Маркетри
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2011 г. ) |
Маркетри (также пишется как маркетри ; от французского «маркетер» — «разнообразие») — это искусство и ремесло нанесения кусочков шпона на конструкцию для формирования декоративных узоров или рисунков. Эту технику можно применять к корпусной мебели или даже к мебели для сидений, к декоративным небольшим предметам с гладкими шпонированными поверхностями или к отдельно стоящим живописным панелям, которые ценятся сами по себе.
Маркетри отличается от более древнего ремесла инкрустации или интарсии , в котором твердая часть одного материала вырезается, чтобы получить части другого, чтобы сформировать поверхностный рисунок. Это слово происходит от среднефранцузского слова, означающего «инкрустированная работа».
Материалы
[ редактировать ]Используемый шпон состоит в основном из дерева, но может включать кость, слоновую кость, панцирь черепахи (обычно называемый « черепаховым панцирем »), перламутр , олово , латунь или благородные металлы. Маркетри с использованием цветной соломки было фирменным блюдом некоторых европейских курортов конца XVIII века. Можно использовать многие экзотические породы древесины, а также обычные сорта, включая почти белый самшит. [1] до почти черного цвета черного дерева ; цветов, не встречающихся в природе, можно добиться, нанеся краску на шпон, который хорошо сохраняет пятна, например, на платан .
Французский краснодеревщик Андре-Шарль Буль (1642–1732) специализировался на изготовлении мебели с использованием одновременно металла и дерева или черепахового панциря , причем последний выступал в качестве фона.
В самом простом виде маркетри используются только два листа шпона, которые временно склеиваются и разрезаются тонкой пилой, образуя две контрастирующие панели идентичного дизайна (по-французски называемые party и contre-partie , «часть» и «двойник»). .
В современном ремесле маркетри чаще всего используется шпон, вырезанный ножом. Однако техника ножевой резки обычно требует много времени. По этой причине многие маркетитарианцы перешли на лобзики или циркулярные пилы. Другие требования — это какая-нибудь выкройка, коричневый клейкий скотч (используется такой скотч, потому что при высыхании влажного клея лента сжимается, сближая куски шпона), клей ПВА и плинтус с балансирующими шпонами на альтернативное лицо для компенсации напряжений. Для окончательной обработки изделия потребуется тонкая наждачная бумага и всегда подкрепленный шлифовальным блоком. В число наносимых герметиков и отделочных материалов входят обычный лак, специальные лаки, полиуретан (на масляной или водной основе), воск и французский полироль .
Песочная штриховка — это процесс, используемый для придания изображению более трехмерного вида. Кусок шпона, который нужно вставить в картину, частично погружают на несколько секунд в горячий песок.
Другой процесс растушевки — гравировка тонких линий на изображении и заполнение их смесью туши и шеллака .
История
[ редактировать ]Мебель, инкрустированная ценными породами дерева, металлами, стеклом и камнями, известна из древнего мира, а римские образцы были обнаружены на памятниках Помпеи и Геркуланума первого века , демонстрируя, что эта техника была высокоразвитой. [2] Возрождение техники шпонированного маркетри было вдохновлено Флоренцией XVI века и Неаполем , в конечном итоге вдохновленным классикой. Маркетри развил флорентийскую технику инкрустации цельных мраморных плит узорами из мрамора, яшмы и полудрагоценных камней. Эта работа, названная opere di commessi , имеет средневековые параллели в центральноитальянском « Космати » — работе с инкрустированными мраморными полами, алтарями и колоннами. Эта техника известна на английском языке как pietra dura из-за используемых «твердых камней»: оникса , яшмы , сердолика , лазурита и цветного мрамора. Во Флоренции капелла Медичи в Сан-Лоренцо полностью покрыта цветной мраморной облицовкой с использованием этой сложной техники лобзика.
Внешние видео | |
---|---|
Техника инкрустации маркетри , Музей Дж. Пола Гетти. | |
LaunchPad: Рентген-Маркетри , Чикагский институт искусств. |
Техники маркетри по дереву были разработаны в Антверпене и других фламандских центрах роскошного краснодеревщика в начале 16 века. Это ремесло было импортировано во Францию в полном объеме после середины семнадцатого века для создания мебели беспрецедентной роскоши, производимой на королевской мануфактуре Гобеленов , которой было поручено поставлять мебель для украшения Версаля и других королевских резиденций Людовика XIV . Ранними мастерами французского маркетри были Флеминг Пьер Голь и его зять Андре-Шарль Буль , которые основали династию королевских и парижских краснодеревщиков ( ébénistes ) и дали свое имя технике маркетри с использованием черепахового панциря и латуни. с оловом в арабесках или замысловатых лиственных узорах. Буль- маркетри вышел из моды в 1720-х годах, но был возрожден в 1780-х. В последующие десятилетия тщательно подобранные куски шпона, распиленные на четверть, из одного и того же куска дерева, располагались симметрично на частях корпуса и контрастировали с креплениями из позолоченной бронзы . Цветочный маркетри стал популярен в парижской мебели в 1750-х годах, и его использовали такие краснодеревщики, как Бернар II ван Рисамбург , Жан-Пьер Латц и Симон-Франсуа Эбен . Самая известная королевская французская мебель, облицованная маркетри, — это изделия, поставленные Жаном Анри Ризенером в 1770-х и 1780-х годах. Бюро дю Руа было самым известным среди этих знаменитых шедевров.
Обычно маркетри не использовался в мебели, изготовленной за пределами крупных городских центров. Тем не менее, маркетри был введен в лондонскую мебель во время Реставрации Карла II в 1660 году, продукт иммигрантов из Голландии, чьи ремесленные традиции во многом были обязаны Антверпену. На столешницах, шкафах и часах с длинным корпусом появились искусно завитые маркетри из «морских водорослей» из коробочки или остролиста, контрастирующие с орехом. В конце 17-го века прибыл новый приток французских мастеров -гугенотов в Лондон , но маркетри в Англии не имело особого смысла в антифранцузской, более китайской, английской мебели высокого стиля (неправильно называемой «Королевой Анной»). после примерно 1720 года. Начиная с конца 1760-х годов, маркетри возродился как средство неоклассицизма и «французского вкуса» в лондонской мебели. В число краснодеревщиков, связанных с лондонской мебелью маркетри в 1765–1790 годах, входят Томас Чиппендейл и менее известные имена, такие как Джон Линнелл , французский мастер Пьер Ланглуа и фирма Уильяма Инса и Джона Мэйхью. .
Хотя маркетри — это техника, отдельная от инкрустации, на протяжении всего XVIII века английских мастеров маркетри называли «инкрустаторами». В Париже до 1789 года производители шпонированной или маркетри мебели ( ébénistes ) принадлежали к отдельной гильдии от производителей стульев и других мебельных мастеров, работающих с массивной древесиной ( menisiers ).
Узоры на плитке более развиты в исламском мире, чем где-либо еще, и многие выдающиеся примеры инкрустации пришли из стран Ближнего Востока, таких как Ливан и Иран .
В Тонбридже и Ройал-Танбридж-Уэллс , Англия, сувенирные «Танбриджские изделия» — небольшие коробочки и тому подобное, — изготавливаемые с середины 18 века и далее, были облицованы панелями из мелкой деревянной мозаики, обычно геометрической, но которая могла включать в себя сложные сюжеты, такие как пейзажи. . Их изготавливали путем кропотливой сборки и склеивания тонких полосок и фигурных стержней, которые затем можно было разрезать поперек, чтобы получить множество мозаичных панно одинакового дизайна.
Маркетри был характерной чертой некоторых центров немецкого краснодеревщика с ок. 1710. Ремесло и артистизм Давида Рентгена в Нойвиде (а позже и в Париже) были непревзойденными даже в Париже ни одним мастером маркетри XVIII века.
Маркетри не было основной модой в Италии 18-го века, но неоклассическая маркетри Джузеппе Маджолини , сделанная в Милане в конце века, примечательна.
Классическое иллюстрированное описание изготовления маркетри XVIII века было представлено Рубо в « Энциклопедии искусств и ремесел» в 1770 году.
Новые методы
[ редактировать ]В 1980-х годах Жорж Вриз разработал технику под названием «Техника ВРИЗ», заключающуюся в наложении двух слоев шпона друг на друга и шлифовании верхнего слоя до прозрачности волокна. Он использовался в основном во Франции профессионалами и студентами маркетри École Boulle . С помощью своей техники Жорж Вриз способствовал возрождению маркетри, которое он назвал РЕНЕССАНС. Он запустил современный маркетри. В США технику использовал в Американской школе французского маркетри один из преподавателей, художник Патрис Лежен. Сотрудники школы также предлагают для него новое название: «Учитывая, что «прокалывание» — это досадная ошибка в мире шпонирования, мы решили вместо этого использовать слово «Фьюжн», которым художник выражает свое намерение отшлифовать поверхность. шпон как декоративный, текстурный эффект, а не как ошибка».
передовые технологии В маркетри также были применены . Среди них лазерная резка , при которой дизайн рисуется или импортируется в виде файла САПР или векторного файла, и каждая деталь вырезается отдельно; для каждой породы древесины и ее толщины может потребоваться определенная регулировка мощности луча; смещение будет определять зазор между частями. В некоторых случаях луч оставляет темный край из-за высокой температуры, необходимой для процесса.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). 1911. стр. 751–752. .
- Краткая история маркетри Включает глоссарий.
- Gubbio Studiolo и его консервация, тома 1 и 2 , из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступно онлайн в формате PDF), которые содержат материалы по маркетри.