Церковь Сан-Роке
Церковь Сан-Роке | |
---|---|
![]() Вид на главный фасад церкви. | |
Религия | |
Принадлежность | Католическая церковь |
Округ | Лиссабонский округ |
Область | Лиссабонский регион |
Лидерство | Антониу Жулио Тригейрос (с 2019 г.) |
Расположение | |
Расположение | Ларго Триндаде Коэльо, 1200–470 Лиссабон, Португалия. |
Муниципалитет | Лиссабон |
Географические координаты | 38 ° 42'49 "N 09 ° 08'37" W / 38,71361 ° N 9,14361 ° W |
Архитектура | |
Тип | Церковь |
Стиль | Барокко |
Новаторский | 1506 |
Завершенный | 1619 |
Igreja de São Roque ( [ˈsɐ̃w ˈʁɔkɨ] ; Церковь Святого Роха ) — католическая церковь в Лиссабоне , Португалия . Это была самая ранняя иезуитская церковь в португальском мире и одна из первых иезуитских церквей в мире. Здание служило домашней церковью Общества в Португалии более 200 лет, прежде чем иезуиты были изгнаны из этой страны. После лиссабонского землетрясения 1755 года церковь и ее вспомогательная резиденция были переданы Лиссабонскому Святому Дому Милосердия взамен церкви и штаб-квартиры разрушенной . Сегодня он остается частью Святого Дома Милосердия, одного из многих его исторических зданий.
Церковь Сан-Роке была одним из немногих зданий в Лиссабоне, переживших землетрясение относительно невредимым. Построенная в 16 веке, это была первая иезуитская церковь, спроектированная в стиле «аудитория-церковь» специально для проповедей. Он содержит несколько часовен, большинство из которых выполнены в стиле барокко начала 17 века. Самая известная часовня - это часовня Святого Иоанна Крестителя XVIII века ( Capela de São João Baptista ), проект Николы Сальви и Луиджи Ванвителли, построенный в Риме из множества драгоценных камней и разобранный, отправленный и реконструированный в Сан-Роке; Сообщается, что в то время это была самая дорогая часовня в Европе.
История
[ редактировать ]

В 1505 году Лиссабон опустошала чума, пришедшая на корабле из Италии. Король и двор были даже вынуждены на время бежать из Лиссабона. Место Сан-Роке, за пределами городских стен (ныне район, известный как Байрру-Алту ), стало кладбищем жертв чумы. В то же время король Португалии Мануэль I (годы правления 1495–1521) послал в Венецию за мощами святого Роха , покровителя жертв чумы, тело которого было перенесено в этот город в 1485 году. Реликвия была перенесена в этот город. присланное венецианским правительством, и процессией его пронесли на холм к чумному кладбищу.
Жители Лиссабона тогда решили воздвигнуть святыню [ 1 ] на месте размещения реликвии; строительство храма было начато 24 марта 1506 г. и освящено 25 февраля 1515 г. [ 2 ] Эта ранняя святыня была ориентирована с запада на восток, в средневековой традиции. К храму примыкал «Чумной двор» для захоронения жертв чумы, который был официально освящен 24 мая 1527 года епископом Амбросио. [ 3 ] Примерно в то же время было основано Братство (или братство) Св. Роха для надзора и ухода за святыней. Братство, состоящее из людей всех сословий, существует до сих пор и поддерживает часовню Святого Роха в нынешней церкви.
В 1540 году, после основания Общества Иисуса в 1530-х годах, король Португалии Иоанн III (1521–1557) пригласил их приехать в Лиссабон, и в том же году прибыли первые иезуиты. Сначала они поселились в больнице Тодос-ус-Сантос (Больница Всех Святых - ныне разрушена) на восточной стороне площади Россиу, а затем в колледже Сан-Антан (где сейчас расположена больница Сан-Хосе). Однако вскоре они начали искать более просторное и постоянное место для своей главной церкви и выбрали храм Святого Роха своим любимым местом. После длительных переговоров Иоанн III организовал передачу святыни иезуитам. Однако соглашение с Братством включало создание часовни св. Роха в новом здании и сохранение св. Роха в качестве покровителя новой церкви. Общество Иисуса завладело святыней 1 октября 1553 года в ходе церемонии, на которой о. Франсиско де Борха, SJ (Святой Франциск Борджиа Проповедь произнес , 1510–1572).
Маленькая святыня была неподходящей для иезуитов, и немедленно началось планирование нового церковного здания. Король хотел построить новое монументальное здание с тремя нефами, но Общество предпочло план, более соответствующий принципам, провозглашенным Тридентским собором , с упором на простоту и функциональность. Первый камень был заложен в 1555 году, но здание было перепроектировано и расширено (его нынешняя версия) в 1565 году. Королевский архитектор Афонсу Альварес (1557–1575), судя по всему, руководил работами с 1566 по 1575 год, до уровня внутреннего карниза. Впоследствии работу продолжил его племянник Бальтасар Альварес ( 1570–1624 ), также королевский архитектор. Здание было завершено Филипе Терзи ( Филиппо Терзи , 1520–1597), королевским архитектором короля Испании Филиппа II (= Филипп I Португалии, 1580–1598); Терзи внес изменения во внешний фасад, потолок и крышу, а также внутреннюю отделку. [ 4 ]
В то время как более ранняя святыня в средневековой традиции была ориентирована с запада на восток, новая церковь была ориентирована с юга на север, через старое здание. План церкви прост и просторен — широкий одиночный неф, неглубокая квадратная апсида, практически полное отсутствие трансепта и приподнятые кафедры между углубленными галереями над боковыми часовнями. Этот стиль, «аудитория-церковь», идеальный для проповеди, [ 5 ] стал широко известен как «стиль иезуитов» и широко копировался орденом по всей Португалии и в португальских колониальных городах в Бразилии и на Дальнем Востоке. Простой и сдержанный внешний вид церкви, характерный для португальского «простого стиля» ( estilo chão ), контрастирует с богато украшенным интерьером в стиле барокко с глазурованной плиткой, позолоченными изделиями из дерева, разноцветными статуями и картинами, написанными маслом.
В 1759 году иезуиты, замешанные в восстании дворянства против короля Жозефа I и его премьер-министра маркиза де Помбала (1699–1782), были изгнаны с территории Португалии Помбалем, а Церковь Сан-Роке была конфискована вместе с прикрепленными к ней здания и жилые дома. Девять лет спустя, согласно Королевской хартии от 8 февраля 1768 года, собственность была передана Лиссабонскому Святому Дому Милосердия , первоначальная церковь и административные здания которого были разрушены землетрясением 1755 года . [ 6 ]
Святой Дом Милосердия до сих пор владеет и управляет этим местом. Церковь продолжает функционировать, а часть резиденции иезуитов была превращена в музей ( Museu de São Roque в конце 19 века ). Другие части комплекса, а затем и здания, построенные рядом с ним, до сих пор функционируют как штаб-квартира Святого Дома в городе.
Общее украшение
[ редактировать ]

Украшение Игрежа-де-Сан-Роке является результатом нескольких этапов деятельности на протяжении 17 и 18 веков и отражает идеалы либо Общества Иисуса, либо, как в случае с часовнями, соответствующих братств или братств. Он родился в результате католической Реформации и отражает усилия Церкви привлечь внимание верующих. Общие декоративные этапы - маньеристские (часовни Св. Франциска Ксавьера, Святого Семейства и алтаря); раннее барокко (Капелла Святого Причастия); позднее барокко (часовни Богоматери Учения и Богоматери Благочестия); и римское барокко 1740-х годов (часовня Иоанна Крестителя). Реконструкция XIX века включает строительство хоровой галереи над главной дверью, где был установлен орган; переделка ширмы часовни Святых Причастий и возведение золоченых железных перил; также замена входных дверей.
Различные части церкви (например, стены под галереей для хоров и в трансепте) украшены плиткой с ромбовидными точками из Триана района севильского и датированы по традиции 1596 годом. В остальных местах декор плитки включает ботанические элементы, волюты. , путти , символы Страстей и монограмма Общества Иисуса («IHS»). [ 7 ] В нишах над двумя кафедрами стоят беломраморные статуи четырех евангелистов . Вокруг верхнего этажа нефа расположен цикл масляных картин, изображающих жизнь Игнатия Лойолы ( ок. 1491–1556 ), основателя Общества Иисуса , приписываемый Домингушу да Кунья, Кабринье , художнику-иезуиту раннего периода. 17 век.
Расписной потолок нефа [ 8 ] это обманка [ 9 ] спроектирован так, чтобы создать иллюзию цилиндрического свода, поддерживаемого четырьмя большими арками, покрытыми волютами и другими декоративными элементами. Между арками нарисованы прямоугольные балконы, а «над» этими балконами — три огромных купола или купола, возвышающиеся на кольцах открытых арок и колонн. Большая часть картины была написана между 1584 и 1586 годами Франсиско Венегасом (1578–1590), королевским художником короля Филиппа II . Иезуиты добавили большой центральный медальон ( «Прославление Креста »), а также 8 больших картин и 12 монохромных панно, изображающих библейские события. Потолок перед церковью был поврежден во время землетрясения 1755 года и был восстановлен и перекрашен. Весь потолок был отреставрирован в 2001 году, краска очищена или отремонтирована. [ 10 ]
в стиле барокко Орган (с 1694 трубами) в хоровой галерее над главным входом был построен в 1784 году Антониу Ксавьером Мачаду и Сервейрой и установлен в монастырской церкви Сан-Педро-де-Алькантара . [ 11 ] В 1840-х годах его перенесли в Сан-Роке, где установили в восточном трансепте, полностью закрывая Алтарь Благовещения; в 1890-х годах его перенесли в хоровую галерею. Несколько раз его существенно перестраивали. [ 12 ]
Канцелярия, часовни и алтари
[ редактировать ]Церковь состоит из алтаря, восьми главных приделов церкви, а также пяти других алтарей в трансептах.
Канцелярия
[ редактировать ]
Работы по резьбе, позолоте и обивке алтаря были заказаны в определенное время тремя членами Общества Иисуса. На выполнение первоначальной резьбы ушло три года (с 1625 по 1628 год). Затем последовала позолота и обивка резьбы; а затем работа в области престола. Дизайн алтаря приписывают Теодосио де Фриасу, а резьбу - мастеру Херонимо Коррейе. [ 13 ]
Композиция алтаря, отличающаяся длинными пропорциями и декоративной строгостью, включает наборы парных коринфских колонн, установленных в два уровня. [ 14 ] Нижняя треть каждой колонны украшена акантовыми гирляндами, волютами и свисающими предметами. Полукруглая вершина украшена росписью в круге темперой по дереву, изображающей Христа, Спасителя мира. [ 15 ] Алтарный образ — один из важнейших в иезуитской традиции: основатель Общества и его величайшие святые — Игнатий Лойола , Франциск Ксаверий , Алоизий Гонзага и Франциск Борджиа — представлены в четырёх нишах статуями, заказанными в 1630 году. , которые недавно были приписаны португальскому скульптору Мануэлю Перейре (1604–1667). [ 16 ] В центральной нише нижней части алтаря находится статуя Мадонны с Младенцем XVII века , отделанная деревом. Впереди стоят посеребрённые деревянные статуи четырёх евангелистов . [ 17 ] На верхнем уровне находится ниша для выставки Святых Таинств — «трон» (характерное португальское изобретение), обычно покрытый большой картиной маслом, изображающей сцену Нового Завета , которая меняется в зависимости от религиозного сезона. [ 18 ] Практика изменения сценографии Главного алтаря была новшеством иезуитов. Трон в Сан-Роке (обычно невидимый для публики) был одним из первых постоянных, созданных в Португалии. Он имеет шесть коринфских колонн и четыре арки, круглые геометрические элементы и две большие резные и позолоченные боковые панели с рельефными символическими деревьями. Все это образует своего рода пирамиду из нескольких уровней.
Боковые стены, поддерживающие свод над алтарем, украшены (спереди) четырьмя нишами со статуями, по две с каждой стороны: Св. Григория Чудотворца и Богоматери Зачатия, а также Св. Бригитты и Ecce Homo ( или «Наш Господь Зеленого Посоха»). [ 19 ] Сзади вдоль боковых стен расположены четыре картины, изображающие Св. Станислава Костку , Св. Павла Мики , Св. Иоанна-мученика и Св. Мученика Диого. Последние трое — святые-иезуиты, замученные в Нагасаки , Япония, в 1597 году. [ 20 ] См. Caetano, Pintura , nos. 112-115 (т. 1: 117-120). Приписанный художник - Домингуш да Кунья, Кабринья . Трое мучеников, вероятно, св. Пол Мики, Св. Джон Соан из Гото и Св. Диого (или Джеймс) Кисаи (или Кизаэмон), братья-иезуиты или « временный помощник » в Японии.
В центре платформы перед алтарем находится могила первого Патриарха Лиссабона Д. Томаса де Алмейды, который родился в Лиссабоне в 1670 году и умер там в 1754 году. [ 21 ] Гробница представляет собой свинцовый ящик, покрытый серым мраморным надгробием с медной инкрустацией, надписью и гербом Алмейды, увенчанным тиарой патриарха .
Право быть похороненным в гробнице, построенной под Главным алтарем, о чем свидетельствует каменная надпись, было предоставлено Д. Жуану де Борха и его семье. Д. Жуан де Борха, умерший 3 сентября 1606 года в Эскориале в Испании, сыграл важную роль в истории Игреха-де-Сан-Роке, создав коллекцию реликвариев , которые он в конечном итоге передал церкви, некоторые из которых выставлены. в Алтарях-Реликвариях.
Часовни
[ редактировать ]


Часовня Богоматери Доктрины
[ редактировать ]Эта часовня (первая часовня справа от нефа ), строительство которой было начато 1 апреля 1634 года, находилось под надзором Братства Богоматери Доктрины, состоящего в основном из мастеров и ремесленников. Основным изображением алтаря является расписное деревянное изображение Св. Анны с Девой Марией на руках, написанное в конце XVI века (изображение, известное как Богоматерь Доктрины, т. е. Дева Мария, внушаемая своей матерью). . Слева и справа расположены скульптуры святых Иоакима и святой Анны, родителей Девы Марии конца 17 века. [ 22 ] Несмотря на то, что здание было построено в 17 веке, нынешнее убранство типично для португальского барокко (известного как «Национальный стиль» или « estilo nacional ») первой половины 18 века. Позолоченная работа по дереву (приписывается Хосе Родригесу Рамальо). [ 23 ] ) покрывает всю внутреннюю поверхность, включая потолок. Для него характерны популярные португальские мотивы — грозди винограда, листья винограда, птицы и стоящие младенцы.
Мраморные панели и алтарь из брекчии также украшены ботаническими, зоологическими, антропоморфными, геометрическими и аллегорическими мотивами. Он был выполнен мастерами-каменщиками Мануэлем Антунесом и Жуаном Тейшейрой и завершен в 1690 году. [ 24 ] В боковых нишах находятся реликварии из коллекции Д. Жуана де Борха. Скульптура внутри витрины под алтарем изображает «Христа в смерти» и датируется XVIII веком. [ 25 ]
Часовня Святого Франциска Ксаверия
[ редактировать ]Вторая часовня справа в честь раннего иезуитского миссионера в Индии и на Дальнем Востоке св. Франциска Ксавьера (1506–1552) также была построена в 1634 году. Ее убранство, датируемое первой половиной 17 века, типично для : период маньеризма классический, трезвый и уравновешенный. Алтарный образ приписывают мастеру-резчику Херонимо Коррейя. [ 26 ] Он содержит изображение Ксавьера 17 века, обитое деревом. [ 27 ] и окружен парами рифленых коринфских колонн, нижние трети которых, а также фризы между колоннами вырезаны и позолочены. Две картины маслом на боковых стенах, приписываемые Хосе де Авелару Ребело (1635-1657 гг.), изображают Папу Павла III, принимающего святого Франциска Ксаверия и его сподвижников , а также святого Франциска Ксаверия, прощающегося с королем Иоанном III перед отъездом в Индию в 1541 . [ 28 ]
Часовня Святого Роха
[ редактировать ]Эта часовня (третья часовня справа) датируется второй половиной XVI века, временем постройки иезуитского костела. Согласно традиции, алтарь стоит на месте апсиды первоначального чумного святилища. [ 29 ] Часовней до сих пор управляет первоначальное Братство Святого Роха.
Эта часовня отличается от других: она имеет классическую структуру и сочетает в себе геометрические архитектурные элементы — тип декора, отражающий современный вкус и использующий элементы «национального стиля». Уникальным в убранстве церкви является тип позолоты по дереву — золотые элементы на белом фоне. Алтарный образ был завершен в 1707 году, заменив более ранний, пришедший в упадок. В центральной нише находится обитая деревянной обивкой статуя Святого Роха, которая, согласно традиции, имеет точный рост святого (140 см). Алтарный образ также включает скульптуры святых Иакова и святого Себастьяна , а также шесть посеребренных деревянных статуэток четырех евангелистов и святых Петра и Павла . [ 30 ]
Картина на левой боковой стене « Явление ангела святому Роху» (конец XVI века) считается одним из лучших произведений художника маньериста - Гаспара Диаша ( ок. 1560 – 1590). [ 31 ]
Стены часовни покрыты майоликой , датированной 1584 годом и подписанной Франсиско де Матосом. [ 32 ] Они сочетают стилизованные натуралистические изображения с геометрическими узорами и иконографическими элементами, связанными со святым Рохом.
Часовня Святейшего Причастия
[ редактировать ]Четвертая часовня справа была основана в 1636 году. Первоначально она была посвящена Богоматери Успения, а затем Богоматери Зачатия и облегчения страждущих. Кованая решетка была установлена в 1894 году, когда Святые Таинства были перенесены из Главного алтаря в эту часовню.
Нынешнее украшение датируется концом 17 – началом 18 веков. Алтарный образ был выполнен лиссабонским резчиком Матиасом Родригешем де Карвальо. [ 33 ] Кружево в стиле португальского барокко и корона из голов ангелов, обрамляющие центральную скульптуру Успения Богоматери, датируются XVIII веком. [ 34 ] В алтаре также находится несколько бюстов -реликвариев , многие из которых связаны с Обществом Иисуса. Брекчиевый мрамор в нижней трети стен был выполнен лиссабонскими мастерами-каменщиками Хосе Фрейре и Луишем душ Сантушем и закончен в 1719 году. [ 35 ]
Часовня Святого Семейства
[ редактировать ]Эта часовня (первая часовня слева), начатая также в 1634 году, принадлежала братству дворян. Классический стиль часовни аналогичен алтарю. Алтарный образ также приписывают Херонимо Коррейе. [ 36 ] а картина на нем « Иисус среди врачей » приписывается Хосе Авелару Ребело (1635–1657 гг.); [ 37 ] скульптуры Иисуса , Марии и Иосифа . [ 38 ] Две картины на боковых стенах — «Поклонение волхвов» и «Поклонение пастухов » — приписывают художнику раннего барокко Андре Рейносо ( ок. 1590 – после 1641). [ 39 ]
Часовня Святого Антония
[ редактировать ]Вторая часовня слева, посвященная святому Антонию Падуанскому ( ок. 1195–1231 ), была заложена Педро Мачадо де Брито, который оставил в наследство просьбу похоронить здесь себя и своих потомков. Он был построен в 1635 году, но частично разрушен землетрясением 1755 года . Его убранство отражает ранний классический и геометрический стиль алтаря, элементы барокко 18 века и реставрационные работы 19 века. Разноцветная статуя Святого Антония выполнена из дерева с мягкой обивкой периода маньеризма. [ 40 ] На боковых стенах находятся две картины XVIII века Виейры Лузитано (1699–1783), королевского художника короля Иоанна V : «Св. Антоний, проповедующий рыбам» и «Искушение святого Антония и его видение Богородицы» . [ 41 ]
Часовня Богоматери Благочестия
[ редактировать ]Эта часовня (третья слева) также является местом захоронения ее основателя Мартима Гонсалвиша да Камара (1539–1613), королевского чиновника короля Себастьяна . Фактическое строительство и украшение этой часовни, начатое в 1686 году и законченное в 1711 году, контролировалось Братством Богоматери Благочестия.
Алтарный образ датируется 1708 годом и является работой мастера-резчика Бенту да Фонсека де Азеведо. [ 42 ] Дизайн вращается вокруг центрального изображения « Голгофы », окруженного «кружевом» ангелов в мягкой деревянной обивке на фоне барельефа из гипса, окрашенного темперой и позолотой, который, вероятно, представляет Иерусалим . красивая скульптура Пьеты 17-го века с мягкой деревянной обивкой. Завершает трибуну [ 43 ] Центральную часть алтаря обрамляют две пары витых псевдосоломоновых колонн с декорированными панелями между ними.
Ниши с мягкими и цветными скульптурами святых XVIII века - Лонгина справа и Вероники слева. [ 44 ] — находятся по бокам входной арки. Это был новый аспект, способствовавший зарождению театрального вкуса в украшении церквей в Португалии. В данном случае эти святые выступают как зрители центральной сцены: Голгофы и Пьеты на живописном фоне, нарисованном на панели, закрывающей алтарный образ. Монументальный сакрарий с изображением Богоматери боли. [ 45 ] а «кружево» ангелов, окружающее лучи от распятия, — типичные элементы лиссабонской школы декора. В стеклянной витрине под алтарем находится скульптура Богоматери Счастливой Смерти XIX века. [ 46 ] На боковых стенах расположены несколько ниш, в которых размещены реликварии из коллекции Д. Жуана де Борха, обрамленные и окруженные двумя парами кариатид , аллегорических и театральных фигур, характерных для вкуса начала 18 века.
Эта часовня, демонстрирующая влияние итальянского барокко, знаменует собой переход от португальского маньеризма на его последней стадии к следующему стилю, типичному для правления Иоанна V , в котором использовалась лексика барокко . Часовня Богоматери Благочестия, которую считают началом этих изменений в Португалии, повлияла на украшение и композицию нескольких других важных часовен в других частях страны.
Часовня Святого Иоанна Крестителя
[ редактировать ]
Эта часовня (Capela de São João Baptista) была построена по заказу короля Иоанна V в 1740 году . После завершения строительства это была самая дорогая часовня в Европе, финансируемая за счет золота и других богатств, которые текли в Португалию из Бразилии. Проекты и материалы были собраны под руководством архитекторов Луиджи Ванвителли (1700–1773) и Никколо Сальви (1697–1751). Ванвителли изменил свой первоначальный проект по рисункам, присланным в Италию архитектором Жоао Фредерико Людовице (1673–1752). Над его строительством трудились сотни разных художников и мастеров. [ 47 ] Он был собран в церкви Святого Антония Португальского ( Sant'Antonio dei Portoghesi ) в Риме начиная с 1742 года. [ 48 ] Освященный Папой Бенедиктом XIV 15 декабря 1744 года, он был достаточно закончен, чтобы понтифик мог отслужить в нем мессу 6 мая 1747 года. В сентябре того же года Мануэль Перейра де Сампайо , посол Португалии при Святом Престоле, позаботился о демонтаже церкви. часовню и ее транспортировку на трех кораблях в Лиссабон, где она была вновь собрана в Сан-Роке, на территории бывшего Часовня Святого Духа 17 века. За повторной сборкой наблюдали Франческо Фелициани и Паоло Никколи (или Рикколи) вместе с итальянским скульптором Алессандро Джусти (1715–1799). [ 49 ] Сборка мозаичных панно с изображением Крещения Христова и Пятидесятницы была завершена только в августе 1752 года, через два года после смерти Иоанна V.
Часовня принесла в Португалию новый тогда стиль рокайль или рококо . [ 50 ] Декоративные элементы в духе рокайля — фестоны , гирлянды , ангелочки — в сочетании с классической строгостью структурной композиции легли в основу развивающегося вкуса, который определит будущие тенденции португальских позолоченных изделий из дерева. Использование колонн с прямыми желобчатыми стволами с позолоченными галтелями на фоне лазурита , строгость геометрических линий, усиленная использованием драгоценного мрамора и мозаики , а также декор в стиле рокайль иллюстрируют сочетание новшеств, привнесенных этой капеллой в португальскую декоративную традицию. .
Боковые панели — «Благовещение» и «Пятидесятница» — и центральная панель — «Крещение Христа », а также пол (изображающий армиллярную сферу ) представляют собой мозаику, замечательную своими нюансами и чувством перспективы. Размер мозаики , использованной в трех стеновых панелях, составляет около 3 мм; в бороде Иоанна всего 2 мм; те, что в полу, 5 мм. Модели трех панно были выполнены Агостино Масуччи (1691–1758), а саму мозаику — Маттиа Моретти (ум. 1779). [ 51 ] Энриго Энуо разработал мозаику на полу.
Драгоценные материалы потребовал португальский двор; таким образом, мы находим несколько типов поделочных камней: лазурит , агат , античный зеленый цвет, алебастр , каррарский мрамор , аметист , пурпурный порфир , зеленый порфир, французский бело-черный, древняя брекчия , диаспор и персидский золотисто-желтый, и это лишь некоторые из них. немного. [ 52 ] Помимо различных мраморов и мозаик, позолоченная бронза также использовалась , а последняя ступень алтарной платформы выполнена из драгоценных пород дерева и слоновой кости .
Часовня Святого Иоанна Крестителя — итальянское (римское) произведение искусства, законченное и единообразное в своем особом стиле. Помимо архитектурного памятника самой часовни, были созданы и другие предметы богослужения, столь же высокого технического и художественного качества: церковные облачения , украшения, кружева и книги. В Музее Сан-Роке (Музей Святого Роха) хранится модель часовни, а также некоторые образцы одежды, книг и металлических изделий, связанных с ней. [ 53 ]
Могила Фрэнсиса Трегиана
[ редактировать ]Под западной кафедрой, между часовней Св. Антония и часовней Богоматери Благочестия, находится вертикальная могила Фрэнсиса Трегиана (1548–1608), ведущего английского католика- отказника . (Первоначально Трегиан был похоронен под полом нефа перед часовней Святого Причастия. Камень с надписью до сих пор отмечает это место.) Надпись на нынешней гробнице в переводе гласит:
Здесь стоит тело магистра Фрэнсиса Трегиана, весьма выдающегося английского джентльмена, который — после конфискации его богатства и после многих страданий в течение 28 лет, проведенных им в тюрьме за защиту католической веры в Англии во время преследований королевы Елизаветы — умер в этом городе Лиссабоне, прославившемся своей святостью, 25 декабря 1608 года. [ sic ] 25 апреля 1625 года, после 17 лет погребения в этом В церкви Сан-Роке, принадлежащей Обществу Иисуса, его тело было найдено совершенным и нетленным, и он был перезахоронен здесь английскими католиками, проживавшими в этом городе, 25 апреля 1626 года. [ 54 ]
Алтари-реликвии
[ редактировать ]Коллекция реликвариев 16 и 17 веков в Сан-Роке теперь выставлена в двух алтарях-мощевиках: Святых мучеников (мужчин) на левой стороне, или стороне Евангелия, и Святых мучеников (женщин), справа, или стороне Послания. [ 55 ] Они обрамляют алтарь, а также частично интегрированы в убранство некоторых других часовен. Многие из них связаны с Обществом Иисуса.
Большинство из них — подарки Д. Жуана (или Хуана) де Борха (1533–1606). [ 56 ] второй сын святого Франциска Борджиа (1510–1572). [ 57 ] Он был отправлен кастильским послом Филиппа II при императорском дворе в Праге Рудольфа II Саксонского, а затем в Рим . Д. Жуану удалось собрать первоклассную коллекцию реликвий, в том числе из Рима , Венгрии , Богемии и Кельна, которую он привез обратно в Эскориал, где в 1587 году оформил дарственную грамоту Игрежа-де-Сан-Роке. Взамен благодарные иезуиты разрешили похоронить дарителей – Д. Жуана и его жену, а также их потомков – в главной часовне. [ 58 ]
Реликварии в Св. Рохе имеют разную форму, как правило, в зависимости от реликвии, в которой они хранятся: руки, мужские и женские торсы, урны , остенсории , сундуки. [ 59 ] Большинство из них вместе с папскими грамотами и грамотами представляют большую историческую и художественную ценность. Стеклянные футляры с реликвариями были созданы в 1898 году во время празднования четвертого столетия со дня создания Sacra Casa da Misericórdia в Лиссабоне.
Алтарь Благовещения
[ редактировать ]Небольшой Алтарь Благовещения (бывшая часовня Богоматери Изгнанницы) в правом/восточном трансепте назван так потому, что в нем находится картина Гаспара Диаса ( ок. 1560–1590 ), темой которой Благовещение маньеристская является Ангел Гавриил Деве Марии . [ 60 ] Разрушенный в 18 веке, а затем затерянный барочным органом Сервейры, алтарь был перестроен в 1890-х годах.
Д. Антониу де Кастро, священник Сан-Роке, попросил построить этот алтарь в качестве его могилы; это сделал его отец, Д. Жуан де Кастро. [ 61 ] Д. Антониу умер 8 сентября 1632 года и был похоронен здесь. Д. Антониу де Кастро также просил, чтобы здесь же были похоронены его семья и его бывший учитель в колледже Коимбры , знаменитый философ-иезуит Франсиско Суарес (1548—1617), умерший в резиденции иезуитов в Сан-Роке. Суарес известен как предшественник современных теорий международного права. [ 62 ]
Алтарь Пресвятой Троицы
[ редактировать ]Этот алтарь в левом/западном трансепте был заказан в 1622 году Гонсало Пиресом де Карвальо, надзирателем королевских (т.е. общественных) работ, и его женой Д. Камилой де Норонья в качестве их могилы и могилы их семьи. согласно надписи на каменной ступени. [ 63 ] Он был построен в стиле маньеризма , подобно бесчисленным ретаблям, сохранившимся в римских церквях, таких как Св. Петеш и церковь Джезу . Это старейший сохранившийся алтарь иезуитской церкви в Португалии, примечательный преждевременным использованием мрамора с цветной инкрустацией. [ 64 ] В центре аларской части находится очень эффектная скульптура с ярко выраженными чертами барокко Богоматери Милосердия, или Пьеты , выполненная из яркого дерева XVIII века. [ 65 ]
Алтарь кроватки
[ редактировать ]Центральной темой этого алтаря 17-го века (левый трансепт/вход в ризницу) является кроватка Иисуса . Гравированные серебряные ясли имеют форму реликвария и содержат фрагменты дерева из кроватки в Санта-Мария-Маджоре в Риме, подаренные Папой Климентом VIII (1592–1605) о. Жоау Альварес, помощник Общества Иисуса в Португалии. Серебряное изделие, датированное 1615 годом, было предложено Д. Марией Ролим да Гама, женой Луиша да Гамы, которая завещала крупную сумму денег на создание реликвария. [ 66 ] Изображение в медальоне над алтарем, изображающее группу ангелов, приписывается Бенту Коэльо да Силвейра ( ок. 1630 – 1708). [ 67 ]
Ризница
[ редактировать ]Ризница (рядом с левым/западным трансептом) важна тем, что является одной из самых ранних ризниц, построенных Обществом Иисуса и задуманной в соответствии с литургическими рекомендациями, исходящими от Тридентского Собора . Церковные ризницы взяли на себя дополнительную функцию «художественных галерей» для назидания верующих. Иезуиты Святого Роха были в авангарде этого развития. [ 68 ]
Вдоль боковых стен ризницы расположены два больших ценных комода 17-го века из жакаранды и палисандра, облицованных черным деревом и инкрустированных слоновой костью . [ 69 ] Стены почти полностью покрыты тремя рядами ценных картин, расположенных наложенными фризами до сводчатого потолка. Самый нижний ряд из двадцати картин, считающийся самым важным, повествует о происшествиях и чудесах из жизни святого Франциска Ксавьера , особенно о его путешествиях на Дальний Восток. Они были выполнены португальским художником -маньеристом 17-го века Андре Рейносо ( ок. 1590 - после 1641) и его сотрудниками. [ 70 ] Цикл был завершен в 1619 году, в год, когда святой Франциск Ксавьер был признан блаженным , и был частью иезуитской пропагандистской программы по содействию его канонизации (которая, наконец, произошла в 1622 году).
Средний ряд, датируемый 18 веком, приписывается Андре Гонсалвешу . На нем изображены различные этапы Страстей Христовых , переплетенные с аллегорическими картинами, озаглавленными библейскими отрывками. [ 71 ] Эти части представляли собой старые знамена процессий, заказанные в 1761 году Лиссабонским Святым Домом Милосердия из Гонсалвеша; позже их разобрали и разложили в ризнице как картины. [ 72 ] На верхнем фризе изображены сцены из жизни святого Игнатия Лойолы , основателя Общества Иисуса. Они пришли сюда из ныне несуществующего иезуитского послушничества в Котовии и приписываются Домингушу да Кунья, Кабринья . [ 73 ]
Потолок ризницы представляет собой круглый свод, разделенный на сундуки , украшенные фресками 17-го века , на которых изображены эмблемы с библейскими символами, отсылающими к Деве Марии, которые позже были включены в «Литанию Богородицы».
Другие захоронения
[ редактировать ]- Николас Скерретт , архиепископ Туама в Ирландии с 1580 по 1583 год.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ см . в Эрмиде Мануэлине де Сан-Роке (Лиссабон: Museu de São Roque, 1999). Подробности о ранней святыне
- ↑ Об этом свидетельствует надпись на старом памятном камне, ныне найденном возле офисов Братства Св. Роха.
- ↑ Тела были найдены под главной церковью во время археологических раскопок в начале 21 века и под резиденцией иезуитов (ныне Музей Сан-Роке) во время ее реконструкции в 2007 году.
- ↑ Историю развития церкви см. в Maria João Madeira Rodrigues, A Igreja de São Roque (Лиссабон, 1980).
- ↑ Иезуиты не хотели, чтобы главная часовня их церквей была визуально ограничена. Они хотели, чтобы главный алтарь и кафедры были хорошо видны со всех частей церкви. О важности дизайна Сан-Роке и его влиянии на другие португальские церкви по всему миру см. Джордж Кублер, Архитектура португальской равнины: между специями и бриллиантами, 1521–1706 (Мидлтаун, Коннектикут, 1972).
- ↑ Santa Casa da Misericórdia была создана в 1498 году королевой Элеонорой (1458–1525), вдовой короля Жуана II (годы правления 1481–1495) и сестрой тогдашнего короля Мануэля I (1495–1521) как братство ( Irmandade da Misericórda ) с гуманитарными целями, особенно с заботой о бедных, больных и брошенных детях. Первоначальный Санта-Каса-да-Мизерикордиа находился в подчинении Игрежа-да-Консейсао-Велья к востоку от площади Праса-ду-Комерсио (Terreiro do Paço). После землетрясения 1755 года уцелел только южный фасад; он был включен в перестроенную Игрежа-да-Консейсан-Велья (Руа-да-Альфандега). См. также Дамиан де Гойс, Лиссабон в эпоху Возрождения , новый перевод Urbis Olisiponis Descriptio Джеффри С. Рута (Нью-Йорк: Italica Press, 1996).
- ^ См. Хулио Парра, Азулехос. Панно XVI-XX веков (Лиссабон: Santa Casa da Misericórdia / Museu de São Roque, 1994).
- ↑ Первоначально из-за сложности безопасного перекрытия 18-метрового нефа крыша должна была быть сводчатой, но Терци изменил план, и вместо этого неф был перекрыт дубом, импортированным из Германии.
- ↑ использовали технику обманки Иезуиты в то время в других церквях; в случае с Сан-Роке слабый песок на этом месте также мог помешать построить более высокую церковь с настоящим цилиндрическим сводом.
- ^ См. Потолок церкви Сан-Роке. История, сохранение и реставрация (Лиссабон: Santa Casa da Misericórdia / Museu de São Roque, 2002).
- ^ Сан-Педро-де-Алькантара находится примерно в 200 м к северу от Сан-Роке. Бывший францисканский монастырь, он был передан Лиссабонскому Святому Дому Милосердия в конце 1833 года, когда религиозные ордена, женские монастыри и монастыри в Португалии были закрыты правительством . Он до сих пор принадлежит Святому дому, который использует его как дом для молодых девушек.
- ^ Музыкальный фонд, 16-19 века . (Лиссабон: Santa Casa da Misericórdia / Исторический архив, 1995).
- ^ Франсиско Ламейра, Алтарь Общества Иисуса в Португалии: 1619-1759 (Фару, 2006), стр. 71.
- ^ Происхождение композиции - палладианский стиль, который повлиял на другие алтарные части Общества, в основном в Алентежу (например, Эвора и Вила-Висоза ), но также в Коимбре и на Мадейре . См. Роберт К. Смит, A Talha em Portugal (Лиссабон, 1962–63), стр. 58-61.
- ^ Хоаким Оливейра Каэтано, Живопись. Коллекция живописи Лиссабона Мизерикордия, 16-20 века (Лиссабон: Santa Casa da Misericórdia / Museu de São Roque, 2000), вып. 107 (т. 1: 112).
- ^ См. Териса Фрейтас Морна, изд., Скульптура. Коллекция скульптур Lisbon Misericórdia, 16–20 века (Лиссабон: Santa Casa da Misericórdia / Museu de São Roque, 2000), №№. 16–19 (стр. 60–63); Ламейра, Алтарь , с. 55.
- ^ См. Морна, Скульптура : Мадонна, нет. 26 (с. 70); Евангелисты, нет. 106–109 (стр. 135–136).
- ^ Есть семь картин, две из которых приписывают Бенто Коэльо да Силвейра (ок. 1630-1708): «Именование Иисуса» (обрезание), «Поклонение пастухов», «Благовещение», «Голгофа», «Воскресение», «Пятидесятница » и «The Rescue» . Успение Марии . См. Хосе Альберто Себра Кавалью, «Семь изображений для литургического календаря». Росписи главного алтаря церкви Сан-Роке / Семь картинок для литургического календаря. Росписи трибуны главной часовни церкви Сан-Роке (Лиссабон, 2006 г.), стр. 7-55. См. также Caetano, Pintura , nos. 29–33, 132–133 (т. 1: 50–53, 130–131).
- ^ См. Морна, Escultura : Грегори, нет. 38 (с. 82); Богоматерь, нет. 77 (с. 112); Бриджит, нет. 37 (с. 81), Ecce Homo , вып. 12 (с. 56).
- ^ См. Caetano, Pintura , nos. 112-115 (т. 1: 117-120). Приписанный художник - Домингуш да Кунья, Кабринья . Трое мучеников, вероятно, св. Пол Мики, Св. Джон Соан из Гото и Св. Диого (или Джеймс) Кисаи (или Кизаэмон), временный помощник иезуитов в Японии.
- ^ Д. Томас де Алмейда был назначен епископом Ламего в 1706 году, «Escrivão de Puridade» королю Португалии Иоанну V Иоанну V в 1707 году и епископом Порту в 1709 году. Иоанн V назначил его первым патриархом Лиссабона. (1716 г.), когда папа Климент XI возвел епископство Лиссабона в патриархальный статус. Он был назначен кардиналом Папой Климентом XII в 1737 году. См. Могилу Д. Томаса де Алмейды (Лиссабон: Museu de São Roque, nd).
- ^ Морна, Escultura , Святая Анна и Мария, вып. 10 (с. 54); Йоахим, нет. 35 (с. 79); Анна, нет. 34 (с. 78).
- ^ Сильвия Феррейра и Мария Жоау Коутиньо, «Жозе Родригеш Рамальо (ок. 1660-1721): португалоязычный художник в стиле барокко в так называемом доме Сан-Роке», Broteria 159 (2004), стр. 165-194.
- ^ Мария Жуан Перейра Коутиньо, «Мраморные инкрустации в художественном наследии Мизерикордии Лиссабона» в журнале «Архитектурное наследие » . 1: Santa Casa da Misericórdia de Lisboa (Лиссабон: Santa Casa da Misericórdia / Museu de São Roque, 2006) 131.
- ^ Морна, Скульптура , нет. 110 (с. 130).
- ^ Ламейра, Алтарь , с. 71.
- ^ Морна, Скульптура , нет. 20 (с. 64).
- ^ Каэтано, Pintura, 1: 128 и 127 (№ 125 и 124).
- ^ Эрмитаж Мануэлино , стр. 17-35.
- ^ Морна, Escultura : Рох, нет. 27 (с. 71); Себастьян, нет. 22 (с. 66); Джеймс, нет. 36 (с. 80); Евангелисты и Петр и Павел, №№. 110–115 (стр. 137–139).
- ^ См. Каэтано, Pintura , вып. 11 (т. 1: 32-33); Мануэлино Эрмитаж , с. 13 и 53.
- ^ Процветал ок. 1575-1600. См. Парра, Азулехос , нет. 1. (стр. 26–27) и Александр Паис, Коллекция плитки во дворцах и монастырях Мизерикордии Лиссабона , в Património Arquitectórica, 1: 139–142. Глазурованная плитка часовни свидетельствует о начале нового декоративного периода в португальских религиозных и гражданских зданиях, когда важность внутренней отделки глазурованной плиткой возрастала.
- ^ Ламейра, Алтарь , с. 67.
- ^ Морна, Скульптура , нет. 33 (с. 77).
- ^ Коутиньо, «Мраморные инкрустации» в «Архитектурном наследии » , 1: 123-128.
- ^ Ламейра, Алтарь , с. 65.
- ^ Каэтано, Pintura , 1: 115 (№ 110).
- ^ Морна, Скульптура , №№. 28–30 (с. 72–74).
- ^ Каэтано, Pintura , 1: 78-79 (№ 70 и 71).
- ^ Морна, Скульптура , нет. 11 (с. 55).
- ^ Каэтано, Pintura , №№. 180 и 181 (2:28-29). Первоначально Виейра был известен как Франсиско Виейра де Матос.
- ^ Ламейра, Алтарь , с. 61.
- ^ Морна, Escultura : Голгофа, нет. 131 (с. 148); Пьета , mp/24 (с. 68).
- ^ Морна, Скульптура : Лонгий, нет. 62 (с. 100); Вероника, нет. 63 (с. 101).
- ^ Каэтано, Пинтура , вып. 247 (2:86).
- ^ Морна, Скульптура , нет. 140 (с. 155).
- ↑ Первое собрание состоялось на улице Виколо ди Пенна, недалеко от площади Пьяцца дель Пополо в Риме. Источник: Соуза Витербо и Р. Винсенте д'Алмейда, A Capella de S. João Baptista Erecta na Egreja de S. Roque ... (Лиссабон, 1900; перепечатано в 1902 и 1997 годах), стр. 14.
- ^ Подробные исследования этой главы можно найти в Витербо и д'Алмейде; и совсем недавно, Мария Жуан Мадейра Родригеш, Часовня Святого Иоанна и ее коллекции (Лиссабон, 1988), переведенная как Часовня Святого Иоанна Крестителя и ее коллекции в церкви Сан-Роке, Лиссабон (Лиссабон, 1988).
- ↑ Джусти приехал в Лиссабон специально, чтобы помочь в сборке часовни. Он продолжал работать в Португалии, служа королю Иоанну V. Он участвовал в строительстве монастыря в Мафре , где также основал школу скульптуры, прежде чем вернуться в Рим в 1749 году.
- ^ Витор Серран, История искусства Португалии. Барокко (Лиссабон, 2003), стр. 207-208.
- ^ Маттиа Моретти (фл. 1730-1760) был назначен главой реставрационной школы в Палермо , Сицилия, в 1753 году и работал над мозаикой в Палатинской капелле .
- ^ Для получения дополнительной информации о различных используемых мраморах см. Helena Mantes, A Capela que Come de Roma (Лиссабон: Santa Casa da Misericórdia de Lisboa / Museu de Sâo Roque, 2004), стр. 8.
- ^ Модель была создана в 1743 году мастером-дереворезом Джузеппе Пальмсом; искусственный мрамор был написан Джузеппе Фочети и Джузеппе Войе, а миниатюрные картины - Дженнаро Николетти. См. Витербо и д’Алмейда, A Capella , стр. 75–77.
- ↑ Трегиан фактически умер 25 сентября 1608 года. Он провел 24 года в тюрьме и 2 года условно-досрочного освобождения, пока не переехал на континент. Он провел свои последние дни, живя на королевскую пенсию у иезуитов в Сан-Роке. См. П. А. Боян и Г. Р. Лэмб, Фрэнсис Трегиан, корнуэльский бунтарь (Лондон и Нью-Йорк, 1955) и Раймонд Фрэнсис Трудджиан, Фрэнсис Трегиан, 1548–1608: Элизабет-бунтовщик, истинно католик из Корнуолла (Брайтон и Портленд, 1998).
- ^ Алтари названы в честь больших картин на эти темы, которые раньше висели над ними. Сейчас они находятся в Музее Сан-Роке; см. Caetano, Peintura , nos. 23 и 24 (т. 1: 42-45).
- ^ Д. Жуан де Борха был первым графом Майалде и Фикальо в Португалии. Он был женат дважды: сначала на Лоренсе де Оньяс (внучке брата Игнатия де Лойолы ), а затем на да Франциске Арагон-и-Баррето (португальского происхождения).
- ^ Франсиско де Борха, четвертый герцог Гандии. Он женился на Леоноре/Элеоноре де Кастро, матери Д. Жуана, в 1529 году, но она умерла в 1546 году, после чего он присоединился к иезуитам (1551).
- ^ Упоминалось выше (Чансель). См. Авеллар, «Эпиграфическое поместье», в «Архитектурном наследии » , 1: 190.
- ^ Многие реликвии описаны в Vassallo e Silva, Splendor and Devotion .
- ^ См. Каэтано, Живопись , вып. 10 (т. 1:31).
- ↑ Это не Жуан де Кастро (1500–1548), который был португальским наместником Индии.
- ^ Эта информация об основании мемориальной доски находится на ближайшей каменной табличке. Да. См. Авеллар, «Эпиграфический сборник», в «Архитектурном наследии » , 1: 182-3.
- ↑ По плану 1808 года этот алтарь посвящен Святым мученикам. См. Авеллар, «Эпиграфический сборник», в «Архитектурном наследии» , 1: 191; и Коутиньо, «Инкрусты Os», в Património Arquitetónico , 1: 120.
- ^ См. Ламейра, Алтарь , с. 57.
- ^ См. Морна, Скульптура , вып. 78 (с. 113).
- ^ Вассалло и Сильва, Ювелирное дело и иллюминация , вып. 44 (стр. 8 и 43)
- ^ См. Каэтано, Живопись , вып. 129 (т. 1: 132).
- ^ Витор Серран, Легенда о Сан-Франциско Ксавьере художника Андре Рейносо: историческое, эстетическое и иконологическое исследование цикла в стиле барокко, существующего в ризнице церкви Сан-Роке (Лиссабон, 1993; 2-е изд., Лиссабон, 2006); опубликовано на английском языке под названием « Легенда о св. Франциска Ксаверия художника Андре Рейносо. Историческое, эстетическое и иконологическое исследование серии картин в стиле барокко в ризнице церкви Сан-Роке (2-е изд.: Лиссабон, 2006), стр. 23-29.
- ^ Роберт К. Смит, «Самуэль Тибау и португальская мебель семнадцатого века, инкрустированная слоновой костью», Revista da Universidade de Coimbra , 21 (1971), 153-163.
- ^ Сюжеты этой серии из 20 картин перечислены в Серрао, Ленда до Сан-Франциско Ксавьера и Ленда де Сан-Франциско Ксавьер ; Здесь подробно описана вся серия, а также каждая картина. См. также Антонио Мейра Маркиш Энрикес, Сан-Франциско Ксавьер. Жизнь и легенда / Св. Фрэнсис Ксавьер. Жизнь и легенда (Лиссабон, 2006 г.); и Каэтано, Pintura , nos. 50-69 (т. 1: 62-77).
- ^ См. Каэтано, Живопись , №№. 215-218, 220-241 (т. 2: 56-58, 60-81); также мы. 119-120 (т. 1: 124-125).
- ^ Каэтано, Pintura, том. 2:62.
- ^ См. Caetano, Pintura , nos. 72-85 (т. 1: 80-91).
- Источники
- БРИТО, Мария Филомена. Церковь Сан-Роке. Дорожная карта . 2-е изд. Лиссабон: Santa Casa da Misericórdia / Museu de São Roque, 1999.
- Каэтано, Хоаким Оливейра. Рисование. Коллекция живописи Лиссабон Мизерикордиа, 16-20 века . (Коллекция художественного, исторического и культурного наследия Санта-Каса-да-Мизерикордиа-де-Лиссабон, 5.) 2 тома. Лиссабон: Santa Casa da Misericórdia / Museu de São Roque, 2000.
- Эрмитаж Мануэлино в Сан-Роке . Лиссабон: Santa Casa da Misericórdia / Museu de São Roque, 1999.
- Музыкальный фон XVI-XIX веков . (Коллекция художественного, исторического и культурного наследия Санта-Каса-да-Мизерикордия-де-Лиссабон, 2.) Лиссабон: Санта-Каса-да-Мизерикордиа / Исторический архив, 1995.
- Кублер, Джордж. Архитектура португальской равнины: между специями и бриллиантами, 1521–1706 гг. Мидлтаун, штат Коннектикут: Издательство Уэслианского университета , 1972.
- Ламейра, Франциско. Алтарь Общества Иисуса в Португалии: 1619-1759 гг. (Художественно-исторический монографический мыс, 2.) Фаро: Университет Алгарве, факультет гуманитарных и социальных наук, 2006.
- ЛИМА, Жоаким да Коста. Сан-Роке и его художники . Лиссабон: Португальский институт археологии, истории и этнографии, 1953.
- Полузащитник Антонио Маркес Энрике. Святой Франциск Ксаверий. Жизнь и легенда / Святой Франциск Ксавьер. Жизнь и легенда . (Коллекция Ciclos Pictóricas, 1.) Лиссабон: Santa Casa da Misericórdia / Museu de São Roque, 2006.
- Морна, Териса Фрейтас, изд. Скульптура. Коллекция скульптур Лиссабона Мизерикордиа, 16-20 века . (Коллекция художественного, исторического и культурного наследия Санта-Каса-да-Мизерикордия-де-Лиссабон, 6.) Лиссабон: Санта-Каса-да-Мизерикордиа / Музей Сан-Роке, 2000.
- ПАРРА, Хулио. Плитка. Панно XVI-XX веков . (Коллекция художественного, исторического и культурного наследия Санта-Каса-да-Мизерикордиа-де-Лиссабон, 1.) Лиссабон: Санта-Каса-да-Мизерикордиа / Музей Сан-Роке, 1994.
- Архитектурное наследие . 1: Санта-Каса-да-Мизерикордия в Лиссабоне . Лиссабон: Santa Casa da Misericórdia / Museu de São Roque, 2006.
- РИБЕЙРО, Виктор. Санта-Каса да Мизерикордиа в Лиссабоне (субсидия на его историю), 1498–1898 гг . Лиссабон, 1902 г. Факсимильное издание: Лиссабон: Academia das Ciências, 1998.
- РОДРИГЕС, Мария Жуан Мадейра. Часовня Иоанна Крестителя и ее коллекции . Лиссабон: ИНАПА, 1988.
- —. Часовня Святого Иоанна Крестителя и ее коллекции в церкви Сан-Роке, Лиссабон . Лиссабон: ИНАПА, 1988.
- —. Церковь Сан-Роке . Лиссабон: Санта-Каса-да-Мизерикордия, 1980.
- Сибра Карвальо, Хосе Альберто. Семь изображений для богослужебного календаря. Росписи главного алтаря церкви Сан-Роке / Семь картинок для литургического календаря. Роспись трибуны главной часовни церкви Сан-Роке . (Коллекция Ciclos Pictóricas, 2.) Лиссабон: Santa Casa da Misericórdia / Museu de São Roque, 2006.
- СЕРРИО, Витор. Легенда о святом Франциске Ксаверии художника Андре Рейносо. Историческое, эстетическое и иконологическое исследование серии картин в стиле барокко в ризнице Игрежа-де-Сан-Роке . Пер. Хелена Лейшер. [Второе издание.] Лиссабон: Santa Casa da Misericórdia / Museu de São Roque / Quetzal Editores, 2006 г.
- —. Легенда о святом Франциске Ксаверии художника Андре Рейносо: историческое, эстетическое и иконологическое исследование существующего цикла барокко в ризнице церкви Сен-Роке . Лиссабон: Quetzal Editores / Santa Casa da Misericórdia, 1993. Второе издание, 2006 г.
- Смит, Роберт К. Резьба в Португалии . Лиссабон: Ливрос Оризонте, 1962–63.
- Потолок церкви Сан-Роке. История, консервация и реставрация . (Коллекция художественного, исторического и культурного наследия Санта-Каса-да-Мизерикордия-де-Лиссабон, 7.) Лиссабон: Санта-Каса-да-Мизерикордиа / Музей Сан-Роке, 2002.
- Теллес, Бальтазар [= Сказки, Бальтасар]. Хроника компании Иесу в провинции Португалии . 2 тома. Лиссабон, 1645–1647 гг.
- Вассалло и Сильва, Нуно, изд. Великолепие и Преданность. Реликварии Сан-Роке . (Коллекция художественного, исторического и культурного наследия Санта-Каса-да-Мизерикордиа-де-Лиссабон, 3.) Лиссабон: Санта-Каса-да-Мизерикордиа / Музей Сан-Роке, 1998.
- —. Ювелирное дело и освещение. С 14 века по 20 век . (Коллекция художественного, исторического и культурного наследия Санта-Каса-да-Мизерикордиа-де-Лиссабон, 4.) Лиссабон: Санта-Каса-да-Мизерикордиа / Музей Сан-Роке, 1998.
- —. Кафедра и образ. Иезуиты и искусство . Лиссабон: Santa Casa da Misericórdia / Museu de São Roque, 1996.
- Витербо, Соуза и Р. Висенте д'Алмейда. Часовня Сан-Жуан Баптиста Эректа в церкви Сан-Роке . Лиссабон, 1900 г. Перепечатано в 1902 г. и Лиссабоне: Livros Horizonte, 1997 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Церковь Сан-Роке
- (на португальском языке) Португальский институт архитектурного наследия : номер IPA: PT031106150012.
- (на португальском языке) Главное бюро национальных зданий и памятников [ постоянная мертвая ссылка ]
- Музей Сан-Роке в Институте культуры Google