Jump to content

Солнце (албанское язычество)

Баллокуме , албанское печенье, происходящее из города Эльбасан в центральной Албании, но очень популярное среди албанцев (слева); Флия (что означает « жертва »), блюдо северной Албании (справа). Это образные изображения Солнца, которые традиционно едят во время Дита э Верес или Вереза ​​— албанского языческого весеннего праздника , который отмечают все албанцы (также официально в Албании ), чтобы прогнать тьму зимнего сезона, позволяя обновить природу и укрепить силы. Солнце традиционно разжигало костры во дворах повсюду, особенно на высоких местах.

Диелли ( албанская неопределенная форма Диелл ), Солнце , занимает видное место в албанских языческих обычаях, верованиях, ритуалах, мифах и легендах. Солнце оказывает большое влияние на основные традиционные праздники и календарные обряды Албании. [ 1 ] В албанской традиции поклонение и ритуалы огня зжарри , очевидно, обожествляемого как Энджи , особенно связаны с культом Солнца. [ 2 ]

Впервые в письменных источниках албанцы были описаны как поклонники Солнца и Луны немецким гуманистом Себастьяном Франком в 1534 году. [ 3 ] но Солнце и Луна сохранились как священные элементы албанской традиции с древности. Иллирийская материальная культура показывает, что Солнце было главным культовым объектом иллирийской религии . [ 4 ] Символизация культа Солнца, который часто сочетается с серпом Луны , обычно встречается в различных контекстах албанского народного искусства, включая традиционную татуировку , гравюру, ювелирные изделия и домашнюю резьбу. [ 5 ] Торжественные клятвы ( Беса ), хорошие предзнаменования и формулы проклятий связаны с Солнцем и адресуются ему. [ 6 ]

Также упоминается как i Bukuri i Qiellit («Красота неба»). [ 7 ] в албанских языческих верованиях и мифологии Солнце — персонифицированное мужское божество, а Луна ( Хена ) — его женский аналог. [ 8 ] [ 9 ] В языческих верованиях огненный очаг ( ватра э зжаррит ) является символом огня как порождения Солнца. [ 10 ] В некоторых народных сказках, мифах и легендах Солнце и Луна считаются мужем и женой, а также, в частности, появляются как родители Э Биджа э Хэнес дхе э Диеллит («Дочь Луны и Солнца»); в других Солнце и Луна считаются братом и сестрой, но в этом случае они никогда не считаются супругами. [ 11 ] [ 12 ] Нена э Диеллит («Мать Солнца» или «Мать Солнца») также появляется как персонифицированное божество в албанских народных верованиях и сказках. [ 13 ]

Албанские верования, мифы и легенды организованы вокруг дуалистической борьбы между добром и злом , светом и тьмой , которая циклически порождает космическое обновление. [ 14 ] Самым известным его представлением является постоянная битва между дранге и кулшедрой , которая рассматривается как мифологическое продолжение культа Солнца и Луны. [ 15 ] В албанских традициях с кулшедрой также сражается Дочь Луны и Солнца, которая использует свою силу света против гордыни и зла. [ 16 ] или другими героическими персонажами, отмеченными на своих телах символами небесных объектов, [ 17 ] например, Зерми (букв. «Огонь»), который, в частности, рождается с Солнцем на лбу. [ 18 ] Албанские традиционные праздники в честь зимнего солнцестояния отмечают возвращение Солнца летом и удлинение дня. [ 19 ] [ 20 ] Во время албанского праздника весеннего равноденствия Дита э Верес – который знаменует начало весенне - летнего периода, когда дневной свет преобладает над ночью, празднуют Солнце, в частности, зажигая костры во дворах. [ 21 ] как бог света , который рассеивает тьму мира и растапливает иней, позволяя обновлять природу . [ 22 ]

Албанское слово diell (определенная форма: dielli ) считается табуированным словом, первоначально означавшим «желтый, золотой, яркий/блестящий», использовавшимся для обозначения Солнца из-за его воспринимаемой священной природы. Общепринятая историческая лингвистическая эволюция слова такова: албанский dielli <протоалбанский *dðiella < *dziella- <препротоалбанский *́élu̯a- < протоиндоевропейский *ٵʰélh₃u̯o- «желтый, золотой, яркий/блестящий» . [ 23 ]

называется e diel Воскресенье на албанском языке , что означает перевод латинского diēs Sōlis с местным названием Солнца. [ 24 ]

свидетельством небесного культа в Иллирии , являются бляшки VI , который находит соответствие с албанскими народными верованиями и обычаями века Ранним до н . раз. На бляшках изображены одновременно сакральные изображения неба и солнца, символика молнии и огня, а также священное дерево и птицы (орлы). В этих бляшках имеется мифологическое изображение небесного божества: одушевленное божество Солнца с лицом и двумя крыльями, бросающее молнии в огненный алтарь, который на некоторых бляшках держат двое мужчин (иногда на двух лодках). [ 25 ]

Албанские традиционные узоры резьбы на стульях и могилах, нарисованные Эдит Дарем в начале 20 века. Это изображения Солнца (Дьелли) и Луны ( Хана ), иногда также лучистые (символизирующие их свет).

Доисторические иллирийские символы, используемые на погребальных памятниках доримского периода, использовались также во времена Римской империи и продолжались до поздней античности на обширной территории Иллирии. Те же мотивы с одинаковой культурно-религиозной символикой сохранились на различных памятниках раннесредневековой культуры албанцев. Они появляются также на более поздних погребальных памятниках, включая средневековые надгробия ( стечи ) в Боснии и Герцеговине и погребальные памятники, использовавшиеся до недавнего времени в северной Албании , Косово , Черногории , южной Сербии и северной Северной Македонии . Подобные мотивы особенно связаны с древними культами Солнца и Луны, сохранившимися до недавнего времени среди северных албанцев. [ 26 ]

Иллирийский , чья мать была римский император Аврелиан жрицей Солнца, провозгласил Солнце – Sol Invictus – главным богом Римской империи . [ 27 ] Среди иллирийцев ранней Албании Солнце было распространенным символом. Распространение культа Солнца и сохранение мотивов Солнца в римский период и позже считаются продуктом иллирийской культуры. В христианской иконографии символ Солнца связан с бессмертием и правом на власть. Языческий культ Солнца был почти идентичен христианскому культу первых веков христианства. Разновидности символов Солнца, принесенные в регион христианскими орденами, нашли в горах Албании сочувствующих сторонников, обогатив корпус своих символов новым материалом. [ 28 ]

Культ, практики, верования и мифология

[ редактировать ]

Символизм

[ редактировать ]
Схемы татуировок северных албанцев (вверху); образцы татуировок католичек (и одного мужчины) в Боснии (внизу). Нарисовано Эдит Дарем в начале 20 века. Многие из этих узоров также встречаются в традиционном албанском искусстве (могилы, украшения и домашняя резьба). Они являются символами поклонения небесному свету, огню и очагу, выражая благосклонность света в дуалистической борьбе между светом и тьмой . [ 29 ] [ 30 ]

Символизация культа Солнца, который часто сочетается с серпом Луны , обычно встречается в различных контекстах албанского народного искусства, включая традиционную татуировку , гравюру, ювелирные изделия и домашнюю резьбу. [ 31 ]

Эдит Дарем , которая тщательно изучала балканские традиционные татуировки с помощью полевых исследований, смогла подробно объяснить образцы традиционных татуировок только после того, как попросила албанцев Тети-Шалы описать все маленькие линии (или веточки), которые сопровождали полукруг, вырезанный на старое надгробие. Они ответили, что эти веточки — «конечно, свет, исходящий от Луны». Для албанцев веточки или маленькие линии были традиционным способом изображения света, исходящего от Солнца (Дьелли) и Луны ( Хена ), который часто изображался в виде полумесяца. Итак, образцы католических татуировок в Боснии, которые до этого были известны как «круги, полукруги и линии или веточки», в конечном итоге были четко объяснены как соединения лучевых (испускающих свет) солнц, лун и крестов, из выражения Поклонение природе и поклонение очагу. [ 29 ] Более того, кресты (включая свастики ) были объяснены индоевропейцем Карлом Треймером как символ бога огня Энджи . [ 30 ]

Торжественные клятвы, добрые приметы и формулы проклятий

[ редактировать ]

Албанцы часто приносят торжественные клятвы ( быть ) «солнцем» ( за это солнце ), «солнцем, которое освещает землю» ( За то солнце, которое освещает землю! ), «солнцем, которое делает небо облачным». или проясняет» ( За то солнце, которое убивает и очищает! ), «Солнце, которое устало» ( за то солнце, которое устало! ), «Лицо солнца» ( за то лицо солнца! ), «глазом-солнцем» ( для того солнечного глаза ), «глазом солнца» ( для глаза солнца ), «звездой» ( для того холма ), «лучом света» ( для этого луча света ) и «солнечным лучом » ( для этого луча ). [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]

Албанская клятва, данная «глазом-солнцем» ( për atë diell ), «глазом солнца» ( per sy të diellit ) или «звездой» ( për atë hyll ), является отражением индоевропейской вера, согласно которой Солнце является глазом Бога-Неба *Di̯ḗu̯s [ 34 ] ( Зойз в албанской традиции [ 35 ] ).

Выражение доброго предзнаменования: «Будь бел, как свет солнца!» ( qofsh i bardhë si drita e diellit! ). [ 32 ]

Формулы проклятий включают «быть убитым лучом солнца» ( të thertë rrezja e diellit! ) и «не видеть больше солнца» ( mos pafsh diell me sy! ). [ 32 ]

Дуалистическое мировоззрение, космическое обновление

[ редактировать ]

Албанские верования, мифы и легенды организованы вокруг дуалистической борьбы между добром и злом , светом и тьмой , которая циклически порождает космическое обновление. [ 36 ]

В албанской традиции Солнце называют «Красотой Неба» ( i Bukuri i Qiellit ). [ 7 ] Во время церемониального ритуала празднования первого дня весны (албанский: Dita e Verës ), который отмечает начало периода года, когда дневной свет преобладает над ночью, «Красота неба» — это человек, одетый в желтое платье. олицетворяющий Солнце, почитаемый как податель жизни и бог света , рассеивающий мрак мира и растапливающий иней. [ 22 ] Чтобы отпраздновать Диту и Верес, албанцы традиционно зажигают костры во дворах повсюду, особенно на высоких местах, с целью отогнать тьму зимнего сезона, позволяя обновить природу и усилить солнце. [ 21 ] [ 37 ]

Самым известным албанским мифологическим представлением дуалистической борьбы между добром и злом, светом и тьмой является постоянная битва между дранге и кулшедрой . [ 38 ] конфликт, который символизирует циклическое возвращение в водный и хтонический мир смерти, совершающий космическое обновление возрождения . [ 39 ] Легендарная битва героического божества, связанного с громом и погодой , такого как дранге, которое сражается и убивает огромного многоголового змея, связанного с водой, штормами и засухой, такого как кулшедра, является распространенным мотивом индоевропейской мифологии . [ 40 ] Оригинальная легенда, возможно, символизировала Хаоскампф , столкновение сил порядка и хаоса. [ 41 ] В албанской традиции столкновение дранге и кулшедры, света и тьмы, кроме того, рассматривается как мифологическое представление культа Солнца и Луны, широко наблюдаемое в традиционной албанской татуировке . [ 15 ]

В албанской мифологии и фольклоре превосходство божества неба над божеством подземного мира символизируется победой небесных божественных героев над кулшедрой (часто описываемой как земное/хтоническое божество или демон). Этими небесными божественными героями часто являются дранге (наиболее распространенный культурный герой среди албанцев), а также Э Биджа э Хэнес дхе э Диеллит («Дочь Луны и Солнца»), которую описывают как пика э кьелит («капля небесного солнца »). небо» или «молния»), которая падает повсюду с неба на горы и долины и поражает гордость и зло, [ 16 ] или другими героическими персонажами, отмеченными на своих телах символами небесных объектов, [ 17 ] например, Зерми (букв. «Огонь»), который, в частности, рождается с Солнцем на лбу. [ 18 ]

Огонь и очаг

[ редактировать ]

В албанской традиции поклонение огню и ритуалы особенно связаны с культом Солнца. [ 42 ] Календарные огни (албанский: zjarret e vitit ) связаны с космическим циклом и ритмами сельскохозяйственной и скотоводческой жизни. [ 43 ] Христианское духовенство исторически безуспешно боролось с практикой ритуальных костров среди албанцев. [ 44 ]

Камин ( votër ) дома Шкрели , северная Албания, нарисованный Эдит Дарем в 1909 году.

В албанских языческих верованиях огненный очаг ( ватра э зжаррит ) является символом огня как порождения Солнца. [ 10 ] Место возгорания традиционно строится в центре дома и имеет круглую форму, олицетворяющую Солнце. Традиционно огонь домашнего очага отождествляется с существованием семьи, и ему поклоняются как божеству ( hyjni/perëndi të zjarrit të vatrës ). Его тушение считается плохим предзнаменованием для семьи. [ 45 ]

ритуальные коллективные костры (по дому, родству или соседству) или костры во дворах (особенно на возвышенностях), зажигаемые в честь основных традиционных албанских праздников перед восходом солнца С культом Солнца связаны . с функцией придания силы Солнцу согласно старым верованиям. [ 46 ]

Типичный ритуал, практикуемый перед восходом солнца во время крупных традиционных праздников, таких как Дита э Верес (Вереза) или Шенджерджи в регионе Опое , состоит в том, что молодые люди исполняют танец на «пути Солнца», в направлении восток-запад возле ритуала сожжения. огонь, которым сжигаются злые духи, демоны, угрожающие здоровью, очищению, процветанию, благословению и началу времен года. [ 44 ]

Другой ритуал, практиковавшийся во время Дита э Верес в регионе Корча и названный «Весенний ритуал», описывается следующим образом: [ 47 ]

"В замкнутом хороводе, имеющем в центре огонь, обнаруживается первый ритуальный элемент, переплетающийся с хореографическими мотивами, которые относят этот танец к разряду ритуальных. Культ огня - важный базовый и древний элемент - и закрытый Круг исполнителей, что очень важно для ритуальной хореографии, создает главную ось танца».

В праздник Верезы в Опойе девушки рано утром ходят из дома в дом и по двое подходят к огню очага и разжигают его, говоря хозяйке дома: Oj e zonja shpisë ae qite renin e флисэ . Тем временем хозяйка дома дает им два куриных яйца. Утром Верезы и Шенджерджи старушка дома завязывает узлы на цепи очага и произносит формулу заклинания, затем зажигает огонь, который всей своей силой сжигает демонов и зло. [ 48 ]

Считается, что пепел обладает целебными свойствами, особенно когда детей сглазил, их омывают пеплом. [ 48 ]

Практика смерти и захоронения

[ редактировать ]

Когда кто-то умирает, албанцы говорят: iu fik Dielli «Солнце погасло для них». [ 49 ]

По албанской традиции, когда человек умирает, его необходимо расположить всегда лицом к восходу солнца : дома, во дворе, при отдыхе по дороге на кладбище, а также в могиле. Это определенное правило, которое находит преемственность в археологическом материале на протяжении всего средневековья и иллирийского времени. [ 50 ] Другая распространенная практика заключается в создании круга из маленьких белых камней за пределами могилы, что также связано с культом Солнца. было помещено кольцо из камней Эта традиция также находит отголоски в иллирийские времена, когда вокруг кургана . [ 50 ] [ примечание 1 ]

Горные вершины и паломничества

[ редактировать ]

Среди албанцев распространен старый языческий культ горы и горных вершин. Паломничества к священным горам происходят регулярно в течение года. Эта древняя практика сохранилась и сегодня, особенно в Томорре , Паштрике , Либетене , Гьяллице , Румии, Коритнике , Шкельзене , горе Круя , Шелбуэме , Кендревиче , Майе и Хекураве , Шёнделли и многих других. В албанских народных верованиях поклонение горам тесно связано с культом природы вообще и культом Солнца в частности. [ 51 ] Молитвы Солнцу, ритуальные костры и жертвоприношения животных были обычными практиками, совершаемыми албанцами во время ритуального паломничества на горные вершины. [ 52 ]

Шёнделли («Святое Солнце») — общий албанский ороним (например, Шёнделли в Тепелене , Шёнделли в Маллакастере , Шёнделли на албанском побережье Ионического моря и т. д.), который был присвоен горам в связи с культом горных вершин. и культ Солнца. [ 53 ]

«Горы Солнца» ( Bjeshkët e Diellit ) — места, где действуют герои ( Kreshnikët ) в « Кангэ Крешникеш» , легендарном цикле албанской эпической поэзии . [ 54 ]

Ритуалы вызывания дождя и плодородия почвы

[ редактировать ]

По албанским народным поверьям, Солнце затуманивает небо или проясняет его. [ 55 ] Албанцы призывали Солнце с помощью ритуалов вызывания дождя и плодородия почвы.

В ритуалах вызывания дождя на албанском побережье Ионического моря албанцы молились Солнцу, в частности, лицом к горе Шенделли («Гора «Святое Солнце»). Дети одевали мальчика свежими ветками, называя его дордолец . Типичная призывная песня, повторяемая трижды во время ритуала, была: [ 53 ]

«О Илья, Илья
Бабочка на дороге
дождь о боже
Что они плачут о какой-то бедности,
Я очень устал
Рожь до крыши,
Пшеница Богу».

После этого люди говорили: « У нас будет дождь, потому что Шэнделлиу потемнело». [ 53 ]

Раньше к Солнцу также обращались, когда он появлялся после дождя, молясь об увеличении производства в сельском хозяйстве. Задокументированная призывная песня была: [ 53 ]

«Солнце-о, Солнце ты,
Ни миллиона, ни муллиши,
Измельчи благословение, иди домой,
Измельчите его мягко, как для пахлавы,
Измельчите его мягко, как для траханы».

Еще одна задокументированная песня-призыв была: [ 53 ]

«Солнце-о, Солнце-о,
Брось мешок муки,
давай поженимся
хромая,
Кто сделал нас мальчиком,
Во главе очага».

Жертвоприношения животных ради строительства

[ редактировать ]

Принесение в жертву животных для строительства новых зданий — языческая практика, широко распространенная среди албанцев. [ 56 ] [ 57 ] В начале строительства нового дома фундамент традиционно начинается с молитв, в «счастливый день» лицом к Солнцу, начиная с восхода солнца, во время растущей Луны, и в жертву закалывается животное. [ 58 ]

Эта практика продолжается с вариациями в зависимости от албанского этнографического ареала. Например, в Опойе принесенное в жертву животное кладут на фундамент так, чтобы его голова была направлена ​​на восток, туда, где восходит Солнце. [ 56 ] В Братаже кровь принесенного в жертву животного выливают во время заклания в углу, который находился на восточной стороне, где восходит Солнце; чтобы дом устоял и на удачу, хозяин дома бросает в тот же угол дома серебряные или золотые монеты; хозяйка дома бросает туда немытую шерсть. Эти вещи должны оставаться зарытыми в фундаменте строящегося дома. Родственники домовладельца тоже бросают деньги на фундамент дома, но эти деньги забирает мастер, который строит дом. В Дибре у фундамента закалывают барана и кладут голову барана на фундамент. [ 58 ] В Лежском нагорье на фундаменте забивают барана или петуха и затем закапывают туда же головы; хозяева дома бросают в фундамент монеты, а также семена разных растений. [ 58 ]

Традиционные фестивали

[ редактировать ]

Зимнее солнцестояние

[ редактировать ]

Албанские традиционные праздники в честь зимнего солнцестояния отмечают возвращение Солнца летом и удлинение дня. [ 49 ] [ 19 ] [ 20 ]

Албанские традиционные обряды в период зимнего солнцестояния являются языческими и очень древними. Альбанолог Иоганн Георг фон Хан (1811–1869) сообщил, что духовенство как в его время, так и раньше яростно боролось с языческими обрядами, которые практиковали албанцы для празднования этого праздника, но безуспешно. [ 59 ]

Старые обряды этого праздника сопровождались коллективными пожарами по дому, родству или соседству - практика, совершаемая, согласно старым верованиям, для придания силы Солнцу. Обряды, связанные с культом растительности, выражавшие стремление к увеличению продукции в сельском хозяйстве и животноводстве, сопровождались жертвоприношениями животных огню, освещением сосен на ночь, гаданием на удачу с потрескиванием в огне или с помощью монет в ритуальном порядке. хлеба, приготовления и употребления ритуальной пищи, совершения различных магических ритуальных действий на скоте, полях, виноградниках и садах и т. д. [ 59 ] [ 49 ]

Ночь Бузми

Ната э Бузмит, « ночь святочного полена », отмечается с 22 декабря по 6 января. [ 19 ] Бузми — ритуальный кусок дерева (или несколько кусков дерева), который сжигают в огне очага (албанский ватэр ) в ночь зимнего праздника, наступающего после возвращения Солнца на лето (после зимнего праздника). солнцестояния), иногда в ночь Кершенделлы 24 декабря ( сочельник ), иногда в ночь колендры , а иногда в Новый год или по какому-либо другому случаю того же периода, традиция, изначально связанная с культом Солнца. [ 60 ] [ 49 ]

С бузми совершается ряд ритуалов магического характера, которые, согласно старинным поверьям, направлены на рост сельскохозяйственных растений и на процветание производства в живом существе (выращивание овощей, деревьев, виноградников и т. д.). Эта практика традиционно была распространена среди всех албанцев, а также зафиксирована у арбереше в Италии и арванитов в Греции до первой половины 20 века. [ 60 ] и он до сих пор сохраняется в отдаленных албанских этнографических регионах. [ 49 ] Считается обычаем протоиндоевропейского происхождения. [ 60 ]

Самый богатый набор обрядов, связанных с бузми, встречается в северной Албании ( Мирдита , Пуке , Дукаджин , Малесия э Мадхе , Шкодер и Лежэ ), а также в Косово , Дибере и так далее. [ 60 ] [ 49 ]

Весеннее равноденствие

[ редактировать ]
Албанка в традиционных украшениях во время иллирийского карнавала, празднующего албанский весенний праздник в горах Шарр .

Дита э Верес — албанский языческий праздник, отмечаемый (также официально в Албании ) 1 марта по юлианскому календарю , в первый день нового года (14 марта по григорианскому календарю). В старом албанском календаре Вереза ​​соответствует первым трем дням нового года ( по-албански : Криевити, Криет э Мотмотит, Мотмоти и Ри, Ната э Можит ) и знаменует конец зимнего сезона (вторая половина года). и начало «летнего» сезона (первой половины года) в день весеннего равноденствия — периода года, когда световой день длиннее ночи. Его отмечают как в северных, так и в южных регионах, но с региональными различиями. Костры традиционно разжигаются во дворах повсюду, особенно на высоких местах, с целью отогнать зимнюю тьму и усилить солнце. [ 21 ] [ 37 ]

Эдит Дарем , которая собрала албанский этнографический материал из северной Албании и Черногории, сообщила, что традиционное албанское татуирование девушек практиковалось 19 марта, что приходится на дни весенних праздников. [ 61 ]

Мать Солнца

[ редактировать ]

Нена э Диеллит («Мать Солнца» или «Мать Солнца») — богиня-мать в албанских народных верованиях. Священный ритуал под названием «Похороны Матери Солнца» был очень распространен на юго-востоке Албании вплоть до 20 века. [ 62 ] Ученые описали ее как небесную богиню. [ 63 ] и богиня земледелия, скота и плодородия земли, о чем свидетельствует посвященный ей священный ритуал. [ 64 ]

Мать Солнца также выступает как персонифицированное божество в албанских народных сказках. [ 65 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Эти традиции встречаются и у других европейских народов. Помимо того, что они являлись ритуалами культа Солнца, они могли быть мифо-ритуалистическими практиками по сохранению памяти о переселениях предков с востока, первоначальной родины индоевропейских народов в Причерноморско-Каспийской степи . [ 50 ]
  1. ^ Тирта 2004 , стр. 68, 70, 249–254.
  2. ^ Кафлеши 2011 , с. 49; Тирта 2004 , стр. 68–69, 135, 176–181, 249–261, 274–282, 327.
  3. ^ Элси, Роберт (ред.). «1534. Себастьян Франк: Албания: могучая провинция Европы» . Тексты и документы по истории Албании .
  4. ^ Галати и др. 2013 , с. 156; Добруна-Салиху 2005 , стр. 345–346; Тирта 2004 , стр. 68–70; Эгро 2003 , с. 35; Стипчевич 1974 , с. 182
  5. ^ Галати и др. 2013 , стр. 155–157; Тирта 2004 , стр. 68–82; Элси 2001 , стр. 181, 244; Погирк 1987 , с. 178; Дарем 1928а , с. 51; Дарем 1928b , стр. 120–125.
  6. ^ Тирта 2004 , стр. 71–72; Элси 2001 , стр. 193, 244; Кук 1964 , с. 197.
  7. ^ Перейти обратно: а б Соколи 2013 , с. 181.
  8. ^ Тирта 2004 , стр. 72, 128
  9. ^ Dushi 2020 , p. 21
  10. ^ Перейти обратно: а б Джон 2012 , с. 90.
  11. ^ Тирта 2004 , стр. 72, 128
  12. ^ Dushi 2020 , p. 21
  13. ^ Голаны 1991 , с. 55; Даум 1998 , с. 236; Голаны 2003 , стр. 93–94; Тирта 2004 , стр. 259–260; Незири 2015 , с. 124.
  14. ^ Лелай 2015 , с. 97; Доджа 2005 , стр. 449–462; Элси 1994 , с. я; Погирк 1987 , с. 179
  15. ^ Перейти обратно: а б Лелай 2015 , с. 97.
  16. ^ Перейти обратно: а б Шутерици 1959 , с. 66.
  17. ^ Перейти обратно: а б Тирта 2004 , стр. 72, 127–128.
  18. ^ Перейти обратно: а б Широ 1923 , стр. 411–439.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Тирта 2004 , стр. 249–251.
  20. ^ Перейти обратно: а б Погирк 1987 , с. 179.
  21. ^ Перейти обратно: а б с Тирта 2004 , стр. 253–255.
  22. ^ Перейти обратно: а б Соколи 2000 , с. 37.
  23. ^ Сотворение 2023 , стр. 77–81; Демирадж и Нери 2020 : «díell -i».
  24. ^ Кох 2015 , стр. 113–114.
  25. ^ Брахадж 2007 , стр. 16–18.
  26. ^ Добруна-Салиху 2005 , с. 345–346.
  27. ^ Бельджорно де Стефано 2014 , стр. 2–3.
  28. ^ Галати и др. 2013 , с. 156.
  29. ^ Перейти обратно: а б Дарем, 1928b , стр. 102–106.
  30. ^ Перейти обратно: а б Треймер 1971 , с. 32.
  31. ^ Галати и др. 2013 , стр. 155–157; Тирта 2004 , стр. 68–82; Элси 2001 , стр. 181, 244; Погирк 1987 , с. 178; Дарем 1928а , с. 51; Дарем 1928b , стр. 120–125.
  32. ^ Перейти обратно: а б с Тирта 2004 , стр. 71–72.
  33. ^ Элси 2001 , стр. 193, 244.
  34. ^ Перейти обратно: а б Кук 1964 , с. 197.
  35. ^ Хиллестед и Джозеф 2022 , с. 232; Себорг 2020 , с. 74.
  36. ^ Лелай 2015 , с. 97; Доджа 2005 , стр. 449–462; Элси 1994 , с. я; Погирк 1987 , с. 179
  37. ^ Перейти обратно: а б Элси 2001 , стр. 259–260.
  38. ^ Лелай 2015 , с. 97; Боннефой 1993 , стр. 253–254.
  39. ^ Доджа 2005 , стр. 449–462; Тирта 2004 , стр. 121–132; Лелай 2015 , с. 97.
  40. ^ Вест (2007) , стр. 358–359.
  41. ^ Уоткинс 1995 , стр. 299–300.
  42. ^ Кафлеши 2011 , с. 49; Тирта 2004 , стр. 68–69, 135, 176–181, 249–261, 274–282, 327.
  43. ^ Погирк 1987 , с. 179; Тирта 2004 , стр. 68–69, 135, 176–181, 249–261, 274–282, 327.
  44. ^ Перейти обратно: а б Кафлеши 2011 , с. 49.
  45. ^ Джон 2012 , с. 91.
  46. ^ Тирта 2004 , стр. 75, 113, 116, 250.
  47. ^ Села 2017 , стр. 64–65.
  48. ^ Перейти обратно: а б Кафлеши 2011 , стр. 50.
  49. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кафлеши 2011 , стр. 43–71.
  50. ^ Перейти обратно: а б с Тирта 2004 , с. 74.
  51. ^ Красники 2014 , стр. 4–5; Тирта 2004 , стр. 75, 113, 116; Джон 2012 , стр. 62, 85–86.
  52. ^ Тирта 2004 , с. 75; Джон 2012 , стр. 81–87.
  53. ^ Перейти обратно: а б с д и Джон 2012 , стр. 85–86.
  54. ^ Тирта 2004 , стр. 68–70.
  55. ^ Тирта 2004 , стр. 71–72; Джон 2012 , стр. 85–86
  56. ^ Перейти обратно: а б Кафлеши 2011 , с. 55.
  57. ^ Тирта 2004 , стр. 260, 340–357.
  58. ^ Перейти обратно: а б с Тирта 2004 , стр. 340–341.
  59. ^ Перейти обратно: а б Тирта 2004 , с. 250.
  60. ^ Перейти обратно: а б с д Тирта 2004 , с. 282.
  61. ^ Тирта 2004 , с. 254.
  62. ^ Голаны 1991 , с. 55; Даум 1998 , с. 236; Голаны 2003 , стр. 93–94; Тирта 2004 , стр. 259–260; Незири 2015 , с. 124.
  63. ^ Голаны 1991 , с. 55; Голаны, 2003 г. , стр. 93–94.
  64. ^ Тирта 2004 , стр. 259–260
  65. ^ Ламбертц 1952 , с. 138; Элси 2001 , с. 98; Бован 1985 , с. 241.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a4f5d09b998c9f25ace6ac299693ab7b__1726173660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/7b/a4f5d09b998c9f25ace6ac299693ab7b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dielli (Albanian paganism) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)