Jump to content

Архитектура Албании

Средневековая архитектура в Круе .


Архитектура Албании ( албанский : arkitektura e Shqipërisë [aɾkitëkˈtuɾa ɛ ʃcipəˈɾi̱] ) является отражением исторического и культурного наследия Албании . [1] На архитектуру страны повлияло ее расположение в Средиземноморском бассейне , и она развивалась на протяжении истории, поскольку когда-то она была заселена многочисленными цивилизациями, включая иллирийцев , древних греков , римлян , византийцев , венецианцев , османов , а также современных австро-венгров и итальянцев. . Кроме того, миссионеры, захватчики, колонизаторы и торговцы привнесли культурные изменения, которые оказали большое влияние на стили и методы строительства.

Во времена классической античности города Албании развивались внутри замка и включали жилые дома , религиозные и коммерческие постройки, с постоянным изменением дизайна городских площадей и развитием строительных технологий. Хотя в стране есть доисторические и классические постройки, которые фактически начинаются с построек иллирийцев и древних греков, таких как Биллис , Амантия , Финика , Аполлония , Бутринт и Шкодер . [2] [3] С расширением Римской империи на Балканы впечатляющая римская архитектура была построена по всей стране, а ее лучшие примеры представлены в Дурресе , Тиране и Бутринте .

После падения Западной Римской империи Албания стала неотъемлемой частью Византийской империи . Они оставили наследие, наиболее заметное в городах и окрестностях Корчи , Берата , Воскопое и Гирокастера , в виде замков, церквей и монастырей с грандиозным богатством видимых фресок и фресок . В стране также есть много сохранившихся памятников османского периода. Они оставили свой след многочисленными мечетями и другими зданиями, которые они построили, что способствовало тому, что Берат и Гирокастра были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 18 и 19 веках албанские средневековые города претерпели городские преобразования под руководством различных австро-венгерских и итальянских архитекторов, придав им вид западноевропейских городов; особенно это можно увидеть в Тиране и Корче. Они представили такие архитектурные стили , как историзм , модерн , неоренессанс и неоклассицизм .

После установления коммунизма в Албании развитие архитектуры страны было радикально изменено социалистической идеологией, и многочисленные исторические и священные здания по всей Албании были снесены. [4] [5] Было построено множество комплексов в социалистическом стиле, широкие дороги и фабрики, а площади в крупных городах были перепроектированы.

Список Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) объектов всемирного наследия в настоящее время включает два объекта в Албании. [6] места включают исторические центры Берата и , Гирокастера Эти Бутринта . Амфитеатр , Дурреса . , Королевские иллирийские гробницы Сельце и Поштме археологические раскопки Аполлонии и замок Баштова внесены в предварительный список страны

Сохранение и защита объектов культурного и исторического наследия в Албании возложена на Институт памятников Албании , основанный 2 июля 1965 года Министерством культуры . [7]

Обзор Албании

[ редактировать ]
Топография Албании .

Албания — средиземноморская страна, расположенная к востоку от Италии , на берегу Адриатического моря . Хотя страна занимает юго-западную часть Балканского полуострова , граничит с Черногорией на северо-западе, Косово на северо-востоке, Северной Македонией на востоке и Грецией на юге и юго-востоке. Он имеет разнообразный и контрастный рельеф с высокими горами, скалистыми берегами, прибрежными водно-болотными угодьями, песчаными пляжами, крутыми каньонами и ущельями, а также островами различных форм и размеров.

С точки зрения топографии страна охватывает прибрежные равнины на западе , Албанские Альпы на севере, горы Шарр на северо-востоке, горы Скандербег в центре, горы Кораб на востоке, горы Пинд на юго-востоке и Кераунские горы на востоке. на юго-запад вдоль Албанской Ривьеры и побережья Ионического моря .

В стране преимущественно средиземноморский климат с континентальным влиянием. [8] Это означает, что климат характеризуется мягкой зимой и жарким сухим летом. Самые теплые районы страны расположены на западе, где на климат сильно влияет Средиземное море . Самые холодные части страны находятся на севере и востоке, где преобладает снежный лесной климат.

В период железного века Албания изначально была домом для иллирийцев и древних греков . Спустя столетия он был впоследствии завоеван и оккупирован византийцами , венецианцами и османами . Возникновение единого албанского государства относится к основанию княжества Арбер в 1190 году нашей эры.

Античность

[ редактировать ]

Начало архитектуры в Албании восходит к среднему неолиту, когда были обнаружены доисторические жилища в Дунавце и Малике . [9] Они были построены на деревянной платформе, опиравшейся на колышки, воткнутые вертикально в землю . [9] Доисторические жилища в Албании делятся на три типа: дома, закрытые либо полностью на земле, либо наполовину под землей, как найденные в Чакране недалеко от Фиера , так и дома, построенные над землей.

Амфитеатр Дурреса находится в предварительном списке на включение в ЮНЕСКО список Всемирного наследия .

В эпоху бронзы иллирийцы . и древние греки начали организовываться на территории Албании Иллирийцы были этнической группой с особой культурой и искусством, хотя считается, что албанцы являются потомками иллирийцев, но не осталось достаточных доказательств, чтобы сделать вывод. Города в пределах Иллирии в основном строились на вершинах высоких гор, окруженных сильно укрепленными стенами. Кроме того, история Албании не была благосклонна к иллирийским архитектурным памятникам. Немногие памятники иллирийцев все еще сохранились, например, в Амантии , Антигонии , Биллисе , Скодре , Лиссе и Сельке и Поштме . [10]

Бутринт внесен в ЮНЕСКО список объектов всемирного наследия . [11]

После Иллирийских войн архитектура Албании значительно развилась во 2 веке до нашей эры с приходом римлян . Завоеванные поселения и деревни, такие как Аполлония , Бутринт , Биллис , Диррахий и Адрианополис, были заметно модернизированы по римским моделям, со строительством форума, дорог, театров, променадов, храмов, акведуков и других социальных зданий. Этот период также знаменует собой строительство стадионов и термальных ванн, которые имели социальное значение как места сбора.

Ранее населенный различными иллирийскими и древнегреческими племенами , Бутринт стал протекторатом , а затем колонией . [12] [13] В настоящее время он демонстрирует высокий уровень римской урбанизации и является одним из наиболее хорошо сохранившихся памятников римского наследия в Албании. Они оставили свое наследие в виде городских стен, акведука, форума, базилик , баптистерий , бань, амфитеатра и домов для среднего класса, а также особняков с центральными дворами, украшенных различными мозаиками и фресками.

Диррахий процветал в римский период и стал протекторатом после Иллирийских войн. Амфитеатр Дурреса , построенный римлянами, был в то время крупнейшим амфитеатром на Балканском полуострове . [14] Это единственный римский памятник, сохранившийся до наших дней.

Виа Эгнатия , построенная римским сенатором Гнеем Эгнатием , на протяжении двух тысячелетий функционировала как многоцелевая магистраль, которая когда-то соединяла города Дуррес на Адриатическом море на западе с Константинополем на Мраморном море на востоке. [15] Кроме того, этот маршрут давал римским колониям на Балканах прямую связь с Римом.

Средний возраст

[ редактировать ]

Средневековые города Албании классифицируются по двум критериям:

  • Города, связанные с укреплениями, такие как Берат и Гирокастра.
  • Города, расположенные на равнинной или крутой местности, такие как Тирана, Кавая и Эльбасан.

В средние века развивались различные архитектурные стили в виде жилых, оборонительных, культовых и инженерных сооружений.Когда Римская империя разделилась на Восток и Запад, Албания осталась в составе Восточной Римской империи . Поэтому архитектура находилась под сильным влиянием Византии . В этот период было построено множество обширных церквей и монастырей, главным образом в центре и на юге страны. [ нужна ссылка ]

Однако некоторые унаследованные исторические постройки были повреждены вторжением османских войск. В 13 и 14 веках консолидация албанских феодальных княжеств привела к возникновению Вароши , или кварталов за пределами городских стен. Примерами такого развития являются княжества Арбереш с центром в Петреле , Круе и Гирокастре, происходящие из феодального замка. В XV веке пристальное внимание уделялось таким защитным сооружениям, как замковые укрепления Лежа, Петрела, Деволль , Бутринт и Шкодра . Дополнительные реконструкции были проведены в таких стратегических точках, как замок Эльбасан , Преза , Тепелена и Влера , причем последний был самым важным на побережье. В XVIII и XIX веках великие пашалики того периода, такие как семья Бушати, Ахмет Курт-паша и Али-паше Тепелена, реконструировали несколько укреплений, таких как замок Шкодра, Берат и Тепелена соответственно. Али-паше Тепелена начал крупную кампанию по строительству замков по всему Эпиру.

недалеко Монастырь Арденица от Фиера.

В средневековый период мечети в Албании делились на две категории: мечети с куполом и мечети с крытым залом. Последние были приняты сразу же после османского вторжения путем преобразования существующих церквей Шкодры, Круи, Берата, Эльбасана и Канины. Например, Свинцовая мечеть, построенная Мустафой-пашой Бушати в Шкодре, напоминает типичную стамбульскую мечеть.

С другой стороны, христианские религиозные структуры унаследовали многие черты от своих палеохристианских предшественников. Между 16 и 19 веками была построена серия небольших христианских построек с простой планировкой, таких как базилика Воскопоя , монастырь Арденица и церковь Св. Николая в Воскопое. Последний является одним из самых ценных архитектурных памятников Албании. Его внутренние стены покрыты картинами известного художника Давида Селеницы и братьев Константина и Афанасия Зографи.

Современный

[ редактировать ]

В 18 веке силуэт города в Албании стал включать в себя культовые сооружения и Часовую башню. Они, вместе с другими социальными объектами, такими как термальные ванны, фонтаны и медресе, еще больше обогатили центр города и его окрестности.

В 17 веке базар становится центром производства и обмена, а город расширяется за пределы замка, который полностью теряет свою функцию и жителей. В этот период Шкодра и Корча становятся важными центрами торговли и ремесел.

Площадь Скандербега в стиле неоренессанса .
Фашистская архитектура в Тиране

Первая половина 20 века начинается с австро-венгерской оккупации, продолжается Фан Ноли правительством , королевством короля Зога , и заканчивается итальянским вторжением. За это время албанские средневековые города претерпели городские преобразования под руководством австро-венгерских архитекторов, придав им вид европейских городов.

Центр Тираны был проектом Флорестано Ди Фаусто и Армандо Бразини , известных архитекторов периода Бенито Муссолини в Италии. Бразини заложил основу для современного расположения министерских зданий в центре города.

План подвергся доработкам албанского архитектора Эшрефа Фрашери, итальянского архитектора Кастеллани и австрийских архитекторов Вайса и Колера. Сформировалась прямоугольная система параллельных дорог района Тирана-э-Ре, а также была открыта северная часть главного бульвара. Эти городские планы легли в основу будущего развития Албании после Второй мировой войны .

Рельефы у здания Совета министров. Слева Рельефы на фасаде университетской больницы в Тиране . Верно

С 1944 по 1991 год города переживали упорядоченное развитие со снижением качества архитектуры. комплексы в социалистическом стиле Были построены массивные жилые , широкие дороги и фабрики , были перепроектированы городские площади и снесен ряд исторических зданий.

Период после падения коммунизма часто описывается негативно с точки зрения городского развития. Киоски и многоквартирные дома начали занимать бывшие общественные территории без планировки, а вокруг городов сформировались неформальные районы из внутренних мигрантов, уехавших из отдаленных сельских районов в западную низменность. Уменьшение городского пространства и рост заторов на дорогах стали серьезными проблемами из-за отсутствия планирования. В рамках реформы административного деления 2014 года все центры городов в Албании физически перепроектируются, а фасады окрашиваются, чтобы придать им более средиземноморский вид. [16] [17]

Хотя многое было достигнуто, критики утверждают, что нет четкого видения будущего Тираны. Некоторые из насущных проблем, стоящих перед Тираной, - это потеря общественного пространства из-за незаконного и хаотичного строительства, грунтовые дороги в пригородных районах, деградация искусственного озера Тираны, восстановление площади Скандербега, постоянный смог, строительство центрального автовокзала и отсутствие общественной парковки. Планы на будущее включают строительство мультимодальной станции Тираны и трамвайной линии, восстановление района реки Тирана, строительство нового бульвара вдоль бывшего железнодорожного вокзала Тираны и завершение Большой кольцевой дороги.

Живописный вид на Горицу.

Берат , также известный как город тысячи окон, — небольшой город в Южной Албании. Архитектура Берата разнообразна и включает в себя наследие иллирийцев и древних греков, а также различных народов и империй, которые ранее управляли городом, в том числе византийцев и османов . Тем не менее, городской пейзаж явно отражает архитектурный стиль Османской империи и может похвастаться множеством сооружений, представляющих исключительный исторический и архитектурный интерес. Это привело к тому, что город стал ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия .

В старом городе Берата преобладают османские дома.

Город разделен на три части, такие как жилой квартал внутри крепости, известный как Калая, Мангалем и Горица. была Считается, что Каладжа найдена в древности, поскольку это было поселение иллирийского племени дезаретов . [18] Впоследствии он стал известен как Антипатрея , когда римляне завоевали город и назвали его Альбанорум Оппидум. [18] На протяжении веков он подвергался многочисленным завоеваниям со стороны византийцев и османов.

Калая хорошо сохранилась и состоит из многочисленных домов, большинство из которых построены из камня. многочисленные церкви с необычно украшенными иконами и фресками, Сохранились в том числе церковь Святой Троицы и церковь Святой Марии Влахернской . Исламская архитектура представлена ​​руинами Красной мечети и Белой мечети . Стоит посмотреть цистерну , построенную римлянами. Знаменитый Музей икон Онуфри также расположен на территории замка и демонстрирует работы Онуфри и других выдающихся албанских художников.

Остатки замка Берат .

Дома в квартале Мангалем были построены вдоль крутого холма по направлению к кварталу Горица. Фасады, выходящие на долину, имеют характерные нависающие окна . Поэтому своим названием Берат обязан району «город тысячи окон». Есть три османские мечети, в том числе Королевская мечеть , Свинцовая мечеть и, в частности, Мечеть холостяков . Халвети -Теке стоит позади королевской мечети и окружает впечатляющий резной потолок.

Горица долгое время была связана только через мост Горица с остальной частью Берата . Это один из самых популярных османских мостов в Албании, построенный в 1780 году Ахмедом Курт-пашой . Монастырь Святого Спиридона является еще одной выдающейся достопримечательностью благодаря своему замечательному поствизантийскому стилю .

Воскресенский собор . В центре

Архитектура Корчи характеризуется особняками и жилыми домами, мощеными улицами и широкими бульварами со множеством кафе и ресторанов. Из-за бурной истории здесь сложилась архитектурная смесь стилей модерн , неоклассицизма и османской империи . Итальянское и французское влияние усилилось после начала девятнадцатого и двадцатого веков. Модернизируя свою инфраструктуру на протяжении веков, город сохранил часть своей истории на улицах и фасадах.

Старый базар во время реконструкции.

Город был важным торговым и экономическим центром в восемнадцатом веке. [19] Во время правления Османской империи Старый базар быстро развивался и стал главным торговым центром города. Хотя базары были типичными османскими торговыми комплексами, развитыми в городах Албании и других частях Балкан . На базаре преобладает османская архитектура, а недавние реконструкции привели к использованию элементов, характерных для современной архитектуры .

Воскресенский собор расположен в центре к северу от Булеварди Република. Это один из крупнейших православных соборов в Албании, а также один из символов города и главных туристических достопримечательностей. Собор представляет собой трехнефное строение и выполнен в византийском стиле . Он стоит немного возвышенно на эстраде и состоит в основном из камней от кремово-белого до цвета слоновой кости и красного кирпича. Внутренние стены и купола украшены иконами и фресками .

Мечеть Мирахори была построена в 1484 году и основана Ильяз-беем Мирахором . Минарет . и купол здания были повреждены землетрясением и недавно были восстановлены Он состоит из блоков белого известняка , лежащих на слоях красного кирпича. Это лишь один из немногих памятников османского периода в городе и окрестностях.

Сакральная архитектура

[ редактировать ]
Базилика Бутринта .

Христианство имеет долгую и непрерывную историю в Албании и было введено еще во времена апостолов . [20] [21] Священные сооружения, такие как церкви , базилики , баптистерии , начали появляться впоследствии после римского вторжения в Иллирию . Раннехристианский архитектурный стиль развивался в Албании между 4 и 6 веками. [1] Когда Римская империя распалась на восток и запад, Восточная Римская империя сохранила римские архитектурные элементы и стала популярной благодаря своим немного более плоским куполам и более богатому использованию фресок и икон, а не статуй.

Баптистерий , построенный в VI веке, относится с базиликой Бутринта к числу важнейших раннехристианских построек на Балканском полуострове . [22] , это Помимо собора Святой Софии в Стамбуле один из крупнейших баптистерий в Средиземноморье . [23] Самой примечательной особенностью является впечатляющий мозаичный пол, иллюстрирующий иконографию, относящуюся как к христианству, так и к аристократической жизни. [24]

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Лабово и Крыки .

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Лабове-э-Криките — один из величайших сохранившихся образцов византийской архитектуры в стране. Его интерьер украшен разнообразной мозаикой, фресками и покрытиями, имеющими большую художественную ценность. Это типично византийский храм с высоким центральным куполом, нефом и приделами, расположенными в крестообразном плане.

Церковь Святого Антония в Дурресе – еще один важный пример византийской архитектуры. Он был построен на мысе Родон , владеющем непосредственной близостью к Адриатическому морю . Сооружение было построено в 14 веке и стоит недалеко от замка Родони , построенного Гьергом Кастриоти Скандербегом .

Монастырь Рубика .

Монастырь Арденица был построен в 1282 году после победы анжуйцев при осаде Берата . Здесь в 1451 году праздновалась свадьба Скандербега с Андроникой Арианити . Монастырь является впечатляющим представителем византийской архитектуры со многими романскими чертами .

История Албании не была благосклонна к памятникам раннехристианской архитектуры. По всей стране до сих пор сохранились структуры и остатки церквей и монастырей того периода, таких как церковь Святой Троицы в Берате , монастырская церковь Святого Николая в Месопотаме , церковь Святой Марии в Малиграде , церковь Святой Марии Влахернской в ​​Берате. , Палеохристианская и византийская церковь Лин .

Выдающиеся соборы в стране включают собор Шкодера и , Воскресенский собор , собор собор Святого Павла в Тиране Корчи Святого Стефана в Шкодере . Воскресенский собор Тираны православный – третий по величине собор в Европе. [25]

Мечеть Мирахори в Корче .

К концу пятнадцатого века Османская империя расширила свою территорию и завоевала большую часть Балканского полуострова . В шестнадцатом и семнадцатом веках ислам стал преобладающей религией в Албании. Как и христианство до этого, новая религия была введена после османской оккупации Албании . [26] Иностранное влияние, сопровождавшее Албанию, было поглощено и переосмыслено благодаря обширному строительству мечетей по всей стране. [27]

Комбинации кирпича и камня были очень часты в османской архитектуре , при этом кирпич использовался в основном для арок, куполов и сводов. Далее, наиболее характерной чертой этих мечетей является преобладание купола полукруглого плоского профиля, закрывавшего значительную часть молитвенного зала внутри мечети. Элегантность различных исламских элементов сочетается и адаптируется в зданиях и дизайне интерьера, например, с использованием плитки, геометрических узоров, цветочных мотивов и фресок.

Купол мечети Этхем-бей в Тиране .

В отличие от длительного присутствия османов в Албании и на Балканах, сохранилось лишь несколько значительных мечетей этого периода, особенно разбросанных в центре и на юге Албании. Одна из этих мечетей включает мечеть Мирахори, построенную в 1495 году Имрахором Ильяс-беем в Корче . [28] Это единственная существующая османская мечеть в городе и окрестностях . [27]

Мечеть Этхем-бей в Тиране является важным представителем османского наследия в стране. Строительство мечети началось в конце 18 века и завершилось в 19 веке. [29] Его наиболее примечательными особенностями являются фрески внутри мечети с изображением деревьев, водопадов и мостов.

Интерьер мечети холостяков в Берате .

Мечеть холостяков расположена в нижней части квартала Мангалем в Берате , который внесен в список ЮНЕСКО Всемирного наследия . Как и большинство других мечетей города, Мечеть холостяков была объявлена ​​памятником культуры Албании в 1961 году. [30]

, построенная пашой Мехмедом Бушати в 1773 году, Свинцовая мечеть Шкодера Шкодере является единственным сохранившимся зданием в .город, построенный османами. [27] Свое название он получил потому, что все его купола были покрыты свинцом. Мечеть стоит у подножия горы Розафа, на лугу вдоль реки Дрин . Он вышел из употребления после сильного наводнения 1865 года, которое смыло эту часть города.

В Берате Свинцовая мечеть , наиболее характерной особенностью которой является свинцовый купол, является одним из наиболее хорошо сохранившихся османских зданий в Албании. [27] Он был построен в 16 веке, когда Берат стал важным административным и религиозным центром Османской империи.

Базарная мечеть в Гирокастре была построена в 18 веке на склоне холма недалеко от коммерческого района города того периода - базара, недалеко от крепости Гирокастра . Хотя большая часть города и мечеть были построены с портиком .

В процессе создания

[ редактировать ]
Халвети худеет

Когда Османская империя ввела ислам , Орден Бекташи распространился по Балканам и стал особенно сильным в Албании. Теккес были центрами исламского мистицизма , а богословие представляло собой популярную альтернативу нормативному исламу. [31] Архитектура теккес обычно проста и состоит из купола, арки, внутреннего двора, портала, гробницы и центрального зала.

Халвети Теке был построен албанцем Ахметом Куртом-пашой в 18 веке в Берате . Это квадратное здание, состоящее из прямоугольной молитвенной комнаты, небольшого помещения для особых религиозных служб, впечатляющего портала перед входом и тюрбе . Стены внутри сооружения украшены различными фресками и фресками .

Построенный в 1770 году отель Teqe расположен внутри укреплений Круи Dollma и включает в себя тюрбе и хамам . Плоский купол покоится на невысоком восьмиугольном лоббате . Его внутренние стены богато украшены фресками и надписями.

Светская архитектура

[ редактировать ]
архитектура замка Берат Османская .

Живописные пейзажи Албании усеяны замками , фортами и цитаделями всех форм и размеров. Раньше они в основном определялись их практическим использованием для отражения вторжений и часто служили королевской резиденцией для знатных семей. Эти сооружения представляют собой сокровища и наследие исторического прошлого Албании. Первые замки на албанских землях были построены иллирийцами и римлянами , а затем венецианцами и османами . Большинство из них ремонтировались на протяжении всей истории и в разные эпохи с изменением правил и адаптацией к развитию военных технологий.

Средневековый замок Круя .

Замок Берат имеет долгую историю, которая восходит к IV веку. [32] После того, как стены были сожжены римлянами , стены были снова укреплены в V веке при византийцах , а затем в 15 веке оттоманами . [32] Крепость часто подвергалась повреждениям, особенно во время коммунизма в Албании , и реконструировалась. Здесь есть несколько византийских церквей, усеянных впечатляющими фресками , фресками и иконами , а османское наследие проявляется в формах мечетей и традиционных домов.

Замок Круя — типичная средневековая крепость, построенная на скалистом холме в Круе , которая несколько раз сопротивлялась наступлению османов во время правления Гьерга Кастриоти Скендербеу . Он был построен в V и VI веках, а окружающие его стены укреплены девятью башнями, которые служили наблюдательным и сигнальным постом. [33] Здесь до сих пор можно найти остатки домов и особняков.

Крепость Баштова находится в предварительном списке на включение в ЮНЕСКО список Всемирного наследия . [34]

Крепость Баштова на месте существующего бывшего сооружения была построена венецианцами в средние века . Он расположен в очень стратегическом месте недалеко от устья реки Шкумбин, недалеко от Адриатического моря . Замок представляет собой типичное венецианское строение, в котором готическая стрельчатая арка сочетается с византийским и османским влиянием.

Замок Петреле — средневековый замок, расположенный на вершине холма с видом на Петреле и долину Эрзен . Замок имеет треугольную структуру с двумя смотровыми башнями. Ранние укрепления, вероятно, датируются III веком, а в девятом веке они были расширены и служили базой для Герджа Кастриоти Скендербеу во время его восстания против Османской империи .

Живописный вид на замок Розафа в Шкодере .

Замок Розафа — древний замок в Шкодере . С замком связана известная легенда о женщине, похороненной в фундаменте замка. Оно простирается на скалистом холме и с трех сторон окружено реками Буна , Кир и Дрин . Его нынешнее название, Розафа, впервые появилось в раннем средневековье . Позже, когда османы завоевали Балканы, замок был превращен в мечеть.

Цитадель Гирокастера , крепость на вершине холма, доминирует над городским пейзажем Гирокастера и выходит на стратегически важный маршрут вдоль долины реки Дрино . Внутри укрепления находятся пять башен и домов, башня с часами, церковь, цистерна и множество других построек.

Замок Лекуреси в Саранде был построен в средние века.

Замок Али-паши был построен на небольшом острове в устье канала Вивари в Бутринте . Замок назван в честь албанца Али-паши Янины , который правил пашаликом Янины и даже пытался соперничать с алжирским деем на море. Это небольшое прямоугольное сооружение с потрепанными стенами, а по углам расположены две потрепанные круглые башни с пушками со стороны моря и две потрепанные квадратные башни неправильной величины, снабженные огневыми петлями или окнами.

Замок Родони расположен на мысе Родон , недалеко от Адриатического моря . Его название происходит от иллирийского бога Родона. После Первой осады Круи и Лежского союза Кастриоти . решили увеличить укрепления для использования против османов Скандербег выбрал местом расположения замка мыс Родон, и строительство началось в 1450 году.

Хотя другие выдающиеся и впечатляющие замки с различными архитектурными стилями в Албании включают замок Дуррес , замок Канине , замок Леже , замок Лекуреси , замок Презе и крепость Юстиниана .

Народная архитектура

[ редактировать ]
Модель албанского дома.
Дом Закате в Гирокастре .
Так называемая «запертая башня» в Тете в Албанских Альпах на севере Албании .

Кулла представляли собой укрепленные дома-башни, которые процветали между 17 и 19 веками в результате сопротивления османскому завоеванию , национального возрождения и возникновения капитализма . В большинстве случаев они имеют форму большого семейного дома. Однако можно найти и дом для двух братьев.

По пространственному и планировочному составу албанские дома классифицируются и разделяются на четыре основные группы: [35]

  • Дома с vater zjarri, или камином/очагом: дома такого типа в основном встречаются в округе Тирана и характеризуются домом огня ( Shtëpia e Zjarrit ), который занимает высоту двух этажей, а окружающие его территории взаимодействуют вокруг него.
  • Дома с хаджатом или крыльцом. Отличительной чертой этого стиля является связь дома с задним двором и окружающей средой . Зачастую эти дома строятся на ровных участках, а первый этаж используется жителями для сельскохозяйственных целей. Например, дом Шиджаку в Тиране окружен глинобитными стенами с большими входными воротами и почти всегда покрыт простой крышей.
  • Дома с чардаком , типом балкона на верхнем этаже, предназначенном для гостей или отдыха: они в основном встречаются в Берате , и в меньшей степени в Круе и Леже . Кардак – доминантный элемент внешней композиции здания, расположенный на главном фасаде дома, изначально спроектированном как открытый. Кардак широко используется жителями в теплое время года, используя естественный солнечный свет. Он также служит связующим звеном с другими частями дома. Эти дома делятся на несколько подтипов: дома с кардаком на передней части, на одной стороне или в центре. Примером таких построек является Дом Хайдара Сейдини в Эльбасане .
  • Городская или гражданская кулла : они встречаются в Гирокастере (см. Дом Зекате ), Берате, Круе и Шкодере и используются в оборонительных и складских целях. Интерьер показывал степень достатка семьи, а первый этаж служил безопасным местом для скота зимой и запасом воды на засушливые летние месяцы.

Южные городские или гражданские куллы встречаются в городах и окрестностях , Гирокастера , Химары и Кельсиры . Берата [36] [37] Дома-башни в Гирокастре были построены в 13 веке, еще до османского завоевания. [38] Северные Кулласы представляют собой сильно укрепленный жилой дом, построенный на севере Албании и в районе Дукаджин в Косово . В них есть небольшие окна и отверстия для стрельбы, поскольку их основной целью было обеспечение безопасности от нападения. Кроме того, первоначально они были построены из дерева и камня, а со временем только из камня.

Первые Куллы были построены в 17 веке, когда в регионе Дукаджини шли непрерывные бои, хотя большинство из тех, что сохранились до сих пор, относятся к 18 или 19 веку. Они почти всегда строились в составе комплекса зданий с различными функциями, но кулласы в деревнях существуют в основном как отдельные сооружения. Они также расположены внутри комплекса зданий, чтобы жители могли видеть окрестности. Куллы в городах обычно строятся как отдельные постройки, тогда как в деревнях они чаще встречаются как часть более крупного ансамбля кулласов и каменных домов, обычно сгруппированных вместе в соответствии с семейным кланом, к которому они принадлежали.

Некоторые куллы использовались в качестве мест изоляции и убежищ или «запертых башен» (Кулла Нгуджими), предназначенных для использования людьми, ставшими жертвами кровной мести ; пример можно найти в Theth . [39]

Большинство Куллас представляют собой трехэтажные здания. Характерная единица его архитектурной структуры в «Ода э Бурраве» (Палата мужчин или комната мужских собраний), которая обычно располагалась на втором этаже Куллы, называемом Диванхане, а первый этаж служил сараем для скота и на первом этаже располагались семейные покои. Материал, из которого построен Диванхане, дерево или камень, иногда используется для классификации Кулласа. [40] [41]

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ледита Мезини и Дорина Пояни (2014). «Защита, идентичность и городская форма: крайний случай Гирокастры» (PDF) . Перспективы планирования . 30 (3): 397. Бибкод : 2015ПлПер..30..397М . дои : 10.1080/02665433.2014.943267 . S2CID   10353235 .
  • Элени Гавра, Стелла Касиду и Яннис Константину. «Управление архитектурным наследием исторического центра Корчи» (PDF) . Институциональная структура и политика, Институт балканских исследований . Архивировано из оригинала (PDF) 18 июня 2015 г. Проверено 18 июня 2015 г.
  • Вокши, Арманд; Неправишта, Флориан. Флорестано ди Фаусто – Генезис новых архитектурных форм в Албании . Международная конференция УБТ 2013.
  • Ндречка, Олиса; Неправишта, Флориан (сентябрь 2014 г.). «Влияние соцреализма на албанскую архитектуру 1945-1990 годов» . Архитектура и городское планирование .
  1. ^ Перейти обратно: а б Кейда Луло, Кевин Таммерс. «История модели албанской архитектуры, разные авторы, 1970 г. - 2.12.АРХИТЕКТУРА и городское развитие» (PDF) . seda.org.al. ​п. 1. [ мертвая ссылка ]
  2. ^ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ В ДОРОМСКОЙ ЮЖНОЙ ИЛЛИРИИ» (PDF) . Fondazionecanussio.org (на немецком языке). п. 58. Урбанизация Иллирии началась в конце V века с городов Амантия, Клос и Каливо и началась в IV веке с Биллисом, Лисосом, Згердешем и Скодрой.
  3. ^ «Церковная география Албании до конца VI века - вклад христианской археологии на территории нынешней Республики Албания» . kulturserver-hamburg.de (на немецком языке). Епископальные города и сферы их влияния
  4. ^ Карин Мирберг – Университет Гетеборга . «Наследие коммунистического периода в Албании – нежелательное наследие сегодня?» (PDF) . гупеа.уб.гу.се . Гетеборг. п. 12.
  5. ^ Арта Доллани, Антонелла Лерарио и Никола Майелларо (2016). «Сохранение культурного и природного наследия в Албании» (PDF) . Устойчивость . 8 (8): 792. дои : 10.3390/su8080792 .
  6. ^ ЮНЕСКО . «Албания – объекты, внесенные в Список всемирного наследия» . whc.unesco.org . п. 1.
  7. ^ Институт памятников Албании . «Ррет Неш» . imk.gov.al (на албанском языке). п. 9. Архивировано из оригинала 13 сентября 2018 г. Проверено 13 января 2018 г.
  8. ^ Министерство окружающей среды Албании . «Второе национальное сообщение Албании Конференции сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» (PDF) . unfccc.int . Тирана. п. 28.
  9. ^ Перейти обратно: а б Организация Объединенных Наций по образованию, науке и культуре . «Археология и искусство Албании, Эквадора, Китая, Болгарии» (PDF) . unesdoc.unesco.org . стр. 4–6.
  10. ^ Гилкс, О., Археологический путеводитель по Албании, IBTauris 2012, ISBN   1780760698 , стр. 263
  11. ^ ЮНЕСКО . «Бутринт» . whc.unesco.org .
  12. ^ Хансен, Инге Лизе (15 сентября 2009 г.). Эллинистический и римский Бутринт . Фонд Бутринта, 2009. ISBN.  9780953555680 .
  13. ^ Хансен, Инге Лизе; Ходжес, Ричард; Леппард, Сара (8 января 2013 г.). Бутринт 4: Археология и история ионического города . Oxbow Books, 2013. с. 9. ISBN  9781842174623 .
  14. ^ Албания . Путеводители Брэдта, 2015. 07.01.2015. п. 87. ИСБН  9781841628554 .
  15. ^ Фрэнк Сир (1983). Римская архитектура — Корнелл в мягкой обложке . Издательство Корнельского университета, 1983. с. 270. ИСБН  9780801492457 .
  16. ^ «Новое разделение, осталось 28 муниципалитетов, муниципалитеты объединены | Century Online» . Sekulli.com.al 10 января 2014 г. Архивировано из оригинала 13 января 2014 г. Проверено 15 февраля 2014 г.
  17. ^ «Территориальная реформа – КРИСОР» . Reformateritoriale.al. Архивировано из оригинала 14 мая 2017 г. Проверено 15 августа 2014 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б ЮНЕСКО . «Краткое описание Берата» (PDF) . сайт ЮНЕСКО.org . Берат.
  19. ^ Махиэль Киль (1990). Османская архитектура в Албании (1385-1912) (изд. Исследовательского центра исламской истории, искусства и культуры). п. 163. ИСБН  9290633301 .
  20. ^ БЕРНХАРД ТОННЫ. «Религиозные преследования в Албании» (PDF) . biblicalstudies.org.uk .
  21. ^ «АЛБАНИЯ» (PDF) . религия-свобода- report.org.uk. п. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 8 августа 2019 г. Проверено 24 января 2018 г.
  22. ^ «Мозаика Бутринтского баптистерия» . mediterraneanworld.typepad.com .
  23. ^ Джиллиан Глойер (2012). Албания . Путеводители Брэдта, 2012. стр. 218–219 . ISBN  9781841623870 . Бутринтский баптистерий.
  24. ^ Митчелл, Джон (2008). Баптистерий Бутринта и его мозаики . Лондон: Фонд Бутринта. стр. 19–25. ISBN  9780953555659 .
  25. ^ Уокер, Эмили (7 марта 2012 г.). «Новости OCMC - Открытие собора Воскресения Христова в Албании» . ocmc.org .
  26. ^ Эрик Х. Бём (1994). Исторические рефераты: Рефераты по современной истории, 1450-1914 гг . Американский библиографический центр-Clio Press, 1994. с. 307.
  27. ^ Перейти обратно: а б с д Эдмонд Манахаса, Илькнур Актуг Колай. «Наблюдения за существующими османскими мечетями в Албании» (PDF) . az.itu.edu.tr. ​Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2020 г. Проверено 24 января 2018 г.
  28. ^ Махиэль Киль (1990). Османская архитектура в Албании (1385–1912) (изд. Исследовательского центра исламской истории, искусства и культуры). стр. 117–120. ISBN  9290633301 .
  29. ^ Гезим Ходжа, Башким Лахи (1998). Исламское искусство и архитектура (на немецком языке) (ред. Вернера Даума). Инсбрук: Пингвин Верлаг. п. 146. ИСБН  3701624615 .
  30. ^ «Религиозные сооружения со статусом «Памятник культуры»» . Национальный комитет Республики Албания по культу. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 28 октября 2010 г.
  31. ^ Оливер Йенс Шмитт (2010), Религия и культура в албаноязычной Юго-Восточной Европе , Франкфурт-на-Майне: П. Ланг, полицейский, стр. 39, ISBN  9783631602959
  32. ^ Перейти обратно: а б ЮНЕСКО. «Исторические центры Берата и Гирокастры» . whc.unesco.org .
  33. ^ Баки Долма (2006). Исторические места и события Круи и Курбина . Тирана: Дайти 2000. с. 117. ИСБН  9994381563 .
  34. ^ ЮНЕСКО . «Замок Баштовой» . whc.unesco.org .
  35. ^ «Архитектура традиционных албанских домов | АШП» .
  36. ^ Стаббс-Макаш 2011, с. 392
  37. ^ Эпир, 4000 лет греческой истории и цивилизации. п. 334
  38. ^ Международные туристические достопримечательности в Центральной и Юго-Восточной Европе . Австрийский институт Восточной и Юго-Восточной Европы, 1999, с. 2.
  39. ^ Марика Макадам; Джейн д'Арси; Крис Делисо; Петр Драгичевич (2 мая 2009 г.). Западные Балканы . Одинокая планета. п. 92. ИСБН  978-1-74104-729-5 . Проверено 11 мая 2012 г.
  40. ^ Лимани, Джета. «Кулла семьи Мазрекая в Драноце» (PDF ) {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  41. ^ Доли, Флаг (2009). Народная архитектура Косово . Приштина: Ассоциация по сохранению архитектурного наследия - SHRTA. стр. 93–97. ISBN  9789951878609 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d259cb777436f0f514d70cd09f1ffb5__1720563180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/b5/9d259cb777436f0f514d70cd09f1ffb5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture of Albania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)