Персидская каллиграфия
Часть серии о |
Каллиграфия |
---|
Персидская каллиграфия или иранская каллиграфия ( персидский : خوشنِویسیِ ایرانی , латинизированный : Хошневиси-йе Ирани ) — это каллиграфия персидского языка . Это одно из самых почитаемых искусств за всю историю Ирана .
История
[ редактировать ]История Насталик
[ редактировать ]После введения ислама в VII веке персы адаптировали арабский алфавит к персидскому и разработали современный персидский алфавит . Арабский алфавит состоит из 28 символов. Еще четыре буквы были добавлены иранцами: [1] в результате чего в персидском алфавите в настоящее время присутствуют 32 буквы.
Около тысячи лет назад Ибн Мукла ( персидский : ابنِ مقله بيضاوی شيرازی ) и его брат создали шесть жанров иранской каллиграфии, а именно « мохакик », « рейхан », « солс », « насх », « токи » и « река ». . Эти жанры были распространены в Персии на протяжении четырех столетий. В VII веке (календарь Хиджры) Хасан Фарси Катеб объединил стили «Насх» и «Река» и изобрел новый жанр персидской каллиграфии, названный « Талик ». В 14 веке Мир Али Тебризи объединил два основных письма своего времени, то есть Насх и Талик, и создал новый персидский каллиграфический стиль, названный «Насталик». [1] За последние 500 лет насталик (также переведенный на английский язык как Насталик; персидский : نستعلیق nasta'līq ) был преобладающим стилем написания персидско-арабского письма .
В 17 веке Мортеза Голи Хан Шамлу и Мохаммад Шафи Херави создали новый жанр под названием скоропись Насталик Шекасте Насталик ( персидский : شکسته نستعلیق )). Почти столетие спустя Абдол-Маджид Талегани, выдающийся художник того времени, довел этот жанр до наивысшего уровня. Этот каллиграфический стиль основан на тех же правилах, что и Насталик. Однако скоропись Насталик имеет несколько существенных отличий: она обеспечивает более гибкие движения, немного более вытянута и изогнута. Ядолла Каболи — один из самых выдающихся современных каллиграфов этого стиля.
- Фолиант поэзии с дивана султана Хусейна Мирзы , ок. 1490 . Бруклинский музей .
- Панно Чалипа, Мир Эмад .
- Каллиграфическая композиция Шаха Махмуда Нишапури, мастера насталик XVI века.
Современная персидская каллиграфия
[ редактировать ]была основана в 1950 году Ассоциация каллиграфов Ирана Хосейном Мирхани, Али Акбаром Каве, Эбрагимом Бузари, Хасаном Мирхани и Мехди Байани. Обзор развития персидской каллиграфии в Афганистане см. Азизуддина Вакили «Каллиграфия за последние два столетия в Афганистане» (1964).
Модернистское движение
[ редактировать ]Зенде Руди , Джалил Расули , Парвиз Танаволи и Нима Бехнуд используют персидскую каллиграфию и поэзию Руми в дизайне одежды.
Постмодернизм
[ редактировать ]Абол Атигечи использует сочетание цветной каллиграфии в стиле насх, сулут и куф с большими буквами в одной акриловой картине большого формата для презентации своей работы и кругами из сусального золота или простым цветом для украшения, но в стиле Насталиг используется множество красочных геометрических форм и линий. Чтобы модернизировать картину, та же техника используется для модернизации бессмелевых птиц большого формата ( персидский : مرغ بسمل ), нарисованных большими буквами. Этот стиль работы можно отнести к постмодернистскому.
Жанры
[ редактировать ]- сценарий Насталик
- Шекасте Насталик (Скоропись Насталик)
- Нагаши-хат (сочетание живописи и каллиграфии)
Наиболее известные фигуры
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2015 г. ) |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «История – Персидская каллиграфия – Все о персидской каллиграфии» . persiancalligraphy.org . Архивировано из оригинала 4 сентября 2015 г. Проверено 17 марта 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Холам-Хосайн Юсофи, Каллиграфия, Энциклопедия Ираника , http://www.iranicaonline.org/articles/calligraphy
- Краткая история персидской каллиграфии
- Об истории персидской каллиграфии и ее различных стилях
- Антология иранских мастеров каллиграфии