Жан-Пьер Латц
Жан-Пьер Латц ( ок. 1691 - Париж, 4 августа 1754 г.) [ 1 ] ) был одним из немногих действительно выдающихся [ 2 ] краснодеревщики ( ébénistes ), работавшие в Париже в середине 18 века. [ 3 ] Как и некоторые его сверстники во французской столице, он был немцем по происхождению. [ 4 ] Его мебель выполнена в полностью развитом стиле рококо , с использованием смелых скульптурных из позолоченной бронзы креплений , дополняющих мотивы маркетри из цветов и листвы, из фигурного тропического шпона, такого как тюльпанное дерево , амаранте , пурпурное сердце и палисандр , часто с характерными торцевыми срезами. Он также производил лаковые изделия, наиболее известным из которых является наклонный письменный стол из коллекции Ставроса Ниархоса в Париже. [ 5 ]
Сын некоего Вальтера Латца, Жан-Пьер родился недалеко от Кёльна . [ 6 ] столяров где он, должно быть, получил свое образование, поскольку, когда он поселился в Париже в 1719 году, где его приняли в гильдию , ему было двадцать шесть лет. [ 7 ] Он всегда сохранял определенную немецкую весомость в своих замыслах. [ 8 ] Когда в Париже была введена практика штамповки корпусов мебели, Латц уже был в полном разгаре карьеры. Тем не менее, его стиль настолько индивидуален, что ассортимент нештампованной корпусной мебели, письменных столов и особенно корпусов для часов, его специализация, [ 9 ] с тесной стилистической связью с чеканными изделиями, можно отнести к его мастерской. [ 10 ] В некоторых случаях туши Латца были облицованы маркетри в мастерской Жана-Франсуа Обена , [ 11 ] или, возможно, Роже Вандеркруз Лакруа . [ 12 ]
В мае 1736 года Латц был натурализован как гражданин Франции. [ 13 ] В 1741 году он был назначен привилегированным краснодеревщиком короля . [ 14 ] назначение в суд по королевскому ордеру, которое должно было освободить его от некоторых ограничений парижской гильдии. Прочные скульптурные оправы из позолоченной бронзы , демонстрирующие техническую виртуозность литья и чеканки поверхностей, являются неизменной чертой идентифицированных работ Латца, и в этом ключе Генри Хоули отметил, что в декабре 1749 года его исследовала Парижская гильдия рабочих. по металлу ( Communauté des Fondeurs ), для литья и чеканки креплений в собственной мастерской - привилегия, которая обычно принадлежала гильдии слесарей. [ 15 ] Несмотря на его право на ébéniste privilegié , все его инструменты для чеканки по бронзе были конфискованы и, что, должно быть, было огромной потерей, тысяча моделей для бронзовых оправ. [ 16 ] Некоторые из его креплений для мебели можно датировать 1745–1749 годами по крошечной налоговой марке с короной «С», которая действовала только в те годы; примером является комод Латца в Художественном музее Цинциннати . [ 17 ]
Латц специализировался на корпусах часов. В документации рейда 1736 года было конфисковано 236 корпусов часов или частей корпусов часов, в том числе скульптурные модели для комплектных часов, крепления и элементы циферблата, а также скульптурные фигуры из бронзы.
Он насчитал многочисленных иностранных клиентов, в том числе Фридриха II Прусского , для которого было задумано величайшее произведение Лаца — богато украшенные часы. [ 18 ] Август III, курфюрст Саксонии и король Польши , граф Генрих фон Брюль и мадам Елизавета , любимая дочь Людовика XV, замужем за герцогом Пармским. Что наиболее необычно, во время его свадьбы в 1739 году брачный контракт был засвидетельствован двумя важными личностями: сестрой Марией-Габриэль-Элеанор де Бурбон-Конде, настоятельницей Королевского аббатства Сен-Антуан, [ 19 ] принцесса дю Санг и еще одна настоятельница знатной семьи, Жанна де Роган . Генри Хоули предположил, что такие контакты стали бы полезным входом в суд. [ 20 ]
Проекты Латца характеризуются тщательным вниманием к деталям и безупречной отделкой, которые по-прежнему вызывают восхищение благодаря своей исторической и художественной значимости. Его способность сочетать традиционные методы с инновационной эстетикой установила стандарт мебельного мастерства того времени. [ 21 ]
Значение вклада Латца в искусство эбенистерии выходит за рамки его жизни: его произведения часто продаются по высоким ценам на аукционах, что подчеркивает их непреходящую ценность как исторических артефактов, так и художественных шедевров. [ 22 ]
После его смерти в 1754 г. [ 23 ] его вдова Мари-Мадлен [ 24 ] продолжил обширные семинары, [ 25 ] имеющий желанный титул маршана-эбениста привилегии короля, суиван-ла-кур ; после ее смерти два года спустя (7 декабря 1756 г.), когда их единственный сын умер в младенчестве, магазин был распущен, а ордер перешел к Пьеру Макре . [ 26 ] Имя Латца, никогда не упоминавшееся в парижских каталогах продаж XVIII века, после его смерти кануло в полную безвестность; его карьера была реконструирована в 20 веке, начиная с графа де Сальверте.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дата в Джеффри де Беллеге, Коллекция Джеймса А. де Ротшильда в поместье Уоддесдон: мебель, часы и позолоченная бронза II 1974: 876; опись после его смерти датирована 9 августа 1754 года.
- ^ «Чрезвычайно прекрасный мастер... среди самых выдающихся практиков раннего стиля Людовика XV», по словам Фрэнсиса Дж. Б. Уотсона, добавив: «Это показатель его положения, когда была проведена оценка содержимого его мастерской после его смерти». Шарля Крессена и Пьера Жубера... к которым присоединился к этой задаче литейщик по бронзе Крессента, Жак Конфессер» (Уотсон, Коллекция Райтсмана: Мебель, позолоченная бронза и Установленный фарфор II, 1966:551f); Андре Бутеми, Meubles français anonymes du xviiie siècle (1973:11ff), переписывая Латцу четыре комплекта комодов в паре с угловыми шкафами, сделанные для мадам Элизабет для Колорно, недалеко от Пармы, теперь в Квиринале , из которых на одном комоде стоит печать Латц среди других произведений Латца упоминает «Superbes encoignures de Madame». Бурат — dignes de la Perfection à laquelle Oeben a porté les marquetries de fleurs", действительно высокая похвала.
- ^ Стандартная монография - Генри Хоули, «Жан-Пьер Латц, краснодеревщик», Бюллетень Художественного музея Кливленда (сентябрь – октябрь 1970 г.); см. также Хоули, «Возрожденная репутация, Жан-Пьер Латц, краснодеревщик», Connoisseur , 203 (1979:176–82); более подробную информацию можно найти у Джеффри де Беллайга 1974: 876f.
- ↑ Латц родился недалеко от Кёльна, Беллег, 1974:876. Среди других эбенистов немецкого происхождения были королевский краснодеревщик Жан Анри Ризенер ; Адам Вайсвайлер , Морис-Бернар Эвальд, Мартин Карлин , швед П.-Х. Мевезен и Йозеф Гегенбах, называемые Канабас, также упоминаются в этом контексте Свеном Эриксеном, « Ранний неоклассицизм во Франции» , 1974:132; Жан-Франсуа Обен , Гийом Кемп, Гийом Бенеман , Матье-Гийом Крамер и Джозеф Баумхауэр К ним могут быть добавлены . В 1780-х годах Давид Рентген содержал парижский выставочный зал.
- ^ Уотсон 1966:552.
- ^ Беллайг 1974:876.
- ^ Джиллиан Уилсон, Часы: французские часы восемнадцатого века в музее Дж. Пола Гетти , 1976:41; планисфера . , ранее находившаяся с работами Абрахама Фортье, в маркетри Латца, и две пары угловых шкафов находятся в коллекции Музея Гетти
- ^ «Германский вкус к пластическим, трехмерным формам», по словам Шермана Ли (в Художественном музее Кливленда , 1973);
- ↑ Корпус часов картеля с соответствующим настенным кронштейном в Чикагском институте искусств (акк. № 1975.172 ab) был приписан Латцу и датирован Генри Хоули примерно 1735–1740 гг.; В Музее искусств Кливленда также есть часы с длинным корпусом (акк. № 49.200), облицованные черепаховым панцирем и латунной маркетри, штампованные Латцем и датированные 1744 годом, но законченные после 1745 года, поскольку не на всех их креплениях проштампована буква «c» с короной (Hawley 1970; Беллайг, 1974).
- ^ Три произведения в поместье Уоддесдон (Беллайг, 1974) иллюстрируют этот процесс, нет. 11, длинные часы с механизмом, изготовленные членом семьи парижских часовщиков Кронье, около 1750 года, на корпусе стоит штамп I·P·LATZ, на креплении изображена коронованная буква «c»; нет. 82, механический стол с ящиком, поднимающимся на пружине, около 1755 года, проштампованный Латцем или его вдовой с помощью его мейндрона и смело перештампованный в ящике Дени Жанти, очевидно, действовавшим в качестве дилера; нет. 88, письменный стол ( бюро plat ) около 1745 года, облицованный черным деревом и богато украшенный позолоченной бронзой, узнаваемой на штампах Латца, причем на некоторых из этих креплений выбита буква «c» с короной, указывающая приблизительную дату.
- ^ Например, две пары угловых шкафов ( encoignures ) в Музее Дж. Пола Гетти (Джиллиан Уилсон и др. Сводный каталог европейского декоративного искусства в Музее Дж. Пола Гетти , №№ 36, 37).
- ^ Bellaigue 1974:396f отмечает механический стол с каркасом и конструкцией, идентичным штампованному столу Latz в поместье Уоддесдон , который отштампован зятем Обена Роджером Вандеркрузом по имени Лакруа в Музее Ниссима де Камондо , Париж (кат. № 343).
- ^ Граф Франсуа де Сальверт, Парижские краснодеревщики восемнадцатого века (1927:197, № 7), св. «Лац, Жан-Пьер».
- ^ Уилсон 1974.
- ^ Хоули 1970:7.
- ^ Документ и описи Латца были проанализированы Хоули 1970.
- ^ Коллекции Художественного музея Цинциннати , 2000:220.
- ↑ «Самая важная часть» Латца, Watson 1966:551.
- ↑ Мастерская и жилище Латца находились неподалеку, на Большой улице Фобур Сен-Антуан (Bellaigue 1974:877).
- ^ Хоули 1970: 274.
- ^ Античность, Софин (2 мая 2024 г.). «Краснодеревщики вчера и сегодня: ремесла, марки и Жан-Пьер Латц» . Себастьен Софин (на французском языке) . Проверено 15 июля 2024 г.
- ^ Античность, Софин (2 мая 2024 г.). «Краснодеревщики вчера и сегодня: ремесла, марки и Жан-Пьер Латц» . Себастьен Софин (на французском языке) . Проверено 15 июля 2024 г.
- ^ Чарльз Крессент , также выдающийся производитель скульптурных корпусов для часов из позолоченной бронзы, был одним из составителей описи, которая включала 170 корпусов часов и 48 предметов шпонированных столярных изделий, а также 63 бронзовые фигурки, предназначенные для украшения часов и предметов старины. мебель. В инвентаре его жены были восковые и свинцовые модели часов и украшений (Bellaigue 1974:876f).
- ^ Мари-Магдален Сенья (брак заключен 3 мая 1739 г.), дочь успешного спекулятивного строителя, предоставившего своей дочери 10 000 ливров , была его второй женой; его первой женой была Маргарита Грюнекен (?), уроженка Вальтмеля в епископстве Льеж (Bellaigue 1974:876).
- ^ Девять верстаков были зарегистрированы в 1754 году, семь - в 1756 году (Bellaigue 1974).
- ^ Беллайг 1974: 876; Анн Одом, Лиана Паредес Аренд, Вкус к великолепию: российские императорские и европейские сокровища из музея Хиллвуд , (каталог выставки) 1998:190 (кат. № 92).