Jump to content

Езидизм

Страница полузащищена
(Перенаправлено с езидизма )

Езидизм
  • идиш
  • Эздити
Тип Этническая религия
Классификация Иранские религии [ 1 ] [ 2 ]
Писание Езидская Книга Откровения , Езидская Черная Книга
Теология Монотеистический
Мне Хазим Тахсин или Наиф Дауд [ 3 ]
Отец Шейх Sheikh Ali Ilyas [ 4 ]
Язык Kurdish (Kurmanjiкурдский
Штаб-квартира Лалиш , Ирак
Источник 12 век
Курдистан
Члены в. 1 000 000–1 500 000 ( езиды ) [ 5 ] [ 6 ]
Другое имя (а) Честь

езидизм , [ а ] также известный как Шарфадин , [ б ] монотеистическая этническая религия [ 11 ] который возник в Курдистане [ 12 ] и имеет корни в западноиранской дозороастрийской религии, напрямую происходящей из индоиранской традиции. [ с ] За ним следуют курдоязычные Святых езиды вере в единого Бога, который создал мир и доверил его заботе семи , и он основан на Существ, известных как Ангелы . [ 7 ] [ 13 ] [ 14 ] Выдающимся среди этих Ангелов является Тавуси Мелек ( букв. « Ангел-Павлин » , также пишется как Мелек Таус ), который является лидером Ангелов и обладает властью над миром. [ 7 ] [ 14 ] [ 15 ]

История

Основные убеждения

Езидский храм Маме Решан , частично разрушенный ИГИЛ , в горах Синджар .

Езиды верят в единого Бога, которого они называют Богом , Богом , Богом и Педшей («Царь») и, реже, Аллахом и Хаком . [ 2 ] [ 10 ] [ 13 ] [ 7 ] [ 16 ] Согласно некоторым езидским гимнам (известным как «Кьюлс» ), у Бога 1001 имя, или 3003 имени, согласно другим «Кьюлс». [ 17 ] [ 18 ] В езидизме огонь, вода, воздух и земля являются священными элементами, которые нельзя осквернять. Во время молитвы езиды обращаются лицом к Солнцу, за что их часто называли «солнцепоклонниками». Езидский миф о творении начинается с описания пустоты и отсутствия порядка во Вселенной . До сотворения Мира Бог создал дур (белую жемчужину) в духовной форме из своего собственного чистого Света и один обитал в ней. [ 19 ] Сначала был эзотерический мир, а после был создан экзотерический мир. Перед созданием этого мира Бог создал семь Божественных Существ (часто называемых «Ангелами» в езидской литературе ), которым он поручил все дела мира; предводителем Семи Ангелов был назначен Тавуси Мелек («Ангел-Павлин»). [ 7 ] [ 14 ] [ 20 ] Конец Творения тесно связан с сотворением человечества и переходом от мифологического времени к историческому. [ 10 ] [ 15 ] [ 13 ]

Павлин Ангел

Мелек Таус, Ангел-Павлин. На этой эмблеме изображен Тавусе Мелек в центре, шумерский дихир слева и купола над могилой шейха Ади справа.
Тауси Мелек изображен в виде павлина внутри витрины на могиле верующего езида, кладбище езидской общины в Ганновере .

Езиды верят в божественную Триаду. [ 7 ] [ 14 ] [ 20 ] Изначальный, скрытый Бог езидов считается далеким и бездействующим по отношению к своему творению, кроме как содержать и связывать его внутри своей сущности. [ 7 ] Его первая эманация Мелек Таус ( Тавуси Мелек ), Ангел-Павлин, который действует как правитель мира. [ 7 ] [ 14 ] [ 20 ] Вторая ипостась божественной Триады — Шейх Ади . Третий — Султан Эзид . Это три ипостаси единого Бога. Личность этих троих иногда размывается: шейх Ади считается проявлением Тавуси Малека, и наоборот; то же самое относится и к султану Эзиду. [ 7 ] Езидов называют Милете Тавуси Мелек («народ Тавуси Малек»). [ 21 ]

Мусульмане и христиане ошибочно связали и отождествили Ангела-Павлина со своей собственной концепцией неискупленного злого духа Сатаны . [ 7 ] [ 14 ] [ 20 ] [ 22 ] : 29  [ 23 ] заблуждение, которое спровоцировало столетия жестоких религиозных преследований езидов как «поклонников дьявола». [ 7 ] [ 14 ] [ 20 ] [ 24 ] [ 25 ] Преследование езидов продолжается в их родных общинах на территории современного Ирака . [ 7 ] [ 14 ] [ 26 ]

Езиды, однако, верят, что Тавуси Мелек не является источником зла или беззакония. [ 7 ] [ 14 ] [ 20 ] Они считают его предводителем архангелов , а не падшим ангелом . [ 7 ] [ 20 ] [ 22 ] [ 23 ]

Езидов Курдистана называли по-разному, в первую очередь «дьяволопоклонниками» — термин, используемый как несимпатичными соседями, так и очарованными жителями Запада. Этот сенсационный эпитет не только глубоко оскорбителен для самих езидов, но и попросту ошибочен. [ 27 ] Неезиды ассоциировали Мелек Таус с Шайтаном (исламское/арабское имя) или Сатаной, но езиды находят это оскорбительным и фактически не упоминают это имя. [ 27 ]

Святые фигуры

Куба Мере Диване — крупнейший храм езидов в мире, расположенный в армянском селе Акналич . Храм посвящен Мелек Таусу и семи ангелам езидской теологии.

Езиды верят в Семь Ангелов, считающихся эманациями Бога, которые, в езидских историях о творении , были созданы Богом из его собственного света ( нур ) до сотворения этого мира. Бог поручил все дела мира этим семи ангелам, и Тавусе Мелек был назначен лидером. Ангелов также называют Хефт Сирр («Семь тайн»). В этом контексте они имеют, так сказать, частичку Бога в себе. Другое слово, которое используется для этого, — сур или сирр (буквально: «тайна»), которое обозначает божественную сущность, из которой были созданы ангелы. [ 28 ] Эта чистая божественная сущность, называемая Сур или Сирр, обладает собственной личностью и волей и также называется Сура Сюде («Сур Бога»). [ 29 ] Этот термин относится к сущности самого Божества, то есть к Богу. Ангелы разделяют эту сущность от своего создателя, Бога. [ 28 ] В религиозной литературе этих Ангелов иногда называют Джибраилом , Езраилом , Микаилом , Шифкаилом, Дардаилом , Изафилом и Изазилом . [ 30 ] Лидер этих Ангелов известен как Тавусе Мелек , а остальные более известны по именам своих земных воплощений/представлений: Фексреддин , Шейх Шемс , Насирдин , Седжадин , Шейх Обекр и Шекс Хесен (Шексин). [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ]

Езидский пантеон содержит в общей сложности 365 святых фигур, почитаемых езидами. [ 34 ] обозначаются различными специальными терминами, включая Худань , Хас , Мер и Бабчак. Согласно верованиям езидов, Бог всемогущ и абсолютен, и худанцы являются частью Его силы, более того, что касается природы, езиды верят в худаньцев из-за большинства природных элементов и явлений и считают их божественными силами, которые контролируют эти явления. В езидской мифологии суданы появились после сотворения мира для четырех стихий природы и их проявлений. [ 35 ]

Шейх Ади

Вход в езидский храм в Лалише.

Одной из важных фигур езидизма является шейх Ади ибн Мусафир . Шейх Ади ибн Мусафир поселился в долине Лалиш (около 58 километров (36 миль) к северо-востоку от Мосула Адавийя ) в езидских горах в начале 12 века и основал суфийский орден . Он умер в 1162 году, и его могила в Лалише является центром паломничества езидов и главным святым местом езидов . [ 36 ] Езидизм имеет множество влияний: суфийское влияние и образы (особенно взятые из Мансура аль-Халладжа). [ 37 ] можно увидеть в религиозной лексике, особенно в терминологии эзотерической литературы езидов, но большая часть теологии, ритуалов, традиций и фестивалей остается неисламской. Ее космогония , например, имеет много общего с космогонией древних иранских религий . [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 2 ]

Возрождение и концепция времени

Езиды верят в возрождение души. Подобно « Ахль-е Хакк» , езиды используют метафору смены одежды для описания процесса, играющего исключительную роль в езидской религиозности и называемого «смена [своей] рубашки» ( кирасгорин ). Существует также мнение, что некоторые события со времени творения повторяются в исторических циклах. В езидизме сосуществуют разные концепции времени: [ 10 ]

  • Эзотерическая временная сфера (курдский: энзель ). Этот термин обозначает состояние бытия до сотворения мира. Согласно езидской космогонии, на этом этапе есть Бог и жемчужина.
  • Бедил или деур (циклический ход времени): это буквально означает «изменение, изменение» или «поворот, революция» и в езидском контексте обозначает новый период времени в мировой истории. Следовательно, оно может также означать «обновление» или «обновленный» и обозначает начало обновленного периода времени.
  • Линейный путь, пролегающий от начала творения Бога до коллективной эсхатологической конечной точки.
  • Три тофана («буря, наводнение») т.е. катастрофы . Считается, что в истории произошло три крупных события, называемых тофан , которые сыграли очистительную роль, изменив качество жизни в положительную сторону. Каждая катастрофа, которая в конечном итоге приносит обновление миру, происходит посредством основного элемента : первая — через воду ( тофане аве ), вторая — через огонь ( тофане агири ) и последняя связана с ветром (воздухом) ( тофане ба ). Считается, что первый тофан уже произошел в прошлом, а следующий тофан произойдет через огонь. Согласно этому представлению, три священных элемента, а именно вода, огонь и воздух, очищают четвертый — землю. Однако эти события не считаются эсхатологическими событиями. Они возникают в течение жизни людей. Хотя очистительные мероприятия вызывают множество смертей, в конечном итоге жизнь продолжается. [ 42 ]

В езидизме более старая оригинальная концепция метемпсихоза и циклического восприятия хода времени гармонизируется и сосуществует с более молодой идеей коллективной эсхатологии . [ 10 ]

Космогония и начало жизни

Езидская космогония зафиксирована в нескольких священных текстах и ​​традициях. Следовательно, это можно сделать только через общий взгляд на священные тексты и традиции. Космогонию можно разделить на три этапа:

  1. Энзель – состояние до того, как жемчуг лопнул ( дур ).
  2. События сразу после взрыва – космогония II
  3. Сотворение земли и человека – антропогония [ 43 ] [ 44 ]

Термин «Энцель» — один из часто упоминаемых терминов в религиозном словаре, он неоднократно встречается в религиозных гимнах, известных как «Кьюлс» . Например, в Кевле Тависи Мелек:

« О, Создатель ангелов, ты бесконечен » (англ. Oh, Создатель ангелов , ты бесконечен) [ 45 ]

И постельная молитва:

Мы благословенны, мы с ангельского дерева (Английский: Я последователь Бога, я родом из жемчужины « Анзели ») [ 45 ]

Таким образом, термин Энзель также можно назвать «чистым, духовным, нематериальным и бесконечным миром», «Запредельным» или «сферой за пределами мирского мира». Стадия Энзеля описывает внепространственное и вневременное состояние и, следовательно, иллюстрирует сверхъестественное состояние. На этом этапе изначально существует только Бог, создающий из своего света жемчужину, в которой его сияющий трон ( текстэ нури ) . находится

Каул Бе Элиф :

Мой король создал из себя белую жемчужину

Сияющий трон в жемчужине - Сияющий трон в жемчужине [ 45 ]

Езидские квелы упоминают, что Вселенная возникла из белой жемчужины, существовавшей в предвечности. В начале времени, предшествующего творению, Бог вышел из космической жемчужины, покоившейся на рогах быка, стоящего на спине рыбы. После того, как Бог и жемчужина разделились, Вселенная вырвалась из жемчужины и стала видимой, когда волны прокатились по жемчужине, образовав первобытный Космический океан . [ 17 ] Когда жемчужина раскрылась, начало материальной вселенной пришло в движение. Михбет (что означает «любовь») возник и стал первоначальным фундаментом, начали формироваться цвета, а красный, желтый и белый начали сиять из лопнувшей жемчужины.

Религия езидов имеет свое собственное восприятие цветов, которое проявляется в мифологии и проявляется через табу в одежде, в религиозных церемониях, обычаях и ритуалах. Цвета воспринимаются как символизация природы и начала жизни, поэтому акцент на цветах можно найти в мифе о сотворении мира. Особенно часто подчеркиваются белый, красный, зеленый и желтый цвета. Белый считается цветом чистоты и мира и является основным цветом религиозной одежды езидов. [ 46 ] [ 2 ] [ 44 ]

Езидские рассказы о творении существенно отличаются от рассказов авраамических религий ( иудаизма , христианства и ислама ), поскольку они происходят из древних месопотамских и индоиранских традиций; поэтому космогония езидов ближе к космогонии древнеиранских религий , ярсанизма и зороастризма . [ 47 ] [ 48 ]

Езидские священные тексты

Религиозная литература езидов состоит в основном из поэзии, которая передается устно, в основном на курманджи , и включает в себя множество жанров, таких как Кевл (религиозный гимн), Бейт (стихотворение), Дуа (молитва), Дирозге (другой вид молитвы), Шехдетия Дин (Декларация веры), Теркин (молитва после жертвоприношения), Пишт перде (буквально «под завесой», другой жанр), Кесиде ( Касида ), Сема (буквально «слушающий»), Лавы, Ксерибо , Ксиземок, Пайизок и Робарин . Поэтическая литература написана на продвинутом и архаичном языке, в котором используются более сложные термины, которые могут быть трудны для понимания тем, кто не обучен религиозным знаниям. [ нужна ссылка ] Поэтому им сопутствуют некоторые прозаические жанры езидской литературы, которые часто интерпретируют содержание стихов и объясняют их контекст на разговорном языке, понятном простому населению. К прозаическим жанрам относятся «Чырок» и «Чиванок» (легенды и мифы), «Дастан» и «Менал Пирс » (интерпретации религиозных гимнов). [ 49 ] [ 1 ] У езидов также есть некоторые письменные тексты, такие как священные рукописи, называемые мишурами , и отдельные собрания религиозных текстов, называемые сильве и кешкуль , хотя среди езидов они встречаются реже и часто сохраняются. [ 50 ] Говорят также, что у езидов есть две священные книги: Книга Откровения и Черная книга , подлинность которых обсуждается среди ученых. [ 1 ]

Священные книги

езидов Священными книгами считаются Книга Откровения и Черная книга. Ученые в целом согласны с тем, что рукописи обеих книг, опубликованных в 1911 и 1913 годах, были подделками, написанными неезидами в ответ на интерес западных путешественников и ученых к религии езидов; однако материал в них соответствует подлинным езидским традициям. [ 1 ] Истинные тексты этих имен, возможно, существовали, но остаются неясными. Настоящие основные тексты религии, существующие сегодня, — это гимны, известные как кавлы ; они также передавались устно на протяжении большей части своей истории, но теперь собираются с согласия сообщества, фактически превращая езидизм в библейскую религию. [ 1 ] Священные тексты уже были переведены на английский язык в начале 20 века. [ 51 ]

Каул и Байт

Очень важный жанр устной литературы езидской общины составляют религиозные гимны , называемые Кьюлс , что буквально означает «слово, речь» (от арабского кавль ). Исполнители этих гимнов, называемые Кевал , составляют отдельный класс в езидском обществе. Они являются настоящим источником древних езидских знаний и традиционно набираются из нерелигиозных членов других курдских племен , главным образом Думили и Хекари. [ 52 ] [ 14 ] [ 10 ] Кьюлы чироками полны загадочных намеков и обычно должны сопровождаться ( «историями»), объясняющими их контекст. [ 1 ]

Мишур

Мишуры — это тип священных рукописей , которые были записаны в 13 веке и передавались каждому роду ( окакс ) пиров; Каждая из рукописей содержит описания основателя линии Пиров, которым они были розданы, а также список курдских племен и других жреческих линий, связанных с основателем. Мишуры ; хранятся среди семей Пирсов в определенных местах, отведенных для их хранения называются « стер» эти места в Курманджи . [ 53 ] Согласно езидской традиции, всего существует 40 мишуров , которые были распределены по 40 линиям Пиров. [ 10 ]

Фестивали

Езидский новогодний фестиваль в Лалише (18 апреля 2017 г.), посвященный началу нового года, который начинается на следующий день.

Езидский Новый год

Езидский Новый год ( Серсал ) называется Чаршема Сор («Красная среда»). [ 19 ] или среда в начале апреля. [ 54 ] Он выпадает весной, в первую среду [ 55 ] апреля и нисана по юлианскому и селевкидскому календарям , т.е. первая среда 14 апреля или после этой даты по григорианскому календарю . [ 56 ] [ 57 ]

Праздник Эзи

Езиды празднуют езидскую церемонию Тауваф в городе Башика в Ираке.

Одним из наиболее важных езидских праздников является Ида-Эзи Праздник Изи »), который отмечается в память о божественном деятеле Султане Эзиде . Который ежегодно проводится в первую пятницу 14 декабря или после этой даты. Перед этим праздником езиды постятся три дня, при этом ничего не едят от восхода до заката. Фестиваль Ода Изи отмечается в честь Бога, и три дня поста перед ним также связаны со все более короткими днями перед зимним солнцестоянием , когда Солнце становится все менее и менее видимым. С праздником Ода-Эзи время поста заканчивается. Фестиваль часто отмечают музыкой, едой, напитками и танцами. [ 58 ]

Павлины

Еще одним важным фестивалем является Таусгеран , во время которого Кевалы и другие религиозные деятели посещают езидские деревни, принося с собой синджак , священные изображения павлина, символизирующие Тавусе Мелек. Их почитают, с благочестивых взимают плату, читают проповеди и раздают святую воду и берат (маленькие камни из Лалиша). [ 59 ] [ 60 ]

Праздник Ассамблеи

Могила Ади в шейха Лалише

Величайшим фестивалем года является Cêjna Cemaiya Праздник Собрания »), который включает ежегодное паломничество к могиле шейха Ади ( Şêx Adi ) в Лалише, северный Ирак . Фестиваль отмечается с 6 по 13 октября. [ 61 ] в честь шейха Ади. Это важное время для сплочения. [ 62 ]

Если есть возможность, езиды совершают хотя бы одно паломничество в Лалиш в течение своей жизни, а жители региона стараются посещать Праздник Собрания хотя бы раз в год. осенью [ 63 ]

Тиваф

Тивафы — это ежегодные праздники святынь и их святых, которые составляют важную часть религиозной и общественной жизни езидов. В каждой деревне, где есть святыня, проводится ежегодный тиваф во имя святого существа, которому посвящен храм. [ 64 ] [ 65 ]

Религиозные практики

Молитвы

Молитвы занимают особый статус в езидской литературе. Они содержат важные символы и религиозные знания, связанные со Святыми людьми, Богом и повседневными ситуациями. Молитвы в основном частные и, как правило, не совершаются публично. Езиды молятся солнцу, [ 66 ] обычно в частном порядке, или молитвы произносятся одним человеком во время собрания. Молитвы классифицируются по своему содержанию. Есть:

  • Молитвы посвященные Богу и святым существам
  • езидов Молитвы каст
  • Молитвы по конкретным случаям
  • Обрядовые молитвы
  • Молитвы от проблем со здоровьем и болезней
  • Ежедневные молитвы
  • Молитвы, связанные с природой, т.е. Луной, звездами, Солнцем и т.д. [ 49 ]

Чистота и табу

Храм Чел Мера, или «Храм 40 человек», на самой высокой вершине гор Синджар на севере Ирака. Храм настолько стар, что никто не помнит, как он получил такое название, но считается, что оно произошло от захоронения сорока мужчин на вершине горы. [ 67 ]

Многие езиды считают свинину запрещенной. Однако многие езиды, живущие в Германии, начали рассматривать это табу как чужеродное верование иудаизма или ислама, а не как часть езидизма, и поэтому отказались от этого правила. [ 68 ] Более того, в интервью BBC в апреле 2010 года Баба Шейх , духовный лидер всех езидов, заявил, что обычные езиды могут есть все, что хотят, но религиозное духовенство воздерживается от некоторых овощей (включая капусту), потому что «они вызывают газы». [ 69 ]

Некоторые езиды в Армении и Грузии , принявшие христианство , по-прежнему идентифицируют себя как езиды даже после обращения. [ 70 ] но не принимаются другими езидами как езиды. [ 71 ]

Таможня

Крещение ребенка-езида в Лалише

Детей крестят при рождении, и обрезание не требуется, но некоторые практикуют его в соответствии с региональными обычаями. [ 72 ] Крещение у езидов называется мор кирин (буквально: «запечатывать»). Традиционно детей-езидов крестят при рождении водой из Кания Сипи («Белый источник») в Лалише. Он заключается в трехкратном возливании на голову ребенка святой воды из источника. [ 73 ] [ 74 ]

Религиозная организация

Езиды строго эндогамны ; [ 75 ] [ 76 ] члены трёх каст езидов — мюриды , шейхи и пиры — вступают в брак только внутри своей группы. [ 23 ]

Есть несколько религиозных обязанностей, которые выполняют несколько высокопоставленных лиц, таких как Мир Хидж (Принц паломничества), Шейх эль-Вазир (который наблюдает за святилищем Шейха Шемса в Лалише), Пире Эсбия (казначей святилища Шейха Шемса). в Лалише), Миджевир (хранитель местной святыни), Баба Чавуш (хранитель святилища шейха Ади) и другие. [ 17 ]

См. также

Примечания

  1. ^ Курдский : ئێزدیتی, латинизированный: Þezdîtî или Þzdiyati.
  2. ^ Шарфадин - это название езидской веры: [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
    Курдский : Şerəfədin, латинизированный: Şerfedîn
  3. ^ Тургут, Локман. Древние обряды и старые религии в Курдистане . OCLC   879288867 .
    Качоровски, Кароль (2014). «Езидизм и протоиндоиранская религия» . Курдская фритиллярия. Бюллетень курдских исследований (3–4).
    Фольц, Ричард (01 июня 2017 г.). «Оригинальная» курдская религия? Курдский национализм и ложное смешение езидских и зороастрийских традиций» . Журнал персидских исследований . 10 (1): 87–106. дои : 10.1163/18747167-12341309 . ISSN   1874-7094 .
    Омархали, Ханна (2009–2010 гг.). «Статус и роль езидских легенд и мифов: к вопросу сравнительного анализа езидизма, Ярисана (Ахл-е Хакк) и зороастризма: общий субстрат?». Фолиа Восточная . 45–46: 197–219. OCLC   999248462 .
    Креенбрук, Филип Г. (1995). Езидизм – его происхождение, обычаи и текстовая традиция . Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс . ISBN  978-0-7734-9004-8 .

Ссылки

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Эллисон, Кристина (20 сентября 2016 г.) [20 июля 2004 г.]. «ЕЗИДЫ И. ГЕНЕРАЛ» . Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк : Колумбийский университет . дои : 10.1163/2330-4804_EIRO_COM_1252 . ISSN   2330-4804 . Архивировано из оригинала 17 ноября 2016 года . Проверено 9 января 2022 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Креенбрук, Филип Г. (1995). Езидизм: его происхождение, обычаи и текстовая традиция . Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс . ISBN  978-0-7734-9004-8 .
  3. ^ «Езиды разделились во мнениях о преемнике духовного лидера, избранном сопернике Мире» .
  4. ^ «Езиды все еще борются за выживание» . Экономист . 2020-12-10. ISSN   0013-0613 . Проверено 08 января 2021 г.
  5. ^ Лэмб, Кристина (22 сентября 2020 г.). Наши тела, их поля битвы: война в жизни женщин . Саймон и Шустер. п. 24. ISBN  978-1-5011-9917-2 .
  6. ^ «Азиз Тамоян обвиняет неизвестные силы в нанесении вреда истории и культуре езидов» . Арменпресс.am . Проверено 10 января 2021 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Асатрян, Гарник С. ; Аракелова, Виктория (2014). «Часть I: Единый Бог — Малак-Тавус: Лидер Триады» . Религия ангела-павлина: езиды и их духовный мир . Гностика. Абингдон, Оксфордшир : Рутледж . стр. 1–28. дои : 10.4324/9781315728896 . ISBN  978-1-84465-761-2 . OCLC   931029996 .
  8. ^ Родзевич, Артур (2018). «Нация Сура: езидская идентичность между современным и древним мифом» . В Боченьской, Иоанна (ред.). Новое открытие культуры и идентичности Курдистана . Чам: Пэлгрейв Макмиллан. п. 272. дои : 10.1007/978-3-319-93088-6_7 . ISBN  978-0-415-07265-6 .
  9. ^ «Храм Шарфаддина все еще охраняется силами Пешмерги» (на курдском языке ) Получено 29 декабря.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г Омархали, Ханна (2017). Езидская религиозная текстовая традиция, от устной к письменной: категории, передача, писание и канонизация езидских устных религиозных текстов: с образцами устных и письменных религиозных текстов, а также с аудио- и видеосэмплами на компакт-диске . Харрасовиц Верлаг. ISBN  978-3-447-10856-0 . OCLC   994778968 .
  11. ^ Танеджа, Прети (2007). Ассимиляция, исход, искоренение: общины меньшинств Ирака с 2003 года . Международная группа по правам меньшинств. п. 13. ISBN  978-1-904584-60-5 .
    Чепмен, Крис; Танеджа, Прети (2009). Неопределенное убежище, опасное возвращение: изгнанные меньшинства Ирака . Международная группа по правам меньшинств. п. 8. ISBN  978-1-904584-90-2 .
    Мускати, Самер; Уотч (Организация), Права человека (2009). На уязвимой почве: насилие в отношении меньшинств на спорных территориях провинции Ниневия . Хьюман Райтс Вотч. п. 18. ISBN  978-1-56432-552-5 .
    Соренсон, Дэвид (03 октября 2018 г.). Введение в современный Ближний Восток, издание студенческой экономики: история, религия, политическая экономия, политика . Рутледж. п. 82. ИСБН  978-0-429-96271-4 .
  12. ^ Омархали, Ханна; Креенбрук, Филип Г. (2016). «Езидизм и езидские исследования в начале XXI века». Курдские исследования . 4 (2): 122. дои : 10.33182/ks.v4i2.424 .
  13. ^ Jump up to: а б с Ачикьылдиз, Биргюль (23 декабря 2014 г.). Езиды: история общины, культуры и религии . ИБТаурис. ISBN  9780857720610 .
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Эллисон, Кристина (25 января 2017 г.). «Езиды» . Оксфордская исследовательская энциклопедия религии . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/акр/9780199340378.013.254 . ISBN  9780199340378 . Архивировано из оригинала 11 марта 2019 года . Проверено 15 мая 2021 г.
  15. ^ Jump up to: а б Мейзел, Себастьян (24 декабря 2016 г.). Езиды в Сирии: формирование идентичности среди двойного меньшинства . Лексингтонские книги. ISBN  9780739177754 .
  16. ^ Омархали, Ханна (декабрь 2009 г.). «Имена Бога и формы обращения к Богу в езидизме. С религиозным гимном Господним» . Manuscripta Orientalia Международный журнал исследования восточных рукописей . 15 (2).
  17. ^ Jump up to: а б с Крейенбрук, Филип (2005). Бог и шейх Ади совершенны: священные стихи и религиозные повествования езидской традиции . Висбаден: Харрасовиц. ISBN  978-3-447-05300-6 . OCLC   63127403 .
  18. ^ Картал, Селалеттин (22 июня 2016 г.). Немецкие езиды: история, современность, прогнозы (на немецком языке). Научные издательства Tectum. ISBN  9783828864887 .
  19. ^ Jump up to: а б Родзевич, Артур (декабрь 2016 г.). Асатрян, Гарник С. (ред.). «И жемчужина стала яйцом: езидская красная среда и ее космогонический фон». Иран и Кавказ . 20 (3–4). Лейден : Brill Publishers в сотрудничестве с Кавказским центром иранских исследований ( Ереван ): 347–367. дои : 10.1163/1573384X-20160306 . eISSN   1573-384X . ISSN   1609-8498 . JSTOR   44631092 . LCCN   2001227055 . OCLC   233145721 .
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г Асатрян, Гарник С. ; Аракелова, Виктория (январь 2003 г.). Асатрян, Гарник С. (ред.). «Малак-Тавус: Ангел-Павлин езидов». Иран и Кавказ . 7 (1–2). Лейден : Brill Publishers в сотрудничестве с Кавказским центром иранских исследований ( Ереван ): 1–36. дои : 10.1163/157338403X00015 . eISSN   1573-384X . ISSN   1609-8498 . JSTOR   4030968 . LCCN   2001227055 . OCLC   233145721 .
  21. ^ Асатрян, Гарник С.; Аракелова, Виктория (3 сентября 2014 г.). Религия ангела-павлина: езиды и их духовный мир . Рутледж. ISBN  978-1-317-54428-9 .
  22. ^ Jump up to: а б ван Брюнессен, Мартин (1992). «Глава 2: Курдское общество, этническая принадлежность, национализм и проблемы беженцев» . В Креенбруке, Филип Г.; Сперл, Стефан (ред.). Курды: современный обзор . Лондон: Рутледж. стр. 26–52 . ISBN  978-0-415-07265-6 . ОСЛК   919303390 .
  23. ^ Jump up to: а б с Ачикьилдиз, Биргюль (2014). Езиды: история общины, культуры и религии . Лондон: IB Tauris & Company. ISBN  978-1-784-53216-1 . OCLC   888467694 .
  24. ^ Ли, Ширли (8 августа 2014 г.). «Очень краткая история езидов и того, против чего они выступают в Ираке» . Атлантика .
  25. ^ Джалаби, Рая (11 августа 2014 г.). «Кто такие езиды и почему ИГИЛ охотится на них?» . Хранитель .
  26. ^ Томас, Шон (19 августа 2007 г.). «Поклонники дьявола Ирака» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 12 января 2022 г.
  27. ^ Jump up to: а б Эллисон, К. (1998). «Эволюция религии езидов. От устного слова к письменному писанию» (PDF) . Эволюция религии езидов – от устного слова к письменному писанию . Том. 1. ISIM, Лейден. п. 14. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  28. ^ Jump up to: а б Шпет, Эстер (2009). «Позднеантичные мотивы в устной традиции езидов» (PDF) . Центрально-Европейский университет . п. 71.
  29. ^ Родзевич, Артур (2018). «Нация Сура: езидская идентичность между современным и древним мифом» . В Боченьской, Иоанна (ред.). Новое открытие культуры и идентичности Курдистана . Чам: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 259–326. дои : 10.1007/978-3-319-93088-6_7 . ISBN  978-0-415-07265-6 .
  30. ^ Авдоев, Теймураз (2011). Историко-теософский аспект езидизма [ Исторические и теософские аспекты езидизма ] (на русском языке). Э.РА. п. 314. ИСБН  978-5-905016-967 .
  31. ^ Мурад, Джасим Элиас (1993). Священные стихи езидов: антропологический подход . Калифорнийский университет, Лос-Анджелес.
  32. ^ Креенбрук, Филип Г. (1995). Езидизм – его происхождение, обычаи и текстовая традиция . Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс . ISBN  978-0-7734-9004-8 .
  33. ^ Ачикьылдиз, Биргюль (17 декабря 2019 г.). Езиды: история общины, культуры и религии . Блумсбери Паблишинг Plc. ISBN  978-1-350-14927-4 .
  34. ^ Спат, Эстер (08 октября 2016 г.). «Хола Хола Тавуси Мелек, Хола Хола Шахидет Шингале: преследования и развитие езидской ритуальной жизни» . Курдские исследования . 4 (2): 155–175. дои : 10.33182/ks.v4i2.426 . ISSN   2051-4891 .
  35. ^ Айсиф, Резан Шиван (2021). Роль природы в езидизме . Геттинген: Издательство Геттингенского университета. стр. 94, 107. doi : 10.17875/gup2021-1855 . ISBN  978-3-86395-514-4 . S2CID   246596953 .
  36. ^ Позднеантичные мотивы в езидской устной традиции Эстер Шпет. Ч. 9 «Миф о происхождении езидов» раздел «Миф о Шехиде Бин Джере» (с. 347)
  37. ^ Родзевич, Артур (2022), Хоссейни, С. Беназ (редактор), «Тайна сущности и сущность тайны: езидские и яресанские космогонии в свете Китаб ат-Тавасин» , Религия Яри в Иране , Сингапур: Springer Singapore, стр. 103–187, номер документа : 10.1007/978-981-16-6444-1_6 , ISBN.  978-981-16-6443-4 , S2CID   247034058 , получено 8 марта 2022 г.
  38. ^ Тургут, Локман. Древние обряды и старые религии в Курдистане . OCLC   879288867 .
  39. ^ Качоровски, Кароль (2014). «Езидизм и протоиндоиранская религия» . Курдская фритиллярия. Бюллетень курдских исследований (3–4).
  40. ^ Фольц, Ричард (01 июня 2017 г.). «Оригинальная» курдская религия? Курдский национализм и ложное смешение езидских и зороастрийских традиций». Журнал персидских исследований . 10 (1): 87–106. дои : 10.1163/18747167-12341309 . ISSN   1874-7094 .
  41. ^ Омархали, Ханна (2009–2010 гг.). «Статус и роль езидских легенд и мифов: к вопросу сравнительного анализа езидизма, Ярисана (Ахл-е Хакк) и зороастризма: общий субстрат?». Фолиа Восточная . 45–46: 197–219. OCLC   999248462 .
  42. ^ Агусти., Эллисон, Кристина, изд. Джойстен-Прушке, Анке, изд. Вендтланд, Антье, изд. Крейенбрук, Филип Г., 1948- Алемани и Виламаджо (2009). От Даэны до Дина: религия, культура и язык в иранском мире: памятное издание Филиппа Крейенбрука к его 60-летию . Харрасовиц. ISBN  978-3-447-05917-6 . OCLC   1120653126 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  43. ^ Франц, Эрхард (2004). «Езиды — древняя религиозная община между традициями и современностью» (PDF) . Немецкий институт Востока.
  44. ^ Jump up to: а б Омархали, Ханна; Резания, К. (2009). «Некоторые размышления о концепциях времени в езидизме». В Кристине Эллисон; Анке Йойстен-Прушке; Антье Вендтланд (ред.). От Даены до Дина Религия, культура и язык в иранском мире .
  45. ^ Jump up to: а б с Авдоев, Теймураз (2020). NEWŞE DÎNÊ ÊZÎDIYAN ЕЗИДСКОЕ СВЯЩЕНОСЛОВИЕ THE YEZIDI HOLY HYMNES . [ мертвая ссылка ]
  46. ^ «Schöpfungsmythos – Êzîpedia» (на немецком языке) . Проверено 7 июня 2021 г.
  47. ^ Ричард Фольц Религии Ирана: от предыстории до наших дней Публикации Oneworld, 01.11.2013 ISBN   9781780743097 с. 221
  48. ^ Омархали, Ханна (2009–2010 гг.). «Статус и роль езидских легенд и мифов. К вопросу о сравнительном анализе езидизма, ярисана (Ахль-е Хакк) и зороастризма: общий субстрат?» . Фолиа Восточная . 45–46.
  49. ^ Jump up to: а б Омархали, Ханна (20 марта 2011 г.). «ЕЗИДСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ УСТНАЯ ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: СТАТУС, ФОРМАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЖАНРОВЫЙ АНАЛИЗ: С некоторыми примерами езидских религиозных текстов» . Скриниум . 7–8 (2): 144–195. дои : 10.1163/18177565-90000247 . ISSN   1817-7530 .
  50. ^ Боченьска, Иоанна, изд. (2018). Новое открытие культуры и идентичности Курдистана дои : 10.1007/978-3-319-93088-6 . ISBN  978-3-319-93087-9 .
  51. ^ « Поклонение дьяволу»; священные книги и традиции езидов» (PDF) .
  52. ^ Чунг, Джонни (28 октября 2016 г.). «Кьюл | Езидские истории» . Проверено 02 июня 2021 г.
  53. ^ Пирбари, Дмитрий; Моссаки, Нодар; Ездин, Мирза Силеман (19 ноября 2019 г.). «Езидская рукопись: Мишур П'ир Сини Бахри / П'ир Сини Дарани, ее исследование и критический анализ». Иранские исследования . 53 (1–2): 223–257. дои : 10.1080/00210862.2019.1669118 . ISSN   0021-0862 . S2CID   214483496 .
  54. ^ Авдоев, Теймураз (2017-09-05). Историко-теософский аспект езидизма (in Russian). Litres. ISBN  9785040433988 .
  55. ^ Родзевич, Артур (март 2020 г.). «Езидская среда и музыка сфер» . Иранские исследования . 53 (1–2): 259–293. дои : 10.1080/00210862.2019.1654287 . ISSN   0021-0862 . S2CID   211672629 .
  56. ^ «Езидский Новый год» (PDF) .
  57. ^ Бозарслан, Хамит; Гюнеш, Ченгиз; Ядирги, Вели, ред. (22 апреля 2021 г.). Кембриджская история курдов (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108623711 . ISBN  978-1-108-62371-1 . S2CID   243594800 .
  58. ^ Урбан, Эльке (24 июля 2019 г.). Транскультурная помощь в конце жизни: работа с умирающими и умершими людьми разных религий и культур (на немецком языке). Издательство Кольхаммер . ISBN  9783170359383 .
  59. ^ Креенбрук, Филип Г. (2009). Езидизм в Европе: разные поколения говорят о своей религии . Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN  9783447060608 .
  60. ^ Мейзел, Себастьян (24 декабря 2016 г.). Езиды в Сирии: формирование идентичности среди двойного меньшинства . Лексингтонские книги. ISBN  9780739177754 .
  61. ^ Гость (12 ноября 2012 г.). Выживание среди курдов . Рутледж. ISBN  9781136157363 .
  62. ^ Юсефи, Хамид Реза; Зойберт, Харальд (22 июля 2014 г.). Этика в мировом контексте: истории - проявления - новые концепции (на немецком языке). Издательство Спрингер. ISBN  9783658048976 .
  63. ^ Ачикьылдиз, Биргюль (23 декабря 2014 г.). Езиды: история общины, культуры и религии . ИБТаурис. ISBN  9780857720610 .
  64. ^ Спат, Эстер (08 октября 2016 г.). «Хола Хола Тавуси Мелек, Хола Хола Шахидет Шингале: преследования и развитие езидской ритуальной жизни». Курдские исследования . 4 (2): 155–175. дои : 10.33182/ks.v4i2.426 . ISSN   2051-4891 .
  65. ^ Креенбрук, Филип Г. (1995). Езидизм – его происхождение, обычаи и текстовая традиция . Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс . п. 75. ИСБН  978-0-7734-9004-8 .
  66. ^ Мейзел, Себастьян (24 декабря 2016 г.). Езиды в Сирии: формирование идентичности среди двойного меньшинства . Лексингтонские книги. ISBN  9780739177754 .
  67. ^ Лэр, Патрик (19 января 2008 г.). «Разговор с курдом-езидом» . Электронный Курд Дейли . Архивировано из оригинала 23 января 2008 года . Проверено 24 июня 2015 г.
  68. ^ Халил Савуку: Езиды в Германии: религиозная община между традицией , интеграцией и ассимиляцией Tectum Wissenschaftsverlag, Марбург, 2016 г., ISBN   978-3-828-86547-1 , раздел 16 (немецкий)
  69. ^ «Раскрыто богатство религий меньшинств Ирака» , BBC. Проверено 3 июля 2015 г.
  70. ^ «Население (городское, сельское) по этнической принадлежности, полу и религиозным убеждениям» (PDF) . Статистика Армении . Проверено 22 мая 2019 г.
  71. ^ Агаева, Элене Шенгелия, Рана (06.09.2018). «Езиды Грузии: Религия как идентичность - Религиозные убеждения» . www.chai-khana.org . Проверено 30 августа 2019 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  72. ^ Парри, Огайо (Освальд Хаттон) (1895). «Шесть месяцев в сирийском монастыре; это запись о посещении главного управления сирийской церкви в Месопотамии, с некоторым рассказом о езидах или дьяволопоклонниках Мосула и Эль-Джилвы, их священной книге» . Лондон: Х. Кокс.
  73. ^ «Езиды ii. Посвящение в езидизм» . Проверено 18 сентября 2021 г.
  74. ^ Креенбрук, Филип Г. (2009). Езидизм в Европе: разные поколения говорят о своей религии . Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN  978-3-447-06060-8 .
  75. ^ Ачикьылдиз, Биргюль (23 декабря 2014 г.). Езиды: история общины, культуры и религии . ИБТаурис. ISBN  9780857720610 .
  76. ^ Гидда, Миррен (8 августа 2014 г.). «Все, что вам нужно знать о езидах» . TIME.com . Проверено 7 февраля 2016 г.

Библиография

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a427ebc17a0f6aee90a7fc95889201eb__1722855420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/eb/a427ebc17a0f6aee90a7fc95889201eb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yazidism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)