Jump to content

Курдская мифология

Курдская мифология — собирательный термин для верований и обычаев культурно, этнически или лингвистически связанной группы древних народов, населявших Курдистанские горы на северо-западе Загроса , северной Месопотамии и юго-восточной Анатолии . Это включает в себя их индоевропейскую языческую религию до их обращения в ислам , а также местные мифы, легенды и фольклор , которые они создали после того, как стали мусульманами .

Легендарное происхождение

[ редактировать ]

Легенда о сверхъестественном происхождении

Легенда, записанная иудейскими учеными, утверждала, что жители Кордуены имели сверхъестественное происхождение, когда царь Соломон устроил бракосочетание 500 женщин с джиннами. [1] [2] [3] [4] [5] Эту же легенду использовали ранние исламские авторитеты для объяснения происхождения курдов. [6] [7] [8]

В трудах арабского историка X века Аль-Масуди курды описываются как потомки наложниц царя Соломона, порожденные демоном Джасадом . [6] Узнав, кем они были, Соломон воскликнул: «Гони их (укрудухунна) в горы и долины», что затем предполагает негативный оттенок, например, «выброшенные». [6] Другой, что они являются потомками наложниц царя Соломона и его ангельских слуг. Их отправили в Европу, чтобы привезти ему «пятьсот прекрасных девиц » для королевского гарема. Однако, когда они сделали это и вернулись в Израиль, царь уже умер. Таким образом, джинны поселились в горах, сами женились на женщинах, а их потомки стали известны как курды. [7] [8]

Легенда Милана и Зилана

Племя Милан вместе с Зиланом многие племена считают своим легендарным родительским племенем. По словам Сайкса , собственное объяснение Ибрагим-паши было следующим: «Много лет тому назад курды были разделены на две ветви, миланскую и зиланскую; существовало 1200 миланских племен, но Бог был недоволен ими, и они были рассеяны по всем направления, некоторые исчезли, другие остались, уважайте меня как главу Милана». [9]

Один из вариантов добавляет третью ветвь - Баба Курди. По одной из версий легенды, миланцы поселились в Дерсиме, но султан Селим приказал одним вести оседлый образ жизни и строить дома, а другим кочевать на юг. [10]

Есть еще одна версия легенды, рассказанная Селадетом Бедирханом . В нем предком курдов был человек по имени «Курд», живший в горах и погибший во время сильного снегопада; из его сыновей выжили только двое, одного звали Миль, другого Зил. [11]

Знаменитый полуисторический езидский деятель курдского фольклора Дервеше Эвди происходил из миланского племени Шерки. [12]

Потомки армии Каве

Захак, которого курды зовут Зухак, [13] [14] был злым ассирийским царем, который завоевал Иран, и из его плеч росли змеи. [15] Правление Заака длилось тысячу лет; из-за его злого правления весна больше не пришла в Курдистан. [13] В это время ежедневно приносили в жертву двух молодых людей, а их мозг предлагали змеям Захака, чтобы облегчить его боль. [15] Однако человек, который отвечал за ежедневное принесение в жертву двух молодых людей, вместо этого убивал только одного человека в день и смешивал его мозги с мозгами овцы, чтобы спасти другого человека. Поскольку недовольство правлением Захака росло, дворянин Ферейдун запланировал восстание. [16] Спасенные от участи принесения в жертву юноши, которые, согласно легенде, были предками курдов, [17] [18] [19] были обучены Каве в армию, которая двинулась к замку Захака, где Каве убил короля молотком. Говорят, что затем Каве поджег склоны холмов, чтобы отпраздновать победу и собрать своих сторонников; весна вернулась в Курдистан . На следующий день [20] [21] [22]

Мифологические фигуры

[ редактировать ]

Сасанидский царь Хосро II Парвез высоко почитается в курдской устной традиции, литературе и мифологии. [23]

Каве, кузнец

Некоторые курды, которых по-курдски называют Каве-и-сингер, считают, что предки курдов бежали в горы, спасаясь от притеснений ассирийского царя по имени Заххак, который позже был убит и свергнут от рук Каве. Также считается, что эти люди, подобно Кузнецу Каве, на протяжении истории укрывавшиеся в горах, позднее были названы профессией своего предка и создали курдский этнос. Каве — географическая и символическая фигура курдского национализма. Как и другие мифологии, курдская мифология иногда используется в политических целях. [24] [25] [26]

Мифологические существа

[ редактировать ]

Шахмаран

Шахмаран (или Шахмаран) — мифическое существо в курдском фольклоре. Считается, что она представляет собой гибрид человека и змеи, живший в пещере, и считалась богиней мудрости, защищающей тайны. Также считается, что когда Шахмаран умирает, ее дух переходит к дочери. [27] [28]

симург

Симург на курдском языке сокращается до «Симир». [29] Ученый К.В. Тревер цитирует две курдские народные сказки о птице. [29] Эти версии восходят к общим иранским историям о симорхе. [29]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Барон Патрик Бальфур Кинросс, В Тельце: путешествие по азиатской Турции, 1970, 191 страница, см. стр. 89
  2. ^ Джордж Смит, Журнал Cornhill, том 167, 1954, sp. 228
  3. ^ Петер Шефер, Кэтрин Хезсер, Талмуд Йерушалми и греко-римская культура, Том 3, Мор Зибек, 2002 г. - 486 страниц, стр. 80
  4. ^ Адольф Бюхлер, Исследования еврейской истории, Oxford University Press, 1956, 279 страниц, стр. 84
  5. ^ Исраэль Абрахамс, Адольф Бюхлер, Основы еврейской жизни: три исследования, Arno Press, 1973, 512 страниц, стр. 84
  6. ^ Jump up to: а б с Джеймс, Борис (сентябрь 2014 г.). «Арабские этнонимы (аджам, араб, баду и турок): курдский случай как парадигма размышлений о различиях в средние века» . Иранские исследования. 47 (5): 685. дои : 10.1080/00210862.2014.934149 . ISSN 0021-0862 . S2CID 143606283 .
  7. ^ Jump up to: а б Кан, М. (1980). Дети джиннов: в поисках курдов и своей страны. Мичиган: Seaview Books, стр. xi.
  8. ^ Jump up to: а б Зораб Алоян. «Курды в Османской Венгрии». Трансоксиана: Журнал Libre de Estudios Orientales. Буэнос-Айрес: Университет Сальвадора. 9 декабря 2004 г.
  9. ^ Сайкс, Марк. «Курдские племена Османской империи», Журнал английского антропологического института Великобритании, вып. 37 (2008): 537-564.
  10. ^ Сайкс, Марк. «Курдские племена Османской империи», Журнал английского антропологического института Великобритании, вып. 37 (2008): 537-564.
  11. Джейсон Джеймс, «Турки в истории», ата турк, лето 2008 г., 23: 23-27.
  12. ^ Филиз, Мехмет С. «Этюд по эпосу периода Эвди». Диссертация, Университет Мардина Артуклу, 2014 г.
  13. ^ Jump up to: а б Мерфи, Дэн (24 марта 2004 г.). «Для курдов день костров, легенд и независимости» . Христианский научный монитор . Проверено 8 марта 2007 г.
  14. ^ Курдский институт Парижа (март 2001 г.). «Навруз 2001: В Диярбекире празднования собрали 500 000 человек в спокойной обстановке, но в Стамбуле произошло много инцидентов» . Проверено 13 марта 2007 г.
  15. ^ Jump up to: а б Уорнер, Марина; Фернандес-Арместо, Фелипе (2004). Мир мифов: Римские мифы . Издательство Техасского университета. ISBN   978-0-292-70607-1
  16. В некоторых современных курдских версиях истории Захака и Кавы Ферейдун не упоминается. ван Брюнессен, Vol. 3, с. 1–11, 2000. Согласно курдской традиции Ахл-е Хакк (Ярсан), Кава восстал против Захака и помог Ферейдуну заключить Захака в тюрьму на горе Дамавенд. Хадж Нематолла, Шах-Нама-Йе Хакикат, Интишаарат Джейхун (1982).
  17. ^ ад-Динавари, Ахмад б. Дауд. Китаб аль-Ахбар ат-Тивал. Под редакцией В.Гиргасса. Лейден. 1888 г., см. с. 7
  18. ^ Хакан Озоглу, Курдские деятели и Османское государство, 2004, SUNY Press, страница: 30. ISBN   978-0-7914-5993-5
  19. ^ 05001 Захак. Архивировано 6 марта 2007 г. в Wayback Machine.
  20. ^ Джон Буллок, Харви Моррис (1993), « Нет друзей, кроме гор: трагическая история курдов» , с. 50
  21. ^ О'ШИ М.Т. Между картой и реальностью: некоторые фундаментальные мифы курдского национализма . Архивировано из оригинала 21 ноября 2018 г. Проверено 19 декабря 2015 г.
  22. ^ РЁ ДОНМЕЗ (2012). «КОНСТРУИРОВАНИЕ КУРДСКОЙ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ЛИРИЧЕСКИЕ ПОВЕДЕНИЯ В ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКЕ» (PDF) . Альтернативная политика . Архивировано из оригинала (PDF) 12 сентября 2014 года. Повествование основано на курдской мифологии о политических целях и эстетике территории.
  23. ^ «Курдская библиотека – Курдский музей» . Лето 1991. С. 117–123.
  24. ^ Харви Моррис, Джон Буллок (1993). Нет друзей, кроме гор: Трагическая история курдов. пингвины. стр. Страница = 50. ISBN   978-0-19-508075-9
  25. ^ Донмез, Расим Озгюр (ноябрь 2012 г.). «Построение курдской националистической идентичности посредством лирических повествований в популярной музыке» (PDF) . Альтернативная политика. 4: Страница = 318–341.
  26. ^ MT, О'ши (1994). «Между картой и реальностью: некоторые фундаментальные мифы курдского национализма» . Народы Средиземноморья: Страница = 165–183.
  27. ^ Накамура, Тору (2019). Змеи, птицы и сны . Издательство Дорранс. п. 64. ИСБН  9781480991132 .
  28. ^ Эммануэль, Рафаэль (1944). Кольцо Шаха Марана, история гор Курдистана . Мичиганский университет.
  29. ^ Jump up to: а б с Шмидт, Ханнс-Петер (2002). «Симорг» . Энциклопедия Ираника . Коста Меса: паб Mazda.


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f075cc180eb4494e88fa51a401256f84__1719343380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/84/f075cc180eb4494e88fa51a401256f84.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kurdish mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)