Карабахское ханство
Карабахское ханство | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1748–1822 | |||||||||||
![]() Карта Карабахского ханства | |||||||||||
Статус | Ханство Под иранским сюзеренитетом (1748–1813) Спор между Ираном и Россией (1805–1813 гг.) Под сюзеренитетом России (1813–1822) | ||||||||||
Капитал | |||||||||||
Общие языки | Персидский (администрация, судебная система и литература) Арабский (религиоведение) Тюркский (локально) Армянский (местный) Курдский (местный) | ||||||||||
Хан | |||||||||||
• 1748–1762 | Панах Али Хан (первый) | ||||||||||
• 1762–1806 | Ибрагим Халил Хан (второй) | ||||||||||
• 1806–1822 | Мехди Коли Хан Джаваншир (третий и последний) | ||||||||||
История | |||||||||||
• Учредил | 1748 | ||||||||||
1813 | |||||||||||
• Отменено Российской Империей. | 1822 | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть |
Карабахское ханство (также пишется Карабах ; персидский : Карабахское ханство , латинизированное : Ханат-э-Карабах ; [а] Русский : Карабахское ханство , латинизированное : Карабахское ханство ) — ханство под иранским , а затем и российским сюзеренитетом, которое контролировало историческую область Карабах , ныне разделенную между современной Арменией и Азербайджаном . По структуре Карабахское ханство представляло собой миниатюрную версию иранского царства. Административным и литературным языком в Карабахе до конца XIX века был персидский, причем арабский использовался только для религиоведения, несмотря на то, что большинство мусульман региона говорили на тюркском диалекте.
Им управляли представители Джаваншира , тюркского племени, жившего в низменностях региона. В 1747 году джаванширский вождь Панах Али-хан воспользовался смутой, вспыхнувшей после смерти иранского шаха (короля) Надир-шаха ( годы правления 1736–1747 ), захватив большую часть Карабаха. В следующем году он заявил о своей преданности сыну и преемнику Надир-шаха Адель-шаху ( годы правления 1747–1748 ), который официально назначил его ханом Карабаха. Срок правления Панах Али Хана ознаменовался строительной деятельностью (например, замками Баят , Шах-Булаги и Панахабад ) и подчинением четырех меликств с помощью его нового союзника Шахназара II , мелика (принца) Варанды. .
В 1762 году Панах Али-хан признал власть зандского правителя Карим-хана Занда ( годы правления 1751–1779 ), установившего свою власть на большей части территории Ирана. Последний взял Панах Али-хана в заложники в Шираз и назначил его сына Ибрагим-Халил-хана новым ханом . После смерти Карим-хана в 1779 году Ибрагим-Халил-хан стремился сохранить свою автономию, объединившись с грузинским царем Ираклием II и установив контакт с Российской империей, даже ненадолго подчинившись последней. Из-за своего неповиновения в 1797 году он был изгнан из Карабаха Ага Мохаммад-ханом Каджаром , новым правителем Ирана. После убийства Ага Мохаммад-хана в Шуше в том же году Ибрагим Халил-хан восстановил свою власть в Карабахе. Он установил дружеские отношения с преемником Ага Мохаммад-хана Фатх-Али Шахом Каджаром ( годы правления 1797–1834 ), который женился на его дочери и утвердил его ханом Карабаха. В мае 1805 года он подчинился русским, подписав Кюрекчайский мирный договор , который предоставил им полную власть над внешними делами Карабаха в обмен на ежегодную плату.
Вскоре оказавшись в затруднительном положении, Ибрагим Халил-хан вновь присоединился к иранцам. Однако вскоре после этого он был убит группой российских солдат по наущению его внука Джафара Коли-аги и командира российского гарнизона. Впоследствии русские утвердили ханом сына Ибрагим Халил-хана Мехди Коли-хана, хотя реальная власть принадлежала русским. Подписав Гюлистанский мирный договор в 1813 году, Иран официально уступил большую часть своих кавказских владений (включая Карабах) России. В 1822 году Мехди Коли-хан бежал в Иран в результате последовавшей впоследствии попытки русского генерала Алексея Петровича Ермолова упразднить ханства.
Фон

Карабах – исторический регион, расположенный на Армянском нагорье на Южном Кавказе . [2] Первоначально этот район считался южной частью Аррана и был населен преимущественно армянами . Однако из-за тюркских и монгольских нашествий армяне здесь стали меньшинством в 11 веке, а к 14 веку тюрко-персидское название Карабах («Черный сад») начало медленно заменять название местности. Многие из уцелевших армянских дворян и их последователей переселились в высокогорные районы Карабаха, где продолжали пользоваться властью. [3] Население армян в низинах еще больше сократилось в результате туркменских завоеваний Тимура и вторжений племен в XIV и XV веках. К началу 16 века Армения стала центром постоянных войн между Османской империей ( ок. 1299–1922 ) и Сефевидским Ираном (1501–1736). [4] что еще больше сократило армянское население. [5]
Сефевиды разделили свои армянские территории на две провинции, которыми управлял бегларбеги (генерал-губернатор), Карабах и Эривань . [6] Часть Армении, управляемая Ираном, была известна как Иранская Армения или Восточная Армения , а османская часть была известна как Османская Армения или Западная Армения . [7] На низменностях Карабаха господствовали кочевые тюркские племена, которые в течение всего лета перемещались на склоны гор в поисках подходящих пастбищ. В нагорье Карабаха господствовали армянские мелики (князья), основавшие пять меликств ( Дизак , Гулистан, Джраберд, Хачен и Варанда ), правивших в Карабахе. Эти княжества, управляемые армянами, которые поддерживали идею армянской государственности, использовались Сефевидами для борьбы с Османской империей. [2]
С 1554 года и далее наместничество как в Карабахе, так и в его столице Гяндже принадлежало семье Зиядоглу из тюркского племени Каджаров . [8] [9] После падения режима Сефевидов в 1722 г. [б] Губернаторство было разделено на две отдельные области, каждая из которых контролировалась местным кланом. Именно в этот период Панах Али Хан отличился . Он был вождем тюркского племени Джаваншир , господствовавшего ныне в низменностях Карабаха, а также племенной федерации Отузики и Кебирлу. Историк эпохи Сефевидов Искандар-бек Мунши (умер около 1632 г. ) сообщил, что джаванширы не принадлежали к семи основным племенам кызылбашей , а принадлежали к группе более низкого ранга, называемой « голамамиры ». Согласно Роузат-ас-Сафа Насери , более поздние вожди Джаваншира принадлежали к племени Сариджалу, поскольку они взяли на себя руководство Джаванширом. [11] давали На протяжении десятилетий джаванширы перегоняли своих овец в Карабах, где меликам ежегодный налог в обмен на доступ к летним пастбищам. Таким образом, Карабах имел огромное значение для племени. [12]
В 1723 году османы вторглись в Иран, завоевав к 1724 году большую часть его северо-восточной части. Карабах и Зангезур были единственными частями иранской Армении, которым удалось дать отпор османам под руководством Давида Бека , возглавлявшего армянских меликов . [6] [13] Хотя Давид Бек умер между 1726 и 1728 годами, его преемникам удалось сохранить контроль над большей частью горной местности до возрождения Ирана, которым теперь руководил Надер-хан Афшар, отразивший османов в 1735 году. В следующем году он короновал себя как Надер. Шаха , знаменующего основание династии Афшаридов . [14]
Надир-шах наградил меликов признанием Карабаха и Зангезура полуавтономными регионами. [14] Он организовал иранскую Армению в четыре ханства ; Эривань, Нахчыван, Гянджа и Карабах. [14] Ханство было типом административной единицы, управляемой наследственным или назначенным правителем, подчинявшимся иранскому правлению. Титул правителя был либо бегларбеги , либо хан , что было идентично османскому званию паши . [15] Надир-шах также вынудил несколько тюркских племен (в том числе джаванширов) переселиться на материковый Иран, чтобы гарантировать их верность. [14] Сын Панах Али-хана Ибрагим Халил-хан и остальные представители племени Джаваншир были вынуждены переселиться в Хорасан . [11] Панах Али Хан стал исключением, поскольку его держали в заложниках. Однако после казни его брата Бехбуда Али Бега в ок. В 1744 году Панах Али-хан бежал к лезгинам , где скрывался от Надир-шаха. [16]
История
Стрела Али Хан

После убийства Надир-шаха в 1747 году в Иране начались беспорядки, особенно на Южном Кавказе. Там грузины и местные ханы воевали за землю. [17] Некоторые тюркские племена воспользовались его смертью, восстановив свою власть в иранской Армении. [18] Каджары восстановили свою власть в Гяндже, Эриване и Нахчыване. [19] при этом Панах Али-хан захватил контроль над всем Карабахом, за исключением пяти меликств. Ибрагим Халил-хан и остальная часть племени Джаваншир также вернулись в Карабах. [11] В 1748 году Панах Али-хан заявил о своей преданности сыну и преемнику Надир-шаха Адель-шаху ( годы правления 1747–1748 ), который официально назначил его ханом Карабаха. [20]
Вскоре после этого Панах Али Хан построил замок Баят , в котором разместила всю свою семью, свиту, сановников и многочисленных вождей племен. [21] [22] Панах Али-хан вскоре вступил в конфликт с Хаджи Чалаби-ханом , ханом Шекинского ханства . Время от времени он пытался заключить союз с Грузией, пытаясь сдержать цели Хаджи Чалаби-хана, но его усилия были неэффективными. [22] В 1752 году Панах Али-хан переселил всех из Баята в недавно построенную крепость Шах-Булаги , что позволило ему оказаться в непосредственной близости от нагорья, которым управляли пять армянских меликств. Панах Али-хан заключил союз с Шахназаром II , меликом Варанды, при этом наложил свою власть на оставшихся меликов и заставил их подданных платить ему налоги. [23] [24] И армянские источники, и джаванширский историк Мирза Джамал Джаваншир сходятся во мнении, что именно усилиями Шахназара II (находившегося в конфликте с другими меликами ) Панах Али-хан получил доступ в горную местность и начал нападать на меликов . [25]
Вместе Панах Али-хан и Шахназар II построили крепость Панахабад в Шуше , местечке в Варанде. [26] [12] Панах Али Хан переселил туда знатных людей, сановников и вождей племен. Могущество Джаваншира сосредоточилось в этой крепости, которая выдержала множество осад. [24] Характер покровительственно-клиентских отношений Джаванширских ханов с Шахназаром II неясен, но похоже, что их контроль над крепостью был ограничен ее южной частью, которая была ее мусульманским сектором. [27] В 1757 году каджарский вождь Мохаммад Хасан-хан Каджар предпринял неудачную попытку захватить Шушу. Панах Али Хан впоследствии захватил город Ардебиль и назначил своего члена клана Дарга-Коли Бека Джаваншира его губернатором, хотя неизвестно, как долго он занимал этот пост. Назар Али Хан Шахсеван позже упоминается как его губернатор при Занда правителе Карим Хане Занде ( годы правления 1751–1779 ). [28] Весной или летом 1761 года афшарский вождь Фатх-Али-хан Афшар осадил Шушу. Панах Али Хан заставил его снять осаду, отдав Ибрагим Халил Хана в заложники. [29]
К 1762 году Карим-хан установил свою власть на большей части Ирана. [30] и в конечном итоге был признан Грузией и различными ханами Южного Кавказа своим сюзереном. [31] В их число входил Панах Али-хан, который вместе с некоторыми другими ханами был взят заложником в город Шираз , где и умер. [24]
Ибрагим Халил Хан
Консолидация власти
Впоследствии Карим-хан назначил Ибрагим Халил-хана новым ханом Карабаха. [24] [32] Однако после смерти Карим-хана 1 марта 1779 года среди его родственников разгорелась борьба за власть. [33] Ибрагим Халил Хан воспользовался последовавшим за этим хаосом, преследуя свои собственные цели. Он укрепил свое положение, заключив союз с Ираклием II , царем Восточной Грузии ( Картли-Кахети ). Ага Мохаммад-хан Каджар , будущий шах Ирана, был номинальным заложником Карим-хана в Ширазе и был всецело озабочен установлением своей власти и устранением конкурентов в Иране. Поскольку они боролись за сохранение своей автономии в то время, когда иранцы и русские хотели включить Восточный Кавказ в состав своих собственных империй, партнерство Грузии и Карабаха оказалось очень выгодным для них обоих. [32]
Воспользовавшись беспорядками в Иране, а также неспособностью Османской империи противостоять России, группа русских политиков во главе с военачальником и государственным деятелем Григорием Потемкиным убедила российскую императрицу Екатерину II ( годы правления 1762–1796 ) согласиться на двусторонний договор ( Георгиевский договор ) с Ираклием в 1783 году. Ираклий, обеспокоенный восстановлением верности Ирану, согласился на условия договора, который заключался в отказе от своей лояльности Ирану в обмен на защиту России. [34] Этот договор обострил отношения между Ираклием и Ибрагим-Халил-ханом, который также пытался вступить в контакт с русскими, но был проигнорирован Екатериной II, так как не хотел ввязываться в конфликт между ханами. [24]
Ибрагим Халил Хан продолжил усилия своего отца по доминированию над всем Карабахом, сумев сохранить поддержку Шахназара II, а также женился на его дочери. [35] Он также взял в заложники Мелика Бахтама из Дизака и отправил его в Ардебиль на материковой части Ирана, в состав которого входил Дизак. Ибрагим Халил также захватил Мелика Абова из Гулистана и Мелика Меджлума из Джраберда и передал их владения другим. [36]
Первый конфликт с Ага Мохаммад Ханом Каджаром

Русско -турецкая война 1787–1792 годов привела к тому, что русские войска оставили город Тифлис одновременно с ростом власти Ага Мухаммед-хана в Иране. [32] Со времен первого сефевидского шаха (короля) Исмаила I ( годы правления 1501–1524 ) иранские шахи провозгласили свое правление над частями Кавказа. В их число входили Надер Шах, Карим Хан, а теперь и Ага Мохаммад Хан. Соседние ханства по-прежнему считались зависимыми от Ирана, даже когда шахам материкового Ирана не хватало власти для обеспечения соблюдения своего правления в этом районе. [37] [38] Точно так же Ага Мохаммад-хан также считал Грузию иранской провинцией. [39] Он направил письма с угрозами ханам, установившим связи с Россией, стремясь восстановить иранское господство над приграничными районами. [24] В 1792/93 году Ага Мохаммад-хан поручил своему лейтенанту Солейман-хану Каджару положить конец любому противодействию его власти. [32]
Вместо того, чтобы поехать лично, Ибрагим Халил Хан отправил своего племянника Абд ас-Самад Бека доставить подарки и подношения Сулейман-хану в город Тебриз . Он также попросил указать крайний срок летом, чтобы самому подготовиться к поездке. Сулейман-хан взял Абд аль-Самада в плен и к концу ноября 1793 года отправился в район Мазандаран, прежде чем направиться в город Тегеран . Позже Абд ас-Самад входил в свиту, сопровождавшую Ага Мохаммад-хана во время его осады города Керман . Во время осады Абд аль-Самад предпринял попытку бежать в Карабах, но был схвачен и убит под Тегераном. Этот инцидент расстроил Ибрагима Халила, который продолжал извиняться, чтобы избежать встречи с Ага Мохаммад-ханом. [32]
Ага Мохаммад-хан был готов восстановить иранское правление на юго-восточном Кавказе к лету 1795 года. Он не боялся вступить в бой с русскими, и эту черту он сохранил на протяжении всего времени, и ни Георгиевский мирный договор, ни активность России на юго-восточном Кавказе, казалось, не обескуражили его. . Его 60 000 солдат, в основном состоящих из кавалерии , продвинулись в этот район летом того же года. Первые несколько месяцев Ага Мохаммад-хан потратил на то, чтобы добиться подчинения мусульманских правителей. Ибрагим Халил-хан и два других хана ( Мир-Мостафа-хан из Талеша и Мохаммад-хан Каджар из Эривани ) вступили в переписку с русскими, которые дали им надежду, что они смогут победить иранские войска. Ираклий также связался с русскими, попросив их о помощи против надвигающегося вторжения. [40]
10 000 солдат Ага Мохаммад-хана сначала двинулись к Талешу, который быстро сдался. Тем временем Ибрагим Халил Хан приказал снести мост Худафарин , чтобы помешать иранской армии пересечь реку Арас . Мост служил основным маршрутом из азербайджанского региона в Карабах и на остальной Кавказ. Несмотря на это, иранским силам удалось перебраться на другой берег реки на лодках, а также восстановить мост. [40] Войска Ибрагим Халил-хана потерпели поражение и отошли к Шуше, которую затем осаждал Ага Мохаммад-хан в течение 43 дней. [41]
Из-за пленения двух своих племянников и ухудшения условий осады Ибрагим Халил-хан подал прошение о мире и пообещал, что признает сюзеренитет Ага Мохаммад-хана. [42] Он отправил одного из своих сыновей в качестве заложника вместо себя, заявив, что его возрастные недуги не позволяют ему напрямую встретиться с Ага Мохаммад-ханом. [32] Однако он все же отказался впустить в Шушу. [42] Ага Мохаммад Хан был готов пойти на компромисс, чтобы расчистить путь к Тифлису, поскольку основной целью кампании было подчинение Грузии. [43]
Спор вокруг Карабаха между Ираном и Россией

В результате отказа Ираклия подчиниться Ага Мохаммад-хан двинулся на Тифлис и в сентябре 1795 года разорил его. [44] Екатерина II, рассматривая нападение на Тифлис как оскорбление России, [45] использовали это как повод для вторжения на Южный Кавказ. В марте 1796 года она разослала публичную декларацию, написанную на персидском и армянском языках , всем ханам и важным деятелям региона. В письме она объяснила причину вторжения как способ защитить Грузию и остальную часть Южного Кавказа от «узурпатора» Ага Мохаммад-хана. [46]
Ибрагим Халил-хан подчинился русским, так как боялся их больше, чем иранцев. Хотя в Карабахе не было создано ни договора, ни российского гарнизона, это событие послужило образцом для возможного утверждения Россией суверенитета над Карабахом и другими ханствами. [32] Однако смерть Екатерины II 17 ноября 1796 г. привела к выводу российских войск по приказу ее сына и преемника Павла I ( годы правления 1796–1801 ) и, таким образом, к прекращению кампании. К январю 1797 года все русские войска отошли к Кизляру . [47]
Чтобы отомстить ханам, признавшим власть России, Ага Мухаммад-хан вернулся на Кавказ. Ибрагим Халил-хан на этот раз сбежал к своей родственнице Умма-хану V в Дагестане , но его семья была восстановлена в правах после убийства Ага-Мохаммад-хана в Шуше 17 июня 1797 года. Племянник Ибрагим-Халил-хана Мохаммад-бек ненадолго принял на себя управление ханством, но вскоре после Ибрагима. Халил Хан вернулся и восстановил свою власть. [32] [48] Он быстро установил дружеские отношения с преемником Ага Мохаммад-хана Фатх-Али Шахом Каджаром ( годы правления 1797–1834 ), который женился на его дочери и утвердил его ханом Карабаха. [48]
Позже Фатх-Али-шах был убежден в ненадежности Ибрагим-Халил-хана из-за его нежелания помочь Джавад-хану против русской осады Гянджи в 1804 году. Таким образом, сын Ибрагим-Халил-хана Абул-Фатх-хан Джаваншир новым ханом был назначен . Несмотря на это, Ибрагим Халил-хан продолжал править как хан Карабаха. [49] В 1804 году произошли многочисленные столкновения между иранской и русской армиями, но они не оказали существенного влияния на ситуацию. Грузинский дворянин Павел Цицианов , руководивший русским походом и руководивший осадой Гянджи, вскоре заставил Ибрагим Халил-хана уступить и принять русский гарнизон в Шуше. В мае 1805 года Ибрагим Халил-хан подписал Кюрекчайский мирный договор , который предоставил России полную власть над внешними делами Карабаха в обмен на ежегодную плату. Россия также признала Ибрагима Халила и его родословную через его старшего сына правителями Карабаха. [32]
В том же году Фатх-Али-шах повел большие силы к реке Арас, а наследному принцу Аббасу Мирзе было поручено разобраться с Ибрагим Халил-ханом. Действия русских были временно прерваны убийством Цицианова в феврале 1806 года. В этот период Ибрагим Халил-хан направил Фатх-Али-шаху письмо, в котором извинялся за уступку русским, заявлял о своей готовности встать на сторону Ирана и просил помощь в восстановлении контроля над замком в Шуше. Изменение взглядов Ибрагим Халил Хана было вызвано недавней смертью его старшего сына и наследника Мохаммада Хасана-аги, который был видным генерал-майором русской армии, и русские, похоже, не были в состоянии эффективно защищаться от приближавшаяся более крупная иранская армия. Фатх-Али Шах помиловал Ибрагим Халил-хана, который перебрался на соседний холм недалеко от Шуши, чтобы иранские войска могли атаковать его гарнизон. [32]
Один из внуков Ибрагим Халил-хана, Джафар Коли-ага, сын Мохаммада Хасан-аги, чья преемственность должна была быть обеспечена Кюрекчайским договором и у которого были свои собственные планы по управлению Карабахом, был напуган и возмущен этим действием. 2 июня 1806 года Ибрагим Халил-хан вместе с некоторыми своими родственниками и 30 членами его свиты был убит группой русских солдат по наущению Джафара Коли-аги и командующего русским гарнизоном. [32] Хотя Джафар Коли-ага надеялся стать новым ханом за помощь русским в борьбе с «предательством» своего деда, в конечном итоге они назначили 30-летнего сына Ибрагим Халил-хана Мехди Коли-хана Джаваншира из-за поддержки, которой он пользовался среди выдающихся знатных людей. деятели Карабаха. [50]
Мехди Коли Хан

Мехди Коли-хан согласился соблюдать Кюрекчайский договор 22 сентября 1806 года, когда царь Александр I ( годы правления 1801–1825 ) официально утвердил его ханом. запретил Котляревскому, новому командующему русским гарнизоном в Шуше, русский полководец Иван Гудович вмешиваться во внутренние дела ханства из-за его высокого уважения к Мехди Коли-хану. [51] Хотя Мехди Коли-хан носил титул хана Карабаха, на самом деле он был номинальным главой, а реальная власть принадлежала русским. [52] В 1807 году в Южном Карабахе было значительное иранское военное присутствие. [53]
В июне 1812 года Мехди Коли-хан получил фарман (царский указ) от Фатх-Али-шаха с просьбой подтвердить свою лояльность и работать вместе с ним над изгнанием русских из Карабаха. Помимо прощения Мехди Коли-хана за его прежние проступки, Фатх-Али Шах также назначит его губернатором Карабаха и будет работать с ним над возвращением карабахских племен, искавших убежища в Азербайджане. Мехди Коли Хан, который изменил свой союз между Ираном и Россией в свою пользу, как и большинство ханов Южного Кавказа, принял решение остаться на стороне России. Стремясь заверить свою неизменную преданность Российской империи, он послал фермера Котляревского . [54]
Русско-иранская война 1804–1813 годов завершилась Гюлистанским договором , по которому Иран согласился уступить России большую часть своих владений на Восточном Кавказе, включая Карабах. Договор был подписан в Гулистан в Карабахе. селе [55] [56] Иранцы были разочарованы договором, и такие официальные лица, как Мирза Бозорг Каем-Макам, яростно выступили против него. [56] В 1822 году Мехди Коли-хан бежал в Иран в результате последовавшей впоследствии попытки русского генерала Алексея Петровича Ермолова упразднить ханства. [57]
В Иране Мехди Коли Хан был среди членов «партии войны» или «ястребов», которые выступали за войну против русских. [58] Позже он был среди иранских солдат во время русско-иранской войны 1826–1828 годов . В 1836 году ему наконец разрешили вернуться в Карабах, где он вышел в отставку. Он умер в 1845 году и был похоронен в Агдаме . [59]
Строительная деятельность
По словам Мирзы Джамаля Джаваншира, Баят принял множество новых поселенцев (в том числе ремесленников) из близлежащих районов, в том числе из Ардебиля и Тебриза. Американский иранского происхождения историк Джордж Бурнутян заявил, что этот отрывок показывает, что племенное владычество Джаваншира включало в себя нечто большее, чем просто пастбищные или миграционные земли. Их форты, напоминавшие небольшие города, служили центрами ханства. Крепости Баят, Шах-Булаги и Шуша требовали большого количества мастеров и рабочих для их строительства и обслуживания. [60]
Распространенным методом в большом городе-крепости было размещение его вокруг Майдана (площади), который находился рядом с базаром , главной мечетью и хаммамами (банями). [61]
Чеканка монет

После введения иранского риала в 1790 году валюта теншахи перестала использоваться. [62] Позже он был восстановлен Ибрагимом Халил-ханом и отчеканен из серебра в Шуше под названием панахабади в честь Панах Али-хана. [63] [64] Это был первый раз, когда ханы Карабаха чеканили серебряные монеты, что является более поздним явлением по сравнению с другими ханствами. [65] Это произошло потому, что Панах Али Хан и Шахназар II разделили контроль над Шушей, а чеканка серебряных монет стала возможной только после смерти Шахназара II в 1792 году. [63] Панахабади Гянджинским был создан по образцу варианта серебряной монеты, отчеканенной ханством . [27] Ханы Карабаха никогда не выпускали монеты под своим именем из-за отсутствия легитимности суверенного монарха и каких-либо претензий на независимость. [66] [67]
два типа панахабади Были обнаружены : один лёгкого веса, который соответствовал одной восьмой иранской рупии , и более тяжёлый, весивший почти столько же, сколько и 10 копеек русской императрицы Екатерины II. По мнению нумизматов Александра Акопяна и Павла Петрова, в этом не было ничего необычного, поскольку Ибрагим Халил проявлял пророссийские настроения и вел переговоры с российскими чиновниками, но также находился под иранским влиянием и пытался обеспечить легкое распространение своих монет в Иране. [68]
Панахабади все еще находился в обращении в некоторых регионах Южного Кавказа и Ирана вплоть до начала 19 века. [24] Надпись на лицевой стороне гласила: «Есть один Бог, Его имя — Аллах, и Мухаммед был Его Пророком», а на оборотной стороне — «отчеканено в Панахабаде». [69] «Панахабад» был лакабом (почетным обращением), используемым для обозначения Шуши, хотя оно использовалось только в официальном, бюрократическом языке, а не в качестве топонима , поскольку это слово отсутствует в тюркских текстах, относящихся ко времени строительства крепости. имели По-видимому , панахабади собственное название только из-за того, что вес этих монет отличался от более ранних иранских аббаси , а также от более поздних систем веса риала и рупии . [27]
Другой тип монет, называемый сахибкирани , был впервые отчеканен в 1800/01 году во имя Фатх-Али Шаха. [68] На уникальном варианте сахибкирани выгравировано персидское стихотворение; бе-нам мухрум сахиб аз-замани, мукрам сикке сахибкирани («во имя печати Сахиба аз-Замани, этот сахибкирани отчеканен с честью»). [70]
Большинство известных монет, отчеканенных Карабахским ханством, были выпущены во время его объединения с Россией. [70]
Демография
В магалах
По данным обследования, проведенного Российской империей в 1823 году, магалы (районы) [с] Карабаха состояла из 17101 семьи сельских жителей и кочевников. Его жители относились либо к татарам, либо к татарам, [д] Армяне, или кочевники. [и] Было 8445 кочевых семей, 4654 армянских семьи и 4002 татарских семьи, то есть кочевники составляли 49,38% населения, за ними следовали армяне (27,22%), а затем татары (23,40%). В исследовании также отмечается, что с учетом Шуши все население Карабаха состоит из 18 563 семей. [75]
В Карабахе было около 300 населенных пунктов, поровну разделенных между армянами и татарами. В армянских селах проживало несколько больше людей, чем в татарских. Число кочевнических пастбищ составляло около 375. Соответственно, на поселение приходилось по 30 семей, а на каждое кочевье - примерно по 25 семей. По оценкам, общая численность населения Карабаха составляла от 113 000 до 115 000 человек, принимая во внимание средний размер семьи в этом районе на протяжении всего XIX века, составлявший, по оценкам, 5,5–6,5 человек. [74]
В пяти магалах (Гулистан, Хачен, Джраберд, Варанда и Дизак), которые позже стали известны как Нагорный Карабах , армяне составляли подавляющее большинство населения. Во всех селах магалов Гулистана , Хачена и Джраберда они были единственными людьми. В каждом из магалов Варанды и Дизака существовало по одному татарскому селу, остальные же села были населены армянами. проживало 1536 армянских семей и 53 татарских семьи Всего в пяти магалах , то есть в 1822 году 96,67% жителей Нагорного Карабаха были армянами, а остальные 3,33% - татарами. [76]
Скачать
По данным российского обследования 1823 года, на трех четверти Шуши числилась 371 семья. Кварталы Казанчи и Ахлиси были полностью заселены людьми с армянскими именами, а квартал Тебризи полностью — людьми с мусульманскими именами. В Тебризинском секторе Шуши проживало 162 мусульманские семьи, тогда как в остальных двух четвертях Шуши проживало 209 армянских семей. В опрос также включен список мусульманских (765 человек) и армянских (326 человек) семей, которые были указаны как населяющие Шушу и ее окрестности, происходящие из нескольких поселений и кочевых полей Карабаха. Они принадлежали либо ханской семье, либо духовенству, правительству, либо подданным различных чиновников. Вместо уплаты налогов они оказывали монарху, мулкдарам или тюлдарам ряд услуг . [77]
Это означает, что в 1823 году в Шуше и ее окрестностях проживало 1462 семьи, из них 921 семья (63,41%) были мусульманами, а 535 (36,59%) - армянами. [75]
Доход
Налоги уплачивались жителями Шуши ежегодно одним платежом. Армянские кварталы должны были платить больше всего, предоставляя ежегодно 590 золотых рублей и 200 харваров («осла») дров. Мусульманский квартал был обязан заплатить 200 золотых рублей и 60 харваров дров. [78]
Администрация
Карабах был провинцией полностью иранской имперской структуры, как и другие провинции, такие как Лорестан и Хорасан. [79] По структуре Карабахское ханство представляло собой миниатюрную версию иранского царства. [80] Как и правители Афшарида и Занда, вся семья Панах Али Хана была выдающимися фигурами и занимала государственные должности. он использовал минбаши , юзбаши , монши , эшик-аггаси , кешикчи , ясаволов , назеров В управлении своим двором и провинцией и другой личный состав. В обмен на освобождение от налогов каждый фигурировавший в учете карабахский соплеменник записывался в кавалерию. Даже освобожденные от налогов племена вносили свой вклад финансово и натурой, когда требовались наемники, но хан покрывал расходы на их снаряжение и корм для лошадей, когда они вступали в армию. [81] Иранолог . Виллем Флор использует пример Панаха Али Хана как аргумент в пользу того, что на характер и структуру политической системы Ирана не повлияла возросшая племенная активность [81]
В Каджарском Иране есть примеры, аналогичные случаям икты ( земельных грантов), предоставляемых женщинам в эпоху Сельджуков и Ильханата . Часть доходов Кума была передана дочери Ибрагим Халил Хана Аге Баджи и ее 200 личным помощникам из Карабаха после того, как она присоединилась к гарему Фатх-Али Шаха. Также было роздано много коронной земли; Абуль-Фатх Хан Джаваншир , один из сыновей Ибрагим Халил Хана, получил большую часть земель племени Шахсеван в Азербайджане. [82]
Административным и литературным языком в Карабахе до конца XIX века был персидский, причем арабский использовался только для религиоведения, несмотря на то, что большинство мусульман региона говорили на тюркском диалекте. [83] В судебной системе также говорили на персидском языке. [84]
Историография
В современной историографии
Политическая история Ирана при династиях Сефевидов, Афшаридов, Занда или Каджаров является основным предметом большинства иранских первоисточников. Событиям, происходящим в отдаленных районах, таких как Карабах, обычно в этих текстах уделяется краткое абзац, если только шах не считал важным посетить такие районы. Карабах является лишь основной темой нескольких летописей , написанных тюрками Южного Кавказа, позже известными как азербайджанцы . Все они, за одним исключением, писали на персидском языке. [85]
« Тарих -э Карабах» Мирзы Джамаля Джаваншира (умер в 1853 г.) является самым ранним письменным источником, посвященным Карабаху. Основное внимание уделяется политическим и, в меньшей степени, социально-экономическим условиям в Карабахе с 1740-х по 1806 год. [85]
В азербайджанской историографии
Ханства, которые в советской историографии были маргинализированы как остатки архаичного феодального института, возродились в постсоветской азербайджанской историографии. Они представляют собой сложную основу для национального повествования из-за своей краткости, разнообразия и постоянной фракционной борьбы. Современные азербайджанские научные круги и книги по истории называют все ханства к северу и югу от Аракса «азербайджанскими ханствами», заново изобретая их как предшественников азербайджанской нации. Сюда входит Карабахское ханство, Джаванширские ханы которого изображаются как «отцы-основатели». [86] Кроме того, этническое наследие проживавших в Карабахе кочевников, включавших тюркские, курдские и другие кавказские племена, игнорируется азербайджанскими историками, которые группируют их вместе с татарами, считая их всех «азербайджанцами». [74] Однако до 20-го века азербайджанцы едва представляли собой этническую группу, а тем более нацию. Люди, жившие в современной стране Азербайджан, идентифицировались либо как мусульмане уммы ( сообщества), либо как турки, разделявшие языковую семью, распространенную на значительной части Центральной Азии , либо как персы. [87]
До 1988 года азербайджанские эксперты не оспаривали историческое армянское присутствие в Нагорном Карабахе, которое изменилось, когда армяне Нагорного Карабаха потребовали, чтобы их регион отделился от Азербайджана. Чтобы защитить антиармянскую политику своего правительства в Нагорном Карабахе, азербайджанские политики, журналисты и ученые утверждали, что этот регион никогда не был частью исторической Армении и что армянские жители региона были иммигрантами, которые медленно переселились туда после 1828 года. [88] Азербайджанское издание российского обзора 1823 года 2003 года представляет собой измененную версию оригинальной работы; Помимо нескольких опечаток, в нем также часто по ошибке или намеренно опускается ключевая информация, такая как слово «армянин». [89]
Современные азербайджанские ученые и историки утверждают, что современная страна Азербайджан и регион Азербайджана на территории современного северо-западного Ирана раньше были одним целым, основываясь на таких аргументах, как Нахчыван и южный Карабах, временно входящие в административное деление иранской провинции. Азербайджана, лингвистические сходства между двумя местами и так далее. Однако подавляющее большинство современных европейских историков, а также российских и иранских источников XIX века считают, что это были две отдельные географические и политические области. [90] До 1918 года слово «Азербайджан» относилось к иранскому региону Азербайджана. [73]
Примечания
- ↑ На персидском языке ханства исторически назывались улка или туман . Слово « ханство » является англизированной формой русского слова «ханство» и армянского слова «ханутюн» . [1]
- ↑ Режим Сефевидов рухнул в 1722 году после их капитуляции перед афганцами во время осады их столицы Исфахана . [10]
- ↑ По словам Джорджа Бурнутяна : «Термин махал можно перевести как «район», «площадь» или «зона». Иногда его можно перевести как «квартал», хотя махалле более подходящим термином для обозначения квартала является . «Район» это наиболее распространенный перевод слова « махал ». [71]
- ↑ Термин «татары», используемый русскими, относился к тюркоязычным мусульманам ( шиитам и суннитам ) Южного Кавказа . [72] В отличие от армян и грузин, татары не имели собственного алфавита и использовали персидско-арабскую письменность . [72] После 1918 года, с созданием Азербайджанской Демократической Республики , и «особенно в советское время», татарская группа идентифицировала себя как « азербайджанцы ». [72] До 1918 года слово « Азербайджан » относилось к иранской провинции Азарбайджан . [73]
- ^ Тюрки, курды и другие племена Кавказа составляли кочевников. [74]
Ссылки
- ^ Бурнотян 2016b , с. 2 (см. примечание 7).
- ^ Jump up to: а б Цибенко 2018 .
- ^ Бурнутиан 1994 , стр. 15–16.
- ^ Бурнутиан 1997 , стр. 82.
- ^ Бурнутиан 1994 , стр. 16.
- ^ Jump up to: а б Бурнутиан 1994 , стр. 17.
- ^ Бурнотьян 1997 , стр. 81–82.
- ^ Этаж 2008 , стр. 258–259.
- ^ Этаж 2021 , с. 221.
- ^ Мэтью 2008 .
- ^ Jump up to: а б с Бурнутиан 2021 , стр. 261.
- ^ Jump up to: а б Хьюсен 1972 , с. 325.
- ^ Бурнутиан 1997 , стр. 88.
- ^ Jump up to: а б с д Бурнутиан 1997 , стр. 89.
- ^ Бурнутиан 1976 , стр. 23.
- ^ Таппер 1997 , с. 114.
- ^ Борнутиан 2016b , стр. 107.
- ^ Бурноутиан 1997 , стр. 90–91.
- ^ Бурнутиан 1997 , стр. 91.
- ^ Бурнутиан 1994 , с. 68 (см. также примечание 161).
- ^ Бурнутиан 1994 , стр. 51.
- ^ Jump up to: а б Бурнутиан, 2021 г. , стр. 261–262.
- ^ Бурнутиан 1994 , с. 63 (см. также примечание 141).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бурнутиан 2021 , стр. 262.
- ^ Бурнутиан 1994 , с. 54 (см. примечание 109).
- ^ Бурнутиан 1994 , с. 71 (см. также примечания 171 и 172).
- ^ Jump up to: а б с Акопян и Петров 2016 , с. 7.
- ^ Таппер 1997 , стр. 114, 116.
- ^ Таппер 1997 , стр. 112, 114.
- ^ Борнутиан, 2021 , стр. 10.
- ^ Борнутиан 2021 , стр. 234.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Дэвид 2021 .
- ^ Перри 1979 , стр. 81–82.
- ^ Бурнутиан 2016b , стр. 108.
- ^ Хьюсен 1972 , стр. 325–326.
- ^ Хьюсен 1972 , с. 326.
- ^ Борноутиан 2016a , стр. xvii.
- ^ Хэмбли 1991 , стр. 145–146.
- ^ Каземзаде 1991 , с. 328.
- ^ Jump up to: а б Бехруз 2023 , с. 19.
- ^ Бехруз 2023 , стр. 19–20.
- ^ Jump up to: а б Бехруз 2023 , с. 20.
- ^ Хэмбли 1991 , с. 127.
- ^ Бехруз 2023 , стр. 20–21.
- ^ Борнутиан 2016b , стр. 109.
- ^ Борнутиан 2021 , стр. 18.
- ^ Борнутиан, 2021 , стр. 19.
- ^ Jump up to: а б Бурнутиан 2021 , стр. 263.
- ^ Борнутиан 2021 , с. 83 (см. также примечание 116).
- ^ Bournoutian 2021 , стр. 135–136.
- ^ Борнутиан 2021 , стр. 136.
- ^ Bournoutian 1994 , стр. 4, 29, 104 (см. примечания 15, 4 и 318).
- ^ Бехруз 2023 , с. 85.
- ^ Борнутиан 2021 , стр. 209.
- ^ Мандат 2017 г. , с. 195.
- ^ Jump up to: а б Дэниел 2001 , стр. 86–90.
- ^ Борнутиан, 2021 , стр. 285.
- ^ Бехруз 2023 , с. 119.
- ^ Бурнутиан 1994 , с. 4 (см. примечание 16).
- ^ Бурнутиан 1994 , с. 51 (см. также примечание 103).
- ^ Бурнутиан 1994 , с. 51 (см. также примечание 101).
- ^ Мэти, Флор и Клоусон, 2013 , с. 167 ,
- ^ Jump up to: а б Акопян и Петров 2016 , стр. 6–7.
- ^ Мэти, Флор и Клоусон, 2013 , с. 226.
- ^ Акопян и Петров 2016 , с. 6.
- ^ Акопян и Петров 2016 , стр. 1–2.
- ^ Мэти, Флор и Клоусон, 2013 , с. 170.
- ^ Jump up to: а б Акопян и Петров 2016 , с. 8.
- ^ Бурнутиан 1994 , с. 72 (см. примечание 175).
- ^ Jump up to: а б Акопян и Петров 2016 , с. 9.
- ^ Бурнутиан 1994 , с. 33 (см. примечание 26).
- ^ Jump up to: а б с Бурнутиан 2018 , с. 35 (см. примечание 25).
- ^ Jump up to: а б Бурнутиан 2018 , стр. xiv.
- ^ Jump up to: а б с Бурнутиан 2011 , стр. 437.
- ^ Jump up to: а б Бурнутиан 2011 , стр. 436.
- ^ Борнутиан 2011 , стр. 439.
- ^ Борнутиан 2011 , стр. 435.
- ^ Борнутиан 2011 , стр. 440.
- ^ Йылмаз 2015 , с. 770.
- ^ Братья 2019 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б Этаж 2018 , с. 159.
- ^ Ламбтон 1991 , с. 491.
- ^ Бурнутиан 1994 , стр. 1.
- ^ Светоховский 2004 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Бурнутиан 1994 , с.
- ^ Братья 2019 , стр. 116–117.
- ^ Фаукс 2002 , с. 14.
- ^ Борнутиан 2011 , стр. 427.
- ^ Bournoutian 2011 , стр. 443–444.
- ^ Борноутиан 2016a , стр. xv.
Источники
- Акопян, Александр; Петров, Павел (2016). «Чеканка Ираванского, Нахджаванского, Гянджинского и Карабахского ханств в 1747–1827 годах» . Государственный Эрмитаж : 1–9.
- Аманат, Аббас (2017). Иран: современная история . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-11254-2 .
- Бехруз, Мазиар (2023). Иран в войне: взаимодействие с современным миром и борьба с имперской Россией . ИБ Таурис. ISBN 978-0-7556-3737-9 .
- Бурнутиан, Джордж (1976). Ереванское ханство под властью Каджара: 1795–1828 гг . Калифорнийский университет. ISBN 978-0-939214-18-1 .
- Бурнутян, Джордж (1994). История Карабаха: аннотированный перевод книги Мирзы Джамаля Джаваншира Карабаха «Тарих-е Карабах» . Издательство Мазда. ISBN 978-1-56859-011-0 .
- Бурнутиан, Джордж (1997). «Восточная Армения от семнадцатого века до российской аннексии». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский народ от древности до современности . Том. 1. Пресса Святого Мартина. стр. 81–107. ISBN 0-312-10169-4 .
- Бурнутян, Джордж (2011). Русское обследование Карабахской провинции 1823 года. Первоисточник по демографии и экономике Карабаха в первой половине XIX века . Издательство Мазда. ISBN 978-1-56859-173-5 .
- Бурнутян, Джордж (2016a). Российское исследование Ширванского ханства 1820 года: основной источник по демографии и экономике иранской провинции до ее аннексии Россией . Мемориальный фонд Гибба. ISBN 978-1-909724-80-8 .
- Бурнутян, Джордж (2016b). «Прелюдия к войне: русская осада и штурм крепости Гандже, 1803–1804 гг.». Иранские исследования . 50 (1). Тейлор и Фрэнсис: 107–124. дои : 10.1080/00210862.2016.1159779 . S2CID 163302882 .
- Бурнутян, Джордж (2018). Армения и упадок империи: Ереванская губерния, 1900–1914 гг . Милтон-Парк, Абингдон, Оксон: Рутледж. ISBN 978-1-351-06260-2 . OCLC 1037283914 .
- Бурнутян, Джордж (2021). От Кура до Аракса: Военная история продвижения России на Южный Кавказ и первая русско-иранская война, 1801–1813 гг . Брилл . ISBN 978-90-04-44515-4 .
- Броерс, Лоуренс (2019). Армения и Азербайджан: анатомия соперничества . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-5052-2 .
- Дэниел, Элтон Л. (2001). «Голестанский договор» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том XI/1: Гиони – Гольшани . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 86–90. ISBN 978-0-933273-60-3 .
- Давуд, Сейед Али Аль-и (2021). Маделунг, В.; Дафтари, Ф. (ред.). «Ибрагим Халил Хан Джаванши» . Энциклопедия Исламика Интернет . Перевод Халили, Александр. Брилл . doi : 10.1163/1875-9831_isla_SIM_062044 .
- Флор, Виллем (2008). Титулы и вознаграждения в Сефевидском Иране: Третье руководство по управлению Сефевидами, Мирза Наки Насири . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Mage. ISBN 978-1-933823-23-2 .
- Флор, Виллем (2018). «Возрождение племен в восемнадцатом веке: полезный ярлык?». В Эксуорси, Майкл (ред.). Кризис, крах, милитаризм и гражданская война: история и историография Ирана XVIII века . Издательство Оксфордского университета. стр. 151–162. ISBN 978-0-19-025033-1 .
- Флор, Виллем (2021). «Сефевидский суд и правительство». В Матти, Руди (ред.). Сефевидский мир . Рутледж. стр. 203–224.
- Фаукс, Б. (2002). Этническая принадлежность и этнические конфликты в посткоммунистическом мире . Спрингер. ISBN 978-0-333-79256-8 .
- Хэмбли, Гэвин Р.Г. (1991). «Ага Мухаммад Хан и основание династии Каджаров». В Эйвери, Питер ; Хэмбли, Гэвин Р.Г.; Мелвилл, Чарльз Питер (ред.). Кембриджская история Ирана, том 7: От Надир-шаха до Исламской Республики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 104–143. ISBN 0-521-20095-4 .
- Хэмбли, Гэвин Р.Г. (1991). «Иран во время правления Фатх Али-шаха и Мухаммад-шаха». В Эйвери, Питер ; Хэмбли, Гэвин Р.Г.; Мелвилл, Чарльз Питер (ред.). Кембриджская история Ирана, том 7: От Надир-шаха до Исламской Республики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 144–173. ISBN 0-521-20095-4 .
- Хьюсен, Роберт Х. (1972). «Мелики Восточной Армении: предварительное исследование» . Обзор арменоведения . Новая серия. IX : 285–329.
- Каземзаде, Ф. (1991). «Иранские отношения с Россией и Советским Союзом до 1921 года». В Эйвери, Питер ; Хэмбли, Гэвин Р.Г.; Мелвилл, Чарльз Питер (ред.). Кембриджская история Ирана, том 7: От Надир-шаха до Исламской Республики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 314–350. ISBN 0-521-20095-4 .
- Ламбтон, АКС (1991). «Землевладение и управление доходами в девятнадцатом веке». В Эйвери, Питер ; Хэмбли, Гэвин Р.Г.; Мелвилл, Чарльз Питер (ред.). Кембриджская история Ирана, том 7: От Надир-шаха до Исламской Республики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 459–505. ISBN 0-521-20095-4 .
- Мэтти, Руди (2008). «Династия Сефевидов » Энциклопедия Ираника
- Мэтти, Руди; Флор, Виллем; Клоусон, Патрик (2013). Денежная история Ирана: от Сефевидов до Каджаров . ИБТаурис. ISBN 978-0-85772-172-3 .
- Перри, Джон Р. (1979). Карим Хан Занд: История Ирана, 1747–1779 гг . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-66098-1 .
- Светоховский, Тадеуш (2004). Русский Азербайджан, 1905–1920: Формирование национальной идентичности в мусульманской общине . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-52245-8 .
- Таппер, Ричард (1997). Пограничные кочевники Ирана: политическая и социальная история Шахсевана . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-58336-7 .
- Цибенко, Вероника (2018). «Карабах, Нагорное» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Йылмаз, Харун (2015). «Семейная ссора: азербайджанские историки против советских иранологов». Иранские исследования . 48 (5). Издательство Кембриджского университета: 769–783. дои : 10.1080/00210862.2015.1058642 . S2CID 142718875 .
Дальнейшее чтение
- Бурнутян, Джордж (1980). Население Персидской Армении до и сразу после ее присоединения к Российской империи: 1826–1832 гг . Центр Вильсона, Институт перспективных российских исследований Кеннана.
- Бурнутян, Джордж (1999). Летопись Авраама Критского . Издательство Мазда. ISBN 1-56859-082-2 .
- Мэтти, Руди (2011). Персия в кризисе: упадок Сефевидов и падение Исфахана . ИБТаурис. ISBN 978-0-85773-181-4 .
- Рид, Джеймс Дж. (1978). «Каджар Уймак в период Сефевидов, 1500–1722». Иранские исследования . 11 (1/4). Тейлор и Фрэнсис : 117–143. дои : 10.1080/00210867808701542 . JSTOR 4310299 . ( требуется регистрация )