Эриванское ханство
Эриванское ханство Ереванское ханство Ханат-э Иреван | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1747–1828 | |||||||||
![]() Эриванское ханство в 1820 году. | |||||||||
Статус | Ханство Под иранским сюзеренитетом [1] | ||||||||
Капитал | Ереван | ||||||||
Общие языки | Персидский (официальный), Армянский , Азербайджанский , Курдский | ||||||||
История | |||||||||
• Учредил | 1747 | ||||||||
• Упразднено | 1828 | ||||||||
|
Эриванское ханство [а] ( персидский : Ханат Ираван , латинизированный : Ханат-э Ираван ), также известный как Чохур-э Саад , [2] [б] было ханством (т. е. провинцией), основанным в Афшаридском Иране в 18 веке. Он занимал площадь около 19 500 км2. 2 , [2] и соответствовал большей части современной центральной Армении , провинции Игдыр и провинции району Карсской Кагызманскому на территории современной Турции , а также Шарурскому и Садаракскому районам Нахчыванской Автономной Республики современного Азербайджана .
После смерти Надир-шаха в 1747 году власть Ирана над территориями к северу от реки Аракс была сильно ослаблена, и Эриванское ханство стало данником грузинского царя Ираклия II . Эта договоренность сохранилась после того, как Карим Хан Занд номинально восстановил власть Ирана на Южном Кавказе. Грузинский царь несколько раз нападал на ханство, когда хан пытался уклониться от уплаты дани. Как и некоторые другие ханы Кавказа, Мухаммед-хан Эриванский стремился вступить в контакт с Россией после 1783 года, когда Грузия стала российским протекторатом. В 1794–95 Ага Мохаммад-хан Каджар вел кампанию по восстановлению центральной власти в регионе и получил подчинение Эриванского хана.
Столица провинции Эривань была центром иранской обороны на Кавказе во время русско-иранских войн 19 века. [2] В результате поражения Ирана в последней русско-иранской войне в 1827 году был оккупирован русскими войсками. [4] а затем отошёл к Российской империи в 1828 году в соответствии с Туркменчайским договором . Сразу после этого территории бывшего Эриванского ханства и соседнего Нахчыванского ханства были объединены в Армянскую область Российской империи.
История
Администрация
При иранском правлении короли ( шахи ) назначали различных губернаторов для управления своими владениями, создавая таким образом административный центр. Эти правители обычно носили титул « хан » или « нищий ». [5] а также титул сардар («вождь»). До основания ханства (т.е. провинции) [6] иранцы использовали Эриваньскую провинцию (также известную как Чохур-э-Саад ) для управления примерно той же территорией. Как провинция эпохи Сефевидов, так и административная единица эпохи Занда и Каджара были альтернативно известны под названием Чохур-э Саад . [3] [с]
В эпоху Каджаров члены королевской династии Каджаров были назначены губернаторами Эриванского ханства до российской оккупации в 1828 году. [9] Таким образом, главы губернского правительства Эриванского ханства имели прямое отношение к центральной правящей династии. [10] В административном отношении ханство было разделено на пятнадцать административных округов, называемых махалами , официальным языком которых был персидский. [11] [12] [13] Местная бюрократия была создана по образцу центрального правительства, расположенного в Тегеране . [14]
Вместе с Нахчыванским ханством эта территория составляла часть Иранской Армении (также известной как Персидская Армения). [15] [д] Эриванское ханство составляло основную часть иранской Армении. [17] Остальные окраины исторической Армении под властью Ирана входили в состав Карабахского и Гянджинского ханств, а также Картли-Кахетинского царства . [15]
События и уступка России
Надир-шах ( годы правления 1736–1747 ) разделил регион на четыре ханства: Эриванское, Нахчыванское (ранее входившее в состав Чохур-э Саада ), [18] Карабах и Гянджа . [19] За убийством Надера в 1747 году последовали пятнадцать лет беспорядков в регионе, которые позволили некоторым тюркским племенам в иранской Армении вновь заявить о себе. [20] [21] Племя Каджаров укрепилось в Эривани, Гяндже и Нахичевани, а племя Джаваншир взяло под свой контроль Карабах. [21] Грузинский царь Ираклий II и Джаванширский хан Карабаха Панах Али объединились, чтобы разделить иранскую Армению на свои собственные протектораты. [22] В 1749 году вассал Азад-хана по имени Мухаммед-хан напал на Эриваньское ханство и осадил Эривань, разграбив при этом прилегающую территорию. Эриваньский хан обратился к Ираклию Кахетинскому и его отцу, царю Картли Теймуразу , с предложением стать их данником в обмен на их помощь. Ираклий и Теймураз разбили Мухаммад-хана и изгнали его из Эриванского ханства. После этого ириванский хан был обязан платить ежегодную дань грузинским царям. Хан часто пытался уклониться от этого обязательства, и Ираклий несколько раз выступал против Эриванского ханства с целью взыскания дани. [23]
В 1753–54 Эриванское ханство сильно пострадало от набегов лезгин с Северного Кавказа. [24] К 1762 году Карим-хану Занду удалось воссоединить Иран и восстановить иранский сюзеренитет над ханами Кавказа . [22] Карим-хан брал заложников из семей ханов, чтобы обеспечить их лояльность, но в дела Кавказа не вмешивался. [25] В 1765 и 1769 годах Ираклий II вторгся в Эриванское ханство в ответ на попытки Хосейн Али-хана прекратить выплату дани. Оба раза кровопролития удалось избежать при посредничестве армянского католикоса Симеона Ереванского , а Ираклий согласился на восстановление статуса данника ханства. [26] Смерть Карим-хана в 1779 году спровоцировала новую борьбу за власть в Иране, что снова привело к конфликту между правителями Кавказа. [20] [27] В том же году Ираклий вновь вторгся в Эриванское ханство, опустошив земли и взяв большое количество добычи и пленных, хотя и не смог захватить Эриваньскую крепость . [28]
Хосейн Али Хан умер в 1783 году, и ему наследовал его сын Голам Али , который был убит вскоре после этого; ему наследовал его младший брат Мохаммад Хан . [29] Как и некоторые другие ханы Кавказа, Мухаммад-хан стремился вступить в контакт с Россией после Георгиевского мирного договора . [30] В 1794–1795 годах Ага Мохаммад-хан Каджар проводил кампанию по восстановлению центральной власти в регионе. Он получил подчинение ханств и насильственно подчинил себе Грузию. [31] Он арестовал Мохаммад-хана и назначил своего собственного брата Али Коли-хана на эту должность , хотя преемник Ага Мохаммад-хана Фатх-Али ( годы правления 1797–1834 ) восстановил Мохаммед-хана в должности после вступления на трон. [30] В период Каджаров город Эривань считался весьма процветающим. [2] После того, как русские аннексировали Картли-Кахетию и начали русско-персидскую войну 1804–1813 годов , Эривань «снова» стала центром иранской обороны на Кавказе. [2]
В 1804 году русский генерал Павел Цицианов напал на Эривань, но «превосходящая» иранская армия под командованием наследного принца Аббаса Мирзы отразила атаку. [2] В 1807 году центральное иранское правительство короля Фатх-Али Шаха Каджара назначило Хусейн-хана Сардара новым губернатором ( ханом ) Эривани и сделало его главнокомандующим (отсюда и сардаром ) иранских войск к северу от Эривани. река Арас . [9] [32] Хоссейн Хан Сардар был одним из самых важных людей в правительстве тогдашнего короля Фатх-Али Шаха Каджара. [33] Способный администратор, его долгое пребывание на посту губернатора считается эпохой процветания, за время которой он превратил ханство в образцовую провинцию. [2] Его местная бюрократия, созданная по образцу центрального правительства в Тегеране , была эффективной и восстановила доверие местных армян к иранскому правлению. [2] [14]
В 1808 году русские под предводительством генерала Ивана Гудовича снова на город напали ; эта попытка также была отражена. [2] По Гюлистанскому договору (1813 г.), положившему конец войне 1804–1813 гг., Иран потерял большую часть своих кавказских территорий; Эривань и Тебриз стали теперь главным штабом иранских усилий по возвращению территорий, утраченных Россией. [2]
Примерно десять лет спустя, в нарушение Гюлистанского договора, русские вторглись в Эриванское ханство. [34] [35] Это спровоцировало последний раунд военных действий между ними: русско-персидскую войну 1826–1828 годов . На ранних этапах этой войны иранцам удалось вернуть многие территории, потерянные в 1813 году; однако русское наступление 1827 года, в котором решающую роль сыграла превосходящая русская артиллерия, привело к поражению иранцев при Аббасабаде , Сардарабаде , а также Эривани. [2] Эривань была взята русскими 2 октября 1827 года. [2] В феврале 1828 года Иран был вынужден подписать Туркменчайский мирный договор , по итогам которого ханство (как и другие оставшиеся территории к северу от реки Аракс ) перешло к русским. [2] После распада Советского Союза река Аракс стала и осталась границей между Ираном и Арменией . [2]
Столица провинции
Сообщается, что город Эривань был «достаточно процветающим» в эпоху Каджара. [2] Его площадь составляла примерно одну квадратную милю, тогда как его непосредственные окрестности (включая сады) простирались еще примерно на восемнадцать миль. [2] В самом городе было три магала , более 1700 домов, 850 магазинов, почти десять мечетей, семь церквей, десять бань, семь караван-сараев , пять площадей, а также два базара и две школы. [2] Сообщается, что во время правления Хоссейн-хана Сардара укрепления Эривани были самыми сильными во всей стране. [36] Его огромная крепость, располагавшаяся на «возвышенности» и окруженная толстыми стенами, рвами и пушками, на некоторое время помогла сдержать наступление русских. [2] Из двух самых известных мечетей города одна была построена в 1687 году в период Сефевидов , тогда как самая большая мечеть города, Голубая мечеть , была построена в 18 веке после основания ханства и считается выдающейся мечетью. архитектурный пережиток той эпохи. [37] Рядом с одной из мечетей располагался ханский дворец. [2]
Во время правления Хоссейн-хана Сардара население Эривани неуклонно росло. [38] Незадолго до российского завоевания его население приближалось к 20 000 жителей. [39] Напротив, в 1897 году, примерно через семьдесят лет после установления российского правления, с учетом армянских переселений, в Эривани проживало всего около 14 000 жителей. [39] [и]
Демография
Согласно статье III Туркменчайского договора , иранцы должны были передать русским налоговую отчетность об утраченных территориях на Кавказе. [16] Однако в этих записях представлены только семьи, проживавшие на этих территориях, а также налоговые квоты ( būniche ), и, таким образом, они не были «точным подсчетом» количества людей, проживавших в этих провинциях, включая иранскую Армению. [16]
Поэтому русские немедленно провели тщательный статистический учет населения Эриванского ханства, переименованного теперь в « Армянскую область ». [16] Иван Шопен возглавил исследовательскую группу, которая провела административную перепись ( Камеральное описание ) для вновь созданной российской администрации в Эривани. На основании персидских административных записей Эриванского ханства, а также интервью, «Камеральное описание» считается «единственным точным источником каких-либо статистических или этнографических данных» о территориях, входящих в состав Иранской Армении, о ситуации до и сразу после российского завоевания. [16]
Мусульмане (персы, тюркские группы и курды) составляли абсолютное большинство в иранской Армении, составляя около 80% населения, тогда как армяне-христиане составляли около 20% населения. [40] [ф] По данным «Камерального описания» , оседлое и полуоседлое мусульманское население насчитывало более 74 тыс. человек. [42] Однако в этой цифре есть недостатки, поскольку она не учитывает оседлых и полуоседлых мусульман, уехавших сразу после иранского поражения. [42] Например, практически вся персидская правящая элита и военный офицерский аппарат, «большая часть которого проживала в административных центрах», после поражения мигрировали в материковый Иран. [42] Кроме того, некоторое количество тюркских и персидских солдат погибло в войне 1826–1828 годов , которая привела к завоеванию Россией Эриванского и Нахчыванского ханств. [42] По оценкам, около 20 000 мусульман покинули иранскую Армению или были убиты во время войны 1826–1828 годов. [42] По словам профессора истории Джорджа Бурнутяна , поэтому можно считать само собой разумеющимся, что совокупное персидское и тюркское (оседлое и полуоседлое) население иранской Армении составляло около 93 000 человек вместо 74 000 человек. [42]
Общая численность мусульманского населения иранской Армении (включая полуоседлое, кочевое и оседлое) до российского вторжения и завоевания составляла «примерно более» 117 000 человек. [43] Таким образом, около 35 000 из них не присутствовали (то есть эмигрировали, убитые во время войны) после решительного прибытия русских. [43]
Этническая группа | Считать |
---|---|
Армяне [г] | 20,073 |
Курды | 25,237 |
Персидская элита/армия [час] | 10,000 |
Тюркские группы (оседлые и полуоседлые) [я] | 31,588 |
Тюркские группы (кочевники) [Дж] | 23,222 |
Общий | 110,120 |
После того, как российская администрация завладела иранской Арменией, этнический состав изменился, и, таким образом, впервые за более чем четыре столетия этнические армяне снова начали составлять большинство в одной части исторической Армении. [47] Около 35 000 мусульман из более чем 100 000 эмигрировали из региона, а около 57 000 армян из Ирана и Турции (см. Также Русско-турецкую войну 1828–1829 годов ) прибыли после 1828 года. [48] Из-за этих новых значительных демографических сдвигов в 1832 году численность армян сравнялась с численностью мусульман. [40] В любом случае, только после Крымской войны и русско-турецкой войны 1877–1878 годов , которые привели к новому притоку турецких армян, этнические армяне снова установили прочное большинство в Восточной Армении. [49] Тем не менее, до двадцатого века в городе Эривань по-прежнему проживало мусульманское большинство. [49] Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона , изданному в последние несколько десятилетий существования Российской империи, русские составляли 2 %, армяне 48 % и адербейджанские татары. [к] 49 % населения Эривани в 1890-е гг. [52] По словам путешественника Х.Ф.Б. Линча , в начале 1890-х годов город Эривань был примерно на 50% армянским и на 50% мусульманским. [2] Х.Ф.Б. Линч думал, что некоторые среди мусульман были персами, когда он посетил город в том же десятилетии. [53] В то время как, по мнению современных историков Джорджа Бурнутяна и Роберта Х. Хьюсена , Линч считал, что многие из них были персами. [2]
персы

Персы были элитой региона и частью оседлого населения. [42] Термин «персы» в данном конкретном случае относится к правящей иерархии ханства и не обязательно обозначает этнический состав группы. [41] Таким образом, среди правящей «персидской» элиты ханства были этнические «персы» и «тюрки». [41] В эту правящую элиту входили прежде всего члены дома губернатора, его ближайшие соратники, офицерский корпус, представители местной персидской бюрократии и часть зажиточных купцов. [38] Персидская правящая элита составляла меньшинство среди мусульман ханства. [41] Во время войны 1826–1828 годов, которая привела к российскому завоеванию, часть персидской правящей элиты была убита; оставшаяся часть, по сути, мигрировала « всю » в собственно Иран после того, как русские окончательно установили контроль над провинцией. [42] [38] [л]
тюрки
Тюрки [м] были самой многочисленной группой в ханстве, но состояли из трех ветвей; оседлый, полуоседлый и кочевой. [42] Как и персидская правящая элита, некоторые из них погибли в войне 1826–1828 годов против русских. [42] Основными оседлыми тюркскими группами в ханстве были Баят , Кангарлу , Айрумлу , Ак Коюнлу, Кара Коюнлу, Каджары , а также «тюркифицированные казахи» (т. е. карапапахцы ). [55] Большое количество тюркских групп, насчитывающее около 35 000 человек, были своего рода кочевниками. [43] Как и у курдов, у некоторых тюркских групп были определенные районы, куда они переезжали летом и зимой. [43] Тюркские кочевники были важны для местных персидских правителей своим животноводством, ремеслами и лошадьми, которых они поставляли для кавалерии. [56] Оседлые тюрки составляли значительный процент работников сельскохозяйственного сектора. [57] Вместе с курдами кочевые тюркские группы использовали для своего скотоводческого образа жизни около половины территории ханства. [58] Между ведущими тюркскими группами существовало соперничество. [59] Из-за кочевого характера многих тюркских групп они располагались во многих районах. Они были в изобилии представлены в центральной и северной частях ханства, где «контролировали окраинные пастбища». [59] Между тюркскими кочевниками и курдами существовало традиционное чувство враждебности. [59] Карапапах и Айрумлу были крупнейшими тюркскими кочевническими группами; большинство из них были переселены в Азербайджан (исторический Азербайджан, также известный как Иранский Азербайджан ) с помощью Аббаса Мирзы , после 1828 года. [60]
Курды
Что касается курдов , то «Камеральное описание» перечисляет более 10 000 жителей (различных племен) и отмечает, что около 15 000 мигрировали после российской аннексии. [42] Таким образом, общая численность курдского населения (до войны) составляла более 25 000 человек. [42] Курды по традиции были кочевниками, как и многие тюркские группы. [61] Вместе с кочевыми тюркскими группами курды использовали для своего скотоводческого образа жизни около половины территории ханства. [58] Курды принадлежали в основном к трем религиозным группам; Сунниты, шииты и езиды . [62] Между курдами и тюркскими кочевниками существовало традиционное чувство враждебности. [59]
Армяне
-христиане Армяне составляли меньшинство в ханстве, составляя около 20 процентов населения, и не составляли большинства ни в одном из магалов (районов). [40] [н] Абсолютное подавляющее большинство армян, около 80% от их общей численности, проживало в округах ( махалах ) Кирк-Булага, Карби-Басар, Сурмалу и Сардарабад. [63] Как и другие меньшинства в Западной Азии, они жили недалеко от своих «религиозных и административных центров». [63] Были армяне и в столице губернии Эривани. [63] Сообщается, что армян не было в районах Шарур и Саадлу, и лишь «очень мало» в Гарни-Басаре, Гекче, Апаране, Талине, Сайидли-Ахсахлы и Веди-Басаре. [63]
Многие события привели к гибели армянского населения региона. До середины четырнадцатого века армяне составляли большинство в Восточной Армении . [64] В конце четырнадцатого века, после походов Тимура , ислам стал доминирующей религией, а армяне стали меньшинством в Восточной Армении. [64]
шахом Аббасом I Депортация большей части населения Армянского нагорья в 1605 году была одним из более поздних событий, когда из региона было изгнано около 250 000 армян. [65] Чтобы заселить приграничный регион своего королевства, шах Аббас II (1642–1666) разрешил тюркскому племени кангарлу вернуться. При Надир-шахе (годы правления 1736-1747), когда армяне страдали от чрезмерных налогов и других наказаний, многие эмигрировали, особенно в Индию. [66]
Хотя и мусульмане, и армяне занимались разными профессиями, именно армяне доминировали в торговле и профессиях в ханстве. [47] [2] Таким образом, они имели важное экономическое значение для иранской администрации. [2] Армяне хотя и симпатизировали русским христианам, но в целом были к ним равнодушны; насущные заботы как сельских, так и городских армян ограничивались социально-экономическим «благополучием». [67] Пока условия жизни в ханстве считались подходящими, большинство армян не чувствовало необходимости предпринимать какие-либо действия. [67] Пример этого можно увидеть в 1808 году; когда в том же году русские начали еще одну осаду , во второй попытке отобрать город у иранцев, армяне проявили «общий нейтралитет». [68]
Частичная армянская автономия
Армяне на территории ханства жили под непосредственной юрисдикцией мелика Эриванского , должность которого занимали члены семьи Мелик-Агамалянов. Мелик Эривани имел исключительное право управлять армянами ханства с разрешения шаха. Создание Эриванского меликства происходит только после окончания последней османско-сефевидской войны в 1639 году и, по-видимому, было частью общей административной реорганизации в иранской Армении после длительного периода войн и вторжений. Первым известным членом семьи является некий Мелик Гилан, но первым достоверным носителем титула «мелика Эривани» был Мелик Агамал, и, возможно, именно от него дом получил свою фамилию. Один из его преемников, Мелик-Акоп-Джан, присутствовал на коронации Надир-шаха на Муганской равнине в 1736 году. [2]
Под властью мелика Эривани находился ряд других меликов в ханстве, при этом в каждом махалле, населенном армянами, был свой местный мелик. Сами мелики Эривани, особенно последний, Мелик Саак II, были одними из самых важных, влиятельных и уважаемых людей в ханстве, и как христиане, так и мусульмане одинаково искали их совета, защиты и заступничества. Уступая по значимости только самому хану, им единственным среди армян Эривани разрешалось носить одежду иранского ранга. Мелик Эривани имел полную административную, законодательную и судебную власть над армянами вплоть до смертной казни, которую имел право налагать только хан. Мелик выполнял и военную функцию, поскольку он или его назначенец командовали армянскими пехотными отрядами в ханской армии. Все остальные мелики и сельские старосты ( танутеры ) ханства подчинялись мелику Эривани и все армянские села ханства были обязаны платить ему ежегодный налог. [2]
Список ханов

- 1747–48 Мехди-Хан Касемлу
- 1748–50 Хасан Али-хан.
- 1750–80 Хосейн Али Хан
- 1752–55 Халил Хан
- 1755–62 Хасан Али Хан Каджар
- 1762–83 Хосейн Али Хан
- 1783–84 Голам Али (сын Хасана Али)
- 1784–1805 Мохаммад Хан Каджар
- 1805–06 Мехди Коли Хан Каджар
- 1806–07 Ахмад Хан Мокаддам
- 1807–28 Хосейн Коли Хан Каджар
В азербайджанской историографии
С середины 2000-х годов концепция « Западного Азербайджана », первоначально использовавшаяся некоторыми азербайджанскими беженцами для обозначения Армянской ССР Советского Союза , была слита с возобновившимся интересом кавказских ханств к тому, что историк и политолог Лоуренс Броерс объясняет это «широкомасштабной фетишизацией» Эриванского ханства как «исторически азербайджанского образования». [69]
Азербайджанская историография рассматривает Эриваньское ханство как «азербайджанское государство», населенное автохтонными азербайджанскими тюрками, а его земля сакрализуется, как добавляет Броерс, «как могильник полумифологических фигур из тюркского пантеона». [69] В процессе использования исторического отрицания он претерпел в азербайджанской историографии такую же трансформацию, как и историческое образование Кавказская Албания до этого. [69] В азербайджанской историографии термины «азербайджанский тюрк» и «мусульманин» используются как синонимы применительно к Эриваньскому ханству, хотя современные демографические исследования делят «мусульман» на персов, шиитов и курдов-суннитов и тюркские племена. [69]
Броерс рассматривает это явление в Азербайджане как часть «широкого азербайджанства», геополитического образования, возникающего «на стыке двух ранее подчиненных географических регионов, что стало актуальным как из-за суверенитета, так и из-за армяно-азербайджанского конфликта» по поводу Нагорного Карабаха . [70]
По словам Броерса, в каталогах «утраченного азербайджанского наследия» изображены массивы «тюркских палимпсестов почти под каждым памятником и религиозным объектом в Армении – христианским или мусульманским». [69] Кроме того, примерно с 2007 года на стандартных картах Азербайджана начали показываться тюркские топонимы, напечатанные красным цветом под армянскими на большей части изображенной Армении. [69] С точки зрения риторики, как рассказывает Броерс, азербайджанский палимпсест под Арменией «устремляется в будущее как предполагаемая территориальная претензия». [69] Столица Армении Ереван особенно прикована к этому повествованию; Эриванская крепость и дворец Сардар , снесенные Советским Союзом во время строительства города, стали «широко распространенными символами утраченного азербайджанского наследия, напоминающими фетишизированные контуры отрубленной части тела». [71]
См. также
- Мирза Кадым Иревани
- Сардар Иравани
- Туркменчайский договор
- Иранская Армения (1502–1828)
- Ислам в Армении
- Ислам в Азербайджане
Примечания
- ^ Также пишется как «Иреванское ханство» или «Ереванское ханство».
- ↑ Сопоставимое административное образование эпохи Сефевидов , Эриваньская провинция , также была известна как Чохур-э Саад . [3]
- ↑ Название Чохур-э Саад ( چخور سعد ) происходит от имени вождя тюркского племени XIV века Амира Саада, последователей которого называли Саадлу и которые поселились на равнине Сурмалу и близлежащих районах в территория будущего Эриванского ханства. Таким образом, местность, где они поселились, называлась Чохур-е Саад (первое слово - азербайджанское çuxur ' яма, яма ' ), что означает 'яма/яма Саада'. [7] или «долина Саада». [8] Первоначально этот термин обозначал гораздо меньшую территорию, чем территория будущей провинции. Современным армянским эквивалентом этого названия было Сахата пос «яма Саада» или Еркирн Сахату «земля Саада». В персидских источниках XVI-XVII веков слово Чохур-э Саад поэтически интерпретировалось как означающее «счастливая яма». [7]
- ^ Ордубад был присоединен центральным правительством к Нахчыванскому ханству в начале 19 века. [16]
- ^ Причинами этого были: большая миграция мусульман, прежде всего в сам Иран, более высокие налоги, превращение Тифлиса и Баку в новые торговые центры в регионе, «прекращение военной экономики», инициированное иранцами, и, конечно, конец стратегического значения Эривани. [39]
- ^ Была также горстка грузин , евреев , черкесов , некоторых русских , а также некоторых других народов Кавказа ; они не имели никакой статистической значимости. [41]
- ^ В номер вошли «Несколько ереванских цыган ». [45]
- ^ Термин «персы» в данном конкретном случае относится к правящей иерархии ханства и не обязательно обозначает этнический состав группы. [41] Таким образом, среди правящей «персидской» элиты ханства были этнические «персы» и «тюрки». [41]
- ^ Упоминаются как «тюрко-татары» или «турки». [46] В ханстве было несколько персидских крестьян, все они включены в эту группу. [45]
- ^ Упоминаются как «тюрко-татары» или «турки». [46]
- ↑ Термин «татары», используемый русскими, относился к тюркоязычным мусульманам (шиитам и суннитам ) Закавказья . [50] В отличие от армян и грузин , татары не имели собственного алфавита и использовали персидско-арабскую письменность . [50] После 1918 года, с созданием Азербайджанской Демократической Республики , и «особенно в советское время», татарская группа идентифицировала себя как « азербайджанцы ». [50] До 1918 года слово « Азербайджан » относилось исключительно к иранской провинции Азарбайджан . [51]
- ↑ Действительно, в своем обзоре статистических данных 1840 года в «Обзоре русских владений в Закавказье», опубликованном в 1837 году, в ответ на включение персов в список этнических групп, проживающих в Армянской области, Иван Шопен отмечает, что не было никаких «персы» в провинции и что мусульманское население там было либо тюркского , либо курдского происхождения. [54]
- ^ Также по-разному называют «тюрко-татарами» или «турками». [46]
- ^ Есть вероятность, что Карби-басарский магал с церковным центром Уч-Килиса (« Эчмиадзин ») мог иметь армянское большинство. [49]
Ссылки
- ^ Бурнутян, Джордж А. (2016). Российское исследование Ширванского ханства 1820 года: основной источник по демографии и экономике иранской провинции до ее аннексии Россией . Мемориальный фонд Гибба. п. XVIII. ISBN 978-1909724808 .
Серьезные историки и географы сходятся во мнении, что после падения Сефевидов, и особенно с середины XVIII века, территория Южного Кавказа состояла из ханств Гянджи, Кубы, Ширвана, Баку, Талеша, Шеки, Карабаха, Нахичевани и Ереван, все из которых находились под сюзеренитетом Ирана.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Кеттенхофен, Бурнутиан и Хьюсен 1998 , стр. 542–551.
- ^ Jump up to: а б Этаж 2008 , стр. 86, 170.
- ^ Мюриэл Аткин. Россия и Иран, 1780–1828 гг. (Университет Миннесоты, 1980), с. 89; «Новый хан Еревана Хосейн Коли был одним из самых способных людей в правительстве Фатх Али и правил Ереваном с 1807 года до его завоевания русскими в 1827 году».
- ^ Бурнутиан 1992 , с. XXIII. «Термин ханство относится к территории, которой управляли наследственные или назначаемые правители с титулом хана или беглербеги, которые выполняли военную и/или административную функцию для центрального правительства . К девятнадцатому веку в Закавказье было девять таких ханств ( ...)"
- ^ Бурнотьян 1980 , стр. 1–2. «В восемнадцатом веке Персидская Армения состояла из провинциальных границ или ханств (разделенных на Махалы) Еревана и Нахчывана (...)»
- ^ Jump up to: а б Папазян 1960 , с. 25.
- ^ Бурнутиан 1982 , стр. 7.
- ^ Jump up to: а б Бурнутиан 2006 , с. 218. « Иранцы , чтобы спасти остальную часть восточной Армении, сильно субсидировали этот регион и назначили способного губернатора Хосейна Коли Хана для управления им ».
- ^ Бурноутиан 2004 , стр. 519–520.
- ^ Светоховский, Тадеуш (2004). Русский Азербайджан, 1905-1920: Формирование национальной идентичности в мусульманской общине . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 12. ISBN 978-0521522458 .
(...) и персидский продолжал оставаться официальным языком судебной власти и местной администрации [даже после упразднения ханств].
- ^ Павлович, Петрушевский Илья (1949). Очерки истории феодальных отношений в Армении и Азербайджане в XVI - начале XIX веков . ЛГУ им. Жданов. п. 7.
(...) Язык официальный действует не только в собственно Иране и полностью зависимых от него ханствах, но и в тех кавказских ханствах, которые были полусамостоятельны до момента их присоединения к Российской империи и даже некоторое время после этого был Новый Персидский (Фарси). Он играл роль и литературного языка сословных феодалов.
- ^ Катузян, Хома (2003). Иранская история и политика . Рутледж. п. 128. ИСБН 978-0415297547 .
Действительно, с момента образования государства Газневидов в Х веке до падения Каджаров в начале ХХ века, большинством частей иранских культурных регионов большую часть времени управляли тюркоязычные династии. В то же время официальным языком был персидский, придворная литература была на персидском языке, а большинство канцлеров, министров и мандаринов были персидскими носителями высочайшего образования и способностей.
- ^ Jump up to: а б Бурнутиан 1982 , с. Хана Хосейн Коли Хана 86. « Эффективная администрация вскоре преобразовала регион. Он смоделировал свою бюрократию по образцу центрального правительства , разделив власть между племенными и оседлыми группами (...) По сути, ереванская администрация, как и ее коллега в Тегеране , была организована в три отделения (...)"
- ^ Jump up to: а б Бурнутиан, 1980 , стр. 1–2.
- ^ Jump up to: а б с д и Бурнутиан 1980 , стр. 2.
- ^ Бурнутиан 1980 , стр. 1–2, 10, 13.
- ^ Бурнутиан 1997 , стр. 89.
- ^ Бурнутиан 2006 , стр. 214–215.
- ^ Jump up to: а б Бурнутиан 2006 , с. 215: «Убийство Надера в 1747 году положило начало пятнадцатилетнему периоду хаоса в Восточной Армении».
- ^ Jump up to: а б Бурнутиан 1997 , с. 91: «Джаванширы вскоре объединились с Ираклием II (1762-1798), правителем Восточной Грузии, и вместе они разделили Восточную Армению на свои соответствующие протектораты [...] К 1762 году ему [Карим-хану] удалось подчинить себе всю Персию и взять ряд заложников у ханов Еревана, Нахичевани, Гянджи и Карабаха. Таким образом, до его смерти в 1779 году Восточная Армения и остальное Закавказье условно оставались под персидским сюзеренитетом».
- ^ Акопян 1971 , стр. 105–107.
- ^ Акопян 1971 , с. 110.
- ^ Бурнутиан 2001 , стр. 415–416.
- ^ Акопян 1971 , с. 111.
- ^ Bournoutian 1997 , стр. 92–93: «Смерть Карим-хана Занда в 1779 году снова оставила Персию дрейфовать среди соперничающих вождей племен [...] Без стабильного правительства в Персии ханы начали действовать как независимые правители по отношению к -по отношению к Грузии и их армянским подданным».
- ^ Акопян 1971 , стр. 113–117.
- ^ Акопян 1971 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б Бурнутиан 2021 , стр. 264.
- ^ Бурнутиан 1997 , стр. 93.
- ^ Бурноутиан 2004 , стр. 519–520. «ХОСАЙНКОЛИ ХАН САРДАР-Э ИРАВАНИ; важный правитель в ранний период Каджаров (р. ок. 1742, ум. 1831). (...) Требование сильного и лояльного губернатора для командования крепостью Ереван против наступления русских во время Во время первой русско-персидской войны (1804–1813 гг.) шах назначил Хосинколи главнокомандующим (сардаром) персидских войск к северу от реки Аракс (Арас).
- ^ Мюриэл Аткин. Россия и Иран, 1780–1828 гг. (Университет Миннесоты, 1980), с. 89; «Ханы Еревана и Нахджавана были смещены шахом в 1805 году по причине нелояльности. (...) Новый хан Еревана Хосейн Коли был одним из самых способных людей в правительстве Фатх Али и правил Ереваном. с 1807 года до его завоевания русскими в 1827 году».
- ^ Кронин, Стефани, изд. (2013). Ирано-российские встречи: империи и революции с 1800 года . Рутледж. п. 63. ИСБН 978-0415624336 .
Возможно, самым важным наследием Ермолова было его намерение с самого начала подготовить почву для завоевания оставшихся ханств, находящихся под властью Ирана, и сделать реку Аракс новой границей. (...) Еще одним провокационным действием Ермолова была оккупация русскими северного берега озера Гокча (Сиван) в Иреванском ханстве в 1825 году. Явное нарушение Голестана, это действие было самой значительной провокацией со стороны русской стороны. Оккупация озера Гокча ясно показала, что именно Россия, а не Иран, инициировала военные действия и прорвала Голестан, и что у Ирана не осталось другого выбора, кроме как принять надлежащий ответ.
- ^ Даулинг, Тимоти С., изд. (2015). Россия в войне: от монгольского завоевания до Афганистана, Чечни и за ее пределами . АВС-КЛИО. п. 729. ИСБН 978-1598849486 .
Поэтому в мае 1826 года Россия оккупировала Мирак в Эриваньском ханстве, в нарушение Гюлистанского договора.
- ^ Хэмбли, Гэвин (1991). «Традиционный иранский город в период Каджаров». В Эйвери, Питер; Хэмбли, Гэвин; Мелвилл, Чарльз (ред.). Кембриджская история Ирана (Том 7 ) . Издательство Кембриджского университета. п. 552. ИСБН 978-0521200950 .
Эривань славилась своей мощной естественной защитой и впечатляющими укреплениями, которые поддерживал ее губернатор между 1807 и 1827 годами, знаменитый сардар Хусейн Кули-хан, которые считались самыми сильными в стране.
- ^ Кеттенхофен, Бурнутиан и Хьюсен 1998 , стр. 542–551. «(...) построен в 1776 году, ближе к концу персидского правления».
- ^ Jump up to: а б с Бурнутиан 1992 , стр. 49.
- ^ Jump up to: а б с Бурнутиан 1992 , стр. 62.
- ^ Jump up to: а б с Бурнутиан, 1980 , стр. 12–13.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бурнутиан 1980 , стр. 15.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Бурнутиан 1980 , стр. 3.
- ^ Jump up to: а б с д Бурнутиан 1980 , стр. 4.
- ^ Бурнутиан 1980 , стр. 12.
- ^ Jump up to: а б с Бурнутиан 1992 , стр. 63.
- ^ Jump up to: а б с Бурнутиан, 1980 , стр. 1–17.
- ^ Jump up to: а б Бурнутиан 1980 , стр. 14.
- ^ Бурноутиан 1980 , стр. 11–13.
- ^ Jump up to: а б с Бурнутиан 1980 , стр. 13.
- ^ Jump up to: а б с Бурнутян, Джордж (2018). Армения и упадок империи: Ереванская губерния, 1900-1914 гг . Рутледж. п. 35 (примечание 25).
- ^ Бурнутян, Джордж (2018). Армения и упадок империи: Ереванская губерния, 1900-1914 гг . Рутледж. п. xiv.
- ^ Эривань . Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- ^ Линч, HFB (1901). Армения: Путешествия и учеба. Том I: Русские провинции . Лондон: Longmans, Green and Co. p. 225.
- ^ Ivan Chopin (1840). Нѣкоторыя замѣчания на книгу Обозрѣние российских владѣний за Кавказом; p. 6: "В Армянской области персиян вовсе нет. Тамошнее мусульманское народонаселение имеет происхождение татарское или курдинское", p. 111: "Ни одного персиянина нет в области".
- ^ Бурнутиан 1980 , стр. 4, 15.
- ^ Бурноутиан 1980 , стр. 5–6.
- ^ Бурнутиан 1992 , стр. 50.
- ^ Jump up to: а б Бурнутиан 1992 , стр. 51.
- ^ Jump up to: а б с д Бурнутиан 1992 , стр. 53.
- ^ Бурноутиан 1992 , стр. 53–54.
- ^ Бурнутиан 1980 , стр. 4–5, 12.
- ^ Бурнутиан 1992 , стр. 54.
- ^ Jump up to: а б с д Бурнутиан 1992 , стр. 61.
- ^ Jump up to: а б Бурнутиан 1980 , стр. 11, 13–14.
- ^ Этноисторический словарь Российской и Советской империй, Джеймс С. Олсон, Гринвуд (1994), с. 44
- ^ Исторический атлас ислама Уильяма Чарльза Брайса, Brill Academic Publishers, 1981, стр. 276
- ^ Jump up to: а б Бурнутиан, 1992 , стр. 91–92.
- ^ Бурнутиан 1992 , стр. 83.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Братья 2019 , с. 117.
- ^ Братья 2019 , с. 116.
- ^ Братья 2019 , с. 118.
Источники
- Бурнутян, Джордж А. (24–25 апреля 1980 г.). Население Персидской Армении до и сразу после ее присоединения к Российской империи: 1826–1832 гг . Национализм и социальные перемены в Закавказье. Вашингтон, округ Колумбия: Центр Вильсона, Институт перспективных российских исследований Кеннана.
{{cite conference}}
: CS1 maint: формат даты ( ссылка ) - Бурнотьян, Джордж А. (1982). Восточная Армения в последние десятилетия персидского правления 1807–1828 гг.: Политическое и социально-экономическое исследование Ереванского ханства накануне российского завоевания . Публикации Ундены. стр. 1–290. ISBN 978-0890031223 .
- Бурнутиан, Джордж А. (1992). Ереванское ханство под властью Каджара: 1795–1828 гг . Издательство Мазда. стр. 1–355. ISBN 978-0939214181 .
- Бурнутян, Джордж А. (1997). «Восточная Армения от семнадцатого века до российской аннексии». В Ованнисяне, Ричарде (ред.). Армянский народ от древности до современности, Том II: Иностранное владычество к государственности: от пятнадцатого века до двадцатого века . Макмиллан. стр. 81–107. ISBN 0-333-61974-9 .
- Бурнутян, Джордж А. (2001). Армяне и Россия (1626-1796): Документальное свидетельство . Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. ISBN 1-56859-132-2 .
- Бурнутян, Джордж А. (2004). «История хана Сардара в Иравани » В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том XII/5: Гомосексуализм III – Миграция людей II . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 519–520. ISBN 978-0-933273-79-5 .
- Бурнутян, Джордж А. (2006). Краткая история армянского народа (5-е изд.). Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. ISBN 1-56859-141-1 .
- Бурнутян, Джордж (2021). От Кура до Аракса: Военная история продвижения России на Южный Кавказ и первая русско-иранская война, 1801–1813 гг . Брилл . ISBN 978-9004445154 .
- Броерс, Лоуренс (2019). Армения и Азербайджан: анатомия соперничества . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1474450522 .
- Флор, Виллем М. (2008). Титулы и вознаграждения в Сефевидском Иране: Третье руководство по управлению Сефевидами, Мирза Наки Насири . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Mage. ISBN 978-1933823232 .
- Hakobyan, T. (1971). Erevani patmutʻyuně (1500—1800 tʻtʻ.) [ History of Yerevan (1500–1800) ] (in Armenian). Erevani hamalsarani hratarakchʻutʻyun. OCLC 582481141 .
- Кеттенхофен, Эрих; Бурнутян, Джордж А.; Хьюсен, Роберт Х. (1998). «Ереван» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, том VIII/5: английский IV – Эршад аль-Зераа . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 542–551. ISBN 978-1-56859-054-7 .
- Папазян, HD (1960). «Отар тирапетутъюне Араратян эркрум (ЖЭ д.)» [Иностранное господство в Араратской области (15 в.)]. HSSṚ Г. А. Тегекагир Хасаракакан Гитутьюннери = Вестник Академии наук Армянской ССР: Общественные науки (7–8): 21–40.