*Сех₂ул и *Мех₁но
![]() | В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( январь 2024 г. ) |
*Се₂ул | |
---|---|
Солнечное божество | |
![]() Возможное изображение хеттской богини Солнца с ребенком на руках между 1400 и 1200 годами до нашей эры. | |
Обитель | Небо |
Планета | Солнце |
Символ | Колесница, солнечный диск |
День | Воскресенье |
Эквиваленты | |
Албанский эквивалент | солнце |
Кельтский эквивалент | Сулис |
Этрусский эквивалент | любопытный |
Греческий эквивалент | Гелиос |
Индуистский эквивалент | Сурья |
Римский эквивалент | Солнце |
Хеттский эквивалент | УТУ-лия |
Литовский эквивалент | Солнце |
Зороастрийский эквивалент | Хваре-хшата |
Германский эквивалент | Совило |
*Ммм₁нет | |
---|---|
Лунное божество | |
![]() Бюст мужчины - божество, которое считается потомком *Мех₁но. | |
Обитель | Небо |
Планета | Луна |
День | Понедельник |
Эквиваленты | |
Албанский эквивалент | луна |
Греческий эквивалент | Мене ( Селена ) |
Римский эквивалент | Офицер |
Славянский эквивалент | Месяц |
Хеттский эквивалент | Каша |
Фригийский эквивалент | Мужчины |
Зороастрийский эквивалент | я |
Латвийский эквивалент | луна |
Германский эквивалент | Пн. |
*Сех₂ул и *Мех₁нот — реконструированные протоиндоевропейские божества Солнца и божества Луны соответственно. *Сех₂ул реконструирован на основе солнечных божеств засвидетельствованной индоевропейской мифологии, хотя его пол (мужской или женский) оспаривается, поскольку существуют божества обоих полов. [ 1 ] Точно так же *Мех₁но- реконструируется на основе лунных божеств дочерних языков, но они различаются по полу.
Ежедневное путешествие *Сехула по небу на колеснице, запряженной лошадьми, — распространенный мотив индоевропейских мифов. [ примечание 1 ] Хотя этот мотив, вероятно, унаследован, он определенно появился после появления колеса в Понтийско-Каспийской степи около 3500 г. до н.э. и, следовательно, является поздним дополнением к протоиндоевропейской культуре. [ 3 ]
Божество Солнца
[ редактировать ]*Сех₂ул реконструирован по мотивам греческого бога Гелиоса , греческого мифологического персонажа Елены Троянской , [ 4 ] [ 5 ] римский бог Соль , кельтская богиня Сулис /Сул/Суил, северогерманская богиня Соль , континентально-германская богиня *Совило , хеттская богиня «УТУ-лия» , [ 6 ] зороастрийская Хваре - хшата [ 6 ] и ведический бог Сурья . [ 7 ]
В мифологиях дочерних языков (а именно балтийского, греческого и древнеиндийского) божество Солнца пересекает небо на колеснице или повозке, запряженной лошадьми. Однако Мэллори и Адамс предупреждают, что этот мотив не является исключительно индоевропейским, и упоминают свидетельства его присутствия в Месопотамии. [ 8 ]
Персонаж, связанный с божеством Солнца, - это «Солнечная дева». [ 9 ] Примерами являются Саулес Мейта, дочь Сауле в балтийской традиции, и Сурья, дочь индийского бога Солнца Сурьи. [ 10 ] Ученые также утверждают, что Елена Троянская из греческой мифологии была еще одним примером «Солнцедевы». [ 7 ] [ 11 ]
В албанской традиции есть E Bija e Hënës dhe e Diellit , «Дочь Луны и Солнца», светлая божественная героиня, называемая pika e qiellit («капля неба» или «молния»). которая падает повсюду с неба на горы и долины и поражает гордость и зло. Она побеждает кулшедру , архетип тьмы и зла в албанской мифологии. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] В некоторых албанских традициях Солнце ( Дьелли ) и Луна ( Хена ) считаются мужем и женой, а в других — братом и сестрой. В случае E Bija e Hënës dhe e Diellit Солнце — ее отец, а Луна — ее мать. [ 15 ] [ 16 ]
Лунное божество
[ редактировать ]*Мех₁нот- реконструирован по мотивам скандинавского бога Мани , славянского бога Месяца , [ примечание 2 ] [ 6 ] и литовский бог * Мено , или Менуо (Луна). [ 19 ] Остатки лунного божества могут существовать и у латышского бога луны Менесса . [ 20 ] Анатолийское (фригийское) божество Мен ; [ 21 ] [ 20 ] Мене , другое имя Селены , и в зороастрийском лунном божестве Мах (Монха). [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]
Альтернативный миф
[ редактировать ]
Хотя солнце персонифицировалось как самостоятельное божество, [ 25 ] протоиндоевропейцы также визуализировали солнце как «лампу Дьюса» или «глаз Дьюса», как это видно в различных рефлексах: «лампа бога» в Миде у Еврипида , «небесная свеча» у Беовульфа или « земля факела Хатти», как именуется богиня Солнца Аринна в хеттской молитве; [ 26 ] и Гелиос как глаз Зевса , [ 27 ] [ 28 ] Хваре-хшата как глаз Ахура Мазды и солнце как «божье око» в румынском фольклоре . [ 29 ] Имена кельтских богинь солнца, таких как Сулис и Гриан, также могут намекать на эту ассоциацию: слова «глаз» и «солнце» в этих языках поменялись местами, отсюда и название богинь. [ 30 ]
Албанские торжественные клятвы приносятся «глазом Солнца» ( për sy të Diellit ), что связано с поклонением Небесному Богу ( Зойз ). [ 31 ]
Египетская мифология не связана с индоевропейской мифологией, поэтому вряд ли есть какая-либо историческая связь, но метафора Ока Ра в ней тоже использовалась.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Запад 2007 , с. 195-196.
- ^ Августини, Доминикана; Троуп, Сэмюэл. Книга творения: зороастрийская книга творения Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2020. с. 19. ISBN 9780190879044
- ^ Фортсон 2004 , с. 23.
- ^ О'Брайен, Стивен. «Диоскурические элементы в кельтской и германской мифологии». В: Журнал индоевропейских исследований 10: 1–2 (весна – лето, 1982 г.), стр. 117–136.
- ^ Мигер, Роберт Э. (2002). Значение имени Елены: В поисках древней иконы . Издательство Больчази-Кардуччи. стр. 46 и далее. ISBN 978-0-86516-510-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гамкрелидзе и Иванов 1995 , с. 760.
- ^ Перейти обратно: а б Мэллори и Адамс 1997 , с. 232.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 278.
- ^ Запад 2007 , с. 227-232.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 556.
- ^ Запад 2007 , с. 230-231.
- ^ Тирта 2004 , стр. 72, 128.
- ^ Шутерици 1959 , с. 66.
- ^ Запад 2007 , с. 233.
- ^ Тирта 2004 , стр. 72, 128
- ^ Dushi 2020 , p. 21
- ^ Джонс, Пруденс; Пенник, Найджел (1995). История языческой Европы . Рутледж. п. 186. ISBN 978-1-136-14172-0 .
- ^ Диксон-Кеннеди, Майк (1998). Энциклопедия русских и славянских мифов и легенд . п. 188. АВС-КЛИО. ISBN 978-1-57607-130-4
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 385.
- ^ Перейти обратно: а б Люркер, Манфред. Словарь Рутледжа богов, богинь, дьяволов и демонов . Рутледж. 2004. с. 123. ISBN 978-04-15340-18-2
- ^ Кенери, Карл (1951). Боги греков . Темза и Гудзон. стр. 196–197; Хаммонд, NGL и Говард Хейс Скаллард (редакторы), Оксфордский классический словарь. Второе издание. Издательство Оксфордского университета, 1992. Запись «СЕЛЕНА». стр. 970–971. ISBN 0-19-869117-3
- ^ Бикс, Роберт (1982). «Gav. må, слово Pie, означающее« луна, месяц »и совершенное причастие» (PDF) . Журнал индоевропейских исследований . 10 : 53–64.
- ^ Йорк, Майкл (август 1993 г.). «К протоиндоевропейскому словарю священного» . СЛОВО . 44 (2): 235–254. дои : 10.1080/00437956.1993.11435902 .
- ^ Люркер, Манфред. Словарь Рутледжа богов, богинь, дьяволов и демонов . Рутледж. 2004. с. 115. ISBN 978-04-15340-18-2
- ^ Мэллори и Адамс 2006 , с. 427.
- ^ Запад 2007 , с. 195.
- ^ Больной, Дэвид (2004). «Мит(х)ра(ы) и мифы о Солнце». Нумен . 51 (4): 432–467. дои : 10.1163/1568527042500140 .
- ^ Бортолани, Люба Мерлина (2016). Магические гимны из римского Египта: исследование греческих и египетских традиций божественности . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781316673270 .
- ^ Ионеску, Дойна; Думитраче, Кристиана (2012). «Поклонение Солнцу у румын» (PDF) . Румынский астрономический журнал . 22 (2): 155–166. Бибкод : 2012RoAJ...22..155I .
- ^ МакКиллоп, Джеймс. (1998). Словарь кельтской мифологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета ISBN 0-19-280120-1 стр. 10, 16, 128.
- ^ Кук 1964 , с. 197.
Источники
[ редактировать ]- Кук, Артур Бернард (1964) [1914]. Зевс: Зевс, бог яркого неба . Зевс: исследование древней религии. Том. 1. Библо и Таннен.
- Души, Арбнора (2020). «Мотив узнавания сестры и брата в албанской народной балладе: значение и контексты в национальной культуре» . Таутосакос Дарбай . 59 : 17–29. дои : 10.51554/TD.2020.28363 . S2CID 253540847 .
- Фортсон, Бенджамин В. (2004). Индоевропейский язык и культура . Издательство Блэквелл. ISBN 1-4051-0316-7 .
- Гамкрелидзе Томас Владимирович ; Иванов, Вячеслав Васильевич (1995). Зима, Вернер (ред.). Индоевропейцы и индоевропейцы: реконструкция и исторический анализ протоязыка и протокультуры . Тенденции в лингвистике: исследования и монографии 80. Берлин: М. Де Грюйтер.
- Мэллори, Джеймс П .; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-884964-98-5 .
- Мэллори, Джеймс П.; Адамс, Дуглас К. (2006). Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929668-2 .
- Шутерики, Димитер С. (1959). История албанской литературы . Том. 1. Государственный университет Тираны, Институт истории и лингвистики.
- Тирта, Марк (2004). Петрит Бежани (ред.). Мифология албанцев (на албанском языке). Тирана: Учитель. ISBN 99927-938-9-9 .
- Уэст, Мартин Л. (2007). Индоевропейская поэзия и миф . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-928075-9 .