Архитектура Албании
Эта статья является частью серии, посвященной |
Культура Албания |
---|
Албания • Портал общества |
Архитектура Албании ( албанский : arkitektura e Shqipërisë [aɾkitëkˈtuɾa ɛ ʃcipəˈɾi̱] ) является отражением исторического и культурного наследия Албании . [1] На архитектуру страны повлияло ее расположение в Средиземноморском бассейне , и она развивалась на протяжении истории, поскольку когда-то она была заселена многочисленными цивилизациями, включая иллирийцев , древних греков , римлян , византийцев , венецианцев , османов , а также современных австро-венгров и итальянцев. . Кроме того, миссионеры, захватчики, колонизаторы и торговцы привнесли культурные изменения, которые оказали большое влияние на стили и методы строительства.
Во времена классической античности города Албании развивались внутри замка и включали жилые дома , религиозные и коммерческие постройки, с постоянным изменением дизайна городских площадей и развитием строительных технологий. Хотя в стране есть доисторические и классические постройки, которые фактически начинаются с построек иллирийцев и древних греков, таких как Биллис , Амантия , Финика , Аполлония , Бутринт и Шкодер . [2] [3] С расширением Римской империи на Балканы впечатляющая римская архитектура была построена по всей стране, а ее лучшие примеры представлены в Дурресе , Тиране и Бутринте .
После падения Западной Римской империи Албания стала неотъемлемой частью Византийской империи . Они оставили наследие, наиболее заметное в городах и окрестностях Корчи , Берата , Воскопое и Гирокастера , в виде замков, церквей и монастырей с грандиозным богатством видимых фресок и фресок . В стране также есть много сохранившихся памятников османского периода. Они оставили свой след многочисленными мечетями и другими зданиями, которые они построили, что способствовало тому, что Берат и Гирокастра были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 18 и 19 веках албанские средневековые города претерпели городские преобразования под руководством различных австро-венгерских и итальянских архитекторов, придав им вид западноевропейских городов; особенно это можно увидеть в Тиране и Корче. Они представили такие архитектурные стили , как историзм , модерн , неоренессанс и неоклассицизм .
После установления коммунизма в Албании развитие архитектуры страны было радикально изменено социалистической идеологией, и многочисленные исторические и священные здания по всей Албании были снесены. [4] [5] Было построено множество комплексов в социалистическом стиле, широкие дороги и фабрики, а площади в крупных городах были перепроектированы.
Список Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) объектов всемирного наследия в настоящее время включает два объекта в Албании. [6] места включают исторические центры Берата и , Гирокастера Эти Бутринта . Амфитеатр , Дурреса . , Королевские иллирийские гробницы Сельце и Поштме археологические раскопки Аполлонии и замок Баштова внесены в предварительный список страны
Сохранение и защита объектов культурного и исторического наследия в Албании возложена на Институт памятников Албании , основанный 2 июля 1965 года Министерством культуры . [7]
Обзор Албании
[ редактировать ]Албания — средиземноморская страна, расположенная к востоку от Италии , на берегу Адриатического моря . Хотя страна занимает юго-западную часть Балканского полуострова , граничит с Черногорией на северо-западе, Косово на северо-востоке, Северной Македонией на востоке и Грецией на юге и юго-востоке. Он имеет разнообразный и контрастный рельеф с высокими горами, скалистыми берегами, прибрежными водно-болотными угодьями, песчаными пляжами, крутыми каньонами и ущельями, а также островами различных форм и размеров.
С точки зрения топографии страна охватывает прибрежные равнины на западе , Албанские Альпы на севере, горы Шарр на северо-востоке, горы Скандербег в центре, горы Кораб на востоке, горы Пинд на юго-востоке и Кераунские горы на востоке. на юго-запад вдоль Албанской Ривьеры и побережья Ионического моря .
В стране преимущественно средиземноморский климат с континентальным влиянием. [8] Это означает, что климат характеризуется мягкой зимой и жарким сухим летом. Самые теплые районы страны расположены на западе, где на климат сильно влияет Средиземное море . Самые холодные части страны находятся на севере и востоке, где преобладает снежный лесной климат.
В период железного века Албания изначально была домом для иллирийцев и древних греков . Спустя столетия он был впоследствии завоеван и оккупирован византийцами , венецианцами и османами . Возникновение единого албанского государства относится к основанию княжества Арбер в 1190 году нашей эры.
Периоды
[ редактировать ]Античность
[ редактировать ]Начало архитектуры в Албании восходит к среднему неолиту, когда были обнаружены доисторические жилища в Дунавце и Малике . [9] Они были построены на деревянной платформе, опиравшейся на колышки, воткнутые вертикально в землю . [9] Доисторические жилища в Албании делятся на три типа: дома, закрытые либо полностью на земле, либо наполовину под землей, как найденные в Чакране недалеко от Фиера , так и дома, построенные над землей.
В эпоху бронзы иллирийцы . и древние греки начали организовываться на территории Албании Иллирийцы были этнической группой с особой культурой и искусством, хотя считается, что албанцы являются потомками иллирийцев, но не осталось достаточных доказательств, чтобы сделать вывод. Города в пределах Иллирии в основном строились на вершинах высоких гор, окруженных сильно укрепленными стенами. Кроме того, история Албании не была благосклонна к иллирийским архитектурным памятникам. Немногие памятники иллирийцев все еще сохранились, например, в Амантии , Антигонии , Биллисе , Скодре , Лиссе и Сельке и Поштме . [10]
После Иллирийских войн архитектура Албании значительно развилась во 2 веке до нашей эры с приходом римлян . Завоеванные поселения и деревни, такие как Аполлония , Бутринт , Биллис , Диррахий и Адрианополис, были заметно модернизированы по римским моделям, со строительством форума, дорог, театров, променадов, храмов, акведуков и других социальных зданий. Этот период также знаменует собой строительство стадионов и термальных ванн, которые имели социальное значение как места сбора.
Ранее населенный различными иллирийскими и древнегреческими племенами , Бутринт стал протекторатом , а затем колонией . [12] [13] В настоящее время он демонстрирует высокий уровень римской урбанизации и является одним из наиболее хорошо сохранившихся памятников римского наследия в Албании. Они оставили свое наследие в виде городских стен, акведука, форума, базилик , баптистерий , бань, амфитеатра и домов для среднего класса, а также особняков с центральными дворами, украшенных различными мозаиками и фресками.
Диррахий процветал в римский период и стал протекторатом после Иллирийских войн. Амфитеатр Дурреса , построенный римлянами, был в то время крупнейшим амфитеатром на Балканском полуострове . [14] Это единственный римский памятник, сохранившийся до наших дней.
Виа Эгнатия , построенная римским сенатором Гнеем Эгнатием , на протяжении двух тысячелетий функционировала как многоцелевая магистраль, которая когда-то соединяла города Дуррес на Адриатическом море на западе с Константинополем на Мраморном море на востоке. [15] Кроме того, этот маршрут давал римским колониям на Балканах прямую связь с Римом.
Средний возраст
[ редактировать ]Средневековые города Албании классифицируются по двум критериям:
- Города, связанные с укреплениями, такие как Берат и Гирокастра.
- Города, расположенные на равнинной или крутой местности, такие как Тирана, Кавая и Эльбасан.
В средние века развивались различные архитектурные стили в виде жилых, оборонительных, культовых и инженерных сооружений.Когда Римская империя разделилась на Восток и Запад, Албания осталась в составе Восточной Римской империи . Поэтому архитектура находилась под сильным влиянием Византии . В этот период было построено множество обширных церквей и монастырей, главным образом в центре и на юге страны. [ нужна ссылка ]
Однако некоторые унаследованные исторические постройки были повреждены вторжением османских войск. В 13 и 14 веках консолидация албанских феодальных княжеств привела к возникновению Вароши , или кварталов за пределами городских стен. Примерами такого развития являются княжества Арбереш с центром в Петреле , Круе и Гирокастре, происходящие из феодального замка. В XV веке пристальное внимание уделялось таким защитным сооружениям, как замковые укрепления Лежа, Петрела, Деволль , Бутринт и Шкодра . Дополнительные реконструкции были проведены в таких стратегических точках, как замок Эльбасан , Преза , Тепелена и Влера , причем последний был самым важным на побережье. В XVIII и XIX веках великие пашалики того периода, такие как семья Бушати, Ахмет Курт-паша и Али-паше Тепелена, реконструировали несколько укреплений, таких как замок Шкодра, Берат и Тепелена соответственно. Али-паше Тепелена начал крупную кампанию по строительству замков по всему Эпиру.
В средневековый период мечети в Албании делились на две категории: мечети с куполом и мечети с крытым залом. Последние были приняты сразу же после османского вторжения путем преобразования существующих церквей Шкодры, Круи, Берата, Эльбасана и Канины. Например, Свинцовая мечеть, построенная Мустафой-пашой Бушати в Шкодре, напоминает типичную стамбульскую мечеть.
С другой стороны, христианские религиозные структуры унаследовали многие черты от своих палеохристианских предшественников. Между 16 и 19 веками была построена серия небольших христианских построек с простой планировкой, таких как базилика Воскопоя , монастырь Арденица и церковь Св. Николая в Воскопое. Последний является одним из самых ценных архитектурных памятников Албании. Его внутренние стены покрыты картинами известного художника Давида Селеницы и братьев Константина и Афанасия Зографи.
Современный
[ редактировать ]В 18 веке силуэт города в Албании стал включать в себя культовые сооружения и Часовую башню. Они, вместе с другими социальными объектами, такими как термальные ванны, фонтаны и медресе, еще больше обогатили центр города и его окрестности.
В 17 веке базар становится центром производства и обмена, а город расширяется за пределы замка, который полностью теряет свою функцию и жителей. В этот период Шкодра и Корча становятся важными центрами торговли и ремесел.
Первая половина 20 века начинается с австро-венгерской оккупации, продолжается Фан Ноли правительством , королевством короля Зога , и заканчивается итальянским вторжением. За это время албанские средневековые города претерпели городские преобразования под руководством австро-венгерских архитекторов, придав им вид европейских городов.
Центр Тираны был проектом Флорестано Ди Фаусто и Армандо Бразини , известных архитекторов периода Бенито Муссолини в Италии. Бразини заложил основу для современного расположения министерских зданий в центре города.
План подвергся доработкам албанского архитектора Эшрефа Фрашери, итальянского архитектора Кастеллани и австрийских архитекторов Вайса и Колера. Сформировалась прямоугольная система параллельных дорог района Тирана-э-Ре, а также была открыта северная часть главного бульвара. Эти городские планы легли в основу будущего развития Албании после Второй мировой войны .
С 1944 по 1991 год города переживали упорядоченное развитие со снижением качества архитектуры. комплексы в социалистическом стиле Были построены массивные жилые , широкие дороги и фабрики , были перепроектированы городские площади и снесен ряд исторических зданий.
Период после падения коммунизма часто описывается негативно с точки зрения городского развития. Киоски и многоквартирные дома начали занимать бывшие общественные территории без планировки, а вокруг городов сформировались неформальные районы из внутренних мигрантов, уехавших из отдаленных сельских районов в западную низменность. Уменьшение городского пространства и рост заторов на дорогах стали серьезными проблемами из-за отсутствия планирования. В рамках реформы административного деления 2014 года все центры городов в Албании физически перепроектируются, а фасады окрашиваются, чтобы придать им более средиземноморский вид. [16] [17]
Хотя многое было достигнуто, критики утверждают, что нет четкого видения будущего Тираны. Некоторые из насущных проблем, стоящих перед Тираной, - это потеря общественного пространства из-за незаконного и хаотичного строительства, грунтовые дороги в пригородных районах, деградация искусственного озера Тираны, восстановление площади Скандербега, постоянный смог, строительство центрального автовокзала и отсутствие общественной парковки. Планы на будущее включают строительство мультимодальной станции Тираны и трамвайной линии, восстановление района реки Тирана, строительство нового бульвара вдоль бывшего железнодорожного вокзала Тираны и завершение Большой кольцевой дороги.
Города
[ редактировать ]Тяжелый
[ редактировать ]Берат , также известный как город тысячи окон, — небольшой город в Южной Албании. Архитектура Берата разнообразна и включает в себя наследие иллирийцев и древних греков, а также различных народов и империй, которые ранее управляли городом, в том числе византийцев и османов . Тем не менее, городской пейзаж явно отражает архитектурный стиль Османской империи и может похвастаться множеством сооружений, представляющих исключительный исторический и архитектурный интерес. Это привело к тому, что город стал ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия .
Город разделен на три части, такие как жилой квартал внутри крепости, известный как Калая, Мангалем и Горица. была Считается, что Каладжа найдена в древности, поскольку это было поселение иллирийского племени дезаретов . [18] Впоследствии он стал известен как Антипатрея , когда римляне завоевали город и назвали его Альбанорум Оппидум. [18] На протяжении веков он подвергался многочисленным завоеваниям со стороны византийцев и османов.
Калая хорошо сохранилась и состоит из многочисленных домов, большинство из которых построены из камня. многочисленные церкви с необычно украшенными иконами и фресками, Сохранились в том числе церковь Святой Троицы и церковь Святой Марии Влахернской . Исламская архитектура представлена руинами Красной мечети и Белой мечети . Стоит посмотреть цистерну , построенную римлянами. Знаменитый Музей икон Онуфри также расположен на территории замка и демонстрирует работы Онуфри и других выдающихся албанских художников.
Дома в квартале Мангалем были построены вдоль крутого холма по направлению к кварталу Горица. Фасады, выходящие на долину, имеют характерные нависающие окна . Поэтому своим названием Берат обязан району «город тысячи окон». Есть три османские мечети, в том числе Королевская мечеть , Свинцовая мечеть и, в частности, Мечеть холостяков . Халвети -Теке стоит позади королевской мечети и окружает впечатляющий резной потолок.
Горица долгое время была связана только через мост Горица с остальной частью Берата . Это один из самых популярных османских мостов в Албании, построенный в 1780 году Ахмедом Курт-пашой . Монастырь Святого Спиридона является еще одной выдающейся достопримечательностью благодаря своему замечательному поствизантийскому стилю .
Корче
[ редактировать ]Архитектура Корчи характеризуется особняками и жилыми домами, мощеными улицами и широкими бульварами со множеством кафе и ресторанов. Из-за бурной истории здесь сложилась архитектурная смесь стилей модерн , неоклассицизма и османской империи . Итальянское и французское влияние усилилось после начала девятнадцатого и двадцатого веков. Модернизируя свою инфраструктуру на протяжении веков, город сохранил часть своей истории на улицах и фасадах.
Город был важным торговым и экономическим центром в восемнадцатом веке. [19] Во время правления Османской империи Старый базар быстро развивался и стал главным торговым центром города. Хотя базары были типичными османскими торговыми комплексами, развитыми в городах Албании и других частях Балкан . На базаре преобладает османская архитектура, а недавние реконструкции привели к использованию элементов, характерных для современной архитектуры .
Воскресенский собор расположен в центре к северу от Булеварди Република. Это один из крупнейших православных соборов в Албании, а также один из символов города и главных туристических достопримечательностей. Собор представляет собой трехнефное строение и выполнен в византийском стиле . Он стоит немного возвышенно на эстраде и состоит в основном из камней от кремово-белого до цвета слоновой кости и красного кирпича. Внутренние стены и купола украшены иконами и фресками .
Мечеть Мирахори была построена в 1484 году и основана Ильяз-беем Мирахором . Минарет . и купол здания были повреждены землетрясением и недавно были восстановлены Он состоит из блоков белого известняка , лежащих на слоях красного кирпича. Это лишь один из немногих памятников османского периода в городе и окрестностях.
Сакральная архитектура
[ редактировать ]Церкви
[ редактировать ]Христианство имеет долгую и непрерывную историю в Албании и было введено еще во времена апостолов . [20] [21] Священные сооружения, такие как церкви , базилики , баптистерии , начали появляться впоследствии после римского вторжения в Иллирию . Раннехристианский архитектурный стиль развивался в Албании между 4 и 6 веками. [1] Когда Римская империя распалась на восток и запад, Восточная Римская империя сохранила римские архитектурные элементы и стала популярной благодаря своим немного более плоским куполам и более богатому использованию фресок и икон, а не статуй.
Баптистерий , построенный в VI веке, относится с базиликой Бутринта к числу важнейших раннехристианских построек на Балканском полуострове . [22] , это Помимо собора Святой Софии в Стамбуле один из крупнейших баптистерий в Средиземноморье . [23] Самой примечательной особенностью является впечатляющий мозаичный пол, иллюстрирующий иконографию, относящуюся как к христианству, так и к аристократической жизни. [24]
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Лабове-э-Криките — один из величайших сохранившихся образцов византийской архитектуры в стране. Его интерьер украшен разнообразной мозаикой, фресками и покрытиями, имеющими большую художественную ценность. Это типично византийский храм с высоким центральным куполом, нефом и приделами, расположенными в крестообразном плане.
Церковь Святого Антония в Дурресе – еще один важный пример византийской архитектуры. Он был построен на мысе Родон , владеющем непосредственной близостью к Адриатическому морю . Сооружение было построено в 14 веке и стоит недалеко от замка Родони , построенного Гьергом Кастриоти Скандербегом .
Монастырь Арденица был построен в 1282 году после победы анжуйцев при осаде Берата . Здесь в 1451 году праздновалась свадьба Скандербега с Андроникой Арианити . Монастырь является впечатляющим представителем византийской архитектуры со многими романскими чертами .
История Албании не была благосклонна к памятникам раннехристианской архитектуры. По всей стране до сих пор сохранились структуры и остатки церквей и монастырей того периода, таких как церковь Святой Троицы в Берате , монастырская церковь Святого Николая в Месопотаме , церковь Святой Марии в Малиграде , церковь Святой Марии Влахернской в Берате. , Палеохристианская и византийская церковь Лин .
Выдающиеся соборы в стране включают собор Шкодера и , Воскресенский собор , собор собор Святого Павла в Тиране Корчи Святого Стефана в Шкодере . Воскресенский собор Тираны православный – третий по величине собор в Европе. [25]
Мечети
[ редактировать ]К концу пятнадцатого века Османская империя расширила свою территорию и завоевала большую часть Балканского полуострова . В шестнадцатом и семнадцатом веках ислам стал преобладающей религией в Албании. Как и христианство до этого, новая религия была введена после османской оккупации Албании . [26] Иностранное влияние, сопровождавшее Албанию, было поглощено и переосмыслено благодаря обширному строительству мечетей по всей стране. [27]
Комбинации кирпича и камня были очень часты в османской архитектуре , при этом кирпич использовался в основном для арок, куполов и сводов. Далее, наиболее характерной чертой этих мечетей является преобладание купола полукруглого плоского профиля, закрывавшего значительную часть молитвенного зала внутри мечети. Элегантность различных исламских элементов сочетается и адаптируется в зданиях и дизайне интерьера, например, с использованием плитки, геометрических узоров, цветочных мотивов и фресок.
В отличие от длительного присутствия османов в Албании и на Балканах, сохранилось лишь несколько значительных мечетей этого периода, особенно разбросанных в центре и на юге Албании. Одна из этих мечетей включает мечеть Мирахори, построенную в 1495 году Имрахором Ильяс-беем в Корче . [28] Это единственная существующая османская мечеть в городе и окрестностях . [27]
Мечеть Этхем-бей в Тиране является важным представителем османского наследия в стране. Строительство мечети началось в конце 18 века и завершилось в 19 веке. [29] Его наиболее примечательными особенностями являются фрески внутри мечети с изображением деревьев, водопадов и мостов.
Мечеть холостяков расположена в нижней части квартала Мангалем в Берате , который внесен в список ЮНЕСКО Всемирного наследия . Как и большинство других мечетей города, Мечеть холостяков была объявлена памятником культуры Албании в 1961 году. [30]
, построенная пашой Мехмедом Бушати в 1773 году, Свинцовая мечеть Шкодера Шкодере является единственным сохранившимся зданием в .город, построенный османами. [27] Свое название он получил потому, что все его купола были покрыты свинцом. Мечеть стоит у подножия горы Розафа, на лугу вдоль реки Дрин . Он вышел из употребления после сильного наводнения 1865 года, которое смыло эту часть города.
В Берате Свинцовая мечеть , наиболее характерной особенностью которой является свинцовый купол, является одним из наиболее хорошо сохранившихся османских зданий в Албании. [27] Он был построен в 16 веке, когда Берат стал важным административным и религиозным центром Османской империи.
Базарная мечеть в Гирокастре была построена в 18 веке на склоне холма недалеко от коммерческого района города того периода - базара, недалеко от крепости Гирокастра . Хотя большая часть города и мечеть были построены с портиком .
В процессе создания
[ редактировать ]Когда Османская империя ввела ислам , Орден Бекташи распространился по Балканам и стал особенно сильным в Албании. Теккес были центрами исламского мистицизма , а богословие представляло собой популярную альтернативу нормативному исламу. [31] Архитектура теккес обычно проста и состоит из купола, арки, внутреннего двора, портала, гробницы и центрального зала.
Халвети Теке был построен албанцем Ахметом Куртом-пашой в 18 веке в Берате . Это квадратное здание, состоящее из прямоугольной молитвенной комнаты, небольшого помещения для особых религиозных служб, впечатляющего портала перед входом и тюрбе . Стены внутри сооружения украшены различными фресками и фресками .
Построенный в 1770 году отель Teqe расположен внутри укреплений Круи Dollma и включает в себя тюрбе и хамам . Плоский купол покоится на невысоком восьмиугольном лоббате . Его внутренние стены богато украшены фресками и надписями.
Светская архитектура
[ редактировать ]Замки
[ редактировать ]Живописные пейзажи Албании усеяны замками , фортами и цитаделями всех форм и размеров. Раньше они в основном определялись их практическим использованием для отражения вторжений и часто служили королевской резиденцией для знатных семей. Эти сооружения представляют собой сокровища и наследие исторического прошлого Албании. Первые замки на албанских землях были построены иллирийцами и римлянами , а затем венецианцами и османами . Большинство из них ремонтировались на протяжении всей истории и в разные эпохи с изменением правил и адаптацией к развитию военных технологий.
Замок Берат имеет долгую историю, которая восходит к IV веку. [32] После того, как стены были сожжены римлянами , стены были снова укреплены в V веке при византийцах , а затем в 15 веке оттоманами . [32] Крепость часто подвергалась повреждениям, особенно во время коммунизма в Албании , и реконструировалась. Здесь есть несколько византийских церквей, усеянных впечатляющими фресками , фресками и иконами , а османское наследие проявляется в формах мечетей и традиционных домов.
Замок Круя — типичная средневековая крепость, построенная на скалистом холме в Круе , которая несколько раз сопротивлялась наступлению османов во время правления Гьерга Кастриоти Скендербеу . Он был построен в V и VI веках, а окружающие его стены укреплены девятью башнями, которые служили наблюдательным и сигнальным постом. [33] Здесь до сих пор можно найти остатки домов и особняков.
Крепость Баштова на месте существующего бывшего сооружения была построена венецианцами в средние века . Он расположен в очень стратегическом месте недалеко от устья реки Шкумбин, недалеко от Адриатического моря . Замок представляет собой типичное венецианское строение, в котором готическая стрельчатая арка сочетается с византийским и османским влиянием.
Замок Петреле — средневековый замок, расположенный на вершине холма с видом на Петреле и долину Эрзен . Замок имеет треугольную структуру с двумя смотровыми башнями. Ранние укрепления, вероятно, датируются III веком, а в девятом веке они были расширены и служили базой для Герджа Кастриоти Скендербеу во время его восстания против Османской империи .
Замок Розафа — древний замок в Шкодере . С замком связана известная легенда о женщине, похороненной в фундаменте замка. Оно простирается на скалистом холме и с трех сторон окружено реками Буна , Кир и Дрин . Его нынешнее название, Розафа, впервые появилось в раннем средневековье . Позже, когда османы завоевали Балканы, замок был превращен в мечеть.
Цитадель Гирокастера , крепость на вершине холма, доминирует над городским пейзажем Гирокастера и выходит на стратегически важный маршрут вдоль долины реки Дрино . Внутри укрепления находятся пять башен и домов, башня с часами, церковь, цистерна и множество других построек.
Замок Али-паши был построен на небольшом острове в устье канала Вивари в Бутринте . Замок назван в честь албанца Али-паши Янины , который правил пашаликом Янины и даже пытался соперничать с алжирским деем на море. Это небольшое прямоугольное сооружение с потрепанными стенами, а по углам расположены две потрепанные круглые башни с пушками со стороны моря и две потрепанные квадратные башни неправильной величины, снабженные огневыми петлями или окнами.
Замок Родони расположен на мысе Родон , недалеко от Адриатического моря . Его название происходит от иллирийского бога Родона. После Первой осады Круи и Лежского союза Кастриоти . решили увеличить укрепления для использования против османов Скандербег выбрал местом расположения замка мыс Родон, и строительство началось в 1450 году.
Хотя другие выдающиеся и впечатляющие замки с различными архитектурными стилями в Албании включают замок Дуррес , замок Канине , замок Леже , замок Лекуреси , замок Презе и крепость Юстиниана .
Народная архитектура
[ редактировать ]Мед
[ редактировать ]Кулла представляли собой укрепленные дома-башни, которые процветали между 17 и 19 веками в результате сопротивления османскому завоеванию , национального возрождения и возникновения капитализма . В большинстве случаев они имеют форму большого семейного дома. Однако можно найти и дом для двух братьев.
По пространственному и планировочному составу албанские дома классифицируются и разделяются на четыре основные группы: [35]
- Дома с vater zjarri, или камином/очагом: дома такого типа в основном встречаются в округе Тирана и характеризуются домом огня ( Shtëpia e Zjarrit ), который занимает высоту двух этажей, а окружающие его территории взаимодействуют вокруг него.
- Дома с хаджатом или крыльцом. Отличительной чертой этого стиля является связь дома с задним двором и окружающей средой . Зачастую эти дома строятся на ровных участках, а первый этаж используется жителями для сельскохозяйственных целей. Например, дом Шиджаку в Тиране окружен глинобитными стенами с большими входными воротами и почти всегда покрыт простой крышей.
- Дома с чардаком , типом балкона на верхнем этаже, предназначенном для гостей или отдыха: они в основном встречаются в Берате , и в меньшей степени в Круе и Леже . Кардак – доминантный элемент внешней композиции здания, расположенный на главном фасаде дома, изначально спроектированном как открытый. Кардак широко используется жителями в теплое время года, используя естественный солнечный свет. Он также служит связующим звеном с другими частями дома. Эти дома делятся на несколько подтипов: дома с кардаком на передней части, на одной стороне или в центре. Примером таких построек является Дом Хайдара Сейдини в Эльбасане .
- Городская или гражданская кулла : они встречаются в Гирокастере (см. Дом Зекате ), Берате, Круе и Шкодере и используются в оборонительных и складских целях. Интерьер показывал степень достатка семьи, а первый этаж служил безопасным местом для скота зимой и запасом воды на засушливые летние месяцы.
Южные городские или гражданские куллы встречаются в городах и окрестностях , Гирокастера , Химары и Кельсиры . Берата [36] [37] Дома-башни в Гирокастре были построены в 13 веке, еще до османского завоевания. [38] Северные Кулласы представляют собой сильно укрепленный жилой дом, построенный на севере Албании и в районе Дукаджин в Косово . В них есть небольшие окна и отверстия для стрельбы, поскольку их основной целью было обеспечение безопасности от нападения. Кроме того, первоначально они были построены из дерева и камня, а со временем только из камня.
Первые Куллы были построены в 17 веке, когда в регионе Дукаджини шли непрерывные бои, хотя большинство из тех, что сохранились до сих пор, относятся к 18 или 19 веку. Они почти всегда строились в составе комплекса зданий с различными функциями, но кулласы в деревнях существуют в основном как отдельные сооружения. Они также расположены внутри комплекса зданий, чтобы жители могли видеть окрестности. Куллы в городах обычно строятся как отдельные постройки, тогда как в деревнях они чаще встречаются как часть более крупного ансамбля кулласов и каменных домов, обычно сгруппированных вместе в соответствии с семейным кланом, к которому они принадлежали.
Некоторые куллы использовались в качестве мест изоляции и убежищ или «запертых башен» (Кулла Нгуджими), предназначенных для использования людьми, ставшими жертвами кровной мести ; пример можно найти в Theth . [39]
Большинство Куллас представляют собой трехэтажные здания. Характерная единица его архитектурной структуры в «Ода э Бурраве» (Палата мужчин или комната мужских собраний), которая обычно располагалась на втором этаже Куллы, называемом Диванхане, а первый этаж служил сараем для скота и на первом этаже располагались семейные покои. Материал, из которого построен Диванхане, дерево или камень, иногда используется для классификации Кулласа. [40] [41]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ледита Мезини и Дорина Пояни (2014). «Защита, идентичность и городская форма: крайний случай Гирокастры» (PDF) . Перспективы планирования . 30 (3): 397. Бибкод : 2015ПлПер..30..397М . дои : 10.1080/02665433.2014.943267 . S2CID 10353235 .
- Элени Гавра, Стелла Касиду и Яннис Константину. «Управление архитектурным наследием исторического центра Корчи» (PDF) . Институциональная структура и политика, Институт балканских исследований . Архивировано из оригинала (PDF) 18 июня 2015 г. Проверено 18 июня 2015 г.
- Вокши, Арманд; Неправишта, Флориан. Флорестано ди Фаусто – Генезис новых архитектурных форм в Албании . Международная конференция УБТ 2013.
- Ндречка, Олиса; Неправишта, Флориан (сентябрь 2014 г.). «Влияние соцреализма на албанскую архитектуру 1945-1990 годов» . Архитектура и городское планирование .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кейда Луло, Кевин Таммерс. «История модели албанской архитектуры, разные авторы, 1970 г. - 2.12.АРХИТЕКТУРА и городское развитие» (PDF) . seda.org.al. п. 1. [ мертвая ссылка ]
- ^ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ В ДОРОМСКОЙ ЮЖНОЙ ИЛЛИРИИ» (PDF) . Fondazionecanussio.org (на немецком языке). п. 58.
Урбанизация Иллирии началась в конце V века с городов Амантия, Клос и Каливо и началась в IV веке с Биллисом, Лисосом, Згердешем и Скодрой.
- ^ «Церковная география Албании до конца VI века - вклад христианской археологии на территории нынешней Республики Албания» . kulturserver-hamburg.de (на немецком языке).
Епископальные города и сферы их влияния
- ^ Карин Мирберг – Университет Гетеборга . «Наследие коммунистического периода в Албании – нежелательное наследие сегодня?» (PDF) . гупеа.уб.гу.се . Гетеборг. п. 12.
- ^ Арта Доллани, Антонелла Лерарио и Никола Майелларо (2016). «Сохранение культурного и природного наследия в Албании» (PDF) . Устойчивость . 8 (8): 792. дои : 10.3390/su8080792 .
- ^ ЮНЕСКО . «Албания – объекты, внесенные в Список всемирного наследия» . whc.unesco.org . п. 1.
- ^ Институт памятников Албании . «Ррет Неш» . imk.gov.al (на албанском языке). п. 9. Архивировано из оригинала 13 сентября 2018 г. Проверено 13 января 2018 г.
- ^ Министерство окружающей среды Албании . «Второе национальное сообщение Албании Конференции сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» (PDF) . unfccc.int . Тирана. п. 28.
- ^ Перейти обратно: а б Организация Объединенных Наций по образованию, науке и культуре . «Археология и искусство Албании, Эквадора, Китая, Болгарии» (PDF) . unesdoc.unesco.org . стр. 4–6.
- ^ Гилкс, О., Археологический путеводитель по Албании, IBTauris 2012, ISBN 1780760698 , стр. 263
- ^ ЮНЕСКО . «Бутринт» . whc.unesco.org .
- ^ Хансен, Инге Лизе (15 сентября 2009 г.). Эллинистический и римский Бутринт . Фонд Бутринта, 2009. ISBN. 9780953555680 .
- ^ Хансен, Инге Лизе; Ходжес, Ричард; Леппард, Сара (8 января 2013 г.). Бутринт 4: Археология и история ионического города . Oxbow Books, 2013. с. 9. ISBN 9781842174623 .
- ^ Албания . Путеводители Брэдта, 2015. 07.01.2015. п. 87. ИСБН 9781841628554 .
- ^ Фрэнк Сир (1983). Римская архитектура — Корнелл в мягкой обложке . Издательство Корнельского университета, 1983. с. 270. ИСБН 9780801492457 .
- ^ «Новое разделение, осталось 28 муниципалитетов, муниципалитеты объединены | Century Online» . Sekulli.com.al 10 января 2014 г. Архивировано из оригинала 13 января 2014 г. Проверено 15 февраля 2014 г.
- ^ «Территориальная реформа – КРИСОР» . Reformateritoriale.al. Архивировано из оригинала 14 мая 2017 г. Проверено 15 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б ЮНЕСКО . «Краткое описание Берата» (PDF) . сайт ЮНЕСКО.org . Берат.
- ^ Махиэль Киль (1990). Османская архитектура в Албании (1385-1912) (изд. Исследовательского центра исламской истории, искусства и культуры). п. 163. ИСБН 9290633301 .
- ^ БЕРНХАРД ТОННЫ. «Религиозные преследования в Албании» (PDF) . biblicalstudies.org.uk .
- ^ «АЛБАНИЯ» (PDF) . религия-свобода- report.org.uk. п. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 8 августа 2019 г. Проверено 24 января 2018 г.
- ^ «Мозаика Бутринтского баптистерия» . mediterraneanworld.typepad.com .
- ^ Джиллиан Глойер (2012). Албания . Путеводители Брэдта, 2012. стр. 218–219 . ISBN 9781841623870 .
Бутринтский баптистерий.
- ^ Митчелл, Джон (2008). Баптистерий Бутринта и его мозаики . Лондон: Фонд Бутринта. стр. 19–25. ISBN 9780953555659 .
- ^ Уокер, Эмили (7 марта 2012 г.). «Новости OCMC - Открытие собора Воскресения Христова в Албании» . ocmc.org .
- ^ Эрик Х. Бём (1994). Исторические рефераты: Рефераты по современной истории, 1450-1914 гг . Американский библиографический центр-Clio Press, 1994. с. 307.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эдмонд Манахаса, Илькнур Актуг Колай. «Наблюдения за существующими османскими мечетями в Албании» (PDF) . az.itu.edu.tr. Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2020 г. Проверено 24 января 2018 г.
- ^ Махиэль Киль (1990). Османская архитектура в Албании (1385–1912) (изд. Исследовательского центра исламской истории, искусства и культуры). стр. 117–120. ISBN 9290633301 .
- ^ Гезим Ходжа, Башким Лахи (1998). Исламское искусство и архитектура (на немецком языке) (ред. Вернера Даума). Инсбрук: Пингвин Верлаг. п. 146. ИСБН 3701624615 .
- ^ «Религиозные сооружения со статусом «Памятник культуры»» . Национальный комитет Республики Албания по культу. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 28 октября 2010 г.
- ^ Оливер Йенс Шмитт (2010), Религия и культура в албаноязычной Юго-Восточной Европе , Франкфурт-на-Майне: П. Ланг, полицейский, стр. 39, ISBN 9783631602959
- ^ Перейти обратно: а б ЮНЕСКО. «Исторические центры Берата и Гирокастры» . whc.unesco.org .
- ^ Баки Долма (2006). Исторические места и события Круи и Курбина . Тирана: Дайти 2000. с. 117. ИСБН 9994381563 .
- ^ ЮНЕСКО . «Замок Баштовой» . whc.unesco.org .
- ^ «Архитектура традиционных албанских домов | АШП» .
- ^ Стаббс-Макаш 2011, с. 392
- ^ Эпир, 4000 лет греческой истории и цивилизации. п. 334
- ^ Международные туристические достопримечательности в Центральной и Юго-Восточной Европе . Австрийский институт Восточной и Юго-Восточной Европы, 1999, с. 2.
- ^ Марика Макадам; Джейн д'Арси; Крис Делисо; Петр Драгичевич (2 мая 2009 г.). Западные Балканы . Одинокая планета. п. 92. ИСБН 978-1-74104-729-5 . Проверено 11 мая 2012 г.
- ^ Лимани, Джета. «Кулла семьи Мазрекая в Драноце» (PDF )
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Доли, Флаг (2009). Народная архитектура Косово . Приштина: Ассоциация по сохранению архитектурного наследия - SHRTA. стр. 93–97. ISBN 9789951878609 .