Хатам


Хатам ( персидский : خاتم ) — древняя персидская техника инкрустации . Это разновидность маркетри , где художественные формы создаются путем украшения поверхности деревянных изделий изящными кусочками дерева , кости и металла, точно вырезанными замысловатыми геометрическими узорами. Хатам-кари (خاتمکاری) [1] или хатам-банди (خاتمبندی) относится к искусству изготовления хатама. Распространенными материалами, используемыми при изготовлении инкрустированных изделий, являются золото , серебро , латунь , алюминий и крученая проволока .
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Создание инкрустации изделий – это очень трудоемкий процесс. В произведении среднего качества иногда бывает более 400 штук на квадратный дюйм. [2] Тонкие стержни из дерева разного цвета, слоновой кости, кости, латуни, серебра и т. д. склеивались в длинные пучки, которые могли иметь круглое, прямоугольное или многоугольное сечение. Грозди были нарезаны тонкими ломтиками и объединены с другими, чтобы создать замысловатые узоры . Коллекция Дэвида . В каждом кубическом сантиметре около 250 отдельных деталей могут располагаться рядом, отшлифованные, смазанные маслом и отполированные. Инкрустированные изделия в эпоху Сефевидов приобрели особое значение, поскольку художники создавали свои драгоценные произведения искусства. Используемые породы древесины включают бетель , орех , кипарис и сосну . Эти работы включают двери и окна, рамы зеркал, шкатулки для Корана , инкрустированные шкатулки, ручки и подставки для ручек, фонари и святыни . [3]
Примеры
[ редактировать ]

Орнамент дверей святых мест преимущественно состоит из инкрустированных мотивов. Их образцы можно наблюдать в городах Мешхед , Кум , Шираз и Рей . В эпоху Сефевидов искусство маркетри процветало в южных городах Ирана, особенно в Исфахане , Ширазе и Кермане . украшенные инкрустацией залы дворца Саадабад и Мраморного дворца в Тегеране К числу шедевров этого искусства относятся .
Текущий статус
[ редактировать ]Хатам в основном практикуется в Ширазе, Исфахане и Тегеране. Искусство инкрустации по дереву осуществляется в мастерских Организации культурного наследия Ирана , а также в частных мастерских.
Мастер Мохаммад Багер Хаким-Элахи (محمد باقرحكيم الهي) был мастером этого искусства и учился техникам у мастера Сани Хатама в Ширазе. Позже, в начале 1950-х годов, он переехал в Тегеран, где прожил до конца своей жизни в марте 2012 года. Он продолжал создавать шедевры Хатама, начиная от небольших рамок и шкатулок для драгоценностей и заканчивая большими предметами, такими как журнальные столики. , каркасы кроватей, обеденные столы и большие люстры, некоторые из которых в настоящее время находятся в музеях Ирана, но большинство находится в частных коллекциях по всему миру, включая южную Калифорнию. Он также обучал этому искусству своего младшего брата Асадола Хаким-Элахи (ﺍﺴﺪﷲ ﺤﻛﻴﻢﺍﻠﻬﻰ). Асадола умер от лимфомы в конце 1970-х, когда ему было около 40 лет.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Питание, Рой А. (20 октября 2020 г.). Кости: Внутри и снаружи . WW Нортон и компания. п. 296. ИСБН 978-1-324-00533-9 .
- ^ Смит, CS (1967). Материалы. «Сайентифик Американ», 69.
- ^ Берк, Эндрю (15 сентября 2010 г.). Иран . Одинокая планета. п. 70. ИСБН 978-1-74220-349-2 .
