Муракака


Муракка , ( персидский : مُرَقّع , арабский : مورّقة турецкий : Муракка ) — это альбом в форме книги, содержащий исламские миниатюрные картины и образцы исламской каллиграфии , обычно из нескольких разных источников и, возможно, из других материалов. Альбом был популярен среди коллекционеров в исламском мире, и к концу 16 века стал преобладающим форматом миниатюрной живописи в персидских империях Сефевидов , Великих Моголов и Османской империи , что сильно повлияло на направление традиций живописи персидской миниатюры , османской миниатюры. и миниатюра Великих Моголов . [2] Альбом во многом заменил полномасштабную иллюстрированную рукопись классиков персидской поэзии , которая была типичным средством творчества лучших художников-миниатюристов того времени. Высокая стоимость и задержка с заказом высококачественного образца такой работы по существу ограничивали их правителем и горсткой других великих деятелей, которым обычно приходилось содержать целую мастерскую каллиграфов, художников и других мастеров с библиотекарем, который мог бы прислуживать. управлять всем процессом.
Альбом мог составляться со временем, страница за страницей, и часто включал в себя миниатюры и страницы каллиграфии из старых книг, которые для этой цели были разбиты, и позволял более широкому кругу коллекционеров получить доступ к лучшим художникам и каллиграфам, хотя они также были составлены шахами и императорами или представлены им. Самые ранние муракки состояли только из страниц каллиграфии; именно при дворе в Герате тимуридского принца в начале 15 Байсунгура века форма стала важной для миниатюрной живописи. Слово муракка означает «то, что склеено» на персидском языке . [3]
Работы в альбоме, как правило, разных оригинальных размеров, были обрезаны или помещены на страницы стандартного размера, часто с добавлением нового оформления границ. Когда сборник считался законченным, его переплетали, часто очень роскошно, в исламскую книжную обложку , которая могла быть богато украшена лаковой краской, тиснением золотом по коже или другими техниками. Другие муракки могут быть переплетены в особую форму, напоминающую гармошку . Многие из них были составлены из страниц с каллиграфическими надписями, обращенными к миниатюрам, причем сопоставление стихов с изображениями давало составителю некоторый простор для творчества. [4] Альбомы, содержащие только каллиграфию, обычно располагались в хронологическом порядке, чтобы показать развитие стиля. Привязки многих альбомов позволяли добавлять и удалять элементы или просто убирать их из центра страницы, и такие изменения делались часто; на некоторых альбомах были отметки, позволяющие отслеживать изменения. [5] Самые грандиозные альбомы имели специально написанные предисловия, которые являются источником значительной части сохранившихся современных сочинений об искусстве книги, а также биографий художников и каллиграфов; их, как правило, писали каллиграфы. Для каллиграфов одна страница альбома тоже стала источником дохода «на хлеб с маслом». [6] используя в основном тексты из стихов, будь то отрывки из длинных классических текстов или текстов газелей , но иногда и отрывки из Корана , возможно, учитывая почетное место в начале альбома. Страницы альбомов часто имеют области украшенной иллюминации (как на иллюстрации), которые разделяют свои мотивы с другими материалами, особенно с обложками книг и рисунками ковров, лучшие из которых на самом деле, вероятно, в основном были созданы придворным художником того же типа, и отправили ткачам. [7]
В то время как классическая исламская традиция иллюминированных рукописей концентрировалась на довольно многолюдных сценах с сильным повествовательным содержанием в качестве иллюстраций к полным текстам классических и объемных произведений, таких как « Шахнаме» и « Хамса» Низами , единственная миниатюра, изначально предназначенная для муракки, вскоре превратилась в более простая сцена с меньшим количеством более крупных фигур, часто изображающая идеализированных красавиц любого пола в саду или жанровые персонажи из кочевой жизни, обычно без каких-либо реальных или вымышленных личностей. В Индии Великих Моголов реалистические портреты, почти всегда изображающие правителей или придворных, стали очень распространенной чертой, а в Османской Турции портреты султанов, часто очень стилизованные, были особой специальностью. Полностью цветные сцены имели тенденцию уступать место частично нарисованным и частично нарисованным или фигурам с небольшим фоном или без него. Альбом в некоторой степени перекликается с антологией — собранием различных произведений, где основной упор делается на тексты, но которые также могут включать в себя картины и рисунки, вставленные из разных источников.
Перейти в альбом
[ редактировать ]
Персидская империя
[ редактировать ]Доминирующей традицией миниатюрной живописи в позднем средневековье была традиция Персии , в которой было несколько центров, но все они обычно зависели от одного ключевого покровителя, будь то сам шах или фигура, управляющая частью страны из центра. такие как Герат , где Байсунгур был важным покровителем в начале 15-го века, или правитель дальнейшей части персидского мира в таком центре, как Бухара . Когда династия Сефевидов централизовала персидское правление в 16 веке, число потенциальных покровителей полноразмерного ателье сократилось, но ателье шаха расширилось и выпустило ряд превосходных иллюстрированных книг, используя для каждой из них множество очень талантливых художников. Однако в 1540-х годах Шах Тахмасп I , ранее являвшийся страстным покровителем, потерял интерес к заказу книг, и после этого традиция персидской миниатюрной живописи не имела постоянного источника заказов на книги в старом стиле. После перерыва в несколько лет племянник Тахмаспа Ибрагим Мирза открыл ателье в Машад , который произвел Свободного Джами в 1560-х годах и который Шах Исмаил II взял на себя после того, как его бывший покровитель был убит в 1577 году. Но правление Исмаила было очень коротким, и после этого последовательного крупномасштабного покровительства не хватало. Именно в этот период доминирует одиночная миниатюра, предназначенная для вставки в альбом; такие произведения уже давно производились, но теперь они стали основным источником дохода для многих художников, которые, вероятно, часто производили их спекулятивно, без комиссии, а затем пытались их продать (о рынке альбомных миниатюр мало что известно). [8]
Художником, олицетворяющим персидскую альбомную миниатюру, является Риза Аббаси , действовавший с 1580-х годов до своей смерти в 1635 году, чьи ранние одиночные миниатюры групп чем-то похожи на миниатюры в повествовательных сценах, но лишены какого-либо реального повествования, связанного с ними. Вскоре он обратился и разработал сюжеты, в основном состоящие из одной или двух фигур, часто портретных, хотя очень немногие личности указаны или, вероятно, когда-либо были предназначены для распознавания. Здесь большое количество красивых молодых людей, одежде которых уделяется большое внимание. [9]
Османская империя
[ редактировать ]
Лучшая османская живопись была сосредоточена в столице, которой с 1453 года был Стамбул , и самым важным покровителем всегда был султан. Королевская библиотека осталась практически нетронутой в Турции, в основном во дворце Топкапы , и была значительно обогащена персидскими рукописями, первоначально взятыми во время нескольких османских вторжений в восточную Персию, а позже, после договора 1555 года, часто получаемыми в качестве дипломатических подарков . Многие из этих рукописей были разбиты для использования миниатюр в альбомах. [10] Персидские художники были импортированы практически с самого начала османской традиции, но особенно в 16 веке; шестнадцать художников были возвращены только после краткого османского завоевания Тебриза в 1514 году, хотя к 1558 году в дворцовых записях числятся только девять иностранных художников всех мастей против двадцати шести турок. Но отчетливо османский стиль можно увидеть с начала 16-го века: на картинах показаны более простые пейзажные фоны, больше моря и кораблей, аккуратно размеченные армейские лагеря, далекие городские пейзажи, более индивидуальная характеристика лиц, но также и менее изысканная техника. Было сильное европейское влияние, в основном из Венеции , но оно ограничивалось портретной живописью. [11]
Турецкие альбомы включают в себя смесь собранных миниатюр, подобных персидским, и часто включающих персидские произведения с добавлением гораздо более тщательно продуманных рисунков пером, носящих по существу декоративный характер, мотивов листвы или птиц или животных, рассматриваемых в основном как таковые. Альбомы, посвященные султанам, с портретами и хвалебными отрывками текста представляют собой характерный турецкий тип, а также существовали альбомы сцен турецкой жизни, показывающие относительно однородный костюм разных сословий в обществе, способы пыток и казней и др. сцены, представляющие интерес для преимущественно западных иностранцев, для которых они были созданы, соответствуют аналогичным гравюрам, сделанным в современной Европе. [12]
Один очень характерный тип миниатюр встречается только в османских альбомах, хотя они, возможно, были привезены из Персии в качестве добычи и, возможно, изначально не предназначались для альбомов. Это около восьмидесяти загадочных и могущественных изображений, сгруппированных под названием Сия Калам , что означает «Черное перо» (или пьяное или злое перо), полное демонов и сцен, которые предполагают кочевую жизнь в Центральной Азии, хотя это также предполагалось. что они исходят от одного персидского придворного художника, позволившего себе уйти. Вероятно, они датируются началом 15 века и достигли Турции в 16 веке. [13]
Еще одним отличительным типом османской работы является декупаж или миниатюра из вырезанной бумаги, где для создания изображения используются бумаги разных цветов, вырезанные с мельчайшими деталями, а затем склеенные вместе. Эта техника использовалась для обложек книг в Тимуридской Персии, которые затем покрывались лаком для защиты, но в Турции изображения рассматривались как миниатюры и помещались в альбомы; эта техника также широко использовалась для оформления границ страниц. [14]
Империя Великих Моголов и Южноазиатский субконтинент
[ редактировать ]
Династия Великих Моголов на Индийском субконтиненте довольно поздно основала крупную придворную мастерскую, которая началась лишь после изгнания в Персию второго императора Хумаюна , к которому по возвращении примерно с 1549 года присоединились персидские художники, в том числе Абд Ас- Самад . Стиль Великих Моголов развился при следующем императоре Акбаре , который заказал несколько очень больших иллюстрированных книг, но его художники также создавали отдельные миниатюры для альбомов. В случае с Джахангирнаме император Джахангир вел дневник и заказывал картины отдельно, которые, скорее всего, хранились в Китабхане (किताबखाना), пока не удалось собрать его официальный вклад в жанр придворной хроники. [15] С довольно раннего периода стиль Великих Моголов имел сильную черту реалистической портретной живописи, обычно в профиль, и, возможно, под влиянием западных гравюр, которые были доступны при дворе Великих Моголов. Долгое время на портретах всегда были мужчины, часто в сопровождении служанок или наложниц ; но существуют научные дебаты по поводу изображения женщин-членов суда в портретной живописи. Некоторые ученые утверждают, что не существует известных сохранившихся изображений таких фигур, как Джаханара Бегум и Мумтаз Махал , а другие приписывают миниатюры, например, из альбома Дара Шико или зеркальный портрет из галереи искусств Фрира , этим знаменитым дворянкам. [16] [17] [18] Другой популярной темой были реалистические исследования животных и растений, в основном цветов; Еще одним популярным заимствованием с Запада с 17 века стали конные портреты, преимущественно правителей. [19] Единая идеализированная фигура типа Ризы Аббаси пользовалась меньшей популярностью, но позже стали популярны полностью нарисованные сцены влюбленных в дворцовой обстановке. Также были популярны рисунки жанровых сцен, особенно с изображением святых людей, мусульман или индуистов.
У Акбара был альбом, теперь уже разбросанный, полностью состоящий из портретов фигур при его огромном дворе, имевший практическое назначение; по словам летописцев, он сверялся с ним при обсуждении назначений и тому подобного со своими советниками, видимо, для того, чтобы освежить память о том, о каких людях идет речь. Многие из них, как и средневековые европейские изображения святых, несли связанные с ними предметы для облегчения идентификации, но в остальном фигуры стоят на простом фоне. [20] Существует ряд прекрасных портретов Акбара, но именно при его преемниках Джахангире и Шах-Джахане портрет правителя прочно утвердился в качестве ведущего предмета в индийской миниатюрной живописи, которая распространилась как на мусульманские, так и на индуистские княжеские дворы по всей стране. Индия. [21]
В XVIII и XIX веках индийские художники, работавшие в гибридном стиле индоевропейской компании, создавали альбомы миниатюр для европейцев, живших в Индии в рамках британского владычества , а также его французских и португальских эквивалентов. Некоторые европейцы коллекционировали или получали более ранние индийские миниатюры; Альбомы «Большой» и «Маленький Клайв» были подарены лорду Клайву и сейчас находятся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. [22] Другие создавали альбомы с новыми работами, стремясь сосредоточиться на портретах животных, домах, лошадях и другом имуществе этой богатой группы. В XIX веке очень популярными стали изображения индейцев и их костюмы, часто классифицированные по региональному, этническому типу или роду занятий. Среди крупных покровителей были полковник Джеймс Скиннер из «Лошади Скиннера», мать которого была раджпуткой , а картины по естествознанию — Мэри Импи , жена Элайджи Импи , заказавшего более трёхсот, и маркиз Уэлсли , брат первого герцога Веллингтон , у которого было более 2500 миниатюр.
- Благородная дама, династия Великих Моголов, Индия. 17 век. Бумага, цвет и золото. Художественная галерея Фрира F1907.219.
- Джахангир держит глобус, 1614–1618 гг. Индия.
- Джахангир , династия Великих Моголов, правление Джахангира, 17 век. Индия. Бумага, цвет и золото. Художественная галерея Фрира. Ф1907.187 .
- Шах Джахан и его сын Дара Шико на охоте, Великие Моголы, Индия. ок 17 век. Бумага, цвет и золото. Галерея Фрира Саклера F1907.196
Использование альбомов
[ редактировать ]

Альбомы часто дарили в честь важной вехи в жизни. Летописцы сообщают, что, когда персидский принц Ибрагим-мирза был убит в 1577 году, по приказу шаха Тахмаспа I его жена, сестра Тахмаспа, уничтожила произведения искусства, в том числе альбом, содержащий миниатюры Бехзада , которые ее муж собрал и подарил ей для их свадьба, стирка миниатюр в воде. [23] Возможно, она не хотела, чтобы что-нибудь попало в руки ее брата, отдавшего приказ о его смерти и завладевшего мастерской принца. [24] Альбомы часто дарили правителям при их вступлении на престол или в Турции на Новый год. Их также можно было дарить в качестве дипломатических подарков между правителями. [25]
Муракка была создана для султана Мурада III в 1572 году, когда он взошел на престол, что необычно, поскольку посвящение очень подробное, включая дату и место создания, а именно Стамбул, 980 г.х./1572-73 гг. н.э. [26] Посвящение Мураду III, а также имя его составителя Мехмеда Сендерезаде. Муракка Мурада III была спроектирована гораздо более экстравагантно, чем другие исламские муракки, и имела оригинальные росписи по краям наккашане (Османская студия живописи). [27] Эта муракка содержала миниатюрные картины, рисунки тушью и каллиграфию, в том числе газели . Муракка Мурада III включает двадцать четыре миниатюры, созданные в городах Бухара на востоке Персии, Тебризе , Исфахане и Казвине в Персии, а также Стамбуле в период с конца пятнадцатого по семнадцатый века. [28] Он имеет двухстраничное введение, написанное на персидском языке, которое по структуре похоже на предисловия к альбомам Тимуридов и Сефевидов , и указывает на то, что эта муракка была составлена в Стамбуле менее чем за два года до того, как Мурад III стал султаном. [29]
Другой альбом в османской королевской коллекции содержит только западные изображения, в основном гравюры , но включая рисунок пером Орнаментального свитка с путти и пенисами , «для развлечения взрослых гостей на ужине в Пера ». Коллекция, вероятно, была собрана для флорентийца конца XV века, вероятно, купца, жившего в Стамбуле (где Пера была кварталом жителей Запада). Остальные 15 изображений представляют собой смешанную группу флорентийских гравюр , в основном уникальных отпечатков (т.е. неизвестных иначе), с некоторыми религиозными сюжетами и цветной гравюрой Мехмета II , который, по-видимому, приобрел альбом. Это представляет интерес для историков искусства, потому что где-либо сохранилось лишь небольшое количество ранних альбомов западных гравюр, которые были разбиты более поздними коллекционерами или дилерами; Вероятно, в то время они были распространены среди коллекционеров в Европе. [30]
Примеры из суда Великих Моголов
[ редактировать ]- Альбом Салима , выпущенный во времена правления Акбара Великого , содержит как христианские изображения, так и портреты индуистских придворных.
- Альбомы Minto , созданные во времена правления Шах-Джахана , содержат миниатюры, изображающие королевских придворных, сады и изображения дикой природы, окруженные сложной цветочной рамкой.
- Альбом Шах Джахана , ныне распроданный, так как его разделил Джордж Джозеф Демотт , бельгийский дилер. Многие из листов сейчас находятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
- Альбом Кеворкяна , сейчас в основном разделен между Нью-Йорком (Метрополитен) и Вашингтоном (Фрир).
- Альбом Гульшан , составленный императором Джахангиром , сейчас большей частью находится во дворце Голестан в Тегеране.
В наше время
[ редактировать ]Абдур Рахман Чугтай был художником, ответственным за возрождение муракки на Индийском субконтиненте в 1928 году после публикации своего «Муракка-и Чугтай». Когда он начал рисовать в 1910-х годах, его основное влияние оказала индуистская мифология , но к 1920-м годам он был вдохновлен исламскими произведениями искусства, включая муракку, газели и османские миниатюры . [31]
Используя новые инструменты цифровых гуманитарных наук , Сумати Рамасвами из Университета Дьюка воссоздал форму могольской муракки, чтобы отслеживать маршруты земного шара в Индии раннего Нового времени . [32]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Галерея Фрира Саклера F1928.10
- ^ Фрум. (2001), 1.; Ризви, 800
- ^ Фрум, 1-2; Такстон, VII
- ^ Регулярная тема предисловий - см. Роксбург, 111-112.
- ^ Фрум, 5-6
- ↑ Кэнби, цитата из 47.
- ^ Кэнби, 42–49, 45 по Корану, 83 по коврам.
- ^ Титли, 113-114; Риза; Бренд, 165-166
- ^ Риза
- ^ Титли, 133-135.
- ^ Титли, 136-142.
- ^ Титли, 151, 157-158.
- ^ Робинсон, 37 лет; Вальтер и Вольф, 254–255.
- ^ Лев, нападающий на оленя , сцена из бумаги для декупажа, нарисованная по трафарету, образует Британский музей; Титли, 158, 229, 242
- ^ Художественная галерея Фрира и Галерея Артура М. Саклера, Смитсоновский институт (1999). Шанер, Линн (ред.). Джахангирнама . Предисловие Майло Кливленд Бич. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. vi – vii. ISBN 0195127188 .
- ↑ Крилл и Джаривала, 23–30.
- ^ Лости, JP; Рой, Малини (2012). Индия Великих Моголов: искусство, культура и империя, рукописи и картины в Британской библиотеке . Лондон: Британская библиотека. стр. 132–133. ISBN 9780712358705 .
- ^ Пребывайте . Правление Шаха Джахана, портрет Абида, датированный 1628 годом; собран в конце 17 века. Зеркальный шкаф с портретом Мумтаз Махал . Художественная галерея Фрира. Ф2005.4 [1]
- ↑ Крилл и Джаривала, 68 лет.
- ↑ Крилл и Джаривала, 66 лет.
- ^ Крилл и Джаривала, 27–39, и записи в каталоге.
- ^ Маленький альбом Клайва, Музей Виктории и Альберта .
- ^ Титли, 105
- ^ Музей Ага Хана. Архивировано 24 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Таниди, 1
- ^ AEFroom, (2001). «Собирание вкусов: Муракка для султана Мурада III». Электронный журнал востоковедения IV: 19, стр. 1.
- ^ Эмине Ф. Фетвачи, (2005). «Визири к евнухам: переходы в покровительстве османским рукописям, 1566–1617». Неопубликованная докторская диссертация Гарвардского университета. стр. 28.
- ^ AEFroom, (2001). «Собирание вкусов: Муракка для султана Мурада III». Электронный журнал востоковедения IV: 19, с. 2, 7.
- ^ Э.Фрум, (2001). «Собирание вкусов: Муракка для султана Мурада III». Электронный журнал востоковедения IV: 19, с. 4.; Шейла С. Блэр. (2000). «Цвет и золото: украшенная бумага, использовавшаяся в рукописях в более поздние исламские времена». Мукарнас. 17. стр. 26.
- ^ Ландау и Паршалл, 91–95; Можно было бы усомниться в названии, поскольку «путти» — довольно грубо выглядящие взрослые люди.
- ^ Ифтихар Дади, (2006). «Миниатюрная живопись как мусульманский космополитизм» Обзор ISIM: Международный институт изучения ислама в современном мире. № 18 стр. 53.
- ^ Сумати Рамасвами, «Глобальный выход в Индии Великих Моголов» ( http://sites.duke.edu/globalinmughalindia/ )
Ссылки
[ редактировать ]- Пребывайте. Правление Шаха Джахана, портрет Абида, датированный 1628 годом; собран в конце 17 века. Зеркальный шкаф с портретом Мумтаз Махал . Художественная галерея Фрира. Ф2005.4
- Бренд, Барбара. Исламское искусство , издательство Гарвардского университета, 1991, ISBN 0-674-46866-X , 9780674468665
- «Кэнби (2009)», Кэнби, Шейла Р. (редактор). Шах Аббас; Переделка Ирана , 2009, British Museum Press, ISBN 978-0-7141-2452-0
- «Риза» - Кэнби, Шейла Р., Риза [Риза; Реза; Ака Рижа; Ака Рижа Кашани; Рижа-йи ‛Аббаси] , в Oxford Art Online (требуется подписка), по состоянию на 5 марта 2011 г.
- Крилл, Розмари и Джаривала, Капил. Индийский портрет, 1560–1860 , Национальная портретная галерея, Лондон , 2010, ISBN 978-1-85514-409-5
- Дади, Ифтихар (2006). «Миниатюрная живопись как мусульманский космополитизм» Обзор ISIM: Международный институт изучения ислама в современном мире. № 18 стр. 52–53.
- Фетвачи, Эмине Ф. (2005). «Визири к евнухам: переходы в покровительстве османским рукописям, 1566–1617». Неопубликованная докторская диссертация Гарвардского университета. стр. 1–533
- Фрум, А.Е. (2001). «Собирание вкусов: Муракка для султана Мурада III». Электронный журнал востоковедения IV: 19, стр. 1–14.
- Ландау, Дэвид и Паршалл, Питер. Печать эпохи Возрождения , Йель, 1996 г., ISBN 0-300-06883-2
- Лости, JP; Рой, Малини (2012). Индия Великих Моголов: искусство, культура и империя, рукописи и картины в Британской библиотеке . Лондон: Британская библиотека. стр. 132–133. ISBN 9780712358705 .
- Ризви, Кишвар. (2003). «Предисловие к файлу: написание истории искусства в Иране шестнадцатого века Дэвидом Дж. Роксбургом». (рецензия на книгу) Художественный вестник. 85.4. стр. 800–803.
- Робинсон Б., Персидская живопись пятнадцатого века: проблемы и проблемы , NYU Press, 1993, ISBN 0-8147-7446-6 , ISBN 978-0-8147-7446-5 , книги Google
- Такстон, Уилер Макинтош. Предисловия к альбомам и другие документы по истории каллиграфов и художников , Том 10 «Исследований и источников по исламскому искусству и архитектуре: Дополнения к Мукарнасу», BRILL, 2001, ISBN 90-04-11961-2 , ISBN 978-90-04-11961-1
- Титли, Нора М., Персидская миниатюрная живопись и ее влияние на искусство Турции и Индии , 1983, University of Texas Press, 0292764847
- Танинди, Зерен (2000). «Дополнения к иллюстрированным рукописям в османских мастерских». Мукарнас. Брилл: 17. стр. 147–161. ДЖСТОР
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пляж, Майло Кливленд. (1967). «Коллекция Хираманека». Журнал Берлингтон: 109.768. стр. 183–185.
- Блэр, Шейла С. (2000). «Цвет и золото: украшенная бумага, использовавшаяся в рукописях в более поздние исламские времена». Мукарнас. 17. С. 24–36.
- Глинн, Кэтрин. (1983). «Ранняя живопись в Манди». Искусство Азии. 44.1, стр. 21–64.
- Глинн, Кэтрин. (2000). «Альбом княжества Раджастана: покровительство раджпутов живописи в стиле Великих Моголов». Атибус Азиатский. 60.2, стр. 222–264.
- Харрис, Люциан. (2001). «Арчибальд Суинтон: новый источник альбомов индийских миниатюр в коллекции Уильямса Бекфорда *». Журнал Берлингтон. 143.1179. стр. 360–366.
- Курц, Отто. (1967). «Том рисунков и миниатюр Великих Моголов». Журнал институтов Варбурга и Курто. 30, стр. 251–271.
- Роксбург, Дэвид Дж., Предисловие к изображению «Написание истории искусства в Иране шестнадцатого века».
- Роксбург, Дэвид Дж. (2000). «Камаль ад-Дин Бихзад и авторство в персидской живописи». Мукарнас. 17, стр. 119–146.
- Соучек, Присцилла П. (1995). «Персидские рисунки Мари Люкенс в Метрополитен-музее». Журнал ближневосточных исследований . 54.1, стр. 74-.
- Светоховский, Мари Люкенс и Бабаи, Сюзан (1989). Персидские рисунки в Метрополитен-музее . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0870995642 .
- Уэлч, Стюарт К.; и др. (1987). Альбом императоров: изображения Индии Великих Моголов . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0870994999 .