Португальская архитектура
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2022 г. ) |
По часовой стрелке: Дворец Пена в Синтре , Площадь Свободы в Порту , Дворец Монсеррат в Синтре , Музей искусства, архитектуры и технологий MAAT в Лиссабоне , Банк Португалии в Фуншале , Башня Белен в Лиссабоне . |
Португальская архитектура относится как к архитектуре континентальной Португалии современной территории Португалии в , на Азорских островах и Мадейре , так и к архитектурному наследию/наследию португальских архитекторов и стилей во всем мире, особенно в странах, ранее входивших в Португальскую империю. .
Как и все аспекты португальской культуры , португальская архитектура отражает художественные влияния различных культур, которые либо населяли Португалию, либо вступали в контакт с португальским народом на протяжении всей истории Португалии , включая галлаков , лузитанцев , кельтиберов , римлян , свевов , вестготов , Мавры , гоанцы , маканцы , кристанги и многие другие. Благодаря истории Португальской империи, несколько стран мира являются домом для значительного наследия португальской колониальной архитектуры , особенно Бразилия и Уругвай в Северной и Южной Америке, Ангола , Кабо-Верде , Сан-Томе и Принсипи , Бенин , Гана , Марокко , Гвинея-Бисау. , Зимбабве и Мозамбик в Африке, а также Китай , Индия , Индонезия , Малайзия и Восточный Тимор в Азии.
На протяжении веков в португальской архитектуре доминировали различные художественные стили и движения, в том числе романский , готический , мануэлино , португальский ренессанс , португальское барокко , рококо , помбалин , неомануэлино , мягкий португальский стиль и современная архитектура . Среди известных португальских архитекторов прошлого были Диогу де Арруда (15–16 вв.), Жуан Антунес (17 в.), Эужениу душ Сантуш и Карлуш Мардель (18 в.), Жозе Луиш Монтейру (19 в.), Рауль Лино. , Кассиано Бранко и Фернандо Тавора (20 век). Среди известных ныне живущих архитекторов Гонсалу Бирн , Эдуардо Соуту де Моура ( лауреат Притцкеровской премии ), Антониу Мария Брага , Жоау Каррилью да Граса и Альваро Сиза Виейра (лауреат Прикцерской премии).
История
[ редактировать ]Мегалитический период
[ редактировать ]Самые ранние примеры архитектурной деятельности в Португалии относятся к эпохе неолита и состоят из структур, связанных с культурой мегалита . Внутренние районы Португалии усеяны большим количеством дольменов (называемых антас или дольмены ), курганов ( мамоа ) и менгиров . Регион Алентежу особенно богат мегалитическими памятниками, такими как знаменитый Анта-Гранде-ду-Замбужейру , расположенный недалеко от Эворы . Стоящие камни могут встречаться изолированно или образующими круговые массивы ( каменные круги или кромлехи ). Альмендрес Кромлех , также расположенный недалеко от Эворы, является крупнейшим на Пиренейском полуострове и содержит около 100 менгиров, расположенных в двух эллиптических рядах с ориентацией с востока на запад.
Кельтский период
[ редактировать ]Кельтские доисторические укрепленные деревни, датируемые эпохой энеолита, расположены вдоль реки Тежу, например, Вила-Нова-де-Сан-Педро , недалеко от Карташо , и Кастро в Замбухале , недалеко от Торрес-Ведрас . Эти места были заселены в период около 2500–1700 гг. до н.э. и были окружены каменными стенами и башнями, что является признаком конфликтов того времени.
Примерно с 6 века до нашей эры в Северной Португалии, а также в соседней Галисии развивается кельтская культура Кастро ( cultural castreja ). Этот регион был усеян деревнями -крепостями (называемыми citânias или cividades ), которые по большей части продолжали существовать под римским владычеством, когда эта территория вошла в состав провинции Галлеция . Известные археологические памятники Кастро - Ситания-де-Санфинс, недалеко от Пасуш-де-Феррейра , Ситания-де-Бритейруш и Ситания-де-Сабросу , недалеко от Гимарайнша , и Ситания-де-Террозу , недалеко от Повуа-ду-Варзим . В целях обороны эти городища строились на возвышенностях и были окружены кольцами каменных стен (Террозо имел три кольца стен). Дома внутри кастросов имеют длину от 3,5 до 5 метров, в основном круглые, некоторые прямоугольные, каменные, с соломенными крышами, опирающимися на деревянную колонну в центре здания. Их улицы несколько регулярны, что предполагает некую форму центральной организации. В некоторых из них были построены бани, например, в Бритейрос и Санфинс .
Римский период
[ редактировать ]Архитектура значительно развилась во 2 веке до нашей эры с приходом римлян , которые назвали Пиренейский полуостров Испанией . Завоеванные поселения и деревни часто модернизировались по римским моделям, со строительством форума , улиц, театров, храмов, бань, акведуков и других общественных зданий. Чтобы связать города и другие поселения, была построена эффективная сеть дорог и мостов.
Брага ( Bracara Augusta ) была столицей провинции Галлеция , и здесь до сих пор сохранились остатки общественных бань, общественного фонтана (так называемого Фонтана Идола ) и театра. Эвора может похвастаться хорошо сохранившимся римским храмом , вероятно, посвященным культу императора Августа . Римский мост пересекает реку Тамега у города Чавес ( Aquae Flaviae ). В Лиссабоне ( Олиссипо ) есть остатки театра в районе Алфама .
Лучше всего сохранились руины римской деревни Конимбрига , расположенная недалеко от Коимбры . В ходе раскопок были обнаружены городские стены, бани, форум, акведук, амфитеатр и дома для средних классов ( insulae ), а также роскошные особняки ( domus ) с центральными дворами, украшенными мозаикой. Другая важная раскопанная римская деревня — Миробрига , недалеко от Сантьяго-ду-Касем , с хорошо сохранившимся римским храмом, банями, мостом и остатками единственного римского ипподрома, известного в Португалии.
Во внутренних районах богатые римляне основали виллы , загородные дома, посвященные сельскому хозяйству. Многие виллы имели такие удобства, как бани, и были украшены мозаикой и картинами. Важными достопримечательностями являются Виллы Писоэнс (недалеко от Бежа ), Торре-де-Пальма (недалеко от Монфорте ) и Сентум-Селлас (недалеко от Бельмонте ). В последнем сохранились руины трехэтажной башни, бывшей частью резиденции владельца виллы.
Дороманский и вестготский период
[ редактировать ]Римское господство в Испании закончилось вторжением германских народов (особенно свевов и вестготов ), начавшихся в V веке нашей эры. Очень немногие здания сохранились со времен господства вестготов (ок. 580–770), большинство из них были изменены в последующие века. Одной из них является небольшая часовня Святого Фрутуозо недалеко от Браги, которая была частью вестготского монастыря, построенного в VII веке. Здание имеет греческого креста план с прямоугольными рукавами и центральным куполом ; и купол, и рукава часовни украшены арочными рельефами. Часовня демонстрирует явное влияние византийских зданий , таких как мавзолей Галлы Плацидии в Равенне .
После 711, в период господства на Пиренейском полуострове мавров , христианское королевство Астурия (ок.711–910), расположенное в северной части полуострова, было центром сопротивления (см. Реконкиста ). Кроме того, многие христиане ( мозарабы ) жили на мавританских территориях, и им было разрешено исповедовать свою религию и строить церкви. Астурийская архитектура и мосарабское искусство повлияли на христианские постройки на будущей территории Португалии, о чем свидетельствуют немногие постройки, сохранившиеся с этого периода. Самой важной из них является церковь Сан-Педро-де-Лоуроса, расположенная недалеко от больницы Оливейра-ду-Госпиталь , на которой есть надпись, указывающая 912 год как год ее постройки. Церковь представляет собой базилику с тремя нефами, разделенными подковообразными арками , притвором на фасаде и многослойными подковообразными окнами астурийского влияния в центральном нефе.
Другими дороманскими церквями, которые, как правило, характеризуются смесью астурийских и мосарабских черт, являются Сан-Педро-де-Бальсеман , недалеко от Ламего , с планом этажа базилики , и часовня Сан-Жан, недалеко от Назаре , все из которых оспариваются некоторыми авторами как здания Происхождение вестготов , с дополнительными функциями, включенными на более позднем этапе. Внутреннее пространство этих зданий разделено типичными подковообразными арками. Вестготическая часовня Святого Фрутуозо также была изменена в 10 веке, когда часовни получили круглую планировку и подковообразные арки.
Мавританский период
[ редактировать ]Вторжение мавров из Магриба на Пиренейский полуостров в 711 году положило конец правлению вестготов в Испании , которую называли Аль-Андалусом пришельцы . Мавританское присутствие повлияло на искусство и архитектуру, особенно в Южной Португалии, где Реконкиста была завершена в 1249 году. Здания в тот период часто строились из утрамбованной земли ( тайпа ) и самана с последующей побелкой . Традиционные дома в городах и деревнях Португалии могут иметь простые белые фасады, напоминающие исламское влияние. Некоторые южные районы, такие как старый район Алфама в Лиссабоне, сохранили планировку улиц мусульманских времен. Однако, в отличие от соседней Испании, до наших дней сохранилось очень мало исламских зданий в Португалии.
- Замки
Хотя многие из них были построены в исламский период, большинство португальских замков были значительно реконструированы после христианского завоевания.
Лучше всего сохранился замок Силвеш , расположенный в Силвеше , древней столице Аль-Гарба , сегодняшнем Алгарве . Построенный между 8 и 13 веками, замок Силвеш сохранил свои стены и башни квадратной формы мавританского периода, а также цистерны 11 века — резервуары для воды, используемые в случае осады . Старый центр города – Альмедину – защищал стена и несколько укрепленных башен и ворот, части которых сохранились.
Еще одним известным исламским замком в Алгарве является замок Падерне , разрушенные стены которого свидетельствуют о том, что при его строительстве использовалась техника строительства тайпа . В мавританском замке Синтры недалеко от Лиссабона также сохранились остатки стен и цистерны того времени. Часть мавританских городских стен сохранилась в Лиссабоне (так называемая Серка-Велья ) и Эворе, а мавританские городские ворота с характерным подковообразным профилем можно найти в Фару и Элваше .
- Мечети
Многие мечети были построены на территории Португалии во время мусульманского господства, но практически все они были либо разрушены, либо переделаны и превращены в церкви и соборы.Единственным ярким примером бывшей мечети в Португалии является современная Главная церковь Мертолы, первоначально мечеть Мертолы, построенная в 12 веке. После того как село было отвоевано, мечеть частично переделали и превратили в церковь. Его интерьер имеет почти квадратную форму с 4 нефами и в общей сложности 12 колоннами, поддерживающими последующий мануэлинский ребристый свод 16-го века , изменения в крыше и удаление проходов добавили христианские архитектурные особенности конструкции. Несмотря на изменения, первоначальный лабиринтный интерьер с «лесом» колонн, тремя подковообразными арками с альфизом на внутренней стене с декорированной нишей, михрабом, указывающим на Мекку , — все это демонстрирует те же современные исламские черты, которые можно найти в Испании и Магрибе.
Португальский романский стиль
[ редактировать ]Романский стиль появился в Португалии в конце 11 – начале 12 века. Самыми влиятельными из первых португальских романских памятников были собор Браги и монастырь Рац . Собор Браги был перестроен в 1070-х годах епископом Педро и освящен в 1089 году, хотя только апсида к тому времени была закончена . Амбициозный план епископа заключался в создании паломнической церкви с тремя нефами и , амбулаторией большим трансептом . Реликвием этого раннего проекта может быть небольшая восточная часовня, расположенная сегодня за пределами самой церкви.
Строительная деятельность набрала обороты после 1095 года, когда граф Генрих завладел Кондадо Портукаленсе . Граф Генрих прибыл в Португалию с рядом дворян, а также монахов -бенедиктинцев из аббатства Клюни , которое возглавлял брат Генриха Хью . Бенедиктинцы и другие религиозные ордена давали большой импульс романской архитектуре на протяжении всего XII века. Граф Генрих спонсировал строительство монастыря Ратс (начатое в 1096 году), одного из фундаментальных произведений первого португальского романского стиля, хотя в течение XII века проект несколько раз менялся. Актуальность его архитектуры и скульптур с различными архитектурными влияниями делает этот храм примером, который отражается в производстве дальнейшего романского искусства зарождающегося королевства Португалия.
Поклонение Браге и Ратасу имело большое влияние в Северной Португалии. Сохранившиеся романские монашеские церкви XII века находятся в Манхенте (недалеко от Барселуша ) с порталом, датируемым примерно 1117 годом; Риу-Мау (недалеко от Вила-ду-Конде ); с исключительной апсидой 1151 года; Траванка (около Амаранте ); Пасу-де-Соуза (недалеко от Пенафиеля ); Браванеш (недалеко от Понте-да-Барка ), Помбейру (недалеко от Фельгейраса ) и многие другие.
Распространение романского стиля в Португалии шло по пути Реконкисты с севера на юг , особенно во время правления Афонсу Энрикеша , сына графа Генриха и первого короля Португалии . В Коимбре Афонсу Энрикес создал монастырь Санта-Крус , один из самых важных монашеских фондов того времени, хотя нынешнее здание является результатом реконструкции 16-го века. Афонсу Энрикеш и его преемники также спонсировали строительство многих соборов в епископских резиденциях страны. В это поколение романских соборов вошли уже упомянутые Брага, Порту , Коимбра , Визеу , Ламего и Лиссабон .
Все португальские романские соборы позже были значительно изменены, за исключением собора Коимбры (начат в 1162 году), который остался неизменным. Собор Коимбры представляет собой церковь латинского креста с трехнефным нефом , трансептом с короткими рукавами и тремя восточными часовнями. Центральный неф перекрыт каменным бочкообразным сводом , а боковые – паховыми сводами . Второй этаж центрального нефа имеет арочную галерею ( трифорий ), а пересечение увенчано куполом . Эта общая схема родственна схеме собора Сантьяго-де-Компостела в Галисии , хотя здание в Коимбре гораздо менее амбициозно.
Лиссабонский собор (начался около 1147 г.) очень похож на собор Коимбры, за исключением того, что западный фасад окружен двумя массивными башнями, что характерно для других соборов, таких как Порту и Визеу. В целом португальские соборы имели тяжелый, крепостной вид, с зубцами и небольшим декором, за исключением порталов и окон.
Замечательным религиозным романским сооружением является Круглая церковь ( Ротонда ) в замке Томар , построенная во второй половине 12 века рыцарями -тамплиерами . Церковь представляет собой круглую структуру с центральным арочным восьмиугольником и, вероятно, была создана по образцу Купола Скалы в Иерусалиме ошибочно считали , который крестоносцы остатком Храма Соломона . церковь Гроба Господня Образцом, возможно, также послужила Иерусалимская .
- Замки
Смутные времена португальской Реконкисты означали, что пришлось построить множество замков для защиты деревень от нападений мавританской и кастильской власти. Король Афонсу Энрикес спонсировал строительство множества укреплений (часто превращая мавританские замки, такие как Лиссабонский замок ) и предоставил землю военным орденам – особенно рыцарям тамплиеров и рыцарям-госпитальерам – которые стали отвечать за защиту границ и деревень. Рыцари-тамплиеры построили несколько крепостей вдоль реки Тежу , таких как замки Помбал , Томар , Бельвер и Альмурол . Считается, что именно они познакомили крепость с португальской военной архитектурой.
Готический период
[ редактировать ]Готическая архитектура была привезена в Португалию цистерцианским орденом . Первым полностью готическим зданием в Португалии является церковь монастыря Алкобаса , великолепный пример ясных и простых архитектурных форм, предпочитаемых цистерцианцами. Церковь была построена между 1178 и 1252 годами в три этапа и, кажется, вдохновлена аббатством Клерво в Шампани . Его три нефа очень высокие и узкие, что создает исключительное впечатление высоты. Вся церковь покрыта ребристым сводом , а в главной часовне есть амбулатория и несколько сияющих часовен. Свод амбулатории поддерживается снаружи аркбутанами , типичными чертами готической архитектуры и новинкой того времени в Португалии.
После основания Алькобасы готический стиль был в основном распространен нищенствующими орденами (в основном францисканцами , августинцами и доминиканцами ). В течение 13 и 14 веков в городских центрах было основано несколько монастырей, важные примеры которых можно найти в Порту ( церковь Сан-Франциско ), Коимбре ( монастырь Санта-Клара-а-Велья ), Гимарайнше (Сан-Франциско, Сан-Домингуш). , Сантарен (Сан-Франциско, Санта-Клара), Элваш (Сан-Домингуш), Лиссабон ( руины монастыря Карму ) и многие другие места. Нищенствующие готические церкви обычно имели трехнефный неф, покрытый деревянной крышей, и апсиду с тремя часовнями, перекрытыми ребристыми сводами. Эти церкви также не имели башен и были по большей части лишены архитектурного декора, соответствующего нищенствующим идеалам. Нищенствующая готика также была принята в нескольких приходских церквях, построенных по всей стране, например, в Синтре (Санта-Мария), Мафре , Лориньяне и Лоле .
Многие романские соборы были модернизированы с использованием готических элементов. Так, романский неф собора Порту поддерживается аркбутанами, одними из первых, построенных в Португалии (начало 13 века). Апсида Лиссабонского собора была полностью перестроена в первой половине XIV века, когда к ней пристроили готический амбулаторий, освещенный фонарным светом (высоким рядом окон на верхнем этаже). Амбулатория имеет ряд сияющих часовен, освещенных большими окнами, контрастирующими с темным романским нефом собора.
Важным переходным зданием является собор Эворы , построенный в 13 веке; хотя его план, фасад и фасад вдохновлены Лиссабонским собором, его формы (арки, окна, своды) уже готические. Многие готические церкви сохранили крепостной вид романских времен, например, уже упомянутый собор Эворы, церковь монастыря Леса-ду-Балиу (14 век) недалеко от Матозиньюша , и даже в 15 веке с Главным собором. Церковь Виана-ду-Каштелу .
Было построено несколько готических монастырей , которые до сих пор можно найти в соборах Порту, Лиссабона и Эворы (все XIV века), а также в таких монастырях, как Алькобаса, Санто-Тирсо и монастыре Ордена Христа .
В начале 15 века строительство монастыря Баталья , спонсируемое королем Иоанном I , привело к обновлению португальской готики. После 1402 года работы были переданы мастеру Юге неизвестного происхождения, который привнес в проект стиль яркой готики. Все здание украшено готическими башенками ( крокетами ), рельефами, большими окнами с замысловатым узором и замысловатыми зубцами . Главный портал имеет ряд архивольтов, украшенных множеством статуй, а тимпан имеет рельеф с изображением Христа и евангелистов. Часовня Основателя и Дом капитула имеют сложные своды со звездчатыми ребрами, до сих пор неизвестные в Португалии. Баталья оказал влияние на мастерские 15-го века, такие как собор Гуарда , собор Силвеш и монастыри в Бежа (Nossa Senhora da Conceição) и Сантарене (Convento da Graça).
Другим готическим вариантом была так называемая мудехар-готика, мода, которая развилась в Португалии к концу 15 века, особенно в южном регионе Алентежу . Название Мудехар относится к влиянию исламского искусства в христианских королевствах Пиренейского полуострова, особенно в средние века. В Алентежу влияние мудехара в нескольких зданиях проявляется в профиле окон и порталов, часто с подковообразными арками и импостами , круглых башенках с коническими вершинами , исламских зубцах и т. д., а также в отделке плиткой ( азулежу ). Примеры включают портик церкви Святого Франциска в Эворе , двор Королевского дворца Синтры , а также несколько церквей и дворцов в Эворе, Элваше, Аррайолосе, Беже и т. Д. Мудехар в конце концов уступил стилю мануэлино в начале 16 века.
- Замки и дворцы
В эпоху готики пришлось либо построить, либо укрепить несколько замков, особенно вдоль границы с Королевством Кастилия . По сравнению с предыдущими замками, готические замки в Португалии, как правило, имели больше башен, часто круглого или полукруглого плана (для повышения устойчивости к снарядам), сторожевые башни имели тенденцию быть многоугольными, а ворота замка часто защищались парой фланговых башен. . Вторую, нижнюю стенную куртину ( барбаканы ) часто строили по периметру главных стен, чтобы не допустить приближения к замку военных машин. Также получили широкое распространение такие особенности, как механизация и улучшенные бойницы .
Начиная с 14 века, башни-крепости стали больше и сложнее, с ребристыми сводчатыми крышами и такими удобствами, как камины. Башни-крепости с улучшенными жилыми характеристиками можно найти в замках Бежа , Эштремош и Браганса , а некоторые более поздние замки (15 век) стали настоящими дворцами, как в Пенедоно , Оуреме и Порто-де-Моше . Самым значительным памятником является замок Лейрия , превращенный королем Иоанном I в королевский дворец. Некоторые помещения дворца украшены великолепными готическими лоджиями , с которых король и королева могли любоваться окружающим пейзажем.
стиль мануэлино
[ редактировать ]Стиль мануэлино, или португальская поздняя готика, представляет собой яркий, сложный португальский стиль архитектурного орнамента первых десятилетий 16-го века, включающий морские элементы и изображения открытий, сделанных во время путешествий Васко да Гамы и Педру Альвареша Кабрала . Этот инновационный стиль синтезирует аспекты архитектуры поздней готики с влиянием испанского стиля Платереско , мудехара , итальянской городской архитектуры и фламандских элементов. Он знаменует собой переход от поздней готики к архитектуре эпохи Возрождения . Строительство церквей и монастырей в Мануэлине, особенно в Лиозе , или королевском камне, в основном финансировалось за счет доходов от прибыльной торговли пряностями с Африкой и Индией.
Хотя период этого стиля длился недолго (с 1490 по 1520 гг.), он сыграл важную роль в развитии португальского искусства. Влияние стиля пережило короля. Прославляя новую морскую державу, она проявилась в архитектуре (церкви, монастыри, дворцы, замки) и распространилась на другие искусства, такие как скульптура, живопись, произведения искусства из драгоценных металлов, фаянса и мебели.
Первое известное здание в стиле мануэлино — монастырь Иисуса Сетубала . Церковь монастыря была построена с 1490 по 1510 год Диого Бойтаком , архитектором, считающимся одним из главных создателей стиля. Неф одинаковой высоты, что свидетельствует о попытке объединить внутреннее пространство , церкви имеет три нефа которая достигает своего апогея в нефе церкви монастыря Жеронимуш в Лиссабоне, законченном в 1520-х годах архитектором Жуаном де Кастильо.
Неф монастыря Сетубал поддерживается спиралевидными колоннами, типичной особенностью мануэлино, которая также встречается в нефе собора Гуарда и приходских церквях Оливенса , Фрейшу де Эспада а Синта , Монтемор-о-Велью и других. Здания мануэлино также обычно имеют сложные порталы со спиральными колоннами, нишами и наполнены декоративными мотивами эпохи Возрождения и готики, как в монастыре Херонимуш, монастыре Санта-Крус в Коимбре и многих других.
Португальский ренессанс
[ редактировать ]Принятие строгого стиля Ренессанса не прижилось в Португалии. Представленный французским архитектором в 1517 году, с 1530-х годов он в основном практиковался иностранными архитекторами и поэтому назывался эстрангеирада (иностранное влияние). В последующие годы этот стиль постепенно превратился в маньеризм . Художник и архитектор Франсиско де Оланда , автор книги Diálogos da Pintura Antiga («Диалоги о древней живописи»), распространил в этом трактате основы этого нового стиля.
Базилика Носа-Сеньора-да-Консейсан в Томаре была одной из первых церквей в стиле чистого ренессанса. Его начал кастильский архитектор Диого де Торралва в период 1532–1540 годов. Его красивая и понятная архитектура превращает его в одно из лучших зданий раннего Возрождения в Португалии. Еще одним ранним примером является небольшая церковь Бом-Жезус-де-Валь -Верде, к югу от Эворы, приписываемая Мануэлю Пиресу и Диого де Торралва .
Самым выдающимся примером этого стиля является Клаустро де Д. Жуан III (Монастырь Иоанна III) в монастыре Ордена Христа в Томаре. Начатый при португальском короле Жуане III , он был завершен во время правления Филиппа I Португальского (также короля Испании под именем Филиппа II). Первым архитектором был испанец Диого де Торральва, который начал работу в 1557 году, но завершил ее в 1591 году архитектор Филиппа II, итальянец Филиппо Терци. Этот великолепный двухэтажный монастырь считается одним из самых важных примеров маньеристской архитектуры в Португалии.
Однако самым известным португальским архитектором в этот период был Афонсу Альварес , чьи работы включают соборы Лейрии (1551–1574), Порталегре (начат в 1556 году) и церковь Сан-Роке в Лиссабоне. В этот период он развился в стиль маньеризма.
Эта последняя церковь была построена архитектором -иезуитом , итальянцем Филиппо Терци , который также построил иезуитский колледж в Эворе, монастырь Сан-Висенте-де-Фора в Лиссабоне и епископский дворец в Коимбре. Он имел огромное производство и, кроме церквей, построил еще несколько акведуков и крепостей.
По его следам пришли несколько португальских архитекторов:
- Мигель де Арруда : Церковь Богоматери Благодати (в Эворе)
- Бальтасар Альварес , наиболее известный благодаря Sé Nova в Коимбре и Igreja de São Lourenço в Порту.
- Франсиско Веласкес: Собор Миранду-ду-Дору и проекты монастыря Сан-Сальвадор (Грихо)
- военный архитектор Мануэль Пирес : Церковь Св. Антона в Эворе.
маньеризм
[ редактировать ]Во время союза Португалии и Испании, в период между 1580 и 1640 годами, разработал новый стиль под названием «Архитектура ча» (простая архитектура) . Джордж Кюблер [1] В основном маньеристский, этот стиль также отличается четкой структурой, прочным внешним видом с гладкими плоскими поверхностями и умеренным расположением пространства, без чрезмерных украшений. Это радикальный разрыв с декоративным стилем мануэлино . Этот упрощенный стиль, вызванный ограниченностью финансовых ресурсов, выражается в строительстве заловых церквей и менее впечатляющих зданий. Сопротивляясь стилю барокко , который уже был стандартом в Испании, португальцы продолжали применять простой стиль, чтобы выразить свою самобытность как народа.
Когда король Филипе II совершил свой Радостный въезд в Лиссабон в 1619 году, было возведено несколько временных триумфальных арок во фламандском стиле Ганса Фредемана де Фриза . Трактатная литература Венделя Диттерлина [2] также возрос интерес к фламандского барокко архитектуре и искусству . Это влияние можно увидеть в фасаде церкви Сан-Лоуренсо или Грилос в Порту, строительство которого началось в 1622 году Бальтасаром Альваресом.
Однако одним из самых впечатляющих начинаний было строительство в Риме часовни Святого Иоанна Крестителя с единственной целью получить благословение Папы Бенедикта XIV на эту часовню. Часовня была спроектирована Луиджи Ванвителли в 1742 году и построена Николой Сальви в церкви Сан Антонио деи Портогези. После освящения часовню разобрали и перевезли в Лиссабон. Он был снова собран в 1747 году в церкви Сан-Роке. Он богато украшен порфиром , редчайшим мрамором и драгоценными камнями . Его дизайн уже предвещает классическое возрождение.
Хосе Фернандес Перейра [3] определил первый период с 1651 по 1690 годы как период экспериментов. В этот период наблюдался рост сочетания азулежу и использования резного позолоченного дерева ( талха дурада ) на алтарях и потолках.
Другие работы этого периода включают:
- Бальтасар Альварес построил некоторые из наиболее впечатляющих примеров этого стиля: церковь Се Нова в Коимбре (1598–1640 гг.), церковь Сан-Лоуренсу или Грилос в Порту (начата в 1614 г.) и церковь Сан-Антао в Лиссабоне (1613–1656 гг.; ныне разрушена). )..
- Другими примерами являются несколько бенедиктинских построек в этот период, таких как реконструкция Жуаном Турриано монастыря Тибаеш и монастыря Сан-Бенту (ныне португальский парламент ).
- Франсиско де Мора спроектировал монастырь Носса-Сеньора-дос-Ремедиос (Эвора) для ордена босых кармелитов (1601–1614).
- Церковь Сеньор-да-Крус в Барселуше , построенная Жуаном Антунесом в 1701–1704 годах, представляет собой необычный эксперимент из-за ее плана с четырехлистным клевером .
- Педро Нуньес Тиноко спроектировал в 1616 году церковь Св. Марты (Лиссабон) для Ордена бедных клар .
период барокко
[ редактировать ]Архитектура барокко в Португалии находится в совершенно особой ситуации и отличается от остальной Европы. Это обусловлено несколькими политическими, художественными и экономическими факторами, которые порождают несколько этапов, и различными видами внешних влияний, в результате чего образуется уникальное сочетание.
1697 год – важный год для португальской архитектуры. В том же году в Минас-Жерайс , Бразилия, было найдено золото, драгоценные камни, а позднее и алмазы. Разведка полезных ископаемых находилась под строгим контролем португальской короны, которая облагала высокими налогами все добытое (пятая часть всего золота доставалась короне). Эти огромные доходы позволили Португалии процветать и стать самой богатой страной Европы в 18 веке.
Во время правления короля Иоанна V барокко пережило время великолепия и богатства, совершенно нового для Португалии. Несмотря на разрушения, нанесенные землетрясением 1755 года, качество зданий, сохранившихся до наших дней, по-прежнему впечатляет. Паласиу-да-Рибейра, Королевская часовня (обе разрушены в результате землетрясения) и Национальный дворец Мафра — главные произведения короля. Акведук Агуас Ливрес доставляет воду в Лиссабон на расстояние 18,18 миль, с упором на участок над долиной Алькантара из-за монументальности внушительных арок. Однако по всей стране до сих пор заметны следы пышности того времени в крупных или небольших произведениях. Позолоченная резьба по дереву приобрела национальный характер из-за значимости и богатства украшений. живопись, скульптура, декоративное искусство и черепица Большое развитие получили также .
– Национальный дворец Мафра одно из самых роскошных зданий в стиле барокко в Португалии. Этот монументальный комплекс дворец-монастырь-церковь даже больше, чем Эль-Эскориал , огромный испанский королевский дворец 16-го века к северу от Мадрида, чтобы подчеркнуть символическое подтверждение его власти. Король назначил Иоганна Фридриха Людвига архитектором (известного в Португалии как Жоао Фредерико Людовице). Этот немецкий ювелир получил некоторый опыт работы архитектором, работая на иезуитов в Риме. Его проект дворца представляет собой синтез базилики Святого Петра в Ватикане , иезуитской церкви Сант-Игнацио в Риме и Палаццо Монтечиторио , спроектированного Джан Лоренцо Бернини .
Этот проект соответствовал желанию короля подражать Вечному городу и его стремлению основать «второй Рим» на реке Тежу . Его посланникам в Риме пришлось предоставить королю модели и планы многих римских памятников .
Одним из них был Патриарший дворец в Лиссабоне. Пьемонтский архитектор Филиппо Юварра был приглашен в Лиссабон для разработки плана. Но этот проект также был смягчен, потому что Юварра пробыл там всего несколько месяцев и уехал, нарушив контракт, в Лондон.
Другими важными постройками были:
- 1729–1748: акведук Агуас Ливрес в Лиссабоне ( Мануэль да Майя , Антонио Каневари и Кустодио Виейра), описанный современниками как «величайшее сооружение со времен римлян». Он снабжал Лиссабон водой, а также множеством новых монументальных фонтанов, построенных венгром Карлосом Марделем.
- 1728–1732: Quinta de S Antão do Tojal (итальянский архитектор Антонио Каневари).
- 1755 г. (завершено): Тисова опера (уничтожена позже в том же году) (Джованни Карло Сичинио-Бибиена)
- (завершено в 1750 году) Дворец Несессидадес ( Эужениу душ Сантуш , Кустодио Виейра, Мануэль да Коста Негрейрос и Каэтано Томас де Соуза)
стиль рококо
[ редактировать ]рококо Архитектура проникла в Португалию через север, тогда как Лиссабон из-за придворной помпезности остался в стиле барокко. Это архитектура, которая соответствует международному вкусу в оформлении и, благодаря контрасту между темным гранитом и белыми стенами, имеет явно португальский профиль. Украшение выполнено в натуралистическом стиле и основано в основном на ракушках и листьях, а также на архитектурных элементах и скульптурах.
Места паломничества стали модными, их часто строили в самых известных местах, что позволяло построить впечатляющие лестницы с большим сценографическим эффектом. Андре Соареш работал в районе Браги и создал некоторые из основных примеров, таких как святилище Фальперра, церковь Конгрегадос, ратуша Браги и Casa do Raio, среди многих других. Количество зданий и архитекторов велико, и, поскольку север Португалии был избавлен от разрушительного воздействия лиссабонского землетрясения 1755 года , здесь построено большое количество зданий.
Другой, более яркий стиль барокко с некоторыми штрихами рококо , больше напоминающий стиль Центральной Европы , развился в северной части Португалии. Итальянский архитектор Николау Насони спроектировал церковь и впечатляющую гранитную башню Сан-Педро-дус-Клеригуш в Порту . Одним из его преемников был художник и архитектор Хосе де Фигейредо Сейшас, который был одним из его учеников. Святилище Бом-Жезус-ду-Монте недалеко от Браги, построенное архитектором Карлосом Луисом Феррейрой Амаранте, является ярким примером места паломничества с монументальной каскадной лестницей в стиле барокко, поднимающейся на высоту 116 метров. Этот последний пример уже показывает сдвиг стиля в сторону неоклассицизма .
Паласиу -ду-Райо ( Андре Соареш ) — выдающийся городской дворец в стиле барокко-рококо с богато украшенным фасадом в Браге . В этот период было построено несколько загородных домов и усадеб в стиле позднего барокко. Типичными примерами являются дома семьи Лобо-Мачадо (в Гимарайнше ), Малейру ( Виана-ду-Каштелу ) и Матеуш ( Вила-Реал ).
Помбалин стиль
[ редактировать ]и Лиссабонское землетрясение 1755 года последовавшие за ним цунами и пожары разрушили множество зданий в Лиссабоне . Жозеф I Португалии и его премьер-министр Себастьян ди Мелу, маркиз Помбал, наняли архитекторов и инженеров для восстановления поврежденных частей Лиссабона, включая центр города Помбалин .
Стиль Помбалин — это светская, утилитарная архитектура, отмеченная прагматизмом . Он следует простому стилю военных инженеров, с регулярными, рациональными аранжировками, смешанными с деталями рококо и неоклассическим подходом к структуре. Район Байша в Лиссабоне был перестроен Эужениу душ Сантушем и Карлосом Марделем . Маркиз Помбал наложил строгие условия на перестройку. Архитектурные модели были протестированы, когда вокруг них маршировали войска, имитируя землетрясение, что сделало Помбалин одним из первых примеров сейсмостойкой конструкции. , Торговая площадь улица Аугуста и Авенида да Либердаде являются яркими примерами этой архитектуры. Эта Торговая площадь получила правильное и рациональное расположение в соответствии с реконструкцией нового центра города Помбалин, Байша.
Архитектурный стиль Помбалин также можно найти в Вила-Реал-де-Санту-Антониу (1773–75), новом городе в Алгарве , построенном Рейнальдо Мануэлем душ Сантосом. Стиль отчетливо виден в городской планировке, особенно на главной площади.
неоклассический
[ редактировать ]Приход неоклассических тенденций в Португалию был в значительной степени отложен из-за усилий по восстановлению после Лиссабонского землетрясения 1755 года . Это были 1770-е годы, которые открыли эпоху неоклассической архитектуры , с одновременным строительством Королевского манежа Белена в Лиссабоне и больницы Санто-Антониу в Порту Джоном Карром . Вскоре после его появления в основной португальской архитектуре в Португалии возникли две новые школы неоклассицизма: северная школа, базирующаяся в Порту и Браге , на которую большое влияние оказали британский неоклассицизм и палладианская архитектура , и южная школа, базирующаяся в Лиссабоне , во многом под влиянием Итальянские, а затем и французские тенденции.
Хотя неоклассические тенденции сохранялись по всей Португалии далеко за пределами более крупного европейского периода неоклассицизма, в Порту появилось наибольшее количество архитекторов и зданий, исповедующих неоклассические стили, причем это движение не получило такой большой поддержки или поддержки в Лиссабоне. представитель северной школы, Карлос Амаранте, был одним из самых популярных архитекторов как в Порту, так и в Браге, спроектировав множество известных достопримечательностей в обоих городах, в том числе ректорат Университета Порту в Порту и церкви Бом-Жезуш-ду-Монте и Популо в Браге.
Известные произведения в северной традиции:
- Паласио да Больса в Порту, спроектированный Жоакимом да Коста Лимой Жуниором.
- Фабричный дом в Порту, спроектированный Джоном Уайтхедом.
- Дворец Карранкас в Порту, спроектированный Жоакимом да Коста Лима Сампайо.
- Больница Санто-Антониу в Порту, спроектированная Джоном Карром.
- Цепочка связей в Порту, спроектированная Эужениу душ Сантушем
Известные произведения в южной традиции:
- Дворец Ажуда в Лиссабоне по проекту Жозе да Коста-э-Сильва.
- Национальный театр Сан-Карлос в Лиссабоне, спроектированный Хосе да Коста-э-Сильва.
- Национальный театр Д. Марии II в Лиссабоне, спроектированный Фортунато Лоди.
- Манеж Белен в дворца Белен Лиссабоне, спроектированный Джакомо Аццолини.
Нео-Мануэлино
[ редактировать ]Стиль Неомануэлино, стиль возрождения португальской поздней готики Мануэлино конца XVI века , был основным архитектурным выражением романтизма в Португалии из-за его весьма националистических характеристик и истории, которая процветала с середины XIX века до начала 20-й в Португалии и Бразилии и, в меньшей степени, в других частях Лусофонии ( португалоязычного мира ).
Стиль, возникший во времена романтического национализма , в значительной степени включает в себя португальские национальные символы, в том числе армиллярную сферу , крест Ордена Христа и элементы герба Португалии , а также символы португальских открытий . например, витые веревки, экзотические фрукты и овощи (например, ананасы и артишоки), морские монстры и морские растения (например, кораллы и ветви водорослей).
Первые признанные архитектурные работы в стиле нео-мануэлино были выполнены между 1839 и 1849 годами при строительстве Национального дворца Пена в Синтре королем Португалии Фердинандом II . Романтический дворец, сочетающий в себе характеристики нео-мануэлино, неомодехара и португальского ренессанса , большое нео-мануэлино окно дворца Пена представляет собой адаптацию 19-го века большого мануэлинового окна монастыря Христа Томара .
В то время как здания в стиле нео-мануэлино можно найти по всей Португалии и Лусофонии , наибольшая концентрация работ расположена в Лиссабоне, откуда находится большинство оригинальных проектов и памятников мануэлино, а также на близлежащей Португальской Ривьере , особенно в Синтре .
Нео-мудехар
[ редактировать ]Неомудехар в — это тип буйной архитектуры мавританской эпохи Возрождения , практикуемый на Пиренейском полуострове и, в меньшей степени, Иберо-Америке , который напоминает мавританское наследие Иберии , моду, которая процветала в конце 19-го и начале 20-го века. . Популярность этого стиля в Португалии была в значительной степени сосредоточена в Лиссабоне и Португальской Ривьере , а также в южных регионах Алгарве и Алентежу , поскольку они имели наиболее заметное мавританское наследие в стране.
Как и возрождение Неомудехара, первые работы Неомудехара в Португалии были выполнены между 1839 и 1849 годами, когда был построен Национальный дворец Пена , романтический дворец, сочетающий в себе черты Неомануэлина, Неомудехара и португальского Возрождения в Синтре . Синтра вскоре стала домом для других известных поместий в стиле нео-мудехар, таких как дворец Монсеррат , спроектированный Джеймсом Томасом Ноулзом , и Кинта-ду-Реложио , спроектированный Антониу да Фонсека Жуниор, характеризующийся часто фантастическими, сказочными архитектурными и декоративными особенностями, модными в других странах. части Европы, такие как Австрия и Германия.
Известные работы в Лиссабоне включают большие памятники, такие как арена для корриды Кампо-Пекену , построенная в 1892 году и спроектированная архитектором Антониу Хосе Диаш да Силва, а также многочисленные известные поместья, такие как Паласио Рибейра-да-Кунья 1877 года в районе Принсипи-Реал и Паласиу-Консейсан 1891 года. да Силва, на Авенида да Либердаде .
Выражение стиля на севере Португалии в основном используется в дизайне интерьера, например, в роскошном Sala Arabe в Palácio da Bolsa в Порту, или сильно изменено и смешано с другими стилями и тенденциями возрождения в экстерьере зданий, как, например, склад фабрики Devesas в Порту.
Чугунная архитектура
[ редактировать ]Чугунная архитектура, известная просто как железная архитектура по-португальски ( arquitetura de Ferro ), в основном начала проявляться в последней четверти XIX века. Хотя стилистические тенденции железной архитектуры были революционными с точки зрения технического прогресса, структурной целостности и других инженерных достижений, они были почти полностью основаны на историзма стилях и возрождения.
Применение железной архитектуры было ограничено определенными областями строительства, в основном либо инфраструктурными, такими как мосты, железнодорожные станции и лифты, либо зданиями, имеющими отношение к общему благу, такими как выставочные залы, муниципальные рынки или коммерческие центры.
Известные железные конструкции в Португалии включают:
- Лифт Санта Хуста в Лиссабоне
- Мост Дом Луиша I в Порту
- Мост Марии Пиа в Порту
- Рынок Феррейра Борхес в Порту
- Кристал Пэлас в Порту (снесен)
Модерн
[ редактировать ]Стиль модерн, известный в Португалии как Arte Nova , появился поздно и просуществовал недолго в истории Португалии, процветая в основном между 1905 и 1920 годами. С точки зрения международных отношений португальский Arte Nova больше соответствует школе французского модерна. чем австрийские школы того времени. Использование Arte Nova было в значительной степени распространено городской элитой португальской аристократии , прежде всего в портовых городах, таких как Лиссабон, Порту и Авейру.
Концепция, определяющая вариацию Авейру ( Португалия ) в стиле ар-нуво под названием Arte Nova, была показной: стиль был привнесен консервативной буржуазией, которая хотела выразить свою мощь с помощью декоративных фасадов, оставляя интерьеры консервативными. [4] Еще одной отличительной чертой Arte Nova стало использование плитки местного производства с мотивами модерна. [4]
Наиболее известные примеры Arte Nova в Португалии, за пределами Авейру, включают: [5] [6]
- Музей-резиденция доктора Анастасио Гонсалвеса работы Мануэля Хоакима Норте Жуниора (1904–1905) в Лиссабоне
- Café Majestic [ Жоау Кейруша 1921) в Порту
- Livraria Lello Книжный магазин Ксавье Эстевеса (1906) в Порту .
Самый влиятельный художник Arte Nova — Франсиско Аугусто да Силва Роша. [4] Он спроектировал множество зданий как в Авейру, так и в других городах Португалии. [7] при этом на самом деле не будучи архитектором (в то время для Авейру это было обычным явлением). [4] Один из них снаружи и внутри выполнен в стиле модерн, и сейчас в нем находится музей Arte Nova – это резиденция Майора Пессоа. Еще одним примечательным примером является бывший кооператив Cooperativa Agrícola, украшенный плиткой, расписанной вручную. На центральном кладбище Авейру также есть несколько скульптур в стиле модерн. [4]
Современная архитектура
[ редактировать ]Одна из лучших архитектурных школ мира, известная как «Escola do Porto» или «Школа Порту » , расположена в Португалии. Среди его выпускников Фернандо Тавора , Альваро Сиза (лауреат Притцкеровской премии 1992 года) и Эдуардо Соуто де Моура (лауреат Притцкеровской премии 2011 года). Его современным наследником является Faculdade de Arquitectura (Школа архитектуры) Университета Порту .
Хотя португальскую архитектуру обычно ассоциируют с международно аккредитованным Альваро Сиза, есть и другие, в равной степени ответственные за положительные тенденции в современной архитектуре. «Многие португальские архитекторы — сыновья Сизы, но Тавора — дедушка для всех нас». Влияние собственного учителя Сизы, Фернандо Таворы, отражается в поколениях. [8]
Fundação Calouste Gulbenkian , построенный в 1960-х годах по проекту Руи Атугии, Педро Сида и Альберто Пессоа, является одним из лучших и определяющих примеров португальской архитектуры 20-го века.
В Португалии Томас Тавейра также заслуживает внимания, особенно благодаря дизайну стадиона. [9] [10] [11] Среди других известных португальских архитекторов — Панчо Гедес , Гонсалу Бирн и Антониу Мария Брага .
) Каррильо да Граса (Архив документации президента Португальской Республики Центр документации президента Португальской Республики — одна из наиболее тщательно охраняемых архитектурных тайн Лиссабона. [ нужна ссылка ]
Появилось новое поколение португальских архитекторов, чьи замечательные работы отмечены международными наградами. [12] Премия «Европа 40 до 40», созданная Европейским центром архитектуры, искусства, дизайна и городских исследований и Чикагским Атенеумом: Музеем архитектуры и дизайна, присудила Филиппе Фруа Алмейде , Уго Рейсу , Диого Агиару , Раулино Силве и Бруно Андре награду Европы. Приз «40 до 40».
Региональная архитектура
[ редактировать ]Азорские острова
[ редактировать ]- Понта-Делгада Мэрия
- Академия искусств Азорских островов
- Ратуша Рибейра-Гранде
Мадейра и Порто Санто
[ редактировать ]- Церковь Сан-Тьягу-Менор, Фуншал
- Ларго-ду-Фелпс, Фуншал
- Институт вина Мадейры
Португальская колониальная архитектура
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Китайско-португальская архитектура
- Летняя архитектура
- Архитектура католиков Гоа
- Классификация архитектурного наследия Португалии
- Португальский тротуар
- Семь чудес Португалии
- Семь чудес света португальского происхождения
- Премия Рафаэля Мансано
Сноски
[ редактировать ]- ^ «Португальская равнинная архитектура: между специями и бриллиантами, 1521–1706» ( ISBN 0-8195-4045-5 )
- ^ «Архитектура выставки, симметрия и пропорции колонн» (1591 г.)
- ^ Хосе Фернандес Перейра. Архитектура барокко в Португалии. Институт культуры и португальского языка. 1986.
- ^ Перейти обратно: а б с д и "Журнал "Coup de Fouet", том 11 (2008), стр. 2-7" (PDF) .
- ^ [1] Список зданий Лиссабона - Мир модерна
- ^ [2] Список зданий в Порту - Мир модерна
- ^ [3] Франсиско Аугусто да Силва Роча - Мир модерна
- ^ Современная Португалия - Архитектура в эпоху масс
- ^ (на португальском языке) Стадионы Томаса Тавейры и Соуто Моура награждены. Архивировано 29 апреля 2011 г. в Wayback Machine , Diário de Notícias (8 июля 2005 г.).
- ^ Томас Тавейра , Джеффри Бродбент (введение), Издатель: St Martins Pr (февраль 1991 г.)
- ^ (на португальском языке) Томас Тавейра проектирует стадион Палмейрас в Бразилии. Архивировано 29 апреля 2011 г. в Wayback Machine , Diario Economico.com.
- ^ (на португальском языке) Кто из португальских архитекторов является одним из самых многообещающих в Европе? , Jornal Publico (25 июня 2019 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- Кингсли, Карен, Готическое искусство, вестготская архитектура в Испании и Португалии: исследование каменной кладки, документов и формы, 1980; Международная перепись докторских диссертаций по средневековому искусству , 1982–1993 гг.
- КУБЛЕР, Джордж и СОРИЯ, Мартин, «Искусство и архитектура в Испании и Португалии и их доминионах, 1500–1800», Нью-Йорк, 1959.
- Кублер, Джордж, «Португальская равнинная архитектура: между специями и бриллиантами, 1521–1706»; Издательство Уэслианского университета, Мидлтаун, Коннектикут, 1972; ISBN 0-8195-4045-5
- Томан, Рольф – романский; Könemann Verlagsgesellschaft mbH, Кёльн, 1996 г. (в голландском переводе: Romaanse Kunst: Architectuur, Beeldhouwkunst, Schilderkunst) ISBN 3-89508-449-2
- Томан, Рольф – Барокко; Könemann Verlagsgesellschaft mbH, Кёльн, 1997 г. (в голландском переводе: Barok: Architectuur, Beeldhouwkunst, Schilderkunst); ISBN 3-89508-919-2
- Андервуд, ДК – «Стиль Помбалин и международный неоклассицизм в Лиссабоне и Рио-де-Жанейро»; Редактор Пенсильванского университета, 1988 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Gutenberg.org: Португальская архитектура — Уолтер Крам Уотсон, доступно бесплатно (в формате HTML или в виде обычного текста) .