Курдская мифология
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2015 г. ) |
Курдская мифология — собирательный термин для верований и обычаев культурно, этнически или лингвистически связанной группы древних народов, населявших Курдистанские горы на северо-западе Загроса , северной Месопотамии и юго-восточной Анатолии . Это включает в себя их индоевропейскую языческую религию до их обращения в ислам , а также местные мифы, легенды и фольклор , которые они создали после того, как стали мусульманами .
Легендарное происхождение
[ редактировать ]Часть серии о |
Индоевропейские темы |
---|
Легенда о сверхъестественном происхождении
Легенда, записанная иудейскими учеными, утверждала, что жители Кордуены имели сверхъестественное происхождение, когда царь Соломон устроил бракосочетание 500 женщин с джиннами. [1] [2] [3] [4] [5] Эту же легенду использовали ранние исламские авторитеты для объяснения происхождения курдов. [6] [7] [8]
В трудах арабского историка X века Аль-Масуди курды описываются как потомки наложниц царя Соломона, порожденные демоном Джасадом . [6] Узнав, кем они были, Соломон воскликнул: «Гони их (укрудухунна) в горы и долины», что затем предполагает негативный оттенок, например, «выброшенные». [6] Другой, что они являются потомками наложниц царя Соломона и его ангельских слуг. Их отправили в Европу, чтобы привезти ему «пятьсот прекрасных девиц » для королевского гарема. Однако, когда они сделали это и вернулись в Израиль, царь уже умер. Таким образом, джинны поселились в горах, сами женились на женщинах, а их потомки стали известны как курды. [7] [8]
Легенда Милана и Зилана
Племя Милан вместе с Зиланом многие племена считают своим легендарным родительским племенем. По словам Сайкса , собственное объяснение Ибрагим-паши было следующим: «Много лет тому назад курды были разделены на две ветви, миланскую и зиланскую; существовало 1200 миланских племен, но Бог был недоволен ими, и они были рассеяны по всем направления, некоторые исчезли, другие остались, уважайте меня как главу Милана». [9]
Один из вариантов добавляет третью ветвь - Баба Курди. По одной из версий легенды, миланцы поселились в Дерсиме, но султан Селим приказал одним вести оседлый образ жизни и строить дома, а другим кочевать на юг. [10]
Есть еще одна версия легенды, рассказанная Селадетом Бедирханом . В нем предком курдов был человек по имени «Курд», живший в горах и погибший во время сильного снегопада; из его сыновей выжили только двое, одного звали Миль, другого Зил. [11]
Знаменитый полуисторический езидский деятель курдского фольклора Дервеше Эвди происходил из миланского племени Шерки. [12]
Потомки армии Каве
Захак, которого курды зовут Зухак, [13] [14] был злым ассирийским царем, который завоевал Иран, и из его плеч росли змеи. [15] Правление Заака длилось тысячу лет; из-за его злого правления весна больше не пришла в Курдистан. [13] В это время ежедневно приносили в жертву двух молодых людей, а их мозг предлагали змеям Захака, чтобы облегчить его боль. [15] Однако человек, который отвечал за ежедневное принесение в жертву двух молодых людей, вместо этого убивал только одного человека в день и смешивал его мозги с мозгами овцы, чтобы спасти другого человека. Поскольку недовольство правлением Захака росло, дворянин Ферейдун запланировал восстание. [16] Спасенные от участи принесения в жертву юноши, которые, согласно легенде, были предками курдов, [17] [18] [19] были обучены Каве в армию, которая двинулась к замку Захака, где Каве убил короля молотком. Говорят, что затем Каве поджег склоны холмов, чтобы отпраздновать победу и собрать своих сторонников; весна вернулась в Курдистан . На следующий день [20] [21] [22]
Мифологические фигуры
[ редактировать ]Сасанидский царь Хосро II Парвез высоко почитается в курдской устной традиции, литературе и мифологии. [23]
Каве, кузнец
Некоторые курды, которых по-курдски называют Каве-и-сингер, считают, что предки курдов бежали в горы, спасаясь от притеснений ассирийского царя по имени Заххак, который позже был убит и свергнут от рук Каве. Также считается, что эти люди, подобно Кузнецу Каве, на протяжении истории укрывавшиеся в горах, позднее были названы профессией своего предка и создали курдский этнос. Каве — географическая и символическая фигура курдского национализма. Как и другие мифологии, курдская мифология иногда используется в политических целях. [24] [25] [26]
Мифологические существа
[ редактировать ]Шахмаран
Шахмаран (или Шахмаран) — мифическое существо в курдском фольклоре. Считается, что она представляет собой гибрид человека и змеи, живший в пещере, и считалась богиней мудрости, защищающей тайны. Также считается, что когда Шахмаран умирает, ее дух переходит к дочери. [27] [28]
симург
Симург на курдском языке сокращается до «Симир». [29] Ученый К.В. Тревер цитирует две курдские народные сказки о птице. [29] Эти версии восходят к общим иранским историям о симорхе. [29]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Барон Патрик Бальфур Кинросс, В Тельце: путешествие по азиатской Турции, 1970, 191 страница, см. стр. 89
- ^ Джордж Смит, Журнал Cornhill, том 167, 1954, sp. 228
- ^ Петер Шефер, Кэтрин Хезсер, Талмуд Йерушалми и греко-римская культура, Том 3, Мор Зибек, 2002 г. - 486 страниц, стр. 80
- ^ Адольф Бюхлер, Исследования еврейской истории, Oxford University Press, 1956, 279 страниц, стр. 84
- ^ Исраэль Абрахамс, Адольф Бюхлер, Основы еврейской жизни: три исследования, Arno Press, 1973, 512 страниц, стр. 84
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, Борис (сентябрь 2014 г.). «Арабские этнонимы (аджам, араб, баду и турок): курдский случай как парадигма размышлений о различиях в средние века» . Иранские исследования. 47 (5): 685. дои : 10.1080/00210862.2014.934149 . ISSN 0021-0862 . S2CID 143606283 .
- ^ Jump up to: а б Кан, М. (1980). Дети джиннов: в поисках курдов и своей страны. Мичиган: Seaview Books, стр. xi.
- ^ Jump up to: а б Зораб Алоян. «Курды в Османской Венгрии». Трансоксиана: Журнал Libre de Estudios Orientales. Буэнос-Айрес: Университет Сальвадора. 9 декабря 2004 г.
- ^ Сайкс, Марк. «Курдские племена Османской империи», Журнал английского антропологического института Великобритании, вып. 37 (2008): 537-564.
- ^ Сайкс, Марк. «Курдские племена Османской империи», Журнал английского антропологического института Великобритании, вып. 37 (2008): 537-564.
- ↑ Джейсон Джеймс, «Турки в истории», ата турк, лето 2008 г., 23: 23-27.
- ^ Филиз, Мехмет С. «Этюд по эпосу периода Эвди». Диссертация, Университет Мардина Артуклу, 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Мерфи, Дэн (24 марта 2004 г.). «Для курдов день костров, легенд и независимости» . Христианский научный монитор . Проверено 8 марта 2007 г.
- ^ Курдский институт Парижа (март 2001 г.). «Навруз 2001: В Диярбекире празднования собрали 500 000 человек в спокойной обстановке, но в Стамбуле произошло много инцидентов» . Проверено 13 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Уорнер, Марина; Фернандес-Арместо, Фелипе (2004). Мир мифов: Римские мифы . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-70607-1
- ↑ В некоторых современных курдских версиях истории Захака и Кавы Ферейдун не упоминается. ван Брюнессен, Vol. 3, с. 1–11, 2000. Согласно курдской традиции Ахл-е Хакк (Ярсан), Кава восстал против Захака и помог Ферейдуну заключить Захака в тюрьму на горе Дамавенд. Хадж Нематолла, Шах-Нама-Йе Хакикат, Интишаарат Джейхун (1982).
- ^ ад-Динавари, Ахмад б. Дауд. Китаб аль-Ахбар ат-Тивал. Под редакцией В.Гиргасса. Лейден. 1888 г., см. с. 7
- ^ Хакан Озоглу, Курдские деятели и Османское государство, 2004, SUNY Press, страница: 30. ISBN 978-0-7914-5993-5
- ^ 05001 Захак. Архивировано 6 марта 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Джон Буллок, Харви Моррис (1993), « Нет друзей, кроме гор: трагическая история курдов» , с. 50
- ^ О'ШИ М.Т. Между картой и реальностью: некоторые фундаментальные мифы курдского национализма . Архивировано из оригинала 21 ноября 2018 г. Проверено 19 декабря 2015 г.
- ^ РЁ ДОНМЕЗ (2012). «КОНСТРУИРОВАНИЕ КУРДСКОЙ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ЛИРИЧЕСКИЕ ПОВЕДЕНИЯ В ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКЕ» (PDF) . Альтернативная политика . Архивировано из оригинала (PDF) 12 сентября 2014 года.
Повествование основано на курдской мифологии о политических целях и эстетике территории.
- ^ «Курдская библиотека – Курдский музей» . Лето 1991. С. 117–123.
- ^ Харви Моррис, Джон Буллок (1993). Нет друзей, кроме гор: Трагическая история курдов. пингвины. стр. Страница = 50. ISBN 978-0-19-508075-9
- ^ Донмез, Расим Озгюр (ноябрь 2012 г.). «Построение курдской националистической идентичности посредством лирических повествований в популярной музыке» (PDF) . Альтернативная политика. 4: Страница = 318–341.
- ^ MT, О'ши (1994). «Между картой и реальностью: некоторые фундаментальные мифы курдского национализма» . Народы Средиземноморья: Страница = 165–183.
- ^ Накамура, Тору (2019). Змеи, птицы и сны . Издательство Дорранс. п. 64. ИСБН 9781480991132 .
- ^ Эммануэль, Рафаэль (1944). Кольцо Шаха Марана, история гор Курдистана . Мичиганский университет.
- ^ Jump up to: а б с Шмидт, Ханнс-Петер (2002). «Симорг» . Энциклопедия Ираника . Коста Меса: паб Mazda.