Вендель Дитерлин

Вендель Диттерлин (около 1550–1599), иногда Вендель Диттерлин Старший , чтобы отличить его от сына, был немецким художником -маньеристом , гравёром и теоретиком архитектуры . Большинство его картин сейчас утеряны, и он наиболее известен [1] за трактат об архитектурном орнаменте « Архитектура» , опубликованный в последнем издании в Нюрнберге в 1598 году.
Жизнь
[ редактировать ]Диттерлин родился в Пфуллендорфе в Вюртемберге ; его настоящее имя было Грапп, и он, возможно, был членом семьи художников из Швабии . [2] провел большую часть своей жизни в Страсбурге (тогда Страсбург), где он женился на Катарине Шпревер 12 ноября 1570 года и где он, как известно, писал фрески для Брудерхофа , резиденции епископа, в 1575 году, но позже он записан в Хагенау в 1583 г. и в Оберкирхе в 1589 г. Некоторое время он также работал над крупными проектами в Штутгарте (см. ниже). [3] Он умер в Страсбурге .
Картины
[ редактировать ]
В Страсбурге Диттерлин работал над украшением Neuer Bau (ныне здание Торгово-промышленной палаты ) в 1589 году. Между 1590 и 1592 годами он работал в Штутгарте над выполнением большого (57 метров в длину и 20 метров) метров шириной) роспись потолка в верхнем зале Neues Lusthaus , здания, построенного герцогом Людвигом Вюртембергским для развлекательных целей. Помимо потолка, Диттерлин расписал стены зала. Ренессансный Люстхаус позже несколько раз перестраивался и почти полностью был заменен в 1845 году новым Хофтеатром (который был разрушен во время пожара в 1902 году, когда были обнаружены некоторые остатки первоначального здания). [4] От картин из зала сейчас ничего не сохранилось, но они изображены на офорте 1619 года страсбургского художника и гравера Фридриха Брентеля, показывающем интерьер большой комнаты. [5]
Другие его картины известны по гравюрам Маттеуса Гройтера и его собственного внука Бартоломеуса Диттерлина. Стиль с «преувеличенными ракурсами», по-видимому, находится под влиянием североитальянских моделей, таких как Джулио Романо в Мантуе, через немецких посредников. фрески [3]
Его единственная сохранившаяся картина — « Воскресение Лазаря» (в Государственном кунстхалле Карлсруэ ), подписанная и датированная 1582 или 1587 годом.
Архитектура
[ редактировать ]
Архитектурный трактат Диттерлина Architectvra: Von Außtheilung, Symmetria vnd Proportion der Fünff Seulen был впервые опубликован отдельными частями в 1593 и 1594 годах и, наконец, в объединенном и расширенном издании в 1598 году. В книге описывались классические ордера , их характер и правильное использование, как было традиционным в подобных книгах. Диттерлин, однако, проявлял меньший интерес к пропорциям ордена, чем к его орнаменту. По словам историка архитектуры Торбьорна Фултона, Диттерлин рассматривает заказы «скорее как основу или оправдание для развития причудливой орнаментальной фантазии, чем как дидактические примеры классического архитектурного орнамента». [6] Как и другие теоретики, он приписывал орденам мужские и женские качества. Придавая им соответствующий орнамент, соответствующий этим качествам, он заимствовал более старые формы орнамента, в том числе готический узор . Диттерлин зависел от многих старых моделей и, как и другие представители Северного Возрождения (такие как Ганс Фредеман де Врис ), он наполнил свои поверхности завитками , ремешками , фигурами драгоценных камней и гротесками . У Диттерлина были современники из Северной Европы, которые также включали готические элементы в свои проекты, но он был необычен в степени смешения элементов различного происхождения. В то время как другие сохраняли готические элементы четко отделенными от форм Возрождения, Диттерлин покрывал элементы Возрождения готическим узором или позволял одному превращаться на полпути в другой. [7]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Черт возьми.
- ^ Мартин, с. 703. По словам Мартина, он был сыном пфуллендорфского художника по имени Бальтус Грапп или Крапф. Мишель-Кэролайн Хек в своей биографии Диттерлина в Гроуве утверждает, что он «был сыном протестантского пастора и провел детство в Лиссенхайме, прежде чем переехать в Страсбург со своей овдовевшей матерью».
- ^ Jump up to: а б Мартин, с. 703; Черт.
- ^ Ламберт, с. 41
- ^ Черт возьми; Боррис.
- ^ «Хотя серия гравюр следует обычной группировке тоскана – дорика – ионика – коринтия – композита, эти классические ордера кажутся скорее отправной точкой или предлогом для развития причудливого орнаментального воображения, чем дидактическим зрелищем классического архитектурного декора». Фултон, стр. 165.
- ^ Фултон, с. 166-167.
Библиография
[ редактировать ]
Первоисточники
[ редактировать ]- Диттерлин, Вендель: Архитектура: О разделении, симметрии и пропорциях пяти колонн и всех произведений искусства, которые следуют из окон, дымоходов... . Нюрнберг, 1598 г.
- [1] Все издания онлайн, сайт «Архитектура».
Вторичные источники
[ редактировать ]- фон Боррис, JE: «Брентель [Брендель; Брендель], Фридрих, I», Grove Art Online . Проверено 26 декабря 2008 г.
- Фултон, Торбьорн: Лепной декор в шведских архитектурных декорациях раннего периода Васа], (Ars Suetica, 16.) Упсала: Университет Упсалы, 1994. ISBN 91-554-3332-4
- Черт возьми, Мишель-Кэролайн, «Диттерлин, Вендель [Грапп, Вендлинг]», Grove Art Online . Проверено 26 декабря 2008 г.
- Ламберт, А.: « Бывший дом удовольствий в Штутгарте », Schweizerische Bauzeitung , Vol. 41/42 (1903), стр. 41–43.
- Мартин, Курт, « Диттерлин, Вендель », Neue Deutsche Biography 3 (Берлин, 1957), стр. 702–703.