Худафаринские мосты
Худафаринские мосты | |
---|---|
Координаты | 39 ° 09'00 "N 46 ° 56'30" E / 39,15 ° N 46,9416 ° E |
Кресты | Река Арас |
Местный | Джебраильский район , Азербайджан/ Провинция Восточный Азербайджан , Иран |
Официальное название | Азербайджанский : Мосты Худафара , Персидский : پل خداآفرین. |
Характеристики | |
Общая длина | 130 м (427 футов) (первый мост) 200 м (656 футов)) (второй мост) |
История | |
Закрыто | Да |
Расположение | |
Мосты Худафарин или Мосты Хода Афарин ( азербайджанский : Xudafərin körpüləri , персидский : پل خداآفرین ) — два арочных моста, расположенные на границе Азербайджана и Ирана, соединяющие северный и южный берега реки Аракс .
История
[ редактировать ]Сообщение между Кавказом и историческим иранским регионом Азербайджана долгое время было затруднено рекой Аракс . Поэтому через него издревле строили мосты. Худафаринский мост имеет стратегическое значение и считается одной из исторических основных точек соприкосновения Кавказа с иранским Азербайджаном. Этот мост в летописях также назывался «Мост Хосрова» и «Мост Араса». Мост впервые засвидетельствован в первой половине 14 века в Нужат аль-Кулуб иранским географом Хамдаллахом Муставфи . Происхождение названия моста было предметом нескольких историй, большинство из которых смешаны с мифологией. По словам иранского историка XVIII века Мохаммада Казема Марви, мост известен как «Худафарин» («Бог создал»), потому что в эпоху Ильханства (1256–1335) были предприняты бесплодные попытки построить мост, пока однажды не Мост внезапно появился, созданный невидимым . [1]
Историю и дату моста невозможно точно подтвердить, поскольку на протяжении всей истории он неоднократно разрушался и на нем отсутствуют какие-либо каменные или архитектурные надписи. Вероятно, в этом районе издавна стоял мост через реку Аракс. Некоторые историки считают, что мост существовал еще со времен доисламской империи Ахеменидов (550–330 гг. до н. э.), во времена правления Кира Великого ( годы правления 550–530 гг. до н. э. ), чтобы позволить ему переправиться на Кавказ. Они основывают свои аргументы на развитии и росте дорожного строительства в эпоху Ахеменидов, а также на своих кампаниях по всему Кавказу. мост, который Шаддадидов правитель Абу'л-Асвар Шавур ибн Фадл ( годы правления 1022–1067 Другие историки считают Худафаринским мостом ) построил в 1027 году через реку Арас во время своего похода на Кавказ. Другие считают, что архитектурный проект моста относится к эпохе Сельджукской империи (1037–1194 гг.). [1]
По словам Хамдаллы Муставфи, мост был построен Букайром ибн Абдаллахом , одним из арабских полководцев, руководивших завоеванием Иранского Азербайджана ( Адурбадаган ) во время подъема ислама. Иранский историк Хасан Мусавизаде считает это маловероятным, заявляя, что в то время у арабов не было опыта строительства мостов. Он утверждает, что, согласно имеющимся свидетельствам, мост появился еще до ислама и существовал на протяжении всей эпохи Сасанидской империи (224–651 гг.). С момента возникновения ислама до конца русско-иранской войны 1826–1828 годов мост был ареной нескольких боев и конфликтов. [1]
Мост Ходафарин часто упоминается в отчетах о событиях русско-иранских войн 1804–1813 и 1828 годов. Этот мост использовался как плацдарм для военных действий и средство передвижения во время двух войн, неоднократно разрушался и разрушался. перестроен.
В 1805 году Каджар- шах (король) Ирана Фатх-Али-шах Каджар ( годы правления 1797–1834 ) обнаружил, что карабахский хан Ибрагим Халил-хан дезертировал из иранского правительства и присоединился к российским войскам. [1] Поэтому он послал наследного принца Аббаса Мирзу и заместителя последнего Мирзу Бозорга Каем-Макама, чтобы взять под контроль Ибрагим Халил Хана. Российский генерал Павел Цицианов направил некоторые войска, чтобы помешать солдатам Аббаса Мирзы продвинуться к подножию Худафаринского моста, пытаясь помочь Ибрагим Халил Хану. Однако силы Аббаса Мирзы в конечном итоге одолели русских и взяли под свой контроль крепость Шуша , штаб-квартиру правительства Ибрагим Халил-хана. [1]
Сегодня в окрестностях есть два моста: маленький и большой. Инженерные и архитектурные особенности этих двух мостов отличаются друг от друга. Возраст мостика неизвестен, хотя большинство ученых предполагают, что он относится к эпохе Сефевидов (1501–1736 гг.). Эти два моста в настоящее время закрыты по обе стороны границ Ирана и Азербайджана. [1]
Исследования
[ редактировать ]Первое описание 15-пролетного моста было дано в работе «Искусство Ирана», изданной в 1938 году под редакцией А. Поупа. В работу также включен схематический рисунок моста.
А.Садыхзаде был первым азербайджанским ученым, изучившим мосты на месте и выполнившим их визуальные измерения, опубликовав результаты исследований в 1963 году в «Истории азербайджанской архитектуры».
Детальное исследование остатков мостов и их измерения были произведены в 1974 году. [2]
Строительство
[ редактировать ]Мосты расположены на расстоянии 800 м друг от друга.
11-пролетный мост носит название «Сыныг корпу» («сломанный мост»). [3]
При строительстве 15-пролетного моста архитекторы использовали речной булыжник (волноломы и арки) и квадратный обожженный кирпич (парапет верхней части).
В качестве опор моста использовались только естественные обнажения горных пород. Пролеты моста имеют разные размеры. Следуя структуре местности, мост в плане не прямой, а имеет определенную кривизну.
Длина 15-пролетного моста составляет около 200 метров, ширина – 4,5 метра. Самая высокая точка моста находится на высоте 10 м над уровнем воды. Волнорезы, защищающие устои моста, имеют треугольную форму в плане и построены из речного булыжника. С обратной стороны волнорезы имеют полукруглую форму. [4]
Устои 11-пролетного моста также были построены из обнажений горных пород. В средней части реки пролеты длиннее и, следовательно, выше, а ближе к берегам пролеты меньше как по ширине, так и по высоте. Общая длина этого моста составляет 130 м, ширина – 6 м, максимальная высота – 12 м над водой.
Связующий раствор 15-пролетного моста был изготовлен из глины с примесью молока. [5]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Мусавизаде 2018 .
- ^ «Мосты Худаафарин» (PDF) .
- ^ "Азербайджан :: Домашняя страница" . www.azerbaijans.com . Проверено 3 декабря 2020 г.
- ^ «Что значит для Азербайджана освобождение Худаферинского моста» . Вестниккавказа.нет . Проверено 3 декабря 2020 г.
- ^ Ализаде, Г. (1963). Народное зодчество Азербайджана и его прогрессивные традиции [ Folk architecture of Azerbaijan and its progressive traditions ]. Баку: Издательство Академии наук Азербайджанской ССР.
Источники
[ редактировать ]- Мусавизаде, Хасан (2018). " خدا آفرین ". Большая исламская энциклопедия (на персидском языке).
СМИ, связанные с мостами Худафарин, на Викискладе?