Андре-Шарль Буль
Андре-Шарль Буль (11 ноября 1642 - 29 февраля 1732), [1] ювелир по мебели , [2] стал самым известным французским краснодеревщиком и выдающимся художником в области маркетри , [3] [4] также известный как « инкрустация ». [5] Буль был «самым замечательным из всех французских краснодеревщиков». [6] Жан-Батист Кольбер (29 августа 1619 – 6 сентября 1683) рекомендовал его французскому Людовику XIV , « Королю-Солнцу » ( годы правления 1643–1715 ), как «самого опытного мастера в своей профессии ». [ нужна ссылка ] Спустя столетия, прошедшие после его смерти, его имя и имя его семьи стали ассоциироваться с искусством, которое он усовершенствовал, — инкрустацией из черепахового панциря , латуни и олова черного дерева . Это стало известно как работа Буля . [7] и École Boulle (основанная в 1886 году), колледж изящных искусств, ремесел и прикладного искусства в Париже, продолжает сегодня свидетельствовать о его непреходящем искусстве - искусстве инкрустации .
Жизнь [ править ]
В 1677 году в свидетельстве о браке Андре-Шарль Буль для потомков указал дату своего рождения 11 ноября 1642 года. Никакой другой документ не подтверждает это рождение в Париже. Историки М. Чарльз Рид, Х.-Л. Лакордер и Полен Ришар определились [8] что его отцом был протестант Ян (или Жан/Иоганн) Болт (или Болте/Буль/Боль [9] ) [10] но во время своего (католического) брака Андре-Шарль Буль назвал своего отца «Жан Буль». Свадьба Андре-Шарля Буля в Сен-Сюльписе и похороны в 1732 году в Сен-Жермен-л'Осерруа. [11] – это всего лишь два из многих жизненных несоответствий с его протестантским «происхождением», которые легче всего объяснить продолжающимися преследованиями протестантов. Его происхождение от протестанта Буля из Марселя , Солнца. историка Короля- [12] нуждается в разъяснении, и Колье в своей Bibliothèque Choisies подтверждает, что родственник Марселя был автором «Истории протестантизма» под названием « Очерк истории протестантов Distingués Par Nation» (1646 г.).
В отсутствие документа о рождении три фактора играют решающую роль в тайне происхождения Буля.
Во-первых, иностранные художники, стекавшиеся при дворе Короля-Солнца , стремились к натурализации французских подданных, чтобы «вписаться», и, как Жан-Батист Люлли, королевский музыкант (28 ноября 1632 г. – 22 марта 1687 г.), изменили свои имена. Для Люлли это было от «Джованни Баттиста Лулли» до « Жан-Батиста Люлли »), но при женитьбе он ложно объявил имя своего отца Лоран де Люлли, gentilhomme Florentin [флорентийский джентльмен]». [13] Этот исторический фон мешает историку определить, кто из многих Жанов Буля, Жан Боллес, [9] Иоганн Болтс или даже «Жан Боулдс», как известно, был настоящим отцом Андре-Шарля Буля. Некоторые из них имеют французское католическое происхождение, некоторые — французские протестанты, а некоторые — из Гелдерланда в Голландии. [10]
Второй фактор заключается в том, что дата рождения Андре-Шарля Буля почти наверняка неверна. Несмотря на свою гениальность (или, возможно, благодаря ей), Андре-Шарль Буль был явно плохим администратором и беден с датами, особенно в отношении своего возраста. Его дети не стали исключением и заявили, что на момент его смерти ему было 90 лет. Это маловероятно. [14]
Третьим и, возможно, наиболее красноречивым фактором, усугубившим общую путаницу относительно происхождения Буля, было то, что в октябре 1685 года (всего через 8 лет после женитьбы) Людовик XIV отказался от Нантского эдикта и объявил протестантизм незаконным Эдиктом Фонтенбло . Всем протестантским священникам было дано две недели на то, чтобы покинуть страну, если они не перейдут в католицизм. Людовик XIV приказал разрушить гугенотские церкви , а также закрыть протестантские школы . Это сделало официальным преследование протестантов, уже проводившееся с 1681 года, и привело к тому, что около 400 000 человек покинули страну. [15] [16]
Жан-Батист Люлли своими документально подтвержденными действиями демонстрирует, что брак был благоприятным временем для того, чтобы привести в порядок происхождение. В контексте того времени вполне естественно ожидать, что Андре-Шарль Буль не только обеспечил запись католического имени своего отца для потомков, но и «привел в порядок» свое собственное место и дату рождения. Это сделало его старше по мотивам, которые мы еще не понимаем. [17] Существует также определенная возможность, пока еще не исследованная историками, что Андре-Шарль Буль родился в Голландии. Это объяснило бы большую путаницу вокруг его происхождения. Примечательно то, что у нас есть только слова Андре-Шарля Буля о том, что он родился в Париже в 1642 году.
Протестантская семья Андре-Шарля Буля представляла собой богатую и художественную среду, полностью соответствующую гению искусства, которое он создавал в последующие годы. Его отец, Жан Буль (ок. 1616-?), [18] был краснодеревщиком при короле, был натурализован французом в 1676 году и по королевскому указу жил в Лувре . Его дед, Пьер Буль (ок. 1595–1649), [18] был натурализован французом в 1675 году, был краснодеревщиком при Людовике XIII, а также жил в Лувре . Таким образом, Андре-Шарль познакомился с двумя поколениями выдающихся художников, мастеров, граверов, краснодеревщиков и, более того, с семьей, с которыми король напрямую заключил контракт. Как отмечают историки М. Де Монтеглон и Шарль Асселино, в это окружение входила его тетя Маргарита Башуше (со стороны матери), которая сама была известным художником и была замужем за другим очень известным художником, Жаком Бюнелем де Блуа, Анри Любимый художник IV. [19] Среди других, кто был назначен королем и работал с двумя предыдущими поколениями Булей в их мастерских в Лувре, были художник Луи Дю Гернье (1614–1659), [20] вышивальщицы Николя Буль и Кайяр и ювелир Пьер де ла Барр. [21]
О молодости, воспитании или обучении Андре-Шарля Буля практически ничего нет, кроме единственного нотариального акта от 19 июля 1666 года (когда ему предположительно было 24 года), о заключении пятилетнего контракта ученика для 17-летнего племянника Франсуа. Делало, мастер-плотник из аббатства Селестин де Маркусси в Париже. [22] Таким образом, собственное ученичество Андре-Шарля Буля, скорее всего, происходило в пределах ателье его отца в Лувре . Во всяком случае, здесь он был ближе всего к Королю-Солнцу и к Жану-Батисту Кольберу . открывшему его [23]
В 1672 году, когда Булю исполнилось 30 лет, ему уже было предоставлено жилье в галереях Лувра , которые Людовик XIV выделил для использования наиболее привилегированными художниками, нанятыми короной. Допуск в эти галереи означал знак особой королевской милости, а также освобождал его от ограничений, налагаемых торговыми гильдиями . Буль получил жилье покойного Жана Масе по рекомендации министра искусств Жана-Батиста Кольбера , который описал Буля как le plus habile ébéniste de Paris . Королевский указ, предоставляющий эту привилегию, описывает Буля по-разному: как чеканщика , позолотчика и мастера маркетри. [24] Буль получил пост премьер-министра королевской семьи . [25]
Первоначально Буль хотел стать художником, но, по словам одного из его близких друзей, Пьера-Жана Мариетта (7 мая 1694 - 10 сентября 1774), его отец-краснодеревщик Жан Буль заставил его развивать другие навыки. Этим можно объяснить чувство «упущенного призвания» и, как следствие, «страсть» и полную преданность коллекции гравюр и картин, которые чуть не погубили его… [26]
Первая зарегистрированная выплата ему от короны (1669 г.) указывает на ouvrages de peinture , и Буль много лет подряд работал в Версале , где зеркальные стены, полы из деревянной мозаики, инкрустированные панели и маркетри в Кабинете дофина (1682 г.) –1686) стали считать такими, как Жан-Эмар Пиганьоль де Ла Форс (21 сентября 1669 – 10 января 1753). [27] как его самая замечательная работа. В конце 18 века комнаты были разобраны, а их немодное искусство разобрано. [24] дворца . частичная инвентаризация украшений Великого дофина Версальского Совсем недавно в Национальном архиве в Париже была обнаружена [28]
Буль выполнял многочисленные королевские заказы для « Короля-Солнца », как это видно из записей Bâtiments du Roi и переписки маркиза де Лувуа . Иностранные принцы, французское дворянство, правительственные министры и французские финансисты стекались к нему, предлагая ему работу, а знаменитые слова аббата де Мароля « Boulle y Tourne en ovale» стали прочно устоявшимся высказыванием в литературе, связанной с французским краснодеревщиком. [24] Профессор Ч.Р. Уильямс пишет: « Не было предела ценам, которые безрассудный и расточительный двор был готов платить за роскошную красоту во время роскошного и экстравагантного правления Людовика Великолепного во Франции». Многое из самого великолепного и прекрасного в мебельном производстве того периода связано с именем Шарля Андре Буля. Его воображение и мастерство дали полную свободу, и он оказался на высоте предъявляемых к нему требований. Буль был замечательным человеком. При дворе, единственной мыслью которого было удовольствие и зрелищность, он понял, что его мебель должна не только превосходить все другие по богатству, красоте и стоимости; он также должен быть удобным и полезным. Он был назначен столяром дофина, наследника французского престола. Это отличие, а также его собственные вкусы, побудили его копировать некоторые манеры и манеры поведения своих богатых клиентов». Он был аристократом среди мебельщиков. Большую часть своего большого состояния он потратил на то, чтобы наполнить свою мастерскую произведениями искусства. Его склады были забиты драгоценными породами дерева, а также готовыми и незавершенными предметами великолепной мебели. В его собственных комнатах находились бесценные произведения искусства, коллекция на всю жизнь — драгоценные камни, медали, рисунки и картины, в том числе сорок восемь рисунков Рафаэля». . [29]
Продукция Буля одновременно из трех мастерских включала комоды, комоды, шкафы, пьедесталы, шкафы для часов и осветительные приборы, богато украшенные позолоченной бронзой, которую он смоделировал сам. Несмотря на свои навыки, изысканных мастеров и высокие цены, которые он предлагал, у Буля всегда заканчивались деньги. В основном это было прямым результатом его пожизненной одержимости коллекционером и хранителем произведений искусства. Хотя он, несомненно, черпал вдохновение для своих работ в этих покупках, это означало, что он не всегда регулярно платил своим рабочим. Кроме того, клиенты, которые добились значительных авансов, не смогли получить заказанные изделия, причем неоднократно. Эти недовольные клиенты предприняли официальные попытки получить королевское разрешение арестовать его за долги, несмотря на королевскую защиту, обеспечиваемую его должностью в Лувре . В 1704 году король предоставил ему шестимесячную защиту от своих кредиторов при условии, что Буль воспользуется этим временем для урегулирования своих дел, иначе это будет последней милостью, которую Его Величество окажет ему. Жизнь не по средствам, кажется, была семейной чертой, поскольку история повторилась двадцать лет спустя, когда один из его сыновей был арестован в Фонтенбло и фактически находился в заключении до тех пор, пока король Людовик XV не освободил его. [24]
В 1720 году пошатнувшемуся финансовому состоянию Буля нанес еще один удар пожар, который начался в соседней мастерской и распространился на его мастерскую на площади Лувра (одну из трех, которые он содержал). [25] ), полностью уничтожив двадцать верстаков и различные инструменты восемнадцати эбенистов, двух менюзье, а также большую часть драгоценного выдержанного дерева, приборов, моделей и готовых произведений искусства. было подано прошение о финансовой помощи То, что можно было спасти, было продано, и регенту ; успех этого обращения неизвестен. По словам друга Буля, Пьера-Жана Мариетта , многие из его финансовых проблем действительно были прямым результатом его одержимости коллекционированием и накоплением картин, гравюр и других предметов искусства. Опись его потерь в этом пожаре превысила 40 000 ливров , включала многих старых Мастеров, не говоря уже о 48 рисунках Рафаэля , восковых моделях Микеланджело и рукописном журнале, хранившемся Рубенсом в Италии.
Компульсивный Буль посещал буквально каждую продажу рисунков и гравюр, какую только мог. [30] Он взял кредит под высокие проценты, чтобы оплатить свои покупки до следующего аукциона, когда он изобрел другие способы получить больше денег. Его друг Пьер-Жан Мариетт сообщает, что это было навязчивое состояние, от которого невозможно было избавиться. Андре-Шарль Буль умер 29 февраля 1732 года в Лувре . [31] оставив множество долгов своим четырем сыновьям, которым он передал право собственности на свой бизнес и владение Лувром примерно семнадцатью годами ранее. [25]
Семья [ править ]
Буль оставил четырех сыновей: Жан-Филиппа (1678–1744), [32] Пьер-Бенуа (около 1683–1741), Андре-Шарль II (1685–1749) и Шарль-Жозеф (1688–1754). Им были переданы содержание и техника его мастерских еще в 1715 году. [25] Несмотря на то, что всем четырем сыновьям был присвоен очень престижный королевский титул ébéniste du roi , их финансовые дела управлялись так же плохо, как и у их отца. Известно, что трое из четырех братьев умерли в долгах. [24] [33]
Работа Буля [ править ]
Материалы для инкрустации Буля включали черепаховый панцирь , латунь , олово и даже рог животных. Для контраста древесины он часто использовал палисандр, черное дерево, королевское дерево и другие плотные тропические породы темных тонов. Техника маркетри Буля заключалась в изготовлении двух контрастирующих листов замысловатой инкрустации, вырезанных из одного сэндвича материалов. Если бы сэндвич или пакет содержал два слоя, светлый и темный, двумя конечными продуктами были бы лист со светлым рисунком на темном фоне и перевернутый лист с темным узором на светлом фоне. Один лист считался основным узором, по-французски «première party». Противоположная модель получила название «двойник», или «контрапартия». Если выпилить обе выкройки из одного пакета и собрать их на двух подносах, фон «премьерной вечеринки» станет мотивом «контрапартии». Буль делал шкафы с обоими узорами в одном экземпляре или пары контрастных шкафов . [34]
черепаховый [ править ]
Черепаховый панцирь использовался для тонких нарезанных инкрустаций по дереву и сегодня является важным ориентиром в работе Буля . Несмотря на редкость и стоимость черепахового панциря, его долговечность, органическое тепло и пестрая красная эстетика сделали его особенно подходящим для экзотической древесины, такой как черное дерево. Это потому, что это придает ощущение глубины работам Буля . Первоначальная обработка черепахового панциря включает отделение слоев щитков от панциря животного путем нагревания и размягчение пластин путем кипячения в соленой воде, а затем их расплющивание под прессом. Хотя две детали можно было соединить вместе с помощью горячего утюга, нужно было проявлять большую осторожность, чтобы не потерять цвет. Отделка и полировка выполнялись различными методами. [35] [36]
Латунь (Позолоченная бронза) [ править ]
Генрих IV установил привилегированный статус для художников в 1608 году в Lettertre Patente (королевском указе), в котором он заявил о своей явной цели способствовать процветанию искусств во Франции посредством своего рода перекрестного опыления и сотрудничества. Жители пользовались пожизненным статусом, который освобождал их от строгих законов цеховой системы и давал другие юридические и финансовые льготы. Эта система была очень важна для Андре Шарля Буля, который получил престиж мастерской в 1672 году, в том же году Мария-Тереза д' Отриш (1638–1683), жена и королева Людовика XIV. Помещение было слишком маленьким для мебельной мастерской любого масштаба, поэтому оно служило в основном визитной карточкой или престижным адресом для Буля, который все еще владел своей семейной мастерской на улице Реймс на левом берегу реки, и в конечном итоге ему было предоставлено большое помещение площадью более 500 квадратных метров в заброшенном театре Лувра. (Жан Нере Ронфор, каталог выставки) Кроме того, отсутствие цехового контроля позволило Булю, который также получил образование скульптора, создать и отлить собственные позолоченные бронзовые крепления для своей мебели. С 1685 года он владел собственным литейным цехом, что сыграло решающую роль в оригинальности его работ. Буль также создавал предметы исключительно из позолоченной бронзы, такие как люстры, часы, пожарные собаки, настенные светильники и другие, что во многом способствовало его известности. [37]
Олово [ править ]
Инкрустация черепахового панциря из олова или латуни называлась «премьер-пати», тогда как инкрустация из черепахового панциря на латуни или олове называлась контр-пати. Для еще более роскошного эффекта в дизайн можно было включить перламутр, окрашенный рог и крашеный черепаховый панцирь». [38]
Работает [ править ]
Андре-Шарль Буль не вел точных записей о своих выдающихся достижениях. Идентификация мебели, произведенной мастерской Буля, сильно затруднена отсутствием документации созданных им предметов. К сожалению, даже эксперту далеко не легко заявить о подлинности комода, комода или стола в стиле Буля и, судя по всему, из его мастерских. Его сыновья, несомненно, продолжали традиции в течение нескольких лет после его смерти, но его подражателей было много, и они были способными. Некоторые из наиболее великолепных образцов родословной входят в число мировых сокровищ. Вместо того, чтобы иметь свою собственную внутреннюю систему идентификации, poinçon или маркировку на каждом изделии, он полагался на записи, которые вели Bâtiments du Roi . Они не идентифицировали новые произведения с конкретными номерами записей по мере их создания и не вели подробный ежедневный журнал выпуска. Если бы Буль использовал королевский гардероб, Garde-Meuble de la Couronne , чтобы определить и записать свою продукцию, все могло бы сложиться иначе. [39]
Из его многочисленных королевских заказов только пара комодов, доставленных королю в Большом Трианоне в 1708 и 1709 годах , может быть надежно связана с какой-либо документацией, подтверждающей происхождение. [40] Серия больших шкафов в Лувре и коллекция Уоллеса также надежно приписываются его мастерской. Идентификация некоторых работ Буля, основанная на характерной изысканности маркетри и повторном использовании шаблонов маркетри и характерных рельефных оправ из позолоченной бронзы, иногда может быть подтверждена тремя наборами изображений образцов мебели, выгравированных Булем и опубликованных. его друг Пьер-Жан Мариетт около 1720 года; [41] произведения, изображенные в серии мастерских рисунков, традиционно приписываемых Булю, в Музее декоративного искусства в Париже и в частных коллекциях; и описания в описи незавершенных работ, сделанные, когда Буль передал мастерские в законную собственность своим сыновьям в 1715 году. [42]
Некоторые из наиболее великолепных образцов родословной входят в число мировых сокровищ. Есть, например, два знаменитых шкафа , которые на распродаже в Гамильтон Палас были проданы за 12 075 штук; комоды маркетри, украшенные бронзовыми креплениями, ранее находившиеся в Библиотеке Мазарини ; различные шкафы, комоды и столы в Лувре , Музее Клюни и Национальном музее транспорта ; брачные сундуки дофина, находившиеся в коллекции Сан-Донато. есть несколько прекрасных аутентичных произведений В коллекции Уоллеса в Хертфорд-Хаусе , а также другие, тщательно имитированные, вероятно, в период Луи Зейза . В тех редких случаях, когда на аукцион попадает породистый экземпляр, он неизменно требует высокой цены; но не может быть никаких сомнений в том, что число самых великолепных и роскошных образцов Буля уменьшается, в то время как второй и третий классы его работ, возможно, становятся более многочисленными. Правда в том, что эта замечательная работа с гравированными или инкрустированными узорами; мириады крошечных кусочков слоновой кости и меди, черного дерева и черепахового панциря, скрепленные клеем и крошечными чеканными гвоздями и очень часто прикрепляемые к довольно мягкому белому дереву, не способны противостоять разрушительному воздействию времени и изменениям климата. атмосфера. Переменная жара и влажность — еще большие враги инкрустированной мебели, чем время и износ. Такие деликатные предметы использовались редко, и корона нанимала самых талантливых художников. [24]
В музеях [ править ]
Лувр [ править ]
Некоторые произведения искусства Андре-Шарля Буля в Лувре показаны ниже:
Метрополитен-музей искусств [ править ]
Художественный музей Индианаполиса
Уоллеса Коллекция
Некоторые из самых впечатляющих работ Буля выставлены в Большой гостиной коллекции Уоллеса :
Чикагский институт искусств [ править ]
- Шкатулка начала 18 века, приписываемая Андре-Шарлю Булю, дубовый каркас, шпонированный черепаховым панцирем, позолоченная медь, олово, черное дерево - Чикагский институт искусств .
Кливлендский художественный музей [ править ]
- Кабинет, гр. 1690 г., черное дерево, металл и панцирь черепахи, Художественный музей Кливленда.
- Часы, гр. 1695 г., панцирь черепахи и
инкрустация из латуни, позолоченная бронза
Музей Почетного легиона [ править ]
Музей Галуста Гюльбенкяна [ править ]
Музей Виктории и Альберта [ править ]
Музей Пола Гетти [ править ]
Буль в замках
Замок Во Ле-Виконт [ править ]
- Шато Во ле Виконт
- Дом муз
- Большой кабинет Николя Фуке
- Комод «Мазарин»
Версальский дворец [ править ]
- Шкаф
- Сундук с медалями
- Сундук с медалями и комод
- Салон де Л'Абонданс
- 1867 г. Работа Буля
Большой editТрианон
Буль доставил прототипы Комода Мазарини в Большой Трианон в 1708 году. Луи Антуан де Пардайян де Гондрен , директор построек короля, писал Людовику XIV: «Я был в Трианоне, осматривая второй письменный стол Буля; он так же прекрасен. как и второй, и идеально подходит для комнаты». [43] Конструкция оказалась популярной, хотя ее критиковали за неуклюжий смысл, особенно из-за четырех дополнительных спиральных ножек, которые должны были выдерживать вес бронзы и мрамора. По крайней мере пять других экземпляров были изготовлены в мастерской Буля между 1710 и 1732 годами, в том числе один, который сейчас находится в Метрополитен-музее. [43]
Замок Шантильи [ править ]
- Стол
- Бюро
Waddesdon Manor Уоддесдон editПоместье
Королевская коллекция и замок Виндзорский
«Большая часть мебели Королевской коллекции , изготовленной Булем или приписываемой ему, была приобретена Георгом IV (1762–1830). Франкофил, король обставлял королевские дворцы большим количеством модной французской мебели с 1780-х годов до своей смерти в 1830 году. Роскошный стиль и использование экзотических материалов хорошо соответствовали его экстравагантному вкусу. Однако из-за большого количества имитаций восемнадцатого и девятнадцатого веков, а также того факта, что Буль не подписывал свои работы, может быть трудно окончательно приписать авторство произведений создателю. По этой причине многие произведения Буля-маркетри в Королевской коллекции записаны как «приписываемые Андре-Шарлю Булю». [44] В Королевской коллекции насчитывается как минимум 13 произведений искусства Андре-Шарля Буля, в том числе (i) Армуар, ок. 1700 г. (Большой коридор, Виндзорский замок) (ii) Кабинет (en première-party), ок. 1700 г. (Большой коридор, Виндзорский замок) (iii) Кабинет (en contre-party), ок. 1700 г. (Большой коридор, Виндзорский замок) (iv)Кабинет (без подставки, аналогичный тем, что находятся в Государственном Эрмитаже и коллекциях герцога Бакклю) (v) Paire de bas d'armoire, (Большой коридор, Виндзорский замок) (vi) Письменный стол, возможно, доставленный Людовику, великому дофину (1661–1711), ок. 1680 (vii) Пара факелов, ок. 1700 (viii) Бюро Плат, гр. 1710 г. (Зал Рубенса, Виндзорский замок) (ix) Petit Ganes, атрибутировано., начало 18 века. (Источник: Королевская коллекция )
См. также [ править ]
Библиография [ править ]
- П. Фюринг, «Дизайн мебели Boulle и после нее», в журнале The Burlington Magazine, июнь 1992 г., стр. 350–62;
- П. Хьюз, Каталог мебели коллекции Уоллеса, том. II, Лондон, 1996 г.;
- А. Прадер, Французские эбенисты Людовика XIV к революции, Париж, 1989;
- младший Ронфор (редактор), Андре Шарль Буль: Новый стиль для Европы, exh. кат., Париж, 2009;
- ДжП. Самойо, Андре Шарль Буль и его семья, Париж, 1979 год.
- Архив Буля , Центр исторических исследований, 92, улица Ла Файет , 75009 Париж.
Ссылки [ править ]
- ^ «Смерть Андре-Шарля Буля» . Меркюр де Франс. Март 1732 года.
- ^ «Андре-Шарль Буль «Ювелир мебели» » . Портал антикваров.
- ^ «Французский краснодеревщик, которого обычно считают выдающимся художником в области маркетри, даже «самым замечательным из всех французских краснодеревщиков » . Google Искусство и культура.
- ^ «Мастера маркетри в 17 веке: Буль» . Ханакадемия. Архивировано из оригинала 8 марта 2020 года . Проверено 21 ноября 2017 г.
- ^ "Андре-Шарль Буль - Инкрустация" . Пинтерест.
- ^ Теодор Делл, Коллекция Фрика, V: Мебель из коллекции Фрика (1992:187).
- ^ «Работа Буля» . Буль Ворталь.
- ^ Андре-Шарль Буль . «Андре Буль, краснодеревщик Людовика XIV» М. ШАРЛЬ АССЕЛИНО, 1872 г., стр. 11. 1872 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Жан-Пьер Самойо, «Андре-Шарль Буль и его семья: новые исследования, новые документы» Haute Etudes Medievales et Modernes , № 40, 1979, стр. 39, пункт 2, Библиотека Дро, Женева.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Жан-Пьер Самойо, «Андре-Шарль Буль и его семья: новые исследования, новые документы» Haute Etudes Medievales et Modernes , № 40, 1979, стр. 5, Библиотека Дро, Женева.
- ^ «Похороны Андре-Шарля Буля в Сен-Жермен-л'Осерруа» . Меркурий Франции. Март 1732 года.
- ^ Андре-Шарль Буль и Марсель . «Андре Буль, краснодеревщик Людовика XIV» М. ШАРЛЬ АССЕЛИНО 1872 г. Р 13.14. 1872.
- ^ Ла Горс, стр. 28–29, 115–119.
- ^ Жаль, Огюст (1795–1873), «Критический словарь биографии и истории: исправления и дополнения для всех исторических словарей, основанных на неопубликованных подлинных документах», 1867, стр. 265, Х. Плон (Париж).
- ^ «Справочники по истории Интернета» . www.fordham.edu .
- ^ Морисон, Сэмюэл Элиот (1972). Оксфордская история американского народа . Нью-Йорк: Наставник . стр. 220 . ISBN 0-451-62600-1 .
- ^ Женитьба Андре-Шарля Буля . Gallica.bnf «Книжный критический словарь биографии и истории с исправлениями и дополнениями для всех», стр. 265. 1867 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ален Гаррик, «Генеалогическое эссе Алена Гаррика об Андре-Шарле Буле» [1]
- ^ Мэтью ПИЛКИНГТОН (викарий Донабата, Дублин), Генри Фузели, «Словарь художников и знатоков», 1760, стр. 644, Т. Каделл (Лондон).
- ^ «Луи Дю Гернье (1614–1659)» . Виртуальный музей протестантизма.
- ^ Окружение Андре-Шарля Буля . Gallica.bnf «Андре Буль, краснодеревщик Людовика XIV», стр. 14. 1872 г.
- ^ Жан-Пьер Самойо, «Андре-Шарль Буль и его семья: новые исследования, новые документы» Haute Etudes Medievales et Modernes , № 40, 1979, стр. 36, Библиотека Дро, Женева.
- ^ Жан Нре Ронфор, «Андре-Шарль Буль (1642–1732). Новая хронология его жизни и творчества», Dossier de l'Art , № 124, ноябрь 2005 г., стр. 8-31, Editions Faton, Дижон.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж свободном доступе : Пендерел-Бродхерст, Джеймс (1911). « Буль, Андре Шарль ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 4 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 321–323. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Делл 1992:187.
- ^ «Мариетта и Андре-Шарль Буль» . Искусство и антиквариат.
- ^ Жан Нре Ронфор, «Андре-Шарль Буль. Заказы для великого дофина в Версале», Досье де l'Art , № 124, ноябрь 2005 г., стр. 38–63, Editions Faton, Дижон.
- ^ Жан Нре Ронфор, «Инвентаризация одного из магазинов Главного управления Батиментов дю Руа в Версале (ок. 1744-1746)», Dossier de l'Art , Nr 124, ноябрь 2005 г., стр. 64–65, Editions Faton, Дижон.
- ^ CR Williams, «Наставник: Мебель и ее создатели, том 1, № 30, серийный номер 30, 7 сентября 2015 г., [электронная книга № 49904]
- ^ Че. Х. Лунсинг-Шёрлер, «Пармиджанино и Буль», Журнал Burlington для знатоков , 68, № 399 (июнь 1936 г.), стр. 286–288.
- ^ «Смерть Андре-Шарля Буля в Лувре» . Меркюр де Франс. Март 1732 года.
- ^ «Жан-Филипп Буль, сын Андре-Шарля Буля» . ИДТИ.
- ^ Кэролин Сарджентсон, «Рынки мебели Буля в Париже начала восемнадцатого века», The Burlington Magazine 134, № 1071 (июнь 1992 г.), стр. 363–367; Питер Фюринг, «Дизайн мебели Boulle и после нее», The Burlington Magazine 134, № 1071 (июнь 1992 г.), стр. 350–362.
- ^ «Прекрасная работа Буля» . www.popularwoodworking.com. 31 декабря 2013 г.
- ^ Транзакции, 344-346.
- ^ Лупано, Гульельмо; Пеола, Паоло (1915). Курс естественных наук для дополнительных школ [ Курс естественных наук для дополнительных институтов ] (на итальянском языке). ГБ Паравиа. п. 71.
- ^ «Литейный завод Андре-Шарля Буля» . betharnold.com, выпуск от 25 января 2010 г.
- ^ «Андре-Шарль Буль в королевской коллекции» . Королевская коллекция.
- ^ Делл 1992: 194/
- ↑ Dell 1992:233-46 каталогизирует очень прекрасную пару английских копий XIX века из коллекции Фрика .
- ^ Новые образцы мебели и произведений из бронзы и маркетри, изобретенные и выгравированные Андре Шарлем Булем , без даты
- ^ Примечания к источникам Dell 1992:196, примечания 13-15.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Комод ок. 1710–20 - Андре-Шарль Буль, Метрополитен-музей» . Метрополитен-музей.
- ^ «Андре-Шарль Буль в королевской коллекции» . Королевская коллекция.
Внешние ссылки [ править ]
- (на французском языке) Как распознать маркетри Буля?
- (на французском языке) Биография AC Boulle Text, опубликованная Шарлем Асселино в 1872 году.
- (на французском языке) Художественный файл Буля и Версаля
- Андре-Шарль Буль в Артциклопедии
- (на французском языке) Андре-Шарль Буль (1642–1732), новый стиль для Европы
- Инкрустации Буля
- (на французском языке) Художественный файл Буля и Версаля
- Школа Буль в Париже
- Андре Шарль Буль (1642–1732) и искусство его времени: новый стиль для Европы.
На аукционе [ править ]
Сотбис [ править ]
- http://www.sothebys.com/en/search-results.html?keyword=boulle
- http://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/lot.22.html/2004/the-greenberg-collection-important-french-furniture-n08031
- http://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2017/treasures-l17303/lot.21.html