Jump to content

Жертвоприношение лошади

Череп лошади, принесенной в жертву несколькими ударами меча во время железного века (4–500 гг. н. э.), найденный в Нидаме Энгмосе, Дания, в Зоологическом музее Копенгагена.

Жертвоприношение лошади — это ритуальное убийство и принесение в жертву лошади , обычно как часть религиозного или культурного ритуала. Жертвоприношения коня были обычным явлением по всей Евразии с одомашниванием лошади и продолжались вплоть до распространения авраамических религий , а в некоторых местах, например, в Монголии , буддизма . В некоторых культурах такая практика редко наблюдается. [ который? ] даже сегодня.

Многие этнические религии индоевропейских народов свидетельствуют о жертвоприношениях лошадей, а сравнительная мифология предполагает, что они происходят от предполагаемого протоиндоевропейского ритуала и общего корня, хотя эта практика также наблюдается среди неиндоевропейских народов. особенно в кочевых обществах из евразийской степи .

Контекст

[ редактировать ]

Лошадей часто приносят в жертву во время погребений и хоронят вместе с умершими. Эта практика называется конным захоронением . Существуют свидетельства, но нет явных мифов трех ветвей индоевропейцев о главном ритуале жертвоприношения лошади, основанном на предполагаемом мифическом союзе индоевропейского царства и лошади. [1] Индийская Ашвамедха является наиболее ярким сохранившимся свидетельством, но остатки латинских и кельтских традиций позволяют реконструировать некоторые общие атрибуты.

Некоторые ученые, в том числе Эдгар Поломе , считают реконструкцию предполагаемого общего протоиндоевропейского ритуала неоправданной из-за разницы между засвидетельствованными традициями. [2]

Мифология

[ редактировать ]

Реконструированный миф предполагает соединение короля с божественной кобылой , от которой родились божественные близнецы . Связанный с этим миф — это миф о герое, волшебным образом побратимом с лошадью, рожденной в момент его рождения (например, Кухулин , Придери ), который, как предполагается, по своей сути является тем же мифом, что и миф о божественных всадниках-близнецах, благодаря мифу о «кобыле». «вскормленный» герой из греческих и средневековых сербских свидетельств, или мифические лошади с человеческими чертами ( Ксанф ), предполагающие тотемическое тождество героя или царя с лошадью.

Сравнительные ритуалы

[ редактировать ]

Ведический (индийский)

[ редактировать ]
Картина XIX века, изображающая подготовку армии к следованию за жертвенным конем Ашвамедха . Вероятно, из рассказа с картинками, изображающего Лакшмисы . Джаймини Бхарату

Ашвамедха представляла собой политический ритуал, ориентированный на право короля на власть. Лошадь должна была быть жеребцом, и ей разрешалось бродить в течение года в сопровождении людей короля. Если лошадь бродила по землям врага, то эта территория захватывалась королем, а если сопровождающие лошади были убиты в бою претендентом, тогда король терял право на власть. Но если лошадь оставалась жива в течение года, ее возвращали ко двору короля, где ее купали, освящали маслом, украшали золотыми украшениями и затем приносили в жертву. После завершения этого ритуала король считался бесспорным правителем земли, покрытой лошадью. [3]

  1. жертвоприношение связано с возвышением или инаугурацией члена кшатрийской варны (класса воинов).
  2. церемония проходила весной или в начале лета.
  3. принесенной в жертву лошадью был жеребец, выигравший скачки справа от колесницы . [4]
  4. приносимая в жертву лошадь была белой с темными круглыми пятнами, или с темной передней частью, или с клоком темно-синих волос. [5]
  5. его купали в воде, в которой горчица и кунжут . смешаны
  6. он был задушен вместе с безрогим бараном и козлом, а также другими животными.
  7. жеребца рассекли по «ножевым дорожкам» — тремя ножами, сделанными из золота, меди и железа — и его части были вручены различным божествам , символически взывая к Небу , Атмосфере и Земле , в то время как другие жрецы начали читать стихи Вед . ищет исцеления и омоложения лошади. [6] [7] [8] [9]
Реконструкция принесенной в жертву лошади и двух собак (570–600 гг. н. э.) из Повельяно Веронезе.

В октябрьской церемонии Roman Equus приняли участие: [10]

  1. лошадь была посвящена Марсу , римскому богу войны
  2. жертвоприношение совершалось в октябрьские иды , но посредством ритуального повторного использования использовалось на весеннем празднике ( Парилия ).
  3. гонки на колесницах на двух лошадях определили жертву, которой оказалась правая лошадь победившей команды
  4. лошадь расчленяется: хвост ( cauda , ​​возможно, эвфемизм для пениса) отвозится в Регию , резиденцию короля, в то время как две фракции сражаются за обладание головой в качестве талисмана наступающий год

ирландский

[ редактировать ]
Иллюстрация ирландского жертвоприношения лошади взята из Topographia Hibernica , ок. 1220

в XII веке После англо-нормандского вторжения в Ирландию норманнский писатель Джеральд Уэльский написал в своей «Топографии Хиберника» , что инаугурация ирландских королей Тирконнелла была принесена в жертву коня. Он пишет, что белую кобылу принесли в жертву и сварили из нее бульон, в котором царь купался и из которого пил: [11]

В северной и отдаленной части Ольстера , среди Кенелкунилов , есть некое племя , которое имеет обыкновение назначать над собой короля посредством чрезвычайно дикого и отвратительного ритуала. При присутствии всех людей этой земли в одном месте в их среду приводится белая кобыла. Тогда тот, кто должен быть возведен не в принца, а в зверя, не в короля, а в преступника, выходит вперед по-звериному и демонстрирует свое зверство. Сразу после этого кобылу забивают, варят по частям в воде и в этой же воде готовят для нее ванну. Он заходит в ванну и ест мясо, которое ему приносят, а его люди стоят вокруг и делятся им с ним. Отвар, в котором его купают, он также пьет не из какого-либо сосуда и не рукой, а только ртом. Когда это делается правильно в соответствии с таким неправедным ритуалом, его правление и владычество освящаются. [12]

Это было воспринято как пропаганда, призванная представить ирландцев как варварский народ и тем самым оправдать англо-нормандское завоевание. [13] Однако в этом рассказе может быть доля правды, поскольку есть упоминания о подобных жертвоприношениях коней, связанных с королевской властью в Индии ( ашвамедха ) и Скандинавии. [11]

германский

[ редактировать ]
Камень Стентофтен с рунической надписью, которая, вероятно, описывает изображение девяти козлов и девяти лошадей-самцов, приносящих плодородие земле. [14]

Жертвоприношение лошади играло центральную роль в германском язычестве , мясо после чего обычно употребляли в пищу . Наиболее подробное описание конского пятна дается в саге о Хаконе Добром в Хеймскрингле , в которой лошадей и крупный рогатый скот убивают, а их кровь собирают для окропления стен хофа , в то время как их мясо готовят для обслуживающего персонала. . [15] [16] Это согласуется с археологическими находками, датируемыми периодом раннего средневековья в Англии и Скандинавии, показывающими залежи съеденных лошадей. [15]

Археология

[ редактировать ]

Основным археологическим контекстом жертвоприношений лошадей являются захоронения, особенно захоронения на колесницах , но могилы с останками лошадей относятся к эпохе энеолита и даже к историческим временам. Геродот описывает казнь лошадей при погребении скифского могилы железного века, царя, а также курганные в которых, как известно, содержатся сотни лошадей. Также часто встречаются захоронения лошадей в захоронениях в Индии железного века . Этот обычай никоим образом не ограничивается индоевропейским населением, но продолжается и тюркскими племенами .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Мэллори и Адамс (2006:437).
  2. ^ Дирборн (1997:278, статья «Лошадь»).
  3. ^ Рингмар, Эрик (2 августа 2019 г.). История международных отношений: неевропейская перспектива . Открытое книжное издательство. п. 62. ИСБН  9781783740253 .
  4. ^ Мэллори, Джеймс П. и Дуглас К. Адамс, ред. Энциклопедия индоевропейской культуры. Тейлор и Фрэнсис, 1997.
  5. ^ Гангули, Дилип Кумар. История и историки Древней Индии. Публикации Абхинава, 1984.
  6. ^ Тэлботт, Рик Ф. (2005). Священное жертвоприношение: ритуальные парадигмы в ведической религии и раннем христианстве . Випф и Сток. п. 123. ИСБН  978-1-59752-340-0 .
  7. ^ Томас В. Гамкрелидзе; Вячеслав Владимирович Иванов (1995). Индоевропейцы и индоевропейцы: реконструкция и исторический анализ протоязыка и протокультуры. Часть I: Текст. Часть II: Библиография, указатели . Вальтер де Грюйтер.
  8. ^ Заров, Роман. «Ашвамедха — ведическое жертвоприношение коня. Ашвамедха — ведическое жертвоприношение коня». Студия Мифологика Славика 8 (2005): 75-86.
  9. ^ Ян Гонда. Древнеиндийское царствование с религиозной точки зрения: с дополнениями и указателем . Архив Брилла.
  10. ^ Фрейзер (553-557).
  11. ^ Jump up to: а б Дэвидсон, Хильда Эллис (1988). Мифы и символы в языческой Европе: ранние скандинавские и кельтские религии . Издательство Сиракузского университета. п. 54.
  12. ^ Таким образом, в северной и дальней части Уэльса, то есть около Кенелькунила, есть некий народ, который привык создавать себе короля с помощью этого очень варварского и отвратительного обряда. Когда все люди той земли были собраны вместе, посередине появился белый зверь. На что он возвысился не как князь, а как зверь, не как царь, а как курфюрст, приближаясь по-звериному пред всеми и объявляя себя зверем. А как только животное убивают и варят его по частям в воде, то готовят ему ванну в той же воде. Сидя на нем, он сам ел мясо, которое ему приносили, окруженный своими людьми и сидящий. Также относительно права, по которому он омывается, он черпает и пьет не из какого-либо сосуда, не рукой, а только ртом и вокруг себя. Кому таким образом правильно, если не правильно завершено, было подтверждено его царство и владычество : английский перевод Яана Пухвеля , «Аспекты функциональности лошадей», в Analecta Indoeuropaea (Инсбрук, 1981), стр. 188–189.
  13. ^ Бирнс, Майкл (2005). «Фейс». В Даффи, Шон (ред.). Средневековая Ирландия: Энциклопедия . Рутледж. стр. 278–279.
  14. ^ Сантессон, Лиллемор (1989). «Надпись кляксой Блекинга: новая интерпретация первых строк на камне Стентофтен» . Древний друг : 221–229.
  15. ^ Jump up to: а б Магнелл, Ола (2019). «Жертвенные животные: животные и пятно в древнескандинавских источниках и ритуальные захоронения костей из археологических памятников». Миф, материальность и живая религия : 303–328.
  16. ^ «Сага о Хаконе Добром» . www.sacred-texts.com . Проверено 25 февраля 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Альберро, Мануэль (2003): «Миф и индоевропейский ритуал кобылы: параллели между арийской Индией, кельтской Ирландией и древней Грецией», Flor. Ил. 14, с. 9-34.
  • Альберро, Мануэль. (2004). «Роль жертвоприношения коня в мифических и религиозных структурах индоевропейских народов связана с трехсторонней концепцией социальной организации Дюмезилиана». Хабис, № 35, 2004 г., стр. 7-30. ISSN   0210-7694 .
  • Арджент, Гала. «УБИВАНИЕ (СТРОИТЕЛЬНЫЕ) ЛОШАДИ – МЕЖВИДОВЫЕ СТАРЕЙШИ, ЭМПАТИЯ И ЭМОЦИИ, И ПАЗЫРЫКСКИЕ ЖЕРТВЫ ЛОШАДЕЙ». В книге «Люди с животными: перспективы и исследования этнозооархеологии» под редакцией Бродерика Ли Г. Оксфорда; Филадельфия: Oxbow Books, 2016. По состоянию на 16 июня 2020 г., стр. 19–32. www.jstor.org/stable/j.ctvh1dr8g.6.
  • Калифф, Андерс и Эстигаард, Терье (2020). Великое индоевропейское конное жертвоприношение 4000 лет космологической преемственности от Синташты и Степи до скандинавского Скейда . СЛУЧАЙНЫЕ СТАТЬИ ПО АРХЕОЛОГИИ 72. Уппсальский университет. ISBN   978-91-506-2832-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e92c079c8f8d96534dfa114ff330f835__1717300800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/35/e92c079c8f8d96534dfa114ff330f835.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Horse sacrifice - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)