейти обратно: а б Мамедова, Фарида (2005). Кавказская Албания и албанцы . Издательский. ISBN 9789952807301 .
- ^ «БАЙЛАКАН – Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «BARḎAʿA - Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ «НАХДЖАВАН - Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Алан Брук, Кевин (2006). Евреи Хазарии . Издательство Rowman & Littlefield. п. 126. ИСБН 9781442203020 .
- ^ Перейти обратно: а б Яхья Бланкиншип, Халид (1994). Конец государства джихада: правление Хишама ибн Абд аль-Малика и крах Омейядов . СУНИ Пресс. п. 149. ИСБН 9780791418277 .
- ^ Архив Евразийского Средневековья . Том. 4. Питер де Риддер Пресс. 1975 год
- ^ ДМ, Данлоп (1954). История еврейских хазар . Издательство Принстонского университета.
- ^ Данлоп, DM (24 апреля 2012 г.). «Ад-Дджаррах б. Абдаллах» . Энциклопедия ислама, второе издание .
- ^ Перейти обратно: а б «АЗЕРБАЙДЖАН iv. Исламская история до 1941 года - Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ Хоутинг, Дж. Р. (2002). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661-750 гг. н.э. Рутледж. ISBN 9781134550586 .
- ^ Л. Эспозито, Джон (2000). Оксфордская история ислама . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199880416 .
- ^ "ШАМХОР - это... Что такое ШАМХОР?" . Словари и энциклопедии на Академике (in Russian) . Retrieved 2020-08-31 .
- ^ Джозеф Сондерс, Джон (1978). История средневекового ислама . Рутледж. ISBN 978-0415059145 .
- ^ «Аббасидский халифат | Достижения, капитал и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ «Династия Омейядов | Достижения, капитал и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ «Харадж | Исламский налог» . Британская энциклопедия . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ «Джизья | Определение и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ «ЖЕЗИЯ – Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ Шах, Насим Хасан (1988). «Концепция ад-зиммы, а также права и обязанности зимми в исламском государстве». Журнал по делам мусульманских меньшинств . 9 (2): 217–222. дои : 10.1080/02666958808716075 . ISSN 0266-6952 .
- ^ Бауэринг, Герхард, изд. (2013). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета.
- ^ Виссер, Ганс (2009). Исламские финансы: принципы и практика . Паб Эдвард Элгар. ISBN 978-1845425258 .
- ^ «ГЯНДЖА – Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ «ШЕРВАН – Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «ШЕРВАНШАХС – Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 27 декабря 2020 г.
- ^ Ашурбейли, Сара (2006). Государство Ширваншахов . Абилов, Зейналов и сыновья. ISBN 5-87459-229-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ШАРИФЛИ, MX (2013). ВТОРАЯ ПОЛОВИНА IX ВЕКА – АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ФЕДАЛЬСКИЕ ГОСУДАРСТВА В XI ВЕКА (PDF) . ИНСТИТУТ ИСТОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНА.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Владимир Минорский. История Шарвана и Дербанда в X-XI веках .
- ^ Перейти обратно: а б «ШЕРВАН – Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 27 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бартольд, В.; Босворт, CE (24 апреля 2012 г.). «Шриван Шах » Энциклопедия ислама, второе издание .
- ^ Жузе, П.К. (1937). Мутагаллибы в Закавказьи в IX-X вв. (К истории феодализма в Закавказьи) . p. 179.
- ^ Перейти обратно: а б Абу аль-Хасан, Масуди (2015). ЗОЛОТЫЕ ЛУГА . ТЕЙЛОР И ФРЭНСИС.
- ^ Перейти обратно: а б Рыжов, КВ (2004). Все монархи мира. Мусульманский Восток. VII-XV вв . Вече.
- ^ Перейти обратно: а б «АЗЕРБАЙДЖАН iv. Исламская история до 1941 года» .
- ^ Стэнли, Лэн-Пуль (2004). Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями . pp. 92–93.
- ^ Бейн Фишер, Уильям, изд. (1975). Кембриджская история Ирана, Том 4 . ISBN 9780521200936 .
- ^ Минорский, Владимир (1957). Исследования по истории Кавказа . Издательство Кембриджского университета. п. 111.
- ^ Мьюир, Уильям (2004). Халифат: его взлет, упадок и падение из первоисточников . Издательство Кессинджер. ISBN 1417948892 .
- ^ Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. п. 190. ИСБН 978-0-582-40525-7 .
- ^ Маделунг, Вт (1975). Малые династии Северного Ирана . Издательство Кембриджского университета. стр. 198–249. ISBN 0-521-20093-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Алиярлы, Сулейман (2009). История Азербайджана Чираг. п. 209.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Яршатер, Эхсан, изд. (1983). Кембриджская история Ирана . Том. 1. Издательство Кембриджского университета. п. 141. ИСБН 9780521200929 .
- ^ Василий Владимирович, Бартольд (1924). Место Прикаспийских областей в истории мусульманского мира . Баку.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б ИСМАИЛОВ, ДИЛГАМ (2017). ИСТОРИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА (PDF) . Баку: Издательство – Полиграфический центр.
- ^ Клиффорд Эдмунд, Босворт (1996). Новые исламские династии . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0231107143 .
- ^ Рыжов, КВ (2004). Все монархи мира. Мусульманский Восток VII-XV вв . Вече. ISBN 5-94538-301-5 .
- ^ «BARḎAʿA - Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ «АЗЕРБАЙДЖАН iv. Исламская история до 1941 года - Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ Пепел'. Ибн Мискавайх, Ахмад ибн Мухаммад (2014). Таджариб Аль-Умам; Или «История Ибн Мискавайха» . Набу Пресс. ISBN 978-1295768103 .
- ^ Перейти обратно: а б Владимир Минорский. Исследования по истории Кавказа .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «ШАДДАДИДЫ – Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ «РЕКА АРАКС - Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 28 декабря 2020 г.