дублет

Хамадан албанские или Хамадани — традиционная шерстяная одежда, которую носят мужчины . [1] Оно может быть с рукавами или без рукавов. Кхамадан без рукавов — это только один тип албанского жилета, два других — это хамадани ме решме и хамадани фермеле . [2] Джамадани ме решме вышло из употребления примерно в начале 20 века. [2] тогда как ксамадан и ксамадани фермеле продолжают использоваться в традиционных праздниках. Хороший ксамадан обычно богато вышит, иногда золотом: в прошлом его качество указывало на социальный статус. [3]
История
[ редактировать ]Джамадани возникла в северо-восточной части Албании, но носится по всей стране и на других территориях, населенных албанцами. [4] Кхамадан, по-видимому, является курткой, о которой английский поэт 16-го века Эдмунд Спенсер упоминает в строке своей «Королевы фей» , опубликованной в 1590-х годах, где он упоминает зависящую от рукавов албанскую мудрость . [5] Он несколько раз упоминается британскими писателями-путешественниками, такими как Джон Фостер Фрейзер , который в первом (1906 г.) издании своей книги « Картины с Балкан » наблюдает за предпочтением албанских мужчин к хамаданам, вышитым золотом или серебром. [6]
Виды джамадана
[ редактировать ]В Албании было три типа джамадани: джамадан, джамадани ме решме. [ нужны разъяснения ] и фермы Джамадани [ нужны разъяснения ] из которых до сих пор используются только фермеле и ксамадан, джермеле [ нужны разъяснения ] выпавший из немилости примерно в начале 20 века. [2]
Хамадан обычно застегивается на левую сторону, обычно имеет два кармана: внешний и внутренний, и украшается вышивкой. Зимой албанцы носили таллаган , тяжелое пальто, поверх ксамадана. [7] Вышивка может быть шелковой или хлопчатобумажной тесьмой. [8]
У северных и южных албанцев было по несколько типов ксамадана, различавшихся по цвету и крою. Северные албанцы обычно носили ксамадан из красного бархата, вышитый черным шелком, а иногда и золотом. [9] Качество самой вышивки указывает на социальный статус. [3] В частности, джамадан, который носят албанцы в районе Тетово (ныне Северная Македония ), имеет белый или кремовый цвет и богато вышит. Оно без рукавов, открытое на груди, но может быть и закрытым, с помощью специальных застежек. По традиции жених надевал его в день свадьбы. [10]
Южноалбанский вариант мужского ксамадана уже не красный, как северный, а кремовый или темно-синий. [3]
У джамадана северной Албании обычно был один карман для карманных часов или два, если у часов была цепочка. Вместо этого на юге Албании цепочку носили по диагонали. [11]
Пустяки
[ редактировать ]Песня « Xhamadani vija vija » (англ. «Striped xhamadan» ), написанная в 1993 году Зефом Чобой, относится к xhamadan и предполагает союз Албании и Косово , объединенных под общим жилетом. [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Блюми 2011 , с. 19
- ^ Jump up to: а б с Джордж 1976 , с. 152
- ^ Jump up to: а б с Кондра 2013 , с. 14
- ^ Кондра 2013 , с. 15
- ^ Джордж 2002 , с. 290
- ^ Zeri.info (8 февраля 2015 г.). «Редкая история англичанина: как албанцы разделены и почему, даже если они разделены, они едины?!» . Проверено 12 ноября 2015 г.
- ^ Бериша 1973 , с. 341
- ^ Джордж 1988 , с. 250
- ^ Итальянская туристическая ассоциация 1997 , с. 81
- ^ Сулеймани 1988 , с. 175
- ^ Национальный горный музей "Дука дельи Абруцци", 2000 г. , с. 28
- ^ Турин 2004 , с. 38
Источники
[ редактировать ]- Бериша, Антон (1973), Косово некад и данас: Косова однажды и сегодня , Борба», - Радна унида «Экономская политика»,
- Блюми, Иса (10 мая 2011 г.), Восстановление османов: альтернативная балканская современность, 1800-1912 гг ., Пэлгрейв Макмиллан, ISBN 978-0-230-11908-6
- Кондра, Джилл (9 апреля 2013 г.), Энциклопедия национальной одежды: традиционная одежда во всем мире , ABC-CLIO, ISBN 978-0-313-37637-5
- Consociazione Turistica Italiana (1997), Путеводитель по Албании Россе , туристический редактор, ISBN 978-88-365-1148-8
- Гьерджи, Андромаки (2002), Албанские костюмы на протяжении веков: происхождение, типы, эволюция , акад. наук Албании, Ин-т. народной культуры, ISBN 978-99943-614-4-1
- Гьерджи, Андромаки (1988), Албанская одежда на протяжении веков: происхождение, типология, развитие , RPS Академия наук Албании, Институт народной культуры
- Гьерджи, Андромаки (1976), Албанская этнография , т. 1, с. 7–8, Академия наук РПШ, Институт истории, сектор этнографии
- Национальный горный музей «Дука дельи Абруцци» (2000 г.), Аргьенд: мастера-серебряники в Албании и Косово , Национальный горный музей «Дука дельи Абруцци»
- Сулеймани, Фадил (1988), Рождение, брак и смерть в высокогорье Тетова , Рилинджа
- Турино, Томас (2004), Идентичность и искусство в сообществах диаспоры , информационные координаторы, Incorporated, ISBN 978-0-89990-124-4